Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономич. география 14 страница






Лит.: United Nations List of National Parks and equivalent reserves, 2 ed., Brux., 1971. В. А. Борисов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ, в между-нар. экономич. отношениях устанавливаемое на основе межгос. договора правовое положение, согласно к-рому на иностр. юридич. и физич. лица, а также на иностр. товары распространяются все права и преимущества, к-рыми пользуются в данной стране местные юридич. и физич. лица и товары. В эпоху империализма применение H. р. лишает, как правило, нац. пром-сть и торговлю экономически более слабых стран возможности защиты от конкуренции иностр. капитала, облегчая тем самым крупным империалистич. гос-вам закабаление слабых стран.

СССР и др. социалистич. страны высказывают отрицательное отношение к применению H. р. в сфере внешнеэко-номич. отношений между гос-вами, считая целесообразным установление наибольшего благоприятствования принципа. Такое отношение к вопросам применения H. р. не исключает использования этого режима в тех областях, где его отрицательные последствия не могут проявиться (напр., в сфере мореплавания, особенно при оказании помощи на море). Предоставление H. р. предусматривается, напр., в отношении свободного доступа иностр. юридич. лиц и граждан в суды, в договорах о правовой помощи, о социальном обеспечении и в ряде др. соглашений, заключённых СССР с зарубежными социалистич. странами. H. р. используется во внутр. сов. законодательстве по ряду вопросов из области международного частного права (напр., Основы гражд. законодательства СССР и союзных республик 1961 устанавливают, что иностранцы в СССР пользуются имуществ. правами наравне с сов. гражданами). Применение H. р. предусмотрено также Основами гражданского судопроизводства СССР и союзных республик и нек-рыми др. актами.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ, в ЧССР название высших представит, органов власти в Чешской и Словацкой республиках, учреждённых законом 1968 " О Чехословацкой федерации". Избирается на 5 лет гражданами соответств. республики путём тайного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избират. права. H. с.- единств, законодат. орган республики. Право законодат. инициативы принадлежит депутатам H. с., его комитетам и правительству республики. Сессии H. с. созываются не реже 2 раз в год. В период между сессиями полномочия H. с. (кроме издания конституц. законов и принятия гос. бюджета республики) осуществляет назначаемый им Президиум.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ НАРОДНЫХ СИЛ (HCHC; Аль-Иттихад аль-Ватани ли-ль-Кувват аш-Шаабия), политич. партия в Марокко. Включает представителей радикально настроенных кругов средней и мелкой буржуазии, студенчества, интеллигенции, часть рабочих и крестьян. Осн. в янв. 1959 в результате раскола партии " Истиклялъ " и выхода из этой партии её левого крыла (до сентября 1959 называлась Нац. конфедерация партии " Истикляль"). Программа HCHC (принята 2-м съездом в 1962) предусматривает национализацию осн. отраслей экономики, демократизацию существующего строя, развитие страны по некапиталистич. пути. С 1960- в оппозиции к пр-ву. В 1970 HCHC и " Истикляль" создали Нац. фронт, выступивший с программой демократич. преобразований (в 1972 Нац. фронт распался). Летом 1972 HCHC распался на 2 группировки: касабланкскую и рабатскую. Рабатская группировка не играет активной роли в политической жизни страны.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Narodni divadlo), ведущий чехословацкий театр. Открыт в 1883 в Праге. Один из центров нац. культуры. Здание театра было построено на нар. средства (пожертвования собирались под знаком борьбы чеш. народа против нац. угнетения). H. т. состоит из 3 трупп: оперной, балетной и драматической. Спектакли идут на 3 сценич. площадках, в разных помещениях, получивших самостоятельные названия: собственно H. т. (здесь идут оперные, балетные и драматич. спектакли), Театр им. Б. Сметаны (на его сцене только оперные и балетные спектакли) и Театр им. И. К. Тыла (в основном драматический). В театре работали: дирижёры - К. Коваржовиц, О. Острчил, В. Талих, О. Еремиаш, 3. Халабала, Я. Кромбгольц и др.; балетмейстеры - P. Ремиславский, И. Eнчик, С. Махов, И. Псота, Л. Огоун и др.; режиссёры - Я. Квапил, И. Гонзль, Я. Пруха, 3. Штепанек, И. Маршалек, В. Вейражка и др.; художники - И. Свобода и др.

В 1955 (оперная труппа) и в 1967 (драматич. труппа) театр был на гастролях в СССР.

Лит.: Knlha о Narodnim divadle. 1883- 1963, Praha, 1964.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ Народной Демократической Республики Йемен (Аль-Джабха аль-каумнйа), национально-демократическая организация. Создана в 1963 в результате объединения нескольких подпольных патриотич. групп, действовавших в Федерации Юж. Аравии (ФЮА, бывшая брит, колония Аден и Аденские протектораты); до 1967 наз. Нац. (Фронт освобождения оккупированного юга Йемена. Социальный состав - рабочие, крестьяне, революц. интеллигенция, представители мелкой буржуазии. H. ф. возглавлял вооруж. борьбу против брит. колонизаторов, правителей ФЮА и местных феодалов, начавшуюся 14 окт. 1963 и завершившуюся провозглашением 30 нояб. 1967 независимой Республики Юж. Йемена (с 30 нояб. 1967 - Народная Демократич. Республика Йемен). С кон. 1967 H. ф.- правящая организация страны. Первоначально наиболее влиятельной в H. ф. оказалась умеренная националистическая группировка во главе с Кахтаном аш-Шааби. 22 июня 1969 руководство H. ф. вывело из своего состава эту группировку. Новая программа (первая была принята на 1-м съезде в июне 1965), а также устав приняты на 5-м съезде (март 1972). В качестве осн. задачи сьезд провозгласил завершение нац.-освободит, и антифеод, революции, развитие страны а направлении социализма при опоре на социалистич. страны, в особенности на Сов. Союз. Ген. секретарь H. ф.- Абдель Фаттах Исмаил. Печатный орган - еженедельная газ. " Ас-Саурик"

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ ГДР (National Front der DDR), создан в 1949- 1950. Объединяет политич. партии, массовые демократич. орг-ции и беспартийных граждан ГДР. Ставит своей основной задачей привлечение всех граждан республики к строительству развитого социалистич. общества, мобилизует население на осуществление решений органов нар. власти. При проведении выборов в Народную палату и местные нар. представительства организует по всей стране предвыборные собрания, представляет избирателям единые списки кандидатов, выдвинутых партиями и массовыми орг-циями. H. ф. ГДР рабогает под руководством Социалистич. единой партии Германии.

Высший орган - конгресс, к-рый избирает руководящий орган H. ф. ГДР - Нациочальный совет. В стране действует также ок. 17 тыс. местных комитетов H. ф. ГДР, в к-рые избрано 335 тыс. граждан (1973). Пред. Нац. совета H. ф. ГДР -проф. Э. Корренс.

Лит.: Das System der sozialistischen Gesellschafts-und Staatsordnung in der DDR, В., 1970; Kleines politisches Worterbuch, В., 1973.

В. И. Курников.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЮЖНОГО ВЬЕТНАМА, (НФОЮВ), создан 20 дек. 1960 на учредит, съезде в одном из освобождённых р-нов Юж. Вьетнама. Объединяет (1973) более 30 патриотич. политич. партий, обществ, и религ. орг-ций. В 1961 НФОЮВ создал свои вооруж. силы. 1-й конгресс НФОЮВ состоялся в февр.- марте 1962. Он утвердил манифест и программу, нацелившие народ на борьбу против сайгонского режима, за установление в Юж. Вьетнаме демократич. власти, проведение политики нейтралитета, мирное объединение родины. 2-й конгресс НФОЮВ (янв. 1964) обсудил положение в Юж. Вьетнаме после свержения (1963) диктатуры Нго Динь Зьема. В авг. 1967 состоялся чрезвычайный съезд НФОЮВ, принявший новую программу. В ней были намечены пути дальнейшего расширения борьбы народа Юж. Вьетнама за изгнание империалистов США и свержение сайгонского пр-ва, за создание мирного, независимого, демократич., нейтрального и процветающего Юж. Вьетнама, предусматривалось проведение демократич. реформ, развитие нац. экономики и культуры. В освобождённых р-нах Юж. Вьетнама возникли органы нар. власти, стали проводиться демократич. преобразования (в т. ч. аграрная реформа), мероприятия по развитию нар. х-ва и культуры.

НФОЮВ учредил с 1964 свои представительства в ряде социалистич. и др. стран. С янв. 1969 представители НФОЮВ участвовали в 4-сторонних переговорах в Париже по вьетнамскому вопросу. После образования в июне 1969 Врем, революц. пр-ва Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ) к нему перешли все адм. функции ЦК НФОЮВ по руководству внутр. и внешней политикой, в т. ч. представительство на парижских переговорах по Вьетнаму. Вместе с тем НФОЮВ остался идейным и политич. руководителем патриотов Юж. Вьетнама. Представительства НФОЮВ за границей были преобразованы в посольства ВРП РЮВ.

После подписания в Париже 27 янв. 1973 соглашения о прекращении войны и восстановления мира во Вьетнаме НФОЮВ борется за строгое выполнение Парижского соглашения, за проведение демократич. преобразований в стране.

НФОЮВ тесно сотрудничает с Союзом нац., демократич. и миролюбивых сил Южного Вьетнама (СНДМС; созд. в 1968).

Пред. Президиума ЦК НФОЮВ - Нгуен Хыу Тхо, ген. секретарь - Хюинь Тан Фат.

Лит.: Михеев Ю. Я., Борьба народа Южного Вьетнама за свободу и независимость, M., 1970. E. П. Глазунов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ ЧЕХОСЛОВАКИИ (НФ), объединение всех политич. и обществ, орг-ций ЧССР; является выражением классового союза рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции чехов, словаков и других национальностей страны, руководимого Коммунистической партией Чехословакии (КПЧ). НФ формировался под рук. КПЧ в период нац.-освободит, борьбы народов Чехословакии против фаш. захватчиков как союз рабочих, крестьян, ремесленников, интеллигенции, а также патриотич. представителей других слоев общества. Создание НФ (под назв. H ациональный фронт чехов и словаков) было оформлено в марте 1945 подписанием соглашения между представителями КПЧ, Коммунистич. партии Словакии, чехословацких Нац.-социалистич., С.-д., а также Народной и Демократич. партий Словакии. С 1969 НФ строится на федеральной основе. Имеются НФ Чешской социалистич. республики и НФ Словацкой социалистич. республики (со своими ЦК), а также сбластные, районные, гор. и местные к-ты НФ. Пред. ЦК НФ ЧССР - Г. Гусак. А. И. Недорезов.

" НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР", контр-революц. подпольное объединение, созданное в Москве весной 1918 и имевшее отделения в Петрограде и др. местах Сов. страны. В " Н. ц." вошли гл. обр. члены развалившегося к тому времени антисов. " Правого центра", состоявшего из представителей орг-ций кадетов, монархистов, торг.-пром. капитала и помещиков. В " Н. ц.", кроме того, " входили для связи и контакта" нек-рые правые эсеры и меньшевики-оборонцы (члены контрреволюц. " Союза возрождения России"). По замыслу учредителей, " Н. ц." должен был стать штабом, направляющим деятельность всех правых сил, борющихся против Сов. власти. Он финансировался пр-вами стран Антанты, был тесно связан с А. В. Колчаком, А. И. Деникиным и H. H. Юденичем, а также с подпольными воен. и шпионскими орг-циями в сов. тылу. В 1919 " Н. ц." вместе с " Союзом возрождения России" объединился в " Тактический центр", направлявший подрывную деятельность всех контрреволюц. сил в Сов. стране. Возглавляли " Н. ц." октябрист Д. H. Шипов (пред, до нач. 1919) и кадет Н. Н.Щепкин (пред, в 1919); в состав руководства входили также представитель торг.-пром. кругов M. M. Фёдоров, кадеты H. И. Астров, А. А. Червен-Водали, В. А. Степанов, В. И. Штейнигер, видный церк. деятель А. В. Карташёв и др. В июне 1919 ВЧК ликвидировала группу изменников воен. специалистов - чл. " Н. ц.", поднявших мятеж гарнизона форта Красная Горка и подготовлявших мятеж Кронштадта (дело нач. штаба Кронштадтской крепости А. Ю. Рыбалтовского и др.). В июле - нояб. 1919 ВЧК ликвидировала Петроградское отделение " Н. ц." во главе со Штейнигером и работавшую с ним в контакте шпионскую сеть главы англ, разведки в России Поля Дюкса; в авг.-сент. 1919 - центр, орг-цию " Н. ц." в Москве, возглавляемую Щепкиным, и связанный с ним " Штаб Добровольч. армии Моск. р-на" (руководители - бывшие генералы H. H. Стогов, С. А. Кузнецов и др.).

Лит.: С о ф и н о в П. Г., Очерки истории Всероссийской Чрезвычайной комиссии (1917-1922), M., 1960; Из истории ВЧК (1917 - 1921), Сб. документов, M., 1958; Гол и нков Д. Л., Крах вражеского подполья, M., 1971. Д. Л. Голинков.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (НЦНИ) Франции (Centre National de Ia Recherche Scientifique, CNRS), ведущее на уч. учреждение Франции. Подчинено Мин-ву нац. образования. Осн. в 1939 физиком Ж. Перреном. Задача НЦНИ - развитие и координация науч., прежде всего фундаментальных исследований. Во главе центра стоит ген. директор (с 1973- Б. П. Грегори) и коллегия директоров по отраслям наук. Основой аппарата НЦНИ является Нац. комитет науч. исследований, к-рый состоит из 36 секций, объединяющих более 750 учёных. Их предложения по организации и финансированию науч. работ рассматриваются Директорией (33 чел.). Бюджет НЦНИ на 1973 превысил 1, 5 млрд. франков. В 1972 в НЦНИ работали более 17 тыс. чел., в т. ч. 6, 3 тыс. науч. сотрудников. В распоряжении НЦНИ два ин-та (Нац. ин-т астрономии и геофизики в Мёдоне, Нац. ин-т ядерной физики и физики элементарных частиц в Париже), а также ок. 200 лабораторий. Созданы многоотраслевые научные центры - в Бельвю (физика высоких давлений, физика твёрдого тела, радиационная химия, электролиз, магнетизм), в Жиф-сюр-Ивет (биохимия, микробиология), в Марселе (физика, биохимия, нейрофизиология), в Фон-Ромё-Одейо (солнечная энергия), в Орлеане (химия минералов, физика высоких температур, молекулярная биофизика), Страсбуре (биология, ядерная физика и спектроскопия), в Витри-Тие (физ. химия, прикладная органич. химия, металлургич. химия), центры по гуманитарным наукам в Парижском р-не. НЦНИ поддерживает научные связи со многими странами. В 1969 между НЦНИ и АН СССР заключено бессрочное соглашение о научном сотрудничестве, согласно которому ежегодно проводятся обмен учёными, двусторонние симпозиумы и т. п.

НЦНИ издаёт более 20 науч. журналов. Центр документации НЦНИ публикует реферативные журналы (18 серий по естеств. и технич. наукам и 6 серий по гуманитарным наукам). A. M. Чикалов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, язык нации, сложившийся на основе языка народности в процессе развития народности в нацию. Интенсивность этого процесса зависит от темпов и особых условий развития народности в нацию у разных народов. H. я.- система неск. форм существования языка: лит. язык (устная и письм. формы), нар.-разг. разновидности языка и диалекты. В процессе формирования H. я. существенно меняется соотношение между литературным языком и диалектами. Нац. лит. яз.- развивающаяся форма, к-рая занимает ведущее положение, постепенно вытесняя диалекты, доминирующие на ранних этапах развития яз., особенно в сфере устного общения. При этом образование новых диалектных особенностей прекращается, и под влиянием лит. яз. происходит нивелировка наиболее редких диалектных различий. Одновременно расширяется сфера применения лит. языка, усложняются его функции. Это связано с усложнением и развитием нац. культуры народа, а также с тем, что лит. форма H. я., складывающаяся на нар. основе, вытесняет чуждые народу письм. яз. (напр., лат. в Зап. Европе, церк.-слав, в России). Нац. лит. язык проникает также в сферу устного общения, где ранее господствовал диалект. Важнейшей особенностью нац. лит. языка является его нормализов. характер (см. Норма языка). В связи с необходимостью удовлетворить всё более сложные и многообразные потребности общества, вызванные развитием художеств, лит-ры, публицистики, науки и техники, а также разных форм устной речи, интенсивно развиваются и обогащаются синтаксич. система и словарный состав нац. лит. языка. В эпоху существования бурж. об-ва нац. лит. язык обслуживает преим.господствующий слой общества (т. е. его образованную часть). Сельское население, как правило, продолжает пользоваться диалектами, а в городах с лит. языком конкурируют городские койне. В условиях развития социалистич. наций единый нормализов. общенародный нац. лит. язык становится в связи с демократизацией и широким распространением образования достоянием каждого члена нации.

Лит.: Вопросы формирования и развития национальных языков, M., 1960.

M. M. Гухман.

НАЦИЯ (от лат. natio - племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, нек-рых особенностей культуры и характера, к-рые составляют её признаки. Подлинно науч. теория H. создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И. Лениным. Согласно этой теории, H. возникает как новое социально-историч. явление в период преодоления феод, раздробленности общества и укрепления политич. централизации на основе капиталистич. экономич. связей. При этом классики марксизма-ленинизма подчёркивали важную роль государства в консолидации H. В. И. Ленин писал, что образование нац. государств является тенденцией (стремлением) всякого нац. движения. " Типичным, нормальным для капиталистического периода является поэтому национальное государство" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 259). В. И. Ленин отверг излюбленный бурж. социологией и историографией приём смешивать H. с расой и племенем, представлять её как дальнейшее продолжение и усложнение родо-племенных связей, как вечное, естественное, внеисторическое явление. Ленин подверг критике взгляды О. Бауэра, к-рый определял H. как общность культуры и характера, возникшую на почве общности судьбы, охарактеризовав его теорию как идеалистическую (см. Ленинский сб., XXX, 1937, с. 53). Консолидация H. облегчается наличием этнически родств. племён и народностей. Но это не обязательное условие. Нет также обязательной прямой генетич. линии, связывающей этнич. свойства племени, народности и H. Фактически не существует гомогенных (однородных) H. Все H. возникли из различных племён, а нек-рые и из различных народностей. Немало H., напр, американские, образовалось не только из различных этнич. групп (см. Этническая общность), но и из различных рас (см. Расы). Поэтому нельзя включать в понятие H. расовую общность. H. не определяется также религ. и гос. общностями. Существуют разные H., исповедующие одну и ту же религию, и, наоборот, существуют H., части к-рых исповедуют разные религии. Есть разные H., живущие в одном гос-ве, и H., не имеющие своей нац. государственности. В жизни H., её отношениях с др. H. этнич. (языковые и культурно-бытовые) особенности занимают большое место, но они не предопределены биологически, а являются продуктом социального развития. Длит, совместная жизнь и деятельность различных этнич. групп в рамках сформировавшейся H. вырабатывают новый этнический (национальный) облик. В последнем можно проследить нек-рые " сквозные" элементы, идущие от прежних историч. общностей, но и они при всей своей устойчивости не являются неизменными. T. о., H. по своей сущности есть общественно-историч. явление. Постоянно подчёркивая социальное происхождение и социальную сущность H., Ленин указывал на то. что создание "...национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 154), что "... нельзя было из феодализма перейти к капитализму без национальных идей" (там же, т. 26, с. 35), что " нации неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития" (там же, с. 75). Началом историч. этапа образования H. Ленин считал конец ср. веков и начало нового времени, а её экономич. основой - капитализм с его требованиями создания внутр. рынка и общего для. данной общности языка как важнейшего орудия торг, связей. Необходимым условием возникновения MH. совр. H. было развитие буржуазии, складывание единого рынка. Сформировавшаяся H. имеет отчётливо выраженный " экономический признак" (см. В. И. Ленин, Ленинский сб., XXX, 1937, с. 53). Для образования общности экономич. жизни необходима общность территории, к-рая, будучи условием образования H., выступает затем и в качестве её признака. В процессе консолидации H. различными путями вырабатывается общий лит. язык, к-рый, в свою очередь, становится могущественным средством нац. связей. На основе длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, возникает также общность духовной жизни. Основоположники марксизма-ленинизма считали её важной для развития H., но подчёркивали противоречивость культуры и психологии H., состоящей из враждебных классов. " Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре", - писал В. И. Ленин (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 129), имея в виду, что буржуазно-помещичья и клерикальная культура противостоит демократич. и социалистич. культуре. Эти две культуры создаются представителями одной национальности, но разных " двух наций в одной нации", имеющих разную обществ, идеологию и психологию. Вместе с тем правомерно говорить о нац. особенностях психологии как о характерной черте H. Общность экономич. связей, территории, языка, а также нек-рые общие традиции, нац. особенности культуры, психологии порождают сознание нац. общности - национальное самосознание. Нац. самосознание, возникнув, становится важным условием существования и развития H., к-рая выступает уже не только как объективная-связь, но и как связь, основанная на самосознании в широком смысле, включающем в себя сознание этнич. общности, приверженность к нац. языку, территории, культуре, определённое отношение к другим H., чувство нац.гордости. Жизненность, активность H. в значит, мере определяются характером и уровнем нац. самосознания, но при этом классы-антагонисты, их партии придерживаются противоположных позиций и разрабатывают свои политич. линии воспитания нац. самосознания. Марксистско-ленинские партии развивают его в соответствии с подлинными нац. интересами, находящимися в неразрывной связи с интернациональным единством трудящихся всех стран, а бурж. и мелко-бурж. идеологи извращают нац. самосознание, выдавая узкоэгоистические, на-ционалистич. интересы за подлинно нац. интересы.

Процесс формирования разных H. определяется соотношением экономич., политич., этнич. признаков, а также характером историч. эпохи. В ряде случаев процессы становления H. и условий её существования происходят одновременно, дополняя друг друга. Так, первые европ. H. вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и др. этнич. признаков, выступавших как условия формирования этих H. В др. случаях H. складываются и тогда, когда нет ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки H. формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колон, разделов территории из различных по языку, культуре, экономич. связям племён и народностей и становятся формой территориально-экономич. сплочения, политич. и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование H. не является универсальной стадией развития всех народов мира. MH. малочисленные народы (племена, языково-терр. группы) нередко сливаются с крупными H.

Для правильного понимания как сущности H., так и места и роли её этнич. особенностей необходимо различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как " нация" и " национальность". Понятие " национальность", выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов H. и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие " Н.". Различение указанных понятий помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую национальность с той или иной нацией, но не живущие на её территории, не являются представителями данной H. Наконец, становится понятным, почему H. или народность при социализме в корне меняет социальную сущность, сохраняя свою национальность.

В ходе строительства социализма происходит ликвидация эксплуататорских классов, нац. и межнациональных антагонизмов. H. претерпевают коренные изменения, происходит преобразование H. капиталистич. общества в социалистические. Сохраняя или в известной степени модифицируя свои этнич. признаки, H. в корне меняют свой социальный тип, становятся социалистическими по своей классовой структуре, политич. строю и духовному облику. Исходные признаки H. наполняются во многом новым содержанием, появляются новые характеристики H., определяемые её социалистич. и интернациональной жизнью. Основой развития социалистич. H., их социально-политич. и идейного единства является то, что в каждой из них устанавливается подлинная общность экономич. жизни, а в многонациональных roc-вах возникает единство интересов трудящихся всех H. Общность территории как условие существования социалистич. H. также приобретает новое качество. Границы нац. республик, напр., в СССР не имеют уже своего былого значения, не ведут к обособлению H. Происходит постоянное и всестороннее общение между H., к-рые стремятся разумно использовать всю территорию СССР как общее достояние сов. народа. Социализм создаёт самые благоприятные условия для развития нац. языков. Знание же наряду с нац. языком и языка межнационального общения, каким в СССР стал русский, усиливает взаимообогащение нац. культур, социалистич. по содержанию и нац. по форме. На основе экономич., социальной и идейно-политич. общности социалистич. H. развиваются интернациональные черты их культуры, происходит сближение нац. культур. Социалистич. H., сохраняя прогрессивное культурное наследие, формируют новые ценности культуры, к-рые становятся общим достоянием всех народов. Национальное и интернациональное в культуре социалистич. H. составляют единство, в к-ром ведущей является интернациональная сторона. В ходе строительства коммунизма возникают и развиваются новые традиции, к-рые сближают и объединяют все социалистич. H., укрепляют их духовную общность.

Новые черты социалистич. H. формируются под решающим воздействием рабочего класса, ведущей интернациональной силы H. Революц. изменения всей соци-ально-экономич., политич. и духовной жизни в условиях социализма вырабатывают социалистич. нац. самосознание. В зрелом социалистич. обществе интенсивно протекает единый процесс расцвета и сближения H. Подлинный расцвет происходит не на путях нац. обособленности, а на базе интернационализации экономики, политики и единой идеологии, а также формирования интернациональных черт в культуре, духовном облике социалистич. H. Поэтому расцвет H. способствует их сближению, а сближение H. усиливает их расцвет.

Одной из самых существ, черт социалистич. H. является их братское сотрудничество и взаимопомощь на основе принципов социалистич. интернационализма, к-рые приводят к развитию новых интернац. общностей, таких, как сов. народ, крепнущее содружество социалистич. народов.

В ходе строительства коммунизма ускоряется процесс сближения H., к-рый ведёт к стиранию их различий, связанных с устаревшими формами жизни, и даже к слиянию отдельных малочисл. этнич. общностей. Стирание нац. различий - процесс более длительный, чем стирание классовых различий. Полное слияние H. произойдёт в результате их дальнейшего расцвета и постепенного, всё более тесного сближения во всех сферах жизни. Коммунисты не сторонники увековечивания нац. различий, они поддерживают объективный прогрессивный процесс всестороннего сближения H., создающего предпосылки их будущего слияния на основе полной добровольности и демократизма. Марксисты-ленинцы выступают как против сдерживания этого процесса, так и против его искусственного форсирования. Отчётливое знание перспектив развития H. особенно важно для социалисшч. стран, общественные отношения к-рых, в т. ч. и нац. отношения, научно регулируются и направляются к определённой цели. Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, можно предвидеть, что полная победа коммунизма во всём мире создаст условия для слияния H. и все люди будут принадлежать к всемирному бесклассовому и безнациональному человечеству, имеющему единую экономику и единую по содержанию богатейшую и многообразную коммунистич. культуру.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; и х ж е, О польском вопросе, там же; Энгельс Ф., По и Рейн, там же, т. 13; его же, Происхождение семьи, част ной собственности и государства, там же, т. 21; его же, О разложении феодализма и возникновении национальных государств, там же; Ленин В. И., Что такое " друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, От какого наследства мы отказываемся?, там же, т. 2; е г о же, Положение Бунда в партии, там же, т. 8; е г о же, К вопросу об общенациональной революции, там же, т. 15; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, О " культурно-национальной" автономии, там же; его же, О национальной программе РСДРП, там же; его же, Тезисы реферата по национальному вопросу. Между 10 и 20 января (23 января и 2 февраля) 1914г., там же; его же, Под чужим флагом, там же, т. 26; его же, Социалистическая революция и право нации на самоопределение, там же, т. 27; его же, Речь по национальному вопросу 29 апреля (12 мая) 1917 г., там же, т. 31; е г о ж е, II Конгресс Коммунистического Интернационала, там же, т. 41; его ж е, О пролетарской культуре, там же; его же, III Конгресс Коммунистического Интернационала, там же, т. 44; его же, К вопросу о национальностях или об " авто-номнзации", там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), M., 1973; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, M., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, M., 1971; Марксизм-ленинизм о пролетарском интернационализме. [Сб.], M., 1969; Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., M., 1974. См. также лит. при _ статьях Интернационализм, Национальный вопрос, Национализм.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал