Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XII. Печать, радиовещание, телевидение. В 1974 в П. выходило св. 560 периодич
В 1974 в П. выходило св. 560 периодич. изданий, 80% - в Лиме, из них 32 ежедневные газеты, в т. ч. наиболее влиятельные - " Перуано" (" El Peruano"), с 1825, тираж 10 тыс. экз.; " Комерсио" (чЕ1 Comercio"), с 1839, тираж 105 тыс. экз.; " Пренса" (" Lа Prensa"), с 1903, тираж св. 100 тыс. экз.; " Кроника" (" La Cronica"), с 1912, тираж ок. 50 тыс. экз.; " Ультима ора" (" Ultima Нога"), с 1950, тираж 80 тыс. экз., вечерняя; " Экспресс" (" Expreso"), с 1961, тираж 170 тыс. экз., в воскресенье вместе с приложением - 270 тыс. экз.; " Коррео - Нуэва эра" (" Соrrео-Nueva Era"), с 1963, до дек. 1970 называлась " Коррео", тираж 140 тыс. экз.; " Oxo" (" Ojo"), с 1968, тираж 130 тыс. экз.; " Унидад" (" Unidad"), с 1957, орган ПКП, тираж 15 тыс. экз. (еженедельная). В июле 1974 принят закон о передаче всех органов печати под контроль общественных организаций. В П. св. 200 радиостанций. Правительственная компания " Радио насьональ", осн. в 1937, имеет 5 радиостанций. Крупнейшие компании - " Радио Америка" и " Радио Панамерика". Телевидение осн. в 1958. Имеется 6 телекомпаний. М. А. Шлёнова. XIII. Литература Литература П. развивается преим. на исп. яз. Имеется фольклор на языках коренного населения кечуа и аймара. Гл. лит. памятник доколон. периода - нар. драма на яз. кечуа " Ольянтай" (опубл. 1853) - один из ярких памятников мировой лит-ры. Колон, период 16- нач. 19 вв. представлен ист. хрониками П. Сьесы де Леона (1518-60), Ф. Г. Помы де Аялы (1526-1613?), а также " Королевскими комментариями инков" (1609-17) Инки Гарсиласо де ла Веги (ок. 1539-ок. 1616)- осн. источник по древней истории и культуре П. В 17-18 вв. развивалась куртуазная, религ.-филос. и просветит. поэзия и проза Д.де Охеды (1571-1615), X. де Эспиносы Медрано (1632? -88), П. де Перальты Барнуэво (1663-1743), П. А. де Олавиде (1725-1802) и др., писавших в русле исп. стилистич. и идейных традиций. Жизнь колон. Лимы и нар. язык отразились в сатирич. стихах, поэмах и пьесах X. дель Валье Кавьедеса (1653? - ум. после 1692). В фольклоре колон. эпохи получили выражение антиисп. настроения. В творчестве М. Мельгара (1791-1815) соединились традиции книжной исп. поэзии и индейского фольклора. В первые годы независимости П., провозглашённой в 1821, литература отражала преимущественно борьбу консервативных и либеральных идей. Выразителем первых был поэт-сатирик и драматург Ф. Пардо-и-Альяга (1806-68). Автор бытовых комедий М. Асенсио Сегура (1805-71), родоначальник нац. театра, выступил против перуанской военщины и колон. пережитков (" Пепа", опубл. 1953, " Донья Катита", пост. 1845). Романтизм в П. развивался с кон. 40-х гг. Поэты К. А. Салаверри (1830-90), X. А. Маркес (1832-1903), К. Альтаус (1835-81) и др. обращались преим. к сфере интимных чувств. В прозе черты романтизма нашли выражение в ист., политич. и сентимент. романах X. А. Лавалье (1833-93), Ф. Касоса Флореса (1828-81), Л. Б. Сиснероса (1837- 1904). Романтич. проза нередко несла в себе элементы костумбризма, знаменовавшего переход к реализму. Для резко критического романа Н. Арестеги " Отец Оран" (1918) характерна антиклерикальная направленность. Крупнейшим писателем конца 19 - начала 20 вв. был Р. Пальма (1833-1919) - автор " Перуанских преданий" (12 серий, 1872- 1915). Поражение П. в войне с Чили (1879-83) способствовало распространению либеральных и революц. идей, выразителем к-рых стал поэт и эссеист М. Гонсалес Прада (1848-1918). В сб-ках стихов " Свободные стихи" (изд. 1938), " Перуанские баллады" (изд. 1939), в книгах эссе " Свободные страницы" (1894), " Часы борьбы" (1908) он обличал аристократию, католицизм, буржуазию, выступал в защиту индейцев, положив начало лит.-идеологич. движению индихенизма. К. Матто де Турнер (1854-1909) в романе " Птицы без гнезда" (1889) разоблачала эксплуатацию туземцев. В поэзии кон. 19 - нач. 20 вв., скованной академич. нормами, выделяется творчество нар. певца А. Гамарры (1857-1924). Возникшему в это время т. н. модернизму наряду с декадентскими тенденциями и преувеличенным вниманием к форме присущ интерес к самобытной природе и культуре Лат. Америки. В русле модернизма выступал X. С.Чокано (1875- 1934), автор сб-ков стихов " Душа-Америка" (1906), " Да будет свет! " (1908) и др. К поэзии символизма тяготел X. М. Эгурен (1882-1942). После 1-й мировой войны 1914-18 и ОКТ. социалистич. революции 1917 в России, вызвавших подъём левых сил, в лит-ре П. возникли обновительные тенденции, связанные с журн. " Colonida" (1916) и творчеством поэта и прозаика А. Вальделомара (1888-1919). Со 2-й пол. 20-х гг. получила распространение авангардистская поэзия, преимущественно левой ориентации, представленная X. Парра дель Риего (1894-1925), А. Перальта (р. 1899), А. Идальго (1897-1967), М. Порталь (р. 1901) и др. Большое влияние на развитие обществ. и лит. мысли П. и др. стран Лат. Америки оказал журн. " Amauta" (1926-30), издававшийся основателем ПКП X. К. Мариатеги (1895-1930). Индихенистская проза развивалась в эти годы главным образом в её психологической (Э. Лопес Альбухар, 1872-1966) и " экзотической" (В. Гарсиа Кальдерой, 1886-1959) разновидностях. Индейским мироощущением и антибуржуазной идеологией проникнуто творчество крупнейшего поэта-коммуниста С. Вальехо (1892-1938), автора сборников " Чёрные герольды" (1918), " Трильсе" (1923), " Человеческие стихи" (поем. 1939) и др., а также первого пролетарского романа Латинской Америки - " Вольфрам" (1931). В 30-е гг. выступила группа поэтов-сюрреалистов: X. Аб-риль (р. 1905), С. Моро (1904-56), Э. фон Вестфален (р. 1911), к которым тяготел и видный представитель " чистой" поэзии современного П.- М. Адан (р. 1908). В годы 2-й мировой войны 1939-45 и после неё в прозе выступили писатели-индихенисты с резкими социально-критическими романами: С. Алегрия (1909-67, " В большом и чуждом мире", 1941), X. М. Аргедас (1913-69, " Глубокие реки", 1958; " Кровь всех рас", 1964) и др. Складывается радикально настроенная лит. группа " Поэты народа" (1943-1948), из к-рой вышел писатель-коммунист Г. Валькарсель (р. 1921). Социально-критич. проза 50-60-х гг. посвящена преим. гор. жизни: X. Р. Рибейро (р. 1929), Э. Конграйнс Мартин (р. 1932) и автор антимилитаристского романа о молодёжи " Город и псы" (1963), романа " Зелёный дом" (1966) М. Варгас Льоса (р. 1936). В поэзии наряду с группой сюрреалистов (X. Сологурен, р. 1922; X. Э. Эйельсон, р. 1921, и др.) всё активнее выступают представители революционно-демократич. крыла: В. Дельгадо (р. 1927), А. Ромуальдо (р. 1926), X. Г. Росе (р. 1928) и др. Среди совр. драматургов выделяются авторы историч., социальных и филос. пьес X. Риос (р. 1914), Э. Солари Суэйн (р. 1918) и С. Саласар Бонди (1924-65; сб. " Комедии и безделки", опубл. 1967). Лит.: Мамонтов С. П., Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX в., М., 1972; Sаnсhez L. a., La literatura peruana, v. 1 - 6, B.-Aires, [1950-1951]; Tamayo Vargas A., Literatura peruana, [t. 1 - 2], Lima, [1965]; Nunes E., La literatura peruana en el siglo XX (1900- 1965), Мех., [1965]; Castro Arenas M., La novela peruana у la evolucion social, [Lima, 1965]. С. П. Мамонтов.
|