Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XII. Печать, радиовещание, телевидение. В 1974 издавалось св. 408 периодич
В 1974 издавалось св. 408 периодич. изданий общим тиражом до 9 млн. экземпляров. Важнейшие ежедневные газеты: " Скынтейя" (" Scinteia"), с 1931, тираж 1, 1 млн. экз., орган ЦК РКП; " Скынтейя тинеретулуй" (" Scinteia tineretului"), с 1944, тираж 800 тыс. экз., орган ЦК Союза коммунистич. молодёжи; " Ромыния либерэ" (" Romania libera"), c 1943, тираж 400 тыс. экз., орган Нац. совета Фронта социалистич. единства; " Информация Букурештюлуй" (" Iпгогта? 1а Bucurestiului"), с 1953, тираж 300 тыс. экз., вечерняя газета, орган Бухарестского муниципального к-та РКП и Нар. совета муниципии Бухареста. Еженедельники: " Апэраря патрией" (" Apararea Patriei"), с 1945, центр, орган Мин-ва обороны СРР; " Контемпоранул" (" Contemporanul"), с 1946, тираж 72, 6 тыс. экз., орган Совета по культуре и социалистич. воспитанию; " Лумя" (" Lumea"), с 1963, тираж 65 тыс. экз., орган Союза журналистов СРР; " Мунка" (" Munca"), с 1944, тираж 143 тыс. экз., орган Всеобщего объединения профсоюзов Р. Журналы: " Мунка де партид" (" Munca de partid"), c 1956, тираж 100 тыс. экз., орган ЦК РКП; " Эра сочиалистэ" (" Era socialista"), с сент. 1972, тираж 65 тыс. экз., теоретический и общественно-политический журнал ЦК РКП (вместо журнала " Лупта де класэ", основан в 1920), выходит 2 раза в месяц; " Ромыния литерарэ" (" Romania literara"), c 1954, тираж 30 тыс. экз., лит.-художественный журнал, орган Союза писателей СРР (до октября 1968 наз. " Газета литерарэ"); " Фемея" (" Femeia"), с 1948, орган Национального совета женщин СРР. Все названные газеты и журналы издаются в Бухаресте. " Трибуна" (" Tribuna"), с 1884, общественно-политич. и лит. еженедельник, изд. в КлужНапоке; " Кроника" (" Cronica"), с 1966, обществ.-политич. еженедельник, изд. в Яссах; " Ватра" (" Vatra"), с 1894, лит. ежемесячный журнал, изд. в Тыргу-Муреше; " Трансильвания" (" Transilvania"), с 1868, лит. ежемесячный журнал, изд. в Сибиу. В Бухаресте находится Рум. агентство печати Аджерпрес (осн. в 1949). Радиовещание С 1925, телевидение с 1953. Радиопередачи на зарубежные страны ведутся на 15 яз. Насчитывается 20 телестанций. Радиовещание и телевидение находятся в ведении правительств, орг-ции - Нац. совета рум. радио и телевидения. И. Н. Лобашева. ХIII. Литература Обрядовые песни и особый жанр лирич. песни - дойна, гайдуцкие или древние песни, баллады, припевки, к-рыми часто сопровождаются танцы, сказки волшебные, бытовые, сказки про зверей, нар. анекдоты, пословицы и поговорки, - всё это долгое время являлось единств. формой нац. лит-ры и средством совершенствования нац. языка, на к-рый значит. влияние оказали славяне: от них была воспринята православная религия. Старослав, язык, как язык офиц. церкви, принёс с собой и алфавит (кириллица). Самый ранний памятник письменности - письмо боярина Някшу из Кымпулунга (1521). В нач. 16 в. появилось и первое произв. светского содержания - дидактич. книга " Слова назидательные воеводы валашского Иоанна Нягойя к сыну Феодосию". В том же веке сделаны и первые переводы церк. книг на рум. язык (" Псалтырь Шкейяну", " Воронецкая псалтырь", " Палея из Орэштия", 1582, и др.), чему способствовала переводческая и типографская деятельность дьякона Кореей, молд. митрополитов Варлаама (ок. 1590 - 1657) и Досифея (Дософтея) (1624 - 93), боярина Удриште Нэстурела (ок. 1596 - 1657). Значит, роль в становлении языка, а впоследствии и лит-ры - как источники тем и даже стилистич. образцов - сыграли летописи и хроники молдаван Григоре Уреке (1590 - 1647), Мирона Костина (1633-91), Иона Некулче (1672-1745), Константина Кантакузино (ок. 1650 - 1716) и др. Крупнейшим представителем гуманизма был молд. господарь Д. Кемтемир (1673 - 1723). Большую просветит, деятельность развивала т. н. трансильванская (ардялская) школа (С. МикуКлейн, 1745 - 1806, Г. Шинкай, 1754 - 1816, П. Майор, ок. 1761 - 1821). В кон. 18 - нач. 19 вв. зародилась художеств. лит-pa. Творчество первых поэтов (Ш. Иоанн, И. Копилул, М. Милло и др.), авторов рифмованных хроник и лирич. стихов, подражающих религ. образцам, подготовило поэтич. творчество Енэкицэ, Алеку и Николае Вэкэреску, К. Конаки (1778 - 1849). Трансильванский поэт этого периода - И. Будай-Деляну (ок. 1760 - 1820), автор " героико-комико-сатирической" поэмы " Цыганиада" (1875 - 76). Попутно с ростом антитур. нац.-освободит. движения в 1-й пол. 19 в. вызревали идеи нац. единства и освобождения, Они стали осн. требованиями революций 1848 - 49. Всё это активизировало просветит. движение, придало лит-ре романтич. направленность. Романтизм периода нац. возрождения характеризуется стремлением сформулировать и выразить прогрессивные социальные идеи, обществ, активностью; к этому времени относится создание учебников, выпуск первых газет (И. Элиаде-Рэдулеску, 1802 - 72, в Валахии; Г. Асаки, 1788 - 1869, в Молдове; Г. Барициу, 1812 - 93, в Трансильвании), организация просветит, лит. об-в, создание нац. театра. Лит-pa вступила в фазу бурного развития. Любовная лирика, сатирич. и даже политич. басня, баллады, новеллы, комедии нравов - такова жанровая широта романтизма нац. возрождения в предреволюц. и послереволюц. эпоху, когда лит-ра часто сохраняла внеш. жанровые формы, выработанные европ., в частности французским, классицизмом и просветительством. Романтизм утверждался в 30-40-е гг. в творчестве В. Кырловы (1809-31), Г. Александреску (1810-85), Д. Болинтиняну (1819-72), В. Александри (1821-90), К. Негруцци (1808-68), А. Руссо (1819- 1859). Как и все романтики, рум. писатели этого направления уделяли особое внимание фольклору и нац. истории. А. Панн (1796 или 1797-1854) издал " Сборник пословиц, или Сказ слова" (1847), В. Александри - первое собрание нар. песен (1852), М. Когэлничану (1817-91) собирал и публиковал летописи. Рум. романтизм, вдохновлявшийся идеально воспринятыми понятиями свободы и равенства, после 1848 от утверждения бурж. миропорядка перешёл к резкой его критике в творчестве позднего В. Александри (феерия " Синзиана и Пепеля", 1883), в поэзии и публицистике М. Эминеску (1850-89; " Император и пролетарий", " Жизнь", " Наша молодёжь", цикл " Посланий", 1881). Провозглашение единого нац. гос-ва (1862) и освобождение от тур. господства (1878) заострили общественное внимание на положении крестьянина, оттенили " несовершенства" буржуазной системы, что уже в 50-е гг. способствовало формированию реализма (Н. Филимон, 1819-65), представителями к-рого в 70-80-е гг. стали Й.Л.Караджале(1852-1912), Й. Крянгэ (1837-89), Дж. Кошбук (1866-1918), И. Славич (1848-1925), Б. Делавранча (1858-1918) и др. В русле реализма формировалось творчество М.Садовяну(1880- 1961), И. Агырбичану (1882-1963) и др. Обострение социальных противоречий в последней четверти 19 в. породило в лит. критике, с одной стороны, консервативную позицию Т. Л. Майореску (1840-1917), с другой - требование " тенденциозного", т. е. идейного иск-ва, к-рое в журн. " Контемпоранул" отстаивал К. Доброджану-Геря (1855-1920). Вспышка романтизма уже с социалистич. окраской (К. Милле, 1861-1927, Д. Т. Некулуцэ, 1859-1904) в такой агр. стране, как Р., не могла быть продолжительной и угасла в самом начале 20 в. Эволюция взглядов на крестьянство от попоранизма (рубеж 19-20 вв.; журн. " Вьяца ромыняска" выдвигал принцип моральной ответственности перед крестьянством и требовал от лит-ры правдивого отображения его бедств. положения) через " сэмэнэторизм" (нач. 20 в.; журн. " Сэмэнэторул" рассматривал крестьянство как единственный " позитивный класс") к " гындиризму" (20-30-е гг.; журн. " Гындыря" сделал крест, мироощущение опорой для проповеди мистицизма и национализма) не поколебала гуманистич. основ реалистич. лит-ры, её критич. позиции по отношению к бурж.-помещичьему обществу. После 1-й мировой войны 1914-18 эта критич. позиция упрочилась в творчестве М. Садовяну (роман " Улица Ляпушняну", 1921; сб. новелл " На постоялом дворе Анкуцы", 1928; роман " Секира", 1930, и др.), Л. Ребряну (1885-1944; романы " Ион", 1920; " Лес повешенных", 1922; " Восстание", 1932), К. Петреску (1894-1957; романы " Последняя ночь любви - первая ночь войны", 1930; " Прокрустово ложе", 1935), Ч. Петреску (1892-1961; романы " Затемнение", 1927; " Улица Победы", 1931, и др.), Гортензия ПападатБенджеску (1876-1955; роман " Концерт из произведений Баха", 1927), Дж. Кэлинеску (1899-1965; роман " Загадка Отилии", 1938) и др. писателей. Более отчётливо проявившие себя в поэзии представители символизма и экспрессионизма также противостояли бурж.-помещичьему миропорядку. Их характеризуют антимонархизм (Ал. Мачедонский, 1854-1920), явно выраженная симпатия к рабочему классу (Дж. Баковия, 1881 - 1957), пантеизм (Л. Блага, 1895- 1961), поиски этич. идеала (Т. Аргези, 1880-1967). В 30-е гг. зародилась пролетарская лит-pa (А. Сахия, 1908-37, " СССР сегодня", 1935; Дж. Богза, р. 1908, " Трагедия народа басков", 1937) и " левая", тяготеющая к пролетарским идеалам поэзия (М. Бенюк, р. 1907; Э. Жебеляну, р. 1911; М. Р. Параскивеску, 1911- 1971). Антибурж. настроенность рум. лит-ры, усиленная антифаш. и антивоен. настроениями, способствовала её переходу на позиции социалистич. реализма. После освобождения страны от фашизма (1944) новые идеи и новая жизнь нашли отражение в творчестве писателей старшего поколения: Садовяну (повесть " Митря Кокор", 1949; роман " Никоарэ Подкова", 1952), К. Петреску (роман " Человек среди людей", т. 1-3, 1953-57), Ч. Петреску (роман " Люди вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня", 1955), а также поэтов и прозаиков, начинавших свой путь в 20-30-е гг.: Бенюка, 3. Станку (1902-74), Жебеляну, Параскивеску, В. Теодореску (р. 1909). В атмосфере строительства социалистического общества формируется творчество Э. Камилара (р. 1910), Т. Поповича (р. 1930), М. Преды (р. 1922), Э. Барбу (р. 1924), Л. Фулги (р. 1916), Марии Бануш (р. 1914), М. Драгомира (1919-64), Р. Боуряну (р. 1906), М. Давидоглу (р. 1910), Лучии Деметриус (р. 1910), А. Баранги (р. 1913), X. Ловинеску (р. 1917) и др. прозаиков, поэтов, драматургов. В 1949 основан Союз писателей, призванный объединить творческие силы на марксистской идейно-эстетической платформе. На рубеже 50-60-х гг. выдвинулось новое поколение: прозаики - Д. В. Попеску (р. 1935), Ф. Нягу (р. 1932), Н. Веля (р. 1936); поэты - Н. Стэнеску (р. 1933), М. Сореску (р. 1936), Ана Бландиана (р. 1942) и др. С сер. 60-х гг. в рум. лит-ре обозначается тенденция к постановке разных морально-этич. проблем, к углублённому психологич. анализу на основе раскрытия индивидуального мировосприятия, художеств, символизировання и мифологизирования, лиризации прозы. Эта тенденция в той или иной степени нашла выражение в творчестве Ш. Бэнулеску (р. 1929), Ф. Нягу, А. Ивасюка, М. Преды, 3. Станку, Н. Стэнеску, Ч. Балтага, Н. Каройона, В. Теодореску и др. ВСРР, кроме лит-ры на рум. языке, существуют лит-ры на венг. и нем. языках. Издаются спец. журналы: " Romania literara", " Viata romaneasca" и др. Литературоведение. Его начало было положено статьёй Когэлничану " Румынский или Валашский язык и литература" (1837). Т. Майореску пропагандировал лозунг " искусство для искусства". В 80-е гг. Доброджану-Геря, полемизируя с Майореску, утверждал эстетич. концепцию, сочетавшую детерминистские положения И. Тэна с идеями рус. революц. демократов об обществ, назначении иск-ва. В дальнейшем эстетику реализма отстаивали Г. Ибрэиляну (1871-1936; " Критицизм в румынской, культуре", 1909) и автор работ по истории рум. лит-ры Н. Йорга (1871-1940), рассматривавший её как важный фактор, объединяющий нацию, что послужило идейной основой сэмэнэторизма. Оппозицию Йорге составлял Э. Ловинеску (1881-1943) - наследник " эстетизма" Майореску и теории подражания Г. Тарда, сторонник активного восприятия опыта других лит-р. Кэлинеску в " Истории румынской литературы с зарождения до наших дней" (1941) рассматривает историю лит-ры как эпопею развития лит. жанров и личных судеб писателей в их взаимосвязи. Проблемами теории лит-ры, эстетики, стилистики и философии иск-ва занимались Т. Виану (1897-1964), М. Раля (1896-1964). Основы марксистской науки о лит-ре заложены в 20-30-х гг. Совр. литературоведение и критика пересматривают с марксистских позиций лит. наследие, анализируют совр. лит. творчество (работы Ш. Чокулеску, р. 1902; А. Пиру, р. 1917; О. Крохмэлничану, р. 1922; И. Яноши, р. 1928; П. Корня, р. 1924; Д. Мику, р. 1928, и др.). Лит.: Курс лекций по истории зарубежных литератур XX в., [М.], 1956; Кожевников Ю. А., Попоранизм и проблема влияния русской литературы на румынскую, в сб.: Славянские литературы, М., 1963; его же, Становление социалистического реализма в румынской литературе и творчество А. Сахин, в кн.: Национальные традиции и генезис социалистического реализма (в литературах стран народной демократии), М., 1965; его ж е, М. Эминеску и проблема романтизма в румынской литературе XIX в., М., 1967; Румынско-русские литературные связи 1-й половины XIX - начала XX века, М., 1964; Двойченк о-М а р-к о в а Е. М., Русско-румынские литературные связи в 1-й половине XIX в., М., 1966; Гацак В. М., Восточно-романский героический эпос, М., 1967; С а 1 i n е s c u G., Istoria literaturii romane, Buc., 1941; Piru Al., Literatura romana veche, [Buc., 1961]; его же, Literatura romana premodarna, Buc., 1964; Cornea P., Pacurariu D., Curs de istoria literaturii romane moderne, Buc., 1962; Tradifii ale criticii literare marxiste din Romania, 1930-1940; Studii si antologie de Ileana Vrancea, Buc., 1962; Istoria literaturii romane, v. 1 - 3, Buc., 1964 - 73; Crohmalniceanи О v. S., Literatura romana intre cele doua razboaie, v. 1-2, Buc., 1972-74 P о p a M., Dictionar de literatura romana contemporana, 1971; Adamescu G., Contributiune la bibliografia romanesca, v. 1 - 3, Buc., 1921 - 28; Bibliografia literaturii romane, 1948 - 60, Sub. red. acad. T. Vianu, Buc., 1965. Ю. А. Кожевников.
|