Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монреальский университет 3 страница






МОНТЕРИЯ (Monteria), город в Колумбии, адм. ц. департамента Кордова. Порт на р. Сину, в 50 км от побережья Карибского м. 188 тыс. жит. (1971). Соединён шоссе с автомагистралью Медельин -Картахена. Торг.-трансп. центр с.-х. р-на (бананы, рис, хлопчатник и др. субтро-пич. культуры, лсивотноводство). Цсм. пром-сть.

МОНТЕРЛАН (Montherlant) Анри де (21.4.1896, Париж, -21.9.1972, там же), французский писатель, чл. Франц. академии (1960). Учился в Ин-те Сент-Круа в Нёйи. Ранние произв. М. написаны под влиянием М. Барреса. Романы " Бестиа-рии" (1926), " Холостяки" (1934, рус. пер. 1936), отражающие увлечение писателя спортом, и особенно его тетралогия " Девушки" (1936), " Жалость к женщинам" (1936), " Демон добра" (1937), " Прокажённые" (1939) характеризуют М. как сторонника крайнего эгоцентризма и непримиримости к человеческим слабостям в духе Ф. Ницше. В годы фаш. оккупации Франции М. пришёл к оправданию гитлеровской политики и коллаборационизму (кн. " Июньское солнцестояние", 1941). В драмах " Мёртвая королева" (1942), " Ничей сын" (1943), " Малатсста" (1946), " Испанский кардинал" (1960) М. высказывался в пользу сильной политич. власти, для к-рой нар. массы являются лишь пассивным и инертным материалом.

С о ч.: Romans et oeuvres de fiction..., P., 1959; Theatre, P., 1954; Essais, [P., 1963]; Un assassin est mon maitre, [P., 1971].

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Perruchot H., Montherlant, [4 ed., P., 1959]; Blanc A., Montherlant..., [P., 1968] (имеется библ.); Н. de Montherlant, " Nouvelle revue francaise", 1973, fevr., № 242, p. 1 - 126 (№ посвящён Мон-терлану); [Некррлог], " L'Humanite", 1972, 23 sept.; Les critianes de notre temps et Montherlant, P., [1973]. В.П.Большаков.

МОНТЕ-РОЗА (Monte Rosa), горный массив в Пеннинских Альпах, на границе Италии и Швейцарии. Сложен преим. гранитами и гнейсами. Вые. до 4634 м (г. Дюфур). В гребневой зоне - совр. оледенение (крупнейший ледник Горнер, дл. ок. 14 км). Альп, и субальп. луга и кустарники; ниже - хвойные леса.

МОНТЕРРЕЙ (Monterrey), город в Сев. Мексике, адм. ц. штата Нуэво-Леон. 830 тыс. жит., в пределах агломерации 1177 тыс. жит. (1970). Важный пром.-трансп. и финанс. центр Мексики. Развитию М. способствовали положение на путях из Центр. Мексики в США, близость месторождений полиметаллов, кам. угля, нефти и газа, а также районов орошения. Общенац. значение имеют чёрная и цветная металлургия, химич., элсктротсхнич., металлообр., пивовар, пром-сть. Предприятия текст., цем. пром-сти. Ун-т.

МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи де Секоида, барон де Ла Бред и деМ. (18.1.1689, Лабред, близ Бордо, -10.2.1755, Париж), французский просветитель, правовед, философ и писатель.

Чл. Ин-та Франции (1727). Происходил из старинного дворянского рода. По окончании католич. коллежа (1705) изучал право в Бордо и Париже. В 1714 совет-пик, а с 1716 один из вице-президентов парламента (суда) Бордо. С 1726 жил в Париже.

В 1728 М. предпринял путешествие по Европе (посетил Италию, Пруссию, Нидерланды), в 1729-31 жил в Великобритании. Англ, конституц. практика, взгляды англ, правоведов и философов оказали большое влияние на формирование гос.-правовых идеалов М., наиболее ярко выраженных в книге " О духе законов" (1748, рус. пер. 1900), - энциклопедич. труде, основанном на широком использовании сравнительного и сравнительно-историч. методов. М. придавал большое значение в формировании позитивного права и форм правления гос-ва географич. факторам (особенно климату). Жаркий климат, считал он, порождает лень и страсти, убивает гражд. доблести и является причиной деспотич. правления. Такая позиция дала основание считать М. одним из основоположников т. н. географич. школы в социологии. Однако важнейшее значение М. придавал политич. факторам и прежде всего - форме правления. Осн. темой кн. " О духе законов" и являлась проблема разумного гос. строя и его организация. Исходя из антич. политич. теорий, М. различал 3 правильные формы правления (демократия, аристократия и монархия) и 1 неправильную (деспотия).

Считая наилучшей формой правления монархию, М. в качестве средства, способного предотвратить трансформацию монархии в деспотию и обеспечить политич. свободу, полагал принцип разделения властей, а также федеративную форму гос. устройства (см. также " Разделение властей"). М. сыграл значит, роль в истории Франции, в развитии мировой обществ. мысли как критик королев. деспотизма и идеолог конституц. монархии. В целом же политич. программа М.-программа компромисса между буржуазией и дворянством на условиях совместного участия в осуществлении гос.власти. М. не сумел дать подлинно науч. разграничения различных форм правления. К. Маркс, отмечая неправильность данного М. разграничения монархии и деспотии, писал, что "...всё это- обозначения одного и того же понятия, в лучшем случае они указывают на различия в нравах при одном и том же принципе" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 374-75). В области чисто правовой М. выдвинул ряд прогрессивных принципов: равенство граждан перед законом, широкое избират. право, свобода слова, печати, совести, отделение церкви от гос-ва, отказ от пыток и суровых наказаний, необходимость междунар. соглашений о гуманизации методов войны и т. д.

Идеи М. широко использовал Ч. Бек-кариа, выдвигая новые принципы уголовного права. Теория разделения властей оказала большое влияние на амер. конституцию 1787, франц. конституцию 1791 и др.

Историч. взгляды М. нашли своё выражение в его труде " Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734). М. отказывается от теологич. понимания истории, выдвигает положение об объективной закономерности историч. процесса.

Книга " О духе законов" была внесена в " Индекс запрещённых книг", тем не менее она выдержала 22 изд. на протяжении двух лет (1748-1750), была переведена почти на все европ. языки. Первыми переводчиками этой книги в России были А. Д. Кантемир и А.Н.Радищев (оба перевода не сохранились).

Славу М. как художнику слова принёс роман " Персидские письма" (1721, рус. пер. 1789) - одно из лучших произв. т. н. филос. жанра, характерного для 18 в. Идеи романа изложены в форме переписки друзей - персов Узбека и Рики, " наивных" и в то же время ^удрых критиков франц. светского общества, преисполненного спеси от пустой мишуры своей " цивилизованности", от к-рой неотделимы суеверия, гнёт церкви и власти, оторванная от жизни учёность, иск-во, состоящее из риторических славословий, условностей, крайней манерности. Полная иронии, тонкого остроумия, сатира М. разворошила все пласты французской абсолютной монархии, её политическую жизнь, культуру, обычаи, нравы её подданных.

Поэмы в прозе " Книдский храм" (1725) и " Путешествие в Пафос" (1727) написаны в духе гедонистич. эпикуреизма дворянских салонов и будуаров с их излюбленными мифологич. персонажами, эротич. сюжетами.

" Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства" (написан 1753, опубл. в 4-м т. " Энциклопедии" Д. Дидро, 1757) выдержан в целом в традициях классицизма. Однако, выступая как сторонник порядка, симметрии, рациональности, ясности в художеств, произведении, М. понимает уже и прелесть эффектов неожиданности, небрежности, безыскусственного обаяния.

Соч.: Cеuvres completes, t. 1 - 3, P., 1950-55; Correspondance, v. 1 - 2, P., 1914; в рус. пер.-Избр. произв., М., 1955; Дух законов, СПБ, 1900; Персидские письма, М., 1956.

Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 374; т. 5, с. 203; История французской литературы, т. 1, М., 1946; Б а с к и н М. П., Монтескье, М., 1965; Shackleton R.., Montesquieu. A critical biography, [Oxf.], 1961; StarobinskyJ., Montesquieu par lui-meme, [P., 1963]; L о у J. Robert, Montesquieu, N. Y., [1968]; Etudes sur Montesquieu, [P., 1970]; С a b e e n D. C., Montesquieu. A bibliography, N. Y., 1947; его же, A supplementary Montesquieu bibliography, " Revue internationale de philosophies., 1955, № 33 - 34.

3. М. Черниловский, В. И. Ефимов.

МОНТЕСПАН (Montespan), обширная пещера на Ю.-З. Франции, в предгорьях Пиренеев (деп. Верхняя Гаронна) с остатками культуры позднепалеолитич. человека (мадленская культура). Открыта ^ранц. археологом Н. Кастере в 1923. о внутр. частях пещеры обнаружены выгравированные на стенах изображения бизонов и лошадей, а также вылепленная из глины фигура медведя без головы (её заменял медвежий череп, найденный поблизости и первоначально прикреплённый к фигуре). На глинистом полу пещеры сохранились следы ног пожилых людей и подростков 13-14 лет. Пещера М. являлась местом культовых церемоний и магических обрядов палеолитических людей (возможно, и обрядов инициации).

Лит.: Окладников А. П., Утро искусства, [Л., 1967]; В reu il H., Quatre cents siecles d'art parietal, Montignac, 1952; TrombeF. etDubuc G., Le centre pre-historique de Ganties - Montespan, p., 1947 (Archives de 1'Institut de Paleontologie Humaine, Memoire 22).

МОНТЕССОРИ (Montessori) Мария (31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона, -6.5.1952, Нордвейк-ан-Зе, Нидерланды), итальянский педагог. Окончила в 1896 Римский ун-т (одна из первых женщин, получивших степень доктора медицины). Как ассистент психиатрич. клиники ун-та вела работу с умственно отсталыми детьми; профессор антропологии и гигиены в Высшей женской школе (1900-08'" и лектор пед. антропологии в ун-те Риме (1904-08). М. подвергла резкой критике традиц. школу за муштру и игнорирование естеств. запросов ребёнка. Нач. школа, по М., должна быть лабораторией, дающей возможность изучать пси-хич. жизнь детей. Разработала оригинальную систему сенсорного развития детей в спец. дошкольных учреждениях (т. н. домах ребёнка, открывавшихся ею и её последователями) и нач. школе. В теоретич. работах и практич. деятельности проводила идеи свободного воспитания.

С установлением в Италии фаш. режима эмигрировала за границу. Создавала школы, работавшие по её системе, в США, Франции, Великобритании, Дании, Нидерландах, Индии и др., организовывала международные конгрессы, выступала против войны. После 2-й мировой войны 1939-45 вернулась в Италию.

Соч. в рус. пер.: Руководство к моему методу, М., 1916; Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в " домах ребёнка", 4 изд., М., 1920; Самовоспитание и самообучение в начальной школе, М., 1922.

А. И. Пискунов.

МОНТЕСУМА, М о к т е с у м а, 1) М. (1390 - ок. 1469), вождь ацтеков. Завершил подчинение ацтекам др. индейских племён Центр. Мексики и возглавил союз этих племён (с центром в г. Теноч-титлан, совр. г. Мехико). 2) М. (1466-1520), правитель ацтеков с 1503. Союз индейских племён, возглавлявшийся М., держался силой оружия. С приходом испанцев в г. Теночтитлан М. был захвачен в плен; выступил с призывом покориться испанцам, за что был убит восставшими индейцами.

МОНТЕФЕЛЬТРО (Montefeltro), итальянский род, господствовавший в 1234-1508 в г. Урбино. Происходил из области Анконской марки (Монтефельтро) -отсюда название. Первоначально М. носили титул графов, а с 1443- герцогов Урбино. В 13 в. активно поддерживали гибеллинов (см. Гвельфы и гибеллины}; в 14-15 вв. М.- кондотьеры на службе у Висконти и папства.

МОНТЕ-ЧИРЧЕО (Monte Circeo), возвышенность на мысе Чирчео (зап. побережье Италии), где в 1939 в одном из гротов обнаружен хорошо сохранившийся череп неандертальца, сходный по строению с найденным в Ла-Шапель-о-Сен. Череп лежал открыто на поверхности отложений пещеры в боковом углублении и был обложен камнями. Очевидно, он был намеренно положен туда древними людьми. Там же найдены орудия, характерные для мустъерской культуры.

МОНТИ (Monti) Винченцо (19.2.1754, Альфонсине, близ г. Равенна, - 13.10. 1828, Милан), итальянский поэт; представитель классицизма. Получил клас-сич. образование. Неоднократно меняя политич. ориентацию, М. в своих стихах, поэмах и драмах воспевал сначала като-лич. церковь (" Бассвилиана", 1794), затем Великую французскую революцию, патриотич. идеалы италх " якобинцев" (" Фанатизм", 1797, " За освобождение Италии", 1801, трагедия " Кай Гракх", 1804, рус. пер. 1882), Наполеона (" Прометей", 1797, " Бард чёрного леса") и, наконец, сменивших его Габсбургов (" Мистический дар", " Возвращение Астреи"), Выдающееся художеств, значение имеет перевод М. " Илиады" Гомера (1810). У современников произв. М. пользовались большой популярностью, утраченной, однако, уже в сер. 19 в.

Соч.: Opere, v. 1 - 6. [Mil., 1839 - 42]; Opere, Mil., 1953.

Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской 'литературы, т. 2, М., 1964; А! 1 e v i F., V. Monti, Firenze, 1954.

МОНТИРОВКА ТЕЛЕСКОПА, часть телескопа, на к-рой укрепляется его оп-тич. труба. М. т. позволяет направить его в наблюдаемую область неба, обеспечивает стабильность его установки в рабочем положении, удобство выполнения наблюдений различного типа. Осн. части М. т.: основание (или колонна), две взаимно перпендикулярные оси для поворотов трубы телескопа, приводы и система отсчёта углов поворота. Различают (см. рис.) два осн. типа М. т.: экваториальную монтировку (или параллактическую) и азимутальную монтировку (или горизонтальную). В экваториальной М. т. 1-я ось направлена в полюс мира и паз. полярной (или часовой) осью, а 2-я лежит в плоскости экватора и наз. осью склонений; с нею скреплена труба телескопа. При повороте телескопа вокруг 1-й оси меняется его часовой угол при постоянном склонении; при повороте вокруг 2-й оси изменяется склонение при постоянном часовом угле. При наблюдениях на телескопе, установленном на э-к-ваториальной монтировке, слежение за небесным телом, движущимся вследствие видимого суточного вращения неба, осуществляется путём поворота телескопа с постоянной скоростью вокруг одной полярной оси. О типах экваториальных М.т. см. Английская монтировка, Немецкая монтировка, Американская монтировка. В азимутальной М. т. 1-я ось вертикальная, а 2-я, несущая трубу, лежит в плоскости горизонта. 1-я ось служит для поворота телескопа по азимуту, 2-я - по высоте (зенитному расстоянию). При наблюдениях звёзд в телескоп, установленный на азимутальной М. т., его необходимо непрерывно и с высокой степенью точности поворачивать одновременно вокруг двух осей, причём со скоростями, меняющимися по сложному закону. В астрономич. инструментах, предназначенных для тех или иных спец. наблюдений, применяются более сложные конструкции монтировок. Так, в инструментах, предназначенных для фотографич. наблюдений искусств, спутников Земли (спутниковых фотокамерах), применяются трёхосные и четырёхосные монтировки, позволяющие следить за быстро движущимся по небу спутником путём вращения фотокамеры вокруг только одной " орбитальной" оси (положение остальных осей устанавливается заблаговременно и во время наблюдений только корректируется).

Типы монтировок телескопа: а - симметричная английская монтировка (в ярме); б -несимметричная английская монтировка; в - немецкая монтировка на прямой колонне; г - немецкая монтировка на ломаной колонне; д - опорная немецкая монтировка; е - американская монтировка (на вилке); ж - монтировка типа ярма с подковой; 3 -азимутальная монтировка советского 6-м телескопа БТА. 1 - Основание (или колонна); 2 - полярная ось; 3- ось склонений; 4 -труба телескопа; 5 - червячные пары осей; 6 - часовой механизм; 7 - круги отсчёта углов поворота осей; 8 - гидростатические подшипники осей; 9 - противовес; 10 - вертикальная ось азимутальной монтировки; 11 - горизонтальная ось азимутальной монтировки.

Лит.: Курс астрофизики и звездной астрономии, 3 изд., т. 1, М., 1973; Мельников О. А., История телескопа. Л., I960; Телескопы, пер. с англ., М., 1963; Современный телескоп, М., 1968; Димитров Г. и Б э к е р Д., Телескопы и принадлежности к ним, пер. с англ., М.- Л., 1947; М и-хельсон Н- Н., Горизонтальная монтировка телескопа, " Изв. Главной Астрономической обсерватории АН СССР", 1961, № 169; его же, Некоторые вопросы теории альт-азимутальной монтировки телескопа, там же, 1966, № 181; 1970, Х° 185; R 1 е k h е г R., Fernrohre und ihre Meister В., 1957; King Н. С., The history of the telescope, L., 1955; D a n j о n А. А., С о u-d е г A., Lunettes et telescopes, P., 1935.,

Н. Н. Михелъсон.

МОНТИЧЕЛЛИТ (от имени итал. минералога Т. Монтичелли, Т. Monticelli, ' 1759-1846), породообразующий минерал, силикат кальция и магния CaMg[SiO4]; обычны примеси Fe и Мп. Кристаллизуется в ромбич. системе. Структурно близок к минералам группы оливина, но объём ячейки у М. больше. Бесцветен или серый. Тв. по минералогич. шкале 5-6. Плотность колеблется в зависимости от состава от 3000 до 3300 кг/м3. Среднее светопреломление 1, 64-1, 66. Встречается в виде кристалликов и зернистых масс в контактово-метаморфич. породах санидиновой фации, реже -в щелочных изверженных породах.

МОНТМОРИЛЛОНИТ [от назв. франц. города Монморийон (Montmorillcn) в деп. Вьенна], глинистый минерал из подкласса слоистых силикатов с переменным хим. составом (Ca, Na) (Mg, Al, Fe)2 [(Si, Al)4O10](OH)2TiH2O. Структура М. отличается симметричным сложением пачек слоев (как у пирофиллита). Между " пирофиллитовыми" пакетами размещаются молекулы межслоевой воды и атомы обменных оснований Са, Na и др. Характерно большое расстояние между пачками слоев. Образует плотные глинистые массы. Кристаллы моноклинной системы видны только под электронным микроскопом, встречаются редко; обычны неправильные листочки. Цвет белый до розового и серо-синего оттенков, бурый, красный, зеленоватый (в зависимости от примесей). Тв. по минералогич. шкале ок. 1; плотность ок. 1800 кг/м3. При смачивании сильно набухает в связи с проникновением воды в промежутки между слоями структуры.

М.- типичный продукт выветривания алюмосиликатов в условиях щелочной среды. Гл. составной компонент бентонитов; входит также в состав почв, валунных суглинков и др. осадочных пород. М.- важное полезное ископаемое; активный компонент отбеливающих и сукновальных глин, используемых в нефт., текст, и мыловаренной пром-сти, благодаря их адсорбирующим и омыляющим свойствам.

В. П. Петров.

МОНТОБАН (Montauban), город на Ю.-З. Франции, на р. Тарн. Адм. ц. департамента Тарн и Гаронна. 45, 9 тыс. жит. (1968). Трансп. узел. Центр с.-х. р-на (овощи, фрукты, птица). Пищ., текст, пром-сть.

МОНТРЁ (Montreux), город в Швейцарии, в кантоне Во, на берегу Женевского оз. 20, 4 тыс. жит. (1970). Центр туризма. Б. ч. населения занята в сфере обслуживания. Близ М.- Шильонский замок, ныне музей. В 1936 в М. проходила конференция по вопросу о режиме Черноморских проливов.

МОНТРЁ КОНФЕРЕНЦИЯ 1936, конференция о режиме Черноморских проливов; проходила 22 июня - 21 июля в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии. Была созвана по предложению Турции для пересмотра конвенции о режиме Черноморских проливов, принятой на Лозаннскойконференции 1922-23. На М. к. развернулась острая дискуссия, вызванная попыткой Великобритании ограничить под предлогом " равенства" черноморских и нечерноморских держав право прохода через проливы сов. воен. кораблей. Paбо та М. к. осложнялась сговором тур. делегации с делегацией Великобритании Твёрдая позиция Сов. Союза предотвратила срыв конференции и обеспечила принятие согласованных решений. На конференции 20 июня была подписана новая конвенция о режиме проливом на основе к-рой Турция получила право ремилитаризировать зону проливов. Конвенция сохраняет за торг, судами всех стран свободу прохода через пролив, как в мирное, так и в воен. время. Правила же прохода воен. кораблей не одинаковы для черноморских и нечерноморских держав. Черноморские державы могут проводить через проливы в мирно время свои воен. корабли любого класса с предварит, уведомлением тур. в ластей Для воен. кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие на водные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж воен. судов нечерноморских держав в Чёрном м. не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого минимума до 45 тыс. т в случае увеличения воен.-мор. сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция сочтёт, что она находится под непосредств. угрозой войны, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых воен. судов; во время войны в к-рой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода воен. судов любой воюющей державы.

Предусмотренная Лозаннской конвенцией междунар. комиссия по проливам была ликвидирована, и её функции переданы турецкому пр-ву. Решения М. к. были для своего времени шагом вперёд на пути признания
прав черноморских стран в вопросе проливах.

Публ.: Сборник действующих договоров соглашений и конвенций..., в. 9, М., 1938 док. № 333; Международное право в избран ных документах, т. 1, М., 1957, с. 241 - 50 Внешняя политика Советского Союза. 1941 год, М., 1952, с. 167 - 70, 193-202; К со ветско-турецким отношениям, " Известия" 1953, 19 июля. А. И. Иойрыш

МОНТРЁЙ-СУ-БУА (Montreuil-sous Bois), город во Франции, вост. пригород Парижа, в деп. Сен-Сен-Дени. 96 тыс. жит. (1968). Электротехнич. станкостроит. пром-сть и др. отрасли машиностроения Кож., пищ., хим. предприятия; виноделие.

МОНТСЕРРАТ (Montserrat), остров в Вест-Индии, в составе Малых Антильских о-вов; владение Великобритании Пл. 98 км2. Нас. 12 тыс. чел. (1971). Адм. ц.- г. Плимут. Осн. занятие населения - возделывание хлопчатника, бананов, овощей; переработка с.-х. сырья. Открыт испанцами в 1493.

МОНУМЕНТ (лат. monumentam, от moneo - напоминаю) вскульптуре и архитектуре, памятник значительных размеров в честь крупного исто-рич. события, выдающегося обществ, деятеля и т. п. Зачастую М. служит идейной и объёмно-пространственной доминантой архит. ансамбля. Нередко М. сооружается в виде скульптурно-архит. комплекса (см. Мемориальные сооружения).

MONUMENTA GERMANIAE HISTORICA (лат., сокр. MGH), Памятники истории Германии, многосерийное издание источников по истории Германии 500-1500. Публ. начата в 1826 Об-вом по изучению ранней герм, истории (осн. в 1819 по инициативе Г. Ф. К. Штейна). В 1823-73 изданием руководил Г. Пертц. В 1875 была создана центр, дирекция MGH. С 1946 публикацией ведает спец. ин-т под назв. " MGH. Герм, ин-т по изучению средневековья" (центр, дирекция находится с 1948 в Мюнхене), отделения MGH имеются при АН ГДР и при Австр. АН в Вене. Публикация состоит из пяти осн. серий: I. Исторические писатели (лат. Scrip-tores, сокр. SS); II. Законы (Leges, LL); III. Грамоты (королей и императоров) (Diplomata, DD); IV. Письма (Epistolae, Ерр); V. Древности (Antiquitates, AA). В процессе работы появился ряд дополнений, а также переиздания, в т. ч. сокращённые для уч. целей (в пер. на нем. яз.-Geschichtsschreiber der deutschen Vorzeit, v. 1 - 103, 1847-1959). В подготовке публикаций приняли участие крупные учёные (Г. Вайц, В. Ваттенбах и др.).

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА, выдвинутый В. И. Лениным план развития монументального искусства в условиях победы Великой Октябрьской социалистич. революции и комплекс мероприятий Советского правительства по реализации этого плана. Началом М. п. был декрет СНК от 12 апр. 1918 " О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции" (" О памятниках республики"). Декрет предусматривал снятие монументов, не имеющих историч. и художеств, ценности, создание произв. революц. монументального иск-ва. Уже к 1 мая 1918 был снят или закрыт ряд монархич. памятников, создано праздничное оформление мн. городов, открыт временный пам. К. Марксу в Пензе (скульптор Е. В. Ревдель). Осуществление М. п. осложнялось большими орга-низац. и материально-технич. трудностями и саботажем бурж. интеллигенции. Список новых памятников, к-рые предполагалось воздвигнуть в память революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов (69 имён), был утверждён СНК 30 июля 1918. Первым из них сооружён пам. А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд, открыт 22 сент.), повторенный затем для Москвы (открыт € окт.; ныне в Н.-и. музее архитектуры им. А. В. Щусева, Москва). Празднование первой годовщины Окт. революции было отмечено открытием мн. новых памятников, мемориальных досок с аги-тац. надписями, а также архитектурно-живописным оформлением городов (Москва, Петроград, Саратов, Витебск и др.) и нек-рых деревень. Закладка и открытие памятников рассматривались как важное политич. событие и в агита-ционно-воспитат. целях проводились в торжеств, обстановке, с митингами. Неск. раз на таких митингах выступал В. И. Ленин, в т. ч. 7 нояб. 1918 на открытии пам. К. Марксу и Ф. Энгельсу (скульптор С. А. Мезенцев) на площади Революции и мемориальной доски " Павшим в борьбе за мир и братство народов" (скульптор С. Т. Конёнков, ныне в Рус. музее в Ленинграде) на Красной площади в Москве. Произв. М. п. создавались преим. как временные, из дешёвых материалов (гипс, бетон, дерево); лучшие памятники и доски предполагалось впоследствии перевести в " вечные" материалы. В 1919-20, когда в связи с тяжёлым воен. и хоз. положением страны практич. работы по М. п. сократились, получили развитие такие формы М. п., как конкурсы на проекты монументов, торжеств, закладки будущих памятников (К. Марксу, А. И. Герцену, Я. М. Свердлову и др. в Москве; К. Либкнехту и Р.Люксембург, Парижской Коммуне 1871 в Петрограде), перепланировка архитектурных ансамблей, связанных с новыми памятниками [напр., Марсова поля в Петрограде с пам. " Борцам революции" (1917 - 19, арх. Л. В. Руднев) и партерным садом (1920-23, арх. И. А. Фомин)]. Большое место в М. п. этого периода заняли темы интернац. братства трудящихся (монументы в нац. республиках, оформление конгрессов Коминтерна и Съезда трудящихся Востока, массовые зрелища) и перехода к мирному труду (памятники и зрелища, поев. " Освобождённому труду"). С укреплением Сов. власти М. п. распространяется на Киев (декрет СНК Укр. ССР от 7 мая 1919), Самарканд и др. города, с 1920-на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921-на Армению и Грузию. С 1922, с улучшением хоз. положения Сов. республики и особенно в связи с 5-й годовщиной Окт. революции, начинается новый подъём М.п. В 1922-23 начали сооружать памятники из прочных материалов, сохранившиеся и поныне: А. И. Герцену и Н. П. Огарёву (цемент с гранитной крошкой, скульптор Н. А. Андреев), К. А. Тимирязеву (гранит, скульптор С. Д. Меркуров) в Москве; Н. А. Некрасову (бронза, скульптор В. В. Лишев) и В. Володарскому (бронза, гранит, скульпторы М. Г. Манизер и Л. В. Блезе-Манизер, арх. В. А. Витман; открыт в 1925; илл. см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288-289) -в Ленинграде; памятник " Борцам революции" в Саратове (гранит, скульптор Б. Д. Королёв, открыт в 1925). Опыт М. п. был использован в сооружениях, увековечивших средствами монументального иск-ва память В. И. Ленина (напр., пам. В. И. Ленину на пл. Ленина в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, арх. В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко; илл. см. т. 14, табл. XXIV, стр. 320-321). М. п. предусматривала преим. развитие монументально-декоративных видов иск-ва, используемых как агитац. средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание нар. масс. М. п. была способом обновить облик сов. городов, художественно оформить новый обществ, быт. М.п. являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Сов. властью творч. интеллигенции, её перевоспитанию в духе революц. идей. Мн. произв. М. п. (в т. ч. неосуществлённые проекты) сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к вопросам иск-ва, внесли ряд новых художеств., архит., градостроит. и др. идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие сов. иск-ва. М. п., предполагавшая широкий синтез искусств (наряду с архитектурой и изобразит, иск-вом также литература, театр, музыка, напр, массовые зрелища, " симфонии гудков" и др.), стимулировала развитие монументально-декоративного искусства, отстававшего в предреволюционный период от других родов иск-ва. В широком смысле вся история сов. монументального иск-ва представляет собой продолжение ленинского плана М. п. Участие в М. п. было большой практич. школой для мн. мастеров сов. иск-ва. В истории сов. художеств, культуры в целом М.п. стала тем важнейшим этапом, на к-ром впервые чётко определились принципы партийности и народности сов. иск-ва.

Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр. 544-545).

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 169-172; т. 38, с. 326; т. 41, с. 105-106, 158; т. 50, с. 68-69, 73, 101, 182, 191 - 192; т.51, с. 99-100, 182; т. 52, с. 177; т. 54, с. 401; Луначарский А. В., Ленин и искусство. Воспоминания, Собр. соч., т. 7, М., 1967, с. 401-06; Нейман М., Из истории ленинского плана монументальной пропаганды, в сб.: Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве, М., 1960; Стригалёв А., У истоков советского монументального искусства, " Декоративное искусство СССР", 1968, № 4; его же, Кому пролетариат ставит памятники, " Декоративное искусство СССР", 1969, № 11; Литературное наследство, т. 80, М., 1971; За лешнським планом. Монументальная пропаганда на Укра1т в nepmi рок! радянсько! влади, Км'в, 1969.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал