Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Древняя культура П. (распространявшаяся также на Боливию и С






Древняя культура П. (распространявшаяся также на Боливию и С. Чили) - наиболее ранняя и наиболее развитая в Юж. Америке. Уже в 12 в. до н. э. здесь известна керамика, а с 1-го тыс. до н. э. развиваются культуры Тихоокеанского побережья (Паракас, Салинар и др.) и горных областей (с центром Чавин-де-Уантар и др.). С начала н. э. складываются культуры раннеклассового общества (Наска, Мочика с центром Моче, Чиму с центром Чан-Чан), в сер. 15 в. сменяющиеся культурой государства инков со столицей Куско. Архитектура древнего П. включает города с прямоугольными кварталами и узкими улицами, культовые центры, крепости, некрополи и многочисл. типы сооружений - дворцы, храмы, амфитеатры для культовых церемоний, " обсерватории" с солнечными часами, погребальные башни, ступенчатые пирамиды, искусств. пещеры. На побережье преобладали невысокие постройки из адобы, украшенные снаружи рельефом, а внутри росписями, в горах - массивные каменные сооружения, кладка которых при инках становилась всё более тщательной и регулярной (крепости Мачу-Пикчу и Саксауаман). Образцы монументального иск-ва сохранились плохо, зато необычайно богато представлены художеств. ремёсла, особенно керамика: монохромные сосуды со стилизов. рельефами или гравировкой (культуры Чавин и др.), фигурные и расписные вазы (культуры Паракас и др.), сосуды культуры Наска с многокрасочной декоративной росписью, керамика культуры Мочика, в т. ч. вазы с тонким линейным рисунком и поражающие смелым реализмом сосуды в виде людей и животных или с портретными лицами. Ткани из шерсти и хлопка (в т. ч. ворсовые и вышитые ковры) и плетёные из перьев достигли особого цветового и орнаментального богатства в культурах Паракас и Наска. Сохранились также золотые и серебряные небольшие фигурки, маски, вазы, украшения (культуры Мочика, Чиму, инков и др.).

Древнее искусство Перу. 1. Портретный керамический сосуд. Культура Мочика. Собрание Н. Каммингса. Чикаго. 2. Погребальная мантия из Паракаса (фрагмент). Бруклинский музей. Нью-Йорк. 3. Керамический расписной сосуд. Культура Наска. Линден-музей. Штутгарт.

Железная решётка окна в патио дома графа де Фуэнте Гонсалес в Лиме. 18 в.

В 16 в. развитие древней культуры П. было прервано колониальным захватом, однако иск-во П. продолжало быть наиболее развитым в Юж. Америке. В вице-королевстве П. сложились разнообразные (из-за различия и разобщённости р-нов) художеств. школы, испытавшие сильное влияние древнего иск-ва П., особенно в архит. декоре. Во 2-й пол. 16- 1-й пол. 17 вв. создавались новые города с прямоугольной сеткой улиц, строились гор. дома с внутр. двориками, церкви с кирпичными готич. сводами или с деревянными потолками артесонадо, с порталами в стиле платереско. По образцу позднеготич. исп. соборов были построены соборы в Куско и Лиме. Во 2-й пол. 17-18 вв. расцветает перуанское барокко, для к-рого характерны стойкость общих приёмов, сочетание простых планов, глухих чётких объёмов со сложным и прихотливым резным декором, стелющимся по поверхности здания. На побережье (в Лиме и Трухильо) постройки из адобы и глинобитных кирпичей с лёгкими сейсмостойкими сводами штукатурились, ярко раскрашивались, украшались резным, часто криволинейным узором на порталах из стукко и деревянных балконах, а в интерьерах и дворах - изразцами. Каменная архитектура горных областей (Куско, Арекипа, Кахамарка) более массивна, статична, её богатый резной декор сочетает мотивы европ. иск-ва с изображениями местной флоры и фауны и фигурами, взятыми из индейской мифологии (" метисский стиль"). В живописи и скульптуре наряду с подражанием европ. маньеризму (скульптор и живописец Б. Битти, кон. 16 в.) и барокко (живописец А. де Медоро, скульптор П. де Ногера, 1-я пол. 17 в.) также развивался самобытный " метисский стиль" - плоскостная декоративная живопись школы Куско (жанрово-портретные композиции, пейзажи с изображением святых). Крупным, тяготевшим к реализму скульптором 17 в. был индеец X. Т. Туйру-Тупак.

В 19 в. в архитектуре господствовало подражание франц. классицизму, а с 1870-х гг.- итал. эклектике. В нач. 20 в. попыткой возрождения нац. традиций стал " неоколониальный стиль" (арх. Р. Маркина, К. Саут), эклектически украшавший здания мотивами перуанского барокко. В 20-е гг. возник " неоперуанский стиль" (арх. М. Пикерас Котоли, Э. Арт-Терре), соединявший пластичность и лаконизм зодчества древнего П. с функцион. целесообразностью совр. небольших жилых домов. С кон. 30-х гг. наметился переход к принципам совр. архитектуры, победившим в сер. 20 в. Строятся высотные адм. и деловые здания, комфортабельные отели, жилые дома, учебные комплексы, совр. микрорайоны (арх. М. Бьянко, С. Агурто Кальво, Э. Сеоане Рос, Л. Миро Кесада Гарланд), начата частичная реконструкция городов (Лима, курорт Анкон и др.). Однако большинство городов и посёлков всё ещё застроено традиц. домами из адобы и камня.

В нач. 19 в. X. Хиль де Кастро писал парадные, несколько лубочные портреты героев борьбы за независимость Америки. Европ. академии, школу прошли в 19 в. ист. живописец И. Мерино, изображавший жизнь индейцев Ф. Ласо, портретист К. Бака Флор, работавший во мн. жанрах Д. Эрнандес. Любовно, с нар. юмором изображал быт страны представитель костумбризма Панчо Фьерро. Обновление живописи П. в 20 в. связано с выступлением в 20-е гг. представителей индихенизма, боровшихся как с академизмом, так и с модернизмом во имя отражения нар. жизни и возрождения нац. традиций (X. Сабогаль, X. Кодесидо, К. Блас, X. Винатеа Рейносо). Эти же принципы проявились в скульптуре (К. Сако, И. Посо) и отчасти в монумент, живописи (Апуримак, К. Киспес Асин, X. М. Угарте Элеспуру). Быт индейских крестьян запечатлел художник-самоучка индеец М. Уртеага. Известное распространение в живописи П. получили кубизм и экспрессионизм (Р. Грау, С. Гутьеррес), абстрактное иск-во (Ф. де Сисло, X. Пикерас, А. Давила); влияние Г. Мура испытал скульптор X. Рока Рей. В нар. иск-ве (плащи-" пончо" с геом. узором; керамич. сосуды, гротескные статуэтки, фигурки быков; сосуды " мате" из тыквы с выжженными рисунками; дерев. сосуды " керо" с яркой инкрустацией) соединяются индейские и исп. традиции. Илл. см. на вклейках, табл. XXIV, XXV (стр. 512-513).

Х. Сабогаль. " Индеец уанка". Гравюра на дереве.

Деревянный сосуд (" керо") в виде головы ягуара.

Лит.: Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972; Wetheу n. e., Colonial architecture and sculpture in Peru, Camb. (Mass.), 1949; Rubin de lа Воrbоlla D., Los tesoros artisticos del Peru Мех., 1961; AntОn F., Alt-Peru und seine Kunst, [2 Aufl.], Lpz., 1972.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал