Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. н. в социалистических странах. 7 страница






Ян ван дер Гейде снабдил насос выкидным рукавом, что надолго сделало насос гл. орудием тушения пожаров. В России водоливные пожарные трубы начали применять с 17 в. Они представляли собой ручной поршневой насос в виде трубы с наконечником. Длина труб достигала более аршина (ок. 70 см), изготовляли их из листовой меди или из дерева.

После изобретения паровой машины в Лондоне в 1829 была построена первая пожарная установка, насосы к-рой приводились в движение паром. Она перевозилась на конных повозках. В России паровые пожарные насосы стали применяться с 1862 (рис. 1). Производительность их достигала 1000-2000 л/мин при длине водяной струи до 40 м. Произ-во насосов было налажено в Москве с 1896. Появившиеся паровые автомобили заменили гужевой транспорт, однако они были тяжелы и неудобны, на поднятие давления пара уходило 10-15 мин.

Рис. 1. Паровая пожарная труба.

Автомобили с двигателями внутр. сгорания вначале использовались в пожарном деле как автолинейки, т. е. для перевозки пожарных. В 1892 в Германии был построен первый автомобиль, оборудованный механич. пожарным насосом; в 1907 появилась первая механич. пожарная лестница, смонтированная на автомобиле. Автомобили внесли коренные изменения в тактику тушения пожаров - увеличились границы р-нов, обслуживаемых пожарными частями; сократилось время прибытия пожарных на ложар; появилась возможность механизировать трудоёмкие работы при тушении. В России первая автолинейка была взята на вооружение Моск. пожарной охраной в 1907. Она была изготовлена в Москве на з-де " Густав Лист" и развивала скорость ок. 60 км/ч (рис. 2). На ней выезжал боевой расчёт из 8 чел., а также доставлялись к месту пожара инструменты, лестницы и пожарные рукава. Позднее автомобили поступили в пожарные части Петербурга (Обухов-ский з-д), Риги, Архангельска (торговый порт), Казани. Однако в дореволюц. России этот вид П. т. не получил распространения, и к 1917 в стране насчитывалось немногим более десятка автомобилей.

Рис. 2. Автомобильная линейка.

Длит, время осн. огнетушащим средством была вода, применение к-рой в нек-рых случаях не давало необходимого эффекта (напр., при тушении горящих масел, нефти). В нач. 20 в. преподаватель бакинской гимназии А. Г. Лоран предложил новое средство тушения - огнегасительную хим. пену, генерируемую в огнетушителе. Действие пенного огнетушителя (патент на пену и огнетушитель Лоран получил Е 1902) было основано на хим. реакции растворов щелочей и кислот. Большое внимание развитию П. т. уделялось в СССР с первых месяцев Сов. власти (см. Пожарная охра-па). В стране было налажено произ-во пенообразователей, пенопорошков и пенной аппаратуры. С 1928 начался серийный выпуск пожарных автомобилей. СССР принадлежит приоритет в разработке техники и способов тушения горящих газонефтяных фонтанов методом взрыва, нашедшим широкое применение во всём мире. Начиная с 1967 в СССР стали применять новый вид П. т.- установки газоводяного тушения, обеспечивающие тушение газонефтяных фонтанов смесью отработавших газов турбореактивных двигателей и паров воды.

Развитие П. т. в СССР идёт в направлении механизации процессов тушения пожаров; использования высокоэффективных огнетушащих средств; макс, облегчения и обеспечения безопасности труда пожарных; создания и внедрения быстродействующих стационарных автоматизированных систем, дающих возможность обнаружить и ликвидировать очаги горения в начальный период их возникновения.

Для обеспечения безопасности аэродромов, предприятий нефтеперерабатывающей, нефтехимич., химии, пром-сти применяют спец. виды П. т., в к-рых используются высокоэффективные огнетуша-щие составы на основе галлоидированных углеводородов, инертные газы, порошки, пена ср. кратности и мелкораспылённая (туманообразная) вода.

Пром-стью освоено произ-во пожарных автоцистерн, автонасосов, насосных станций, автомобилей спец. служб, водопен-ной аппаратуры и т. д. Напр., тяжёлый пожарный автомобиль аэродромной службы (рис. 3), оборудованный насосом производительностью 60 л/сек, лафетным стволом, водопенной аппаратурой и цистерной ёмкостью 11 тыс. л, обеспечивает проведение аварийно-спасательных работ и тушение пожаров самолётов любых типов. Для сев. р-нов конструируются спец. виды П. т., обеспечивающие тушение пожаров при темп-ре воздуха от -50 до 35 °С. Созданы новые виды П. т. для борьбы с пожарами в портах, нефтерезервуарных парках, на ж.-д. узлах, морских нефт. промыслах, в лесах и на торфопредприятиях. Для тушения лесных пожаров используются пожарные самолёты и вертолёты. Пожарные суда типа " Генерал Гамидов" могут применяться на мор. нефтепромыслах в любых погодных условиях.

За рубежом ведущее место в произ-ве П. т. занимают ГДР и Чехословакия; многолетний опыт в конструировании автолестниц, пожарных автомобилей, мотопомп имеют з-ды " Метц" и " Магирус" (ФРГ), " Ангус", " Деннис" и " Симон" ^Великобритания) и др.

Рис. 3. Тяжёлый пожарный аэродромный автомобиль АА-60 (543)-160 (СССР).

На рис. 4 показана 30-метровая пожарная автолестница фирмы ч Метц", к-рая смонтирована на спец. шасси " Фаун"; она обладает повышенной манёвренностью, легка и удобна в управлении. На рис. 5 приведён коленчатый подъёмник, монтируемый на вращающейся платформе фирмы " Симон".

Рис. 4. Пожарная автолестница фирмы " Метц" (ФРГ).

Из зарубежных фирм, производящих автоматич. установки извещения и тушения пожаров, одно из ведущих мест занимают фирмы " Симплекс" (США) и " Церберус" (Швейцария), я. С. Савельев.

Рис. 5. Коленчатый подъёмник фирмы " Симон" (Великобритания).

ПОЖАРНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ, комплекс сооружений, с помощью к-рых обеспечивается подача воды к месту пожара. Пожарные водопроводы в населённых пунктах и на пром. предприятиях, как правило, объединяются с хоз.-питьевыми и производств, водопроводами (см. Водоснабжение). В СССР устройство самостоят, пожарных водопроводов допускается только для наиболее пожароопасных объектов. Отбор воды из наружной сети осуществляется через пожарные гидранты. В водопроводах низкого давления напор воды (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 0, 1 Мн/м2 (1 кгс/см2). Вода от гидрантов к месту пожара подаётся по рукавам передвижными пожарными насосами. В пожарных водопроводах высокого давления (более 0, 7 Мн/м2) вода к месту пожара направляется по рукавам непосредственно от гидрантов, а необходимый напор в водопроводе создаётся стационарными насосами. Пожарные водопроводы внутри зданий служат в основном в качестве первичных средств тушения пожаров. Отбор воды из таких водопроводов ведётся через пожарные краны, к к-рым подсоединяются рукава и стволы. Напор в сети внутр. водопровода должен обеспечивать орошение компактными струями самых удалённых точек помещений. П. в. нек-рых предприятий и небольших населённых пунктов осуществляется из естеств. или искусств, водоёмов и резервуаров, оборудованных подъездами для передвижных пожарных насосов. См. также Пожарная техника. А. А. Качалов, Е. М. Иванов.

" ПОЖАРНОЕ ДЕЛО", ежемесячный журнал МВД СССР. Издаётся в Москве с 1925. Осн. внимание уделяет пропаганде передового опыта работы пожарной охраны и добровольных пожарных орг-ций. Освещает вопросы пожарной профилактики, техники тушения пожаров, методики науч. исследований в области пожаряой защиты. Публикует статьи о характерных пожарах, о наиболее значит, событиях в жизни пожарной охраны. Тираж (1975) 135 тыс. экз.

ПОЖАРНОЕ ДЕПО, здание, в к-ром размещается дежурный караул пожарной части, пожарные автомобили и пожарное оборудование. П. д. включает: гараж, пункт связи, классные комнаты и комнаты для отдыха личного состава дежурного караула, посты технич. обслуживания автомобилей, мойки и сушки пожарных рукавов; склад пожарных рукавов и пожарного оборудования и др. помещения. В П. д. обычно находятся от 2 до 8 пожарных автомобилей; в крупных городах строятся более вместительные П. д. Планировка П. д. должна обеспечивать быстрый и безопасный сбор личного состава в гараж по боевой тревоге и выезд пожарных автомобилей в кратчайший срок. Расстановка автомобилей в гараже П. д. однорядная с воротами для каждого автомобиля. На участке П. д. размещаются, кроме осн. здания, учебно-тренировочный городок и бензозаправочная станция.

ПОЖАРНОЕ СУДНО, предназначается для тушения пожаров на судах, а также пожаров, возникших на прибрежной территории. На П. с. устанавливаются насосы, к-рые подают воду в стационарные лафетные стволы или в рукавные линии. Насосы имеют привод от спец. или ходовых двигателей судна. Производительность насосов от 200 до 1000 м3/ч. Лафетные стволы (2-8), как правило, устанавливаются на носу, корме и надстройке. Возможно дистанционное управление лафетными стволами. Ёмкости с пенооб-разующими веществами позволяют использовать П. с. для тушения нефтей и нефтепродуктов на танкерах и в береговых складах. По периметру П. с. прокладываются трубопроводы оросит, системы, благодаря чему судно может близко подходить к горящим объектам. Напр., морское П. с. " Генерал Гамидов" (СССР) водоизмещением ок. 1000 т имеет 8 лафетных стволов общей производительностью 4000 М3/ч, длина струи 100-120 м; с помощью системы воздушно-пенного тушения можно подать в очаг пожара 3400 м3 пены в течение 15 мин. Скорость хода 17 узлов (31, 5 км/ч).

ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОЙ СПОРТ, вид спорта, в к-рый входят комплексы разнообразных приёмов, применяемых в практике тушения пожаров. Соревнования (личные и командные) по П.-п. с. включают различные сочетания упражнений в преодолении препятствий, подъёмах по пожарным лестницам, умении пользоваться пожарно-технич. вооружением и др.; в совр. программе П.-п. с. 6 видов соревнований (все выполняются в боевой одежде пожарного).

П.-п. с. зародился в СССР. В 1937 состоялись первые соревнования пожарной охраны НКВД. С 1945 соревнования по П.-п. с. проводятся регулярно, с 1948 - всесоюзные, с 1965 - чемпионаты СССР, всесоюзные и респ. первенства спортивных обществ " Динамо", " Локомотив", Спорткомитета Мин-ва обороны СССР и др., с 1970-всесоюзные юношеские соревнования. В 1963 П.-п. с. включён в Единую всесоюзную спортивную классификацию. В 1964 создана Федерация П.-п. с. СССР. В 1974 П.-п. с. занималось ок. 1 млн. чел.; в 1964-74 подготовлено более 1 тыс. мастеров, св. 30 раз обновлялись всесоюзные рекорды в различных видах П.-п. с. Многократные чемпионы и рекордсмены СССР по П.-п. с.- В. В. Кипко и Н. Ф. Тарунов В 60-е гг. П.-п. с. получил развитие в др. социалистич. странах, а также ряде капиталистич. стран. В 1968 в Ленинграде состоялись первые междунар. соревнования по П.-п. с., в к-рых участвовали команды СССР, НРБ, ГДР, СРР, ЧССР. Междуяар. соревнования по П.-п. с. проводились: в СРР (1969) ПНР (1970), ВНР (1971), НРБ (1973), ЧССР (1973), участвовали команды ок. 20 стран. В. А. Сергеев.

ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, состоит на вооружении пожарной охраны и предназначен для доставки к месту пожара боевого расчёта, огнетушащих средств и пожарного оборудования. В СССР П. а. выпускают на базе серийных шасси. В зависимости от условий эксплуатации П. а. могут монтироваться на шасси повышенной проходимости, а также на шасси, выполненных в сев. или тропич. исполнении. Привод вспомогат. агрегатов (гидрооборудования, компрессорных установок и т. п.), установленных на П. а., осуществляется от двигателя автомобиля.

Различают 3 вида П. а.: основные, специальные и вспомогательные. К о с-новным П. а. относят автоцистерны, насосно-рукавные П. а. и автонасосы, насосные станции, газоводяные, воздушно-пенные и порошковые, аэродромные и др. П. а., гл. назначением к-рых явля-егся подача огнетушащего средства в очаг пожара. Наиболее распространённый тип осн. П. а.- автоцистерны, служащие для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарного оборудования и запаса огнетушащих средств, для подачи воды или воздушно-механич. пены и подвоза воды в безводных р-нах. Боевой расчёт автоцистерны 3-7 чел. Газоводяные П. а., оборудованные турбореактивной установкой, используются для тушения пожаров на нефт. и газовых скважинах. Воздушно-пенные П. а. служат для подачи воздушно-механич. пены в очаг пожара при горении нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах или в резервуарах.

К специальным относят технич., штабные, связные, рукавные и др. П. а., автомобильные пожарные лестницы. П. а. технич. службы доставляют к месту пожара боевой расчёт, а также оборудование и инструменты, предназначаемые для удаления дыма из помещения или подачи в него воздуха; для проведения работ по вскрытию конструкций, разборке зданий и завалов, пробивке отверстий в стенах и перекрытиях; для транспортировки потерпевших аварию П. а. Рукавные П. а., работающие совместно с пожарными насосными станциями, используют на крупных пожарах для доставки напорных рукавов, прокладывания их в линию на ходу автомобиля, механизир. намотки рукавов и их погрузки после тушения пожара.

Вспомогательные П. а. обеспечивают работу пожарной техники на крупных пожарах (заправку, ремонт, технич. обслуживание и т. п.), их используют для проведения агитационной работы (агитмашины). В качестве этого типа П. а. применяются автомобили общетранспортного назначения (заправщики, автобусы и пр.). Все П. а. с целью выделения их из трансп. потока окрашивают в красный цвет (или красный и белый). П. а. оборудуют проблесковыми маяками синего света, а также звуковым сигналом типа " сирена". Историю развития II. а. см. в ст. Пожарная техника. Ю. Ф. Яковенко.

ПОЖАРНЫЙ ВОДОЁМ, искусственный или естественный источник (хранилище) воды, используемой при тушении пожаров; входит в комплекс сооружений пожарного водоснабжения.

ПОЖАРНЫЙ ГИДРАНТ, стационарное устройство для отбора воды на пожарные нужды из наружной водопроводной сети. Различают подземные и наземные П. г. Подземный П. г. размещается в колодце, закрытом крышкой. Для отбора воды на такой П. г. навинчивается пожарная колонка (рис.), имеющая 2 выходных патрубка для подсоединения рукавов.

Гидрант-колонка (а) и подземный гидрант (б): 1 - штанга; 2 - клапан; 3 - пожарная подставка; 4 - напорный патрубок.

Пример наземного П. г.- гидрант-колонка, служащая для отбора воды на хоз. и пожарные нужды; представляет собой совмещённый вариант водоразборной колонки и наземного П. г.

ПОЖАРНЫЙ ПОЕЗД, ж.-д. состав, предназначенный для тушения пожаров на жел. дорогах и на объектах, расположенных вблизи полосы отвода. В СССР П. п. находится на вооружении подразделений пожарной охраны Мнн-ва путей сообщения СССР. П. п. включает вагон-насосную станцию, неск. цистерн-водохранилищ и вагон-гараж. Вагон-насосная станция оборудуется на базе пасс, вагона, в к-ром предусмотрено отделение для личного состава и машинное отделение, где устанавливают пожарные центробежные насосы с двигателями внутр. сгорания или прицепные пожарные мотопомпы, а также размещают пожарное оборудование. Ёмкость цистерн 25-50 м3. В вагоне-гараже устанавливают пожарную автоцистерну.

ПОЖАРНЫЙ САМОЛЁТ, предназначается для тушения пожаров, гл. обр. лесных. П. с. оборудуют ёмкостями, вмещающими 600-1000 л жидких огнетушащих веществ (вода или спец. растворы), к-рые в месте очага пожара пилот выбрасывает за 1, 5-2 сек. На П. с.-гидропланах в качестве ёмкостей используют поплавки; отсеки поплавков заполняются водой во время пробега гидросамолёта по поверхности реки или озера. В качестве П. с. могут применяться специально оборудованные вертолёты, вмещающие до 8 тводы. В СССР (1975) в качестве П. с. используются АН-2, ЯК-12; вертолёты МИ-6, МИ-8, В-8. См. также Пожарная техника.

ПОЖАРОВ Николай Арсеньевич [25. 11(7.12). 1895, дер. Золотково, ныне Владимирской обл., -20.6.1928, Смоленск], участник революционного движения в России. Чл. Коммунистической партии с 1916. Род. в крест, семье. С 1914 рабочий в Петрограде, с 1915 матрос Балтийского флота. В 1916 арестован за рево-люц. пропаганду. После Февр. революции 1917 чл. Исполкома Кронштадтского совета, с июня чл. Центрофлота; чл. Кронштадтского к-та РСДРП(б), Воен.-технич. комиссии при Исполкоме Совета, во время ликвидации корниловщины был комиссаром гаваней Кронштадта. В сентябре 1917 командирован ЦК РСДРП(б) в Севастополь, где избран секретарём к-та партии, в декабре пред. Совета, чл. ВРК и комиссар по охране крепости и города. В 1918 чл. ЦИК Таврической республики и губкома партии, затем чл. Воен.-мор. комиссариата в Москве. С июня 1918 пред. Ярославского уиспол-кома, губ. ВРК и губкома РКП(б), участвовал в подавлении контрреволюц. мятежа в Ярославле. В 1919-20 комиссар штаба Сев. фронта, председатель ревтрибунала 16-й, затем 6-й армии. С 1921 Работал в органах ВЧК, затем ГПУ. С 923 на партийной и хозяйственной работе.

Лит.: Ч и ж о в И. Г., Н. Пожаров, М., 1955.

Н. А. Пожаров.

ПОЖАРСКИЙ Дмитрий Михайлович [1.11.1578-20(30).4. 1642, Москва, похоронен в Суздале], гос. и воен. деятель России, князь. Происходил из ветви рода кн. Стародубских. В 1598 стряпчий и чл. Земского собора (см. Земские соборы), с 1602 стольник, с 1613 боярин. Участвовал в подавлении Крестьянского восстания под предводительством И. И. Болотникова; в 1608-10 сторонник Василия Ивановича Шуйского в его борьбе с Лжедмитрием II; с нач. 1610 воевода в Зарайске. Участник Первого ополчения 1611 и восстания против польско-литовских интервентов в Москве 19-20 марта, в ходе которого был ранен. С конца октября 1611 один из руководителей второго ополчения (см. Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского). В кон. 1612 - нач. 1613 П. (вместе с Д. Т. Трубецким) во главе врем, пр-ва. В 1615 руководил боевыми действиями против польск. отрядов А. И. Ли-совского на Ю.-З. страны, в 1618 участвовал в отражении похода польск. войск во главе с Владиславом IV, в 1633-34 2-й воевода рус. резервной группы войск в Можайске. В 1616-18 и в 1632-33 возглавлял сбор пятины; руководил приказами: Галицкой четью (1617), Ямским (1619-28), Разбойным (1621-28), Приказных дел (1631-32), Моск. судным [1634-38, 1639 (нояб.) - 40]. Участник рус.-английских (1617), рус.-польских (1635) и рус.-крымских (1630-40) переговоров. Воевода в Новгороде (1628-1630). Был одним из богатейших землевладельцев 1-й пол. 17 в. В 1804-18 П. и К. Минину сооружён памятник на Красной площади в Москве (бронза, гранит, скульптор И. П. Мартос).

Лит.: Савелов Л. М., Князья Пожарские, т. 1, М., 1906; Любомиров П. Г., Очерк истории Нижегородского ополчения 1611 - 1613 гг., М., 1939. В. Д. Назаров.

ПОЖВА, посёлок гор. типа в Юсьвин-ском р-не Коми-Пермяцкого нац. округа Пермской обл. РСФСР. Пристань на Камском водохранилище, в 170 км к С. от Перми. 3-д по производству оборудования для лесозаготовительной промышленности.

ПОЖЕЛА Каролис Юозович [17(29).2. 1896, дер. Бардишкяй, ныне Пакруойский р-н Литов. ССР, -27.12.1926, Каунас], участник революц. движения в России, один из организаторов Коммуни-стич. партии Литвы. Род. в крест. семье. Студентом Дерптского (Тартуского) ун-та в 1916 вступил в большевистскую партию, вёл парт. работу в Эстонии. Участник Февр. и Окт. революций 1917. Весной 1918 организовал одну из первых ячеек КП Литвы на оккупированной герм. войсками территории; делегат учредит. подпольного съезда партии (окт. 1918). После падения Сов. власти в Литве (авг. 1919) на подпольной парт, работе в Расей-няе и Каунасе, где в 1920 создал нелегальную парт. типографию " Спартакас", был редактором газ. " Теса", органа ЦК КП Литвы, и ряда др. парт, изданий. С 1921 чл., с 1923 секретарь ЦК КП Литвы. Делегат 5-го конгресса Коминтерна (1924). Арестован и расстрелян вместе с др. руководящими работниками КП Литвы после фаш. переворота в Литве.

Соч.: Raltai, Vilnius, 1966.

Лит.: Мицкявичус-Капсучкас В., Фашистский переворот в Литве, М., 1927; Арвасявичус И. Я., Славный сын Компартии Литвы, " Вопросы истории", 1974, № 11; A b r a m a v i с i us F., S a us a s L., Mirties nuosprendis, Vilnius, 1960; Lagauskiene E., Keturi komunistai. Bibliografine rodykle, Vilnius, 1964.

ПОЖИЗНЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ, в СССР гражд.-правовой договор, в силу к-рого лицо, нетрудоспособное по возрасту или по состоянию здоровья (от-чуждатель), передаёт жилой дом (часть его), а также др. имущество в собственность приобретателя, к-рый в уплату за имущество обязуется пожизненно предоставлять нетрудоспособному материальное обеспечение в натуре (жильё, питание, уход и иную необходимую помощь). Договор П. с. регулируется ГК союзных республик (напр., ГК РСФСР, ст. 253, 254; ГК УССР, ст. 425, 429). Заключается только между гражданами и оформляется по правилам купли-продажи жилого дома. В период действия договора о П. с. приобретатель не может отчуждать дом и др. имущество. Право на расторжение договора возникает у лица, принятого на П. с., если приобретатель нарушает свои обязанности по П. с., и в ряде др. случаев. При расторжении договора дом и всё имущество возвращаются прежнему собственнику.

Вопрос о судьбе договора П. с. в случае смерти приобретателя законодательством союзных республик решается по-разному: напр., в РСФСР договор прекращается, в УССР - обязанности по договору переходят к лицам, получившим в порядке наследования жилой дом.

ПОЖИЛОЕ, пошлина в России кон. 15-17 вв., к-рую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего. Впервые П. упомянуто в Судебнике 1497 (ст. 57). Полный размер П. (в удалённой от леса местности - 1 руб., в лесистой - полтина) уплачивался после 4-летнего проживания крестьян на земле феодала, за 1 год платилась одна четверть, за 2 - половина и т. д. Судебник 1550 (ст. 88) увеличил размер П. на 2 алтына (6 коп.), здесь же было уточнено, что П. взимается с двора как хоз. единицы. В связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев П. исчезает в кон. 16-17 вв.

ПОЖНИВНЫЕ ПОСЕВЫ, посевы с.-х. растений, к-рые занимают поле в летне-осенний период после уборки основной культуры, достигшей физиологич. спелости, и дают урожай в этом же году. Один из видов повторных посевов.

ПОЗВОНКИ (vertebrae), элементы осевого скелета, составляющие позвоночник позвоночных животных и человека. П. (рис.) состоят из утолщённой вентральной (у человека передней) части - тела и дорзальной дуги, срастающейся с телом и замыкающей спинномозговой канал. У рыб нижние дуги П. образуют в туловищном отделе поперечные отростки, к к-рым прикрепляются рёбра, а в хвостовом отделе смыкаются в гемальную дугу с нижним остистым отростком. Верхняя дуга несёт непарный верхний остистый отросток, у её основания у наземных позвоночных находятся парные передние и задние суставные отростки и пара поперечных отростков с фасетками для сочленения с бугорком ребра. Фасетка для головки ребра занимает обычно межпозвонковое положение, но может сместиться целиком на тело второго П. или даже слиться с фасеткой для бугорка ребра. П. может иметь и дополнит, отростки. У рыб, нек-рых земноводных и пресмыкающихся форма сочленовных поверхностей П. двояковогнутая (амфи-цельная). У большинства земноводных и пресмыкающихся в связи с потребностью в подвижности тела П. становятся процельными, т. е. вогнутыми спереди, сзади выпуклыми, опистоцельными -спереди выпуклыми, сзади вогнутыми; у птиц - гетероцельными, т. е. седлообразными. У млекопитающих между П. расположены межпозвонковые хрящи, в связи с чем тела П. имеют плоско-вогнутую форму - платицельные П. Тела П. развились независимо у разных групп животных. В онтогенезе и особенно в филогенезе отчётливо прослеживается множественность их происхождения. У рыб закладывается до 4 пар окостенений: 2 соответствуют основаниям верхних (эпицентры) и нижних (гипоцентры) дуг и 2 пары вставочных элементов (плевроцен-тры). У большинства рыб эпицентры и гипоцентры срослись в кольцо, а плев-роцентры редуцировались. У кистепёрых рыб и мн. вымерших земноводных - стегоцефалов гипоцентры образуют серповидный вентральный элемент, парный у кистепёрых, а плевроцентры остаются небольшими парными. У большинства пресмыкающихся, как и у всех амниот, гипоцентры редуцируются. Именно с гипоцентрами первично сочленялись головки рёбер (рис., В), занявшие после утраты гипоцентров межпозвонковое положение. С гипоцентрами в хвостовой области сливаются гемальные дуги с небольшим нижним остистым отростком.

Грудной позвонок человека: А - сверху, В - сбоку; В - два грудных позвонка примитивного пресмыкающегося; 1 - тело позвонка; 2 - фасетка для бугорка ребра на поперечном отростке; 3 - поперечный отросток; 4 - верхний (передний) суставной отросток; 5 - верхний остистый отросток; 6 - дуга позвонка; 7 - фасетка для головки ребра; 8 - спинномозговой канал; 9 - задний (нижний) суставной отросток; 10 - гипоцентр; 11 - головка ребра; 12 - бугорок ребра; 13 - ребро.

В. Б. Суханов.

ПОЗВОНОЧНИК, основная часть осевого скелета позвоночных животных и человека. В филогенезе П. замещает хорду низших хордовых. В онтогенезе развитие тел хрящевых или (чаще) костных позвонков, из к-рых состоит П., также влечёт за собой сокращение хорды, имеющейся у зародышей, а затем полное её вытеснение. Однако у круглоротых и двоякодышащих, цельноголовых и осетровых рыб даже во взрослом состоянии ещё нет тел позвонков, а парные дуги (верхние - у круглоротых, верхние и нижние - у остальных) свободно сидят на хорошо развитой хорде. Исторически появление П. было связано с увеличением подвижности и скорости движения в водной среде. Утрата гибкости, обеспечиваемой хордой, компенсировалась большей упругостью и крепостью П., важных для функционирования туловищной мускулатуры. Особенно возросла опорная роль П. с переходом позвоночных к обитанию на суше. Необходимость укрепления П. вызвала появление суставных отростков позвонков, ранее сочленявшихся только телами и соединявшихся связками. Вторичная роль П.- защита спинного мозга, заключённого в особый канал, образуемый телами позвонков снизу и разросшимися дугами - сверху. Функционально П. подразделяется на ряд отделов, число к-рых увеличивается от низших позвоночных к высшим. У рыб 2 отдела - туловищный с мощными рёбрами и хвостовой, позвонки к-рого несут гемальные дуги, защищающие хвостовые артерию и вену. У наземных позвоночных П. расчленяется на 4-5 отделов: шейный, грудной, поясничный (у нек-рых групп отсутствует), крестцовый и хвостовой. Необходимость движения головой привела к появлению шейного отдела, рёбра к-рого слабо развиты или отсутствуют, а позвонки, как правило, имеют хорошо развитые мыщелки, обеспечивающие большую гибкость шеи. У земноводных есть только 1 шейный позвонок (голова может только сгибаться), у пресмыкающихся - в среднем 8 (от 4 до 9 и больше), у птиц - от

II до 25, у млекопитающих - 7 (только у ламантина и двухпалого ленивца - 6, а у трёхпалого ленивца -9-10). Первые 2 шейные позвонка амниот - атлант и эпистрофей - имеют особую форму, допускающую как наклон, так и вращение головы. Грудной отдел П. несёт хорошо развитые рёбра, большинство к-рых сочленяется с грудиной, образуя грудную клетку (у земноводных её нет). У птиц в связи с приспособлением к полёту часть грудных позвонков срастается в один комплекс. Поясничный отдел П. характеризуется рудиментарными рёбрами и, как правило, более подвижен, чем грудной. У земноводных и пресмыкающихся нет явственного разделения на эти отделы и все позвонки, лежащие между шейными и крестцовыми, обычно наз. спинными. У всех наземных позвоночных в связи с особой ролью задних конечностей в локомоции развивается крестцовый отдел, позвонки к-рого неподвижно соединены с тазом видоизменёнными рёбрами, сращёнными с поперечными отростками, в крестец. У земноводных 1 крестцовый позвонок, у пресмыкающихся обычно 2. У птиц 2 крестцовых позвонка срослись с поясничным, задними грудными и передними хвостовыми в единую кость - сложный крестец, поддерживающий таз. У млекопитающих крестец также состоит из 1-10 (чаще 2-4) сросшихся позвонков, из к-рых только 1-й и 2-й истинно крестцовые. Хвостовой отдел П. характеризуется обычно большой подвижностью и выполняет различные функции. У пресмыкающихся он хорошо развит, состоит из мн. позвонков и имеет важное значение в локомоции. Утрата локомоторной роли хвоста у млекопитающих ведёт к его уменьшению. У бесхвостых земноводных хвостовые позвонки срастаются в одну кость - палочковидный уростиль. Немногие хвостовые позвонки птиц также срастаются, образуя пиго-стилъ, поддерживающий рулевые перья.

В. Б. Суханов.

У человека П. (позвоночный столб - columna vertebralis) состоит из 5 отделов: шейного (7 позвонков), грудного (12), поясничного (5), крестцового (5 позвонков, сросшихся между собой в одну кость - крестец) и копчикового (чаще всего одна кость - копчик из 3-4 позвонков). П.- твёрдая костная защита для проходящего внутри и вдоль него спинного мозга. Форма П. человека обусловлена прямохож дением; равномерно утолщаясь книзу, П. имеет чередующиеся изгибы: кпереди - в шейном и поясничном отделах (лордоз) и кзади-в грудном и крестцовом (кифоз)(см. рис.). При таком строении часть нагрузки веса тела человека в вертикальном положении снимается с позвонков и передаётся на околопозвоночные связки. Наличие изгибов П. создаёт благоприятные условия для смягчения толчков, возникающих при ходьбе и беге. Вследствие полуподвижного соединения позвонков между собой П. может упруго изгибаться при движениях туловища; в нём возможны сгибание и разгибание, наклоны в стороны и вращение. Наибольшая степень подвижности наблюдается в шейном и поясничном отделах П., наименьшая - в грудном. От состояния П., его связок и окружающих его мышц зависит осанка человека, на к-рую влияют также статич. нарушения в периоде роста (напр., ежедневное сохранение неправильной позы во время уч. занятий). Встречаются также различные пороки осанки: сглаживание изгибов П. (т. н. плоская спина) или их увеличение (круглая спина).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал