Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение древнеримской культуры 26 страница






Наследуя традиции иск-ва средневековья, исп. барокко и англ. Ренессанса, романтики раскрыли необычайную сложность, глубину и антиномичность внутреннего, субъективного человека, внутреннюю бесконечность индивидуальной личности. Человек для них - малая вселенная, микрокосмос. Напряжённый интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к " ночной" её стороне, тяга к интуитивному и бессознательному - сущностные черты романтич. иск-ва. Столь же характерна для Р. защита свободы, суверенности и самоценности личности (в к-рой, по мысли Шеллинга, весь " пафос земного", вся " острота жизни"), повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Принцип личности служил как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидов в бурж. обществе, но одновременно и от безжалостной десницы истории и гос-ва.

Вслед за Дж. Вико и И. Г. Гердером романтики глубоко интересовались неповторимым в нации (своеобразными, первоосновными чертами нац. характера, особенностями нац. духа и культуры), а также своеобразием и самоценностью различных историч. эпох. Требование историзма и народности искусства, верного воссоздания колорита места и времени - одно из важнейших непреходящих завоеваний романтич. теории иск-ва. Историзм мышления романтиков особенно наглядво и целостно реализовал себя в созданном ими жанре историч. романа (Ф. Купер, Виньи, В. Гюго и перераставший рамки романтизма В. Скотт), в трудах историков франц. романтич. школы (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. О. Менье). Бесконечное разнообразие местных, эпохальных, национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело в глазах романтиков определённый филос. смысл: оно было обнаружением богатства единого мирового целого - универсума.

В области эстетики Р. противопоставил классицистич. " подражанию природе" творч. активность художника, преображение реального мира. Художник создаёт свой, особый мир, более прекрасный и истинный, а потому и более реальный, нежели эмпирич. действительность, ибо само иск-во, творчество являет собой сокровенную суть, глубинный смысл и высшую ценность мира, а значит и высшую реальность. Произв. иск-ва уподобляются живому организму, а художеств, форма истолковывается не как внешняя оболочка содержания, а как нечто вырастающее из его глубин и неразрывно с ним связанное. Романтики страстно защищают творч. свободу художника, его фантазию и отвергают нормативность в эстетике, рационалистич. регламентацию в иск-ве. Гений не подчиняется правилам, но творит их - эта мысль И. Канта усвоена теоретиками Р.

Романтики обновили художеств, формы: создали жанр историч. романа, фантастич. повести, лиро-эпич. поэмы, реформировали сцену. Блестящего расцвета достигла в эпоху Р. лирика. Возможности поэтич. слова были расширены за счёт многозначности, ассоциативности, сгущённой метафоричности, а также за счёт открытий в области стихосложения, метра, ритма. Романтики проповедовали разомкнутость лит. родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез иск-ва, философии, религии. Они заботились о музыкальности и живописности лит-ры, смело смешивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное, тяготели к фантастике, гротеску, демонстративной условности формы. Высшие художеств, достижения Р.- гротескно-сатирич. изображение мира, открытие " субъективного" человека, проникновенное воссоздание природы и др.- были унаследованы реализмом 19 в.

Классич. страной Р. была Германия. События Великой франц. революции, ставшие решающей социальной предпосылкой интенсивного общеевроп. развития Р., были пережиты здесь преим. " идеально". Это способствовало перенесению обществ, проблем в сферу спекулятивной философии, а также этики И особенно - эстетики. В эпоху, когда разочарование в бурж. преобразованиях и их последствиях становится всеобщим, своеобразные черты духовной культуры Германии получают всеевроп. значение и оказывают сильнейшее воздействие на обществ, мысль, эстетику, лит-ру, иск-во др. стран. Однако в конкретных национально-историч. условиях каждой страны идеи нем. романтиков нередко получают специфич. интерпретацию, обретают иной, иногда противоположный смысл.

Основы романтич. миросозерцания и романтич. эстетики заложены были нем. писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, бр. Ф. и А. Шлегели, Тик; систематич. форму романтич. философия иск-ва получила в лекциях А. Шлегеля и трудах примыкавшего к иенцам Ф. Шеллинга). Иенцы же создали первые образцы иск-ва Р.: комедия Тика " Кот в сапогах" (1797), лирич. цикл " Гимны к ночи" (1800) и роман " Генрих фон Офтердин-ген" (1802) Новалиса, ряд фантастич. повестей. Прогрессивные национально-освободит. идеи и культ античности характерны для выдающегося поэта-романтика Ф. Гёльдерлина, стоявшего вне иенского содружества.

Второе поколение нем. романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, нац. старине, фольклору. Важнейшим вкладом в нем. культуру явился сборник нар. песен " Волшебный рог мальчика" (1806-08), составленный Л. Арнимом и Брентано, а также " Детские и семейные сказки" (1812-14) бр. Я. и В. Гримм. Высокого совершенства достигла лирич. поэзия (И. Эйхендорф). Опираясь на мифологич. идеи Шеллинга и бр. Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, науч. направления в фольклористике и литературоведении - мифологической школы.

В позднем нем. Р. нарастают мотивы трагич. безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение к совр. обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы и повести Гофмана). Идеи и художеств, принципы Гофмана оказали сильное влияние на последующую лит-ру как реалистическую (О. Бальзак, Ч. Диккенс, Ф. М. Достоевский), так и символистскую (иррациональные и мистич. мотивы). Демократич. идеи позднего Р. нашли своё выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне, справедливо называвшего себя " последним романтиком" (он выходит за рамки собственно Р. и подвергает его наследие критич. пересмотру).

Для англ. Р. характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости, даже катастрофичности историч. процесса. Неприятие современного пром. общества, идеализация старины, добуржуазных, патриархальных отношений, воспевание природы, простых, естеств. чувств - осн. мотивы поэтов " озёрной школы": У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути. Не веря в возможность разумного переустройства мира, они утверждали христ. смирение, религиозность, проникновение в иррациональное начало человеческой психики. Интерес к нац. старине, к устной нар. поэзии отличает творчество Скотта - автора романтич. поэм на ср.-век. сюжеты и основоположника жанра историч. романа в европ. лит-ре. Гимном красоте мира и прекрасной человеческой природе может быть названа поэзия Дж. Китса, входившего в группу " лондонских романтиков" (её составили также эссеисты и критики Ч. Лэм, У. Хэзлитт, Ли Хант).

Настроениями борьбы и протеста проникнуто творчество Байрона и Шелли. Их объединяет политич. пафос, резко отрицат. отношение к существующему обществ, строю, сочувствие к угнетённым и обездоленным, защита прав человеческой личности, страстная устремлённость в будущее. Однако неясность политич. идеалов и перспектив обществ, развития рождала в творчестве Байрона чувство трагич. безысходности, " мировую скорбь". Созданные им титанич. образы мятежников-индивидуалистов оказали сильнейшее воздействие на всю европ. лит-ру (т. н. байронизм).

Во Франции, где особенно сильны были традиции классицизма, Р. встретил наибольшее противодействие и утвердился в лит-ре лишь к нач. 1820-х гг. Его отличает связь с наследием Просвещения и с предшествующими художеств, традициями, большая обращённость к современности, к актуальной социально-политич. проблематике. Формирование франц. Р. связано гл. обр. с жанром лирич. интимно-психологич. романа и повести: " Атала" (1801) и " Рене" (1802) Шатобриана, " Дельфина" (1802) и " Коринна, или Италия" (1807) Ж. Сталь, " Оберман" (1804) Э. П. Сенанкура, " Адольф" (1815) Б. Констана. В эпоху господства Р. блестящего расцвета достигает поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш. О. Сент-Бёв, М. Деборд-Вальмор). В результате ожесточённой борьбы с защитниками старого иск-ва романтич. драма (А. Дюма-отец, Гюго, Виньи, Мюссе) прочно утверждается на театр, подмостках. Дальнейшее развитие получает жанр романа: психологического (Мюссе), исторического (Виньи, раннее творчество Бальзака, П. Мериме), социального (Гюго, Жорж Санд, Э. Сю). Романтич. критика представлена трактатами Сталь, теоретич. выступлениями Гюго, этюдами и статьями Сент-Бёва, родоначальника биографического метода.

Р. получил распространение и в др. европ. странах: Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Испании (X. де Эспронседа, Соррилья-и-Мораль), Австрии (драмы Грильпарцера, поэзия Н. Ленау), Дании (А. Эленшлегер), Швеции (Э. Тегнер), Венгрии (Петёфи), Румынии (М. Эминеску); он составил целую эпоху в развитии польской лит-ры (А. Мицкевич, Ю. Словацкий, 3. Красиньский, Ц. Норвид).

Утверждение нац. независимости во многом определяло развитие Р. в США; его отличает большая, чем в европ. странах, близость к традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У. Ирвинг, Купер, У. К. Брайант), оптимистич. иллюзии в ожидании будущего Америки, слабая реминисцентность относительно прошлых эпох (средневековья, Возрождения, барокко), заново открытых европ. Р. Для зрелого амер. Р. (По, Хоторн, Г. У. Лонгфелло, Г. Мелвилл и др.) характерны большая напряжённость и многозначность поисков позитивных ценностей и большая усложнённость. Выделяется особое течение - трансцендентализм (Р. У. Эмерсон, Г. Торо, Хоторн), подвергший критике индустриализацию и урбанизацию и провозгласивший культ природы и простой жизни. Р. своеобразно преломился также в нек-рых лит-pax Лат. Америки и Азии.

Социально-историч. предпосылки зарождения Р. в России - обострение кризиса крепостнич. системы, общенац. подъём 1812, формирование дворянской революционности. Романтич. идеи, настроения, художеств, формы явственно обозначились в рус. лит-ре на исходе 1800-х гг. Первоначально, однако, они скрещивались с разнородными доромантич. традициями сентиментализма (Жуковский), анакреонтич. " лёгкой поэзии" (К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, юный Пушкин, Н. М. Языков), просветительского рационализма (поэты-декабристы - К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский и др.). Вершиной рус. Р. первого периода (до 1825) явилось творчество Пушкина (ряд романтич. стихотворений и цикл " южных поэм").

После 1825 в связи с поражением декабристов романтич. начала усиливаются, обретают самостоят, выражение (позднее творчество писателей-декабристов, филос. лирика Е. А. Баратынского и поэтов - " любомудров" - Д. В. Веневитинова, С. П. Шевырёва, А. С. Хомякова). Получает развитие романтич. проза (А. А. Бестужев-Марлинский, ранние произв. Н. В. Гоголя, А. И. Герцена). Вершиной второго периода стало творчество М. Ю. Лермонтова. Иное вершинное явление рус. Р. и одновременно завершение романтической традиции в рус. лит-ре - филос. лирика Ф. И. Тютчева.

Начиная с 1840-х гг. Р. в основных европ. странах уступает ведущее положение критич. реализму и отходит на второй план (см. Реализм). Однако традиции Р. остаются действенными на протяжении всего 19 в., обретя новые импульсы и силы в кон. 19 - нач. 20 вв. вт. н. неоромантизме. Термин " неоромантизм", не имеющий единого и устойчивого науч. применения и не соответствующий к.-л. целостной эстетич. программе, общей поэтич. системе, относится скорее ко всему разнообразному комплексу, умонастроений и художеств, поисков, характерному для бурж. гуманитарной культуры рубежа 19-20 вв. Неопределённость этого понятия усиливается сочетанием (иногда смыканием) неоромантич. тенденций с тенденциями неоклассицизма (" идеальная" реакция на возросший антагонизм общества, на господствующий в идеологии позитивизм, отрицание натурализма в лит-ре и иск-ве). И всё же неоромантизм тесно связан с Р.: не столько темами и мотивами, не столько их специфич. трактовкой и формальным строем произв., сколько умонастроением, общими принципами поэтики - отрицанием всего обыденного и прозаического, " раздвоенностью" рефлексирующего творч. сознания, обращением к иррациональному, " сверхчувственному", склонностью к гротеску и фантастике, обновлением художеств, формы с установкой на главенство муз. начала, тяготением к синтезу всех искусств и др. Так понимаемый неоромантизм объединяет разные явления символизма в европ. лит-pax (творчество П. Верлена, С. Малларме, А. Рембо, Ж. Мореаса и др. во Франции; М. Метерлинка и Э. Верхарна в Бельгии; Р. Рильке и Г. фон Гофмансталя в Австрии; С. Георге в Германии; Д. Мережковского, 3. Гиппиус, К. Бальмонта, А. Ремизова, Ф. Сологуба и др. в России), а также в разной мере близкие символизму " эстетизм" У. Патера и О. Уайльда в Англии, творчество Г. Ибсена и К. Гамсуна в Норвегии, Г. Гауптмана в Германии. Проступавшим в символизме и близких ему доктринах мотивам декадентства (пессимизм, мистич. эзотеричность) в широких границах неоромантизма противостояли возникающие в эту эпоху как в импрессионизме, так и в реализме тенденции к романтич. преображению действительности, героической приподнятости, к утверждению действенности духовных ценностей (напр., Г. Гауптман, Р. Хух-Германия, Дж. Пасколи, А. Фогаццаро- Италия, Э. Ростан - Франция). В строгом значении термин " неоромантизм" общепринят применительно к своеобразной линии англ, лит-ры кон. 19 - нач. 20 вв., связанной с разработкой таких жанров, как приключенческий (Дж. Конрад, Р. Хаггард, Р. Киплинг), исторический (Р. Л. Стивенсон, А. Конан Доил), детективный (Г. К. Честертон). Англ, неоромантизм противостоит как символизму, так и натурализму.

В дальнейшем традиции Р. оказались близки художникам, остро ощущавшим кризис бурж. общества и бурж. культуры. Прямое и опосредованное воздействие идейно-творч. установок Р. ощутимо в экспрессионизме, отчасти в поэзии сюрреализма и нек-рых др. авангардистских течениях.

Романтич. пафос преобразования жизни, высота романтич. идеалов оказались близкими советскому иск-ву и обусловили обращение к наследию романтиков мн. писателей социалистич. реализма.

В музыке Р. как направление складывается в 1820-е гг.; завершающий период его развития, получивший назв. неоромантизма, охватывает последние десятилетия 19 в. Ранее всего музыкальный Р. проявился в Австрии (Ф. Шуберт), Германии (Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Л. Шпор, Ф. Мен-дельсон-Бартольди, Р. Шуман, Р. Вагнер и др.) и Италии (Н. Паганини, В. Беллини, ранний Дж. Верди и др.), несколько позднее - во Франции (Г. Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер и др.), Польше (Ф. Шопен), Венгрии (Ф. Лист). В каждой стране он обретал нац. форму; порой и в одной стране складывались различные романтич. течения (лейпцигская школа и веймарская школа в Германии). В ряде стран Р., не получив целостного самостоятельного выражения, проявился в творчестве отдельных композиторов (А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский, ранний М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков и др. " кучкисты", П. И. Чайковский и А. Н. Скрябин в России, Б. Сметана и А. Дворжак в Чехии, Э. Григ в Норвегии и др.). В Австрии и Германии важные романтич. черты получили развитие в творчестве И. Брамса, А. Брукнера, Р. Штрауса и др.

Наряду с общими для всего художеств. Р. оощественно-историч. предпосылками формирование муз. Р. определялось также влиянием лит. Р. и всем ходом внутр. развития музыки. Если эстетика классицизма ориентировалась на пластические иск-ва с присущими им устойчивостью и завершённостью художеств, образа, то для романтиков выражением сути искусства стала музыка как воплощение бесконечной динамики внутр. переживаний.

Муз. Р. воспринял такие важнейшие общие тенденции Р., как антирационализм, примат духовного и его универсализм, сосредоточенность на внутр. мире человека, бесконечности его чувств и настроений. Отсюда особая роль лирич. начала, эмоциональная непосредственность, свобода выражения. Как и романтич. писателям, муз. романтикам присущ интерес к прошлому, к далёким экзотич. странам, любовь к природе, преклонение перед нар. иск-вом. В их сочинениях были претворены многочисл. нар. сказания, легенды, поверья. Нар. песню они рассматривали как праоснову профессионального муз. иск-ва. Фольклор был для них подлинным носителем нац. колорита, вне к-рого они не мыслили иск-ва.

Романтич. музыка существенно отличается от предшествующей музыки венской классич. школы (см. Австрия, раздел Музыка); она менее обобщена по содержанию, отображает действительность не в объективно-созерцат. плане, а через индивидуальные, личные переживания человека (художника) во всём богатстве их оттенков; ей свойственно тяготение к сфере характерного и вместе с тем - портретно-индивидуального, при этом характерное фиксируется в двух осн. разновидностях - психологической и жан-рово-бытовой. Гораздо шире представлены ирония, юмор, даже гротеск; одновременно усиливается национально-патриотич. и героико-освободит. тематика (Шопен, а также Лист, Берлиоз и др.). Большое значение приобретают муз. изобразительность, звукопись.

Существенно обновляются выразит, средства. Мелодия становится более индивидуализированной, рельефной, характеристичной, внутренне изменчивой, " отзывчивой" на тончайшие сдвиги душевных состояний; гармония и инструментовка - более богатыми, яркими, красочными; в противовес уравновешенным и логически упорядоченным структурам классиков возрастает роль сопоставлений, свободных сочетаний разнохарактерных эпизодов.

В соответствии с общими тенденциями романтич. эстетики мн. композиторы-романтики стремились к синтезу иск-в. Синтетич. жанры, обновившись, приобрели в эпоху Р. особое значение. Так, скромную прежде песню Шуберт, а позднее Шуман, Лист и X. Вольф сделали носителем глубокого содержания и вывели на одно из самых почётных мест среди других жанров. В качестве разновидности песни большое развитие получает вокально-инструментальная баллада. Складывается и достигает расцвета жанр песенного цикла (" Прекрасная мельничиха" и " Зимний путь" Шуберта, " Любовь и жизнь женщины" и " Любовь поэта" Шумана и др.).

Центром внимания мн. композиторов стал наиболее синтетич. жанр - опера, основанная у романтиков гл. обр. на сказочно-фантастических, " волшебных", рыцарско-приключенч. и экзотич. сюжетах. Первой романтич. оперой была " Ундина" Гофмана; позднее большой вклад внёс Вебер (оперы " Вольный стрелок", 1820; " Эврианта", 1823; " Оберон", 1826, и др.); романтич. оперы создали также Г. Мар-шнер и А. Лорцинг, Беллини и Верди, Берлиоз, Обер, Мейербер. и др. Вагнер, романтически переосмысливая оперу, выдвинул идею " объединяющего все искусства произведения" (Gesamtkunstwerk) и пытался осуществить её в зрелых операх (" Летучий голландец", 1841; " Лоэнгрин", 1848; тетралогия " Кольцо нибелунга", 1854-74; " Тристан и Изольда", 1859; " Нюрнбергские мейстерзингеры", 1867; " Парсифаль", 1882).

В инструментальной музыке остались определяющими жанры симфонии, камерного инструментального ансамбля, сонаты для фп. и для др. инструментов, однако они были преобразованы изнутри. Напр., в сонатно-симф. циклах стали главенствовать не драматич. напряжение и логика развития темы, а свободное сопоставление отд. эпизодов, " картин настроений" (симфонии, камерные ансамбли и сонаты Шуберта и Шумана). Общая лирич. направленность обусловила в сонате и симфонии большую, чем прежде, роль песенности, напевного начала. В инструментальных соч. разных форм ярче сказываются тенденции к муз. живописи. Возникают новые жанровые разновидности, напр. симфонич. поэма, сочетающая черты сонатного аллегро и сонатно-симфонич. цикла; её появление связано с тем, что муз. программность выступает в Р. как одна из форм синтеза иск-в, обогащения инструментальной музыки через единение с лит-рой. Программность становится важной не только в симфонич. музыке, но и в др. видах муз. инструментализма, в т. ч. в фп. музыке. Новым жанром явилась также инструментальная баллада. Склонность романтиков к восприятию жизни как пёстрой череды отд. состояний, картин, сцен обусловила развитие различного рода миниатюр и их циклов (В. Томашек, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, молодой Брамс).

В музыкально-исполнительском иск-ве Р. проявился в эмоциональной насыщенности исполнения, богатстве красок, в ярких контрастах, виртуозности (Паганини, Шопен, Лист). В муз. исполнительстве, как и в творчестве менее значит, композиторов, романтич. черты нередко совмещаются с внешней эффектностью, салонностью.

Романтич. музыка остаётся непреходящей художеств, ценностью и живым, действенным наследием для последующих эпох.

В театр, иск-ве Р. сформировался в 1810-40-х гг. При всём на-ционально-историч. различии творчество крупнейших актёров-романтиков - Э. Кина (Англия), Л. Девриента (Германия), Г. Модены и А. Ристори (Италия), П. Бокажа, М. Дорваль, Фредерика-Леметра (Франция), П. С. Мочалова (Россия), Э. Форреста, Ш. Кашмен (США), Г. Эгрешши (Венгрия) и др.- сближали глубокий гуманизм, ненависть к филистеру и буржуа, протест против царящей в мире бесчеловечности.

Основой театр, эстетики стали воображение и чувство. Восстав против клас-сицистского принципа " облагороженной природы", актёры сосредоточили внимание на изображении контрастов и противоречий человеческой жизни. Общественный пафос, страстность обличения, верность идеалу определили бурную эмоциональность, яркую драматич. экспрессию иск-ва актёров, стремит, жест. Однако романтич. мироощущение несло в себе и опасность творч. субъективизма (акцентирование исключительного, причудливого); эмоциональность иногда подменялась риторич. эффектами, мелодраматизмом.

Романтич. театр впервые утвердил сце-нич. переживание (непосредственность, правдивость и искренность игры) как осн. содержание актёрского творчества. Р. обогатил выразит, средства театра (воссоздание " местного колорита", историч. верность декораций и костюмов, жанровая правдивость массовых сцен и постановочных деталей); его художеств, свершения подготовили и во многом определили осн. принципы реалистич. театра. С традициями высокого, героич. Р. связано в России иск-во М. Н. Ермоловой, А. И. Южина, П. Адамяна, В. С. Алек-си- Месхишвили, М. К. Заньковецкой, Г. Араблинского, позднее - Ю. М. Юрьева, А. А. Остужева, В. К. Папазяна, М. Касымова, Ш. Бурханова, А. Хоравы, А. Хидоятова, Н. Д. Мордвинова и др.

В изобразит, иск-ве Р. наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо - в скульптуре. (В архитектуре Р. получил слабое отражение, повлияв гл. обр. на садово-парковое иск-во и архитектуру малых форм, где сказалось увлечение экзотич. мотивами, а также на направление т. н. ложной готики.) В кон. 18 - нач. 19 вв. черты Р. в разной мере уже присущи: в Англии - живописным и графич. произв. швейцарца И. Г. Фюсли, в к-рых сквозь классицистич. ясность образов нередко прорывается мрачный, изощрённый гротеск; живописи и графике (а также поэзии) У. Блейка, проникнутым мистическим визионерством; в Испании - позднему творчеству Ф. Гойи, исполненному безудержной фантазии и трагич. пафоса, страстного протеста против феод, и нац. гнёта и насилия; во Франции - приподнято-взволнованным портретам, созданным Ж. Л. Давидом в период Великой франц. революции, ранним напряжённо-драматич. картинам и портретам А. Ж. Гро, пронизанным мечтательным лиризмом (порой экзальтацией образов) работам П. П. Прюдона и противоречиво сочетающим романтич. тенденции с ака-демич. нормами произведениям А. Л. Жи-роде-Триозона и Ф. Жерара.

Наиболее последоват. школа Р. сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и отвлечённым рационализмом официального иск-ва академич. классицизма. Основателем романтич. школы явился Т. Жерико, смелый новатор в живописи, в творчестве к-рого всё более нарастали протест против окружающей действительности и стремление откликаться на исключит, события современности; признанным главой школы с 1820-х гг. стал Э. Делакруа, создавший ряд картин, проникнутых революц. пафосом, особенно полно и ярко воплотивший тяготение Р. к большим темам, эмоциональной насыщенности образов, поискам новых выразительных средств живописи. К ним примыкали А. Г. Декан, пейзажисты Ж. Мишель и П. Юэ, скульпторы П. Ж. Давид д'Анже, А. Л. Бари и Ф. Рюд. Отвергая в настоящем всё обыденное и косное, обращаясь только к кульминационным, драматически острым моментам совр. истории, франц. романтики находили темы и сюжеты в историч. прошлом, легендах и фольклоре, в экзотич. жизни Востока, в произв. Данте, Шекспира, Байрона, Гёте - создателей монументальных образов и сильных характеров. В портрете главным для романтиков было выявление яркой индивидуальности, напряжённой духовной жизни человека, движения его мимолётных чувств; отголоском человеческих страстей становится и романтич. пейзаж, в к-ром подчёркивается мощь природных стихий. Отстаивая неогранич. свободу творчества, его раскрепощение от академич. канонов, романтики стремились придать образам мятежную страстность и героич. приподнятость, воссоздать натуру во всех её неожиданных и неповторимых проявлениях, в напряжённо-выразительной взволнованной художеств, форме. Классицистич. " подражанию природе" и следованию антич. образцам они противопоставили принцип преображения реальности, творч. активность художника, создающего новую, прекрасную и истинную реальность. В противовес классицизму, романтики придавали композиции повыш. динамику, объединяя формы бурным движением и прибегая к резким объёмно-пространств. эффектам, использовали яркий, насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, тёплых и холодных тонов, сверкающую и лёгкую, нередко обобщённую манеру письма. Франц. романтики сделали более массовым иск-во графики, создав новые гибкие формы в литографии и книжной ксилографии (Н. Т. Шарле, А. Девериа, Ж. Жигу и др.). С романтич. школой связано и демократическое в своей идейной основе творчество крупнейшего графика-карикатуриста О. Домье, на живопись к-рого Р. повлиял особенно сильно. Разрыв между высокими идеалами и будничной жизнью, идеализация далёких от повседневности явлений, подчёркнутый индивидуализм мировосприятия, склонность к театрализации мотивов, свойственные Р. в целом, нередко переходили в трагич. пессимизм, апологию средневековья, крайне субъективную окраску образов и их мелодраматич. патетику. Консервативные тенденции Р., порой приводившие к открытому культу монархии и религии, нашли проявление в творчестве мн. франц. романтиков (Э. Девериа, А. Шеффер и др.) и повлияли также на Ж. О. Д. Энгра, лидера враждебного Р. позднего классицизма, и его учеников (Т. Шассерио и др.). Особенно многочисленны были художники, придерживавшиеся " золотой середины" и эклектически соединявшие романтические принципы с академизмом, трактовавшие романтическую тематику в поверхностно-эффектном салонном и академическом духе (П. Деларош, О. Берне, Э. Месонье и Др.). Романтич. веяниями по-разному было захвачено раннее творчество представителей реализма во франц. иск-ве - живописцев К. Коро, Т. Руссо, мастеров барбизонской школы, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, скульптора Ж. Б. Карпо; мистицизм и сложный аллегоризм, подчас присущие Р., нашли преемственность в символизме (Г. Моро и др.); характерные черты Р. вновь проявились в неоромантич. тенденциях постимпрессионизма.

Ещё более сложным и противоречивым было развитие Р. в Германии. Ранний нем. Р., к-рому свойственны повышенный интерес ко всему остро индивидуальному и неповторимому, меланхолически-минорная тональность эмоционального строя и как бы отстранённость образов, мисти-ко-пантеистические настроения, связан гл. обр. с поисками в области портрета, аллегорических композиций (Ф. О. Рунге) и пейзажа (австриец И. А. Кох и К. Д. Фридрих). Религиозно-патриархальные идеи, стремление возродить религиозный дух и стилистич. особенности лгал, и немецкой живописи 15 в. питали творчество т. н. наэарейцев (Ф. Овербека, Ю. Шнорра фон Карольсфельда, П. Корнелиуса и др.), чья позиция стала особенно консервативной к сер. 19 в. Для художников дюссельдорфской школы (А. Ретель, В. Шадов, К. Ф. Зон, Т. Хильдебрандт и др.), в известной мере близкой Р., были характерны, помимо воспевания ср.-век. идиллии в духе совр. романтич. поэзии, поверхностная сентиментальность и сюжетная занимательность. Влияние Р. затронуло и творчество представителей бидермейера (австриец Ф. Вальдмюллер, И. П. Хазен-клевер, Ф. Крюгер), а также К. Блехена. С середины 19 в. линия немецкого Р. продолжалась, с одной стороны, в помпезной салонно-академической живописи В. Каульбаха и К. Пилоти, а с другой - в жанрово-повествовательных, камерных по звучанию работах Л. Рихтера, К. Шпицвега и австрийца М. Швинда. Так же, как и во Франции, поздний нем. Р. (в большей мере впитавший здесь черты натурализма, а затем " модерна") к кон. 19 в. сомкнулся с символизмом (творчество швейцарца А. Бёклина, X. Томы, Ф. фон Штука и М. Клингера). В Англии в 1-й пол. 19 в. известной близостью к франц. Р. и вместе с тем самобытностью отмечены пейзажи Дж. Констебла и Р. Бонингтона, романтич. фантастикой и поисками новых выразит, средств (близких в будущем импрессионизму) - пейзажи У. Тёрнера. Релит.-мистич. настроениями, привязанностью к культуре средневековья и Раннего Возрождения, тяготением к лит. реминисценциям, а также надеждами на возрождение ремесленного труда отличалось позд-неромантич. движение прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант, Э. Берн-Джонс и др.), повлиявшее как на социально осознанное творчество У. Морриса, так и на мистико-символич. живопись Ф. Уотса и сложение стиля " модерн" (О. Бёрдсли и др.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал