Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика. 3 страница
Лит.: Введение в современную эстетику, М., 1909; Эстетика, т. 1-2, М., 1919; М и 1l е г Р., Е. Meumann als Begriinder der experimentellen Padagogik, Z., 1942 (Diss.). А. И. Пискунов. МЕЙМЕНЕ, город на С. Афганистана, адм. центр пров. Фариаб. 55, 5 тыс. жит. (1969). Расположен на Бактрийской равнине, в оазисе. Торговля шерстью, каракулем, кожами, зерном, маслосемена-ми. Развито ковроткачество. В р-не М.-посевы пшеницы, каракулеводство. МЕЙНЕКЕ (Meinecke) Фридрих (30.10. 1862, Зальцведель, -6.2. 1954, Зап. Берлин), немецкий историк. Проф. Страсбургского (1901-06), Фрейбургского (1906-14), Берлинского (1914-28) университетов. В 1896-1935 гл. редактор журн. " Хисторише цайтшрифт" (" Histo-rische Zeitschrift"). Труды М. лишь в небольшой степени - конкретно-историч. исследования; важнейшие из них посвящены изучению истории идей, к-рые М. считал двигателем историч. процесса. В кн. " Космополитизм и национальное государство" (1908) он представил историю объединения Германии в виде развития идеи нац. гос-ва. Ослабление позиций герм, империализма после 1-й мировой войны 1914-18 привело М. к отказу от традиционного для дворянско-бурж. историографии представления о гос-ве как воплощении нравственной идеи (" Идея государственного разума в новой истории", 1924). М. стал утверждать, будто в истории большую роль играет иррациональное, " демоническое" начало. Сообразуясь с новыми ист. условиями, М. призывал опираться на с.-д-тию и высказывался за союз с зап. державами. В годы фаш. диктатуры вышел крупный теоре-тико-методологич. труд М. " Возникновение историзма" (1936), в к-ром он суммировал свои воззрения на историч. явления как сугубо индивидуальные комплексы, не подчинённые каким-либо объективным закономерностям. После разгрома фашизма М. в кн. " Германская катастрофа" (1946) подверг критике нек-рые стороны политич. курса герм. империализма и, отказываясь от наиболее обанкротившихся доктрин идеалистич. методологии, стремился отстоять её суть. Будучи с 1948 ректором т. н. Свободного ун-та в Зап. Берлине, М. принял активное участие в разжигании " холодной войны". Лит.: Данилов А. И., Фридрих Мейнеке и немецкий буржуазный историзм, " Новая и новейшая история", 1962, № 2; L о z е k G., S у г b е Н., Geschichtsschrei-bung contra Geschichte, В., 1964. Л. И. Гинцберг. МЕЙНИНГЕН (Meiningen), город на юге ГДР, в округе Зуль, в верховьях р. Вер-ра. 25, 4 тыс. жит. (1970). Машиностроит., метизная, швейная, деревообр., бум. пром-сть. Пед. ин-т. В прошлом резиденция герцогов Саксен-Мейнинген (1680-1918); сохранились парк и замок. В 60-сер. 90-х гг. 19 в. был известен как один из центров нем. театр, иск-ва (см. Мей-нингенский театр). Театральный музей. МЕЙНИНГЕНСКИЙ ТЕАТР, немецкий театр. Существовал с кон. 18 в. в Мейнингене, столице Саксен-Мейнингенского герцогства. Получил мировую известность в 60-90-х гг. 19 в. Период наибольшего подъёма творческой жизни театра связан с деятельностью герцога Георга II и режиссёра Л. Кронека, последнему гл. обр. М. т. и обязан своей славой. В 1874-90 театр гастролировал в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Австро-Венгрии, Польше, скандинавских странах, Египте, в России (1885, 1890). Основу его репертуара составляла по преимуществу классич. драматургия -" Орлеанская дева", " Мария Стюарт", " Лагерь Валленштейна" Шиллера; " Юлий Цезарь", " Гамлет", " Макбет", " Венецианский купец" Шекспира. Ставились также пьесы Г. Клейста, Г. Э. Лессинга, Ф. Грильпарцера, Мольера, Дж. Байрона, Г. Ибсена. М. т. развивал традиции т. н. " живописной режиссуры" Ф. Дин-гелштедта и Э. Девриента. Его руководители придавали первостепенное значение зрелищно-постановочной культуре спектакля, добиваясь историч., этнографии, и бытовой достоверности. Заслугой театра было утверждение принципа актёрского ансамбля, подчинение всех компонентов единому замыслу, выразит, разработка массовых сцен. К. С. Станиславский говорил о большом положит, значении творч. опыта М. т., высоко ценил присущие ему "...режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 132), однако указывал, что руководители театра "...не обновили старых, чисто актерских приемов игры" (там же, с. 130), хотя в их спектаклях и принимали участие талантливые актёры (Л. Барнай, Л. Теллер, О. Лоренц и др.). Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 129-32; Ростоцкий Б. И., Мейнингенцы, в кн.: История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970; Winds A., Geschichte der Regie, В.-Lpz., 1925; Grube M., Geschichte der Meininger, Stuttg.-B., 1926. Б. И. Ростоцкий. МЕЙНОНГ (Meinong) Алексиус фон (17.7.1853, Львов, -27.11.1920, Грац), австрийский философ-идеалист и психолог. С 1882 проф. ун-та в Граце; в 1894 создал там же первую в Австрии экспериментально-психологич. лабораторию. Философия М. представляет собой разновидность неореализма. Исходя из философии Д. Юма и своего учителя Ф. Брен-тано, М. развил идеалистич. " теорию предметности", понимая под " предметом" не материальный объект, а данность объекта в переживании. При этом, по его мнению, безразлично, какова природа этого объекта: реальная ли это вещь или идеальное отношение, напр, понятия сходства и различия. Объект становится " предметом" только в акте познавания. Это положение М. было потом развито в теории интенциональности нем. философа Э. Гуссерля. Но в отличие от феноменологии Гуссерля, М. признаёт логич. примат за " предметами", а не за актами сознания. М. разрабатывал также общую теорию ценностей. Идеи М. оказали влияние на развитие неопозитивизма и, в частности, на ранние работы Б. Рассела. С о ч.: Untersuchungen zur Gegenstands-theorie und Psychologie, Lpz., 1904; Uber die Stellung der Gegenstandstheorie im System der Wissenschaften, Lpz., 1907; Uber Moglichkeit und Wahrscheinlichkeit, Lpz., 191 Zur Grundlegung c}er allgemeinen Wei theorie, Graz, 1923; Uber Annahmen, 3 Aufl Lpz., 1928; Gesamtausgabe, Bd 1, Graz, 196 Лит.: Т е g e n E., A. von Meinong, Lunc 1935; Meinong Gedenkschrift, Graz, 195! А. Г. Мысливченко " МЕЙНСТРИМ" (" Mainstream" -" Главное направление"), американский литературный и общественно-политич. журнал; изд. с 1911 по 1962 под назв. " Массес" (-" Masses", 1911-17), " Либерейтор" (" Liberator", 1918-24), " Нью массес" (" New Masses", 1926-47), " Массес энд мейнстрим" (-" Masses and Mainstream", 1948-57), " Мейнстрим" (1957-1962). В 1910-е гг. был центром притяжения передовых художеств, сил (Дж. Рид, Ю. О'Нил, К. Сэндберг и др.). В " М." были напечатаны сокращённый перевод " Письма к американским рабочим" В. И. Ленина, воспоминания М. Горького о В. И. Ленине; с осени 1919 " М." - орган компартии США. В 30-е гг. М., преодолев сектантские ошибки, сыграл выдающуюся роль в сплочении вокруг себя амер. писателей на широкой антифаш. и общедемократич. платформе. В нём печатались Т.Драйзер, Э. Хемингуэй, Т.Вулф, Э. Колдуэлл, М. Голд и др.; " М." выступал за социалистич. реализм, отстаивал демократич. и революц. нац. традиции, призывал к освоению опыта сов. лит-ры. В кон. 40 - нач. 50-х гг. " М." боролся с упадочным бурж. иск-вом, за мир, против маккартизма; в нём печатались Ф. Боноски, Дж. X. Лоусон, У. Дюбуа, Дж. Норт, С. Финкелстайн и др. Лит.: Гиленсон Б., Я видел рождение нового мира. (Публицистика Джона Рида 1917 - 1920 гг.), " Вопросы литературы", 1961, № 11; Echoes of revolt: " The Masses". 1911 -1917. Ed. by W. O'Neill, Chi., 1966; " New Masses". An anthology of the rebel thirties. Ed. by J. North, N. Y., 1969. Б. А. Гиленсон. МЕЙНХОФ (Meinhof) Карл (1857-1944), немецкий языковед; см. Майнхоф К.. МЕЙО (Мауо), семья американских xирургов. Уильям Уарелл М. (31.5. 1819, Манчестер, -6.3.1911, Рочестер), получил образование химика в Оуэне-колледже (Манчестер); ученик Дж. Дальтона. С 1845- в США. Медицину изучал в г. Лафайетт (шт. Индиана), диплом врача получил (1854) в ун-те шт. Миссури в Сент-Луисе. С 1863 хирург в Рочестере, где основал больницу Сент-Мэрис (1883). Известен работами по хирургии брюшной полости. Одним из первых в США применил микроскоп для мед. исследований. Уильям Джеймс М. (29.6.1861, Ле-Сур, Миннесота, -28.7.1939, Рочестер), в 1883 окончил Мичиганский ун-т. С того же года хирург в больнице Сент-Мэрис (г. Рочестер), основанной его отцом У. У. Мейо. В 1889 на базе этой больницы совм. с братом Ч. X. Мейо основал комплекс клиник (ныне всемирно известная клиника Мейо). В 1915 братья М. учредили фонд М.- Мауо Foundation for Medical Education and Research; функционируют мед. ф-т, Ин-т усовершенствования врачей и многие н.-и. ин-ты. Осн. работы по хирургии брюшной полости и урологии. Автор трудов по вопросам философии и организации медицины. Президент Амер. мед. ассоциации (1906-07), Амер. хирургич. ассоциации (1913-14), почётный член многих науч. орг-ций США и св. 20 др. стран. Чарлз Хорас М. (19.7.1865, Рочестер, -26.5.1939, Чикаго), мед. образование получил в Чикаго (1888). С 1889 гл. хирург клиники Мейо. В 1919-1936 проф. Ин-та усовершенствования врачей и мед. школы фонда Мейо. Гл. консультант хиругич. службы США во время 1-й мировой войны 1914-18, бригадный генерал мед. службы запаса. Осн. работы по различным вопросам хирургии (операции по поводу зоба, пересадки мочеточников, операции на жёлчных протоках и др.), а также организации и управлению мед. центрами. Президент Амер. мед. ассоциации (1916-17), Амер. коллегии хирургов (1914-15), почётный член мн. обществ в США и за рубежом. Соч.: May о С h. H., Surgery of the liver, the gall-bladder and the biliary ducts, в кн.: Keen W. W. (ed.), Surgery, v. 3, Phil.- L., 1908; The thyroid gland, St. Louis, 1925 (совм. с H. W. Plummer). Лит.: W i l s о n L. В., W. Worrell Mayo, A pioneer surgeon of the Nortwest, " Surgery gynecology and obstetricss", 1927, v. 44, May; Линберг Б. Э., Американская хирургическая клиника (по личным впечатлениям), М., 1929; [Чарльз и Уильям Мейо]. Некролог, " Новый хирургический архив", 1939, т. 45, кн. 2; Ю д и н С. С., Братья Мэйо по личным воспоминаниям, " Хирургия", 1940, № 2-3. Р. С. Рабинович. МЕЙОЗ (от греч. meiosis - уменьшение), редукционное деление, деления созревания, способ деления клеток, в результате к-рого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом в два раза и одна диплоидная клетка (содержащая два набора хромосом) после двух быстро следующих друг за другом делений даёт начало 4 гаплоид-ным (содержащим по одному набору хромосом). Восстановление диплоидного числа хромосом происходит в результате оплодотворения. М.-обязательное звено полового процесса и условие формирования половых клеток (гамет). Биологич. значение М. заключается в поддержании постоянства кариотипа в ряду поколений организмов данного вида и обеспечении возможности рекомбинации хромосом и генов при половом процессе. М.- один из ключевых механизмов наследственности и наследств, изменчивости. Поведение хромосом при М. обеспечивает выполнение осн. законов наследственности (см. Менделя законы). В зависимости от места М. в жизненном цикле организмов различают 3 типа М. Гаметный, или терминальный, М. (у всех многоклеточных животных и ряда низших растений), происходит в половых органах и приводит к образованию гамет. Зиготный, или начальный, М. (у мн. грибов и водорослей), происходит в зиготе сразу после оплодотворения и приводит к образованию гаплоидного мицелия или таллома, а затем спор и гамет. Споровый, или промежуточный, М. (у высших растений), имеет место накануне цветения и приводит к образованию гаплоидного гаметофита, в к-ром позднее образуются гаметы. У простейших (Protozoa) встречаются все 3 типа М. Перед М. происходит удвоение кол-ва ДНК в клетке. В ходе двух делений М. (рис.) ДНК делится поровну между 4 клетками. В результате первого (редукционного) деления М. пары гомологичных хромосом разъединяются и члены пар расходятся в 2 клетки (редукция числа хромосом). Каждая хромосома сохраняет две продольные половины - хроматиды. В результате второго (эквационного) деления хроматиды расходятся в разные клетки и каждая из 4 сестринских клеток получает по одной хроматиде. Т. о., первое деление М. принципиально отличается от митоза, а второе - это митоз в клетках с гаплоидным числом хромосом. Во время М., перед редукцией числа хромосом, происходит обмен участками гомологичных хромосом - кроссинговер, приводящий к перераспределению аллель-ных генов (см. Аллели). М. длится много дольше митоза: напр., у пшеницы он продолжается 24 часа, у лилии -9-12 суток, у мыши -11-14 суток, у человека -24. У ряда животных и человека во время образования женских половых клеток (см. Оогенез) М. останавливается на срок до неск. лет и завершается только во время оплодотворения. Схема мейоза: 1 - лептотена; 2 - зиготен на; 3 - пахитена; 4 - диплотена; 5 - диа-кинез; 6 - метафаза I; 7 - анафаза I; 8 - телофаза I; 9 - интеркинез; 10 - метафаза II; 11- анафаза II; 12 - телофаза П. Одна из двух гомологичных хромосом заштрихована, другая - белая. Обмен белыми и заштрихованными участками хромосом - результат кроссинговера. Маленькие белые кружки - центромеры, большой круг - контур ядра. В метафазе и анафазе обоих делений ядерная мембрана исчезает. В телофазе возникает снова. В метафазе и анафазе обоих делений стрелками показано направление растягивания и движения хромосом с помощью нитей веретена. Первая фаза М.- профаза I, наиболее сложная и длительная (у человека 22, 5, у лилии 8-10 суток), подразделяется на 5 стадий. Лептотена - стадия тонких нитей, когда хромосомы слабо спирализованы и наиболее длинны, видны утолщения - хромомеры. Зиготена - стадия начала попарного, бок о бок соединения (синапсиса, конъюгации) гомологичных хромосом; при этом гомологичные хромомеры взаимно притягиваются и выстраиваются строго друг против друга. Пахитена - стадия толстых нитей; гомологичные хромосомы стабильно соединены в пары - биваленты, число к-рых равно гаплоидному числу хромосом; под электронным микроскопом видна сложная ультраструктура в месте контакта двух гомологичных хромосом внутри бивалента: т. н. синаптонемальный комплекс, к-рый начинает формироваться ещё в зиготене; в каждой хромосоме бивалента обнаруживаются 2 хроматиды; т. о., бивалент (тетрада, постарей терминологии) состоит из 4 гомологичных хро-матид; на этой стадии происходит кроссин-говер, осуществляющийся на молекулярном уровне; цитол. последствия его обнаруживаются на след, стадии. Диплотена - стадия раздвоившихся нитей; гомологичные хромосомы начинают отталкиваться друг от друга, но оказываются связанными, обычно в 2-3 точках на бивалент, где видны хиазмы (перекресты хроматид) - цитологическое проявление кроссинговера. Диакинез - стадия отталкивания гомологичных хромосом, к-рые по-прежнему соединены в биваленты хиазмами, перемещающимися на концы хромосом (терминализация); хромосомы максимально коротки и толсты (за счёт спирализации) и образуют характерные фигуры: кресты, кольца и др. Следующая фаза М.- метафаза I, во время к-рой хиазмы ещё сохраняются; биваленты выстраиваются в ср. части веретена деления клетки, ориентируясь центромерами гомологичных хромосом к противоположным полюсам веретена. В анафазе I гомологичные хромосомы с помощью нитей веретена расходятся к полюсам; при этом каждая хромосома пары может отойти к любому из двух полюсов, независимо от расхождения хромосом др. пар. Поэтому число возможных сочетаний при расхождении хромосом равно 2", где п - число пар хромосом. В отличие от анафазы митоза, центромеры хромосом не расщепляются и продолжают скреплять 2 хроматиды в хромосоме, отходящей к полюсу. В тело-фазе I у каждого полюса начинается деспирализация хромосом и формирование дочерних ядер и клеток. Далее следует короткая интерфаза без редупликации ДНК - интеркинез, и начинается второе деление М. Профаза II, метафаза II, анафаза II и т е-л о ф а з а II проходят быстро; при этом в конце метафазы II расщепляются центромеры, и в анафазе II расходятся к полюсам хроматиды каждой хромосомы. Эта классич. схема М. имеет исключения. Напр., у растений рода ожика (Luzula) и насекомых сем. кокцид (Сос-cidae) в первом делении М. расходятся хроматиды, а во втором - гомологичные хромосомы, однако и в этих случаях в результате М. происходит редукция числа хромосом. Различия между сперматогенезом и оогенезом у животных и образованием микроспор и мегаспор у растений не отражаются на поведении хромосом в ходе М., хотя размеры и судьбы сестринских клеток оказываются разными. Известны аномалии М. У межвидовых гибридов все хромосомы, а у анеуплоидов (см. Анеуплоидия) непарные хромосомы не способны конъюгировать и остаются в виде унивалентов; у автополиплои-дов (см. Автополиплоидия) образуются объединения более чем из 2 хромосом - т. н. мультиваленты. В каждом из этих случаев невозможна правильная редукция числа хромосом в анафазе I; образующиеся гаметы (с несбалансированными наборами хромосом) либо сами нежизнеспособны, либо дают нежизнеспособное или уродливое потомство (см. Хромосомные болезни). Отсутствие хиазм (ахизматия) обычно приводит к тем же результатам, однако у самцов нек-рых видов мух, в т. ч. у дрозофилы, хиазмы всегда отсутствуют, хотя гаметы образуются нормальные. Причины перехода клеток от деления путём митоза к М. в жизненном цикле каждого организма, а также молекулярные механизмы конъюгации гомологичных хромосом и кроссинговера исследуются. Илл. см. на вклейке, табл. 1(стр. 64-65). Лит.: Соколов И. И., Цитологические основы полового размножения многоклеточных животных, в кн.: Руководство по цитологии, т. 2, М.- Л., 1966, с. 390 -460; Райков И.Б., Кариология простейших, Л., 1967; Богданов Ю. Ф., Гомологичная конъюгация хромосом, в кн.: Успехи современной генетики, т. 3, М., 1971, с. 134-61; Swanson С. P., Cytology and cytogenetics, Englewood Cliffs, 1957; R h о а-d e s М. М., Meiosis, в кн.: The cell. Biochemistry. Physiology. Morphology, v. 3, N. Y., 1961, p. 1-75; J о h n В., Lewis K. R., The meiotic system, W.-N. Y., 1965; (Protoplasmatologia, Bd 6, fasc. 1); W e s-tergaard M., Wettstein D. von, The Synaptinemal complex, n кн.: Annual Review of Genetics, v. 6, 1972, p. 71 - 110. Ю. Ф. Богданов. МЕЙРИНК (Meyrink) Густав (19.1.1868, Вена, -4.12.1932, Штарнберг), австрийский писатель. Окончил торг, академию в Праге. С 1903 сотрудник журн. " Симп-лициссимус". Автор сб-ков новелл " Горячий солдат" (1903), " Орхидеи" (1904) и др., объединённых в трёхтомник " Волшебный рог немецкого обывателя" (т. 1-3, 1909-13), а также сб-ков новелл " Лиловая смерть" (1913, рус. пер. 1923), " Летучие мыши" (1916, рус. пер. 1923) и др. Увлечение мистическим, гротескно-фантастическим сочетается у М. с пародийным, сатирич. изображением бурж. строя (роман " Голем", 1915, рус. пер. 1922). В позднем творчестве (романы " Ангел с западного окна", 1920, и др.) М. полностью отходит от реализма. В кн. " На пороге потустороннего" (1923) сказалось увлечение М. оккультизмом, теософией. Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-6, Lpz., 1917. Лит.: Jung К. G., Die Gestaltungen des Unbewufiten, Z., 1950; Frank E., G. Meyrink, Budingen - Gettenbach, 1957. МЕЙСЕЛЬ Максим Николаевич {p. 28.9(11.10).1901, Петербург], советский микробиолог и цитолог, чл.-корр. АН СССР (1960). Чл. КПСС с 1961. Окончил 1-й Ленингр. мед. ин-т (1926). Один из организаторов Дальневост. филиала АН СССР (1932). С 1934- в Ин-те микробиологии АН СССР, с 1952 зав. отделом этого ин-та. Одновременно с 1959 зав. лабораторией Ин-та молекулярной биологии АН СССР, с 1946- в МГУ, проф. с 1953. Президент Всесоюзного мик-робиологич. об-ва (с 1971). Осн. труды по функциональной морфологии и физио-логич. цитологии микроорганизмов. Детально исследовал цитофизиологию дыхания и спиртового брожения, гипер-и авитаминоз, сверхсинтез витаминов у микробов; предложил способы повышения биосинтеза ряда витаминов. Обнаружил (1928) явление химич. мутагенеза у микроорганизмов. Инициатор развития в СССР физиолого-цитологич. направления в микробиологии и флюоресцентной микроскопии. Ряд работ по радиобиологии. Гос. пр. СССР (1971) за работы по микробиологии, синтезу белка из углеводородов нефти. Награждён 5 орденами, а также медалями. Соч.: Влияние хлороформа на развитие дрожжей, " Микробиологический журнал", 1928, т. 6; Функциональная морфология дрожжевых организмов, М. - Л., 1950; О биологическом действии ионизирующих излучений на микроорганизмы, М., 1955; Флуоресцентная микроскопия и цитохимия в общей микробиологии, в сб.: Успехи микробиологии, т. 7, М., 1971. МЕЙСЕН (Meissen), город в ГДР, в округе Дрезден, у подножия горного массива Бургберг. 45, 6 тыс. жит. (1970). Известный старинный центр фарфоровой и керамич. пром-сти (см. Мейсенский фарфор). Машиностроит., метизная, джутовая, кож, -обув., пивоваренная пром-сть, произ-во глазури и красок для керамики. Высшая школа с.-х. производств, кооперативов, инж. школа и др. уч. заведения. В окрестностях - добыча высококачественных каолина и глины. В М. сохранился комплекс собора и замка на скале над р. Эльба: готич. собор Санкт-Йоханнес-унд-Донатус (сер. 13-15вв.; первоначально базилика, с 14в.-зальный храм; 2 башни - нач. 20 в.), гл. постройка комплекса - позднеготич. Альбрехтсбург (1471-85, арх. Арнольд Вестфальский; богатая кам. резьба), среди др. сооружений- позднеготич. дворец епископов (кон. 15-нач. 16 вв.; перестроен в 1912). Церкви Фрауэнкир-хе (2-я пол. 15 в.), Францисканеркирхе (сер. 15 в.; ныне Гор. музей). Историко-художеств. собр. в замке; музей при фарфоровом з-де. Лит.: М г u s e k H. J., Meissen, Dresd., [19571. Мейсен. Собор Санкт-Йоханнес-унд-Донатус (сер. 13 - 15 вв.) и замок Аль-брехтсбург (1471-85). МЕЙСЕИСКИЙ ФАРФОР, изделия первого в Европе фарфорового завода, осн. в 1710 в г. Мейсен (округ Дрезден в Саксонии, ГДР), где ок. 1709 И. Ф. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) был открыт способ произ-ва фарфора. Изделия первого (бётгеровского) периода (1710-19) - строгие по формам сосуды из кам. массы и фарфора. В 1720-35 (" живописный" период) в полихромной надглазурной и кобальтовой подглазурной росписи сосудов (И. Г. Хёрольдт и др.) заметно влияние кит. фарфора. Расцвет М. ф., наиболее характерные изделия к-рого создавались в духе рококо, связан с именами скульпторов-модельеров И. И. Кендле-ра, И. Г. Кирхнера и И. Ф. Эберлей-на. В этот " скульптурный" период (1735-1763) изготовляются сервизы, вазы, туалетные и письменные приборы, табакерки и т. п., а также скульпт. группы (пасторали, жанровые и галантные сцены, персонажи комедии дель арте), фигурки животных, отмеченные тонким пониманием специфики фарфоровой пластики, изысканностью росписи. С 1770-х гг. в М. ф., приобретающий классицистич. характер, проникают черты академизма; в 19 в. завод преим. повторяет старые образцы. В ГДР завод наряду с использованием старых моделей ведёт поиски совр. форм. Его продукция экспортируется более чем в 70 стран Марка завода (с 1725) - нанесённые подглазурной росписью синие мечи. Илл.см. на вклейке, табл. II(стр. 64-65). Лит.: Berling К., Festschrift zur 200-jahrigen Jubelfeier der altesten europaischen Porzellanmanufactur. Meissen (1710-1910) Lpz., 1911; 250.Jahre der Meissner Porzellan Manufactur, Meissen, 1960; RiickertR. Meissner Porzellan. 1710-1810, Munch., 1966 W a 1 с h a R., Meissner Porzellan, Lpz. 1969. В.Д. Сикюков МЕЙСНЕР (Meissner) Бруно (25.4.1868, Грауденц, -13.3.1947, Цёйтен), немецкий ассириолог. Проф. в Бреслау (Вроцлав) (с 1904), в Берлине (с 1921). Осн. работы по проблемам вавилоно-ассир. истории, лит-ры, права, иск-ва и языка. Соч.: Beitrage zum altbabylonischen Pri-vatrecht, Lpz., 1893; Assyriologische Studien, Heft 1-6, В., 1903-13; Babylonien und Assyrien, [Bd] 1 - 2, 1920 - 25; Die babylonisch-assyrische Literatur, Wildpark -Potsdam, [1928]. МЕЙСНЕРА ТЕЛЬЦА, нервные окончания, воспринимающие осязательные (тактильные) раздражения. Описаны у нек-рых млекопитающих и у человека. Открыты нем. учёным Г. Мейснером (G. Meissner; 1829-1905); подробно изучены рус. гистологом А. С. Догелем (1892). М. т.- овальные тельца дл. 40-180 мкм и шир. 30-60 мкм. Состоят из осязат. клеток нейроглиальной природы (см. Нейроглия) и тесно прилегающих к ним разветвлений нервных волокон. У человека больше всего М. т. в коже пальцев рук и ног (на ладонной и подошвенной поверхностях). МЕЙСНЕРА ЭФФЕКТ, полное вытеснение магнитного поля из металлич. проводника, когда последний становится сверхпроводящим (при напряжённости приложенного магнитного поля ниже критич. значения Нк). М. э. впервые наблюдался в 1933 нем. физиками В. Мейснером и Р. Оксенфельдом. В недостаточно чистых металлах, а особенно в сплавах наблюдается частичное " замораживание" магнитного поля в объёме сверхпроводника, т. е. неполнота М. э. (см. подробнее Сверхпроводимость, Сверхпроводники). МЕЙСНЕРОВО СПЛЕТЕНИЕ (по имени нем. учёного Г. Мейснера, G. Meissner; 1829-1905), совокупность пучков нервных волокон и скоплений нервных клеток в подслизистой оболочке органов пищеварит. тракта у позвоночных животных и человека. Нервные узлы М. с. образованы малодиф ференцированными клетками (число к-рых уменьшается с возрастом) и немногими многоотростчатыми нервными клетками - нейронами двух типов. Малодифференцированные клетки М. с. делятся и служат источником пополнения запаса гибнущих нейронов. Многоотростчатые нейроны первого типа - двигательные, получают раздражение из центр, нервной системы (по блуждающему нерву и крестцовым парасим-патич. ветвям) или от нейронов второго типа - чувствительных, не замыкающихся в центр, нервной системе, и передают его гладким мышцам или железам органов, регулируя моторную и секреторную функции пищеварит. тракта. МЕЙССОНЬЕ (Meissonier) Эрнест (1815-1891), французский живописец; см. Месонье Э. МЕЙСТЕР (от нем. Meister - мастер), часть сложных слов, означающая: мастер, специалист (напр., гроссмейстер, капельмейстер). МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ (от нем. Meister-singer, букв.- мастер-певец), представители ср.-век. песенной поэзии, т. н. Meui стерзанга, развившейся со 2-й пол. 13 в. из поздних форм миннезанга (см. Миннезингеры). Мейстерзанг связан с подъёмом городов и ростом бюргерства. Первую певческую школу основал Генрих Фрауэнлоб из Мейсена (ок. 1250-1318). Поэзия М. получила распространение в Юж. Германии; особенно известна Нюрнбергская певческая корпорация, из к-рой вышли Ганс Фольц и Ганс Сакс. Позднее мейстерзанг распространился на Австрию и Богемию. Творчество М. было регламентировано обширными сводами правил (т. н. табулатуры), к-рым неуклонно должен был следовать М. В определённые дни в церкви или ратуше М. устраивали торжественные поэтич. состязания. С кон. 16 в. начинается упадок творчества М., вызванный общим упадком цехового ремесла. Репертуар М. почти не выходил за пределы библейских и религ.-дидактич. мотивов, лишь в 16 в. появились светские и даже любовные песни. М. нередко выступали авторами фастнахтшпилей. Певческие школы М. существовали до середины 19 в. В опере " Нюрнбергские мейстерзингеры" (1868) Р. Вагнер прославил их иск-во и в то же время осмеял мещанский педантизм, характерный для поэзии большинства М. Лит.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков. Сост. Б. И. Пуришев и Р. О. Шор, М., 1953; Sauer К., Die Meistersinger, Lpz., 1935; Schnell F., Zur Geschichte der Augsbur-ger Meistersingerschule, Augsburg, 1956; Nag el В., Meistersang, Stuttg., 1962. МЕЙСФИЛД (Masefield) Джон (1.6. 1878, Ледбери, -12.5.1967, Абингдон), английский писатель. С ранних лет работал матросом, был в США. В 1897 вернулся в Англию, стал журналистом. В ранних стихотворных сб-ках " Морские баллады" (1902), " Баллады" (1903) М. рисует суровую жизнь моряков. Автор бытовых драм о жизни низов: " Чудо в Кэмпдене" (1907, рус. пер. 1923), " Миссис Хэррисон" (1907), " Трагедия Нэн" (1908) и др. В романах " Мёртвый Нэд" (1938) и " Живой строптивый Нэд" (1939) М. обличает жестокость англ, уголовных законов. Выступал также как лит. критик (эссе о Шекспире, 1911; Чосере, 1931). Соч.: The poems and plays, v. 1-2, N. Y., 1918; The collected poems, L., 1935; Old Raiger and other verse, L., 1964. Лит.: Handley-Taylor G., J. Masefield. A bibliography and eighty first birthday tribute, L., 1960. МЕЙТЛЕНД (Maitland) Фредерик Уильям (28.5.1850, Лондон, -21.12.1906, Лас-Пальмас, Канарские о-ва), английский историк. Осн. труды по истории Англии и англ, права в ср. века. Проф. истории англ, права в Кембриджском ун-те (с 1888); один из основателей (1887) науч. " Селденского об-ва", созданного для публикации памятников англ. ср.-век. права. М. издал со своими комментариями ряд важнейших ср.-век. источников. В методологич. отношении примыкал к " критическому направлению" в бурж. историографии и был его основоположником в Великобритании. Решающее значение в истории придавал влиянию гос-ва и права; феодализм понимал как систему феод, земельного права, основанную на вассальных, договорных отношениях.
|