Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение древнеримской культуры 22 страница






Соч.: Die Defecte der Scheidewande des Herzens, W., 1875; в рус. пер.-Руководство к патологической анатомии, ч. 1-3, М., 1844-49.

Лит.: В а и л ь С. С., Гуморальная патология Рокита некого. (К 100-летию его " Руководства патологической анатомии"), в кн.: Советский врачебный сборник, в. 1, М.-Л., 1946; его же, Р. Вирхов и К. Рокитанский, " Архив патологии", 1971, т. 33, № 9. Ю. А. Шилинис.

РОКИТНОЕ, посёлок гор. типа, центр Рокитновского р-на Ровенской обл. УССР. Ж.-д. станция (Рокитно-Волын-ское) на линии Сарны - Коростень. Деревообр. комбинат, стекольный, камнедробильный з-ды. Мед. уч-ще.

РОКИШКИС, город, центр Рокишкского р-на Литов. ССР. Ж.-д. станция на линии Паневежис - Даугавпилс, в 241 км к С. от Вильнюса. Опытно-экспериментальный з-д с.-х. машин; з-ды: сыродельный, консервный, комбинированных кормов; швейная ф-ка. Училище культуры, краеведч. музей.

РОК-Н-РОЛЛ, рок-энд-ролл (англ, rock'n'roll, rock and roll, букв.- качайся и крутись), стиль популярной джазовой музыки (см. Джаз), возникший в США в начале 1950-х гг. Происходит от соединения " ритм энд блюза" -вида негритянского музыкального иск-ва и чхиллбилли" - сельского амер. фольклора. Оригинальный ритмико-интонацион-ный комплекс Р.-н.-Р., заимствованный из англо-саксонского и негритянского фольклора, оказал большое влияние на вокально-танцевальную музыку, явившись одной из основ т. н. поп-музыки.

РОКОКО (франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластич. иск-вах 1-й пол. 18 в. и европ. лит-ре 18 в.; возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразил свойственные аристократии гедонистич. настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры. В пластич. иск-вах стиль Р. повлиял прежде всего на характер декора, к-рый принял в эту эпоху подчёркнуто прихотливый и усложнённый вид. В ранний этап развития франц. Р. (примерно до 1725, т. н. стиль регентства) формы барокко утрачивают свою монументальность, в отделку помещений вводится дробный орнамент, предметам обстановки придаются прихотливо изогнутые поверхности. Развитое Р. (примерно 1725-50, т. н. стиль Людовика XV) культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (в т. ч. десюдепорты), а также многочисл. зеркала, усиливающие эффект лёгкого движения, как бы пронизывающего поверхности стен. Преим. орнаментальная направленность стиля Р. не позволила ему оказать значит, влияния на тектонику и наружный облик сооружений; напр., в архитектуре франц. отелей (арх. Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочетается с относит, строгостью внешнего облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы [Германии (Г. В. Кнобельсдорф, И. Б. Нейман, отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехословакии], стиль Р. нередко являлся не столько отражением франц. влияний, сколько своеобразным местным вариантом позднего барокко.

Для живописи, скульптуры и графики Р. характерны эротич., эротико-мифологич. и пасторальные сюжеты, камерные по духу, асимметрично построенные композиции. В скульптуре Р. преобладают рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в т. ч. из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Переливчатая и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись также имеет преим. декоративную направленность (франц. мастера Н. Ланк-ре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше). Нерасчленённость несущих и" несомых частей, крайняя изысканность отделки, нередко сочетающаяся с заимствованием нарочито экзотич. мотивов кит. иск-ва, свойственны произв. декоративно прикладного иск-ва Р., мастера к-рого умели особенно тонко выявить выразит, возможности материала. С 1760-х гг. стиль Р. повсеместно вытесняется классицизмом.

В России веяния Р., особенно сильные в сер. 18 в., проявились гл. обр. в отделке дворцовых интерьеров, созданных В. В. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного иск-ва (резьба по дереву, художеств, серебро и фарфор, мебель, ювелирное иск-во).

