Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 22 страница. После установления в Германии фашистской диктатуры (1933) П






После установления в Германии фашистской диктатуры (1933) П. вёл активную работу по созданию единого фронта борьбы против фашизма. По решению ЦК КПГ в мае 1933 покинул Германию и вместе с Ф. Далемом и В. Флорином образовал в Париже заграничное руководство КПГ. На 7-м конгрессе Коминтерна (1935) выступил с отчётным докладом ИККИ. Боролся за осуществление политики Нар. фронта, за развёртывание широкого антифашистского движения. На Брюссельской конференции КПГ (1935) был избран председателем ЦК КПГ. На конференции П. обосновал необходимость создания Единого рабочего фронта и Нар. антифашистского фронта в Германии. В докладе на Бернской конференции КПГ, состоявшейся 30 янв. - 1 февр. 1939, П. призвал к объединению всех патриотич. сил для спасения нем. народа от угрозы войны и обосновал программу новой, демократич. республики в Германии.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 П. разоблачал притязания германского империализма на мировое господство, призывал нем. народ свергнуть фашистскую диктатуру и взять свою судьбу в собственные руки. Как один из руководителей созданного в 1943 в СССР Нац. к-та " Свободная Германия" П. проводил большую разъяснит. работу среди нем. военнопленных в СССР, особенно среди высших офицеров и генералов.

После освобождения нем. народа от фашизма П. активно включился в работу по демократизации и денацификации Германии и ликвидации последствий фаш. господства. Он сыграл большую роль в ликвидации раскола рабочего движения, в объединении КПГ и СДПГ в восточной части Германии и создании в апр. 1946 Социалистич. единой партии Германии (СЕПГ). В 1946-54 был одним из двух (наряду с О. Гротеволем) председателей СЕПГ, в 1949-60 чл. Политбюро Центр. правления, затем Политбюро ЦК СЕПГ. С момента образования Германской Демократической Республики (окт. 1949) П.- её президент. П. был неутомимым борцом против войны, за мир и безопасность народов, за построение социализма в ГДР и укрепление дружбы и сотрудничества между СЕПГ и КПСС, народами ГДР и СССР. П. удостоен звания Героя Труда (1951). Награждён орденами Карла Маркса, " За заслуги перед Отечеством" (в золоте), " Знамя Труда" и др. Портрет стр. 524.

Соч.: Gesammelte Reden und Schriften, Bd 1 - 3, 5, В., 1959-72; Reden und Aufsatze. Auswahl aus den Jahren 1908 - 1950, Bd 1 - 4, В., 1950- 55; Der neue Weg zum gemeinsamen Kampf fur den Sturz der Hitlerdiktatur, В., 1957; Im Kampf um die Arbeitereinheit und die deutsche Volksfront. 1936-1938, В., 1955; Zur Geschichte der Kommunistischen Partei Deutschlands. 30 Jahre Kampf, В., 1949; в рус. пер.- Избр. произв., М., 1956.

Лит.: Wilhelm Pieck. Bilder und Dokumente aus dem Leben des ersten deutschen Arbeiterprasidenten, В., 1955; Wilhelm Pieck. Gedenkbuch, В., 1961; Vosske H., Wilhelm Pieck, Lpz., 1974; Hufeld D., W. Pieck. Bibliographie, [Rostock, 1960].

В. И. Цапанов.

ПИК (франц. pic), остроконечная горная вершина.

ПИКА (польск. pika, от франц. pique), колющее холодное оружие, находившееся с глубокой древности на вооружении пехоты и кавалерии. Разновидность длинного копья. Длина П. 3 м30 см, наконечника - 12 см. В пехоте П. сохранялась до нач. 18 в., в нек-рых кав. частях большинства стран - до 1-й мировой войны 1914-18, в ряде армий - до 30-х гг. 20 в. В сов. кавалерии П. находились на вооружении до 1931.

ПИКАДОР (исп. picador, от picar -колоть), всадник с пикой, участвующий в бое быков. Группа П. до выхода на арену тореадора приводит быка в ярость уколами пики, а также отвлекает его от нападения на хулоса (помощник тореадора).

ПИКАЛЁВО, город в Бокситогорском р-не Ленинградской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Ленинград -Вологда. 23 тыс. жит. (1974). Крупный глинозёмный комбинат (глинозём, сода, цемент, шифер и др.), з-д железобетонных изделий.

ПИКАП (от англ. pick up - поднимать, подбирать, захватывать), грузопассажирская модификация легкового автомобиля с открытым кузовом. Грузоподъёмность П. обычно 200-500 кг. П. оборудуется съёмным тентом и убирающимися бортовыми скамейками, что позволяет использовать его для перевозки пассажиров.

ПИКАР (Picard) Жан (21.7.1620, Ла-Флеш, Анжу, -12.7.1682, Париж), французский астроном, чл. Парижской АН (1666). Ученик франц. философа-материалиста П. Гассенди. Проф. астрономии в Коллеж де Франс (с 1655). В 1669-70 по поручению академии измерил дугу меридиана между Парижем и Амьеном длиной в 1о22'55'', использовав метод триангуляции и впервые применив для угловых измерений инструменты, снабжённые вместо диоптров зрительными трубами с сеткой нитей. По измерениям П. длина 1° меридиана равна 111, 21 км (по современным данным - 111, 18 км). Данные о размерах Земли, полученные П., были использованы И. Ньютоном для численного подтверждения закона всемирного тяготения. П. принадлежит идея определения прямых восхождений светил по наблюдениям моментов прохождения их через меридиан с помощью маятниковых часов. Для этого он в 1669 предложил установить в меридиане квадрант, что было сделано Парижской обсерваторией только в 1683. В 1671 производил раскопки обсерватории Тихо Браге (Ураниборг) в Дании. В 1672 вместе с Дж. Кассини вёл в Париже наблюдения планеты Марс с целью определения солнечного параллакса. В 1679 основал астрономич. ежегодник " Connaissance des temps", был составителем и редактором его первых 4 томов.

Соч.: Degre du meridien entre Paris et Amiens, P., 1740; Mesure de la Terre, P., 1671; Voyage d'Uranibourg..., P., 1680.

Лит.: D elambre J. B. J., Histoire de l'astronomie moderne, t. 2, P., 1821; Вoquet F., Histoire de 1'astronomie, P., 1925; Defossez L., Les savants du XVII siecle et la mesure du temps, P., 1946.

ПИКАР (Piccard) Огюст, см. Пиккар О.

ПИКАР (Picard) Эдмон (15.12.1836, Брюссель, -19.2.1924, Дав, близ г. Намюр), бельгийский писатель и юрист. Писал на франц. яз. В период подъёма революц. движения в 80-е гг. П. был социалистом. Первые произв. объединены в сб. " Сцены судейской жизни" (1893). Сторонник социального иск-ва, П. отстаивал его принципы в сб. " Pro arte" (лат.; " За искусство", 1886) и в основанном им в 1881 журн. " Л'Ар модерн" (" L'Art moderne"); писал эссе и пьесы. Оказал влияние на членов " Молодой Бельгии". Публиковал документы по истории права (" Бельгийские пандекты", т. 1-116, 1878-1923).

Соч.: Au pays des bilingues, Brux, 1923. Лит.: pasquier a., е. Picard, Brux., 1945.

ПИКАР (Picard) Эмиль (24.7.1856, Париж, -11.12.1941, там же), французский математик, чл. Парижской АН (1889), чл. Франц. академии (1924). Окончил Высшую нормальную школу в Париже (в 1877), с 1881 проф. этой школы и с 1886 - Парижского ун-та. Осн. труды по теории дифференциальных уравнений, в частности - исследование особых точек, работы по асимптотич. решениям и др.; им развит метод последовательных приближений. В теории функций комплексного переменного П. установил важную теорему, носящую его имя. П. также автор трудов по алгебраич. функциям и их приложениям к общей теории алгебраич. кривых и поверхностей.

Соч.: Traite d'analyse, 3 ed., v. 1-3 P., 1925 - 28; Theorie des fonctions algebriques de deux variables independants, v. 1 - 2, P., 1897 - 1906 (COBM. с G. Simart).

ПИКАРДИЯ (Picardie), ист. область на С. Франции, у берегов Ла-Манша. Терр. П. входит в департаменты Эна, Сомма и Уаза. Пл. 19, 6 тыс. км2. Нас. 1650 тыс. чел. (1973). Гл. город -Амьен. В пром-сти занято 35 % экономически активного населения, в с. х-ве - 16% (1968). Разнообразное машиностроение и металлообработка (Амьен, Сен-Кантен, Крей), хим. и резин. (Амьен, Шони, Рибекур), текст. (Сен-Кантен, Амьен, Бове), пищ., особенно сах., пром-сть (Лан, Амьен, Бове). Интенсивное с. х-во. Типичны х-ва в 20 - 50 га; распространена аренда земли. Крупное произ-во пшеницы и сах. свёклы. В долине р. Сомма - овощеводство (зелёный горошек и др.). Разведение молочного скота и овец. По терр. П. проходят важные трансп. пути, связывающие Париж с Сев. пром. р-ном и Бельгией.

А. Е. Слука.

Назв. " П." впервые встречается в 13 в. применительно к терр. в басс.р. Сомма, где располагались графства Вермандуа, Понтьё, Булонне и др. В ср. века значит. ремесл. центрами П. были Амьен, Нуайон, Сен-Кантен, Абвиль и др. В конце 12-14 вв. терр. П. постепенно (по частям) была присоединена к домену франц. короля. В 13-14 вв. П.- один из гл. очагов нар. восстаний - " пастушков" (1251), Жакерии (1358). В период Столетней войны 1337-1453 П. вошла в 1435 в состав Бургундского герцогства (Аррасский договор между франц. королём Карлом VII и бургундским герцогом Филиппом Добрым). После смерти Карла Смелого (1477) была занята франц. королём Людовиком XI, в 1482 закреплена за Францией (Аррасский договор между Людовиком XI и Максимилианом Габсбургом). С 16 в.- провинция Франции. В 16-17 вв. на её терр. неоднократно (1557, 1595, 1636 и др.) вторгались исп. войска из Фландрии. С разделом терр. Франции на департаменты (1790) пров. П. перестала существовать.

А. И. Коробочка.

ПИКАРТЫ, наиболее радикальное крестьянско-плебейское течение среди таборитов во время гуситского революционного движения 15 в. в Чехии. Идеологи П.- левые таборитские проповедники Мартин Гуска, Ян Чапек, Вацлав Коранда, Петр Каниш, Ян Быдлинский и др., облекая социальные требования в фантастич. религ. форму, последовательно развивали идеи революц. хилиазма. Они утверждали, что уже наступило время для " тысячелетнего царства божия" на земле, как царства социальной справедливости, и призывали содействовать его установлению путём беспощадной вооружённой борьбы народа (" избранников божиих") против " грешников", " врагов божиих" - королей, панов, богатого духовенства. Проповедовали всеобщее равенство. Выступали против церк. иерархии, таинств. П. были организаторами революц. выступлений летом 1419, их участие оказало определяющее влияние на ход событий первого этапа гуситского движения (до 1421). П. пытались осуществить свои идеи на практике, в частности установили уравнительное распределение в ряде городов (Таборе, Писеке). Весной 1421 П. были изгнаны из Табора умеренными таборитами и вскоре разгромлены Я. Жижкой; многие руководители П. были сожжены.

ПИКАССО (Picasso; собственно Руис-и-Пиикассо, Ruiz у Picasso) Пабло (25.10.1881, Малага, Испания, -8.4.1973, Мужен, Франция), французский художник, испанец по происхождению. Член Французской коммунистической партии с 1944. Учился у своего отца X. Руиса, в школах изящных иск-в в Ла-Корунье (1894-95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897-98). С 1904 почти постоянно жил в Париже. Первые значительные произв. П. относятся уже к нач. 1900-х гг. Картины " голубого периода" (1901-04), написанные в сумрачной, почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов, и " розового периода" (1905-06), в колорите которых преобладают розово-золотистые и розово-серые оттенки, посвящены теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг), романтич. жизни странствующих комедиантов; они исполнены острого, подчас горького чувства утраченной или ускользающей, мимолётной гармонии человека с миром (" Старый нищий с мальчиком", 1903; " Девочка на шаре", 1905; обе - в Музее изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, Москва). Отличающиеся тонкостью цветового строя, пластичностью форм и в то же время остротой лаконичного рисунка, эти произв. П. отмечены проникновенностью социально-психологич. характеристики человека. В 1907 П. решительно порывает с реалистич. традицией мировой живописи (впоследствии же он ещё не раз будет обращаться к реалистич. приёмам, классич. мотивам и темам, парадоксально сочетая их с самыми крайними экспериментами авангардизма). Обострённо, в большей мере интуитивно, нежели осознанно, ощущая кризис бурж. общества и его гуманитарной культуры, новые трагические условия существования, не видя в капиталистическом мире общественных сил, а в современном искусстве ценностей, способных противостоять пугающей действительности, П. подвергает её в своём творчестве безжалостной вивисекции, произвольному искажению. Сознательная деформация натуры (" Авиньонские девушки", 1907, Музей современного иск-ва, Нью-Йорк), а также односторонняя интерпретация системы П. Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят П. (вместе с Ж. Браком) к созданию кубизма. Разлагая предмет на составные геометрические элементы, оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объёмов, он отрицает реальный мир, существующий вне нас, и само изобразительное начало искусства, заменяя его " активностью" художника, чей субъективный произвол принимает форму геометрической игры отвлечённых элементов, разрушающих чувственно-наглядные образы вещей. Некоторые произведения П. кубистического периода не лишены декоративного изящества и эмоционального звучания. (" Дама с веером", 1909, илл. см. т. 13, вклейка к стр. 321), а в ряде случаев сохраняет и остатки реальных образов (портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина). С середины 10-х гг., наряду с опытами в области фактуры (" Бутылка аперитива", коллаж, 1913; илл. см. т. 12, стр. 422) и поисками чистой декоративности (" Три музыканта", 1921, Музей современного иск-ва, Нью-Йорк), завершающими период кубизма, в творчестве П. возникают неоклассические тенденции (т. н. неоэнгризм); это нашло отражение в таких работах, как " Три женщины у источника" (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк), " Мать и дитя" (1922, Художеств. музей, Балтимор), илл. к " Метаморфозам" Овидия (офорт, 1931), серия " Мастерская скульптора" (входящая в " Сюиту Воллара", офорт, 1933-34). Характерными для неоклассицизма П. являются настроения сказочной идиллии, графич. изящество линий. Более реальным представлением о человеке проникнуты появляющиеся в его творчестве с кон. 10-х гг. образы современников, людей из народа (рисунки - " Рыбак", карандаш, 1918; " Отдыхающие крестьяне", перо, 1919). Резким контрастом по отношению к этим произв. являются многие работы 20-30-х гг., с их безудержной трансформацией натуры (" Танец", 1925, частное собр.), полемической эстетизацией " безобразного", " отталкивающего", порой низменно-эротического (" Женщина на пляже", 1930, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), в к-рых П. обнаруживает близость к сюрреализму. Обе линии - гуманистически-элегическая и иррационально-фангастическая - сталкиваются в серии " Минотавромахия" (офорт, 30-е гг.), воплощающей в символич. образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с тёмным, слепоинстинктивным; серия словно проникнута болезненно-острым предчувствием той трагедии, в к-рую вскоре будет повергнут мир.

П. Пикассо.

Со 2-й половины 30-х гг. творчество П. всё сильнее пронизывают отзвуки совр. событий; его реакция на господствующий в бурж. мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей чаще всего получает метафорич. окраску, выражается языком мрачного гротеска, в утрированно искажённых, режущих глаз формах (" Плачущая женщина", 1937, собр. Пенроз, Лондон; " Кот и птица", частное собр., 1939). С этого же времени во всей полноте начинает выявляться обществ. позиция П. Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936-39). Его искусству этого периода ещё не чужды черты субъективизма, но не эти черты, а то, в какой мере удаётся преодолеть их, обусловливает создание им прогрессивных произведений широкой общественной значимости. Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается им в серии " Мечты и ложь генерала Франко" (акватинта, 1937). Гневным протестом против фашистского террора является монументальное панно " Герника" (1937, Музей современного искусства, Нью-Йорк), в к-ром экспрессия манеры П. тех лет достигает своего высшего накала.

В годы 2-й мировой войны 1939-45 П. остаётся в оккупированной нем.-фаш. войсками Франции ц принимает участие в Движении Сопротивления. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию. Передовые, гуманистич. воззрения П. проявляются в его работах: рис. " Голубь мира" (тушь, 1947), ставший символом движения за мир; панно " Мир" и " Война" (1952, капелла " Храм Мира" в Валлорисе). Со 2-й пол. 40-х гг. творчество П. особенно многообразно. Он продолжает создавать станковые живописные произв., возвращаясь в них к антич. реминисценциям, в резко утрированной, пародийной форме интерпретируя картины старых мастеров (напр., " Лас Менинас" Д. Веласкеса), продолжая свою полемику против реалистического искусства. П. работает и как скульптор (" Человек с ягнёнком", бронза, 1944, статуя в Валлорисе), керамист (ок. 2000 изделий) и очень много как график, использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра, литография и др.) и изобразит. средств (тонкая, то гибкая, то резкая линия, мягкие монохромные или сочные контрастные пятна). В эти годы вновь проявляется характерная особенность творч. метода П.- принцип серийности (цикл рисунков и литографий" Человеческая комедия", 1953-54, и др.). Новые, иногда загадочные образные метафоры находит П., продолжая обращаться к своим постоянным, излюбленным темам -цирку, бою быков, антич. мифологии, мотивам художника и модели, спящего и созерцающего. Большое место в его наследии занимают женские портреты.

Творчество П. оказало и оказывает большое влияние на искусство 20 в. во многих его областях. Оно противоречиво сочетает в себе передовые общественные стремления и выражение кризиса современного буржуазного искусства. П. прошёл сложный путь, но в ответственные исторические моменты он осознавал своё место - место борца за прогрессивные идеалы.

В 1950 П. был избран во Всемирный Совет Мира. Лауреат Междунар. пр. Мира (1950) и Междунар. Ленинской пр. " За укрепление мира между народами" (1962).

Соч.: [Высказывания и документы], в кн.: Мастера искусства об искусстве, [т. 5, кн. 1], М., 1969, с. 299-316.

Лит.: Пи леханов Г. В., Соч., т. 14, М., (б. г.), стр. 170 - 73; Луначарский А. В., Об изобразительном искусстве, т. 1, [М., 1967], стр. 177-85, 324-27, 351-53: Пикассо. Сб. ст. о творчестве, [Пер. с нем., франц. и польск.], М., 1957; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. первая, М., 1965, с. 95-101; Графика Пикассо. [Альбом], М., 1967; Зернов Б. А., Пабло Пикассо против фашизма, Л., 1971; Дмитриева n. a., Пикассо, М., 1971; Zеrvos Ch., Pablo Picasso. Catalogue general des oeuvres de 1895 a 1963, v. 1 - 23, P., 1932 - 71.

ПИК-ДЮ-МИДИ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ (Pic du Midi), научное учреждение Франции. Расположена в Пиренеях, вблизи вершины Пик-дю-Миди. Осн. в 1881 как метеорологическая, в 1903 перешла в систему Тулузского ун-та. Осн. инструменты - двойной 38 -см и 60-см рефракторы, 102-см и 200-см (строится) рефлекторы, двойной 20-см и 26-см внезатменные коронографы. Исследования: фотографирование планет, Луны и двойных звёзд с высоким (до 0, 2") угловым разрешением, поверхности Солнца с разрешением до 0, 3"; внезатменные наблюдения солнечной короны; астроприборостроение; атмосферная оптика.

ПИКЕ (франц. pique, от piquer- простёгивать, прострачивать материю), ткань, вырабатываемая из хл.-бум. пряжи или хим. волокон комбинированным переплетением.

ПИКЕЛЕВАНИЕ (нем. Pickeln, от голл. pekelen - приготовлять соляной раствор, солить), процесс обработки кожевенного и мехового полуфабриката раствором, содержащим кислоту и соль. П. применяют как один из способов консервирования, а также для разрыхления тонкой структуры коллагена, разделения микроструктуры дермы и для придания полуфабрикату необходимой кислотности (без набухания) перед дублением соединениями хрома. Наиболее часто применяют раствор (пикель), содержащий H2SO4 и NaCl.

ПИКЕРИНГ (Pickering) Эдуард Чарлз (19.7.1846, Бостон, Массачусетс, - 3.2.1919, Кембридж, Массачусетс), американский астроном. Проф. Массачусетсского технологич. ин-та (1867-77), директор Гарвардской обсерватории (1877-1917). Основные труды по астрофотометрии и астроспектроскопии. Под руководством П. разработана система спектральной классификации звёзд. Совместно с американским астрономом А. Мори открыл первые спектрально-двойные звёзды. Занимался также исследованием переменных звёзд.

Лит.: Вailу (S. F.), Biographical memoir of Edward Charles Pickering. 1846 - 1919. " Biographical memoirs", 1934, v. 15, mem.

ПИКЕРМИЙСКАЯ ФАУНА [от назв. первого крупного местонахождения в Греции у деревни Пикерми (Pikermi), близ Афин], комплекс ископаемых млекопитающих, широко распространённых в южных и умеренных (до 55о с. ш.) широтах Европы и Азии, а также в Сев. Африке в верхнем миоцене и в плиоцене. Возникновение П. ф. было связано с развитием в Евразии в раннем неогене травянистых лесостепей, в к-рых обитали различные виды трёхпалых лошадей - гиппарионов (отсюда другое назв. фауны - гиппарионова я), носорогов, мастодонтов, жирафов, антилоп, оленей и др. копытных; из хищных - виверы, гиены, куницы, саблезубые тигры и др. кошачьи, грызуны, обезьяны; страусы и нек-рые др. птицы, черепахи, ящерицы, различные земноводные. П. ф. разных регионов отличается по родовому и видовому составу, что объясняется её изменением во времени и различием физико-геогр. условий. В Европе и Азии большинство представителей П. ф. во 2-й пол. плиоцена вымерли, вероятно в связи с похолоданием климата. В Африке и Юж. Азии многие её потомки составили значит. часть совр. фауны млекопитающих. Крупные местонахождения П. ф. известны в Индии, Китае, Монголии, на Ю. Европы; в СССР - на Ю. Украины, в Молдавии, на Кавказе, в Ср. Азии, Казахстане и на Ю. Сибири.

Лит.: Основы палеонтологии. Млекопитающие, М.- Л., 1962. Б. А. Трофимов.

ПИКЕТ (франц. piquet, букв.- кол), название небольшого отряда, заставы или полевого караула в сторожевом охранении, существовавшее во франц. и нек-рых др. армиях, а с 19 в. и в рус. армии. П. назначались в составе до взвода (пехоты или конницы) и высылались в сторону противника на 2-4 км от отдыхавших войск; имели впереди себя парных часовых или аванпосты.

ПИКЕТ (от франц. piquet - кол, колышек), 1) точка на местности, отмеченная деревянным или металлич. колышком, забитым в землю. При нивелировании П. служат для установки в них реек и для временного закрепления трассы нивелирования в натуре; по высотам П. составляется профиль местности. При изыскании ж. д. П. отмечают ось полотна. На эксплуатируемых линиях положение П. закрепляется более прочно при помощи пикетных столбиков. 2) Единица измерения длины ж.-д. линий, принятая в СССР, равна 100 м. 3) Иногда П. называют дом лесной охраны, будку дорожной службы и т. п.

ПИКИНЁРЫ, копейщики, в 16 - нач. 18 вв. воины пехоты и конницы, вооружённые пикой или копьём. В России конные пикинёрные полки существовали в 1764-83.

ПИКИРОВАНИЕ (франц. pique, от piquer une tete - падать вниз головой), движение самолёта (авиац. снаряда) по наклонной к горизонту траектории от 30 до 90°, сопровождающееся быстрой потерей высоты и нарастанием скорости. Траектория полёта при П. состоит из участка собственно П., близкого к прямолинейному, и криволинейных участков: начального (ввода) и конечного (вывода). П. под углами 80-90° к горизонту наз. отвесным. Для ограничения возрастания скорости на самолётах (авиац. снарядах) используют воздушные тормоза. П. применяется при атаках воздушных целей, при стрельбе (пуске ракет) и бомбометании по наземным (морским) целям, а также при необходимости быстро потерять высоту.

ПИКИРОВКА (от франц. piquet - кол, колышек), пересадка овощных, плодовых, декоративных и нек-рых технических растений в молодом возрасте. После П. растения получают большую площадь питания, что способствует их лучшему росту и развитию.

ПИККАР, Пика p (Piccard) Огюст (28.1.1884, Лютри, Во, -25.3.1962, Лозанна), швейцарский физик, конструктор стратостатов и батискафов. На стратостате собств. конструкции П. в 1931 и 1932 совершил полёты с целью изучения космич. лучей, достигнув высоты 16 370 м. На батискафах собств. конструкции в 1948 и 1953 опускался на глубину до 3160 м (в Тирренском м.).

ПИККОЛО (от итал. piccolo - маленький), название наименьшего по размерам и самого высокого по звучанию муз. инструмента к.-л. семейства, напр. флейта-П., домра-П и т. д. Чаще всего под П. подразумевают флейту-П. (малую флейту). См. Флейта.

ПИККОЛОМИНИ (Piccolomini) Энеа Сильвио (1405-1464), итальянский гуманист, с 1458 римский папа. См. Пий II.

" ПИККОЛО-ТЕАТРО" (Piccolo teat-го), первый в Италии театр с постоянной труппой, имеющий стационарное помещение и получающий субсидию от гор. муниципалитета. Организован в Милане театр, деятелем П. Грасси и реж. Дж. Стрелером. Открылся в 1947 спектаклем " На дне" Горького. Спектакли •" Слуга двух господ" Гольдони (1947), " Сегодня мы импровизируем" Пиранделло (1949), " Чайка" (1948), " Вишнёвый сад" (1955) Чехова, " Господин де Пурсоньяк" Мольера (1965), " Москетта" Рудзанте (1971) и особенно " Трёхгрошовая опера" (1956), " Добрый человек из Сезуана" (1958), " Жизнь Галилея" (1963) и " Святая Иоанна скотобоен" (1971) Брехта определили популярность " П.-т.". Коллектив театра занимает видное место в театр, жизни страны, ведёт большую культ.-просвет, работу среди зрителей, его деятельность отличается демократич. направленностью. Среди актёров " П.-т.": М. Моретти, Л. Бриньоне, Дж. Сантуччо, Т. Карраро, Т. Буачелли, В. Кортезе, М. Фабри, Ф. Паренти. В 1960 гастролировал в Сов. Союзе.

ПИКНИДИОСПОРЫ, конидии (споры), образующиеся в пикнидах у нек-рых несовершенных грибов и при бесполом спо-роношении грибов - микобионтов лишайников. П. имеют разнообразную форму и окраску, могут быть одно- или многоклеточными, с поперечными или продольными перегородками, с придатками или без них. П. образуются на выростах ба-зального слоя оболочки пикнид (на ко-нидиеносцах) или в результате распада содержимого пикниды на отд. клетки.

ПИКНИДЫ (от греч. pyknos - плотный, густой), плодовые тела нек-рых несовершенных грибов, а также органы бесполого спороношения грибов - микобионтов лишайников. П.- преим. округлые вместилища, обычно снабжённые на вершине порой для выхода пикниоhiocnop. Оболочка П. состоит из плотного сплетения гиф; толщина её зависит от характера субстрата, в к-ром развиваются П. гриба.

ПИКНИИ, плодовые тела бесполого спороношения ржавчинных грибов, в к-рых образуются споры, наз. пикниоспорами.

ПИКНОЗ, сморщивание клеточного ядра; то же, что кариопикноз.

ПИКНОМЕТР (от греч. pyknos - плотный и ...метр), стеклянный сосуд специальной формы и определённой вместимости, применяемый для измерения плотности веществ в газообразном, жидком и твёрдом состояниях. Измерение плотности пикнометром основано на взвешивании находящегося в нём вещества (обычно в жидком состоянии), заполняющего П. до метки на горловине или до верхнего края капилляра, что соответствует номинальной вместимости П. (рис.1). Измерения объёма значительно упрощаются, если вместо одной метки у П. имеется шкала (рис. 1, г). Очень удобен в работе П. с боковой капиллярной трубкой, у к-рой пробкой служит тело термометра (рис. 2). Плотность твёрдых тел определяют, погружая их в П. с жидкостью. Для измерения плотности газов применяют П. спец. формы (шаровидные и др.) Основные достоинства пикноме-трич. метода определения плотности: высокая точность измерений (до 10-5 г/см3); возможность использования малых количеств вещества (0, 5-100 см3); малая площадь свободной поверхности жидкости в П., что практически исключает испарение жидкости и поглощение влаги из воздуха; раздельное проведение операций термостатирования и последующего взвешивания.

Рис. 1. Пикнометры по ГОСТу 7465 - 67: а - колбообразный с меткой и глухой притёртой пробкой (для жидкостей); б - колбообразный с капиллярным отверстием в пробке (для жидкостей); в - колбообразный со съёмной горловиной (для твёрдых веществ); г - U-образный капиллярный (для летучих жидкостей).

Рис. 2. Пикнометр с капиллярной трубкой и термометром: 1-термометр; 2 -колпачок; 3 - капиллярная трубка; 4 - цилиндрическая колба.

Лит.: Измерение массы, объёма и плотности, М., 1972; ГОСТ 7465-67. Пикнометры стеклянные; ГОСТ 11723-66. Пикнометры для определения плотности газа.

С. С. Кивилис.

ПИКО... (от исп. pico - малая величина), приставка для образования наименования дольных единиц, по размеру равных 10-12 исходной единицы. Обозначения: русское п, междунар. р. Пример: 1 пф (пикофарада) = 10-12 ф.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал