Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Математика. I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой 25 страница






Древние сооружения М., помещённые на стилобатах, - четырёхгранные ступенчатые пирамиды, на усечённых вершинах к-рых находятся небольшие храмы (напр., «Храм Солнца» в Паленке, 2-я пол. 7 в.), а также узкие длинные здания (резиденции правителей, жречества и знати), к-рые группируются вокруг замкнутых дворов, и площадки для культовых игр. Скульптура (первонач. материал - дерево, затем - известняк), представленная рельефами на стенах храмов и стелах (весьма, схематичными до 4 в., более естеств. в 7 -нач. 8 вв.), получила особенное развитие во 2-й пол. 8-9 вв., когда образовались местные школы (Пьедрас-Неграс, Паленке, Копан и Киригуа). В это время появились уравновешенные многофигурные композиции, в к-рых плоский рельеф свободно сочетался с горельефом. Совершенства достигла мелкая пластика (статуэтки из терракоты и изделия из полудрагоценных камней). Живопись М. представлена настенными росписями (яркие по цвету росписи храма в Бонампаке, 2-я пол. 8 в.) и изображениями на сосудах (мифологич. или историч. тематика). Известны рисунки в иероглифич. рукописях М. (среди них своим художеств, уровнем выделяются рисунки в " Дрезденской рукописи"). В майя-тольтекский период на п-ове Юкатан крупными архитектурно-худ ожеств. центрами были города Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.

Лит.: Ланд а Д., Сообщение о делах в Юкатане. 1566 г., пер. со староисп., М.-Л., 1955; Народы Америки, т. 2, М., 1959; Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М.- Л., 1963; Галленкамп Ч., Майя, пер. с англ., М., 1966; Кузьмищев В., Тайна жрецов майя, М., 1968; Кинжалов Р. В., Искусство древних майя, М.- Л., 1968; его же, Культура древних майя, Л., 1971 (библ.); Моr1еу S. G,, The ancient Maya, 3 ed., Stanford, [1956]; Сое М. D., The Maya, N. Y. - Wash., [1966]; К id d er A., Samayoa Chinchilla C., The art of the ancient Maya, N. Y., 1959; M a r t i n e z Paredez D., Un continente у una cultura, Мех., I960; W a d e p u h 1 W., Die alten Maya und ihre Kultur, Lpz., 1964; Maya, Fribourg, [1964].

МАЙЯ (санскр. - видимость, иллюзия), одно из важнейших и наиболее универсальных понятий древней и ср.-век. инд. религии, философии и культуры. Первоначально, по-видимому, означало магич. способность шамана, мага или жреца преобразовывать друг в друга вещи и события видимого мира. Впоследствии из первоначального мифологич. представления развились три концепции М., отразившие три стороны её исходного значения. Во-первых, " энергетическая" концепция: М. как божественная творч. сила, ассоциирующаяся с рождающим женским началом (" шакти"), служащая необходимым дополнением образа любого инд. божества - способом его раскрытия в универсуме. Во-вторых, " материальная" концепция: М. представляется " тканью" любой действительности и конечным продуктом всякой (не только божественной) деятельности и т. о. приравнивается к понятию " сотворённая вселенная", противополагаясь несотворённому духовному началу. В-третьих, " психологическая" концепция: М. выступает синонимом игры психич. сил (" хрида", или " лила"), иллюзорности всего воспринимаемого и мыслимого, завесы, закрывающей от человеческого взора высшую сущность бытия и действит. смысл обыденного существования.

В филос. толковании адвайта-веданты (учение " майя-вада") М. предстаёт как способность, промежуточная между абс. реальностью (брахманом) и абс. нереальностью (" круглый квадрат"). Она не сотворена и не уничтожима. Противопоставление брахмана как абс. реальности и М. как мира явлений позволило основателю адвайта-веданты Шанкаре создать законченную систему метафизики, в к-рой онтологич., гносеологич. и психологич. антиномии и парадоксы решаются за счёт введения понятия об уровнях реальности, образующих структуру М.

В отд. релит, культах (прежде всего в шиваизме) М.выступаетв антропоморфном виде - как супруга Шивы.

Лит.: Shastri P. D., The doctrine of Maya in Vedanta, L., 1911; Deutsch E., Adyaita-Vedanta, Honolulu, 1969; Saccidanandamurti К., Revelation and reason in Advaita-Vedanta, Waltair, 1959.^ А. М. Пятигорский.

МАЙЯ ПИСЬМО, письменность индейцев майя, населявших терр. совр. Мексики (п-ов Юкатан), Гватемалы, Гондураса, известная по памятникам с первых веков н. э. и существовавшая до запрещения её исп. церковью в 16 в. Сохранились 3 большие рукописи и множество надписей на камне и керамике. Характер М. п. вызывал споры среди специалистов. По мнению амер. учёного Э. Томпсона, М. п. носило чисто идеографический характер (см. Идеографическое письмо) и фоне-тич. прочтение его якобы невозможно. Однако сов. лингвисту Ю. В. Кнорозову, продолжившему исследования, начатые франц. учёным Л. де Рони и амер. учёными С. Томасом и Б. Уорфом, удалось обнаружить среди знаков М. п. много фонетич. знаков (обозначавших слоги и их части). Кнорозов показал, что М. п. состояло из идеографич. знаков (для целых слов и морфем) и фонетич. знаков, а также детерминативов. Дешифровка Кнорозова основана на позиционном анализе слов (позиционном, см. Позиция, определении их грамматич. класса и синтаксич. функции) и на перекрёстной проверке гипотез о звучании фонетич. знаков в словах разного значения со сходными звуковыми элементами (значение фраз часто подсказывалось рисунками, сопровождающими текст в рукописях). Однако сплошное чтение и понимание рукописей и надписей не осуществлено: для этого нужно реконструировать и изучить лит. язык майя начала н. э. (язык, на к-ром, видимо, написаны тексты М. п. и к-рый не мог не отличаться от известного науке языка майя 16 в.).

Лит.: Кнорозов Ю. В., Система письма древних майя, М.- Л., 1955; его ж е. Письменность индейцев майя, М.- Л., 1963; R о s n у L. d e, Essai sur le dechiff-rement de 1'ecriture hieratique de 1'Amerique centrale, 2 ed., P., 1884; Thomas C., Central American hieroglyphic writing, Wash., 1904; Whorf B. L., Deciphrement of the linguistic portion of the Maya hieroglyphs, Wash., 1942; Zimmermann G., Die Hieroglyphen der Maya-Handschriften, Hamb., 1956; Thompson _ J. E. S.. Maya hieroglyphic writing, 2 ed., Norman,

1960; e г о ж e, A catalog of Maya hieroglyphs, Norman, 1962. А. Б. Долгопольский.

МАЙЯПАН (Mayapan), город-государст-ство майя на С. п-ова Юкатан (Мексика). Основан, вероятно, в 10 в. В 12-15 вв. занимал ведущее положение среди др. городов на терр. полуострова. Правившая в М. династия Кокомов была по происхождению тольтекской (см. Толътеки). В сер. 15 в. был разгромлен войсками г. Мани и его союзников. Осн. археол. исследования М. проводились в 1950-х гг. экспедицией Ин-та Карнеги (США). Городище М. (пл. ок. 4 км2) было окружено кам. стеной с 6 гл. воротами; внутри находилось св. 3, 5 тыс. зданий, среди к-рых храм " Кастильо", многочисл. залы с колоннами, платформы для танцев, круглый храм " Караколь" и жилые дома. В архитектуре и скульптуре заметно влияние тольтекской культуры.

Лит.: Кинжалов Р. В., Культура древних майя, Л., 1971.

МАЙЯР (Maillart) Робер (6.2.1872, Берн, -5.4.1940, Цюрих), швейцарский инженер. Окончил Высшую технич. школу в Цюрихе (1894). Одним из первых открыв архит. возможности железобетона, разрабатывал безбалочные конструкции плоских перекрытий с использованием грибовидных опор (Федеральный склад зерна в Альтдорфе, 1912), построил множество мостов с изящными пологими арками (в виде тонкой, раздвоенной близ опорной части плиты) и опирающимися на них плоскими балками (мост через ущелье Сальгина, 1930, пролёт арки - 90л). В 1912-19 работал в России.

Лит.: Bill M., R. Maillart, P., 1955.

МАЙЯ-СОКЕ ЯЗЫКИ, семья языков, состоящая из 3 ветвей: 1) языки майя (майя-киче) на Ю. и Ю.-В. Мексики, в Гватемале и Белизе: древний майя (иероглифич. письменность с нач. н. э. до 16 в.), юкатекский майя (Юкатан и Белиз, памятники с 16-17 вв. в лат. графике), уастекские, чоль, цельталь, языки маме, киче, покомские (покомам и покомчи) и др.; 2) языки соке-мише на Ю. Мексики: соке, тапачультекский, веракрусский пополука, мише; 3) тотонакские: тотонак, тепеуа (на В. Мексики: шт. Веракрус, Пуэбла, Идальго). Число говорящих - ок. 3 млн. чел. (1970, оценка). Нек-рые лингвисты включают в число М.-с. я. языки уру-чипайя (Боливия). Амер. лингвист Дж. Гринберг относит М.-с. я. к пе-нутианской макросемье (см. Индейские языки). М.-с. я. характеризуются богатым консонантизмом, большой ролью гортанной смычки как дифференциального признака у согласных и гласных. Словоизменение и словообразование преим. агглютинативное (суффиксы, префиксы, редупликация). Падежные отношения в нек-рых языках (майя) выражаются аналитически, в других (соке) - суффиксами. Твёрдый порядок слов.

Некоторые слоговые знаки майя, расшифрованные Ю.В. Кнорозовым (№1-10) и образцы использования их при фонетическом написании слов (Ms 11-20)

Лит.: Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М.- Л., 1963; W о n derly W., Zoque: phonemes and morphophonemes, " International Journal of American Linguistics", 1951, v. 17, 1952, v. 18; S w a d e s h M., Interrelaciones de las lenguas mayenses, " Anales del Institute Nacional de Antropologia e Historia", Mexico, 1961, t. 13; Handbook of Middle American Indians, v. 5, Linguistics, Austin, 1967; Longacre R., Comparative reconstruction of indigenous languages, " Current trends in linguistics", 1968. v. 4. А. Б. Долгополъский.

МАК (Papaver), род однолетних, двулетних или многолетних растений сем. маковых. Ок. 100 видов, распространённых преим. в Сев. полушарии. Для получения семян, содержащих масло растительное, и опия возделывают 1 вид - М. снотворный (P. sommferum), подразделяемый на 8 подвидов. В СССР культивируют 5 подвидов - евразийский (ssp. eurasiaticum), куда относятся формы масличного М., и тяньшанский (ssp. tianshanicum), джунгарский (ssp. songorium), тарбагатайский (ssp. tarbagataicum), китайский (ssp. chinense) - формы опийного М. Нек-рые виды М. выращивают как декоративные растения, напр, многолетний М. восточный (P. orientale), однолетние М. - голостебельный (P. hudicaule), M. Ш и р л и, или М.-самосейка (P. rhoeas), к-рый засоряет также посевы в юж. р-нах СССР, и др.

М. снотворный (рис.) - растение выс. 80-150 см, пронизано сосудами с белым млечным соком. Корень стержневой, проникает в почву на 70-120 см. Стебель прямостоячий, слабоветвистый. Листья стеблеобъемлющие, нижние удлинённые, собраны в розетку, верхние - яйцевидные или продолговатояйцевидные, у опийного М. они плотные, иногда кожистые, у масличного - тонкие. Стебель и листья покрыты восковым налётом. Цветки крупные, одиночные, 4-лепестные, обычно белые или фиолетовые у опийного М. и красно-фиолетовые, светло-розовые и светло-фиолетовые с тёмным пятном у масличного М. Плод - коробочка, чаще нераскрывающаяся, диам. 2-5 см и вые. 2-6 см, у опийного М. толстостенная, несегментированная, гладкая, у масличного - тонкостенная, сегментированная, бугорчатая. Семена очень мелкие, 1000 их весит 0, 24-0, 45 г (в коробочке 3-5 г), округлые или почковидные, светло-жёлтые или белые у опийного М. и голубые, серые или черно-серые у масличного.

Вегетац. период М. 85-135 сут. Семена его начинают прорастать при 2- 3 °С, всходы переносят заморозки 3-4 °С. Оптим. темп-pa от всходов до цветения 10-15 °С, от цветения до созревания семян - 20-25 °С. М. предъявляет повышенные требования к влажности почвы в период от посева до цветения; от цветения до созревания хорошо развивается в сухую солнечную погоду. Лучшие почвы - каштановые и чернозёмные (супеси и суглинки).

В семенах М. масличного содержится от 46 до 56% жирного масла и до 20% белка. Маковое масло используют в кондитерском и консервном произ-ве, в парфюмерной пром-сти и при изготовлении красок для живописи. Семена М. масличного, особенно с голубой окраской, применяют в хлебопечении и кондитерском произ-ве. Маковый жмых - ценный корм для скота. Из коробочек получают алкалоиды. Основные действующие вещества опия - морфин, кодеин, папаверин и др.

Мак снотворный: слева - верхняя часть растения, справа - коробочки различной формы.

Родина М.- Средиземноморье (предположительно); отсюда культура его задолго до н. э. проникла в Грецию, а затем в страны М. Азии. На терр. СССР масличный М. выращивают с 11 в., сначала как огородное растение, а с 19 в. в качестве полевой культуры; в Ср. Азии много веков возделывают опийный М. Масличный М. распространён в основном в странах Зап. Европы (Чехословакии, Венгрии, Польше, Австрии, Нидерландах, Франции и др.). В СССР посевы его сосредоточены на Украине, в Поволжье, нек-рых областях Центральночернозёмной зоны, в Казахстане; ср. урожаи семян 6-8 ч с 1 га, в передовых хозяйствах - до 20 ц с 1 га. Выращивают районированные сорта. На 1972 районировано 6 сортов масличного М.- Новинка 198, Старт и др., и 6 сортов опийного М.- Б-227, Юбилейный и др.

Лучшие предшественники масличного М. - удобренные озимые, идущие по пару, зернобобовые, бобово-злаковые мешанки, сах. свёкла, картофель; опийного М.- эспарцет. Под осеннюю вспашку вносят навоз 20-30 т/га или полное минеральное удобрение 60 кг /га NPK; при посеве в рядки - гранулированный суперфосфат 8-10 кг/га Р2О5; в подкормки - 60 кг/га N. Высевают М. одновременно с ранними яровыми культурами, междурядья 45 или 60 см, при ленточном посеве - 56 + 6 см. Норма высева семян 3-4 кг/га, при возделывании М. масличного без прорывки её уменьшают до 0, 5-0, 6 кг/га. Глубина заделки не более 2 см. Уход за посевами: рыхления, прополки, букетировка и прореживание букетов, поливы и подкормки. Масличный М. убирают при полной спелости семян. Опий-сырец собирают во время технич. спелости (через 20 сут после массового цветения): коробочки надрезают трёхлезвиевым ножом, а на следующий день скребком отделяют опий. Вредители М.- корневой маковый скрытнохоботник, гусеницы озимой совки, луговой совки, лугового мотылька; болезни - ложная мучнистая роса, фузариозное увядание, альтернариоз.

Лит.: Веселовская М. А., Мак, его классификация и значение как масличной культуры, Л., 1933; Минкевич И. А., Борковский В. Е., Масличные культуры, 3 изд., М., 1955; Многолетние цветы открытого грунта, М., 1959; К и с е л е в Г. Е., Цветоводство, 3 изд., М., 1964; Лекарственные растения СССР (культивируемые и дикорастущие), под ред. А. А. Хо-тина [и др.], М., 1967. Г. С. Воскресенская.

МАКА, группа народов, живущих в Респ. Камерун и сопредельных р нах Нар. Республики Конго, Респ. Экваториальная Гвинея, Рио-Муни и Центрально-африканской Республики. Включает народы: нджем, со, нгумба, баквеле, кака, пол и др. Общая численность св. 300 тыс. чел. (1970, оценка). Язык М. относится к сев.-зап. группе языковой семьи банту. М. сохраняют местные традиц. верования (культ сил природы и культ предков). Осн. занятия - земледелие, охота, сбор каучука, работа на плантациях.

Лит.: В г и е 1 G., La France Equatoriale Africaine, P., 1935.

МАКАЕНОК Андрей Егорович (р. 12.11. 1920, дер. Борхов, ныне Рогачёвского р-на Гомельской обл.), белорусский советский драматург. Чл. КПСС с 1945. Род. в крест, семье. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. После демобилизации учительствовал в Грузии; затем до 1947 - на парт, работе в Белоруссии. Окончил Респ. парт, школу при ЦК КПБ (1949). Начал печататься в 1946. Первые пьесы: ".Перед встречей", " Жизнь требует" (обе - 1951), драма " На рассвете" (1951). Комедия " Извините, пожалуйста! " (" Камни в печени", 1953) - одно из первых в сов. драматургии 50-х гг. остросатирич. произв., направленных против бесконфликтности в иск-ве. За ней последовали комедии: " Чтоб люди не печалились" (1958), " Левониха на орбите" (1961), " Затюканный апостол" (1969), " Трибунал" (1970), " Таблетку под язык" (1973), сценарий " Счастье надо беречь" (1958, по мотивам повести А. Кулаковского " Невестка"). Народные по форме (в традициях комедийно-сатирич. белорус, драматургии), пьесы М. выходят за рамки белорус, тематики. Они бичуют пережитки в жизни и сознании людей и утверждают мысль об ответственности человека перед обществом. С 1965 М.- гл. редактор журн. " Неман". Пьесы М. идут во мн. театрах страны. Награждён 2 орденами, а также медалями.

С о ч.: Камедьп, Мшск, 1961; Трыбу-вал. Зацюканы апостал, Мшск, 1971; в рус. пер.- Левониха на орбите. Извините, пожалуйста! (Камни в печени), М., 1963.

МАКАКИ (Масаса, Macacus), род низших узконосых обезьян подсем. мартышковых. Шерсть жёлто-бурых оттенков, у нек-рых чёрная. Развиты седалищные мозоли. Дл. тела 34-65 см, хвоста 5-70 см; весят от 3, 5 (крабоед) до 18 кг (японский М.), самки меньше. 12 видов; 1 вид - магот - в Африке (Марокко, Алжир, Тунис) и на Ю.-З. Европы (скала Гибралтар), в Юж. Азии остальные 11 видов. Держатся на земле или на деревьях. Питаются плодами, корнями, молодыми листьями, рисом, кукурузой, картофелем, сах. тростником, а также насекомыми и их личинками; формозский М. и крабоед поедают моллюсков и ракообразных. Живут стадами по 10-20 особей; японские М. образуют стада даже в неск. сот особей. Раз в год рождают одного детёныша; достигают зрелости в 3, 5-4, 5 года; беременность длится 5-6 мес.

Лит.: Napier J. R., Napier P. H., A handbook of living Primates, L.- N. Y., 1967. M. Ф. Hecmypx.

MАКАЛУ, вершина в Больших Гималаях, в 20 км к Ю.-В. от Джомолунгмы. Вые. 8470 м. Сложена гл. обр. гранитами. На склонах-ледники (дл. до 15 км). К В. от М.- ущелье р. Арун, пересекающей Гималаи. Глубина ущелья от гребня до русла реки до 7300 м (наибольшая на Земле). М. впервые покорена франц. альпинистами в 1955.

МАКАМ (араб.; осн. значение - положение, место), лад в профессиональной музыке арабов и иранцев. Родствен макомам в таджикской и узбекской, мугамам в азербайджанской, мукамам в уйгурской музыке. В классич. систему входят 12 М., названия к-рых связаны с их муз. характеристикой (напр., нева - мелодичный лад, бузург - великий лад), с местностями (ирак, исфахан, хид-жаз) и т. п. Звукоряды М.- диатонические, 7-ступенные, включающие в себя интервалы большого и малого полутонов и большого и малого целых тонов. В теоретич. трудах Сафи-ад-дина (13 в.) классич. 12 М. входят в сложную 84-ладовую систему, основанную на соединении 7 видов тетрахорда (4-ступенного звукоряда) с 12 видами пентахорда (5-ступенного звукоряда). М. составляют ладовую основу широко развитых в интонационно-мелодич. и композиционном отношении одноголосных вокальных и инструментальных произведений, создаваемых проф. музыкантами.

МАКАМА (араб.- сходка, место сбора племени, речь на сходке), жанр плутовской новеллы; зародился в араб, лит-ре 9-10 вв. и получил затем распространение в персидско-таджикской и евр. лит-pax. Обычно центр, персонаж М.- бродячий литератор-неудачник, зарабатывающий на жизнь поэтич. мастерством и эрудицией. На плутовской изворотливости героя М. строится занимательность их фабулы, на его образованности и поэтич. мастерстве - " учёное" содержание. М. писались рифмованной прозой (садж) в соответствии с тщательно разработанным каноном, изобиловали игрой слов, замысловатыми стилистич. фигурами, обильно насыщались цитатами и изречениями, что часто делало их доступными лишь узкому кругу знатоков изящной словесности. Среди наиболее известных мастеров араб. М.- основоположник жанра Бади аз-Заман (969-1007) и аль-Харири (1054-1122), в иран. лит-ре - Хамидаддин Балхи (ум. 1164), в еврейской - Иегуда Алхаризи (1165-1225). М. иногда считают непосредственной предшественницей европ. плутовского романа.

В араб, лит-ре конца 19 - нач. 20 вв. предпринималась попытка обновить жанр М., напр. " Рассказ Исы ибн Хишама" (1907) Мухаммеда Мувайлихи.

Лит.: Крымский А. Е., Арабская поэзия в очерках и образцах, М., 1906; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 3, М., 1956; Фильштинский И.М., Арабская классическая литература, М., 1965. И. М. Фильштинский.

МАКАО, территория в Юж. Китае, у побережья Южно-Китайского м., близ дельты р. Чжуцзян. Португ. владение. Кит. назв. - Аомынь.

МАКАРАКСКИЙ, посёлок гор. типа в Тисульском р-не Кемеровской обл. РСФСР. Расположен на р. Кия (басc. Оби), на автодороге, в 74 км к Ю.-З. от ж.-д. станции Тяжин (на Транссибирской магистрали).

МАКАРЕВИЧ Анна Моисеевна [28.12. 1853 (9.1.1854), Симферополь, - 29.12. 1925, Милан], русская революционерка-народница. С 1877 в эмиграции (революц. псевдоним - Кулишова).

МАКАРЕВСКИЙ Александр Иванович [р. 3(16).4.1904, с. Мушковичи Духов-щинского р-на Смоленской обл.], сов. учёный в области самолётостроения, акад. АН СССР (1968; чл.-корр. 1953), Герой Социалистич. Труда (1957). Чл. КПСС с 1943. Окончил Моск. высшее технич. уч-ще им. Н. Э. Баумана (1929). С 1927 работает в Центр, аэрогидродинамич. ин-те (в 1950-60 нач. ин-та). С 1952 одновременно проф. Моск. физико-технич. ин-та. Труды М. по внешним нагрузкам на самолёт послужили основой для создания норм прочности отечеств, самолётов и др. летат. аппаратов, в частности при больших скоростях. Им исследовано влияние устойчивости и манёвренности самолёта на перегрузку. Лауреат Ленинской пр. и Гос. пр. СССР. Награждён 3 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Макаки: 1 - резус; 2 - цейлонский; 3 - магот; 4 - львинохвостый; 5-яванский.

Соч.: О нагрузках крыла и оперения истребителя в полёте, " Тр. Центрального аэрогидродинамического ин-та", 1940, Ns 41; Прочность самолёта при больших скоростях, М., 1944; Теоретические и экспериментальные основы норм прочности самолётов. М., 1969.

МАКАРЕНКО Антон Семёнович [1(13).3. 1888, Белополье, ныне Сумской обл., - 1.4.1939, Москва], советский педагог и писатель. После окончания Кременчугского гор. уч-ща и пед. курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917 окончил Полтавский учительский ин-т. В 20-30-е гг. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы (см. Колония имени М. Горького) и трудовой дет. коммуной им. Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. М. осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. В 1937 переехал в Москву, посвятив себя лит. и общественно-пед. деятельности. Внёс большой вклад в теорию и практику коммунистич. воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитат. воздействия. По М., цель воспитат. работы определяется закономерностями обществ, развития, целью и задачами борьбы сов. народа за коммунизм, политикой Коммунистич. партии и Сов. гос-ва в области коммунистич. воспитания. Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое пед. средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитат. средств не может быть установлена навсегда. М. разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного в зависимости от конкретных условий организац. строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике М. чётко определены решающая роль руководителя воспитат. учреждения и его ответственность за единство пед. действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования " воспитательного коллектива", М. подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитат. воздействия на неё через коллектив (" педагогика параллельного действия") и непосредственно педагогом. Сущность своего пед. опыта М. определял принципом " как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему". М. старался " проектировать лучшее в человеке", стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положит, качества, задатки и силы. Подлинный гуманист, М. требовал от воспитателя высокого идейно- морального и проф. уровня, считал необходимым систематич. нравственное и политич. просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производит, трудом уч-ся. М. многое сделал для развития сов. теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. М. утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом - вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Пед. опыт М., его пед. взгляды воплощены в художеств, творчестве. В своих художеств, произведениях (" Педагогическая поэма", " Марш 30-го года", " Флаги на башнях"), художественно-теоретич. " Книге для родителей", в публицистич. статьях (" Воля, мужество и целеустремлённость", " О коммунистической этике", " Коммунистическое воспитание и поведение" и др.) М. как педагог-новатор и художник проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в сов. обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек. Лит. деятельность М. - редкий пример слияния подлинно художеств, дарования с талантом педагога-учёного. Как писатель и педагог М. сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Система пед. взглядов М. способствовала развитию пед. мысли в СССР и др. социалистич. странах. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. В УССР в 1958 учреждена медаль М., к-рой награждаются особо отличившиеся учителя и др. работники нар. образования.

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 7, 2 изд., М., 1959-60; Собр. соч., т. 1-5, М., 1971.

Лит.: Горький М., По союзу Советов, Собр. соч., т. 17, М., 1952; Воспоминания о Макаренко. Сб. материалов, Л., 1960; Балабанов и ч Е. Н., А. С. Макаренко. Человек и писатель, М., 1963; А. С. Макаренко. Сборник, М., 1963; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 3, Л., 1964. И. А. Каиров.

МАКАРИЙ (1482-31. 12. 1563), церк. и политич. деятель, архиепископ новгородский с 1526, митрополит московский и всея Руси с 1542. Убеждённый сторонник усиления самодержавной власти, представитель иосифлян, отстаивал позиции сильной воинствующей церкви. Под влиянием М. Иван IV в 1547 принял царский титул. М. предпринял канонизацию пантеона русских " святых" с целью унификации местных культов. На Стоглавом соборе (1551) добился провала правительств, программы секуляризации церковных земель. М. возглавлял кружок образованных книжников. На церковных соборах М. подверг решит, осуждению ереси М. Башкина и Ф. Косого, отражавшие антифеодальные настроения нар. масс. Под руководством М. была составлена " Степенная книга", обосновывавшая укрепление самодержавия и идеологич. позиции церкви, а также произведена систематизация и обработка оригинальной и переводной церк. лит-ры, составившей сб. " Великие Минеи-Четьи". М. способствовал открытию первой рус. типографии.

А. И. Макаревский.

А. С. Макаренко.

МАКАРИЙ (наст. фам. и имя Булгаков Михаил Петрович) [19.9 (1.10). 1816, с. Сурково Новооскольского у. Курской губ\, - 9(21).6.1882, с. Черкизово, ныне в черте г. Москвы], академик Петерб. АН с 1854. Родился в семье священника. В 1841 окончил Киевскую духовную академию. Ректор этой же академии в 1851-57. Епископ в 1857-59, архиепископ в 1859-79, митрополит московский и коломенский в 1879-82. Автор многих соч. по истории рус. церкви, в т. ч. 12-томной " Истории русской церкви" (1866-83), в к-рой освещена политич. история церкви с 10 в. до патриаршества Никона включительно, ценна публикацией мн. новых источников.

Лит.: Титов Ф., Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский, т. 1-2. К., 1895-1903.

МАКАРИЙ (наст. фам. и имя Глухарёв Михаил Яковлевич) [30.10 (10.11).1792, Вязьма, ныне Смоленской обл., - 17(29).5.1847, Волхов, ныне Орловской обл.], русский церк. деятель, миссионер и переводчик. Сын священника. Окончил Петерб. духовную академию. В 1830 был послан в г. Бийск Томской губ. во главе миссии, учреждённой Синодом для обращения в христианство некрещёных алтайцев (" Алтайская миссия"), положил начало изучению алтайских яз., составил словарь местных наречий. В 1843 был поставлен настоятелем Волховского - Оптина монастыря. Перевёл с др.-евр. на рус. яз. древнейшую часть Библии - Ветхий завет.

Лит.: Ястребов И., Краткие сведения о жизни и деятельности архимандрита Макария, основателя Алтайской духовной миссии, Бийск, 1893.

МАКАРИКАРИ (Makarikari), М а к г а д и к г а д и, бессточная впадина в Южной Африке (Ботсвана), на С. Калахари, на вые. 900 м. Пл. около 40 тыс. км2. В западинах много мелководных озёр: пресных, питаемых источниками, солоноватых, солёных; солончаков. В центральной части имеются два бессточных солёных озера - Нтветве на 3. и Соа на В., соединяющихся в наиболее влажные годы. В сухие зимние сезоны озёра пересыхают и превращаются в топкие солончаки. Большую часть М. занимают злаковые саванны. Терр. М.- часть заповедной терр. Мореми.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал