Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Временная зависимость прочности. 33 страница
ниях Штутгартского (1907) и Базельского (1912) конгрессов 2-го Интернационала. В годы 1-й мировой войны 1914-18 В. И. Ленин разработал вопрос о М. в связи с социалистич. революцией пролетариата. Ставя проблему М. конкретно исторически, в связи с определёнными политич. требованиями и интересами рабочего класса и нар. масс, Ленин отмечал в марте 1917 в " Письмах из далека", что только пролет, гос-во в состоянии "...добиться мира, притом не империалистского мира, не сделки между империалистскими державами о дележе награбленной капиталистами и их правительствами добычи, а действительно прочного и демократического мира, который не достижим без пролетарской революции в ряде стран" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 55). Поворот в мировой политике от импе-риалистич. М., с вырастающими из него войнами, к прочному демократич. М., к-рый закладывает основы для полного устранения войн, начался с победой Великой Окт. социалистич. революции в 1917. В первом акте Сов. правительства - Декрете о мире - программа демократич. М. была органически связана с новым принципом междунар. отношений, рождённым социалистич. революцией, -принципом мирного сосуществования социалистич. и капиталистич. систем. Борьба Сов. гос-ва и междунар. рабочего класса во главе с партиями 3-го Интернационала в период между двумя мировыми войнами за новые принципы мировой политики, выдвинутые социализмом, развитие и укрепление могущества первой социалистич. державы, а затем мировой системы социализма - историч. шаги к созданию решающих гарантий устойчивого М. Совр. постановка вопроса о М., обоснованная коммунистич. и рабочими партиями на междунар. Совещаниях 1957, 1960, 1969, исходит из изменения соотношения сил между социализмом и капитализмом на мировой арене, из принципиального положения о том, что после-доват. миролюбивая политика СССР и др. социалистич. гос-в, растущее влияние их согласованной политики на ход мировых событий, усиление борьбы рабочего класса и всех трудящихся в странах капитала, рост нац.-освободит, движения, выступление широких кругов мировой демократич. общественности -сторонников М. устраняют фатальную неизбежность новой мировой войны. Вследствие невиданно возросшей разрушит, силы средств войны вопрос о М. стал общечеловеческой проблемой, для разрешения к-рой необходимы совместные действия во имя защиты М. всех, кто заинтересован в спасении плодов труда и творческих усилий человечества, независимо от убеждений и политич. взглядов. С одной стороны, борьба за М. неотделима от развития антиимпериали-стич. движения и сливается с борьбой за свободу народов, прогресс и демократию; с другой - упрочение М. создаёт благоприятные условия для освободит, борьбы трудящихся. Коммунисты отвергают как псевдоре-волюц. экстремистскую идею утверждения социализма и М. в результате войны, так и правооппортунистич. понимание М. как отказ от классовой борьбы, от борьбы с бурж. идеологией и политикой. Усилив наступление на империализм, являющийся источником воен. опасности, мож- но добиться решающего превосходства над ним, нанести поражение его агрессивной политике, навязать империалистам мирное сосуществование и претворить в жизнь стремления народов к М. Важнейшими предпосылками М. являются прекращение гонки вооружений и разоружение, ликвидация воен. блоков и очагов войны, отпор актам агрессии и междунар. произвола, развитие междунар. сотрудничества. Борьба Сов. гос-ва, др. миролюбивых сил за осуществление коренного поворота к разрядке в междунар. отношениях привела в 1-й пол. 70-х гг. к созданию новой ситуации, когда реальной стала задача обеспечения необратимости сдвигов, происшедших на мировой арене в пользу М. и мирного сосуществования государств с различным общественным строем. См. также ст- Мирное сосуществование. Лит.: Маркс К., Первое воззвание Генерального совета Международного Товарищества Рабочих о франко-прусской войне, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17; Энгельс Ф., Может ли Европа разоружиться?, там же, т. 22; Л е-нин В. И-, О международной политике и международном праве. [Сб.], М., 1958; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1960; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий, Москва, 1969, Прага, 1969; XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет, т. 1 - 2, М., 1971; Либкнехт К., Милитаризм и антимилитаризм..., М., 1960; Трактаты о вечном мире. [Сб.], М., 1963; Проблемы войны и мира, М., 1967. Е. Г. Панфилов. МИР, название крест, сельской, а также городской (посадской) общины в России в 13- нач. 20 вв. Первоначально (с 13 в.) М. существовал в деревнях и сёлах на гос., дворцовых, боярских и монастырских землях. Члены М. собирались на сход для раскладки и сбора податей, перераспределения пустующих общинных земель. Термин " М." при его рассмотрении с адм.-правовой стороны был равнозначен термину " община". МИР, посёлок гор. типа в Корелич-ском р-не Гродненской обл. БССР, в 17 км от ж.-д. ст. Городея (на линии Минск - Барановичи). Спиртовой з-д. Памятники архитектуры - замок феод, рода Иллиничей (нач. 16 в.) с каменным дворцом (2-я пол. 16 в.). " МИР", научно-технич. издательство Гос. комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Москве. Основано в 1946 как Издательство иностранной литературы, в 1964, после реорганизации этого издательства и Государственного изд-ва литературы на иностранных языках, получило назв. " М.". Выпускает в переводе на рус. яз. опубликованные за рубежом научные монографии, уч. пособия и тематич. сборники по математике, теоретич. механике, физике, химии, биологии, астрономии, геофизике, космич. исследованиям, геологии, по новой технике (включая проблемы новых источников энергии, материаловедения и ракетной техники), а также произв. науч.-популярной и науч.-фанта-стич. лит-ры. На английском, испанском, французском, итальянском, немецком и арабском языках в изд-ве " М." выходят переводы сов. научно-технич. литературы, в т. ч. монографии, учебники уч. пособия для высших и ср. спец. уч. заведений по естественным и прикладным технич. наукам, по медицине, а также сов. научно-популярной и науч-но-фантастич. лит-ры. В 1972 выпущено 540 названий книг и брошюр (108 млн. печатных листов-оттисков) общим тиражом 5, 7 млн. экз. Книги изд-ва " М." распространяются более чем в 100 странах. Кроме книг, изд-во " М." выпускает критико-библиографич. ежемесячный журнал " Новые книги за рубежом" (3 серии), сборники переводов " Математика", " Механика", " Вопросы ракетной техники". Н. Т. Божко. " МИР", объединённые энергосистемы (ОЭС) европейских стран - членов СЭВ. Организация параллельной работы энергосистем " М." относится к осн. направлениям развития междунар. социалистич. разделения труда в электроэнергетике, обусловленного, в частности, неравномерным размещением природных топливно-энергетич. ресурсов. Обеспечение параллельной работы национальных энергосистем позволяет увеличить взаимный обмен электроэнергией между странами-участницами, уменьшить общий потребный резерв мощности в энергосистемах, повысить экономичность их работы и надёжность электроснабжения потребителей. Рекомендации по начальному этапу осуществления параллельной работы энергосистем " М.", сооружению межсистемных линий электропередачи разработаны Постоянной комиссией СЭВ по электроэнергии на основе предложений стран и одобрены 11-й сессией СЭВ в 1959. В 1972 было 22 линии электропередачи напряжением 110-400 кв, соединивших энергосистемы НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР (Львовская энергосистема) и ЧССР, их общая пропускная способность ~ 7200 Мв'а. В 1963 создана межсистемная узловая трансформаторная подстанция 220/400 кв в Мукачево (СССР), соединившая энергосистемы ВНР, СРР, ЧССР и Львовскую энергосистему СССР. Для более полного использования технич. и эко-номич. преимуществ параллельной работы энергосистем " М." и координации действий гос. диспетчерских управлений пр-ва НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР подписали в 1962 Соглашение об образовании Центр, диспетчерского управления (ЦДУ) объединённых энергосистем с местопребыванием в Праге. Общая установленная мощность электростанций энергосистем " М." (СССР -Львовская энергосистема) к кон. 1972 превысила 62 Гвт, увеличившись за 10 лет существования ЦДУ примерно в 2, 4 раза. В такой же пропорции увеличилась суммарная выработка электроэнергии в ОЭС, составившая в 1972 ок. 302 млрд. кет-ч. Темпы роста межгос. обмена электроэнергией за 1962-72 в 2 раза превысили темпы роста потребления электроэнергии. Величина обмена электроэнергией в 1972 составляла ок. 16 млрд. кет-ч. Эконо-мич. эффект от параллельной работы энергосистем формируется в результате аварийной взаимопомощи, снижения потребной генерирующей мощности в каждой из стран за счёт несовпадения максимумов нагрузки национальных энергосистем, находящихся в разных поясах времени, снижения общей величины мощности резерва. Эффект от совмещения графиков нагрузки нац. энергосистем в период годового максимума 1972 был более 1 Гвт. Режимные внеплановые поставки электроэнергии заинтересован- ным энергосистемам в 1972 в. порядке взаимопомощи составили ок. 850 млн. квт-ч. Процесс развития энергосистем " М." продолжается. Исследуются возможности дальнейшего развития в ОЭС межсистемных высоковольтных линий электропередачи. Выявление осн. тенденций перспективного развития энергосистем " М." и разработка предложений по расширению и углублению сотрудничества в этом направлении - одна из проблем, предусмотренных Комплексной программой дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ в области электроэнергетики (см. Интеграция социалистическая экономическая). Ю. Н. Совенка. " МИР БОЖИЙ", русский ежемесячный литературный и научно-популярный журнал. Издавался в Петербурге в 1892-1906. Редактор - В. П. Острогорский, с 1902 - Ф. Д. Батюшков. Фактическим руководителем " М. 6." был А. И. Богданович. В сер. 90-х гг. журнал вёл борьбу с народничеством с позиций " легального марксизма"; был популярен в среде демократич. интеллигенции. В публицистич. отделе сотрудничали М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, П. Н. Милюков, Е. В.Тар-ле, М. К. Лемке, Г. А. Джаншиев, в лит.-художеств, отделе - М. Горький, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. И. Куприн, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, Н. Г. Гарин (Михайловский). Постоянными критиками были Богданович, В. П. Краних-фельд, М. П. Неведомский; отдел библиографии вёл Н. А. Рубакин. Осн. лит.-художественные произведения журнала отличались реализмом и демократизмом. В авг. 1906 издание журнала было прекращено; вместо него выходил журн. " Современный мир". Лит.: " Мир божий". Содержание за десятилетие 1892 - 1901, СПБ, 1901; Содержание журнала " Мир божий" за пятилетие 1902 - 1906, СПБ, 1907. МИР ВАЙС (ум. 1715, Кандагар), вождь афг. племени гильзаев. В 1709 возглавил освободит, восстание в Кандагаре против господства Сефевидов. Был первым правителем независимого кн-ва, образовавшегося в результате этого восстания. МИР ДЖАЛАЛ (псевд.; наст, имя Мир Джалал Али оглы Пашаев) [р. 13(26).4.1908, Ардебиль, ныне в Иране], азербайджанский советский писатель и литературовед, засл. деят. науки Азерб. ССР, доктор филологич. наук (1947). Чл. КПСС с 1944. Род. в крест, семье. Окончил в 1935 филологич. ф-т пед. ин-та в Баку. Печатается с 1928. Автор историч. романов " Воскресший человек" (1935, рус. пер. 1938), " Манифест молодого человека" (1937-39, рус. пер. 1946, пр. Ленинского комсомола Азербайджана, 1968), " Куда ведут дороги? " (1957, рус. пер. 1966), социальных романов " Открытая книга" (1944), " Ровесники" (1948), " Новый город" (1951), новелл, сатирич. и юмористич. рассказов (сб-ки " Рост", 1935; " Раны Родины", 1943; " Слово о человечности", 1961, и др.) и литературоведч. работ " Поэтические особенности Физули" (1940), " Мастерство Физули" (1958), " Реализм Мамедку-лизаде" (1970) и др. Награждён 3 орденами, а также медалями. С о ч.: Сечилмиш эсэрлэри, ч. 1 - 4, Бакы, 1967-68; в рус. пер.- Рассказы, М., 1950. Лит.: Очерк истории азербайджанской со-* ветской литературы, М., 1963; Т е и м у-р о в а Н. М., Мир Джалал. Библиография, Б., 1968. Л.Г.Мкртчян. " МИР И ПРОГРЕСС", радиостанция советских обществ, организаций. Создана в ноябре 1964 в Москве. Знакомит зарубежных слушателей с мнением сов. общественности об актуальных проблемах современности, о событиях на между-нар. арене и внутренней жизни различных стран. Передачи " М. и п.", особенно посвящённые разъяснению ленинских принципов политики мирного сосуществования, анализу антиимпериалистич. и освободительной борьбы народов, вопросам становления независимой нац. экономики, пользуются большой популярностью у зарубежных радиослушателей. Передачи ведутся на 11 иностр. языках (англ., франц., нем., исп., китайском и др.). Общий объём вещания - 21 час в сутки. Наряду с представителями сов. общественности у микрофона выступают видные деятели междунар. коммунистич. и рабочего движения, представители зарубежной прогрессивной демократич. общественности. " МИР ИСКУССТВА", русское художественное объединение. Оформилось в кон. 1890-х гг. (официально - в 1900) в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей иск-ва во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журн. ".Мир искусства" в первонач. виде существовало до 1904; в расширенном составе, утратив идейно-творческое единство, -в 1910-24. В 1904-10 большинство мастеров " М. и." входило в состав Союза русских художников. Помимо осн. ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов), " М. и." включал мн. петерб. и моек, живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). В выставках " М. и." участвовали М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, а также нек-рые иностр. художники. Мировоззренч. установки ведущих деятелей " М. и." во многом зависели от их острого неприятия господствующего антиэстетизма совр. общества, смутного предчувствия грядущих общественных потрясений и желания противопоставить тревожной реальности исконные духовные и художеств, ценности. Провозглашая своей задачей консолидацию художеств, сил, выступающих против позитивизма под знаком возрождения идей романтизма, теоретики " М. и." выдвигали принцип эстетизации действительности, отводя т. о. иск-ву роль своего рода преобразователя жизни. Просветительский пафос деятельности мастеров " М.и." проявился в их стремлении возбудить всеобщий интерес к иск-ву прошлого (особенно к иск-ву 18- нач. 19 вв.), в их постоянной заботе об охране памятников старины, а также желании шире ознакомить публику с новейшими течениями совр. иск-ва. В то же время признание активной обществ, роли художеств, творчества противоречиво сочеталось у них с лозунгом " свободного", или " чистого", иск-ва. Декларируя независимость иск-ва и отрицая его тенденциозность, они отвергали как академизм, так и творчество передвижников (признавая, однако, ист. значение последнего в прошлом), выступали с критикой эсте*> тики рус. революц. демократов (прежде всего Н. Г. Чернышевского) и концепций В. В. Стасова. Несмотря на нек-рую непоследовательность в воззрениях его членов, ранний " М. и." во многом был идейно и стилистически близок зап.-европ. художеств, группировкам, объединявшим теоретиков и практиков " модерна". Так же, как и в творчестве мастеров зап.-европ. " модерна", образный строй произв. художников " М. и." формировался на основе поэтики символизма и шире - неоромантизма; вместе с тем он оказывался в гораздо большей мере наполненным историко-культурными реминисценциями. Важно, однако, что ретроспективизм мастеров " М. и." часто был проникнут духом иронии и самопародии и по сути своей противоположен принципам традиц. ист. жанра. Для представителей " М. и." характерно также постоянное обращение наряду с историческим к " сочинённому" (подчас фантастическому) пейзажу, широкое использование приёмов гротеска, элементов игры, карнавала и театра, мотивов маски и куклы-марионетки, сна и видений, тяготение к " роковой" символике, сказочному, эротическому. Творчеству ряда чл. " М. и." присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Серов, Добужинский; последнего вместе с тем отличает пристрастие и к урбанистич. мотивам); для Билибина и Рериха характерно увлечение ср.-век. русским иск-вом, фольклором, др.-рус. историей. Поиски мастерами " М. и." стилеобразую-щего начала выразились в опытах создания произв., построенных по законам " целостного искусства", т. е. синтеза иск-в (см. " Модерн"), и наиболее полно были реализованы в их работах для книги и театра, немногочисл. опытах оформления интерьера, а также нашли отражение в живописи и графике. Живописным (в основном в технике акварели или гуаши) и графич. произв. чл. " М. и." присущи утончённый декоративном, стилизация мотивов рококо и ампира, соединение плоскостного и трёхмерного начал, изящная линеарность, порой переходящая в орнаментику, сочетание матовых, как бы искусственных тонов. Мастера " М. и." немало способствовали развитию иск-ва книги в России (помимо осн. участников объединения, в этой области плодотворно работали также представители " второго поколения" " М. и." -Г. И. Нарбут, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин), значительными были их достижения в области живописного и графич. портрета. Со 2-й пол. первого десятилетия 20 в. в идейных и эстетич. взглядах ведущих художников " М. и." происходят существенные изменения. В период Революции 1905-07 ряд из них (Добужинский, Лансере, Серов и др.) выступают как мастера политич. сатиры. Новый этап существования " М. и." характеризуется также его отмежеванием от крайне левых течений в рус. иск-ве и утверждением мысли о возможности и пользе регламентации художеств, творчества (идея " новой Академии", выдвинутая Бенуя), а в сфере практической - активизацией театр, деятельности и пропаганды совр. рус. иск-ва за границей. Спектакли, организованные во 2-й пол. 1900-х -1910-е гг. Дягилевым, т. н. Русские сезоны и Русский балет за границей, в оформлении к-рых участвовали мн. члены " М. п.", явились образцами синтеза иск-в. С 1917 ряд представителей " М. и." (Бенуа, Грабарь и др.) активно обратился к му-зейно-организац. и реставрац. деятельности. Илл. см. на вклейке, табл. XXI (стр. 320-321). Лит.: Бенуа А. Н., Возникновение " Мира искусства", Л., 1928; Соколова Н., " Мир искусства", М. - Л., 1934; Петров В. Н., " Мир искусства*, в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968; Лапшина Н., " Мир искусства", в кн.: Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1895-1907), кн. 2, М., 1969; Стернин Г. Ю., О ранних годах " Мира искусства", в его кн.: Художественная жизнь России на рубеже 19-20 веков, М., 1970; Гусарова А. П., " Мир искусства", Л., 1972. Т. И. Володина. " МИР ИСКУССТВА", литературно-художественный иллюстрированный журнал, орган объединения " Мир искусства" и писателей-символистов. Выходил в 1898/99 - 1904 в Петербурге (до 1901 -1 раз в 2 недели, с 1901 - ежемесячно). Издатели в 1899 - кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, затем - С. П. Дягилев (гл. редактор). С № 10 за 1903 редактором был также А. Н. Бенуа. Направленность " М. и." в области изобразит, иск-ва состояла в утверждении эстетики художеств, индивидуализма, в постепенном сближении с интернац. стилем " модерн", а также в популяризации рус. иск-ва 18-нач. 19 вв. В первые годы существования журнал много внимания уделял вопросам декоративно-прикладного иск-ва, пропагандируя образцы нар. творчества и изделия кустарных промыслов. Журнал широко знакомил читателя с совр. рус. и зарубежной художеств, жизнью (статьи и заметки Бенуа, И. Э. Грабаря, Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из соч. Р. Мутера и Ю. Мейера-Грефе, обзоры иностр. изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции совр. рус. и зап.-европ. живописи и графики). В лит. части " М. и.", возглавлявшейся Д. В. Философовым, помещались религ.-филос. сочинения Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, Л. Шесто-ва, В. В. Розанова, лит.-критич. статьи К. А. С о м о в. Обложка журнала " Мир искусства". Тушь, перо. 1900. В. Я. Брюсова и Андрея Белого, во многом определявшие эстетич. и лит. программу рус. символизма. Религ.-мистич. устремления и национально-мессианские надежды философов и литераторов находились в идейном противоречии со взглядами участников художеств, отдела (в частности, с их " западничеством", интересом именно к " петербургскому" периоду истории России). В результате открытой полемики группа Философова - Мережковского покинула " М. и.", основав свой журнал " Новый путь" (1903-04). Внешний облик журнала " М. и.", в оформлении к-рого принимали участие К. А. Сомов, Л- С. Бакст, Е. Е. Лансере и др., его высокое полиграфич. качество способствовали достижению одной из гл. целей объединения - поднятию общего художеств, вкуса. В 1903 выходило отд. издание " Хроника журнала „Мир искусства" ". Лит. см. при ст. " Мир искусства* (художественное объединение). Т. И. Володина. МИР СЕИД АЛИ, художник миниатюрист 16 века, представитель тебриз-ской школы миниатюры. Учился у своего отца - живописца Мир Муссавира и Бехзада. Для произв. М. С. А., выполненных в Тебризе (илл. к " Хамсе" Низами, дата рукописи 1539-43, Брит, музей, Лондон), характерны многофигур-ность композиций, нек-рая статичность фигур, гармоничность звучных цветовых пятен. С 1555 М. С. А. жил в Индии, где стал ведущим придворным живописцем и одним из основателей могольской школы миниатюры. Значительная работа М. С. А. этого периода - иллюстрирование (совм. с группой художников) рукописи " Хамза-наме" (1564-79; илл. хранятся в частных коллекциях США, Швейцарии и др. стран). Лит.: [Грек Т. В.], Индийские миниатюры 16-18 вв., М., 1971, с. 7-9. МИР ТАКИ (лит. имя - Мир; наст. имя - Мир Мухаммад Так и) (1724, Агра, - 1810, Лакхнау), индийский поэт. Писал на урду и перс, языках. Тяготы жизни, исполненной лишений, наложили отпечаток на его поэзию, пронизанную мотивами печали. Успехом пользовались его лирич. газели, составившие 6 сб-ков на урду и 1 на перс, языке. Видное место в наследии М. Т. занимают месневи, среди которых выделяются " Пламя любви", " Море любви", а также небольшие произв., ярко рисующие бытовые сцены, природу, животных. Написал автобиографию (" Зикр-е-Мир"), составил антологию поэзии урду (обе на перс. яз.). Соч.: Интихаб-е калам-е Мир, Алигарх, [1960]. МИРА (о Кита), первая известная переменная звезда', открыта как переменная в 1596 Д. Фабрициусом. М. меняет блеск от 2, 0 до 10, 1 звёздной величины с периодом, в среднем составляющим 331, 5 суток. Изменения блеска вызваны пульсациями звезды, в результате к-рых её диаметр меняется приблизительно на 10%, что сопровождается изменением темп-ры и яркости поверхности звезды. Диаметр М. ок. 500 млн. км, расстояние от Солнца 77 пс. МИРА (франц. mire, от mirer - рассматривать на свет, прицеливаться, метить), 1) испытательная пластинка, на к-рую нанесён стандартный рисунок; служит для количеств, определения разрешающей способности оптич. приборов, особенно объективов. Рисунки для М. мо- Штриховая мира. Нанесённый рисунок состоит из 25 элементов, в каждом из к-рых ширина тёмных (штрихи) и разделяющих их светлых полос одинакова (нек-рые элементы помечены цифрами). Каждый элемент включает 4 группы полос, наклонённых под углом 45° друг к другу. Ширина полос (штрихов) от одного элемента к другому убывает в геометрич. прогрессии со знаменателем 1: -^/ гут иметь разные конфигурации и характеризоваться различной контрастностью образующих их элементов. Часто такими элементами служат тёмные штрихи на светлом фоне или чередующиеся тёмные и светлые сектора. Штриховая М. показана на рис. Густота штрихов на различных участках этой М. неодинакова (возрастает сверху вниз и слева направо). Наблюдая изображение М., создаваемое оптич. прибором, определяют, на каком элементе изображения отд. штрихи перестают различаться (сливаются), что непосредственно даёт предельное разрешение прибора в числе штрихов на мм N (или, по известным формулам перехода, в угловых секундах ф и в мм о). 2) Марка (или предмет на местности), используемая для контроля при измерении азимута астрономич. или геодезич. инструментов. Широко применяются М. т. н. пулковского типа. Они представляют собой длиннофокусные (фокусное расстояние 100-200 м) коллиматорные линзы (см. Коллиматор), устанавливаемые вблизи контролируемого инструмента, к С. и Ю. от него. В фокусах линз в спец. будках расположены освещаемые сзади малые круглые отверстия, направление на к-рые фиксируется с помощью окулярного микрометра инструмента. М. этого типа позволяют контролировать изменения азимута с точностью около 0", 05. МИРАБЕЛЬ, группа сортов сливы с мелкими, округлыми или овальными плодами, чаще жёлтыми, с плотной высокосахаристой мякотью; косточка хорошо отделяется от мякоти. Наиболее известны сорта: Мирабель Нанси, Мирабель маленькая (мелкоплодная), Мирабель сентябрьская. МИРАБИЛИС (Mirabilis), род травянистых, б. ч. многолетних растений сем. никтагиновых. Корни нередко утолщённые. Листья супротивные, цельные, цель-нокрайные. Цветки в многоцветковых соцветиях, правильные, обоеполые; околоцветник венчиковидный, пурпурный, белый или жёлтый, из 5 (иногда 3-7) высоко сросшихся листочков, после отцветания сильно увеличивающийся и окружающий плод. Каждый цветок (реже несколько) окружён при основании ча-щечковидной обёрткой. 60 видов -от ср. части Сев. Америки до Чили. Мн. виды М. декоративны; наиболее известна М. ялапа, или ночная красавица (М jalapa), у садовых форм к-рой на одном растении появляются цветки разнообразной пёстрой окраски; они распускаются к вечеру и цветут до утра (отсюда название), в пасмурную погоду раскрыты и днём. МИРАБИЛИТ (от лат. mirabilis -удивительный; назван нем. химиком И Р. Глаубером), глауберова соль, минерал из класса сульфатов, хим. состав Na, [S04]-10H20. Содержит 19, 24% Na2O; 24, 85% SCV, 55, 91% Н2О. Кристаллы М. моноклинной системы, коротко призматические до игольчатых. М также образует зернистые или порош-коватые агрегаты и мелкокристаллич. корочки. Легко растворим в воде, раствор обладает горько-солёным вкусом. В сухом виде быстро теряет воду и переходит в белый порошковидный безводный минерал - тенардит (Na, SO4). Тв. по минералогич. шкале 1, 5-2; плотность 1480 кг/л3. М.- типичный хемогенныи продукт соляных озёр, мелководных заливов и горячих источников; образует также выцветы на почве. Ввиду плохой растворимости при низких темп-pax, особенно в присутствии NaCl, M. часто осаждается из соляных вод зимой, что и происходит в зал. Кара-Богаз-Гол в Каспийском море (СССР), Большом Солёном озере в шт. Юта (США) и др. Ассоциирует с тенардитом, астраханитом, гипсом и галитом. М. используется гл. обр. в хим. пром-сти для получения соды, едкого натра, в стекольной, красочной и др. отраслях пром-сти, а также в медицине (см. Глауберова соль). В.П.Петров. МИРАБО (Mirabeau) Виктор Р и к е т и (Riqueti), маркиз де (5.10.1715, Пертюи, Прованс, - 13.7.1789, Аржантёй), французский экономист. В своих первых работах разделял идеи меркантилизма, затем примкнул к физиократам. Проповедовал принцип невмешательства гос-ва в экономич. жизнь, критиковал откупную систему налогов и был сторонником ycraj новления единого налога на " чистый продукт" землевладельцев. Отстаивал патриархальное мелкое крест, х-во. М. не понял бурж. сущности экономич. учения Ф. Кенэ, к-рое маскировалось феод, оболочкой. " Эта видимость ввела в заблуждение принадлежавших к дворянству сторонников доктора Кенэ, как, например, патриархального чудака М и-р а б о старшего" (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 21). МИРАБО (Mirabeau) Оноре Габриель Р и кет и (Riqueti) (9.3.1749, Биньон, близ г. Немур, - 2.4.1791, Париж), граф, деятель Великой франц. революции. Род. в богатой аристократич. семье. В молодости ввиду крайне беспорядочного образа жизни, непомерных расходов и долгов неоднократно подвергался тюремному заключению. В 1776, после бегства с женой маркиза де Монье за границу, был заочно приговорён " за оскорбление личности" к смертной казни, но впоследствии амнистирован. М. опубликовал ряд памфлетов и др. произв., направленных против деспотич. формы власти. В 1785 вернулся в Париж. В 1786 был послан с секретным дипломатич. поручением в Пруссию. Избранный
|