Литература Р.- утончённое, изящное, но лишённое глубины и гражд. идеалов иск-во; в нём нет места героизму и долгу; царят галантная игривость, фривольная беззаботность. Гедонизм становится высшей " мудростью" Р. Поэты воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Цереры, сел. уединение. Из жизни изгнаны все " низкие" и тревожные истины; мир дышит негой и беззаботностью, но есть в нём что-то эфемерное, хрупкое, словно он сделан из фарфора. Р. тяготеет к камерности, миниатюрности.

Высокую трагедию и комедию классицистов заменяют пастораль, балет-феерия (Ф. О. Монкриф), забавные причуды комедии масок (П. Мариво). Место героич. поэмы занимают эротические либо игривые стихотворные новеллы (Ж. Б. Грекур, Ж. Б. Грессе). В проэе утверждаются галантный роман, игривые " сказочки" и фацетии (Луве де Кувре, К. П. Ж. Кребийон). В лирике преобладает " лёгкая поэзия" или " поэзия мимолётностей" (К. Ж. Дора, Э. Д. Парни). Приверженцы Р. были в Италии (П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио), Германии (Ф. Хагедорн, И. Уц и др.); в России иск-ву Р. родственна " лёгкая поэзия" школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединского-Мелецкого. К мотивам и сюжетам Р. обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. Виланд, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин.

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 4, М., 1963; Всеобщая история архитектуры, т. 7, М., 1969; Кожина Е. И., Искусство Франции 18 века, Л., 1971; Anger A., Literarisches Rokoko, Stuttg., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo. Concetti e termini. Roma, 1962; Rokoko, Warsz., 1970; Кe1ler M., Die Kunst des 18. Jahrhunderts, В., 1971.

РОКОССОВСКИЙ Константин Константинович [9(21).12.1896, г. Великие Луки, ныне Псковской обл., -3.8.1968, Москва], советский военачальник, Маршал Сов. Союза (1944), дважды Герой Сов. Союза (29.7.1944 и 1.6.1945). Чл. КПСС с 1919. Род. в семье железнодорожного машиниста. В армии с 1914. Участник 1-й мировой войны 1914-18 - младший унтер-офицер. В окт. 1917 вступил в Красную Гвардию, затем в Красную Армию. Участник Гражд. войны 1918- 1920 - командир эскадрона, отд. дивизиона и отд. кав. полка. Окончил кав. курсы усовершенствования комсостава (1925) и курсы усовершенствования высшего нач. состава при Академии им. М. В. Фрунзе (1929). Участвовал в боях на КВЖД (командир и комиссар 5-й отдельной Кубанской кав. бригады). В Великую Отечеств, войну 1941-45 командовал 9-м механизир. корпусом (до 11 июля 1941), 16-й армией на Зап. фронте (авг. 1941 - июль 1942); Брянским (июль - сент. 1942), Донским (сент. 1942 - февр. 1943), Центральным (февраль - окт. 1943), Белорусским (окт. 1943 - февр. 1944), 1-м ским (февр.- ноябрь 1944) и 2-м Белорусским (с ноября 1944 и до конца войны) фронтами. Войска под командованием Р. участвовали в Московской, Сталинградской, Курской битвах, в Белорусской, Восточно- Прусской, Восточно - Померанской, Берлинской операциях. 24 июня 1945 командовал

Парадом Победы в Москве. В 1945-49 главнокомандующий Сев. группой войск. В окт. 1949 по просьбе пр-ва Польской Народной Республики и с разрешения Сов. пр-ва Р. выехал в ПНР и был назначен министром Национальной обороны и зам. пред. Сов. Мин. ПНР; ему было присвоено воинское звание Маршал Польши. Р. избирался чл. Политбюро ЦК ПОРП и депутатом Сейма. В 1956 Р. возвратился в СССР и был зам. мин. обороны СССР (нояб. 1956 - июнь 1957); Гл. инспектором - зам. мин. обороны СССР (июль - окт. 1957); командующим войсками Закавказского воен. округа (1957-58); зам. мин. и Гл. инспектором Мин-ва обороны СССР (янв. 1958 - апр. 1962); Ген. инспектором Группы ген. инспекторов Мин-ва обороны СССР (с апр. 1962). Кандидат в чл. ЦК КПСС (1956-68). Деп. Верх. Совета СССР 2-го, 5-7-го созывов. Награждён 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом " Победа", 6 орденами Красного Знамени, орденами Суворова и Кутузова 1-й степени и медалями, а также многими иностр. орденами и медалями. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Соч.: Солдатский долг, М., 1968.

Лит.: Кардашов В., Рокоссовский, 2 изд., М., 1973.

РОКОТОВ Фёдор Степанович [1735(?), с. Воронцово, ныне в черте Москвы, - 12(24). 12.1808, Москва], русский живописец-портретист. Сын крепостного. Учился в петерб. АХ (с 1760). С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. Изучая исполненные в России произв. Л. Токке и П. Ротари, Р. одним из первых рус. живописцев уверенно овладел приёмами зап.-европ. парадного портрета сер. 18 в. (портрет Екатерины И, 1763, Третьяков, гал. и Рус. музей, Ленинград). Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Р. (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я пол. 1760-х гг., Рус. музей), характеризуют его как продолжателя традиций рус. портрета 1-й пол. 18 в. В 1765 Р. переселился в Москву, где положил начало своеобразной " московской" ветви рус. портретного иск-ва. Сблизившись с наиболее просвещёнными моск. семьями (Воронцовы, Струйские и др.), с представителями интеллигенции той поры, Р. нашёл круг людей с созвучным ему образом мыслей, проникся показательным для моск. дворянства духом оппозиционности по отношению к петерб. укладу жизни, с его показным блеском и суетностью. В интимных портретах Р. 60-70-х гг. неприятие всего показного, внешне эффектного выступает в приглушённости общего настроения, в искренности, внутр. одухотворённости и в то же время затаённости чувств героев. Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (ок. 1765), А. И. Воронцова (кон. 1760-х гг.), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.), неизвестного в треуголке (1-я пол. 1770-х гг.; все - в Третьяков, гал.). Особенно привлекали Р. серьёзные юношеские лица. Они выступают на свет словно из глубокого мрака, исполненные поэтичности и проникнутые обаянием молодости, сквозящем в нежном цвете губ и румянце щёк, во влажном блеске глаз из-под тёмных полукружий бровей. Эмоциональное воздействие живописи Р. во многом зависит от всё преображающей силы света. Поток неяркого, но интенсивного света как бы утончает фигуры, часто не охватывая модель в целом, но лишь вызывая из темноты освещённую сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания в полутьме кружев, драгоценностей или муаровых лент. В 1780-е гг. в портретах Р. среда, атмосфера словно проясняются. На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцевой, 1780, Третьяков, гал.; супругов Суровцевых, 2-я пол. 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785; все три - в Рус. музее). Портреты, чаще всего овальные по формату, становятся наряднее и импозантнее, а всегда увлекавший Р. идеал человеческого достоинства и красоты осознаётся теперь как свойственное модели чувство высокого, нередко чуть высокомерного, духовного превосходства над окружающим. В позднем творчестве Р. сказывается общий для рус. иск-ва переход от утончённости рококо к ясности и строгости классицизма. Последние известные работы Р. относятся к 1790-м гг.

Лит.: Лебедев А. В., Ф. С. Рокотов, М. -Л., 1945; Лапшина Н., Ф. С. Рокотов, М., 1959. Г. Г. Поспелов.

РОКОШ (польск. rokosz, букв.- бунт, мятеж), в Речи Посполитой шляхетская конфедерация, направленная против короля. Юридич. основой права шляхты на Р. было зафиксированное в т. н. " Генриковых артикулах" 1573 и pacta conventa право на отказ в послушании королю (поп praestanda oboedientia). Одним из наиболее крупных был Р. под рук. М. Зебжидовского против Сигизмунда III в 1606-07.

РОКПЕЛНИС Фрицис [23.9(6.10). 1909, Гробиня, ныне Лиепайский р-н, - 15.9. 1969, Юрмала], латышский советский писатель, засл. деят. иск-в Латв. ССР (1959). Чл. КПСС с 1947. В 1931-33 учился в Рижском нар. ун-те. Печатался с 1929. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. Автор (совм. с Ю. Ванагом) гос. гимна Латв. ССР. Опубл. сб-ки стихов " Ткёт сестра звезду на знамени" (1950), " Ржаной хлеб" (1959; Гос. пр. Латв. ССР, 1960, рус. пер. 1962). Написал пьесы " Свет" (1945), " Юность Райниса" (1948), " Вспомни зелёные ели..." (1966) и др., сценарий фильма " Райнис" (совм. с В. Крепсом, 1949; Гос. пр. СССР, 1950), либретто первой латыш, сов. оперы " Рута" (совм. с Ю. Ванагом, 1942), оперы " К новому берегу" (1954) и др. В 1962-65 секретарь Правления Союза кинематографистов Латвии. Деп. Верх. Совета СССР 2-го созыва. Награждён 5 орденами.

Лит.: Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957; Latviesu literaturas vesture, 6 sej., Riga, 1962. И.В.Киршентале.

РОКРУА (Rocroi), город во Франции (деп. Арденны), в 16-19 вв. крепость, около к-рой 19 мая 1643 во время Тридцатилетней войны 1618-48 произошло сражение между франц. армией (22 - 23 тыс. чел.) под командованием герцога Л. Ангиенского (с 1646 принц Конде) и исп. войсками (26-28 тыс. чел.) под командованием наместника Исп. Нидерландов Ф. де Мело, осаждавшими крепость Р. Решительные манёвренные действия франц. кавалерии, нанёсшей удар в тыл противнику, привели к разгрому считавшейся ранее непобедимой исп. наёмной пехоты. Испанцы потеряли 14 тыс. чел., 24 орудия. Победа при Р. открыла франц. войскам путь в Исп. Нидерланды и позволила занять Эльзас.

РОКСОЛАНЫ (лат. Roxolani), название одного из скотоводч. сарматских племён, создавшего крупный военно-политич. союз кочевых племён с центром в Сев. Приазовье. В кон. 2 в. до н. э. Р. в союзе со скифами воевали в Крыму против понтийского полководца Диофанта. Во 2-1 вв. до н. э. отвоевали у скифов степи между Доном и Днепром. В 1 в. в. э. Р. занимали степи и к 3. от Днепра. Ок. 70 они совершили набег на Мёзию. Во 2-3 вв. Р. вели войны с Римом на Дунае, но, вероятно, значит, их масса продолжала обитать в причерноморских степях вплоть до нашествия гуннов (в 4 в. н. э.), уничтоживших сарматский союз и вовлекших часть Р. в свои походы.

РОКФЕЛЛЕР (Rockefeller) Нелсон Олдрич (р.8.7.1908, Бар-Харбор, шт. Мэн), политич. и гос. деятель США, республиканец. Род. в семье Джона Д. Рокфеллера, сына основателя династии финанс. магнатов Рокфеллеров. Окончил Дартмутский колледж. В 30-40-х гг. активно участвовал в деятельности рокфеллеровских нефт. компаний и банков. Занимал ряд ответственных правительств, постов, в т. ч. в сфере внеш. политики США: в 1940-44 руководитель управления координации по межамер. делам, в 1944-45 зам. гос. секретаря по делам Лат. Америки, в 1951-52 пред, консультативного совета по вопросам междунар. развития, в 1954-55 спец. помощник президента Эйзенхауэра по внешнеполитич. вопросам. В 1959-73 губернатор шт. Нью-Йорк. Р. считается в США представителем т. н. умеренно либерального крыла Республиканской партии. С дек. 1974 вице-президент США.

РОКФЕЛЛЕР ПЛАТО (Rockefeller Plateau), ледниковое плато в зап. части Земли Мэри Бэрд (Зап. Антарктида). Заснеженная поверхность Р. п., совершенно лишённая выходов коренных пород, плавно понижается от 1500 м на В. до 200-400 м на 3. (на границе с шельфовым ледником Росса). Толщина ледникового покрова 500-2000 м. Открыто в 1934 экспедицией США под начальством Р. Бэрда, названо именем Джона Д. Рокфеллера, финансировавшего экспедицию.

РОКФЕЛЛЕРЫ (Rockefeller), одна из крупнейших финанс.-пром. групп США. Основой её могущества послужил нефт. бизнес. В 1870 Джоном Д. Рокфеллером старшим (1839-1937) была создана компания " Стандард ойл", к-рая в кон. 19 в. монополизировала перегонку, переработку и продажу нефти и нефтепродуктов в США. В 20-х гг. группа заняла 2-е место среди восьми крупнейших монопо-листич. групп США, уступив 1-е место Морганам. После 2-й мировой войны 1939-45 Р. значительно расширили сферу влияния. К началу 70-х гг. общая сумма контролируемых активов достигла 124, 6 млрд. долл. Ядром современной пром.-финанс. империи Р. является по-прежнему нефтяная монополия " Стандард ойл компани (Нью-Джерси)", переименованная в 1972 в " Эксон", а также крупный коммерч. банк " Чейз Манхаттан банк", активы к-рого в 1973 достигли 36, 8 млрд. долл. Банк занимает 3-е место по сумме активов среди 50 крупнейших коммерч. банков США. Группа Р. обладает разветвлённой сетью кредитно-финанс. учреждений (банков, страховых компаний и др. финанс. учреждений). В сферу контроля Р. входит также коммерч. банк " Кемикал Нью-Йорк корпорейшен" (активы в 1973 - 18, 6 млрд. долл.) и две компании страхования жизни -" Метрополитен лайф" (активы в 1973 - 32, 0 млрд. долл.) и " Эквитебл лайф" (активы в 1973 - 17, 2 млрд. долл.). В структуре группы Р. под влиянием развития гос.-монопо-листич. капитализма и научно-технич. революции произошли значит, изменения. Интересы Р. в наст, время сосредоточиваются не только в нефт. пром-сти и банковской сфере, но и в др. отраслях пром-сти. В нач. 70-х гг. Р. контролировали многочисленные компании машиностроительной, электротехнич. и пищ. отраслей пром-сти. Однако основой финанс. могущества группы продолжает оставаться нефт. компания " Эксон". Её прибыли в 1972 составили (за вычетом налогов) 1, 5 млрд. долл. В нач. 70-х гг. компания занимала по сумме активов 2-е место после " Дженерал моторе" среди 500 крупнейших корпораций США. Группа Р. контролирует совместно с др. финанс. группами США ряд крупнейших амер. пром. корпораций (" Американ телефон энд телеграф", " Интернэшонал бизнес мэшинс", " Вестингауз электрик", " Мак-Доннелл - Дуглас эркрафт") и ведущих инвестиц. банков (" Стоун энд Уэбстер" и " Фёрст Бостон корпорейшен").

В нач. 70-х гг. группой руководили пять сыновей Джона Рокфеллера младшего. По амер. оценкам, личное состояние семьи Р. колеблется в пределах от 4 млрд. до 10 млрд. долл. Роль органи-зац. центра семейных капиталов выполняет компания " Рокфеллер бразерс инкорпорейтед", созданная в 1946. Она участвует в спекулятивных операциях и скупает акции небольших перспективных фирм.

Финанс.-пром. интересы Р. представлены во мн. районах мира. Р. оказывают заметное влияние на политич. жизнь США, и прежде всего на выборы президента и членов конгресса.

Лит.: Меньшиков С. М., Миллионеры и менеджеры, М., 1965, с. 57 - 58, 371, 373-74, 378; Фурсенко А., Династия Рокфеллеров, 2 изд., М., 1970; Жуков Е. Ф., Страховые монополии в экономике США, М., 1971; Беглов И., США: собственность и власть, М., 1971; Капиталистические и развивающиеся страны. Социально-экономический справочник, М., 1973, с. 217. Е. Ф. Жаков.

РОКФОРД (Rockford), город на севере США, в шт. Иллинойс, на р. Рок (левый приток Миссисипи). 140 тыс. жит. (1974), а с пригородами 268 тыс. жит. Трансп. узел. В пром-сти 55 тыс. занятых (1973). Произ-во станков, текст., швейных, с.-х. машин. Цем., мебельная, кож., бумажная пром-сть.

РОКХЕМПТОН (Rockhampton), город на В. Австралии, в шт. Квинсленд. 49, 8 тыс. жит. (1972). Порт на Тихом ок., в устье р. Фицрой; вывоз золота, кам. угля, концентратов медной руды, с.-х. продукции. Ж.-д. узел. Мясохладобойная, хлопкоочистит., хим. пром-сть. Произ-во оборудования для горной и пищ. пром-сти. Центр с.-х. р-на (кр. рог. скот, хлопчатник, сах. тростник). Близ Р.- добыча кам. угля, медной руды.

РОЛАН, Ролан де Л а Платье р (Roland de La Platiere) Жан Мари (18. 2. 1734, Тизи, Божоле, - 10.11.1793, Бур-Бодуэн, близ г. Руан), деятель Великой франц. революции. Накануне революции был инспектором мануфактур в Амьене, затем в Лионе. Автор неск. экономич. работ. В 1790 стал чл. Лионской коммуны. Будучи в 1791 в Париже, сблизился с жирондистами. В жирондистских пр-вах Р. занимал пост мин. внутренних дел (март - июнь 1792, авг. 1792 - янв. 1793). После падения жирондистов (июнь 1793) бежал в Нормандию, где, узнав о казни жены (Ж. М. Ролан), покончил с собой.

РОЛАН, Ролан де Ла Платье р (Roland de La Platiere) Жанна Мари (или Манон) (17.3.1754, Париж, - 8.11.1793, там же), деятель Великой французской революции; жена Ж. М. Ролана. Обладая незаурядным умом и широким кругозором, оказывала влияние на своего мужа, принимала участие в политич. делах жирондистов (составляя отд. документы и т. д.). В её салоне встречались вожди жирондистов (М. Ж. Кондорсе, Ж. Петион и др.), высоко ценившие Р. и считавшиеся с её мнением. После установления якобинской диктатуры (1793) была арестована. В тюрьме написала воспоминания. Гильотинирована.

Соч.: Memoires, v. 1-2, P., 1905; Lett* res, v. 1-2, P., 1913-15.

РОЛАНД (Roland) (г. рожд. неизв.- ум. 778), маркграф Бретонской марки, в 778 командовавший в исп. походе Карла Великого отрядом бретонцев. Отличился в бою с басками в Ронсевальском ущелье; погиб, прикрывая отступление франков через Пиренеи. Стал героем эпоса (см. " Песнь о Роланде"), а затем - поэм итал. поэтов кон. 15 - нач. 16 вв. (М. Боярдо " Влюблённый Роланд", Л. Ариосто " Неистовый Роланд").

РОЛАНД-ХОЛСТ, Роланд Гольст-ван дер Схалк (Roland Hoist-van der Schalk) Хенриетта (24.12.1869, Нордвейк, -28.11.1952, Амстердам), деятель нидерл. социалистического движения, писательница. В 1897 вступила в С.-д. рабочую партию Нидерландов (СДРПН), вошла в редакцию теоретич. ежемесячника " Ньиве тейд" (" De Nieuwe Tijd"). В 1907-09 редактировала газету голл. левых " Трибюн" (" De Tribune"), затем отошла от трибунистов. В 1912 вышла из СДРПН и в 1915 возглавила Революц. социалистич. союз. Участвовала в Циммервалъдской конференции 1915; позже примкнула к " Циммервальдской левой", сотрудничала в её органе " Форботе" (" Vorbote"). Приветствовала Окт. революцию 1917. С 1918 чл. Коммунистич. партии Нидерландов (КПН). Участница 3-го конгресса Коминтерна (1921). В 1927 порвала с КПН, перешла на позиции христ. социализма. В годы нем.-фаш. оккупации Нидерландов (май 1940 - нач. мая 1945) участвовала в Движении Сопротивления. После освобождения страны нек-рое время сотрудничала в троцкистском органе " Влам" (" De Vlam").

Первый сб-к стихов Р.-Х.- " Сонеты и стихи в терцинах" (1895). Поэзия Р.-Х., в к-рой заметно влияние П. Б. Шелли, пронизана революц. пафосом: сб-ки " Дорога вверх" (1907), " Женщина в лесу" (1912), " Потерянные границы" (1918) и др. В стихотворных лирич. драмах " Восставшие" (1910), " Жертва" (1921), " Дети" (1922) воспевается Революция 1905-07 в России. Лирико-эпич. поэма " Героическая сага" (1927) поев. СССР. В нек-рых произв. 20-х, а затем и 30-х гг. возникают идеи жертвенности, гандизма (сб-ки стихов " Между двумя мирами", 1923, " Между Временем и Вечностью", 1934). Автор драмы " Томас Мор" (1912), очерков " Герой и толпа" (1920), " Толстой" (1930). В сб-к " Из самой глубины" (1946) вошли антифаш. стихи Р.-Х. В 1949 опубл. автобиографич. кн. " Огонь продолжает гореть". Р.-Х.-автор исследований " Социализм и литература" (1899), " Коммунизм и мораль" (1925), " Поэзия и обновление общества" (1935).

Соч.: Bloemlezing uit de gedichten, Rotterdam, 1951; в рус. пер.- Всеобщая стачка и социал-демократия, СПБ, 1906; Этюды о социалистической эстетике, М., 1907; Лирические драмы, П., 1922; Жан Жак Руссо. Его жизнь и сочинения, М., 1923.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 150; Verhoeven B., De zielegang van H. Roland Hoist, Utrecht, 1939; Proost K. F., H. Roland Hoist en haar strijd om gemeenschap, Aarnhem, [1937]; Weevers Th., Beeldspraak, klank en bouw van " De nieuwe geboort", Amst., 1957. Г. Г. Бауман, И. В. Волевич.

РОЛЕВАЯ БУМАГА, рулонная бумага, основной печатный материал в виде длинной (до 7000 м) бум. ленты, намотанной на картонную втулку. Ширина Р. б. для книг и журналов от 60 до 120 см, для газет - от 42 до 168 см (СССР).

РОЛИ (Raleigh), город на Ю.-В. США, адм. центр шт. Сев. Каролина. 144 тыс. жит. (1974), а с соседним г. Дарем и общей пригородной зоной 470 тыс. жит. Транспортный узел. Текст., табачная, хим., бум. пром-сть. С.-х. машиностроение. Электроника. Торговля хлопком и табаком. 2 ун-та. Р. осн. в 1792.

РОЛИКОБЕЖНЫЙ СПОРТ (англ, roller-skating, от roller - ролик и skating - катание, скольжение), включает хоккей, фигурное катание и скоростной бег на роликовых коньках.

Наибольшее развитие получил хоккей, или ринк-хоккей (rink-hockey). В каждой команде 4 полевых игрока и вратарь. Размеры площадки 34-40 м X X 17-18 м, покрытие деревянное, асфальтовое, синтетич. или каменное, высота бортика не менее 20 см. Клюшка деревянная, с изогнутым крюком, длина 90-115 см, масса не св. 500 г; окружность мяча 23 см, масса 155 г. Конёк состоит из четырёх роликов (диаметром не менее 3 см). Спортивная экипировка аналогична принятой в хоккее с шайбой. Продолжительность игры - 2 периода по 20 мин т. н. чистого времени. Положение вне игры не фиксируется, применение силовых приёмов запрещено, что делает игру динамичной. Зародился в 1903 в Англии; в нач. 20 в. получил распространение в ряде европ. стран (Германия, Швейцария, Бельгия, Франция). С 1926 проводятся чемпионаты Европы, с 1936 - мира (каждые два года). В 20-30-х гг. бессменным чемпионом Европы (12 раз) и мира (2 раза) была команда Англии. В 1947-72 11 раз чемпионом мира была команда Португалии и 6 раз Испании. С 1926 проводятся соревнования на Кубок наций, с 1962 - чемпионат Европы среди юниоров, с 1966 - на Кубок чемпионов европ. стран. В 1974 нац. соревнования проводились в 40 странах. Среди сильнейших в мире - сборные команды Италии, Аргентины, ФРГ, Нидерландов, Бельгии, Австралии, США, Японии.

Фигурное катание (artistic skating). Соревнования проводятся по той же программе, что и в фигурном катании на льду - одиночные для мужчин и женщин, спортивных пар и по танцам. Фигуры и движения подобны принятым в катании на льду. Фигуристы выступают обычно на площадке для ринк-хоккея и на таких же коньках. Как вид спорта начало развиваться с 1910 в Англии. С 1937 проводятся чемпионаты Европы, с 1947 - мира, с 1971 - чемпионаты Юж. Америки, в международных соревнованиях участвует ок. 30 стран всех континентов (1974). Сильнейшие фигуристы - спортсмены США (мужчины и танцевальные пары) и ФРГ (женщины и спортивные пары).

Скоростной бег (speed) - старейший вид Р. с., его появление связано с изобретением в 1815 франц. инженером Гарсином роликовых коньков. В течение 19 в. катание на таких коньках стало популярным во мн. странах. В 1910 в Остенде (Бельгия) состоялись первые соревнования по скоростному бегу. Совр. соревнования проводятся на спец. дорожках (часто используются основания конькобежных дорожек с искусств, льдом) и на шоссе (чемпионаты мира на шоссе не проводятся). Для бега применяются коньки облегчённого типа. Дистанции: 500, 1000, 5000, 10000 и 20 000 м - для мужчин, 500, 1000, 3000 и 5000 м - для женщин. Рекордные результаты (1974) у мужчин: на 500 м - 45, 8 сек; на 1000 м - 1 мин 29, 7 сек; на 5000 м - 7 мин 55, 0 сек; на 10 000 м - 15 мин 49, 7 сек; на 20000 м - 31 мин 59, 2 сек; у женщин: на 500 м - 1 мин 1, 5 сек; на 1000 м - 2 мин 35, 5 сек; на 3000 м - 6 мин 51, 6 сек; на 5000 м - 12 мин 10, 8 сек.

Проводятся чемпионаты мира (с 1910, раз в 2 года) и континентов. Сильнейшие роликобежцы - спортсмены Италии и Англии (мужчины), Бельгии, Италии и Испании (женщины).

Междунар. федерация Р. с. (ФИРС) осн. в 1924, объединяет 40 нац. федераций (1974). В 1949 ФИРС признана Междунар. олимпийским к-том как федерация, руководящая неолимпийским видом спорта.

В СССР Р. с. не культивируется, катание на роликовых коньках используется для предсезонной подготовки конькобежцев, хоккеистов и лыжников.

А. Л. Лейкин.

РОЛИКОПОДШИПНИК, подшипниккачения, у к-рого телами качения являются цилиндрич. или конич. ролики.

РОЛЛ (от нем. Rolle - каток, валик), аппарат периодич. действия для размола волокнистых материалов в произ-ве бумаги. Впервые был применён в Голландии на рубеже 17-18 вв. Представляет собой ванну объёмом 3-18 м3, разделённую на две части (канала). В одном из каналов установлен ножевой размалывающий барабан, под к-рым закреплены ножи, собранные в т. н. планки. При прохождении водной суспензии, содержащей 3-7% (по массе) волокнистого материала, между ножами планки и вращающегося барабана материал размалывается и перебрасывается ножами барабана через перегородку (горку) в другой (оборотный) канал, по к-рому самотёком направляется снова к барабану. Р. применяют при получении нек-рых видов тонкой бумаги. В целлюлозно-бумажной промышленности заменяется более производит, аппаратами непрерывного действия: конич. и дисковыми мельницами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал