Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука и научные учреждения
К. - одна из стран древней цивилизации на Востоке. Издавна в К. велись аст-рономич. и метеорологич. наблюдения, развивалась строит, техника (в 553-66 построен крупнейший на Д. Востоке буддийский монастырь Хваннёнса; в 742- 764 - пещерный храм Соккурам). В 632-647 близ столицы гос-ва Силла Кён-джу была сооружена астрономич. башня Чхомсондэ - древнейшая обсерватория в Вост. Азии. В 718 в К. изобретены водяные часы. В 682 в Силла открылось высшее гос. училище " Кукхак", где с 717 началось преподавание медицины и математики, а с 794 - астрономии. Широкое распространение в К. получило в 11-13 вв. производство фарфоровых изделий. Корейцы заимствовали кит. ксилографию. Достижением печатной техники явилось ксилографич. издание буддийского канона (св. 6 тыс. томов). В 1234-41 в К. стали применять типографский металлич. шрифт; с 1403 он получил распространение; был усовершенствован в 1434. С сер. 15 в. развивались прикладные науки. Кор. учёные в труде " Нонса чик-соль" (" Книга о земледелии") обобщили агрономич. знания своего времени. Для метеорологич. наблюдений с 1441 использовался дождемер. Ян Сон Джи и др. составили историко-географич. описание Коре и географич. карту К. (1451). Крупные достижения имелись в мед. науке. В 1432 завершено составление кор. фармакопеи " Хянъяк чипсонбан", в 1445 издана мед. энциклопедия " Ыйбан юч-хви". В 15-17 вв. появились значит, ес-тественнонауч. труды, среди которых энциклопедия < Тонгу к ёджи сыннам" (" Обозрение достопримечательностей Вост. гос-ва") в 55 кн. (1487) и мед. энциклопедия " Тоный погам" (" Сокровищница вост. медицины") в 25 кн., составленная Хо Джуном (1610). В 15- 16 вв. больших успехов достигла К. в области воен. техники. В 1450 издан крупный труд " Тонгук пёнгам" (" Воен. зерцало Вост. гос-ва"). Известен своими усовершенствованиями конструкций военных кораблей и арт. оружия флотоводец Ли Сун Син (16 в.). По его проектам был построен боевой корабль, вооружённый пушками, огнемётами, гигантскими луками и приспособленный для тарана. Внешнеполитическая изоляция (17-2-я пол. 19 вв.) тормозила экономич. и культурное развитие К. Однако и в этот период естественнонауч. и технич. исследования продолжались. Результаты их отразились в энциклопедии " Тон-гук мунхон пиго" (100 кн., 1770) и в с.-х. энциклопедии " Синпхён нонсо" (1798). С сер. 19 в. началось нек-рое оживление естественнонаучной мысли в К. В это время получили известность труды Нам Бен Гиля и Нам Бен Чхоля по математике и астрономии. В 1861 изданы работы Хван Хэ Ама по терапии. Исследования по географии вёл Ким Джон Хо, составивший подробную карту К. (1861). Большое значение для развития естествознания в стране имели труды учёных - сторонников движения сирхак - Хон Дэ Ёна, Ли Су Гвана и др. Их работы были посвящены многим проблемам и нередко носили энциклопедия, характер. Аннексия К. япон. империалистами задержала развитие естеств. наук. После подавления япон. карателями Мартовского восстания 1919 мн. учёные вынуждены были эмигрировать. После освобождения К. (1945) в Сев. К. были созданы благоприятные условия для развития науки. В 1946 в Пхеньяне основан Гос. ун-т им. Ким Ир Сена. В 1947 начали работать первые науч. учреждения. Философия. В древней К. получили своеобразное развитие системы буддизма, конфуцианства и даосизма. Видными представителями буддизма махаяны явились Вонхё (7 в.) и Ыйчхон (11 в.). Теоретиками конфуцианства были в 7 в. Соль Чхон, в 9-12 вв. - Чхве Чхи Вон, Чхве Чхун, Ким Бу Сик и др. Предоставляя буддизму первенствующую роль в нравственном воспитании подданных, они считали конфуцианство основой гос. правления. В кон. 13-14 вв. распространилось неоконфуцианское учение кит. философа Чжу Си (Ан Хян, Ли Сэк, Чон Мои Джу, Чон До Джон и др.). Став с кон. 14 в. гос. идеологией, неоконфуцианство в дальнейшем выделило различные идейные течения и фи-лос. школы (Ким Джон Джик, Чо Гван Джо и др., 15-16 вв.). В 16-17 вв. сложилась самая крупная идеалистич. филос. школа К., школа последователей Чжу Си - соннихак, или лихак (школа " ли", или школа естеств. закона и природы вещей): Ли Хван, Ли И, Ким Ин Ху и др. Представителями материалистич. традиции были Ким Си Сып и Со Ген Док. В 17 в. кор. последователи учения кит. философа Ван Ян-мина (янмёнхак-пха) выступили как противники неоконфуцианства. Из среды этой школы вышел Им Сон Джу (18 в.), отстаивавший первичность материального начала " ки"; его учение продолжил Чхве Хан Ги (19 в.). В 17-19 вв. значит, вклад в развитие материалистич. традиций в обществ, мысли К. внесли филос. и социологич. идеи представителей движения сирхак (Ли Су Гван, Пак Чи Вон и др.). Попытки укрепить неоконфуцианство в кон. 18- сер. 19 вв. (Ки Джон Джин и др.) осуществлялись под лозунгом " защиты истины и искоренения ложных учений" (эти учения включали в себя католицизм, проникший в К. в кон. 18 в., янмёнхакпха, сирхак, учение секты Тонхак и др.). Религиозное учение секты Тонхак, основанной в нач. 1860-х гг. Чхве Дже У, содержало в себе пантеистич. элементы и идеалы всеобщего равенства людей. С открытием К. для иностр. гос-в в страну начали проникать социально-политич. теории Запада. В кон. 19 в. и нач. 20 в. развернулось движение бурж. культур-но-просветит. мысли патриотич. направления (Чу Си Ген и др.). После восстания в 1919 получили распространение идеи марксизма-ленинизма. С освобождением К. от япон. колон, господства (1945) идеи марксизма-ленинизма стали преобладающими в Сев. К. В. К. Пак. Историческая наука. Историографич. традиция в К. зародилась ещё в период трёх гос-в (первые века н. э.). Самым ранним из сохранившихся памятников кор. феод, историографии является " Самгук саги" (" Исторические записи трёх государств", 1145) - офиц. история, составленная под рук. придворного историографа и гос. деятеля Коре Ким Бу Сика. Работа написана в духе традиций конфуцианской историографии и проникнута идеями укрепления централизованного феод, гос-ва. Другой памятник этого периода - " Самгук юса" (кон. 13 в.) написан буддийским монахом Ирё-ном. При династии Ли (правила в 1392-1910), когда в историографии окончательно утвердилась конфуцианская историографич. традиция, составление династийных хроник осуществлялось высшим правительств, органом по составлению офиц. истории (Чхунчхугван). К 1451 была составлена " История Коре" (в 139 кн.). В 1614 основан ист. архив. К кон. 19 в. было завершено составление хроник династии Ли (в 1771 кн., начаты в сер. 15 в.; охватывают период 14- 19 вв.; впоследствии были обобщены материалы и до нач. 20 в,). Для историографии феод. К. были также характерны неофиц. историч. работы, написанные отд. (иногда анонимными) авторами в виде полубеллетристических произведений. С кон. 16 - нач. 17 вв. кор. историографию пополнили просветит, трудами представители прогрессивного движения сирхак (Ли Су Гван, Хан Бэк Кем, Лю Хён Вон, Ли Ик, АН Джон Бок, Пак Чи Вон, Чон Як Ён и др.), к-рые критически подошли к старой конфуцианской традиции в освещении истории. Одной из особенностей учёных этого направления был интерес к общественно-политич. проблематике. Ими был разработан ряд утопич. теорий идеального общества будущего, создание к-рого они связывали с осуществлением реформ в науке, просвещении, экономике (гл. обр. в области агр. отношений - в землевладении и землепользовании). В нач. 20 в. прогрессивные историки - деятели бурж. культурно-просветит. движения (Пак Ын Сик, Син Чхэ Хо и др.) выступили с трудами, проникнутыми демократич., антияпон. патриотич. идеями. В 30-е гг. прогрессивная бурж. историография в противовес офиц. про-япон. историографии, фальсифицировавшей историю К., представлявшей её лишённой к.-л. черт самостоятельности и прогрессивности, стремилась дать объективное освещение нац. истории. В этот же период была сделана первая попытка (Пэк Нам Ун и др.) представить развитие общественно-историч. процесса в К. с позиций марксистского учения о смене общественно-экономич. формаций. После 1945 марксистская историч. наука быстро развивалась в Сев. К. Был создан (1947) Комитет по составлению истории К.; учреждён периодич. орган - журн. " Ёкса чемундже" (изд. до 1950). М. Н. Пак. Экономическая наука. В период феодализма экономич. взгляды развивались гл. обр. в историч. трудах и энциклопедиях [Ким Бу Сик (11-12 вв.), Чон До Джон (14 в.), Хон Бон Хан (18 в.) и др.]. Главным был вопрос об ограничении крупной феод, собственности и укреплении централизов. (гос.) зем. собственности. Кор. учёные- представители движения сирхак (Хан Бэк Кем, Ким Юк, Ли Ик, Ли Су Гван, Пак Чи Вон, Чон Як Ён, кон. 16- нач. 19 вв.) выступали за развитие производительных сил в земледелии, прогресс ремёсел и торговли, коренные агр. преобразования в пользу крестьянства. Требования прогрессивных бурж. социально-экономич. преобразований выдвигались в конце 19 в. реформаторами (Ким Ок Кюн и др.). В период колон, зависимости К. изучение истории кор. экономич. мысли было монопольным правом бурж., в основном япон., исследователей и носило тенденциозный характер. Победа Великой Окт. социалистич. революции в России, развёртывание ан-тиимпериалистич. движения в К. после Мартовского восстания 1919 способствовали проникновению в страну марксистских экономич. идей. Для этого же времени характерно распространение в К. экономич. идей национал-реформизма (концепций гармонии труда и капитала и др.). В 30-х гг. марксистские экономич. взгляды нашли выражение в экономич. программе антияпон. нац.-освободит, борьбы, разработанной кор. коммунистами [экономич. часть Программы действий коммунистов К. (1934), Программа Об-ва возрождения отечества (1936)]. С 1945 марксистская экономич. наука развивалась в Сев. К. На её основе разработаны задачи экономич. части программы из 20 пунктов, выдвинутой коммунистами К. в 1946. Трегубенко. Языкознание. Первая работа в области кор. письма относится к 7 в. Соль Чхон из гос-ва Силла видоизменил кит. иероглифы, приспособив их для записи слов кор. яз. - т. н. способ " иду" (чиновничье письмо), к-рое употреблялось в деловой переписке до кон. 19 в. В 1444 был изобретён кор. фонетич. алфавит. В 1446 учёные из Чипхёнджона создали комментарий к эдикту короля о введении кор. алфавита " Хунмин чоным хэре" - историко-лингвистич. источник, в к-ром изложено учение о звуках и буквах, основанное на глубоком знакомстве с живым кор. произношением, кит. теорией рифм и натурфилософией. В 15- нач. 20 вв. осн. работы в области лингвистики сводились гл. обр. к изучению кор. письма, усовершенствованию орфографии, составлению словарей различного типа, учебных пособий: 1-й кор. рифмич. словарь " Тонгук чонун" (1447); работы Чхве Се Джина - " Собрание иероглифов для обучения юношества" (1527); " Общее объяснение четырёх тонов" (1517); " Китайско-корейский словарь в порядке рифм" (1536); исследования по фонетике и письму представителей движения сирхак - Син Ген Джуна (" Хунмин чоным тохэ", 1750), Сон Ге Хи (" Самун сонхви", 1751), Ю Хи (" Онмун джи", 1824) и др. В 1897 появилась первая грамматика кор. яз., написанная Ли Бон Уном. Зачинателями совр. кор. языкознания (кон. 19- нач. 20 вв.) были Чу Си Ген, Чи Сок Ён и др. В это время разработаны основы морфологич. принципа в кор. орфографии, учение о слове, ставшее традиционным в кор. лингвистике, и т. д. В 1921 возникло Об-во по изучению кор. яз. (в 1931-35- Кор. лингвистич. об-во). Об-во занималось унификацией орфографии, науч.-технич. терминологии, установлением норм лит. яз., изучением диалектов, составлением толковых словарей (словарь Мун Се Ёна, 1940; толковый словарь начал составляться в 1929, издан в 6 тт. в 1957). В 30-40-е гг. созданы: " Наша грамматика" (1937) и " Исследование корейского письма" (1942) Чхве Хён Бэ, " История изучения корейской письменности и языка" (1938) Ким Юн Гена, " Изучение древней поэзии Кореи" (1942) Ян Джу Дона. В противовес деятельности прогрессивных лингвистов ряд учёных объединился в Об-во кор. яз., служившее интересам япон. колон, властей. С 1938 япон. колон, администрация запретила преподавание кор. яз. в школах. В 1943 подверглись репрессиям мн. прогрессивные кор. лингвисты. Был закрыт журнал " Хангыль" (изд. с 1927). После освобождения К. (1945) широко развернулась работа по изучению кор. яз. В Сев. К. было образовано Об-во по изучению кор. яз. и письменности (1947). Л. Р. Концееич. Лит.: Историография стран Востока, М., 1969, с. 180-208; 222 - 305; Современная историография стран зарубежного Востока, в. 3.- Октябрь и национально-освсбодит. борьба, М., 1969, с. 168 - 85; Т я г а и Г. Д., Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971; Чон ЧинСок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История корейской философии, пер. с кор., т. 1, М., 1966; Чосон кёндже сасан са (История экономич. мысли в Корее), Пхеньян, 1963; Jang KeyP., HandersonG., An outline of the history of Korean Confucianism, [Wash., 1956]; М а з у рЮ. Н., Корейский язык, М., 1960; Чхве Хён Бэ, Хангыль каль (Исследование корейского письма), Сеул, 1942; О г у ра Симпэй, Коно Рокуро, Тёсэн гогаку си (История корейского языкознания), Токио, 1965. Литература Истоки кор. лит-ры восходят к др.-кор. фольклору начала нашей эры. До конца 19 в. она была двуязычной и создавалась как на офиц. лит. яз. ханмуне - кореизир. форме кит. лит. яз. вэньяня (см. Китайский язык), так и на кор. яз. Древнейшими образцами лит-ры на кор. яз., записывавшейся до сер. 15 в. с помощью видоизменённых кит. иероглифов т. н. способом " иду", являются 25 небольших стихов-хянга (" песни родной стороны"), восходящих к 7-11 вв. В 12-14 вв. традиции хянга были продолжены в т. н. Коре каё (" песни Коре"). Выдающуюся роль в становлении поэзии на ханмуне сыграл Чхве Чхи Вон (р. 857), а своего наивысшего расцвета она достигла в лирике Ли Ин Но (1152-1220), Ли Гю Бо (1168-1241) и Ли Дже Хёна (1288- 1367). Ранняя проза представлена написанными на ханмуне буддийским " Житием Кюнё" (1075) Хек Йен Джона, пронизанной конфуцианскими идеями официальной хроникой " Исторические записи трёх государств" (1145) Ким Бу Сика (1075-1151) и буддийским " Жизнео-писайиём выдающихся монахов Страны, лежащей к востоку от моря" (1215). Постепенно художеств, проза отделяется от историч. лит-ры. Появляются яса (неофиц. истории), напр. " Забытые деяния трёх государств" (кон. 13 в.) Ирена (1206-89), и пхэсоль - проза малых форм. Начало жанру новеллы положил Ким Си Сып (1435-93): сб. " Новые рассказы, услышанные на горе Золотой черепахи". В 1478 Со Го Джон (1420-88) составляет обширную " Восточную антологию" (130 книг), включившую лучшие образцы прозы и поэзии на ханмуне. С аллегорич. повестями " Мышь под судом", " История цветов", " Город печали" выступил сатирик Им Дже (1549-87). Первым произв. на кор. алфавите была " Ода дракону, летящему в небеса" (1445). В 16-17 вв. в лит-ре господствовала пейзажная лирика (т. н. поэзия рек и озёр), проникнутая даосскими мотивами: уход от мира, воспевание природы и вина. Выдающимися мастерами сиджо (трёхстишия) и каса (большие поэмы) на кор. яз. были Чон Чхоль (1536-94) и Юн Сон До (1587-1671). Непосредств. откликом на события освободит. Им-джинской войны 1592-98 явилась пат-риотич. лирика Пак Ин Но (1561- 1642). Поэзия на кор. яз. была собрана в антологии " Неувядаемые слова Страны зелёных гор" (ок. 1727) и " Песни Страны, лежащей к востоку от моря" (1763). Любовная лирика достигла расцвета в творчестве Син Джэ Хё (1812-84), к-рому принадлежит также большая заслуга в развитии нар. муз. драмы (чхангык). В 17-19 вв. широкое распространение получили повести на кор. яз.- сосоль: героич. эпопея " Имджинская хроника" (17 в.), социально-утопич. " Повесть о Хон Гиль Доне" Хо Гюна (1569-1618), лирические " Повесть о Сим Чхон" (18 в.), " История о верности Чхунхян" (18 в.), сатирич. " Повесть о зайце" (18 в.) и др. анонимные и авторские произв. Появляются первые романы " Облачный сон девяти" Ким Ман Джуна (1637-92), " Сон о яшмовом тереме" (18 в.) и др. Идеи сирхак нашли отражение в сатирических новеллах на ханмуне Пак Чи Бона (1737-1805). Последними яркими представителями поэзии на ханмуне были идеолог сирхак Чон Як Ён (1762- 1836), нар. поэт-скиталец Ким Саккат (1807-64) и др. В конце 19 в. совершается переход от ср.-век. лит-ры к новой. Романы Ли Ин Джика (1862-1916) и Ли Хэ Джо (1869- 1927), пронизанные культурно-просве-тит. идеями, знаменуют собой этап т. н. новой прозы (син сосоль). В становлении совр. корейской новеллы большую роль сыграли писатель и идеолог бурж. национализма Ли Гван Су (1892-1951) и писатели-натуралисты Ем Сан Сон (1897-1963) и Ким Дон Ин (1900-51). Пионерами свободного стиха выступили Чхве Нам Сон (1890-1957) и Ким Ок (р. 1896). Аннексия К. Японией (1910) временно затормозила развитие кор. лит-ры; многие писатели подверглись репрессиям. После подавления восстания 1919 получили распространение различные декадентские направления. Одновременно под влиянием марксизма формируется пролет, лит-pa. Предшественницей её явилась т. н. школа нового направления (сингёнхянпха), к-рую составляли литературные группы " Искры" (1922) и " Пхаскюла" (1923). Среди видных представителей этой школы - поэт Ли Ик Сан (1895-1932), новеллист Чхве Со Хэ (1901-32) и др. писатели, для реалистич. творчества к-рых характерна ярко выраженная патриотич. и социальная направленность. Реалистич. черты свойственные также прозе На До Хяна (1902-27) поэзии Ким Со Воля (1903-35) - певца крест, жизни. В 1925 была создана Ко рейская федерация пролетарского искусства (распущена в 1935). В неё вошли прозаики Сон Ён (р. 1903), Ли Ги Ён (р 1895), Чо Мен Хи (1894-1942), Ли Бук Мен (р. 1908), поэты Ли Сан Хва (1900-1943), Пак Се Ён (р. 1902), Пак Пхар Ян (р. 1905), критики Хан Сик (1907-50) Юн Се Пхён (р. 1911) и др. Появились реалистич. романы " Родная сторона (1934) Ли Ги Ёна, " Проблемы человечества" (1934) писательницы Кан Ген (1906-44) и др. Со 2-й пол. 30-х гг. в период усиления япон. реакции, популярным стал жанр историч. романа " Сказание об Им Кок Чоне" (1939-40 Хон Мен Хи (р. 1888), историч. полотна Ли Гван Су, Ким Дон Ина, Ем Сан Сопа Пак Чон Хва (р. 1901) и др. В 1930-40 гантияпон. партиз. отрядах создавались боевые революц. стихи, песни, одноактные пьесы. Лит.: Ерёменко Л., Иванова В. Корейская литература. Краткий очерк, М. 1964; НикитинаМ. И., ТроцевичА.Ф. Очерки истории корейской литературы до 14 в.. М-, 1969; Корейская литература. Сб статей, М., 1959; Никитина М. И. ТроцевнчА. Ф., Периодизация средне-вековой корейской литературы, " Народы Азии и Африки", 1964, № 1; Елисеев Д. Д. Корейская средневековая литература пхэсол (Некоторые проблемы происхождения и жанра), М., 1968; Л и В., Корейская ассоциации пролетарских писателей и проза 20- 30 гг. в сб.: Национальные традиции и генезис социалистического реализма, М., 1965; Юн С Пхён, Хэбанджон Чосон мунхак (Корейская литература до освобождения), Пхеньян, 1958 Коджон чакка рон (Статьи о классиках корейской литературы), т. 1 - 2, Пхеньян 1958-59; Чосон мунхак тхонса (Общая история корейской литературы), т. 1 - 2, Пхеньян, 1959; Ким ТхэДжун, Чосон со соль са (История корейской прозы), Сеул 1939; Ян Джу Дон, Кога ёнгу (Изучение древней корейской поэзии), Сеул, 1954 Чо Ён Хён, Хангук хёндэ мунхак са (История современной корейской литературы), Сеул, 1956. Л. Р. Концееич
|