Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика. 2 страница
С о ч.: Les dialectes indo-europeens, 2 ed., P., 1922; La mcthode comparative en linguistique historique, Oslo - [e. a.], 1925; Lingu-istique historique et linguistique generale-2 ed., t. 1 - 2, P., 1926 - 36; в рус. пер. -, Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков, М.- Л., 1938; Общеславянский язык, М., 1951; Основные особен-ности германской группы языков, М., 1952. Лит.: Щ е р б а Л. В., Памяти A. Meillet, «Вопросы языкознания», 1966, № 3; S о m e r f е l t A., Antoine Meillet, the scholar and the man, в кн.: Portraits of linguists, v. 2, Bloomington - L., 1966. P. А. Агеева. МЕЙEHДОРФ (Meiendorf), поздна леолитич. стоянка близ Гамбурга на С. ФРГ. Исследовалась в 1932-34 нем. археологом А. Рустом. Датируется радиоуглеродным методом ок. 11 500 лет до н. э. (конец позднего палеолита). М.-памятник первого заселения Сев. Европы палеолитич. охотниками на сев. оленей, продвигавшимися с Ю. вслед за отступавшими ледниками. Обнаружено множество рогов сев. оленя, кремнёвые изделия, орудия из оленьего рога с кремнёвыми вкладышами, служившие для вырезания ремней, шилья, иглы, гарпун и землекопное орудие из оленьего рога. По стоянке М. получила название гамбургская археол. культура конца позднего палеолита, распространённая на С. ФРГ и Нидерландов. Лит.: У истоков древних культур (эпоч ха мезолита), М.-Л., 1966 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 126); Rust A., Das altsteinzeitliche Ren tierjagerlager Meiendorf, [Neumunster], 1937; его же, Vor 20000 Jahren. Rentier jager der Eiszeit, 2 Aufl., [Neumunster], 1962. МЕЙЕР (Meyer) Виктор (8.9.1848, Берлин, -8.8.1897, Гейдельберг), немецкий химик. Окончил в 1868 Гейдельбергский ун-т. Проф. Политехникума в Цюрихе (1872-85), затем ун-тов в Гёттингене (1885-89) и Гей дельберге (с 1889). М. впервые получил (1872) и исследовал алифатич. нитросоединения; установил, что при действии азотистой к-ты первичные нитросоединения образуют нитроловые к-ты, а вторичные - псевдоиитролы; провёл восстановление нитросоединений в алкил-гидроксиламины и амины. В 1882 открыл в бензольной фракции каменноугольной смолы тиофен; изучил свойства тиофена и многих его производных. Открыл реакцию альдегидов и кетонов с гидроксиламином и впервые получил оксимы. Впервые (1892) получил иодозо-, иодо- и иодо-ниевые соединения. Ввёл представление о " пространственных затруднениях" при химич. реакциях; предложил метод определения молекулярного веса веществ по плотности их пара (1878-80). Соч. в рус. пер.; Задачи атомистики, Рига, 1896. Лит.: М е у е r R., Victor Meyer. Leben und Wirken, 1848-1897, Bd 1-4, Lpz., 1917. МЕЙЕР (Meyer) Конрад Фердин; (11.10.1825, Цюрих, -28.11.1898, Килберг), швейцарский писатель. Писал на нем. яз. Выходец из старинного патрицианского рода; получил историч. и филологич. образование. Дебютировал сб-ком " Двадцать баллад" (1864). В драматич. поэме " Последние дни Гуттена" (1871), пронизанной тираноборч. мотивами, видны типичные черты его поэзии: реалистич. восприятие жизни, тонкий психологизм, цельность мироощущения. В историч. романе " Юрг Енач" (1876, рус. пер. 1918) М. показал взлёт и падение предприимчивого бюргера, вынесенного на гребень освободит, борьбы в Швейцарии 17 в. В своих новеллах (" Святой", 1880; " Плавт в женском монастыре", 1882, и др.) М. ищет сильные характеры в далёком прошлом; он умеет передать дух изображаемой эпохи. В поздних новеллах М. (" Анджела Борджа", 1891, и др.) усилилась склонность к изображению душевных терзаний, смерти. Творчество М. высоко ценили М. Горький, А. В. Луначарский. С о ч.: Samtliche Werke. Historisch-kri-tische Ausgabe, hrsg. von H. Zeller und A. Zach, Bd 1, 2, 3, 8, 10 - 14, Bern, 1958 - 70; в рус. пер.- Лирика, пер. А. В. Луначарского, П., 1920; Святой. Предисл. М. Горького, П., 1922; Новеллы. Стихотворения. Вступ. ст. А. А. Гозенпуда, М., 1958. Лит.: Самарин Р. М., К. Ф. Мейер, в кн.: Литература Швейцарии, М., 1969; Hohenstein L., С. F. Meyer, Bonn, 1957; В г u n e t G., С. F. Meyer et la nou-velle. P., 1967 (библ. с. 537-57). В. Д. Седельник. МЕЙЕР Константин Игнатьевич [22.4 (4.5).1881, Рязань, -20.3.1965, Москва], советский ботаник, проф. (1917). Окончил Моск. ун-т (1903), ученик И. Н. Горожанкина. В 1929-63 зав. кафедрой высших растений МГУ. Осн. труды по альгологии (систематике и филогении зелёных водорослей и альгофлоре Оки, Байкала, Сиваша, Белого м.) и морфологии высших растений (развитию спорофита и филогении печёночных мхов, развитию стебля и проводящей системы у папоротников, эмбриологии цветковых растений). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. С о ч.: Размножение растений, М., 1937; Происхождение наземной растительности, 4 изд., М., 1946; Морфология и систематика высших растений, ч. 1, М., 1947; Морфогения высших растений, М., 1958. Лит.: Кудряшов Л. В., К. И. Мейер, в сб.: Морфология растений. Сб. ст., посвященных памяти проф. К. И. Мейера, М., 1967, с. 3 - 24 (имеется библ.). МЕЙЕР (Меуег) Роберт (11.1.1864, Ганновер, -12.12.1947, Миннеаполис), немецкий гинеколог-патогистолог. Мед. образование завершил в Страсбурге (1889). С 1912 директор Патологич. ин-та гинекологич. клиники Берлинского ун-та. В 1939, преследуемый фашистами, эмигрировал в США; в 1939-44 проф. мед. ф-та ун-та штата Миннесота. Осн. работы по гистологии, физиологии и эмбриологии женского полового аппарата. Разработал теорию гистогенеза доброкачественных и злокачественных опухолей, обосновал необходимость ранней диагностики опухолей матки для своеврем. лечения. С о ч.: The pathology of some special ovarian tumors and their relation to sex characteristics, " American Journal of Obstetrics and Gynaecology", 1931, v. 22, № 5, c. 697-713. Лит.: Фикс А. Ф., Роберт Мейер (К 100-летию со дня рождения), " Архив патологии", 1965, т. 27, № 7. МЕЙЕР (Меуег)Ханнес (18.11.1889, Базель, -19.7.1954, Крочифиссо-ди-Саво-са, Швейцария), швейцарский архитектор. Учился в Высшей технич. школе в Берлине (1909-12). В 10-20-е гг. жил в Германии, был близок к голл. группе " Стиль" и к Ле Корбюзье. Жил также в СССР (1930-36) и Мексике (1939-49). Активный пропагандист принципов функционализма, М. стремился к аналитически чёткому построению объёмно-пространств. композиции здания, логически следующей из системы функцион. процессов (неосуществлённый проект Дворца Лиги Наций, совм. с X. Витвером, 1926-27; профсоюзная школа в Бернау близ Берлина, 1928-1930). Социально-политич. взгляды М., убеждённого марксиста, нашли отражение как в его практич. деятельности, отвечавшей реальным потребностям трудящихся (посёлок Фрайдорф близ Базеля, 1919-21; неосуществлённый проект соц-города Нижнекурьинска, 1932), так и в педагогической, связывавшей архит.образование с требованиями социальной действительности (директор " Баухауза" в 1928-30). X. Мейер и X. В и т в е р. Проект Дворца Лиги Наций в Женеве. 1926-27. Соч.: [Статьи] " Строить" и " Как я рабо* таю", в сб.: Мастера архитектуры об архи-i тектуре, М., 1972, с. 354-64. МЕЙЕР (Меуег) Эдуард (25.1.1855, Гамбург, -31.8.1930, Берлин), немецкий историк древности. Проф. древней истории в Лейпциге (с 1884), Бреслау (Вроцлав) (с 1885), Галле (с 1889), Берлине (в 1902-1923). Всесторонне владея сложным материалом источников (археологич., эпиграфич., литературных, нумизматич. и др.), М. написал значит, исследования по истории Др. Востока, Греции и Рима. В своём осн. труде - пятитомной " Истории древности" (т. 1-5, 1884-1902, 3 изд., 1910-39) изложил всемирную историю, начиная с возникновения др.-вост. цивилизаций и кончая 355 до н. э. (временем крушения господства греков в Сицилии). Несмотря на значит, внимание к экономич. и социальной истории, в основу изложения М. положил политич. события и историю государственности, т. к. форма гос-ва, с его точки зрения, определяет судьбы народа. Особое внимание придавал М. переселениям народов как важному фактору ист. развития (напр., завоеванию Египта гиксосами, Вавилона - касситами, переселению племён в 12 в. до н. э.). Вся история древности излагается М. с позиций теорий цикличности и модернизма. Гомеровская Греция определяется М.как " греческое средневековье", классическая и эллинистическая - как период капитализма, а историей Рима завершается капиталистич. развитие в древности. Исходя из позиций циклизма, М. отрицал поступат. ход ист. развития, утверждая, что высшей ступенью развития общества является капитализм, падение к-рого приводит якобы к гибели культуры. С о ч.: Geschichte yon Troas, Lpz., 1877; Geschichte des KonigreichsPontos, Lpz., 1879; Geschichte des alien Aegyptens, В., 1887; Untersuchungen zur Geschichte der Gracchen, Halle, 1894; Forschungen zur alten Geschichte, Bd 1-2, Halle, 1892 - 99; Caesars Monarchie und das Principat des Pompejus, 3 Aufl., Stuttg., 1922; Ursprung und Anfange des Christentums, Bd 1 - 3, Stuttg.- [a. o.], 1921-1923; в рус. пер.- Теоретические и методологические вопросы истории, М., 1904. Лит.: Протасова С. И., История древнего мира в построении Эд. Мейера, " Вестник древней истории", 1938, № 3; Wile ken U., Jaeger W., E. Meyer zum Gedachtnis, Stuttg., 1931; М а г о h 1 Н., E. Meyer. Bibliographic, [В.], 1941. Л. Н. Казаманова. МЕЙЕР (Меуег) Юлиус Лотар (19.8. 1830, Фарель, Ольденбург, -11.4.1895, Тюбинген), немецкий химик. Проф. Тюбингенского ун-та (с 1876); чл.-корр. Петерб. АН (1890). Осн. работы в области неорганич., органич. и физич. химии. М. эмпирич. путём пытался сопоставить в общей системе группы сходных химич. элементов. После обнародования Д. И. Менделеевым (1869) периодич. закона химич. элементов М. опубликовал (1870) таблицу элементов, к-рая была, по его словам, " в существенном идентична с данной Менделеевым". МЕЙЕРА, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ В 1826 нем. гуманистом и демократом И. Мейером (J. Меуег; 1796-1856) в Готе было основано издательство " Библиографический институт" (в 1828-74 находился в Хильдбурхаузене, с 1874 - в Лейпциге), выпустившее в 1840-55 " Большой энциклопедический словарь" (" Das Grosse Conversations-Lexikon") в 46 основных и 6 дополнительных томах (5-е и 6-е изд. словаря легли в основу русской " Большой энциклопедии", изданной т-вом " Просвещение", СПБ, 1900-09). Во время подготовки 7-го изд. словаря (1924-35) " Библиографич. ин-т" встал на путь прославления национал-социализма; 8-е изд. (1936-1942), прерванное на 9-м томе, носило откровенно фашистский характер. После победы над фашизмом в 1945 " Библиографич. ин-т" был ликвидирован как акционерное об-во, а в 1946 восстановлен в Лейпциге в качестве нар. предприятия (VEB) на новых основах, продолжающих прогрессивные традиции 19 в. (в 1961 отмечалась его 135-летняя годовщина). " Библиографич. ин-т" в 1963 издал " Карманный словарь Мейера А - Z" (" Меу-ers Taschenlexikon A - Z"), открывший собой серию " карманных Мейеров" (преим. отраслевых), в 1967-68-3-томный " Малый словарь Мейера" (" Meyers kleines Lexikon"), в 1968- однотомный " Словарь Мейера для юношества" (" Меу-ers Jugendlexikon"), в 1971-2-томный " Новый настольный словарь Мейера" (" Meyers neues Hand-Lexikon"). В 1961 -1969 выпущена 9-томная энциклопедия -" Новый словарь Мейера" (" Meyers neues Lexikon"), в 1971 начата публикация его 2-го издания, рассчитанного на 18 томов. Акционерное об-во " Библиографич. ин-т" в 1953 обосновалось в Мангейме (ФРГ); в 1971 оно приступило к изданию 25-томного -" Энциклопедического словаря Мейера" (" Meyers enzyklopadisches Lexikon"), называя его 9-м изданием Большого энциклопедического словаря Мейера". И. В. Гудовщикова. Э. Мейер. Дж. Мейербер. В. Э. Мейерхольд. МЕЙЕРБЕР (Meyerbeer) Джакомо (наст, имя и фам.- Якоб Либман Б е р; Beer) (5.9.1791, Тасдорф, близ Берлина, -2.5.1864, Париж), композитор. Род. в семье евр. банкира. Муз. образование получил под рук. М. Клементи (фп.), К. Ф. Цельтера и Г. И. Фоглера, к-рый направил интерес М. к оперному иск-ву. 1816-24 провёл в Италии, где, овладевая оперным стилем, писал оперы, из к-рых наибольший успех имела " Крестоносец в Египте" (1824, Венеция; 1825, Париж). С 1842 М.- генерал-музик-директор в Берлине. Оригинальный композиторский почерк М. определился к нач. 30-х гг. Был связан в своём развитии с различными творч. школами (немецкой, италь-янской). Создал стиль героико-романтич. большой оперы. Уже ранние его соч. обнаружили тяготение к героич. темам и образам, к широким концепциям. В 30-40-х гг. для парижского театра им написаны лучшие произв. (на либр. Э. Скриба), в т. ч. опера " Роберт-Дьявол" (1831, Париж). С наибольшей полнотой и совершенством оперная концепция М. воплотилась в опере " Гугеноты" (1836, там же; в России - под назв. " Гвельфы и гибеллины"). В " Пророке" (1849, там же; в России - под назв. " Осада Гента", затем " Иоанн Лейденский") обнаружились нек-рые недостатки этого типа оперы, " Африканка" (1865, пост, посмертно) свидетельствовала о его намечающемся кризисе. Основу оперного стиля М. составляют сценически-эффектное, напряжённое развитие сюжета, яркие образы героев, колоритность массовых сцен, психологич. и зрелищные контрасты, стремление придать драме социальное звучание. Развитие целого подчиняется чёткой муз.-драматургич. линии с выделением общей и частных (по актам) кульминаций. М. оказал большое влияние на оперный театр 19 в., однако в дальнейшем наступила реакция против " мейерберовщины", её внешних эффектов (порой в ущерб правдивости и эмоциональной естественности). Меньшее значение имели комич. оперы: " Северная звезда" (1854, Париж) и " Плоэрмельское прощение" (" Динора", 1859, там же). М. принадлежат также кантаты, хоры, орк. произв., театр, музыка (в т. ч. музыка к драме " Струэнзе" М. Бера, брата композитора), фп. пьесы, песни. Лит.: К р е м л е в Ю. А., Джакомо Мейербер, [Л.], 1936; Соллертин-ский И. И., Джакомо Мейербер, 2 изд., М., 1962; Хохловкина А. А., Западноевропейская опера, М., 1962, с. 350-65; С u r z о n P. H. d e, Meyerbeer, P., [1910J; В е с k е г H., Der Fall Heine-Meyerbeer, В., 1958. Т.Н.Ливанова. МЕЙЕРБЕРГ (Meyerberg) Августин (1622-1688), австрийский дипломат. В 1661-62 находился в России в составе посольства от австр. имп. Леопольда I, прибывшего для посредничества между Россией и Польшей, воевавшими из-за Украины. Миссия М. окончилась безрезультатно. Итогом пребывания М. в России явилось богато иллюстрированное " Путешествие в Московию", содержащее ценные, хотя порой и тенденциозные, сведения о политич. истории, гос. строе и быте России 17 в. Соч.: Путешествие в Московию, М., 1874; Альбом Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII в., [т. 1 - 2], СПБ, 1903. МЕЙЕРГОФ (Meyerhof) Отто (12.4.1884, Ганновер, -6.10.1951, Филадельфия), немецкий биохимик, чл. Нац. АН США (1949). Образование получил во Фрейбурге, Берлине, Страсбурге и Гейдельберге, где в 1909 защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. Работал в Киле, Берлине-Далеме, Гейдельберге (1912-38). В 1938 эмигрировал из фашистской Германии. В 1938-40 в Париже. С 1940 проф. Пенсильванского ун-та в Филадельфии. Осн. работы по биохимии мышечного сокращения. Исследовал ферментативные превращения углеводов и сопряжённые с ними превращения аденозинтрифосфата и креатинфосфата. Описал связь анаэробного распада и аэробного синтеза углеводов в работающей и отдыхающей мышце (т. н. цикл Пастера- Мейергофа), показал, что энергия, освобождающаяся в ходе хим. превращений углеводов, используется в процессе мышечного сокращения. Нобелевская пр. (1922). Иностр. чл. Лондонского королев, об-ва, почётный чл. ряда зарубежных академий и обществ. С о ч.: Die chemischen Vorgange in Muskel und ihr Zusammenhang mit Arbeitsleistung und Warmebildung, В., 1930; a рус. пер.-Химическая динамика жизненных явлений, М. - Л., 1926; Термодинамика жизненных процессов, М. - Л., 1928. МЕЙЕР-ЛЮБКЕ (Meyer-Lubke) Вильгельм (30.1.1861, Дюбендорф, Швейцария, -4.10.1936, Бонн), австрийский языковед, проф. ун-тов Йены (с 1887), Вены (с 1890), Бонна (с 1915). Примыкал к школе младограмматиков (см. Младо-грамматизм), занимался романскими языками. Автор сравнит, грамматики и этимологич. словаря романских языков. Последние годы жизни исследовал албанский и румынский языки. Для изучения рум. яз. при Венском ун-те был учреждён возглавляемый М.-Л. спец. ин-т. Соч.: Grammatik der romanischen Spra-chen, Bd 1 - 4, Lpz., 1890 - 1902; Einfuhrung in das Studium der romanischen Sprachwissen-schaft, 3 Aufl., Hdlb., 1920; Romanisches etymologisches Worterbuch, 3 Aufl., Hdlb., 1935. МЕЙЕРСОН (Meyerson) Эмиль (12.2. 1859, Люблин, Польша, -4.12.1933, Париж), французский философ-идеалист. С 1882 жил во Франции. Работы М. посвящены теории познания. С точки зрения М., теория познания изучает формы разума в готовом, овеществлённом знании и потому необходимо становится историко-критич. исследованием науки. В основе разума, по М., лежит априорный принцип тождества; познание означает отождествление различного. Категории, науч. теории, согласно М., возникают в результате взаимодействия априорной отождествляющей способности разума с эмпирич. материалом, а поэтому не априорны и не апостериорны, а лишь " правдоподобны ". Ви дя в причинности основу для объяснения в науке, М. понимает её как выражение неизменности предмета во времени. Причина и следствие мыслятся как равные, следствие логически вытекает из причины. Познание законов М. противопоставляет познанию причинных связей. М. критикует субъективистские истолкования теории относительности и квантовой механики в духе махизма. Однако метафи-зич. противопоставление тождества и различия, разума и действительности приводит философию М. по существу к агностицизму. С о ч.: De 1'explication dans les sciences, t. 1 - 2, P., 1921; La deduction relativiste, P., 1925; Du cheminement de la pensee, t. 1-2, P., 1931; Reelet determinisme dans la physique quantique, P., 1933; в рус. пер.- Тождественность и действительность, СПБ, 1912. Лит.: К е 1 1 у Th. R., Explanation and reality in the philosophy of E. Meyerson, L., 1937; М а г с u с с i S., E. Meyerson, Torino, 1962. В. А. Лекторский. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич [28.1(9.2).1874, Пенза, -2.2.1940, Москва], советский режиссёр и актёр, нар. арт. Республики (1923). Чл. КПСС с 1918. Род. в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 поступил на юрид. ф-т Моск. ун-та, в 1896- на 2-й курс драматич. класса Муз.-драматич. уч-ща Моск. филармонич. общества; по окончании в 1898 вошёл в труппу Московского Художеств, театра. Наиболее значит, роли М.- Треплев, Тузенбах (" Чайка", " Три сестры" Чехова), Иоганнес (" Одинокие" Гауптмана), Мальволио, принц Арагонский (" Двенадцатая ночь", " Венецианский купец" Шекспира). В 1902 М. ушёл из МХТ; до 1905 возглавлял организованное им " Товарищество новой драмы" (Херсон, Николаев, Тбилиси), где выступил и как режиссёр. Здесь начала формироваться художеств, программам., связанная с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актёрского действия живописно-декоративному началу. Эта программа получила обоснование в работе М. в Студии на Поварской (Москва, 1905), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные М. спектакли (" Смерть Тентажиля" Метерлинка и " Шлюк и Яу" Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых М. осуществлял свои интересные идеи. Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906-07 М. был гл. режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александрийском т-ре (с 1908), М. ставил уже иную задачу -возрождение принципов " театра прошлых эпох"; стремился к сочетанию трагич. гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях " Дон Жуан" Мольера, " Маскарад" Лермонтова), что имело важное значение для его 'дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы М. в Студии на Бородинской (с 1914, Петербург), где М. поставил " Незнакомку" и " Балаганчик" Блока. Протест против буржуазно-мещанского эпигонского натурализма привёл М. в первые же годы после Октябрьской революции 1917 к выдвижению идей " Театрального Октября", направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности полемики против академич. театров нередко были ощутимы в деятельности М. в сов. время. Однако наиболее значит, спектакли возглавлявшегося им в 1920-1938 театра (см. Мейерхольда имени театр) были направлены на создание иск-ва, связанного с революц. современностью как своим содержанием, так и присущей им динамич. формой. Они были близки поэтике В. В. Маяковского, его трактовке театра как соединения " трибуны" и " зрелища". Это характерно для спектаклей " Мистерия-Буфф", " Клоп" и " Баня" Маяковского, " Зори" Верхарна, " Мандат" Эрдмана, " Последний решительный" Вишневского, " Вступление" Германа. Работая над произв. классич. драматургии, М. стремился к заострённому социально-обличительному и ярко-зрелищному раскрытию пьесы, властно подчиняя сценическое воплощение своему режиссёрскому видению, порой не останавливаясь даже перед перемонтировкой текста [" Лес" Островского, " Ревизор" Гоголя, " Горе уму" (" Горе от ума") Грибоедова и др.]. М. осуществлял свои искани-я и в муз. театре. В предреволюционные годы он ставил оперы в петерб. Мариинском театре (" Орфей и Эвридика" Глюка, 1911), а в 1935 дал новое сценич. прочтение Сцены из спектаклей: 1 - " Последний решительный" Вс. Вишневского. 1931. 2 -" Клоп" В. В. Маяковского. 1929. Режиссёр В. Э. Мейерхольд, " Пиковой дамы" Чайковского (Малый оперный театр, Ленинград). В 1922-24 М. был художеств, руководителем московского Театра Революции. После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938) К. С. Станиславский привлёк М. к работе в руководимом им оперном театре. Творч. поиски М. оказали большое влияние на советский и зарубежный театр. Соч.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1 - 2, М., 1968. Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958, с. 108 - 16, 373-407; Маяковский В. В., Поли, собр. соч., т. 12, М., 1959; Волков Н., Мейерхольд, т. 1 -2, М.- Л., 1929; Гвоздев А. А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; А л п е р с Б., Театр социальной маски, М.- Л., 1931; Р о-стоцкийБ., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, М., 1960: Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, М., 1967; Рудницкий К. Л., Режиссёр Мейерхольд, [М., 1969]. Б. И. Ростоцкий. МЕЙЕРХОЛЬДА ИМЕНИ ТЕАТР, советский драматический театр (Москва). С 1920 работал под названием Театр РСФСР 1-й, в 1922 в качестве Вольной мастерской Мейерхольда при Государственных высших театральных мастерских вошёл в Театр актёра, преобразованный в конце того же года в Театр ГИТИСа; с 1923 наз. Театр им. Мейерхольда (с 1926- Гос. театр им. Мейерхольда). Направление деятельности театра определялось его руководителем -В. Э. Мейерхольдом и отражало сложный путь развития его режиссёрского творчества. Все спектакли театра ставились Мейерхольдом (изредка совм. с др. режиссёрами). Театр открылся " Зорями" Верхарна (1920, реж. Мейерхольд и и В. М. Бебутов) - торжественным, ораториально-митинговым зрелищем. Начатая " Зорями" установка на сближение театра с революционной современностью, на превращение его в средство политич. агитации получила развитие в спектаклях " Мистерия-Буфф" Маяковского (2-я ред., 1921, реж. Мейерхольд и Бебутов), " Земля дыбом" Мартине и Третьякова (1923), " Д. Е." Подгаецкого по Эренбургу (1924). Сатирич. обличению мещанства была подчинена постановка " Мандата" Эрдмана (1925). В театре впервые нашли своё воплощение пьесы Маяковского " Клоп" (1929) и " Баня" (1930). Важное значение для развития сов. театра имели публицистич. спектакли: " Рычи, Китай" Третьякова (1926), " Последний решительный" Вишневского (1931), " Вступление" Германа (1933). В то же время в нек-рых постановках на первый план выступало решение формальных задач, спектакли строились на принципах " биомеханики", близкой конструктивизму (" Великодушный рогоносец" Кроммелин-ка, 1922). Противоречивыми были обращения театра к классич. драматургии: " Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (1922), " Лес" Островского (1924), " Ревизор" Гоголя (1926), " Горе уму" по " Горю от ума" Грибоедова (1928), " 33 обморока" (" Предложение", " Медведь" и " Юбилей" Чехова, 1935). В осуществлении этих пьес драматургия нередко оказывалась не только полностью подчинённой, но отчасти и деформированной субъективным видением режиссёра. Трудности, обозначившиеся в жизни театра в сер. 30-х гг., связанные с пересмотром его руководителем своего творч. опыта, со стремлением сблизиться с системой психологич. театра (примером чего явилась постановка " Дамы с камелиями" Дюма-сына, 1934), с нек-рым ослаблением контактов с сов. драматургией, дали повод для обвинений театра в отрыве от сов. действительности. В 1938 театр был закрыт. В труппе театра в различные годы были актёры: М. И. Бабанова, Н. И. Боголюбов, Э. П. Гарин, М. И. Жаров, И. В. Ильинский, С. А. Мартинсон, Д. Н. Орлов, 3. Н. Райх, Л. Н. Свердлин, М. И. Царёв, М. М. Штраух; режиссёры: Л. В. Варпаховский, Б. И. Ра-венских, П. В. Цетнерович, И. Ю.Шлепя-нов, Н. В. Экк и др. Лит. см. при ст. Мейерхольд В. Э. Б. Н. Ростоцкий. МЕЙКОН (Масоп), город на Ю.-В. США, в шт. Джорджия, на р. Окмалги. 122, 4 тыс. жит., с пригородами 206 тыс. жит. (1970), св. Чз- негры. Переработка с.-х. и лесной продукции (хлопка, земляного ореха и др.). Произ-во запасных частей для автомобилей и самолётов. МЕЙЛАХ Борис Соломонович [р. 26 6 (9.7).1909, Лепель, ныне Витебской обл.], советский литературовед. Чл. КПСС с 1940. Окончил лит. ф-т МГУ (1931). С 1935 ведёт науч. работу в Пушкинском доме. Проф. ЛГУ (1947-66). Автор кн. " Ленин и проблемы русской литературы конца XIX - начала XX вв." (1947, 4 изд. 1970; Гос. пр. СССР, 1948), работ о жизни и поэзии А. С. Пушкина, по методологии литературоведения, психологии творчества. Разрабатывает принципы комплексного изучения художеств, и науч. творчества. Соч.: Пушкин и русский романтизм, М.-Л., 1937; Пушкин и его эпоха, М., 1958; Уход и смерть Льва Толстого, М.-Л., 1960; Художественное мышление Пушкина как творческий процесс, М.-Л., 1962; Талант писателя и процессы творчества, [Л.], 1969; На рубеже науки и искусства, Л., 1971. Лит.: Измайлов Н. В., Б. С. Мей-лах, " Русская литература", 1969, №4. МЕЙЛЕР (Mailer) Норман (р. 31.1.1923, Лонг-Бранч, шт. Нью-Джерси), американский писатель и публицист. По образованию инженер; в годы 2-й мировой войны 1939-45 служил на флоте на Тихом ок. В романе М. " Нагие и мёртвые" (1948, рус. пер. 1972) разоблачение милитаризма и фашиствующих элементов в армии США сочетается с натуралистич. изображением быта. В последующих романах М.-" Берег варваров" (1951), " Олений парк" (1955), " Американская мечта" (1965), " Зачем мы во Вьетнаме? " (1967)-усиливаются фрейдистские мотивы; сатира на амер. образ жизни соседствует с экзистенциалистскими взглядами. В 60-е гг. М.- активный сторонник движения против войны во Вьетнаме. Широкую известность приобрели его документальные репортажи " Армии ночи" (1968), " Майами и осада Чикаго" (1968, рус. пер. 1971) и др. С о ч.: Advertisements for myself, N. Y., 1959; A fire on the moon, L., 1970. Лит.: История американской литературы, т. 2, М., 1971; GeismarM., American moderns..., N. Y., 1958; К a u f-mann D. L., Norman Mailer, L.-Amst., 1969: Poirier R., Norman Mailer, N. Y., 1972. МЕЙМАН (Meumann) Эрнст (29.8.1862, Ирдинген, близ г. Крефельд, -26.4.1915, Гамбург), немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Учился в ун-тах Берлина, Галле, Бонна. Был сотрудником В. Вундта в Лейпциге. С 1897 профессор философии и педагогики в Цюрихе, Кенигсберге, Мюнстере, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Наибольшее значение имели экспериментальные исследования развития памяти у детей. М. сделал попытку синтезировать различные психологич. концепции развития ребёнка, его способностей, успешности обучения и т. п. и положить их в основу теории и практики воспитания. Автор ряда работ по эстетике. Соч. в р у с. пер.: Экономия и техника памяти, М., 1913; Лекции по экспериментальной педагогике, 3 изд., ч. 1-3, М., 1914-17; Интеллигентность и воля, [М.], 1917; Очерк экспериментальной педагогики, 2 изд., М., 1922.
|