Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Математика. I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой 60 страница






В 60-е гг. вернулась в драматич. театр, сыграла гл. роль в спектакле " Волчица" Дж. Верги (гастроли в СССР в 1965). С 1970 снималась гл. обр. в телевизионных фильмах.

Лит.: Ш е р ш о в а А., Анна Маньяни, в сб.: Актеры зарубежного кино, в. 5, М., 1970. Г. Д. Богемский.

МАНЬЯСКО (Magnasco) Алессандро (1667, Генуя, -19.3.1749, там же), итальянский живописец. Работал преим. в Милане, Генуе и Флоренции, испытал влияние С. Розы, Ж. Калло и мастеров генуэзской школы. Произв. М., исполненные энергичными ударами кисти, решены в тусклом, мерцающем колорите с преобладанием коричневых и оливково-зелёных тонов; для его творчества, проникнутого трагически-обнажённым ощущением ничтожества человека перед лицом слепых сил природы и социальной действительности, наиболее характерны жанровые сцены из жизни цыган, солдат, монахов, отмеченные " демоническим" сарказмом мироощущения (цикл картин со сценами из монастырской жизни, 1720- 1725, монастырь Зейтенштеттен, Австрия), и катастрофически-бурные пейзажи.

Лит.: Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи 17-18 веков, М., 1966, с. 133-42; Geiger В., Alessandro Magnasco, Bergamo, 1949; Syamken G., Die Bildinhalte des Alessandro Magnasco, Hamb., 1965.

MAHЮШИC Иосиф Антонович [р. 12 (25).12.1910, дер Мальковка, ныне Мстиславского р-на БССР], советский гос. и парт, деятель, доктор экономич. наук (1970). Чл. КПСС с 1945. Род. в семье крестьянина. В 1938 окончил Ленингр. автодорожный ин-т им. В. В. Куйбышева. В 1938-41 на инженерных должностях в Киеве, Бердичеве, Ленинграде. В 1941-44 в Сов. Армии, участник Великой Отечеств, войны. В 1944-47 пред, горплана и зам. пред. Вильнюсского горисполкома. В 1947-50 пред. Каунасского горисполкома. В 1950-54 мин. строительства, в 1954 - 55 мин. городского и сельского строительства Литов. ССР. В 1955-67 секретарь ЦК КП Литвы. С апр. 1967 пред. Сов. Мин. Литов. ССР. Чл. Бюро ЦК КП Литвы. На 24-м съезде партии (1971) избран канд. в чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 6-8-го созывов. Награждён орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями. Соч.: Kai kurie projektavimp ir statubos ТагуЬц Lietuvoje klausimai, Vilnius, 1958; Tarybn Lietuva devintajame penkmetyje, Vilnius, 1972; Технический прогресс и развитие индустриальной базы строительства в республиках Прибалтики, М., 1969; Развитие строительства и его материально-технической базы в Литовской ССР, Вильнюс, 1963; Промышленность Советской Литвы на пути технического прогресса, Вильнюс, 1960.

МАО, Московское архитектурное общество, первое в России объединение архитекторов и инженеров-строителей. Осн. в 1867 (первый пред. М. Д. Быковский, в 1906-22- Ф. О. Шехтель, с 1922- А. В. Щусев). Занималось научно-теоретич. проблемами архитектуры и строит, техники, не имея определённой творческой программы. Положило начало систематич. изучению др.-рус. архитектуры (занималось также охраной и реставрацией архит. памятников) и архит. конкурсам в России (1868), было инициатором съездов архитекторов, организовало первую в России архит. выставку (1872, как отдел Всероссийской политехнич. выставки). С 1922 преим. организовывало конкурсы, экспертизы, лекции. Упразднено в 1932 в связи с созданием Союза сов. архитекторов. Издания: " Записки МАО" (1905- 1909), " Ежегодник МАО" (1909-16 и 1928-30), " Конкурсы МАО. 1923- 1926 гг." (1926) и др.

Лит.: Хазанова В. Э., Советская архитектура первых лет Октября. 1917 - 1925 гг., М., 1970; [её же], Из истории советской архитектуры. 1926-1932 гг. Документы и материалы. Творческие объединения, М., 1970.

МАО ДУНЬ (псевд.; наст, имя Шэнь Янь-бин) (р. июль 1896, Цинчжэнь, пров. Чжэцзян), китайский писатель, обществ, деятель. Учился на подготовительном отд. Пекинского ун-та, с 1916 работал в изд-ве в Шанхае. Возглавлял журн. " Сяошо юэбао" (1920-22), был одним из основателей Общества изучения литературы (1921). До 1927 выступал как публицист, литературовед, критик и переводчик, знакомя кит. читателя с зап.-европ. и рус. лит-рой, рассказывал о первых успехах сов. лит-ры. Автор книг " Изучение персонажей" (1925), " Китайская мифология" (1925), " Введение в изучение прозы" (1928) и др.

Первое художеств, произв.- трилогия " Затмение" (1927-28), состоящая из повестей " Разочарования", " Колебания" и " Поиски", была создана вскоре после поражения революции 1925-27. Большинство её героев - мятущиеся молодые интеллигенты, к-рые быстро разочаровываются в жизни; лишь немногие продолжают борьбу. В 1928 - 30 М. Д. находился в эмиграции в Японии, где написал рассказы сб-ков " Шиповник" (1929) и " Прошлогодняя трава" (1929), по настроениям примыкающие к трилогии, и незавершённый роман " Радуга".

Вернувшись из эмиграции в 1930, М. Д. стал одним из ведущих членов Лиги левых писателей Китая.

В состоящей из трёх больших рассказов " Деревенской трилогии" (1932-34) М. Д. показал, как под влиянием экономич. кризиса крестьяне поднимаются на вооружённую борьбу. Разорение мелких торговцев стало темой повести " Лавка Линя" (1932); типична фигура её героя - предприимчивого и доброго человека, далёкого от политики и неспособного к сопротивлению. Первым образцом социальной эпопеи в новейшей кит. лит-ре стал роман М. Д. " Перед рассветом" (1933), в к-ром изображается положение нац. буржуазии, массовая борьба рабочих.

Мао Дунь.

В годы войны с Японией (1937-45) М.Д. организовывал лит. общественность на патриотич. борьбу, редактировал журн." Вэньи чжэньди", много внимания уделял художеств.-документальной лит-ре: " Повесть о первом этапе" (1939), рассказывающая о трёхмесячной обороне Шанхая, " После разгрома" (1942) и др. В 1941 в Гонконге выпустил роман " Распад", написанный в форме дневника молодой женщины, втянутой в чанкайшистскую тайную полицию. Вернувшись в 1942 после захвата японцами Гонконга на гоминьдановскую территорию, М. Д. создал роман " Тронуты инеем, листья алеют, словно цветы весной" (1942) - первую часть задуманного широкого полотна о судьбах кит. провинции накануне революции 1911-13, а в 1945- драму " В дни поминок", посвящённую перспективам борьбы за обновление страны.

После окончания войны с Японией М. Д. участвовал в демократич. движении, занимался переводами (" Сын полка" В. Катаева, " Народ бессмертен" В. Гроссмана и др.), работал над романом " Закалка" (1948, незаконч.). В 1946-47 совершил поездку по СССР, результатом к-рой явились книги " Виденное и слышанное в СССР" (1948) и " Беседы о Советском Союзе" (1949).

В 1949-64 М. Д. был зам. пред. Всекит. ассоциации работников лит-ры и иск-ва, пред. СП КНР и мин. культуры КНР; занимался литературоведч. и публицистич. деятельностью: книги " Ночные заметки. Размышления о социалистическом реализме" (1958), " Воодушевление" (1959), " Об истории и исторических драмах" (1962). В период т. н. культурной революции подвергался гонениям.

Соч.: Мао Дунь вэнь цзи, т. 1 -10, Пекин, 1958-61; в рус. пер.- Сочинения, т. 1-3, М., 1956.

Лит.: Сорокин В. Ф., Творческий путь Мао Дуня, М., 1962; Е Ц з ы - м и н, Лунь Мао Дунь сышн нянь ды вэньсюэ даолу, Шанхай, 1959. В. Ф. Сорокин.

МАОИЗМ, враждебное марксизму-ленинизму мелкобуржуазно-националистич. течение в Коммунистич. партии Китая. М. представляет собой конгломерат субъективистско-волюнтаристических, вульгарно-материалистических идей, противопоставляемых марксистской философии, политической экономии, научному коммунизму, пролетарской стратегии и тактике мирового коммунистич. движения. М. призван обосновывать авантюристич. политику казарменного коммунизма. Краеугольным камнем М. является антисоветизм.

В виде самостоят, платформы М. сложился в конце 50-х гг. 20 в. Возникновение М. непосредственно связано с деятельностью Мао Цзэ-дуна. На 9-м съезде КПК (1969) М., именуемый официально в Китае " идеи Мао Цзэ-дуна", был объявлен " теоретической основой, определяющей идеи КПК", и провозглашён " марксизмом-ленинизмом современной эпохи". Эти оценки были подтверждены и на 10-м съезде КПК (1973).

Процесс формирования М. связан с борьбой двух главных тенденций в КПК -интернационалистской и мелкобуржуазно-националистической. Маоисты выдвинули идею " национального марксизма", " китайского коммунизма", к-рая была официально закреплена в документах 7-го съезда КПК (1945). Под вывеской " соединения всеобщих истин марксизма-ленинизма с практикой китайской революции", " китаизации марксизма-ленинизма " мелкобуржуазно-националистич. элементы в КПК начали атаку на коренные положения об интернац. характере революц. учения рабочего класса.

М. отличает крайний эклектизм, субъективизм в теории и волюнтаризм в политике. Идеология М. впитала мн. традиционные взгляды древней китайской политической и философской мысли, принципы примитивной уравнительности крестьянских движений, а также целый ряд китаецентристских концепций реформаторов кон. 19 - нач. 20 вв.: Тань Сы-туна, Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао, гоминьдановскую концепцию национализма. На М. большое влияние оказали анархизм и ревизионистские течения в коммунистич. движении, особенно троцкизм. У анархистов Мао Цзэ-дун заимствовал такие принципы, как абсолютизация насилия (" винтовка рождает власть", " бунт - дело правое"), опора на непролетарские, деклассированные элементы и политически незрелые слои молодёжи для " организации" революций без учёта революц. ситуации. М. по существу заимствовал троцкистскую концепцию " перманентной революции" и исходит из того, что победа социализма без полного уничтожения империализма невозможна. М. утверждает, что в условиях социализма, включая и его зрелую стадию, постоянно идет борьба между социалистическим и капиталистическим путями развития, существует угроза реставрации капитализма и что для предотвращения этой опасности необходимы " революции". Образцом такой " революции" объявлена т. н. культурная революция, проведённая под руководством Мао Цзэдуна во 2-й пол. 60-х гг. Такие " революции", являющиеся по существу формой тотальной чистки и расправы с реальными и потенциальными противниками М., должны, по заявлениям маоистов, повторяться периодически.

М. фактически отрицает объективные закономерности строительства социализма и коммунизма, учение о руководящей роли марксистско-ленинской партии как авангарда рабочего класса, подменяет социалистический демократизм диктатурой военно-бюрократической группировки, насаждает культ личности, принижает роль народа. М. отрицает коренные принципы социалистического гуманизма.

В политике вместо пролет, классовой линии М. прибегает к бонапартистскому маневрированию (см. Бонапартизм) между различными классами и социальными прослойками. Декларативно заявляя, что " рабочий класс руководит всем", Мао Цзэ-дун на деле проводит линию на принижение роли рабочего класса Китая.

Маоисты на практике стремятся ликвидировать методы и формы организации и планирования народного х-ва, сложившиеся в первое десятилетие существования КНР под влиянием опыта мирового социализма и прежде всего СССР. Вопреки ленинизму, М. рассматривает бедность, отсталость страны, обездолен-ность народных масс как неотъемлемые атрибуты жизни при социализме и даже как факторы, якобы благоприятствующие строительству нового общества. Заботу о росте благосостояния народа М. объявляет " ревизионизмом", " реакц. экономизмом", ведущими к буржуазному " перерождению". Консервация бедности и отсталости позволяет маоистам направлять максимум средств на развитие воен. машины.

В области философии М. декларирует приверженность диалектич. и историч. материализму, однако по сути дела ревизует все его принципы с позиций субъективизма, вульгарного материализма и примитивно истолкованной диалектики, превращает философию в средство утилитарно-прагматич. обоснования политики.

Признавая всеобщность противоречия, М. вместе с тем абсолютизирует момент борьбы противоположностей и игнорирует или крайне принижает роль единства противоположностей. Одновременно М. непомерно расширяет сферу проявления антагонистич. противоречий, рассматривая их как всеобщие, а неантагонистич. противоречия - как частный случай антагонистических. Закон единства и борьбы противоположностей сводится к их механич. противостоянию (" без верха нет низа, без отвратительного нет прекрасного") и смене мест между противоположностями (" плохое превращается в хорошее", а " пролетариат-в буржуазию", " мир превращается в войну, война - в мир"). В гносеологии М. присущ эмпиризм, обосновывающий узкоутилитарный подход к пониманию практики как лишь непосредств. физич. участия индивида в производств, или политич. деятельности. М. упрощает проблемы познания, принижает теоретич. мышление и его познават. возможности и одновременно сужает сферу обществ, практики.

В понимании критерия истины М. смыкается с прагматизмом, утверждая: " вообще говоря, то, что завершается успехом, правильно, а то, что терпит неудачу, ошибочно" (М ао Цзэ-дун, Четыре работы по философии, Пекин, 1968, с. 195).

Для теории и практики М. характерны резкие колебания то в сторону крайне " левого" экстремизма и волюнтаризма, то правого реформизма. Субъективизм М. чётко выявляется в тезисе о " необходимости постоянно создавать противоречия", что в политике находит выражение в непрерывном поддержании обстановки напряжённости внутри общества, а также в стремлении решать любые хоз., политич. и культурные проблемы путём организации сменяющих друг друга массовых кампаний запугивания населения " внешней угрозой", чистками и т. д.

В 1958 Мао Цзэ-дун выдвинул курс " трёх красных знамён" -новая " ген. линия", " большой скачок" и " народная коммуна". Проведение этой политики привело страну к экономич. кризису. Потребовалось более пятилетия, чтобы восстановить уровень экономики, существовавший до начала " большого скачка". Во внешней политике в этот период маоисты начали открытые нападки на Сов. Союз и серьёзно подорвали сов.-кит. отношения, развернули раскольнич. деятельность в междунар. коммунистич. движении, организовали воен. столкновения с соседними странами и предприняли целый ряд других авантюристич. акций на мировой арене. На 9-м и 10-м съездах КПК антисоветизм был поднят на уровень партийной и гос. доктрины, а СССР клеветнически объявлен главным врагом Китая. М. пытается обосновать политику злобного антисоветизма надуманными утверждениями о существовании " непримиримых принципиальных разногласий" между КНР и СССР. В действительности подлинным источником антисоветизма является идеология великоханьского шовинизма, к-рая, естественно, приходит в столкновение с принципами пролетарского интернационализма, отстаиваемыми КПСС и др. марксистско-ленинскими партиями. Антисоветизм используется маоистами и как средство оправдания своей политики милитаризации и отвлечения внимания трудящихся от серьёзных внутр. трудностей и нерешённых проблем. М. распространяет клевету о реставрации капитализма в социалистич. странах, отрицает существование мировой социалистич. системы.

М. стремится сохранить очаги междунар. напряжённости, сорвать усилия социалистич. стран и всех миролюбивых сил по их ликвидации, блокировать борьбу народов мира за расширение сферы разрядки и распространение её на все континенты, утверждение принципов мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем.

Генеральной линии междунар. коммунистич. движения по коренным вопросам мирового развития М. противопоставляет свои авантюристич. позиции. Маоисты исходят из неизбежности мировой войны, рассматривая её как средство " оздоровления человечества", как источник мировой революции.

Для подкрепления своих гегемонистских притязаний на лидерство в " третьем мире" маоисты пытаются доказать, что центр революц. движения переместился в зону нац.-освободит, движения, так как якобы социалистич. страны " переродились", а рабочий класс развитых капиталистич. стран " обуржуазился" и утратил революционность.

Свидетельством полного разрыва маоистов с пролетарским классовым подходом в области внешней политики и принципами социалистич. интернационализма является проповедуемая ими теория " борьбы против гегемонии двух сверхдержав ".

На междунар. Совещании коммунистич. и рабочих партий 1969 большинство делегаций охарактеризовало М. как опасное антимарксистское течение, к-рое своими подрывными действиями и политикой антисоветизма объективно играет роль пособника империализма и антикоммунизма.

М. создаёт серьёзные преграды строительству социализма, ведёт к его деформации и ставит под угрозу социалистические завоевания кит. трудящихся, препятствует решению коренных социаль-но-экономич. проблем, порождает одну за другой кризисные ситуации в стране, дискредитирует научный социализм.

М. стремится расколоть мировое коммунистич. движение, антиимпериалистич. фронт народов. Для этих целей используются и возникшие в нек-рых странах группки приверженцев М. Однако практически эти группки находятся в изоляции от революц. рабочего движения и чаще всего распадаются.

Как антинаучное, противоречащее закономерностям обществ, развития течение, М. бесперспективен.

Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, М., 1969; В и даль Ж.-Э., Куда ведет Китай группа Мао Цзэ-дуна, пер. с франц., М., 1967; Владимиров О. Е., Рязанцев В. И., Страницы политической биографии Мао Цзэ-дуна, 2 изд., М., 1973; Опасный курс. Сб., в. 1 - 4, М., 1969 - 73; Алтайский М., Георгиев В., Антимарксистская сущность философских взглядов Мао Цзэ-дуна, М., 1969; Маоизм глазами коммунистов. [Сб. ст.], М., 1969; Маоизм без маски. Сб. ст., М., 1970; Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна, М., 1970; Румянцев А. М., Истоки и эволюция " идей Мао Цзэ-дуна". (Об антимарксистской сущности маоизма), М., 1972; Критика теоретических основ маоизма, М., 1973. М. Л. Алтайский.

МАОКЕ (Maoke), Снежные горы, горы на З.о. Н. Гвинея, в осн. на терр. Индонезии. Дл. ок. 700 км, шир. до 150 км. Вые. 4000-4500 м (наибольшая до 5029 м - г. Джая). Представляют собой систему горных хребтов (Судирман, Джаявиджая и др.), вытянутых с 3. на В. Осевые зоны хребтов сложены преим. гнейсами и гранитами, периферийные - песчаниками, известняками, сланцами. До вые. 700 м покрыты экваториальными лесами с большим разнообразием видов, выше - леса из дуба, каштана, араукарии, эвкалипта, заросли кустарников и луга. Выше 4400 м - острые вершины с участками снегов и ледниками.

МАОН (Mahon), город и порт на о. Менорка, в группе Балеарских о-вов (провинция Испании - Балеарес). 16, 6 тыс. жит. (1960). Удобная бухта М. служит местом для стоянки судов. Пищ., маши-ностроит. предприятия; произ-во ювелирных изделий.

МАОНАНЬ (самоназвание- гуннун), народность, населяющая уезды Бэйцзян, Наньдань, Хэчи Гуанси-Чжуанского авт. р-на в Китае. Численность 18 тыс. чел. (1953, перепись). Язык М. бесписьменный, относится к кит.-тибетской семье языков; знают также китайский язык. Для религиозных верований М. характерен синкретизм. У большинства М. сохраняются традиционные верования (различные анимистические культы и культ предков). Нек-рое распространение имеет католицизм. Среди праздников особенное значение имеет праздник окончания сельскохозяйственных работ. Этнически М. связаны с таиязычным населением Юж. Китая. В 9 в. н. э. уже составляли самостоятельную этнич. группу. По уровню социально-экономического развития они не отличаются от других соседних народов. Главное занятие М.- земледелие. На орошаемых землях возделывают рис; по склонам гор, на богарных землях - кукурузу, ячмень, батат, бобовые, а также технические культуры (хлопок, рами). В нек-рых районах сохранилось подсечно-огневое земледелие. Развито скотоводство (кр. рогатый скот) и разведение кур и уток. Из домашних ремёсел женским считается прядение, ткачество и окраска тканей, мужским - плетение из бамбука. Жилище - каменный дом, но основные его столбы, пол, перекрытия - деревянные, а крыши, обычно, черепичные.

Лит.: Народы Восточной Азии, М.-Л., 1965.

МАОРИ, коренное население Новой Зеландии. Числ. ок. 230 тыс. чел. (1970, оценка). Антропологически принадлежат к полинезийской расе, но обнаруживают сходство с южными монголоидами и ав-стролоидами. От большинства полинезийцев отличаются более сильно выраженными меланезийскими особенностями (некоторый прогнатизм, более утолщённые губы и др.), что, возможно, указывает на их смешанное происхождение. Говорят на маорийском языке (большинство владеет также англ.яз.). Совр.М.-христиане различных толков (англикане, пресвитериане, католики, баптисты и др.). Предки современных М. в течение 10-14 вв. переселялись на о-ва Новой Зеландии из Центр. Полинезии и ассимилировали древнейшее население, возможно, родственное предкам меланезийцев. Основными формами их хозяйства были: земледелие подсечно-огневого типа (сладкий картофель, ямс, таро и др.), собирательство, рыболовство и охота (на птиц и мелких животных). Единственным домашним животным была собака. М. Южного о. Новой Зеландии занимались также китобойным промыслом. В качестве оружия они употребляли боевые топоры, палицы и копья. Как и у других полинезийцев, у М. было развито судостроение и мореплавание. Одежда изготовлялась из т. н. дикого льна. Из него делали набедренные повязки и плащи, часто покрытые птичьими перьями; носили также плащи из соломы и из собачьих шкур. Ко времени захвата Новой Зеландии Великобританией (1-я пол. 19 в.) многочисл. племена М. находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Выделялись сословия вождей, а также свободных и зависимых общинников; существовало патриархальное рабство. Значительное развитие получили фольклор (генеалогические предания, мифы и др.), изобразительное иск-во (особенно резьба по дереву и камню). В совр. новозеландском обществе М.- нац. меньшинство. Ещё после " маорийских войн" (1843- 1872), в к-рых М. проявили умение сражаться и героизм, англичане были вынуждены признать за М. ряд экономич. и политич. прав. В последующие десятилетия М. были втянуты в систему капи-талистич. отношений формировавшейся новозеландской нации (см. Новозеландцы). Немногочисленной нац. буржуазии М. противостоят трудящиеся массы, жизненный уровень к-рых значительно ниже жизненного уровня остальных новозеландцев. Большая часть М. занята в сфере с.-х. труда - в земледелии, животноводстве, лесном х-ве и др. В 20 в. начался процесс этнич. консолидации М., сложно переплетающийся с процессом смешения М. с англо-новозеландцами. После Второй мировой войны особенно усилилось возрождение самобытных форм художественной культуры М., к-рая становится органич. частью общеновозеландской культуры.

Лит.: Вахта В. М., Маори в современном новозеландском обществе, в сб.: Австралия и Океания,.М., 1970 (библ.); М е t g с J., The Maoris of New Zealand, N.?., [1967]; Pearce G. L., The story of the Maori people, L., [1968]; Cowan J., The caltex book of Maori lore, Wellington, [a. o., 1969]; Encyclopedia of New Zealand, v. 1-3, Wellington, 1966; Т a y 1 о r С. R. H., A bibliography of publications on the New Zealand Maori and the Moriori of the Chatham Islands, Oxf., 1972. В. М. Вахта.

МАОРИЙСКИЙ Я3ЫК, язык народа маори, коренного населения Новой Зеландии. Относится к вост. группе полинезийской ветви малайско - полинезийской (австронезийской) языковой семьи. Число говорящих на М. я. ок. 230 тыс. чел. (1970, оценка). Звуковая система складывается из 5 гласных, 6 дифтонгов и 10 согласных. Части речи разграничены слабо. Грамматич. категории немногочисленны. Особенностью М. я., как и др. полинезийских языков, следует считать наличие особого класса частиц - именных и предикативных, назначение которых - указывать на принадлежность последующего слова к определённой части речи (классу слов): е - частица действия вообще; i - действия в прошлом; kia - пожелания; kua - совершённости действия, например kua haere - " пошёл", е haere -" идти", " иду"...; te - определённый артикль; ngaa - показатель мн. ч.- указывают на именной характер слова, напр, te hiwi -" гора" (данная), he hiwi - " гора" (вообще), ngaa hiwi - " горы". Существительные и прилагательные не изменяются ни по родам, ни по числам. В предложении сказуемое предшествует подлежащему, определяемое- определению. В словарном составе имеется ряд заимствований, преимущественно из англ, языка.

Лит.: Крупа В., Язык маори, М., 1967; Tregear Е., The Maori-Polynesian comparative dictionary, Wellington, 1891; Williams H. W., A dictionary of the Maori language, 6 ed., Wellington, 1957; Reed A. W., Concise Maori dictionary, 3 ed., Wellington, 1964. В. Д. Аракин.

МАО ЦЗЭ-ДУН (р. 26.12.1893, дер. Шао-шань, у. Сянтань, пров. Хунань), китайский политич. и гос. деятель. Род. в зажиточной крест, семье. Окончил пед. уч-ще в г. Чанша (1918). В 1918-19 работал в библиотеке Пекинского ун-та. В эти годы М. Ц.-д. одобрял многие положения анархизма. В 1920 примкнул к коммунистич. кружкам. В 1921 участвовал в работе 1-госъездаКоммунистич. партии Китая (КПК). В 1923-25 и с 1928 чл. ЦККПК. Мао Цзэ-дун. В 1927 в горном р-не Цзинганшань (на стыке пров. Цзянси и Хунань) вместе с Чжу Дэ и др. деятелями КПК создал революц. опорную базу. В 1928 назначен политич. комиссаром 4-го корпуса Красной армии Китая. В 1931 на 1-м Всекит. съезде представителей сов. р-нов в Жуйцзине (пров. Цзянси) избран пред. ЦИК и Совнаркома Кит. сов. республики. С 1933 чл. Политбюро ЦК КПК. Уже в этот период наблюдались факты, характеризовавшие нацио-налистич. устремления М. Ц.-д.

В 1934-36 был одним из руководителей перебазирования Красной армии Китая на Северо-Запад страны. В янв. 1935 вошёл в состав Секретариата ЦК КПК. С этого времени руководство партией всё более сосредоточивалось в руках М. Ц.-д. и его сторонников. В борьбе за руководящее положение в партии выступал против деятелей КПК, отстаивавших пролетарско - интернационалистические взгляды. С 1943 М. Ц.-д. - пред. ЦК КПК. С образованием КНР (1949) М. Ц.-д. был избран пред. Центр, нар. правительственного совета КНР и назначен пред. Нар.-революционного военного совета КНР. В 1954 был избран председателем КНР и назначен пред. Гос. к-та обороны КНР (находился на этих постах до апреля 1959).

Во 2-й пол. 50-х гг. возглавляемые М. Ц.-д. националистические элементы активизировали свою деятельность в руководстве компартии Китая. Это было не первое их выступление против интернационалистических сил КПК. В частности, в 1941-45 по инициативе М. Ц.-д. в КПК проводилось т. н. движение за упорядочение стиля работы партии (" чжэн-фэн"), в ходе к-poro был нанесён удар по коммунистам, стоявшим на пролетар-ско-интернационалистических позициях, сторонникам линии Коминтерна и дружбы с КПСС. Это движение было направлено к тому, чтобы закрепить в партии руководящее положение М. Ц.-д. и его идейно-политических установок, получивших название " идеи М. Ц.-д.". В уставе КПК, принятом на её 7-м съезде (1945), было записано, что КПК " во всей своей работе руководствуется идеями Мао Цзэ-дуна", 8-й съезд КПК (1956) принял новый устав партии, который исключил положение об " идеях М. Ц.-д." и провозгласил марксизм-ленинизм идео-логич. основой КПК. С 1957 М. Ц.-д. и его сторонники развернули борьбу за пересмотр и отмену решений 8-го съезда КПК. В 1958 М. Ц.-д. выдвинул авантю-ристич. курс " трёх красных знамён" (новая " ген. линия", " большой скачок", " нар. коммуна"), подорвавший плановые основы социалистич. строительства в Китае и приведший нар. х-во к кризису. В кон. 1950-х- нач. 1960-х гг. провозгласил особый внешнеполитич. курс КПК, характеризующийся великодержавным гегемонизмом, антисоветизмом, раскольнической линией в социалистическом содружестве и мировом коммунистич. движении. Прикрываясь маской марксизма, усилил ревизию марксистско-ленинского учения с мелкобуржуазных, националистических и " лево" -сектантских позиций. Маоизм вызвал резкую критику со стороны подавляющего большинства коммунистич. и рабочих партий (см. Маоизм). В 1966 по инициативе М. Ц.-д. была развёрнута т. н. культурная революция, к-рая по существу явилась новым этапом борьбы за упрочение единоличной власти М. Ц.-д., против сторонников про-летарско-интернационалистич. линии. В принятом 9-м съездом КПК (1969) уставе " идеи Мао Цзэ-дуна" вновь провозглашены теоретич. основой партии, а сам М. Ц.-д. объявлен пожизненным вождём КПК. 10-й съезд КПК (1973) в новом уставе партии подтвердил, что основой руководящей идеологии КПК остаются " идеи Мао Цзэ-дуна". 1-й пленум ЦК КПК после 10-го съезда партии вновь переизбрал М. Ц.-д. пред. ЦК КПК. В. И. Елизаров.

МАПУНГУБВЕ (Mapungubwe), комплекс археол. культур в Юж. Африке (назв. от скалы на берегу р. Лимпопо, близ Мессины). Открыт кладоискателями в 1929, исследован в 1931-34. На скале и в её окрестностях найдены следы культуры раннего железного века (приблизительно 8-12 вв.), для к-рой характерны лепная штампованная керамика, жел. наконечники стрел(малых форм), жел. мотыги и пр. Население занималось примитивным мотыжным земледелием, животноводством и охотой. Укрепление на скале М. (приблизительно 14-17 вв.) характеризует культуру развитого жел. века с полированной керамикой, многочисл. жел. инвентарём и золотыми украшениями. Население, как и на раннем этапе, занималось земледелием и скотоводством. Поздняя культура М., вероятно, является вариантом культуры Зимбабве.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал