Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Математика. I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой 21 страница






МАЗАЧЧО [Masaccio; собственно Т о м м а з о д и Д ж о в а н н и д и Симоне Касса и (Г в и д и)] (21.12. 1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана, - осень 1428, Рим), итальянский живописец. Являясь крупнейшим представителем флорентийской живописи кватроченто, М. в своём творчестве решительно преодолевал традиции готики, воплощая в религ. сценах гуманистич. представления о совершенной человеческой личности. Жил во Флоренции с 1422, работал также в Пизе и Риме. Нередко сотрудничал [с 1424(?)] с Мазолино да Паникале; чёткое разделение произв. Мазолино и М. составляет одну из запутаннейших задач совр. искусствознания. Уже самые ранние из достоверных работ М. (" Мадонна со св. Анной", совм. с Мазолино, ок. 1424, Гал. Уффици, Флоренция; полиптих для церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, 1426, отд. части - в Нац. гал., Лондон, и др. музеях) отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластич. трёхмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм. Между 1425 и 1428 М. исполняет росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (среди фресок, бесспорно принадлежащих М., - " Изгнание из рая", илл. см. т. 11, табл. IV, стр. 48-49, " Чудо со ста-тиром", " Св. Пётр, исцеляющий больных своей тенью", " Св. Пётр и Иоанн, раздающие милостыню"); помещая персонажи в пространственно развёрнутую среду, подчёркивая их телесность обобщённой моделировкой одежд и выразит, скупостью колорита, М. вдохновляется иск-вом Джотто, порывая со ср.-век. художеств, культурой. Во фреске " Троица" (около 1426 - 27, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) М., очевидно под влиянием перспективных штудий Ф. Брунеллески, впервые в настенной живописи создаёт центрально-перспективное построение, придающее композиции особую величественность и вместе с тем соразмерность человеческим масштабам. Суровое и мужеств. иск-во М. оказало огромное воздействие на художеств, культуру Возрождения, в частности на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.

Лит.: Романов Н. И., Мазаччо, " Уч. зап. МГУ", в. 126. Труды кафедры общего искусствознания, кн. 1, М., 1947; М е s n i I J., Masaccio et les debuts de la Renaissance, La Haye, 1927; Patronchi A., Masaccio, Firenze, 1966; В е г t i L., Masaccio, L.- Phil., 1967.

МАЗДАКИЗМ, религ.-филос. учение, распространившееся в Иране и нек-рых соседних странах в раннее средневековье. Названо по имени Маздака - руководителя маздакитского движения (хотя учение возникло ещё в кон. 3 в.). Главным в М. была идея о том, что в основе мирового процесса лежит борьба между светлым, добрым началом, действующим разумно и закономерно, и тёмным, злым началом, представляющим собой хаос и случайность, и что эта борьба неизбежно завершится (уже в " этом мире") победой " добра" над " злом". М. содержал распространённые в ряде сект Ирана и Рим. империи идеи о необходимости взаимопомощи, о равенстве имущества и т. п. Призывая к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со " злом" и противопоставлявшегося " добру", к насильственному осуществлению " данного богом" всеобщего равенства, М. стал в кон. 5 в. идеологией маздакитского движения. После его подавления (6 в.) общины М. сохранялись в Иране, Ср. Азии, Азербайджане вплоть до 14 в. Идеи М. использовались во мн. нар. движениях ср.-век. Востока.

Лит. см. при ст. Маздакитское движение.

МАЗДАКИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, движение крестьян и гор. бедноты в гос-ве Сасанидов (нач. 90-х гг. 5- кон. 20-х гг. 6 вв.). Возникло в условиях резкого обострения экономич. и политич. кризиса, проявившегося в возросшем могуществе феодализировавшейся аристократии и зо-роастрийского жречества при ослаблении царской власти, росте эксплуатации крестьянства, разорении и обнищании нар. масс, неудачах во внеш. политике. Идеологией М. д. был маздакизм. М. д. было поддержано Кавадом I, стремившимся ослабить позиции крупной аристократии и жречества. Ок. 496 аристократия и жречество свергли Кавада I. После возвращения в 499 Кавада к власти сторонники М. д. заняли важные административные посты; одним из первых лиц в государстве стал Маздак. Маздакиты стали захватывать имущество знати, передавали его нуждающимся. Дальнейшее развитие М. д. привело к перегруппировке политич. сил. В 20-е гг. Кавад пошёл на примирение с ослабленной знатью, а его наследник Хосров, при негласной поддержке отца, выступил против маздакитов. В кон. 20-х гг. 6 в. М. д. было подавлено.

Лит.: Пигулевская Н. В., Города Ирана в раннем средневековье, М.- Л., 1956; Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961; Хрестоматия по истории средних веков, т. 1, М., 1961, с. 168 - 98; П е т р у ш е в с к и и И. П., К истории маздакитов в эпоху господства ислама, " Народы Азии и Африки", 1970, № 5; _ С h г i s t е n s e n A., Le regne de roi Kawadh I et le communisme mazdakite, Kbh., 1925; К Urn a O., Mazdak..., Praha, 1957.

МАЗДЕИЗМ (от имени верховного божества Ахурамазды), распространённое название ряда др.-иранских религий с первых веков 1-го тыс. до н. э. на терр. Зап. Ирана, Афганистана, Ср. Азии (зороастризм', см. также " Лвеста", религия Ахеменидов и др.).

МАЗЕЛЬ Лев (Лео) Абрамович [р. 13(26). 5.1907, Кенигсберг, ныне Калининград], советский музыковед, засл. деят. иск-в РСФСР (1966), доктор искусствоведения (1941). В 1930 окончил матем. отделение фнз.-матем. ф-та Московского ун-та и н.-и. отделение Московской консерватории (по классу А. Н. Александрова), в 1932-аспирантуру (руководитель М. В. Иванов-Борецкйй). В 1931-67 преподавал в Московской консерватории (с 1939 проф., в 1936-41 зав. кафедрой теории музыки). Автор трудов в области исследования муз. стилей, муз. форм, мелодики. Метод исследования М. основан на комплексном анализе, историко-стилистнч. ц эстетич. рассмотрении структуры муз. произведения. Среди осн. сочинений: " Фантазия f - moll Шопена" (1937), " Очерки по истории теоретического музыкознания" (в. 1-2, 1934-39, совм. с И. Я. Рыжкиным), " О мелодии" (1952), " Симфонии Д. Д. Шостаковича" (I960), " Строение музыкальных произведений" (1960), " Анализ музыкальных произведений" (1967, совм. с В. А. Цуккерма-ном), " Исследования о Шопене" (1971); " Проблемы классической гармонии" (1972). И. М. Ямпольский.

МАЗЕНДЕРАН, Мазандеран, историч. область в Иране, между Гиляном на 3. и Хорасаном на В. По совр. адм. делению - остан. Пл. остана 47, 4 тыс. км2. Нас. 2, 3 млн. чел. (1971/72). Центр - г. Сари; важные города: Шахи, Бехшехр, Горган, Баболь, Бендер-Шах, Амоль. В источниках 9-12 вв. упоминается как Т а б а р и с т а н; название М. существует с 13 в. При Сасанидах известен как независимое владение Мазендеранских правителей. В составе Араб, халифата, при Саманидах, Сельджукидах, монголах в М. правил и местные мазендеранские династии. В кон. 16 в. при шахе Аббасе I (правил в 1587 - 1629) в М. была ликвидирована местная династия и М. включён в гос-во Сефеви-дов. М.- один из районов демократич. движения в 1920-21. В 1946-51 в нек-рых городах М. (Баболь, Сари) происходили массовые митинги и демонстрации против Англо-иранской нефт. компании.

МАЗЕНДЕРАНЦЫ, мазандеранцы, народность в Иране, живущая на терр. историч. области Мазендеран. По культуре и быту близки к персам. Числ. ок. 1, 2 млн. чел. (1970, оценка). Язык М. бесписьменный, относится к иранской группе индоевроп. семьи языков. По религии М.- мусульмане-шииты. Занимаются земледелием (рис, пшеница), к-рое в прибрежных р-нах сочетается с рыболовством, а в горах - со скотоводством. В горных р-нах полуоседлое население сохраняет нек-рые пережитки племенного быта (крупнейшие племена - гадикулахи и паланн).

Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Бартольд В. В., Место Прикаспийских областей в истории мусульманского мира, [Баку, 1925].

МАЗЕПА Иван Степанович [1644-28. 8(8.9). 1709, Бендеры], гетман Левобережной Украины (1687-1708). Род. в укр. дворянской семье, воспитывался при дворе польск. короля. В 1669-73 на службе у гетмана Правобережной Украины П. Д. Дорошенко, в 1674-81 у гетмана Левобережной Украины И. Самойловича, в 1682-86 ген. есаул. С 1687 гетман Левобережной Украины; один из крупнейших землевладельцев. Вынашивая националистич. идеи о самостоятельности Украины и отторжении её от Росс:: и, М. вёл тайные переговоры с польск. королём Станиславом Лещинским, а затем - со швед, королём Карлом XII. Во время Северной войны 1700-21 М. в окт. 1708 открыто перешёл на сторону Карла XII. После поражения шведов в Полтавском сражении 1709 М. вместе с Карлом XII бежал в тур. крепость Бендеры.

МАЗЕР, термин, обозначающий квантовые генераторы и усилители радиодиапазона. Слово " М." (maser) образовано начальными буквами слов англ, фразы: Microwave Amplification by Stimulated Emission of Radiaton, что означает: усиление микроволн с помощью индуцированного излучения. Подробнее см. Квантовая электроника, Квантовые стандарты частоты, Квантовый усилитель.

МАЗЕРЕЛЬ, М а с е р е л (Masereel) Франс (30.7.1889, Бланкенберге, Зап. Фландрия, - 4.1.1972, Авиньон, Франция), бельгийский график и живописец. Чл. Коммунистич. партии Бельгии. Учился в АХ в Генте (1907-08). С 1909 жил гл. обр. во Франции. Во время 1-й мировой войны 1914-18 жил в Швейцарии, где присоединился к группе писателей-пацифистов во главе с Р. Ролланом и создал цикл антивоен. газетных рисунков. Используя близкие экспрессионизму и др. новым течениям 20 в. художеств, принципы (фантасмагоричность образов, гротеск, порой превращающий персонажи в маски, угловатый, геометризованный рисунок, динамическое построение композиции, резкий контраст чёрного и белого), а также литературную фабулу, язык традиц. символов и аллегорий, М. создавал серии ксилографии (" романы в картинах"), со стремительным, подобным смене кинокадров развитием сюжета. М. был увлечён эпосом жизни совр. человека, захваченного социальной стихией города. Прослеживая духовный рост, судьбу своего героя, он раскрывал трагич. конфликт всякой свободной идеи с бурж. обществом, выражал своим творчеством сознательный политич. протест против насилия и эксплуатации, стремился осознать место человека и связанных с его бытием гуманистич. ценностей в совр. мире (" Крестный путь человека", 1918, илл. см. т. 3, стр. 183; " Мой часослов", 1919; " Идея, её рождение, её жизнь, её смерть", 1920; " Город", 1925; " Созидание", 1928; " Пляска смерти", 1941; " Юность", 1948). М. известен также как иллюстратор произв. Ш. Де Костера, Р. Роллана и др. Выполнял альбомы рисунков и акварели, писал пейзажи, портреты, жанровые композиции, работал для театра и кино. Иск-во М. оказало влияние на творчество мн. европ. мастеров 1-й пол. 20 в. и сыграло большую роль в формировании новых образно-выразит. средств критич. реализма.

Лит.: Кантор А. М., Творчество Франса Мазереля, в сб.: Современное изобразительное искусство капиталистических стран, М., 1961; С а п е г о И., Образный строй графики Мазереля, " Искусство", 1961, № 8; Раздольская В., Мазерель, Л.- М., 1965; F. Masereel, Malerei und Graphik. 1917-1957, В., 1957; F. Masereel..., [Dresden], 1959. К. Г. Богемская.

МАЗЕТТИ (Masetti) Умберто Августович (18.2.1869, Болонья, -27.4.1919, Москва), итальянский вокальный педагог. Учился в Болонской консерватории по классам фп. и композиции, брал уроки пения. Написал несколько опер, симфоний (исполнялись под его руководством в Болонье и Риме), романсов. С 1899 жил в России. Проф. Московской консерватории (с 1899). М. воспитал выдающихся рус. певцов. Среди его учеников - А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, В. В. Барсова и др. Оставил " Краткие указания по пению моим ученикам" (1912).

МАЗИНА (Masina) Джульетта (р. 22.2. 1921, близ Болоньи), итальянская киноактриса. Училась в Римском ун-те, в 1942 начала выступать в драматич. театре, затем на радио. В кино дебютировала в фильме " Без жалости" (1948). Мировую известность принесло актрисе участие в фильмах её мужа режиссёра Ф. Феллини " Огни варьете" (1950), " Дорога" (1954, в сов. прокате " Они бродили по дорогам"), " Мошенничество" (1955), " Ночи Кабирии" (1956), " Джульетта и духи" (1965). Дарование актрисы отличает сочетание резких контрастных красок, лиризма и гротеска, тонкого психологизма и удивительной реалистич. достоверности в раскрытии характера. Особенно ярко это проявилось в исполнении ролей Джельсомины (" Дорога") и Кабирии (" Ночи Кабирии"). М. своеобразно развивает чаплинскую тему " маленького человека", страдающего от одиночества и жестокости окружающего мира и сохраняющего веру в добро.

Лит.: Сокольская А. Л., Джульетта Мазина, в кн.: Актеры зарубежного кино, в. 2, Л.- М., 1965. Г. Д. Богемский.

МАЗИНГ Евгений Карлович [5(17).4. 1880, Москва, -24.3.1944, там же], сов. учёный, специалист в области двигателей внутр. сгорания, засл. деят. науки и техники РСФСР (1941). В 1906 окон чил Моск. высшее технич. уч-ще и начал работать там в лаборатории двигателей внутр. сгорания; с 1920 проф., зав. кафедрой. Развивая идеи своего учителя В. И. Гриневецкого, М. разработал методику теплового расчёта двигателей, исследовал вопросы генерирования газа и его использования в двигателях. Труды М. по вопросам сгорания твёрдого и жидкого топлива нашли применение при проектировании двигателей внутр. сгорания. Большую работу М. проводил по подготовке науч. и инж. кадров.

Лит.: Евгений Карлович Мазинг, в кн.: Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания п их агрегатов. Сб. ст., М., 1946; Черногубовский И., Памяти Е. К. Мазинга, " Бюлл. Комиссии по газосиловым установкам", 1945, № 1.

МАЗИНИ (Masini) Анджело [28.11.1844, Терра-дель-Соле (Форли), -29.9.1926, там же], итальянский певец (тенор). С 1862 учился пению у Дж. Мингуцци. В 1867 дебютировал в Модене, затем пел в Мантуе, Болонье, Венеции, Палермо и др. Гастролировал во мн. странах (в 1877 в России). В 1879-1903 участвовал в спектаклях Итал. оперы в Петербурге. Исполнял лнрич. ц драматич. партии: Радамес (" Аида" Верди), Альмавива (" Севильский цирюльник" Россини), Фердинанд, Неморнно (" Фаворитка", " Любовный напиток" Доницетти), Туридду (" Сельская честь" Масканьи) и др. Один из выдающихся итал. артистов 19 в., М. был продолжателем традиций школы бельканто. Оставил сцену в 1905.

Д. Мазина в фильме " Дорога". 1954. Режиссёр Ф. Феллини.

Ф. Мазерель.

А. Е. Мазуренко.

К. Т. Мазуров.

Лит.: R i v a I t а С., П tenore, A. Masini e, Faenza, Faenza, 1927.

МАЗИНИ, аль-Мазини Ибрахим Абд аль-Кадир (19.2.1890, Каир, -1947, там же), египетский писатель и критик. Окончил учительскую семинарию в Каире (1909), был преподавателем. В ранних стихах М. чувствуется влияние П. Б. Шелли и Дж. Байрона. В многочисл. кри-тнч. статьях выступал против традиционализма в поэзии. Автор сб-ков эссе и юмористич. рассказов (сб-кн " Сундук вселенной", 1929; " Паутина", 1935; " В пути", 1937).Влияние анархизма на мировоззрение М. сказалось в психологич. романе " Ибрахим-журналист" (1931), проповедующем " абсолютную свободу" человеческой личности. В поздних романах " Три мужчины и одна женщина" (1943), " Ибрахим II" (1943) и др. М. избегал острых социальных вопросов.

Соч.: ад-Диван, Каир, 1921 (совм. с аль-Аккадом); Хасад аль-хашим, Каир, 1925.

Лит.: Семёнов Д., Роман Ибрахима ал-Мазинн " Ибрахим ал-катнб", " Советское востоковедение", 1941, в. 2; К р а ч к о в с к и й И. Ю., Арабская литература в XX веке, Л., 1946; Нааме Ахмед Ф у а д, аль-Мазини мунаккнд, Каир, 1951; ШаукнДайф, аль-Адаб аль-араби аль-муаспр, Каир, 1957.

МАЗЛУMOB Аведикт Лукьянович [30.11(12.12).1896, Симферополь, -30.9. 1972, Москва], советский биолог, селекционер сахарной свёклы, акад. ВАСХНИЛ (1956), Герой Соцналистич. Труда (1965). Окончил Воронежский с.-х. ин-т (1923). С 1922 работал на Рамонской опытно-селекционной станции (Воронежская обл.), преобразованной в 1959 во Всероссийский н.-и. ин-т сахарной свёклы и сахара (в 1933-64 зав. отд. селекции и генетики сахарной свёклы, с 1967 науч. консультант). М. лично и в соавторстве с др. селекционерами выведено 52 сорта и гибрида сахарной свёклы, из них 41 районирован (1972). Деп. Верх. Совета РСФСР 6-го созыва. Гос. пр. СССР (1946, 1952), Ленинская пр. (1965). Почётный акад. Чехословацкой академии с.-х. наук (1960). Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Селекция сахарной свеклы, М., 1950; Методы селекции, создание высоко_-продуктнвных сортов и гибридов сахарной свеклы и их внедрение в производство, " Труды Всесоюзного научно-исследовательского нн-та сахарной свеклы", 1965, т. 2, в. 2.

МАЗМАНЯН Михаил Давидович [9(21). 11.1899, Тбилиси, -29.10.1971, Ереван], советский архитектор, засл. деят. иск-в Арм. ССР (1959), засл. архитектор Арм. ССР (1968). Учился в моек. Вху-темасе-Вхутеине (1921-29). Среди работ М. (выполненных с соавторами): клуб строителей (1929-30), универмаг (1932-1937), комплекс жилых домов комбината синтетич. каучука им. С. М. Кирова (1932), Дом книги (1935-40), Шаумянский жилой р-н (1955-65) - все в Ереване; детская муз. школа в Норильске (1958). М. участвовал в создании ген. планов Кафана (1930), Кировакана (1934-37), Ленинакана (1932-37), Норильска (1939-54), Дудинки (1949-54), Еревана (1955-69). Автор статей по теории и истории арм. архитектуры. Награждён 2 орденами, а также медалями.

М. М а з м а н я н. Жилые дома в Шаумянском районе Еревана. I960-61.

МАЗОВЕЦКО-ПОДЛЯСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ (NizinaMazowiecko-Podlaska), низменная равнина на С.-В. Польши, в басе, средней Вислы. Вые. до 227 м. Сложена ледниковыми и водно-ледниковыми отложениями. Характерны холмы конечных морен. Основные реки: Висла, Буг, Нарев - су доходны. Б. ч. низменности распахана. Осн. культуры- рожь и картофель, на 3.- также сах. свёкла. На С. и В.-луга и крупные массивы широколиств. и хвойных лесов (Беловежская, Августовская, Курпёвская пущи). Крупные города - Варшава, Белосток.

МАЗОВИЯ (Mazowsze), историч. область Польши, в ср. течении Вислы и ниж. течении Нарева и Буга. Своё назв. получила от польск. племени мазовшан, расселившихся здесь в 9-11 вв. В 10 в. М.- самостоят, княжество. С сер. 13 в. делилась на мелкие феод, уделы, к-рые на протяжении 14-16 вв. постепенно переходили (окончательно в 1526) под власть польск. королей. В 16-18 вв. М. делилась на 3 воеводства - Равское, Плоцкое и Мазовецкое. К последнему также применяется название М.

Терр. М. находится в пределах Варшавского и отчасти Лодзинского и Белостокского воеводств. Старинный город М.- Плоцк.

МАЗОН (Mazon) Андре (7.9.1881, Париж, - 13.7.1967, там же), французский филолог-славист, чл. Академии надписей и изящной словесности (1941). Учился в Сорбонне и Пражском ун-те. Преподавал в Харьковском ун-те (1905-08), проф. Страсбургского ун-та (1919-23), Коллеж де Франс (1924-51), работал в Ин-те живых восточных языков (1909- 1914), почётный президент Ин-та славянских исследований Парижского ун-та (1937-59), вице-пред. Международного комитета славистов (1958-67). Один из основателей и редактор " Revue des etudes slaves" (с 1921). Крупный исследователь рус. классич. лит-ры. М. опубликовал ценные материалы об А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, Н. В. Гоголе, И. А. Гончарове, И. С. Тургеневе, А. И. Герцене, Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом и др. Изучал др.-рус. лит-ру (" Слово о полку Игореве", " Задонщина" и др.). Гипотеза М. о том, что " Слово..." было создано не в 12 в., а в 18 в., подверглась убедительной критике ряда советских и зарубежных учёных. Известны труды М. по рус. и чеш. грамматике, морфологии рус. глагола и др. Чл. АН СССР (1928), Болгарской, Польской, Чехословацкой АН и др. академий мира.

Соч.: Вид в славянских языках. (Принципы и проблемы), пер. с франц., М., § 1958; Lexique de la guerre et de la revolution en Russie (1914 - 1918), P., 1920; Emplois des aspects du verbe russe, P., 1914; Grammaire de la langue tcheque, P., 1921; Contes slaves de la Macedoine sudoccidentale, P., 1923; Manuscrits parisiens d'lvan Tourguenev, P., 1930; Le Slovo d'lgor, P., 1940; Grammaire de la langue russe, 3 ed., P., 1949. P. А. Агеева.

МАЗОХИЗМ, половое извращение, при к-ром для достижения оргазма больному необходимо подвергаться мучениям или унижениям со стороны полового партнёра. М. назван по имени австр. писателя Л. Захер-Мазоха (L. Sacher-Masoch; 1836-95), у к-рого это извращение заочно, по его романам, было диагностировано венским психиатром Р. Крафт-Эбингом.

МАЗСАЛАЦА, город в Валмиерском р-не Латв. ССР. Расположен на р. Салаца (впадает в Рижский зал.), в 23 км к 3. от ж.-д. станции Руиена н в 166 км к С.-В. от Риги. Произ-во льняных тканей, з-ды обозного инвентаря и молочный.

МАЗУЛЬСКИЙ, посёлок гор. типа в Красноярском крае РСФСР. Расположен в 16 км от ж.-д. станции Ачинск (на Транссибирской магистрали). Основан в 1933 в связи с началом добычи здесь марганцевой руды. Ремонтно-механич. з-д.

МАЗУРЕНКО Алексей Ефимович [р. 7(20).6.1917, дер. Ленинка, ныне Устиновского р-на Кировоградской обл.], ген.-майор авиации (1962), дважды Герой Сов. Союза (23.10.1942 и 5.11.1944). Чл. КПСС с 1942. В Сов. Армии с 1938. Окончил Воен.-мор. авиац. уч-ще (1940), Высшие офицерские лётно-тактич. курсы (1949), Воен.-мор. академию (1952). Вовремя Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 служил в авиации Балт. флота. В 1944-45 командир 7-го штурмового авиац. полка. Совершил ок. 300 боевых вылетов, лично потопил 8 и в составе группы - 22 корабля противника. После войны - на командных должностях в войсках и в высших воен.-уч. заведениях ВМФ. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями. Бюст М. установлен в пос. Устиновка Кировоградской обл. УССР. Портрет стр. 213.

МАЗУРКА (от польск. mazurek), польский народный танец. Возник у мазу-ров; позднее популярный польск. нац. танец. Темп быстрый, муз. размер 3/4 или 3/8. Для М. характерны пунктирный ритм, резкие скачки в мелодии, прихотливая акцентировка (особенно на слабых долях такта). В 19 в. становится бальным танцем. М. танцуют парами по кругу. Ритмы М. использовали композиторы Ф. Шопен, С. Монюшко, Г. Венявский, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и др.

Лит.: Пасхалов В. В., Шопен и польская народная музыка, Л.- М., 1949; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI - XIX вв., Л.- М., 1948; М i k e t t a J., Mazurki, Krakow, 1949.

МАЗУРОВ Кирилл Трофимович [р. 25.3(7.4). 1914, дер. Рудня-Прибытковская, ныне Гомельского р-на Гомельской обл.], советский гос. и парт, деятель. Чл. КПСС с 1940. Род. в семье крестьянина. Окончил Гомельский автодорожный техникум (1933), ВПШ при ЦК ВКП(б) (1947). До 1936 работал техником, нач. райдоротдела. В 1936-38 в Сов. Армии, затем работал в политотделе Белорусской ж. д. В 1940-41 секретарь Гомельского горкома ЛКСМ, затем 1-й секретарь Брестского обкома ЛКСМ Белоруссии. В 1941-42 в Сов. Армии, участник Великой Отечеств, войны 1941-45, был ранен. В сент. 1942 направлен в тыл нем.-фаш. войск в Белоруссию в качестве представителя Центр, штаба партиз. движения в звании подполковника, где до кон. 1943 работал в партиз. соединениях; был секретарём подпольного ЦК ЛКСМ Белоруссии. В 1943-47 2-й, затем 1-й секретарь ЦК ЛКСМ Белоруссии. В 1947-48 в аппарате ЦК КП(б) Белоруссии. В 1949-50 2-й, затем 1-й секретарь Минского горкома КП(б) Белоруссии. В 1950-53 1-й секретарь Минского обкома партии. В 1953-56 пред. Сов. Мин. БССР. В 1956-65 1-й секретарь ЦК КП Белоруссии. С марта 1965 1-й зам. пред. Сов. Мин. СССР. На 20-м (1956), 22-м (1961), 23-м (1966), 24-м (1971) съездах партии избирался чл. ЦК КПСС; с 1957 канд. в чл. Президиума ЦК КПСС, с 1965 чл. Президиума ЦК КПСС, с апр. 1966 чл. Политбюро ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 3-8-го созывов, чл. Президиума Верх. Совета СССР в 1958-66. Награждён 4 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Портрет стр. 213.

МАЗУРСКИЕ ОЗЁРА, группа озёр на С.-В. Польши, в центр, части Мазурского поозёрья. Озёра обычно занимают межморенные понижения. Общая пл. 310 км2, наиболее крупные озёра-Снярдвы (пл. 106, 6 км2) и Мамры (пл. 104, 5 км2). Глуб. до 40 м (озёра Мамры и Негоцин). М. о. образуют цепь водоёмов, сообщающихся протоками и соединённых между собой каналами. Сток в бассейны pp. Висла и Преголя. Судоходство, рыболовство (судак, угорь, щука), много водоплавающей птицы. По берегам М. о. санатории. Туризм. Во время 1-й мировой войны 1914-18 в р-не М. о. в 1914-15 происходили кровопролитные бои между рус. и герм, войсками.

МАЗУРСКОЕ ПООЗЁРЬЕ (Pojezierze Mazurskie), озёрное плато на С.-В. Польши, часть Балтийской гряды между ниж. течением р. Висла и ср. частью басс, р. Неман. На С. обрывается к Поморской низм., на Ю. переходит в Мазовецко-Подляскую низменность. Ледниково-ак-кумулятивный рельеф с большим количеством моренных холмов вые. до 317 м и межморенных котловин, часто занятых озёрами (всего ок. 2700 озёр общей пл. ок. 1450 км1), соединёнными многочисленными реками. Наиболее известны Мазурские озёра. Сосновые и смешанные леса; торфяные болота, верещатники. Много лугов. Значительная часть М. п. распахана (выращиваются рожь, картофель, на В.- лён).

МАЗУРЫ (Mazury), название и самоназвание населения сев.-вост. р-нов Польши; в прошлом М.- этнографич. группа поляков. По религии - в основном протестанты. Сохраняют нек-рые диалектные особенности, а также специфич. черты в нар. одежде, жилище, нар. иск-ве (резьба по дереву и др.).

MAЗУT (тюрк.), остаток после отгона от нефти бензина, лигроина, керосина и фракций дизельного топлива. В зависимости от хим. состава и свойств М. может быть использован как жидкое котельное топливо, для получения дистиллятных и остаточных смазочных масел, для крекинга или гидрирования с целью получения моторного топлива (бензина, дизельного топлива), для произ-ва битумов, кокса и др. целей.

Свойства М.: плотность при 20 °С 890-1000 кг/м3, теплота сгорания 38- 42 Мдж/кг (9100-10 000 ккал/кг); вязкость условная 5-15° при 50 °С; поверхностное натяжение 0, 03-0, 04 дж/м2 (30-40 эрг /см2, 40 °С); теплота испарения 170-210 кдж/кг (40-50 ккал/кг); содержание серы 0, 8-3, 5%, смол до 60%, золы 0, 1-0, 5%. Наименьшую зольность должен иметь М., используемый в качестве топлива для газовых турбин (при этом в золе должно быть не более 0, 001% ванадия и 0, 0005% натрия, особенно опасных в коррозионном отношении элементов).

Лит.: Гуревич И. Л., Технология нефти, ч. 1, М.- Л., 1952; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение, М., 1971. Н. Г. Пучков.

МАЗУТНАЯ ТОПКА, топка для сжигания отходов нефтепереработки-мазута. Применяется в котлоагрегатах любой паропроизводительности. Топочная камера, как правило, имеет форму вертикального параллелепипеда (см. Камерная топка). Форсунки служат для распыливания мазута, т. к. при горении жидкого топлива в реакцию вступает только его газовая фаза. Размещают форсунки на стенках топки или по её углам. Воздух для горения подают через амбразуры, расположенные вокруг форсунок. В крупных топках воздух подогревают до 200-400 оС, что ускоряет испарение топлива. Топочные экраны изготовляют из труб диаметром 32-76 мм (гладких или с плавниками); обычно камеру экранируют полностью. М. т. проектируют на те же параметры, что и газовые топки. При сжигании мазута на трубах экранов и пароперегревателей образуются плотные отложения (корки), к-рые уменьшают коэфф. теплопередачи, вследствие чего повышается темп-pa отходящих газов и уменьшается кпд агрегата. Для удаления таких корок в мазут добавляют спец. присадки, в результате чего отложения становятся рыхлыми и легко удаляются обдувкой.

Лит. см. при ст. Котлоагрегат. Р. Г. Зах.

МАЗУЧЧО САЛЕРНИТАНЕЦ (МаsuссioSalernitano; лит. псевд.; наст, имя - Томмазо Гуардати, Guardati) (ок. 1420, Салерно, - ок. 1475, там же), итальянский писатель. Его сб. " Новеллино" (изд. 1476) - один из самых значит, памятников прозы Возрождения. Образцом для него служил " Декамерон" Дж. Боккаччо, к-рому, однако, М. С. уступает в иск-ве изображения характеров. Новеллы М. С. реалистичны и антиклерикальны, за что преследовались церковью.

С о ч.: И novellino. A cura di G. Petrocchi, Firenze, [1957]; в рус. пер. - Новеллино, пер. С. С. Мокульского, вступит, ст. А. К. Дживелегова, М.- Л., 1931.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал