Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание и просвещение. В древнюю эпоху гл. очагом воспитания была семья
В древнюю эпоху гл. очагом воспитания была семья. Подрастающее поколение воспитывалось в духе уважения к верованиям и обычаям предков, беспрекословного подчинения " отцовской власти" (patria potestas). Хороший гражданин у римлян отождествлялся с послушным сыном и дисциплинированным воином. Древнее законодательство предусматривало суровые наказания за нарушение родительской воли; в этом же направлении действовала гос. религия с её обожествлением гражданских и воинских добродетелей (Дисциплины, Согласия, Благочестия и т. д.). Летописи жрецов-понтификов фиксировали образцы соблюдения этих добродетелей и осуждали лиц, нарушавших их. Возникновение элементарных школ - ludi в Р. историк Тит Ливии относит к 5 в. до н. э. Обучались гл. обр. дети свободных. Обучение было совместным, принимались дети с 7 лет и занимались в течение 4-5 лет. Дома или в школах детей обучали лат., греч. языкам, письму, чтению и счёту. Кризис полисной системы, превращение Р. из города-гос-ва в огромную средиземноморскую державу затронули все стороны рим. жизни, в т. ч. привели к изменению традиционной системы воспитания и просвещения. Возросший гос. аппарат нуждался в образованных людях. Эта потребность сначала удовлетворялась путём подготовки юношей из знатных и состоятельных семей домашними учителями и воспитателями - высокообразованными греками, такими, как греч. историк Полибий, попавший в Р. в качестве заложника. Полибий был воспитателем и наставником в доме Сципионов. В Р. ввозились греч. библиотеки (первая публичная библиотека Лукулла в 1 в. до н. э.), предметы искусства и т. д. Постепенно складывалась новая система школьного образования. Уже в 60-х гг. 2 в. до н. э. в Р. возникли школы повышенного типа: грамматические школы и риторские школы, к-рые, ввиду того что обучение стоило дорого, были доступны лишь детям знатных и состоятельных римлян. К сер. 1 в. до н. э. в Р. насчитывалось ок. 20 грамма-тич. школ, они получили распространение также в Италии и провинциях. Эти школы давали подростку (обучение проходили дети от 11-12 до 14-15 лет) широкое гуманитарное образование и подготавливали его к деятельности поли-тич. и суд. оратора (грамматики руководили лит. образованием своих питомцев, приучая к чтению и разбору греч. и рим. авторов). В 1 в. н. э. появились грам-матич. школы для девочек. Уже с 1 в. в грамматич. школах стали меньше преподавать красноречие, обучение к-рому сосредоточилось в риторских школах - своего рода высших учебных заведениях. В риторских школах обучались подростки и юноши в возрасте от 13-14 до 16- 19 лет. Риторская школа давала навыки ораторского иск-ва. Первые школы были с преподаванием на греч. языке, и обучаться в них могли лишь те, кто в совершенстве знал этот язык. Уже в нач. 1 в. до н. э. была основана лат. риторская школа. Эта школа, открывавшая путь к политич. карьере относительно широкому кругу лиц, вызвала нападки сторонников сенатской олигархии. В 92 до н. э. был издан эдикт о запрещении лат. риторских школ. Снова эти школы были открыты при Цезаре и получили затем широкое распространение. Учащиеся риторских школ писали сочинения на заданные темы, практиковались в контроверсиях - вымышленных суд. делах, упражнялись в ораторском искусстве. Школы знакомили с правом, философией, историей, поэзией. Концепция риторского образования нашла систематич. разработку в трактатах Цицерона. Теоретик ораторского искусства Квинтилиан оставил довольно подробную программу преподавания в риторской школе. По мере усложнения бюрократич. аппарата росла потребность в специально подготовленных юристах-правоведах. Со 2 в. н. э. появились группы правоведов, занимавшихся только обучением лиц, желавших специализироваться в данной области. Эти юристы-учителя согласовывали своё преподавание друг с другом и постепенно образовали б. или м. устойчивые группы, получившие назв. " кафедр" права. По такому же типу оформляются " кафедры" риторики и философии, затем медицины и архитектуры. В этот же период учреждается неск. высших школ [" Атенеум" - высшая школа в Р. по образцу афинской высшей школы; высшая юридич. школа в Бейруте (Сирия); высшая константинопольская школа и др.]. При покровительстве имп. Марка Аврелия (2 в.) - " философа на троне" - получила дальнейшее развитие высшая школа в Афинах, собиравшая студентов из разных частей империи. Студенты организовывались в " хоры" - землячества, каждое из к-рых примыкало к тому или иному учителю (профессору). На почве соперничества между землячествами и материальных невзгод возникали студенч. беспорядки, в к-рых участвовали и гор. низы. Высшие школы получили распространение и в зап. провинциях Рим. империи, становясь центрами образованности и романизации. В период республики обучение было частным и гос-во в него не вмешивалось, однако в период империи гос-во поставило образование под свой контроль. Учителя стали гос. служащими, получали жалованье. Имп. Антонин Пий (2 в.) установил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждому городу в зависимости от числа жителей, а для учителей - ряд льгот и привилегий. Содержались школы в Италии и провинциях на средства муниципиев. С 362 при имп. Юлиане Отступнике все кандидатуры преподавателей подлежали утверждению императором. Учащиеся также оказались под контролем имп. власти (эдикт 370). Лит.: Г о р д и е в и ч О., Высшее образование в Риме во времена императоров, К., 1894; Мелихов В. А., Очерк воспитания и обучения в Древнем Риме, ч. 1, Хар., 1913; Цветаев И., Из жизни высших школ римской империи, М., 1902; Сергеевко М. Е., Жизнь древнего Рима, М.- Л., 1964; В 1 u m n е r Н., Die romischen Privataltertumer, Munch., 1911; Gwynn A., Roman education from Cicero to Quintilian, Oxf., 1926; Marrou H.- I., Histoire de Г education dans 1'antiquite, P., 1965; К a h r s t e d t U., Kulturgeschichte der romischen Kaiserzeit, 2 Aufl., Bern, 1958. А. И. Немировский,
|