Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX. Кино 16 страница






Монастырь Маулы брони (ФРГ). 12 - 14 вв.

Боровский Пафнутьев монастырь близ Боровска. 15 - 17 вв. План: 1- Рождественский собор; 2 - трапезная; 3 - колокольня; 4- кельи; 5 -больничная палата.

В периоды Возрождения и особенно барокко М.-крепости, особенно характерные для дальних колоний (Актопан в Мексике, 1546-74), уступали место парадным ансамблям М.-дворцов, часто построенным компактно, по единому плану (Эскориал, Мельк, Смольный М.). В 19-20 вв. новые М. строятся редко (монастырь Ла-Турет в Эвё, Франция, 1956-59, арх. Ле Корбюзье). Многие как христианские, так и буддийские М. стали музеями веками накопленных богатств архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного иск-ва.

М. И. Андреев.

Лит.: Звери некий В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, т. 1 - 3, СПБ, 1890-97; Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи, М., 1908; Череп-н и н Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., I960; Тихомиров М. Н., Монастырь-вотчинник XVI в., в сб.: Исторические записки, т. 3, М., 1938; К о р е ц к и и В. И., Борьба крестьян с монастырями в России XVI - начала XVII вв., в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 6, М., 1958; Б у-довниц И. У., Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв., М., 1966; Ильин М. А., К истории архитектурной композиции русских монастырей XVII века, в кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1954, М., 1954; В г а и п-е 1 s W., Abendlandische Klosterbaukunst, Koln, 1969.

МОНАСТЫРИСКА, город, центр Мона-стырисского р-на Тернопольской обл. УССР, на р. Коропец (приток Днестра), в 19 км от конечной ст. Бучач ж.-д. ветки от ст. Бяла-Чертковска (на линии Тернополь - Черновцы). Табачный ферментационный з-д, молокозавод, ф-ка хоз.-бытовых товаров.

МОНАСТЫРИЩЕ, посёлок гор. типа, центр Монастырищенского р-на Черкасской обл. УССР, в 6 " л от ж.-д. ст. Мо-настырище (на линии Христиновка -Казатин). 3-ды: маш.-строит, (котло-строение), асфальтовый, обозостроит., кирпичные, мелькомбинат и др. предприятия. Историко-краеведч. музей.

МОНАСТЫРСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ, категория феод.-зависимого населения владений православной церкви в России с 11 в. до сер. 18 в. Подвергались тем же формам эксплуатации, что феод.-зависимые крестьяне во владениях светских. По уставной грамоте митрополита Киприана 1391 М. к., напр., должны были платить оброк и отрабатывать барщину, выполняя все хоз. работы. В 15-16 вв. общее усиление крепостнич. тенденций распространилось и на М. к. Уже во 2-й пол. 15 в. в ряде вотчин Троице-Сергиевой лавры был сильно ограничен переход М. к.- старожильцев. В случае побега М. к. водворялись во владения монастыря великокняжеской администрацией. Тяжёлое положение М. к. усугублялось системой кабальных долговых обязательств, к-рая вела к дальнейшему росту зависимости М. к. от духовных феодалов. Выступая против феод, эксплуатации и крепостничества, М. к. поднимали восстания. Известны волнения в 1550 в Адриановой пустыни, в 1594-95 в Иосифо-Волоколамском монастыре, в 1577-78 в Антониево-Сий-ском монастыре и др. В 17 в. многие М. к. участвовали в Крест, войне под предводительством С. Т. Разина.

Новодевичий монастырь в Москве. 16-17 вв.

К сер. 17 в. количество дворов М. к. достигло, по данным Г. К. Котошихина, 118 тыс., из числа к-рых на монастыри приходилось 86 тыс. По 1-й ревизии (1719) М. к. было 791 тыс. душ муж. пола, по 2-й ревизии (1744) - 898 471 и по 3-й ревизии (1762)-! 026 930.

В 17-2-й пол. 18 вв. оформление крепостного права, усилившее феод, эксплуатацию, ещё более ухудшило положение М. к. Так, в 1753 М. к. Троице-Калязин-ского монастыря обязаны были не только обрабатывать монастырскую пашню и платить ден. оброк, но и выделять для монастыря работников. Помимо этого, М. к. выполняли много мелких натуральных повинностей. Сохранение тяжёлых форм монастырской барщины сковывало хоз. деятельность М. к., вело к их обнищанию. Всё это осложнялось жестоким обращением и вымогательством со стороны монастырских властей; так, М. к. Амвросиево-Новоспасского монастыря жаловались, что управитель " держит их в цепях и железах недель по пяти и больше".

Ограничение церк. землевладения в интересах светских феодалов с нач. 16 в. привело к созданию в 17-18 вв. Монастырского приказа, упразднению патриаршества, учреждению Синода и объективно подготовило секуляризацию церк. земель. Массовые выступления М. к. способствовали тому, что 26 февр. 1764 указом Екатерины II была проведена полная секуляризация церк. земель и ок. 2 млн. душ М. к. передано в ведение Коллегии экономии. Бывшие М. к. стали наз. экономическими крестьянами.

Лит.: Милютин В. А., О недвижимых имуществах духовенства в России, М., 1862; Семевский В. И., Крестьяне в царствование имп. Екатерины II, т. 2, СПБ, 1901; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1 - 2, М., 1952; Черепнин Л. В., Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., 1960; М и л о в Л. В., К вопросу об эволюции барщинных отношений в монастырском хозяйстве середины XVIII в., в сб.: Проблемы генезиса капитализма, М., 1970. О. Л. Шватченко.

МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ, возникли в середине 1-го тыс. в Индии в буддийских монастырях; с появлением христианства в 6-8 вв. получили распространение в Византии и странах Зап. Европы при мужских монастырях. Существовало три осн. типа М. ш.: пастырско-мона-шеские (готовили духовенство для церков-но-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков к монашескому служению), школы обучения грамоте и церк. писанию для мальчиков, не предназначавшихся для служения в церкви и монастырях. Обучение в М. ш. носило богословский характер с нек-рыми элементами светского образования. В период господства на Балканах Османской империи (15-16 вв.) М. ш. играли важную роль в сохранении культуры южнослав. народов и греков.

В Др. Руси М. ш. в основном готовили клириков для службы в церквах и монастырях; при жен. монастырях в 12 в. возникли школы для девочек, однако распространения они не получили. С 17 в. в М. ш. наряду с богословием изучались слав, грамматика, греч. и лат. языки, риторика и пиитика. В 18 в. на основе М. ш. стали создаваться духовные семинарии, муж. и жен. духовные уч-ща, цер-ковно-приходские школы.

М. ш. функционируют при нек-рой части совр. буддийских и католич. монастырей. См. также Духовные учебные заведения.

В. Г. Фуров.

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ, один из органов центр, правительственного управления в Рус. гос-ве, осуществлявший контроль над церк. вотчинами. Создан ок. 1650. С 1701 выполнял также ряд судебных и адм. функций по отношению к духовенству и крест, населению, находившемуся в феод, зависимости от монастырей и др. церк. орг-ций. Под давлением церковников, выступавших на Соборах 1667 и 1675, М. п. упразднён в 1675. Пётр I восстановил М. п. в 1701, передав в его ведение все адм.-финанс. и суд. вопросы церк. управления (сбор денежных и натуральных доходов и т. п.). Усиление контроля гос-ва над церковью, реформа центр, гос. аппарата привели к окончат, упразднению М. п. и передаче его функций коллегиям и камер-кон-торе Синода. Ликвидирован в 1725.

Лит.: Горчаков М.И-, Монастырский приказ (1649-1725), СПБ, 1868.

МОНАСТЫРЩИНА, посёлок гор. типа, центр Монастырщинского р-на Смоленской обл. РСФСР. Расположен на р. Вихра (басе. Днепра), в 45 км к 3. от ж.-д. станции Починок (на линии Смоленск -Рославль) и в 60 км к Ю.-З. от Смоленска. Льнообрабат., сыродельный, спиртовой, кирпичные и асфальтобетонный з-ды.

МОНАХОВ Владимир Васильевич (р. 30.9. 1922, Долгинцево Днепропетровской обл.), советский кинооператор и режиссёр, засл. деят. иск-в РСФСР (1964). Чл. КПСС с 1943. Участник Великой Отечеств, войны. В 1952 окончил ВГИК. Снимал фильмы -" Попрыгунья" (1955, совм. с Ф. Б. Добронравовым), -" Высота" (1957) и др. В фильме -" Судьба человека" (1959), за к-рый М. удостоен Ленинской пр. (1960), он органично связывает документально строгую фактуру изображения с живописными свето-пла-стич. эффектами, создаёт напряжённую изобразит, атмосферу. Своеобразие ком-позиц. рисунка, монументальность и сложная динамич. организация кадра выразительно подчёркивают эпическую широту снятого им фильма -" Оптимистическая трагедия" (1963). Как режиссёр М. поставил фильмы " Непрошенная любовь" (1965), " Про чудеса человеческие" (1968), " Нежданный гость" (1972). Награждён 3 орденами, а также медалями.

МОНАХОВ Николай Фёдорович [18(30). 3.1875, Петербург, -5.7.1936, Ленинград], русский советский актёр, нар. арт. РСФСР (1932). Начал артистич. деятельность в драм, театре (1895), с 1896 выступал на эстраде, в т. ч. в эстрадном дуэте с П. Ф. Жуковым, с 1904 играл в оперетте (Киев, Саратов, Одесса; Москва-" Эрмитаж"; Петербург - театр " Буфф", Панаевский театр, и др.). Обладал красивым звучным баритоном, пел также теноровые партии (выступал гл. обр. в амплуа простака, его исполнение отмечено тонким вкусом, яркой характерностью, бытовой достоверностью). Лучшие работы в оперетте связаны с моек. " Свободным театром" (1913-14; рук. К. А. Марджанов), где особенно ярко проявился его талант - Афанасий Иванович (" Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Калхас (" Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др.

После Окт. революции 1917 активно участвовал в организации Большого дра-матич. театра (ныне им. М. Горького), был его ведущим актёром. Здесь раскрылся его талант драматич. актёра. Создал ряд выдающихся трагедийных и драматич. ролей в произв. классич. и сов. драматургии: король Филипп (" Дон Кар-лос" Шиллера), Егор Булычев, Бородатый солдат (" Егор Булычев и другие", " Достигаев и другие" Горького), Годун (" Разлом" Лавренёва), Гранатов (" Человек с портфелем" Файко); блестящих комедийных образов - Труффальдино (" Слуга двух господ" Гольдони) и др. Снимался в кино; до 1927 пел в оперетте как гастролёр.

Соч.: Повесть о жизни, Л.- М., 1961.

МОНАЦИТ (нем. Monazit, от греч. monazo - бываю один, живу один), минерал, фосфат редкоземельных элементов преим. цериевой группы; хим. формула (Се, La...) [PO4]. Часто содержит различные примеси, из к-рых главнейшие: ThO2 (до 10% и более), UO2 (до 6, 6%), ZrO2, СаО, а также SiO2, SOs. Кристаллизуется в моноклинной системе, образуя пластинчатые, иногда толстотаблитчатые кристаллы, неправильные зёрна, зернистые массы. В кристаллич. структуре М. изолированные группы [POi]3~ связаны с ионами TR3+ в девятирной координации. Обычно сильно радиоактивен. Цвет М. от жёлтого, жёлто-зелёного до коричневого, красно-бурого. Тв. по минералогической шкале 5-5, 5. Плотность колеблется в зависимости от состава от 4900 до 5500 кг! м3. Месторождения М. связаны обычно с гранитными пегматитами, реже - с гидротермальными карбонатными жилами в щелочных гранитах, сиенитах. Добывается М. в основном из речных и морских россыпей (напр., в Индии, Шри-Ланка, Бразилии), куда он попадает при размыве гранитов и гнейсов, содержащих М. в качестве характерного акцессорного минерала. Сырьё для получения церия и тория.

Г. П. Барсанов.

МОНАШЕНКА [Ocneria (Porthetria) monacha], ночная бабочка сем. волнянок, опаснейший вредитель леса. Крылья в размахе 35-55 мм, передние - белые с чёрными зубчатыми поперечными линиями, задние - беловато-серые. М. широко распространена в лесной зоне Европы и Азии (к С. до 58° с. ш.). Повреждает многие древесные породы, особенно ель, сосну, лиственницу, бук, дуб, граб. Даёт одно поколение в году. Бабочки вылетают со 2-й половины июля, откладывают 300-500 яиц кучками в трещины и неровности коры. Через 3-4 недели из яйца развивается гусеница, к-рая зимует и покидает оболочку яйца в конце апреля -мае. Гусеницы обгрызают хвою и листья, поедают пыльцу, почки и майские побеги, с третьего возраста могут питаться также старой хвоей. Окукливаются в рыхлой паутине среди листьев, в щелях и т. п. М. даёт вспышки массового размножения, длящиеся 7-8 лет. Наиболее частые и крупные вспышки наблюдаются в Поволжье, на Ср. и Юж. Урале, в Зап. Сибири. М. уничтожают энтомофаги; нередко вспышки размножения М. подавляют болезни гусениц - фляшерия и полиэдрия. Меры борьбы см. в ст. Вредители леса.

Лит. см. при ст. Вредители леса.

П. А. Положенцев.

МОНАШЕСТВО (от греч. monachos -одинокий, отшельник, монах), социальная религ. группа, члены к-рой принимают на себя ряд обязательств: в первую очередь -" уход из мира"; как правило, отказ от имущества; воздержание (обязательное безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; подчинение суровой дисциплине. Обязательным для монахов является прикрепление (для большинства) к монастырю, выполнение его правил (устава). В центре монашеской этики - молитва и размышление о божественном (медитация).

М. появилось впервые в сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии в буддизме (в к-ром оно охватывает всё духовенство). Считалось, что буддист может достичь нирваны, лишь отказавшись от всех мирских связей и нищенствуя. Широкое развитие М. получило в Индии к первым векам н. э., позже в Китае, Японии, Тибете (ламаистское М.) и др. странах Юго-Вост. Азии и Д. Востока.

В христианстве М. (в православии именуемое также чёрным духовенством) появилось в 3-4 вв., сначала в форме отшельничества, а затем (с 4-5 вв.) стали преобладать совместные поселения монахов (см. Монастыри). В дальнейшем в православии на Руси большое развитие получило странничество монахов (с их временными остановками в монастырях). Особое значение христианское М. приобрело в ср. века. Это объяснялось, помимо религ. фанатизма, социально-эконо-мич. причинами: при господстве в феод, землевладении принципа майората М. нередко оказывалось единственно возможным занятием для младших сыновей феодалов; в монастырях обычно они занимали руководящее положение, часто их образ жизни мало отличался от образа жизни светских феодалов. Осн. массу М. составляли, однако, выходцы из др. социальных слоев, не имевшие средств к существованию, гл. обр. - из крестьян (они оставались близки к нар. низам, этим в значит, мере объясняется участие монахов в ср.-век. еретич. движениях). В капиталистич. странах часть М. (особенно монахинь) состоит из бессемейных, обездоленных, частью деклассированных элементов и нек-рых неудовлетворённых жизнью представителей мелкобурж. интеллигенции.

Посвящение в М. в христианстве сопровождается обрядом пострижения. В знак полного " ухода из мира" постриженный принимает новое имя и получает особое облачение. В действительности же отречение М. (особенно его верхушки) от " греховного" мира, как правило, - фикция. Жизнь монахов далека от проповедуемого ими аскетизма. Народ, борясь против феод, эксплуатации, резко выступал и против М., обвиняя его в тунеядстве, разврате. Пороки и невежество М. обличали гуманисты и просветители всех стран.

Наиболее разнообразные формы монашеских орг-ций создала католич. церковь, в первую очередь - многочисл. монашеские ордена (духовно-рыцарские ордена, нищенствующие ордена), среди к-рых особое значение приобрели иезуиты. В зап.-европ. странах католич. церковь всегда стремилась использовать М. для активного воздействия на идеологию, политику, науку, воспитание и др. стороны жизни. Католич. М.- важнейшая опора папства. Совр. М. подвергается, как и вся церковь, процессу модернизации, изменяется жизненный уклад и быт в монастырях и т. п.

Своеобразна роль совр. М. в странах Востока: в условиях ожесточённой анти-империалистич. борьбы буддийское и ламаистское М., играющее активную роль в обществ, жизни, нередко примыкает к прогрессивным силам в своих гос-вах.

В протестантизме институт М. отсутствует. В лит-ре часто причисляют к М. мусульманских дервишей, но это неточно: дервиши не дают обета безбрачия, могут выйти из обители, жениться, вернуться к временно оставленной семье.

МОНБЛАН (франц. Mont Blanc, итал. Monte Bianco), горный массив в Зап. Альпах. Протягивается с Ю.-З. на С.-В. на 50 км по границе Франции, Италии и Швейцарии. Вые. до 4807 м (наибольшая в Альпах и во всей Зап. Европе). Сложен гранитами, гнейсами, кристаллич. сланцами. Резко расчленённый рельеф альпийского типа. Снеговая линия проходит на вые. 2850-3100 м. Площадь совр. оледенения 277 км2. Самый крупный ледник - Мер-де-Глас (дл. 15 км). По М. проходит часть водораздела между pp. По и Рона. Центр альпинизма. На М.- астрономия, и метеорологич. обсерватории. Через М. проходит туннель дл. 11, 6 км с шоссе из Франции в Италию.

Горный массив Монблан.

МОНГО, монго-нкундо, народ в Республике Заир, формирующийся из многих племенных групп. Осн. масса М. живёт в тропич. лесах в излучине р. Конго (Заир), часть - в городах. Числ. ок. 2 млн. чел. (1970, оценка). Язык относится к центр, группе языков банту; на неск. диалектах языка М. существует письменность. Значит, часть М.- христиане (католики); у М., живущих в глубине тропич. леса, сохранились элементы первобытнообщинного строя и родо-плем. культы (предков-божеств, героев и др.). Осн. занятие М.-мотыжное земледелие (ямс, маниок и др.); охота, рыболовство и собирательство играют подчинённую роль. Часть М. работает на плантациях масличной пальмы и кофе, а также в городах на предприятиях по обработке с.-х. сырья. В прошлом М. активно участвовали в торговле слоновой костью и рабами.

Лит.: Собченко А. И., Этнический состав Конго, в кн.: Африканский этнографический сборник, т. 4, М.- Л., 1962 (Тр. Ин-та этнографии АН СССР, новая серия, т. 72); Kerken G. van der, L'Ethnic Mongo, Brux., 1944.

Э. С. Львова.

МОНГОЛИЯ, историч. область, населённая монголами и упоминаемая в историч. источниках с 8 в. До 13 в. М.- один из монг. улусов, в 13 в.- раннефеодальное гос-во. В период монгольских завоеваний в 13 в. образовалась Монг. феод, империя, включавшая терр. покорённых стран.В период феодальной раздробленности (15-17 вв.) М.- совокупность самостоят, феод, владений. В 15 в. разделилась на Восточную и Западную, в 16 в.- на Северную и Южную, в период маньчжурского господства (17 - нач. 20 вв.) - на Внутреннюю (см. Монголия Внутренняя) и Внешнюю (см. Монголия Внешняя). В результате Монг. нар. революции 1921 на терр. Внеш. М. возникло независимое монг. нар. гос-во; в 1924 была создана МНР. После образования КНР (1949) Внутр. М. стала авт. р-ном КНР (автономия Внутренней Монголии была провозглашена в 1947).

МОНГОЛИЯ ВНЕШНЯЯ, северная часть Монголии, захваченная маньчжурскими завоевателями в кон. 17 в. и названная ими Внешней, в отличие от южной части Монголии, завоёванной ранее (Внутр. Монголия). На терр. М. В. в 1921 возникло независимое монг. нар. гос-во, в 1924 образовалась Монгольская Народная Республика.

МОНГОЛИЯ ВНУТРЕННЯЯ, Автономный район Внутренняя Монголия, в Сев. Китае. Пл. 450 тыс. км2 (по кит. источникам, в частности по карте аДм. деления КНР, изданной в 1971; ранее площадь М. В. составляла 1177, 5 тыс. км2). Нас. 6, 24 млн. чел. (1972). Адм. ц.-г. Хух-Хото.

Хозяйство. Основа экономики района - с. х-во. Земледелие по числу занятых (85% населения) и стоимости с.-х. продукции преобладает над животноводством. Возделываются в основном засухоустойчивые сорта зерновых, гл. обр. яровая пшеница, гаолян, просо, гречиха, овёс, а также кукуруза, из технич. культур - соя, подсолнечник, конопля, кунжут, лён-долгунец, хлопчатник и сах. свёкла. Почти 2/3 терр. М. В. занимают скотоводческие районы, располагающие обширными естеств. пастбищами. Разводят кр. рог. скот, овец и коз, лошадей и верблюдов, а в земледельч. районах -свиней. М. В. ежегодно поставляет на внутр. рынок Китая значит, кол-во шерсти и шерстяной пряжи, а также мясо и кожсырьё.

Пром-сть получила развитие после победы нар. революции (1949), особенно в годы 1-й пятилетки (1953-57) (отрасли, имеющие общекит. значение, -сах., кож., текст., хим., горнодоб., деревообр., цем. и металлургич. пром-сть). В Бао-тоу с помощью Сов. Союза были построены металлургич. комбинат и з-д по произ-ву металлургич. оборудования.

Терр. М. В. пересекает ж.-д. магистраль Москва - Улан-Батор - Пекин; важное значение имеет жел. дорога Бао-тоу - Пекин.

И. X. Овдиенко.

Историч. очерк. Терр. М. В. в прошлом занимали южно-монг. кн-ва, тер с нек-рыми элементами светского образования. В период господства на Балканах Османской империи (15-16 вв.) М. ш. играли важную роль в сохранении культуры южнослав. народов и греков.

В Др. Руси М. ш. в основном готовили клириков для службы в церквах и монастырях; при жен. монастырях в 12 в. возникли школы для девочек, однако распространения они не получили. С 17 в. в М. ш. наряду с богословием изучались слав, грамматика, греч. и лат. языки, риторика и пиитика. В 18 в. на основе М. ш. стали создаваться духовные семинарии, муж. и жен. духовные уч-ща, цер-ковно-приходские школы.

М. ш. функционируют при нек-рой части совр. буддийских и католич. монастырей. См. также Духовные учебные заведения.

В. Г. Фуров.

МОНГОЛОВЕДЕНИЕ, комплекс науч. дисциплин, изучающих историю, экономику, археологию, этнографию, язык и литературу монг. народов. Основой для развития М. послужили сочинения монг. авторов 13-17 вв., династийные кит. хроники, сочинения кит., перс., араб., арм., груз, авторов и рус. летописцев, мемуары путешественников и послов в Монголии 13 в. (Плано Карпини, В. Рубрука, Марко Поло и др.).

Начальный этап развития М. в Европе относится к 18 в., когда франц. миссионеры-синологи Ж. Б. Дюгальд, Ж. де Гинь, Ж. Майя и др. впервые ввели в науч. оборот сведения нек-рых кит. хроник и ист. сочинений о монголах.

В это же время в России историки Г. Ф. Миллер и И. Е. Фишер использовали документы рус. архивов о Монголии, синологи И. К. Рассохин и А. Л. Леонтъев перевели с китайского и маньчжурского языков ряд сочинений о Монголии и её подчинении Цинской династии Китая.

Территориальная близость и длительные разносторонние рус.-монг. связи привели к тому, что в 19 в. общепризнанным центром мирового М. стала Россия. Монг. грамматикой И. Я. Шмидта (нач. 19 в.) положено начало монг. языкознанию и вообще монг. филологии в России и Зап. Европе. Осн. направления М. в России в это время -источниковедение, публикация памятников, филология, а в области истории - медиевистика. Публикации Шмидта, С. В. Ли-повцева, П. И. Кафарова, Г. Гомбоева, А. В. Попова, Д. Банзарова, А. М.Позд-неева и др. открыли для науки ряд монг. хроник и летописей. Труды Н. Я. Бичу-рина, И. Н. Березина, К. П. Паткано-ва, В. П. Васильева, В. М. Успенского, Д. 3. Покотилова, Г. Н. Потанина, В. В. Радлова, Э. В. Бретшнейдера, Н. И. Веселовского, В. Л. Котвича и др. ввели в науч. оборот много кит., перс., арм. и араб, источников, материалов этнографич. и археологич. экспедиций. Труды языковедов и филологов А. А. Бобровникова, О. М. Ковалевского, К. Ф. Голстунского, Позднеева и др. внесли значит, вклад в изучение монг. языков, фольклора и литературы.

Среди зап.-европ. исследователей видное место в 19 в. принадлежало швед, учёному А. д'Оссону, создавшему труд по истории Монголии, в к-ром впервые использован " Сборник летописей" Ра-шидаддина, сочинения Джувейни и др. перс, авторов, ряд источников на арм., араб., груз, и др. языках. Публикации по кит. источникам осуществил франц. учёный А. Ремюза. 3-томную работу по истории монголов опубликовал англ, историк X. Хауорс. Во 2-й пол. 19 в. вышли труды по истории Монголии Ф. Эрдмана (Германия), К. Дугласа и Д. Карратерса (Великобритания).

Работам многих бурж. монголоведов были свойственны объективизм, евро-поцентризм и апология колониализма.

На рубеже 19-20 вв. мировую известность получили труды В. В. Бартольда, к-рый одним из первых уделил большое внимание социально-экономич. аспектам монг. истории. Развернулась деятельность путешественников П. К. Козлова, Г. Е. Грумм-Гржимайло, появились труды по экономике Монголии М. И. Бого-лепова и М. Н. Соболева, А. П. Боло-бана, Ю. Кушелёва и др.

Эпоха, открывшаяся Великой Окт. со-циалистич. революцией, обусловила становление нового этапа в М. В работах сов. учёных И. М. Майского, А. Д. Каллин-никова и др. были исследованы проблемы социально-экономич. отношений в феод. Монголии, нац.-освободит, движения, Нар. революции 1921 и др. Книга Б. Я. Владимирцова об обществ, строе монголов заложила прочные основы марксистского изучения истории дореволюц. Монголии, кочевых народов вообще. Труды Владимирцова по монг. словесности предопределили последующее разделение филологических исследований на лингвистич., текстологич. и литературоведческие.

С. А. Козиным были опубл. текст и рус. перевод памятника 13 в. " Сокровенное сказание" (его изучению посвятили работы венг. учёный Л. Лигети, франц.-А. Мостарт, П. Пеллио, нем. - Э. Хе-ниш, монг. филолог М. Гаадамба; на совр. монг. языке " Сокровенное сказание" опубл. Ц. Дамдинсурэн в Улан-Баторе). Козину принадлежат также исследования эпосов " Гэсэриада" и " Джан-гариада". Н. П. Шастина опубликовала перевод и исследование монг. летописей 17 в.- " Шара туджи" (анонимная) и " Алтай тобчи" Лубсан Данзана. Сов. М. развивалось в сотрудничестве с молодыми, возникшими после Нар. революции 1921 науч. учреждениями МНР, изучающими историю, экономику, язык, материальную и духовную культуру своей страны. Значит, внимание проблемам М. уделяется в республиках СССР (Бурят. АССР, Казах. ССР, Калм. АССР), где за годы Сов. власти выросли значит, кадры монголоведов. Вопросы М. разрабатываются в трудах географов (В. А. Обручев, Э. М. Мурзаев), археологов (С. В. Киселёв, А. П. Окладников), филологов (Г. Д. Санжеев, Ю. Н. Рерих, Т. А.Бертагаев, Г. Н.Румянцев, Г. И. Михайлов, Л. К. Герасимович, А. В. Бурду-ков), историков (А. Ю. Якубовский, Л. С. Пучковский, С. Д. Дылыков, И. Я. Злат-кин, П. П. Старицина, А. Т. Якимов Н. П. Шастина, Н. Ц. Мункуев, Л. Н. Гумилёв, Л. М. Гатауллина, М. И. Голь-ман), экономистов (С. К. Рощин, Г. С. Матвеева и др.).

Большой вклад в развитие М. вносят монг. учёные, для к-рых М.- наука о прошлом и настоящем их родины. За годы нар. власти они создали фундаментальные исследования по истории (Б. Ширендыб, Ш. Нацагдорж, X. Пэр-лээ, Н. Сэр-Оджав, Ш. Вира, Б. Тудэв, Д. Гонгор, С. Пурэвжав и др.), экономике (Н. Жагварал, Д. Дугар), географии (Ш. Цэгмид, Б. Гунгадаш), литературе (Ц. Дамдинсурэн, Ш. Лувсан-вандан, Б. Ринчен, П. Хорло) и искусству (подробнее см. в ст. Монгольская Народная Республика, раздел Общественные науки). Созданные в 60-х гг. АН МНР и её общественноведческие ин-ты превратились в ведущие центры М. В Улан-Баторе осуществляется серийная публикация памятников (" Monumenta historica", " Studia Folklorica", " Corpus scriptorum mongolorura" и др.), самостоятельно и совместно с сов. учёными и учёными др. социалистич. стран регулярно проводятся науч. экспедиции.

С конца 40-х гг. М. развивается в социалистич. странах: ВНР (Л. Лигети, Д. Кара, А. Рона-Таш), ЧССР (П. По-уха), ГДР (К. Губер, Г. Фитце, Э. Тау-бе, Р. Бауве), ПНР (С. Калужиньский, М. Левицкий, П. Рачневский, В. Ды-новский и др.), начинает развиваться М. в СРР и НРБ.

Успехи М. в социалистич. странах способствуют утверждению в мировом М. передовой науч. методологии. Между-нар. конгрессы монголоведов (1959, 1970, Улан-Батор) подтвердили ведущие позиции марксистской школы в М. В целях координации деятельности монголоведов 2-й Междунар. конгресс монголоведов образовал Постоянный к-т. Известную роль в укреплении междунар. сотрудничества в области М. играет и Постоянная междунар. конференция алтаи-стов (с центром в США), ежегодно (с 1954) проводящая свои сессии.

Осн. направлениями М. в бурж. странах остаются источниковедение, языкознание, филология и публикация источников (гл. обр. в США и ФРГ). Его представителями осуществлён ряд исследований по монг. истории, языку п литературе (В. Хайссиг - в ФРГ; Г. Сер-ройс, Ф. Лессинг, Дж. Крюгер, Дж. Бос-сон - в США; К. Сакамото, М. Мура-ками, С. Ивамура, Г. Абемацу, С. Од-зава, С. Хаттори -в Японии). С сер. 50-х гг. в Великобритании и особен-нов США (О. Латтимор, Дж. Фритерс), а также в Японии (К. Танака) отмечается рост интереса к изучению новейшей истории МНР, её политики, междунар. положения, экономики и гос. устройства. Но нек-рые из этих трудов страдают тенденциозностью, особенно в освещении монг.-сов. отношений (Р. Рупен, У. Баллис, Г. Мёрфи - в США; Ч/Боу-ден - в Великобритании).

Центры М. в СССР: Ин-т востоковедения в Москве, его ленинградское отделение, ин-ты этнографии, экономики мировой социалистич. системы, археологии АН СССР, Ин-т обществ, наук Бурятского филиала Сиб. отделения АН СССР в Улан-Удэ, Ин-т языка, литературы и истории при Сов. Мин. Калм. АССР в Элисте, Ин-т истории, литературы и философии Сиб. отделения АН СССР в Новосибирске. Монголоведов готовят Ин-т стран Азии и Африки при МГУ, Моск. ин-т международных отношений, вост. ф-т ЛГУ, Иркутский ун-т. Центры М. в зарубежных социалистич. странах: ин-ты истории, языка и литературы, философии, социологии и права АН МНР, востоковедные центры НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, а также ун-ты в Улан-Баторе, Будапеште, Берлине, Варшаве. В СССР проблемы М. освещаются в журналах: " Народы Азии и Африки", " Проблемы Дальнего Востока", " Азия и Африка се годня" И нек-рых др. периодич. изданиях в др. социалистич. странах - в журна лах: " БНМАУ-ын Шинжлэх ухааны ака демийн мэдээ" (Улаанбаатар, 1961-) " Эдийн засгийн асуудал" (Улаанбаатар 1956-); " Acta Orientalia"... (Bdpst 1950-): " Novy Orient" (Praha, 1945-) " Rosznik orientalistyczny" (Krakow 1914-).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал