Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение древнеримской культуры 1 страница






Начало изучению др.-рим. культуры, так же как и др.-греческой (см. Греция Древняя, раздел Изучение древнегреческой культуры), было положено ещё в античности греч. и рим. историками и филологами. С падением Зап. Рим. империи интерес к др.-рим. культуре уменьшился, но не исчез. В монастырях Европы (в то время средоточиях учёности) хранились лат. и греч. тексты, использовавшиеся в учебных целях. В ср.-век. хрониках рассматривалась история Р. Исп. учёный 7 в. Исидор Севилъский создал ряд трудов по рим. быту и лат. языку. Новое пробуждение интереса к др.-рим. культуре относится к эпохе Возрождения, начавшейся как " возрождение" именно антич. древностей. Разыскивались, собирались и издавались антич. рукописи, изучались надписи на др.-рим. архит. сооружениях, началось составление коллекций статуй, ваз и др. антиков. С 15 в. получила развитие гуманистич. историография, в к-рой выделились два направления: т. н. антикварное, рассматривавшее др.-рим. культуру (быт, искусство, религию, право - " римские древности") как единое целое (его основатель итал. гуманист Флавио Бьондо, продолжатели Лет Помпоний, 15 в., и К. Сигоний, 16 в.), и политико-риторическое, ставившее целью извлечение из истории Р. политич. уроков (Н. Макиавелли и др.). Итал. гуманист Лоренцо Балла, поставив под сомнение достоверность нек-рых сведений рим. историка Тита Ливия, заложил основы критики историч. источников. В 16-17 вв. создавались основы вспомогат. дисциплин: разрабатывались проблемы хронологии (франц. учёный Ж. Скалигер), нумизматики (труд франц. гуманиста Г. Бюде о рим. монетной системе), эпиграфики (Ж. Скалигер), источниковедения (исследования и издания древних авторов нидерл. гуманистами Эразмом Роттердамским, Ю. Липсиусом, франц. учёными Ю. и Ж. Скалигерами), создавались словари лат. языка (нем. гуманист И. Рейхлин и др.). В кон. 17 в. появился труд по истории Рим. империи (в 6 тт.) франц. аббата Л. де Тиллемона, изложившего все доступные ему данные рим. и греч. авторов. Продолжая критич. линию Лоренцо Баллы, нек-рые учёные 18 в. подвергли критике рим. историч. традицию (французы С. Бошар, Луи де Бофор, голландец Я. Перизоний). В эпоху Просвещения с её антиабсолютистскими и антиклерикальными тенденциями особенно усилился интерес к проблемам историч. закономерности развития др.-рим. государственности (итал. философ Дж. Вико, франц. просветитель Ш. Монтескье). Особое внимание привлекал поздний период истории Р., выяснялись причины гибели Рим. империи. Вольтер объяснял гибель Р. религ. раздорами; англ, историк Э. Гиббон в " Истории упадка и разрушения Римской империи" (1776-88), осуждая христианство за сопротивление государству и идеи, убившие патриотизм и гражданственность, выделял также и др. причины: произвол и деспотизм императоров, финансовый гнёт, падение воен. дисциплины. В трудах представителей нем. " неогуманистического" направления (И. Винкелъман, И. Гердер и др.) др.-рим. культура рассматривалась наряду с греческой, но предпочтение отдавалось последней. В 18 в. были достигнуты значит, успехи в области филологич. критики древних текстов и установления подлинности лит. памятников (англ, филолог Р. Бентли и др.). Рим. культура привлекла внимание рус. просветителей 18 в. А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, сделавших произведения рим. историков, философов и поэтов достоянием рус. публики. Свойственный работам С. Бошара, Луи де Бофора и др. учёных 17-18 вв. скептицизм в оценке достоверности древнейшей рим. истории встретил в нач. 19 в. отпор со стороны нем. историка Б. Г. Нибура, стремившегося с помощью сравнительно-историч. метода реконструировать раннюю историю Р. Создавший т. н. критич. направление в историографии, Нибур считал источником преданий о рим. старине утраченные нар. песни; ему принадлежит гипотеза о происхождении плебса из насильственно переселённых в Р. латинов. Работы Нибура дали толчок дискуссии о раннем периоде рим. истории (нем. учёный А. Швеглер, англ.- Дж. Льюис и др.).

Взгляды Нибура оказали влияние на развитие рим. историографии в России (Т. Н.Грановский, П. Н. Кудрявцев). Рус. учёный Д. Л. Крюков, показав различие патрицианской и плебейской религий, поддержал взгляд Нибура на различие в происхождении патрициев и плебеев.

Во 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв. интенсивно накапливался археол. материал. Начались систематич. раскопки Геркуланума, Помпеи и др. древних городов Италии, а также археол. исследования памятников рим. времени во Франции, Германии, Великобритании, Сев. Африке. Накопление археол. и эпиграфич. материала расширило источниковедч. базу изучения Р. и вызвало необходимость в более детальной специализации. Примерно с сер. 19 в. изучение различных сторон др.-рим. культуры удобнее рассматривать отдельно.

Изучение истории. Успехи в изучении др.-рим. истории во 2-й пол. 19 в. связаны с археол. открытиями (см. ниже, в разделе Изучение искусства) и с дальнейшим развитием эпиграфики (издание корпуса лат. надписей и др.), нумизматики, хронологии и др. вспомогат. дисциплин. В изучении и издании рим. источников особенно важную роль сыграл нем. учёный Т. Моммзен. В его трудах получили освещение все стороны жизни и быта римлян, хотя гл. внимание отводилось политич. истории, а также истории рим. гос. и уголовного права. Переворот в науке об обществе, произведённый трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, введение в науч. оборот новых материалов по истории и быту римлян не могли не сказаться на развитии историографии Р. Отрицая марксизм и его учение об общественно-экономич. формациях и о решающей роли классовой борьбы, бурж. историки вынуждены были всё же отнестись с большим вниманием к изучению проблем экономики и социальных отношений. Возникло направление, занимавшееся гл. обр. изучением социально-экономич. проблем античности (труды нем. учёных Э. Мейера, К. Ю. Белоха, Р. Пёлъмана, французского А. Валлона и др.). Однако в развитии этого направления сразу же наметились отрицат. тенденции: модернизация древней истории (уже в работах Моммзена, Мейера, затем Пёльмана, М. И. Ростовцева, итал. историка Г. Ферреро и др.) и гиперкритицизм (итал. учёные Э. Пайс, Г. де Санктис, нем.- Белох и др.). Против модернизаторских тенденций выступил франц. историк Фюстель де Куланж. Его ученики и последователи К. Жюл-лиан и С. Гзелль заложили основы изучения рим. провинций Галлии и Африки. В России во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. сложилась школа изучения др.-рим. истории. В. И. Модестов, обобщив и проанализировав результаты итал. раскопок, изложил на их основании историю древнейшей Италии. Истории древнейшего Р. посвятили свои работы Ю. А. Кулаковский и И. В. Нетушил. На рубеже 19 и 20 вв. всё более заметен интерес рус. учёных к социально-экономич. истории Р., в т. ч. к актуальной для России проблеме аграрных отношений (исследования по истории рим. землевладения принадлежат П. М. Леонтьеву, П. И. Синайскому, Г. М. Пригоровскому, М. И. Ростовцеву); социальная история Р. в более широком плане нашла освещение в трудах Д. М. Петрушевского, Р. Ю. Виппера. Историч. значение Рим. империи в историографич. плане рассмотрено М. П. Драгомановым. Истории рим. провинций посвящены исследования С. В. Ешевского и С. А. Жебелева.

Зап. наука новейшего времени изучает как отд. периоды и аспекты др.-рим. истории, так и всю историю Р. в целом (многотомная история Р. итал. историка Л. Парети). Получило дальнейшее развитие изучение политич. и социально-экономич. истории Р.: античного рабства [У. Уэстерман (США), И. Фогт (ФРГ), М. Капоцца (Италия) и др.], итал. общины [П. де Франчиши, Э. Серени (Италия) и др.], раннего Р. и этрусков (итал. учёные М. Паллоттино, Р. Парибени и др., франц.- Р. Блок, Ж. Эргон, швед.- Э. Ерстед и др.), а. также др. проблем политич. и социально-экономич. истории [итал. учёные Э. Альбертини, С. Мадза-рино, франц.- А. Пиганьоль, англ.- Р. Сайм, амер.- Ф. Уолбанк, нем. (ФРГ) - Ф. Альтхейм и др.]. История Р. получила также освещение в многотомных коллективных трудах типа " Кембриджской древней истории" (1 изд., т. 1-12, 1923- 1939), в монументальном справочном издании Паули-Виссовы (1 изд. 1839-52, новое - с 1893).

В СССР исследование истории Р. с самого начала было направлено на изучение социально-экономич. проблем. Опираясь на марксистское учение об общественно-экономич. формациях, сов. учёные подвергли критич. пересмотру уже выработанные представления о др.-рим. истории. Созданы общие курсы по истории Р. (В. С. Сергеев, С. И. Ковалёв, Н. А. Машкин), изучается идеологич. борьба в др.-рим. обществе (П. Ф. Преображенский, С. Л. Утченко), рассматриваются проблемы классовой борьбы (А. В. Мишулин и др.). В центре внимания сов. историков находятся проблемы социально-экономич. развития и аграрных отношений (Е. М. Штаерман, М. А. Сергеенко, В. И. Кузищин и др.), возникновения государства (В. Н. Дьяков, Ф. М. Нечай, А. И. Немировский, Л. А. Ельницкий, И. Л. Маяк и др.), кризиса и падения Рим. республики (Машкин, Утченко), социальной борьбы в Р. (Штаерман, А. Г. Бокщанин и др.). История провинций нашла отражение в трудах Мишулина, А. Б. Рановича, О. В. Кудрявцева, Е.С. Голубцовой и др., войны Р. с Парфией явились предметом исследования Бокщанина. Проблемы истории раннего христианства освещены Р. Ю. Виппером, Рановичем. Экономич., социальные, идеологич. факторы перехода от рабовладельч. формации к феодальной рассмотрены в работах Штаерман, А. Р. Корсунского и др.

Значит, успехи в изучении рим. истории достигнуты в др. социалистич. странах; в круг интересов историков этих стран входят история рим. провинций (болг. учёный X. Данов, рум.- Э. Кон-дураки, венг. - А. Мочи и Л. Баркочи, и др.), социальная борьба в Р. [Э. Маротти (Венгрия), Р. Гюнтер (ГДР), П. Олива (Чехословакия)], идейные течения [К. Куманецкий (Польша)] и др. проблемы.

Изучение литературы. До 19 в. рим. лит-pa была для европ. культуры не столько предметом исто-рич. исследования, сколько образцом для подражания. Начиная с эпохи пред-романтизма и романтизма основное внимание филологов переносится на греч. культуру как исток всей европейской культурной традиции; рим. лит-pa стала представляться лишь досадной передаточной инстанцией, искажавшей дух греч. гения. Изучение лит-ры шло по двум путям: выверка текста и подготовка науч. изданий (нем. филологи Ф. Ричль, О. Ян, Ф. Бюхелер и их ученики) и создание вводных историко-лит. справочников, богатых материалом, но мало осмыслявших его (нем. учёные М. Шанц, В. Тёйфель). В России 19 в. изучением рим. лит-ры занимались такие крупные учёные, как И. В. Помяловский, Н. М. Благовещенский, В. И. Модестов (автор первого рус. курса истории рим. лит-ры, 1873-88). В 20 в. отношение к рим. лит-ре изменилось: за ней вновь стала признаваться самостоятельная ценность, иная, но не меньшая, чем у греческой лит-ры. Культурная ситуация 20 в. заставляла искать себе др.-историч. аналогии не в дробном полисном мире, как это делалось в 19 в., а в мире больших держав эллинистической и прежде всего рим. эпохи. Характерна эволюция отношения к Вергилию: в 18 в. его чтили выше Гомера, в 19 в. принижали как бессильного подражателя, в 20 в. вновь оценили как великого поэта. Этому пересмотру содействовала, во-первых, разработка методов анализа не на уровне лексики и метрики, а на уровне топики и жанров (нем. учёные-классики Э. Нор-ден, В. Кролль и др.), во-вторых, стремление отделить рим. " наслоения" от греч. оригиналов и показать, что они складываются в связную систему и представляют самостоят, интерес (А. Ростаньи и др. итал. учёные), в-третьих, развитие техники интерпретации текста, показавшей, что даже очень сходные греч. и рим. тексты часто выражают совсем разную картину мироощущения, " модели мира" (представители нем. классич. филологии Ф. Клингер, К. Бюхнер и др.). Работа по уяснению специфики рим. лит-ры на фоне антич. и мировой культуры в целом и является осн. делом совр. филологии.

Изучение искусства. Интерес к др.-рим. иск-ву усилился в 19 в., когда углублённое изучение др.-рим. памятников не только помогло составить более ясное представление об общей эволюции антич. иск-ва, но и создало предпосылки для истолкования своеобразия собственно др.-рим. художеств, культуры. Этому способствовали создание в Риме многочисленных археол. центров [среди к-рых ведущую роль в 19 в. играло Нем. археол. об-во (с 1843)] и раскопки, первоначально проходившие гл. обр. под руководством англ., франц. и нем. учёных. Знания о ранних стадиях художеств, жизни Апеннинского п-ова необычайно расширились в результате открытия украшенных росписями этрусских гробниц в Корнето, Кьюси, Черветери и др. местах (1820-30-е гг.) и остатков Вилла-нова культуры. Со 2-й четв. 19 в. интенсифицировалось исследование раннехрист. катакомб. После объединения Италии в 1861 особенно оживилась деятельность итал. археологов. Дж. Фьорелли провёл новаторские в методологич. отношении раскопки Помпеи, а в г. Риме изучение форумов и Палатинского холма приняло строго систематич. характер (П. Роза и др.), что позволило составить подробнейшие топографич. и архитектуроведч. описания древнего города (итальянец Р. Ланчани, француз А. Жордан, немец X. Хюльзен). Пристальное внимание привлекли провинции Рим. империи (напр., французы обследовали Тимгад в Алжире, а немцы и австрийцы - памятники Далмации). Полевые работы сочетались с науч. каталогизацией старых собраний, для к-рой основополагающее значение имели труды итальянца Э, К. Висконти и немца Э. Герхарда. На основе археол. поисков, а также критико-филологич. интерпретации сведений древних авторов (Плиния Старшего и др.) возникли обобщающие монографии нем. учёных Ф, Г. Велькера, К.Мюллера, О. Яна, в к-рых преобладал интерес к проблемам иконографич. традиций (т. н. художеств, мифологии). Органичное слияние стилистич. и иконографич. анализа характерно для появившихся в последней трети 19 - нач. 20 вв. трудов нем. учёных Г. фон Брунна, Л. Курциуса, А. Маца, Г. Роденвальдта, А. Фуртвенглера, франц. исследователя С. Рейнака, а также австр. искусствоведа А. Ригля, осветившего стилистич. своеобразие поз днерим. декоративно-прикладного иск-ва. Поиски исследователей 19 в. в области антич. иск-ва как бы подытоживались трудом по антич. портрету, написанным немцем А. Хеклером, и руководством, по др.-рим. археологии, созданным французами Р. Канья и В.Шапо (1-я четв. 20 в.).

К важнейшим открытиям в области др.-рим. археологии, сделанным во 2-й и 3-й четв. 20 в., принадлежат раскопки этрусского города Пирги (итал. археолог М. Паллоттино), находки на виллах Адриана в Тиволи и Анцио, а также на вилле близ дер. Пьяцца-Армерина (Сицилия), расширившие знания о мастерстве рим. копиистов греч. скульптуры и собственно др.-рим. памятниках (мозаиках и т. д.). Велись интенсивные раскопки в Помпеях, Геркулануме (постоянно сопровождаемые максимально достоверной реконструкцией бытовой среды в целом) и в близлежащих Стабиях. В г. Риме, где особенно подробно обследовался форум Цезаря, был также вскрыт обширный участок некрополя 2-3 вв. (под собором св. Петра), содержащий многочисл. саркофаги. Богатейшие данные о др.-рим. гор. стр-ве дали раскопки Остии. Тщательно изучались провинциальные др.-рим. художеств, центры в М. Азии (Памфилия, Перга, Сида, Эфес и др.) и на Балканах [в т. ч. в Аполлонии Иллирийской (Албания),, где работала группа сов. учёных под рук. В. Д. Блаватского]. Произведения, обнаруженные в Маринго (Ломбардия) и Штробинге (Бавария), значительно обогатили сведения о др.-рим. торевтике, а многочисл. материалы, открытые в Сев. Африке, Испании, Франции, ФРГ, Великобритании и Португалии, позволили составить более чёткое представление о тенденциях поздне-рим. архитектуры, декоративной скульптуры и монументальной живописи.

К сер. 20 в. учёные чаще всего обращаются к исследованиям отд. разновидностей др.-рим. художеств, культуры. Занимаясь архитектурой, искусствоведы изучают её образное и конструктивно-технич. новаторство (итал. учёный Дж. Лульи, амер. учёные М. Блейк, У. Макдо-нальд), символику (амер. учёный Э. Б. Смит); внимание исследователей сосредоточивается также на живописи (голл. учёный X. Г. Бейен), специфич. вопросах иконографии (амер. учёный О. И. Брендель) и прежде всего на проблемах др.-рим. скульптурного портрета [нем. учёные М. Вегнер, О. Весберг, Р. Вест, Б. Швейцер (ФРГ), дат. учёный Ф. Поульсен, шведский исследователь X. П. Л'Оранre]; широко изучается иск-во римских провинций [франц. учёные М. Побе и Ж. Рубье, швейц.- Ф. Штамм, нем.- X'. Шоппа (ФРГ), белы.- А. Брене]. В 1950-60-е гг. возникают и сводные труды [итал. учёный Р. Бьянки-Банди-нелли, нем.- Т. Краус (ФРГ)], среди к-рых выделяется итал. 7-томная " Энциклопедия древнего классического и восточного искусства" (1958-66), где др.-рим. памятники занимают значит, место. В круг первостепенных интересов совр. искусствознания входят вопросы влияния др.-рим. иск-ва на иск-во ср.-век. Европы (амер. учёный Р. Свифт и др.), взаимосвязи др.-греч., этрусской и др.-рим. художеств, культур, проблемы выявления новаторских черт, внесённых др.-рим. мастерами в антич. традицию.

Если в рус. науке др.-рим. иск-во первоначально рассматривалось преим. в исследованиях, посвящённых антич. культуре в целом (Ф. Ф. Зелинский, Н. П. Кондаков, А. В. Прахов), то с 1910-х гг. появляется всё больше спец. трудов о др.-рим. древностях (тенденция, получившая особое развитие в сов. эпоху), напр., о портрете (О. Ф. Вальдгауер, Н. Э. Гаршина, Б. В. Фармаковский), пейзаже (М. И. Ростовцев), зодчестве (В. Д. Блаватский, Н. И. Врунов). В 60-70-е гг. публикуются памятники, хранящиеся в музеях СССР, а также ведётся работа над обобщающими трудами, охватывающими др.-рим. иск-во в целом (монографии и отд. статьи Н. Н. Бритовой, А. И. Вощининой, А. П. Ивановой, С. А. Кауфман, М. М. Кобылиной, В. Ф. Маркузона, О. Я. Неверова, Н. А. Сидоровой, А. П. Чубовой).

Важнейшие науч. центры изучения Древнего Р. и наиболее важные периодич. издания см. в ст. Греция Древняя, раздел Изучение древнегреческой культуры.

Лит.: ДилигенскийГ. Г., Утченко С. Л., Советская историография античности за 40 лет, " Вопросы истории", 1958, № 1; Фролов Э. Д., Русская историография античности (до сер. XIX в.), Л., 1967; Sandys J. Е., A history of classical scholarship, v. 1 - 3, Camb., 1903 - 08; Сидорова Н. А., Новые открытия в области античного искусства, [М., 1965], с. 150-203; Brendel О. J., Prolegomena to a book on roman art, " Memoirs of the American school in Rome", 1953, v. 21, p. 9 - 73.

А. И. Немировский (Вступление, Изучение истории), М. Л- Гаспарое (Изучение литературы), Г. И. Соколов (Изучение искусства). РИМ (Roma), столица Италии, гл. политический, культурный, значительный экономический центр страны, один из древнейших и богатых историческими и культурными памятниками городов мира, получивший название " вечного города". Адм. центр Римской провинции и обл. Лацио. В границах города находится папское государство-город Ватикан. Р. расположен на холмистой равнине вулканич. происхождения, называемой Римской кампаньей, по обоим берегам р. Тибр, близ его впадения в Тирренское м. Высшая точка города - Марио (139 м). Климат средиземноморский: темп-pa января 6, 8 °С, июля 25, 8 °С; осадков 508 мм в год (ок. 60 дождливых суток в году, гл. обр. осенью). В зимние месяцы дует холодная трамонтана, в летние - жаркий и сухой сирокко. Воду, как и в древности, город получает по акведукам с горных рек и озёр; Тибр из-за крайней загрязнённости и заиления не используется для гор. водоснабжения. Пл. собственно Р. 208, 7 км2, с пригородами - 1507, 6 км2. Адм. структура города сложная: центр, часть делится на 22 района, окружающая ист. центр территория состоит из 35 кварталов, пригородная зона - из 6 адм. единиц. Р.-самый крупный по населению город Италии. 2, 8 млн. жит. (1973), с пригородами 3, 6 млн.

До 19 в. численность населения увеличивалась относительно медленно (135 тыс. жит. в кон. 17 в., 167 тыс. жит. в кон. 18 в., 214 тыс. жит. в кон. 19 в.). Быстрый рост города начался после его провозглашения столицей Итал. королевства (в 1871).

Из общего количества экономически активного населения (998, 5 тыс. чел. в 1971) в пром-сти (включая газо- и водоснабжение) и стр-ве занято 25, 5% (255, 7 тыс. чел.), в торговле-15, 7% (156, 7 тыс. чел.), на транспорте и в связи-7, 9%, в гос. аппарате - 19%, остальные-гл. обр. в сфере услуг. Безработных 6, 8% (68 тыс. чел. в 1971).

Городское управление. Гор. управление осуществляется советом из 80 членов, избираемым населением на 5 лет. Функции совета ограничены принятием гор. бюджета, постановлений по вопросам муниципального управления (трансп. х-во, коммунальное обслуживание и т. п.). Из своего состава совет избирает мэра города (синдика) и исполнит, комитет (джунту). Мэр одновременно является чиновником пр-ва. Контроль за гор. управлением Р. осуществляет префект Рим. провинции, а также провинциальная адм. джунта.

Исторический очерк. Р. получил название от одного из мифич. основателей города - Ромула. Согласно антич. преданию, Р. был осн. в 754/753 до н. э. (археологич. данные свидетельствуют о ещё более раннем существовании поселений на месте Р., в результате объединения к-рых к нач. 6 в. до н. э. сложился рим. форум как центр этих поселений). Постепенно Р., небольшой город-государство (полис), подчинив Апеннинский п-ов, а затем и обширные терр. за его пределами, стал столицей огромной средиземноморской державы - Рима Древнего. Р. был гл. ареной важнейших политпч. событий в период республики и империи. Античный Р.- крупнейший город древности (по совр. подсчётам, в период империи имел нас. от 600 тыс. до 2 млн. чел.) с многочисл. храмами, дворцами, дорогами (см. раздел Архитектура), знаменитыми рим. водопроводами (всего 11, первый проведён в 312 до н. э.), принадлежащими к числу самых выдающихся сооружений древности, канализацией (частично используемой и в наст, время).

Переживавшийся Рим. империей кризис (3 в. н. э.) отразился на положении города. С переносом Константином I столицы империи в Константинополь (330) Р. утратил значение политич. центра; столицей Зап. Рим. империи в сер. 5 в. фактически стала Равенна. Значит, разрушения принесли Р. нашествия варваров (взятие и разгром " вечного города" вестготами Алариха I в 410, вандалами в 455). Особенно пострадал город во время начавшихся в 535 войн между Византией и остготами, много раз переходил из рук в руки (в 547 была проведена эвакуация населения). Сократилась численность населения (в 6 в. до 30- 40 тыс. чел.), начался хоз. упадок. С 552 Р. находился длит, время под властью Византии. Визант. правителем в Италии Нарсесом в 50-60-х гг. 6 в. были проведены работы по очищению русла Тибра, восстановлению рим. порта, ремонту обществ, зданий и др.; однако все эти меры не привели к экономич. возрождению Р. В период господства на Апеннинском п-ове лангобардов (568 - сер. 8 в.) Р. оставался под властью Византии, но фактически управление городом перешло к рим. епископам - папам, к-рые назначали должностных лиц. В 8 в. папы добились фактич. независимости Р. от Византии. С 756 Р.- столица Папской области. К этому времени Р. приобрёл значение церковно-политич. центра Зап. Европы. В 800 папа Лев III короновал в Р. Карла Великого рим. императором. На протяжении ср. веков за Р. шла борьба между папством и императорами чСвященной Рим. империи" (считавшими себя преемниками рим. императоров); борьба за власть в городе шла и между различными знатными родами. В 1084 город был сильно разрушен войсками Роберта Гвискара. В 11-12 вв. Р. приобрёл облик феод, города - на месте разрушенных антич. зданий знатные фамилии возводили свои замки, развернулось церк. стр-во. Торгово-ремесл. жизнь сосредоточилась в р-нах, примыкавших к Марсову полю. В 11 в. в Р. зародились ремесл. цехи. Однако ремесло и торговля здесь развивались слабее, чем в экономически передовых итал. городах. С 12 в. торг.-ремесл. население, страдавшее от произвола папской администрации и феод, усобиц, вело активную борьбу против светской власти пап в Р., за коммуну. В результате восстания 1143 в Р. была установлена республика, к-рую возглавил Арнольд Брешианский. Гор. самоуправление Р. было фактически ликвидировано Иннокентием III (папа в 1198-1216), хотя номинально респ. форма правления (коммуна) сохранялась. Жизнь ср.-век. Р. во многом была связана с его положением центра католич. мира. Это был город с многочисл. духовенством, паломниками; здесь происходили торжеств, церемонии, коронации императоров " Священной Рим. империи" и т. д. Перенос в 1309 папской резиденции в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап), вызвавший ослабление папской власти в городе (рим. курия временно была ликвидирована), привёл к нек-рому усилению позиций торг.-ремесл. слоев; возобновилась борьба горожан за ограничение привилегий знати. В результате крупного восстания пополанов, возглавленного Кола ди Риенцо, Р. в 1347 был провозглашён республикой; в 1354 власть в городе захватила знать, к-рая удерживала её вплоть до сер. 15 в. (наиболее могуществ. феод, роды - Колонна и Орсини). Господство пап, вернувшихся в Р. в 1377, было полностью восстановлено лишь при Сиксте IV (1471-84). В сер. 15 - нач. 16 вв. Р. превратился в крупный центр Возрождения. С Р. этого периода связана деятельность мн. гуманистов, художников, архитекторов (Поджо Браччолини, Л. Б. Альберти, Ф. Бьондо, Д. Браманте, Рафаэль, Микеландже-ло и др.), к-рых привлекали к своему двору папы Николай V (1447-55), Пий II (1458-64), Юлий II (1503-13), покровительствовавшие лит-ре, иск-ву, стремившиеся прославить себя стр-вом и украшением дворцов, храмов. Во время Итальянских войн 1494-1559 Р. был разгромлен войсками имп. Карла V (май 1527). В 17 в. город переживал экономич. упадок, но в связи с Контрреформацией ещё более увеличилось его значение как религ. центра.

1 Олимпийский городок

2 Палаццетто (Малый дворец " спорта)

3 Дворец спорта

4 Музей римской цивилизации

б Музей Виллы Джулия

6 Национальная галерея современ ного искусства

7 Галерея Боргезе

8 Собор св. Петра

9 Площадь св. Петра

10 Ватиканские музеи

И Замок Сант-Анджело

12 Дворец Правосудия

13 Пьяцца Навона

14* Пантеон

15 Палаццо Мадэма (сенат республики)

16 Палаццо Монтечиторио (палата депутатов)

17 Палаццо Боргезе

18 Церкви Санта-Мария дель Анима и Санта-Мария депла Паче

19 Церковь Сан-Луиджи деи Франчези

20 Театр " Балле"

21 Палаццо Массимо алле Колонне

22 Музей Рима

23 Церковь Сант-Андреа делла Балле

24 Палаццо Канчеллерия

25 Палаццо Фальконьерк

26 Палаццо Фарнезе

27 Пьяцца Кампо деи Фьорн

28 Театр „Арджентина"

29 Церковь Санта-Мария сопра Минерва

30 Палаццо Дориа

31 Палаццо Венеция

32 Церковь Иль-Джезу

33 Пьяцца Венеция

34 Памятник Виктору Эммануилу И

35 Церковь Санта-Мария ин " Арачели

36 Капитолийский музей

37 Палаццо деи Консерватори

38 Палаццо деи Сенатори (муниципалитет)

39* Театр Марцеллз

40* Императорские форумы

41* Римский форум

42* Императорские дворцы

43 * Колизей'(амфитеатр Флавиев)

44* Арка Константина

45* Термы Траяна

46* Термы Каракаллы

47* Пирамида Цестия

48* Термы Диоклетиана (Национальный римский музеи и церковь Сзнта-Мария дельи Анджели)

49 Палаццо Барберини (Национальная 'галерея античного искусства)

50 Палаццо Квиринале(резиден ция президента)

51 Фонтан Треви

52* Колонна Марка Аврелия

53 Церковь Сант-Андреа аль Квиринале

54 Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане

55 Римская опера

56 Церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи

57 Банк Италии

58 Церковь Санта-Мария Маджоре

59 Церковь Сан-Пьетро ин Вин кол и

60 Церковь Сан-Клементе

61 Церковь Санти-Джованни э Паоло

62 Церковь Сан-Стефано Ротондо

63 Палаццо Латерзно

64 Церковь Сан-Джованни нн Латерано

65 Церковь Санта-Мария ин Козмедин

66 Национальная академия деи Линчей

67 Вилла Фарнезе 68 Церковь Сан-Пьетро ин Монторио

69 Церковь Санта-Мария ин Трастевере.

* Античные ансамбли и памятники

В февр. 1798 Р. оккупировала армия франц. Директории. В результате восстания в Р. была провозглашена республика (см. Римская республика 1798-99). В 1808 в ходе наполеоновских войн город вновь оккупировали франц. войска, а в 1809 светская власть папы Пия VII была ликвидирована, и Р. присоединён к наполеоновской Франции. В годы франц. оккупации (до 1814) в Р. проводились строит, и архит. работы, но в то же время бесценные сокровища музеев и картинных галерей расхищались оккупантами, население страдало от поборов и реквизиций. С началом Рисорджименто Р., столица Папского гос-ва и опора феод.-клерикальной реакции, стал серьёзным препятствием к объединению Италии. Во время Революции 1848-49 в Италии Р. был ареной революц. событий: в нояб. 1848 в результате выступлений нар. масс светская власть папы Пия IX фактически была свергнута, а сам он бежал из Р.; 9 февр. 1849 в Р. была провозглашена республика, Рим. республика 1849 явилась наивысшим выражением демократич. тенденций Итал. революции 1848-49. В 50-60-х гг. 19 в., после подавления Рим. республики силами междунар. реакции, прежде всего франц. интервентами, светская власть папы римского держалась в городе только благодаря присутствию в нём (с 1849) франц. гарнизона. Попытки отрядов Дж. Гарибальди в 1862 и 1867 освободить Р. оказались безуспешными. Лишь в 1870, когда франц. гарнизон был отозван (в связи с поражением франц. армии при Седане), светская власть папы над Р. была ликвидирована: в обстановке усилившегося нар. движения за воссоединение Р. с образованным в 1861 объединённым Итал. королевством 20 сент. 1870 в город вступили войска Итал. королевства и отряд патриотов-гарибальдийцев; после референдума 2 окт. 1870 Р. был включён в состав Италии. 26 янв. 1871 Р. провозглашён столицей Итал. королевства, что знаменовало завершение создания итал. нац. гос-ва. Пий IX отказался признать совершившиеся перемены, это привело к длит, конфликту между папством и итал. гос-вом (см. " Римский вопрос").


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал