Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные . Науки 1 страница






Философия. В Др. Руси, как и в др. феод, обществах, "...церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). Содержание философии приводилось в соответствие с учением вост. христ. церкви; появилась обширная переводная лит-pa вост. патристики. Филос. идеи высказывались в соч. светских и религ. писателей Др. Руси (Иларион, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Владимир Мономах, Никифор, Нестор и др.). Важным стимулом развития самобытной филос. мысли явились социаль-но-религ. движения 11-16 вв. (см. Ереси в России, Нестяжатели, Иосифляне). В 16 в. Максим Грек, Зиновий Отенский и Ермолай-Еразм выступали уже не только как богословы, но одновременно и как собственно философы. В 1687 в Москве создаётся Славяно-греко-латинская академия, в к-рой выходцы из Греции Иоанникий и Софроний Лихуды прочли первые курсы " естеств. философии" и логики в духе аристотелизма. К кон. 17 в. стал заметным процесс обмирщения рус. филос. мысли (С. Полоцкий, А. Белобоцкий, Ю. Крижанич).

Реформы Петра I значительно изменили духовную жизнь рус. общества: сильный импульс был дан для развития науки, светской культуры и философии. В 1713 опубликован первый на рус. языке систематич. курс аристотелевской космологии " Зерцало естествозрительное". В духе схоластич. аристотелизма писали Стефан Яворский и Феофилакт Лопатинский. Ф. Прокопович и его единомышленники в Славяно-греко-латинской академии способствовали смягчению к сер. 18 в. традиц. схоластики и проникновению в Россию филос. идей Б. Спинозы, Р. Декарта, Ф. Бэкона, Г. Лейбница, X. Вольфа. Видную роль в критике схоластич. представлений, упрочении светской филос. мысли в 1-й пол. 18 в. сыграли А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев, В. К. Тредиаковский. Оставаясь на позициях теизма, они стремились согласовать веру с разумом, разграничить, не противопоставляя их друг другу, философию и богословие. Родоначальником опытного естествознания и материалистич. филос. традиции в России явился М. В. Ломоносов. Истолковывая идею творца в духе деизма, он считал осн. задачей философии объяснение явлений естеств. мира и выработал оригинальный " метод философствования, опирающийся на атомы", или " систему корпускулярной философии".

В высших уч. заведениях 2-й пол. 18 в. использовались учебники популяризатора лейбницевско-вольфианской философии Ф. Баумейстера. С 1755 гл. центром философии становится Моск. ун-т; в нём преподавали философию ученик Ломоносова - Н. Н. Поповский, Д. С. Аничков, у к-рого заметны просветительско-материалистич. тенденции, И. М. Шаден, И. Г. Шварц, А. М. Брянцев, проявивший интерес к кантовской философии. Во 2-й пол. 18 в. усиливается интерес к таким проблемам, как природа человека, его назначение, счастье, будущее, его смертность и бессмертие, а также к проблемам философии истории. Историософская и этич. концепция М. М. Щербатова - первая теоретически выраженная консервативная реакция на процесс европеизации России в результате петровских реформ. Внецерковным религ.-филос. течением было масонство, разрабатывавшее в русле неортодоксальной христ. мистики идеи самопознания и религ.-нравств. совершенствования. Зарождались и крепли идеи гуманистически-просветительской философии, опиравшиеся, как правило, на прак-тич. " нравственную" философию (Я. П. Козельский, С. Е. Десницкий, И. А. Третьяков, А. Я. Поленов). Филос. концепцию, близкую к классич. просвещению 18 в., дал Козельский. К гуманистич. философии 2-й пол. 18 в. относятся и идеи выдающегося моралиста Н. И. Новикова.

Высшее достижение рус. филос. мысли 2-й пол. 18 в.- философия А. Н. Радищева, зачинателя революц. традиций в России. Осн. вопрос его просветительской по преимуществу философии, характеризующейся в целом преобладанием матер иалистич. направленности, - " что есть истинный человек? ". В своё исследование " О человеке, его смертности и бессмертии" Радищев включил проблемы " общего естествознания" и филос. часть, где рассматривались проблемы сущности мира, соотношения в нём материального (" вещественного") и идеального начал.

В 1-й четв. 19 в. с открытием новых ун-тов и введением преподавания философии в гимназиях усилиями профессоров философии (П. Д. Лодий, А. С. Лубкин, А. И. Галич, И. И. Давыдов, Л. К. Якоб и др.), естеств. наук, а также естеств. права создаётся значит, филос. лит-ра. Нек-рые из философов (И. Е. Срезневский, И. Юрьевич) ориентировались ещё на метафизику 18 в. в духе Лейбница и Вольфа, в трудах других отразилось влияние новейших зап.-европ. течений - критич. философии И. Канта и особенно натурфилософии Ф. В. Шеллинга (Д. М. Велланский, в 20-е гг.- М. Г. Павлов, М.А. Максимович). Но большинство философов не отличалось приверженностью к к.-л. одному направлению, а стремилось усвоить результаты, достигнутые самыми различными школами европ. мысли. Приобрела большое значение антиметафизич., антинатурфилос. тенденция, ориентация на опытную науку. За пределами ун-тов центр филос. интересов стал всё более смещаться в сферу философии истории, особенно русской. К возникшей ещё в 18 в. проблеме старой, допетровской Руси и России новой прибавились теперь поднятые до филос.-ист. уровня проблемы: " Россия и Запад"; самобытный, нац., нар. характер рус. культуры, философии, лит-ры, иск-ва; соотношение национального и общечеловеческого. Распространение в кон. 18 - нач. 19 вв. мистицизма масонского толка подготовило почву для проникновения филос. романтизма, гл. представителями к-рого с 20-х гг. стали критики франц. просвещения и почитатели нем. идеализма, особенно шеллингианства - " любомудры" (В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов и др.). Гуманистич. и просветит. идеи были характерны для представителей дворянского либерализма (И. П. Пнин, А. С. Кайсаров, В. В. Попугаев, В. Ф. Малиновский).

Русская прогрессивная общественнная мысль 1-й четв. 19 в. достигла высшей ступени своего развития в творчестве декабристов (Н. М. Муравьёв, П. И. Пестель, Н. А. Бестужев, А. А. Бестужев-Марлинский, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьёв-Апостол, В. Ф. Раевский, Н. А. Крюков, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин), в социально-политич. и филос. воззрениях к-рых переплетались просветит, (отрицание самодержавия, крепостничества и феод, привилегий, идеи естеств. права, суверенитета народа, свободы политич. и экономич. деятельности) и романтич. (ориентация на аграрное и торг, развитие России, критика мануфактурно-пром. цивилизации, франц. бурж. революции 18 в., идеализация отд. форм нар. быта, " вольностей" Др. Новгорода и др.) идеи.

В нач. 20-х гг. обскурантистская группа во главе с архимандритом Фотием встала на путь бескомпромиссной борьбы со всем либеральным, " мистическим" и со всякой новейшей философией. Усилиями М. Л. Магницкого, Д. П. Рунича и др. реакционеров организуются беспрецедентные погромы университетской и даже духовно-академич. философии. В 1850 философия (за исключением логики и психологии) изымается из системы университетского преподавания.

Осн. представители теистич. мысли в 30-60-е гг. 19 в.: Ф. Ф. Сидонский, Ф. А. Голубинский, И. М. Скворцов, В. Н. Карпов, О. М. Новицкий, П. Д. Юркевич, С. С. Гогоцкий - занимались в основном историей философии и систематически выступали против новейшей рационалистич. и материалистич. мысли, опираясь преим. на традиции идеализма платоновского толка и стремясь к созданию автономной от богословия православной философии.

В 30-60-е гг. 19 в. проблемы ист. судеб России стали доминирующими в рус. неакадемич. мысли. Философию рус. истории, близкую к офиц. доктрине " православия, самодержавия и народности", сформулированной С. С. Уваровым, пропагандировали М. П. Погодин и С. П. Шевырёв. Идеализацией " самобытных" начал допетровских форм нар. быта, сел. общины отличалась философия истории раннего славянофильства (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков). Критикуя основы зап.-европ. цивилизации, в т. ч. философии (рационализм, материализм, индивидуализм, просветит, понимание свободы и гуманизма и т. д.), славянофилы выдвинули, отталкиваясь от позднешеллингианской " философии откровения" и вост. патристики, идеал самобытной рус. философии, в к-рой акт познания был бы проникнут верой и т. о. осуществлялось бы некое умозрит. единство - " цельное знание". П. Я. Чаадаев в своей филос.-ист. концепции (" Философические письма" и др.) стремился дать представление о всеобщем законе смены ист. эпох, отличное от просветительства, от учений офиц. церкви, а также от славянофильства. Несмотря на пессимизм, связанный с неприятием самодержавно-крепостнич. действительности, Чаадаев был убеждён, что Россия в будущем сможет сыграть всемирно-ист, роль, если оживит свою веру в духе традиций зап.-европ. христианства.

В 30-60-е гг. 19 в. созревает дворянско-бурж. либерализм в России, филос.-ист. принципы к-рого развивали публицисты (Н. А. Полевой, М. Т. Каченовский, Н. И. Надеждин, В. П. Боткин, П. В. Анненков, В. Н. Майков и др.) и либерально настроенные профессора (Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, К. Д. Кавелин). Для них характерны критика спиритуализма и мистицизма с либерально-просветит. позиций, западничество, оппозиция консервативно-романтич. филос. концепциям славянофильского толка, критика патриархальности, но также и идей революц. просветительства и др. В 40-х гг. многие из них пытались преодолеть идеалистич. филос.-ист. концепции (особенно гегелевскую), всё более склоняясь к позитивизму.

40-60-е гг. 19 в.- время оформления и расцвета материалистич. филос. мысли в её классич. виде, явившейся теоре-тич. основой революц.-демократич. и утопически-социалистич. движения в России. Она возникла в кружках Н. В. Станкевича - М. А. Бакунина - В. Г. Белинского, А. И. Герцена -Н. П. Огарёва (в 30-е гг. все они прошли этап объективного идеализма, их просветительство и утопич. социализм окрашивались ещё в романтич. цвета), М. В. Петрашевского, Н. А. Спешнева и др. и нашла своё завершение у Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и их соратников 60-х гг. (М. А. Антонович, Н. В. Шелгунов и др.). К сер. 40-х гг. завершается формирование материалистич. взглядов Белинского. В становлении в 40-50-х гг. 19 в. цельного филос. материализма, в упрочении солидной материалистич. традиции передовых течений рус. обществ., а также естественнонаучной мысли особенно крупную роль сыграли Герцен (" Письма об изучении природы". 1844-46, и др.) и Чернышевский (" Антропологический принцип в философии", 1860, и др.). Утверждение материалистич. монизма - одно из главнейших достижений рус. мысли 60-х гг. 19 в. Это достижение связано прежде всего с филос. творчеством "...великого русского гегельянца и материалиста Н. Г. Чернышевского" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 381). Философия, социология, этика и эстетика строились шестидесятниками на антропологич. началах, во многом и существенном не совпадавших с антропологич. материализмом Л. Фейербаха. В сочинениях Писарева и др. публицистов " Русского слова" наблюдалось заметное влияние вульгарного механистич. материализма и позитивизма, хотя у самого Писарева имелись элементы диалектики. В трудах Чернышевского, Добролюбова, их соратников и последователей получила дальнейшее развитие материалистическая философия русской революционной демократии, представляющая собой - с её тенденциями к преодолению созерцательности материализма 18 в., к соединению материализма с диалектич. идеей развития, к созданию " философии действия" - новую ступень в развитии домарксистского материализма.

В пореформенный период филос. жизнь в рус. обществе постепенно оживилась, обострилась борьба различных филос. направлений, в первую очередь материализма и идеализма. После восстановления с 1863 преподавания философии в ун-тах они стали одним из очагов распространения идеалистич. мысли. П. Д. Юркевич, тяготевший к христ. платонизму, разрабатывал преим. проблемы антропологии. Определённое влияние получил позитивизм (М. М. Троицкий, последователь ассоциаиизма в психологии, Г. Е. Струве и др.). Н. Я. Грот, пред. Моск. психологич. об-ва (осн. 1889) и редактор журн. " Вопросы философии и психологии" (издавался в 1889-1918), перешёл от позитивизма к построению метафизики на основе данных опытной науки (т. н. монодуализм), А. А. Козлов - к спиритуалистич. " панпсихизму". В условиях наметившегося в 60-90-х гг. 19 в. кризиса офиц. православия умножились попытки его рационализации и " философизации". Один из представителей духовно-академич. философии пореформенной России В. Д. Кудрявцев пропагандировал христ. философию " трансцендентального монизма", призванную противостоять как материализму, так и идеализму. Тенденции приспособления православной церкви к современности проявились в попытках установить союз религии с гегельянством, неокантианством и позитивизмом (Н. Г. Деболь-ский, А. И. Бровкович, П. А. Милослав-ский).

Во 2-й пол. 19 в. сформировалось влиятельное направление естественнонаучного материализма - И. М, Сеченов, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников, Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, Н. А. Умов, И. П. Павлов и др. В трудах представителей этого направления содержалась критика идеалистич. концепций и разрабатывались теоретико-познавательные концепции, к-рые, несмотря на известное влияние позитивизма, оставались в основе своей материалистическими.

В пореформенный период к " перерождению общества" посредством " консервативной реакции" стремились в своих филос.-ист. построениях Р. А. Фадеев, В. П. Мещерский и др. Одна из крайних форм этого - идеи К. Н. Леонтьева о перестройке рус. общества на началах " ви-зантизмах Социально-филос. идеи т. н. государственников-националистов пропагандировали М. Н. Катков и К. П. Победоносцев. Гл. идеологом панславизма стал Н. Я. Данилевский, создатель теории " культурно-ист. типов". Продолжали свою деятельность в этот период и славянофилы (Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, И. С. Аксаков). В кон. 19 в. появились т. н. славянофилы-националисты (А. А. Киреев).

Своеобразное сочетание консервативно-романтич. и гуманистич. элементов характерно для таких направлений филос. мысли, как " почвенничество", представлявшее собой модификацию славянофильского учения о самобытном пути развития России (гл. идеологи - А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Ф. М. Достоевский), толстовство, в основу к-рого легли этико-филос. идеи Л. Н. Толстого о " всеобщей любви", непротивлении злу насилием и нравственном совершенствовании.

Утопич. попытка " универсального синтеза" философии, теологии и опытной науки была предпринята Вл. Соловьёвым, к-рый выдвинул концепцию " цельного знания, или свободной теософии", а также социальный идеал универсальной человеческой организации - " цельного общества, или свободной теократии". Идеи Соловьёва, особенно его учение о " всеединстве", оказали значит, влияние на последующее развитие рус. идеалистич. философии. Ведущими философами и социологами дворянско-либеральной ориентации в пореформенный период были Б. Н. Чичерин, близкий философской метафизике гегельянского типа, и Кавелин, сторонник дуалистич. психофизич. параллелизма. Начиная с 60-х гг. гл. органом бурж. либерализма был журн. " Вестник Европы" во главе с М. М. Стасюлевичем. Идейно-филос. установки либерализма - " точная", " положит." наука, философия " реализма", отвергающая суеверия и крайний мистицизм, вместе с тем противостоящая материализму и совместимая со " здоровым идеализмом" и религией. Такие идеи проводились в политич. экономии, юриспруденции, а также литературоведении и историографии; среди философов-позитивистов выделялись Г. Н. Вырубов, представлявший направление О. Конта, и Е. В. Роберти.

Народничество как течение обществ, мысли основывалось в первую очередь на т. н. субъективной социологии, с её неприятием " безличной" эволюции, проповедью нравств. отношения к явлениям обществ, жизни, активного вмешательства личности в ход истории, верой в ист. прогресс и перестройку общества в соответствии с этич. идеалами " передовой", развитой личности [П. Л. Лавров (" Исторические письма", 1870), Н. К. Михайловский и др.]. Известным влиянием среди народников пользовались также идеи " экономич. материализма" (М. А. Бакунин, П. Н. Ткачёв), отчасти противостоящие этич. субъективизму. В целом для народников была типична т. н. идеал-реалистич. философия, построенная путём синтеза элементов разнородных - материалистических и идеалистических - систем.

К пореформенному периоду относится начало широкого распространения в России идей марксизма. Вышла рецензия И. И. Кауфмана на " Капитал" К. Маркса, прошла дискуссия в связи с выходом в свет рус. перевода " Капитала", в кон. 70-х гг. появились публикации Н. И. Зибера о марксистской диалектике в связи с " Анти-Дюрингом" Ф. Энгельса. Наибольшее влияние марксизм оказал на рус. мысль 60 - нач. 80-х гг. 19 в., гл. обр. в области политич. экономии и социологии, что создало благоприятную почву для перехода в 80-е гг. части революц. народников, и прежде всего Г. В. Плеханова него единомышленников, на позиции марксизма. В 90-х гг. 19 в. марксизм стал самостоятельным течением рус. обществ, и философской мысли.

В кон. 19 - нач. 20 вв. в рус. ун-тах наиболее влиятельные идеалистич. филос. течения представляли С. Н. Трубецкой, шедший от метафизики " всеединства" Соловьёва к концепции " конкретного идеализма", Л. М. Лопатин (" пси-хологич. метафизика" с тенденцией к этич. персонализму), Н. О. Лосский (" органический идеал-реализм" в метафизике и интуитивизм в гносеологии), С. Л. Франк (примирявший платонизм с интуитивизмом Бергсона), неокантианцы - А-др И. Введенский, И. И. Лапшин, Г. И. Челпанов, П. И. Новгородцев, Б. В. Яковенко. Менее влиятельными направлениями были неогегельянство (И. А. Ильин), гуссерлианство (Г. Г. Шпет), персонализм (Е. А. Бобров), экзистенциализм (Л. Шестов). Рационалистич. идеализм кон. 19 - нач. 20 вв. уделял довольно много внимания, в частности под влиянием неокантианства, разработке проблем гносеологии и логики; стала заметной тенденция к сведению философии к теории познания. Однако наиболее характерными были эволюция к мистике и иррационализму и тенденция к построению " новых" концепций метафизики. К христ. персонализму тяготела антропологич. концепция В. И. Несмелова; этико-субъективный метод господствовал в неортодоксальной религ. философии М. М. Тареева. Была предпринята пародоксальная попытка построить христ. метафизику, отталкиваясь от платонизма с привлечением новейших естеств.-науч. принципов (П. А. Флоренский).

Экстравагантный пример консервативной философии кон. 19 - нач. 20 вв. представлял В. В. Розанов своими соч. по антропологии, " метафизике пола", семейному вопросу. В нач. 20 в. с проповедью " нового религ. сознания" выступил Д. С. Мережковский, организовавший вместе с Розановым в 1901 религ.-филос. собрания в Петербурге и ставший одним из ведущих деятелей богоискательства.

Бурж. либерализм на рубеже 19-20 вв. эволюционировал в области политики от " легального марксизма" к кадетизму. Для П. Б. Струве и его единомышленников, взгляды к-рых получили наиболее полное выражение в сб. " Проблемы идеализма" (1902), а затем в " Вехах" (1909), подвергнутых резкой критике Лениным и др. рус. марксистами, характерно стремление соединить политич. принципы либерализма либо с рациопалистич. идеализмом неокантианского толка (Струве, Новгородцев и др.), либо с религ. метафизикой и философией истории (Н. А. Бердяев, эволюционировавший к христ. персонализму и экзистенциализму, и С. Н. Булгаков, перешедший затем к православному богословию, С. Л. Франк и др.).

Рационалистически-позитивистская тенденция бурж. либерализма проявлялась особенно в сфере социологии. Идей позитивистской социологии придерживались мн. рус. бурж. юристы, напр, кадет С. А. Муромцев (пытался примирить в социологии биологизм с психологизмом), а также Л. И. Петражицкий и Н. М. Коркунов (представители психо-логич. направления). Одним из крупнейших идеологов бурж. либерализма в нач. 20 в. являлся социолог-позитивист М. М. Ковалевский. Н. И. Кареев мыслил в духе этико-социологич. школы, близкой к народнич. субъективной социологии. Сторонником практически-эмпирической линии выступал П. Н. Милюков, считавший, что на место " метафизики" должна стать " современная научная социология ".

В тесной связи с идеями Сеченова и Павлова развивалось естеств.-науч. направление в психологии - " объективная психология", или " психорефлексология" В. М. Бехтерева, " биопсихология" В. А. Вагнера, " реальная психология" Н. Н. Ланге. Широкую известность получили исследования по логике М. И. Карийского, Л. В. Рутковского, П. С. Порецкого, С. Н. Поварнина, Г. И. Челпанова.

Мелкобурж. идеологию кон. 19 - нач. 20 вв. представляли неонародники (эсеры, энесы и др.) и анархисты. Философ эсеров - В. М. Чернов разрабатывал, опираясь на субъективный метод Михайловского и Лаврова, неокантианство и махизм, антропоцентрич. систему, к-рая была бы одновременно " философией действительности" и " философией действия". Гл. теоретик анархизма 20 в. П. А. Кропоткин стремился к созданию т. н. синтетич. философии, к-рая охватывала бы все явления природы и общества, в его учении переплетались механистический материализм и позитивизм.

Наибольшее влияние в росс. с.-д. движении имела философия диалектич. материализма. Важное значение для её распространения, для защиты теории ист. материализма имели труды Плеханова " К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", " К вопросу о роли личности в истории", " Основные вопросы марксизма" и др. Плеханов оригинально решил вопрос о месте философии в марксистском мировоззрении, её задачах, функциях, предмете и её взаимоотношениях с конкретными науками. Плеханов подверг критике субъективно-идеалистич. концепции народничества и филос. ревизионизм в росс, и междунар. рабочем движении, выступил как историк революционно-демократической мысли в России, опиравшийся на её традиции. Филос. единомышленниками Плеханова были Л. И. Аксельрод и А. М. Дебор ин.

В нач. 20 в. определённое распространение в росс. с.-д. движении получили идеи эмпириокритицизма. Влияние их испытали А. А. Богданов, В. А. Базаров, А. В. Луначарский и др., к-рые объявляли центр, категорией марксистской философии не материю, а труд, деятельность, что, по их мнению, охватывало всю человеческую практику. В. И. Ленин охарактеризовал концепцию Богданова и его единомышленников как филос. ревизионизм.

Работы В. И. Ленина открыли качественно новый этап в философии марксизма. Ленин осудил ревизионистские попытки подменить диалектич. и ист. материализм неокантианством, махизмом и др. немарксистскими концепциями, а также попытки нек-рых теоретиков 2-го Интернационала занять нейтральную позицию в филос. вопросах. Приняв за основу идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о предмете марксистской философии, Ленин конкретизировал их, развивал диалектич. и ист. материализм в единстве его мировоззренческой, гносеологич. и методоло-гич. функций. В центре его внимания - разработка диалектики как филос. науки, универсальной теории развития, логики и теории познания материализма. Ленин сформулировал идею тождества диалектики, логики и теории познания, закон единства и борьбы противоположностей как осн. закон диалектики, развил теорию отражения, органически связав её с диалектикой, конкретизировал учение об объективной истине, о взаимоотношении истины относительной и абсолютной, раскрыл движение познания от живого созерцания к абстрактному мышлению, обосновал роль практики как основы познания и критерия истины, дал новое определение материи. Ленин обобщил новейшие данные естествознания, обосновал необходимость союза философов и естествоиспытателей.

Ленин развил учение об ист. материализме как органич. составной части философии марксизма, общетеоретич. и методологич. основе науч. социологии, разработал проблемы обществ, бытия и обществ, сознания, обществ.-зкономич. формаций, классов, гос-ва, национальных отношений, субъективного фактора, роли революционной теории, развил теорию социалистич. революции. Ленин подверг критике как полуфаталистические, объективистские, пассивно-созерцат. концепции " философии истории" в духе учений росс, " экономистов" и меньшевиков, теорий автоматич. краха капитализма у идеологов 2-го Интернационала и т. п., так и волюнтаристские, субъективистские учения типа анархо-синдикализма, неонародничества и т. д. Ленинское философское наследие стало основой развития марксистской философии после Великой Окт. социалистической революции.

В первые годы после Окт. революции развернулось широкое наступление марксистско-ленинской филос. науки на чуждые марксизму течения идеалистич. философии, а также против полумахист-ских филос. идей идеологов Пролеткульта. С 1918 марксистские исследования в области философии начались в Социалистической (с 1924 - Коммунистическая) академии ЦИК РСФСР и др. науч. учреждениях. Созданный при Ком-академии ин-т философии наряду с ин-том науч. философии при Росс, ассоциации н.-и. ин-тов обществ, наук (РАНИОН) и филос. отделением Ин-та красной профессуры становится в 20-е гг. центром марксистской филос. мысли страны. В гл. филос. журн. " Под знаменем марксизма" весной 1922 опубликовано филос. завещание В. И. Ленина - ст. " О значении воинствующего материализма". С 20-х гг. начинается интенсивная работа по изданию и переизданию классич. филос. наследия, к-рая продолжается и в 70-е гг. Во 2-й пол. 20-х гг. прошли филос. дискуссии между т. Я. диалектиками (группа философов во главе с Дебориным) и " механистами" (А. К. Тимирязев, И. И. Скворцов-Степанов, Л. И. Аксельрод и др.). В 1929-30 впервые полностью опубликованы " Философские тетради" В. И. Ленина, способствовавшие дальнейшей разработке проблем ленинского этапа философии марксизма. После пост. ЦК ВКП(о)о журн. " Под знаменем марксизма" (1931) активизировалось участие философов в решении задач социалистич. строительства. Марксистско-ленинская философия завоевала господствующее положение не только в общественных, но и в естсств. науках. В 1936 создан Ин-т философии АН СССР. В кон. 30-нач. 40-х гг. возросло число ист.-филос. исследован ий; из дана " История философии" (вышло 3 тт.). Пост. ЦКВКП(б) " О недостатках в научной работе в области философии" (1944) и др. парт.решения по идеологии, вопросам, принятые в 40-х гг., определили характер и направленность филос. исследований в послевоен. годы. С 1947 выходит журн. " Вопросы философии". В ходе дискуссии 1947 по кн. Г. Ф. Александрова " История западно-европейской философии" наметились пути перестройки сов. филос. науки применительно к новым условиям междунар. и внутр. жизни страны. Оживилась н.-и. и популяризаторская работа по диалектич. и ист. материализму, филос. вопросам естествознания; появились первые спец. исследования по этике и эстетике. Предпринятые в 50-х гг. мероприятия партии по очищению идеологич. атмосферы от наслоений культа личности благоприятно отразились на развитии сов. филос. науки. Создан ряд фундаментальных трудов по проблемам диалектики как методологии и логики науч. мышления, по диалектике развития социализма и перехода к коммунизму, " История философии" (т. 1-6), " Философская энциклопедия" (т. 1 - 5), " История философии в СССР" (т. 1-4) и др. С 60-х гг. н.-и. и популяризаторская работа в области философии развёртывается в свете задач, сформулированных в новой Программе КПСС (1961), решениях съездов КПСС, постановлениях ЦК КПСС.

См. также том СССР, раздел Наука. Лит.: П л е х а н о в Г. В., История русской общественной мысли, кн. 1 - 3, М.- Л., 1925; его же, Избр. философские произведения, т. 4, М., 1958; Васецкий Г., И о в ч у к М., Очерки по истории русского материализма XVIII и XIX веков, М., 1942; Ананьев Б. Г., Очерки истории русской психологии XVIII и XIX вв., М., 1947; Из истории русской философии, Сб. ст., М., 1949; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР. т. 1-2, М., 1955-56; Очерки по истории логики в России, М., 1962; История философии в СССР, т. 1 - 4, М., 1968 - 1971; Галактионов А. А., Н и к а н д р о в П. Ф., Русская философия XI -XIX веков, Л., 1970; Бобров Е. А., Философия в России. Материалы, исследования и заметки, в. 1-6, Каз., 1899-1903; Грузенберг С., Очерки современной русской философии, СПБ, 1911; Филиппов М. М., Судьбы русской философии, ч. 1 - 2, СПБ, 1904; И в а н о в-Р азумникР. В., История русской общественной мысли, т. 1 - 2, СПБ, 1907; Р а д л о в Э., Очерк истории русской философии, 2 изд., П., 1920; Ш п е т Г., Очерк развития русской философии, ч. 1, П., 1922; Яковенко Б., Очерки русской философии, Берлин, 1922; Зеньковский В. В., История русской философии, т. 1 - 2, Париж, 1948 - 50; К о у r е А., Etudes sul'histoire de la pensee philosophique en Russie, P., 1950; L о s s k у Н., History of the Russian philosophie, N. Y. 1951; Walicki A., Rosyjska filozofia i mysl spoleczna od oswiecenia do marksizmu, Warsz., 1973.

В. Е. Евграфов, В. Ф. Пустарнаков.

Историческая наука. В Др. Руси письменные ист. произведения были созданы в кон. 10 - нач. 11 вв. В 11 в. возникли летописные памятники Киева и Новгорода. Их обобщением был общерус. свод 11 - нач. 12 вв.- " Повесть временных.лет", оказавший большое влияние на всю последующую феод, историографию ср.-век. Руси. В 11-13 вв. появились первые рус. ист. произведения, в к-рых фрагментарно излагалась всемирная история (" Еллинский и Римский летописец" и др.). В период феод, раздробленности Руси летописание велось в центрах обособившихся земель и княжеств (тверские, ростовские, новгородские летописи и др.). В ист. повестях, летописных сводах (особенно в общерус. своде 1479-80) обосновывались права моек, князей, объединявших Русь вокруг Москвы, владеть всей Рус. землёй. С образованием Рус. централизов. гос-ва офиц. летописание сосредоточилось при дворе моек. вел. князей и царей и было подчинено осн. политич. задаче - укреплению самодержавной власти (" Степенная книга ", Воскресенская летопись и Никоновская летопись). В 16 в. наметился переход от погодной собственно летописной системы изложения к сюжетному ист. повествованию (" История о Казанском царстве", соч. А. М. Курбского " История о великом князе московском" и др.). О расширении кругозора авторов ист. сочинений свидетельствует также появление рус. " Хронографа" (редакции 1512) - обзора всемирной (по тогдашним понятиям) истории с древнейшего времени до 1453 с включением собственно рус. истории. В 30-х гг. 17 в. был составлен т. н. " Новый летописец", подчинённый задаче возвеличения царской династии Романовых. Новые редакции рус. " Хронографа" значительно расширяли его материал. В кон. 16 - нач. 17 вв. создаются сибирские летописи, осн. тема к-рых - походы Ермака и освоение Сибири. Распространяются ист. повести (" Временник" И. Тимофеева, " Сказание" Авраамия Палицына и др.). О приближении рус. историографии к уровню, с к-рого начинается превращение её в ист. науку, свидетельствовали: изданный в 1674 в Киеве " Синопсис" - первое уч. пособие по рус. истории - соч. С. А. Медведева (" Созерцание краткое лет 7190, 7191, 7192...", т. е. 1681 - 1684) и А. И. Лызлова (" Скифская история"). В этих трудах встречаются и нек-рые элементы рационализма.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал