Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. К эпохе неолита относятся выразит, статуэтки из глины (т






К эпохе неолита относятся выразит, статуэтки из глины (т. н. Мыслитель из Чернаводы, культура Хаманджия, 3-е тыс. до н. э.), керамические сосуды с богатыми прочерченными, лепными и расписными узорами, близкие памятникам Эгейского мира, Центр, и Вост. Европы (культуры Боян, Кукутени и др.)^ Сохранились памятники иск-ва фракийцев, скифов, кельтов, остатки антич. городов на побережье Чёрного моря (Каллатия, ныне Мангалия; Ист-рия; Томы, ныне Констанца), руины дакийских крепостей в горах Трансильвании (Грэдиштя-Мунчелулуй и др.), многочисл. произв. греко-рим. и рим. скульптуры (в т. ч. так наз. " Трофей Траяна" из Адамклисси). От эпохи переселения народов остались ювелирные изделия готов (клад золотых вещей из Пьетроассы, 4 в. н. э.), древних славян, поселившихся в 6-7 вв. (предметы из Войнештского клада, кон. 12 - нач. 13 вв.). Ср.-век. иск-во Трансильвании (с 12 в. в составе Венг. королевства) развивалось в контакте с иск-вом католич. стран Центр. Европы. Церкви в романском стиле (трёхнефные базилики в Чиснэдиоаре, до 1223, и Алба-Юлии, между 1250 и 1290) сменились готич. постройками (зальные храмы - св. Михаила в Клуже, " Чёрная" церковь в Брашове, 14-15 вв.) с массивными стенами, монументальной башней у зап. фасада и скупым резным декором. В 14-17 вв. велось гор. стр-во (каменные и кирпичные дома горожан, укрепления с монументальными башнями и воротами - в Сибиу, Сигишоаре, Брашове). Сооружались замки (Бран, 1377, Хунедоара, завершён в 15 в.), свободные по планировке, с помещениями в несколько ярусов вокруг иррегулярного внутр. двора, с округлыми и квадратными башнями, эркерами и т. п. С нач. 16 в. в архитектуру проникли веяния Возрождения. Дома горожан стали украшаться отд. ордерными деталями, пышное скульпт. убранство в ренессанс-ном духе приобрели капеллы, сооружавшиеся в готич. церквах (капелла Лацо в соборе в Алба-Юлии, завершена в 1512). Реконструкцию в духе архитектуры Возрождения претерпевали и замки, приобретшие внутр. дворы с аркадами и лоджии на фасадах (замки Криш, ок. 1559- 1698, Фэгэраш, 16-17 вв.). Однако стиль Возрождения не сложился в законченную художеств, систему. С нач. 18 в. распространились постройки в стиле барокко, к-рым свойственна сдержанность форм и декора (церкви в Клуже, Тимишоаре, Ораде, дворец Брукенталя в Сибиу и др.). В сел. церквах 14-18 вв. часто использовались отд. формы архитектуры Молдовы и Валахии. В 19 в. в Трансильвании стр-во сократилось.

Т. Н. Мыслитель из Чернаводы. Культура Хаманджия. Терракота. 3-е тыс. до н. э. Национальный музей древностей. Бухарест.

Керамический сосуд культуры Кукутени. Конец 3-го тыс. до н. э.

В ср.-век. изобразит, иск-ве Трансильвании переплетались влияния европ. готич. и поздневизант. иск-ва. Настенной живописи 14-15 вв. часто были свойственны грубоватая выразительность и характерность образов. Развивавшаяся с 15 в. станковая живопись близка цент-ральноевроп. кругу. В 17 в. получила распространение надгробная скульптура (плиты с упрощёнными рельефными портретными изображениями в духе Ренессанса), в 18 в.- настенная живопись и алтарная скульптура в стиле барокко. В декоративно-прикладном иск-ве 14- 18 вв. особого расцвета достигла художеств, обработка металла.

Ср.-век. нск-во Валахии и Молдовы развивалось под воздействием близлежащих православных стран - Византии, Сербии, Болгарии. Наряду с крестово-купольными храмами (церковь св. Николая в Куртя-де-Арджеш, 1352) здесь получили распространение одно-нефные триконховые церкви с притвором и с одним или несколькими куполами (церковь монастыря Козия, кон. 14 в.). В декоре построек Молдовы встречаются отд. готич. детали (стрельчатые завершения окон и порталов), к-рые сочетаются с узорными поливными керамич. вставками в верх, части стен и на барабанах куполов (церковь монастыря Нямц, 1497). В кон. 15 - нач. 16 вв. в церквах Молдовы начали применяться оригинальные подкупольные своды в виде ступенчато расположенных арок на консолях.

Замок в Хунедоаре. Завершён в 15 в.

Таким сводам соответствуют высокие, звёздчатые в плане барабаны куполов. В 14-15 вв. велось стр-во крепостей, прямоугольных в плане, с помещениями по периметру, с башнями и бастионами (Нямц, Сучава). Для церк. архитектуры 16- 17 вв. в Молдове и Валахии характерно тяготение к пышному декоративизму. Церкви Валахии нач. 16 в., сложенные из шлифованного камня и мрамора, сплошь покрыты нарядной плоскорельефной резьбой (ложные аркатуры, филёнки, розетты), обычно расчленённой на 2 яруса (церковь монастыря Дялу, 1500-02, епископская церковь в Куртя-де-Арджеш, 1512-17). Непрекращавшиеся войны с Турцией привели к разорению княжеств. Несмотря на установившееся тур. господство (16-19 вв.), традиции нац. культуры бережно сохранялись. Более скромные кирпичные постройки Валахии 16-17 вв. повторяли в упрощённых формах схему декора церквей нач. 16 в. (церкви Михай-Водэ, 1589-91, и Патриаршая, 1654-58, - в Бухаресте). В композицию церквей Молдовы и Валахии, сохранявших традиц. структуру, в 16-17 вв. часто вводился открытый притвор с арками или приземистыми аркадами. Замечательны сел. церкви Молдовы, камерные по размерам, с высокими нависающими крышами. Их стены сплошь покрыты снаружи красочными сюжетными росписями, образующими нарядные " ковровые" композиции (церкви монастырей Хумор, 1530, Молдовица, 1532, с. Воронец, расписана в сер. 16 в.). В архитектуре Валахии в кон. 17-18 вв. распространился т. н. стиль Брынковяну, для к-рого характерно сочетание традиций нар. и ср.-век. нац. зодчества с отд. элементами ренессансной и барочной архитектуры - лоджиями, витыми колоннами, пышными резными растит, капителями (дворец Могошоая близ Бухареста, 1700-02, церковь Ставрополис в Бухаресте, 1724- 1730). Сохранявшие традиц. композицию постройки Молдовы 17-18 вв. часто покрывались богатой плоскорельефной резьбой, в к-рой причудливо сочетались европ., вост. и нац. орнаментальные мотивы (церковь " Трёх святителей" в Яссах, 1639). В 17 в. в церквах часто использовались элементы архитектуры барокко (церковь монастыря Голия, 1660), в кон. 18 - нач. 19 вв.- классицизма (Георгиевская церковь монастыря Нямц, 1795). Выраставшие близ княжеских дворов города Молдовы и Валахии вплоть до 19 в. сохраняли облик сельских поселений с кривыми улицами и домамиусадьбами. Своеобразны распространённые в Валахии дома-крепости (" кула") с массивными стенами и окнами в виде бойниц.

Церковь в с. Воронец. Юго-восточная часть. 1488.

Ср.-век. живопись Валахии и Молдовы исходила из поздневизант. традиций. Гибкость контурного рисунка, спокойный тон повествования и мягкость красочной гаммы сочетались в ней с попытками индивидуальной характеристики персонажей (миниатюры евангелия работы Гаврила Урика, 1429, росписи церквей св. Николая в Куртя-де-Арджеш, 2-я пол. 14 в., в Пэтрэуци, 1487). В 16 в. в росписях, при сохранении ср.-век. схем, усилились светские начала, появились черты парадной репрезентативности и декоративной орнаментальности, гл. обр. в портретах ктиторов (росписи епископской церкви в Куртя-де-Арджеш, ок. 1526). В наружных стенописях церквей Молдовы проявлялись попытки внести в иск-во актуальное содержание (изображение турок среди грешников в сценах " Страшного суда"). В живописи Валахии 17-18 вв., проникнутой наивной жизненной непосредственностью и красочным фольклорным началом (росписи церкви в филипешти-де-Пэдуре, 1692, живописец Пырву Муту), появились пейзажные и архит. фоны с элементами пространственности (росписи монастыря Хурези, 1694-1704). В иконописи Молдовы и Валахии, развивавшейся с кон. 15 в., строгая обобщённость образов сменилась в 17 в. тяготением к декоративности и орнаментальности. Круглая скульптура в Молдове и Валахии в ср.-век. период не получила развития. Переживало расцвет иск-во орнаментальной резьбы по камню и дереву, для к-рой характерно богатство растит, и геометрич. мотивов (деревянные врата, троны и алтари церквей, кам. надгробные плиты и архит. детали). Высокого уровня достигли в 14-18 вв. художеств, вышивка (шитые серебром и золотом предметы церк. обихода, часто с выразит, портретными изображениями и многофигурными композициями) и обработка металла.

Дворец Могошоая близ Бухареста. 1700-02. Деталь балкона северного фасада.

С ростом нац.-освободит, движения, на рубеже 18 и 19 вв. во всех областях Р. формируется светское иск-во. Получает развитие портретная живопись (статичные, наивно-выразит. портреты Н. Полковникула, И. Баломира и др.). Иск-во середины 19 в. откликается на события революционного движения. Возникают тенденции романтизма и реализма (портреты и пейзажи И. Негулича, Б. Исковеску, патриотич. аллегорич. композиция К. Д. Розенталя). Подъёму художеств, культуры способствовало объединение Молдовы и Валахии (1859) и провозглашение независимого Рум. гос-ва (1877). В картинах на темы нац. истории и идиллич. сценах крест, жизни Т. Амана сосуществовали романтич., академич. и реалистич. черты. В 1870-90-е гг. переживало расцвет иск-во демократия, реализма (отличающиеся тонкостью цветовых градаций и свежестью гаммы пейзажи и образы людей из народа Н. Григореску и Й. Андрееску, близкие живописи барбизонской школы). Социально-критич. тенденции проявились в картинах на темы жизни рум. пролетариата О. Бэнчилэ и Ж. А. Стериади, острых политич. карикатурах И. Изера и др. В живописи 1-й трети 20 в. поиски новых выразит, и колористич. возможностей, использование отд. приёмов фовизма, кубизма и экспрессионизма сочетались с интересом к предметному миру, демократич. нац. идеалами (портреты, пейзажи, натюрморты, ист. композиции и жанровые сцены Ш. Лукьяна, Г. Петрашку, Т. Паллади, К. Рессу, Ш. Димитре-ску, Н. Тоницы, Ф. Ширато, Д. Гьяцэ и др.). В 30 - нач. 40-х гг., в период начавшейся фашизации гос. строя, в иск-ве Р. сложилось прогрессивное, антифаш. направление. Переживает расцвет политич. журнальная графика (экспрессивные обличительные рисунки и карикатуры Н. Тоницы, А. Жикиди и др.). В скульптуре кон. 19 - 1-й трети 20 вв. академизм сменился тенденциями романтизма (Ш. Йонеску-Валбудя), стиля " модерн" (Д. Пачуря) и неоклассицизма (И. Жаля, О. Хан, К. Медря). В работах К. Брынкуши поиски символич. звучания образов и выразит, возможностей материала иногда приводили к отвлечённости форм. В ряде произведений скульптор стремился к совр. переосмыслению традиций рум. нар. иск-ва. В архитектуре в нач. 19 в. появились отд. постройки в стиле классицизма. Во 2-й пол. 19 в., в связи с развитием пром-сти и ростом городов, распространились парадные обществ, постройки в духе европ. эклектич. архитектуры (Атенеум, Дворец юстиции и др.- в Бухаресте), часто сооружавшиеся иностр. архитекторами. В 1880-е гг. арх. И. Минку обратился к традициям нар. зодчества и " стиля Брынковяну" (т. н. Буфетул в Бухаресте). В 1930-е гг. тенденции неоклассики (Дворец Республики в Бухаресте) сменяются функционализмом (постройки арх. X. Крянгэ и Д. Марку в Брашове и Бухаресте). После установления нар.-демократич. строя в архитектуру внедряются индустр. методы, сооружены новые (Георге-Георгиу-Деж, Виктория) и реконструируются старые города, на Черноморском побережье созданы благоустроенные курортные комплексы (Мамая, Эфорие, Мангалия). Новые р-ны отличаются гибкостью пространств, организации, выразит, сочетанием горизонтальных и вертикальных объёмов, многообразным ритмич. расположением лоджий, солнцезащитных и вентиляц. устройств, декоративным использованием цвета и фактурной обработки панелей (р-ны Флоряска, Титан - в Бухаресте, Циглина - в Галаце, Стягул Роше - в Брашове). В пром. и обществ, постройках (зал конгрессов Дворца Республики и цирк в Бухаресте, вокзалы в Брашове, Констанце и др.) используются многообразные по конфигурации сборные конструкции. Ведётся реконструкция центров городов (пл. Объединения в Яссах). В новые ансамбли органично включаются старые памятники архитектуры (пл. Республики в Бухаресте). В архитектуре кон. 1960-х гг. усиливается стремление к пластич. выразительности форм, пространств, игре целостных объёмов (Летний театр в Мамае, ансамбль Нац. театра им. И. Л. Караджале в Бухаресте).

" Евхаристия". Фресковая роспись алтарной части церкви в с. Воронец. 1488.

К. Д. Р о з е н т а л ь. " Революционная Румыния". 1850. Музей искусств СPP. Бухарест.

Нагробная пелена с портретом Иеремии Мовилэ. Шитьё серебром и золотом. Начало 17 в. Монастырь Сучевица.

К. Р е с с у. " Отдых косарей". 1925, Музей искусств СРР. Бухарест.

В становлении изобразит, иск-ва социалистич. Р. участвовали мн. мастера старшего поколения (К. Рессу, И. Изер, Н. Тоница, Ф. Ширато, Д. Гьяцэ, А. Жикиди, И. Жаля, О. Хан, К. Медря и др.). В живописи 1950-х гг. важное место занимали выразит, индустр. пейзажи, композиции на темы труда и истории рево-люц. борьбы (работы М. Бунеску, А. Ка-тарджи, Ш. Сёньи, М.Х.Макси). Светлым жизнеутверждением, лёгкостью высветленной гаммы отличаются пейзажи, натюрморты и ист. композиции А. Чукуренку. Глубокий психологизм и демократизм образов, драматич. выразительность цветовых сочетаний присущи сценам крест, жизни и портретам К. Бабы. Со 2-й пол. 1950 гг. в живописи усиливаются черты декоративной стилизации (портреты, жанровые сцены, образы крестьян К. Пилиуцэ, Б. Ковалиу, отличающиеся изощрённостью линейных ритмов, фактуры, цветовых сочетаний). Формально-пластические фактурные и колористические искания преобладают в композициях В. Сакеларие-Владимиреску, И. Цукулеску. В 1960-е гг. экспрессивные абстрактные композиции создают И. Георгиу, В. Алмэшану. Черты сюрреализма проявляются в картинах С. Бэлаша. С кон. 1960-х гг. в работах живописцев возрождается интерес к предметному миру, усиливаются поиски нац. своеобразия (работы Г. Шару, К. Дипше, В. Мэрджинян, И. Сэлиштяну, М. Русу, И. Мусчеляну). В скульптуре социалистич. Р. выделяются портретные статуи и бюсты И. Жали, О. Хана, Г. Ангела, Р. Лади, Б. Караджи, станковые композиции и монументы К. Медри, Г. Виды, Ю. Оницы, символич. образы И. Иримеску, 3. Бэйкояну. К традициям ср.-век. скульптуры и нар. резьбы по дереву обращаются С. Раду, Г. Илиеску, И. Власиу. Высокого уровня достигают станковая графика, иллюстрация, плакат (работы В. Добриана, В. Казара, П. Эрдёша, Ф. Кордеску, Л. Маковей, Ч. Дамадиана, М. Кирноагэ, В. Мунтяну, И. Молнара и др.). В декоративно-прикладном иск-ве поиски совр. форм и выразит, возможностей материала сочетаются с использованием традиций нар. иск-ва (керамика П. Матееску, изделия из стекла 3. Бэйкояну, художеств, ткани А. Гьяцэ, М. Подяну, Г. Стоикицы).

3. Бэйкояну. " Юность". Керамика. 1962.

Курортный комплекс Мамая. Строится с 1958. Фрагмент застройки.

Лит.: О п р е с к у Г., Народное искусство Румынии, [пер. с франц.], М., 1960; Кузьмина М. Т., Искусство Румынии, М., 1966; Румынская живопись в образах, Бухарест, 1971; Светлов И. Е., Современная румынская скульптура, М., 1974; lonescu G., Istoria arhitecturii in Romania, v. 1 - 2, Buc., „1963-65; его же. Architecture in Romania perioada anilor 1944-1969, Buc., 1969; Pictura romineasca contemporana, Buc., 1964; Istoria artelor plastice in Romania, v. 1-2, Buc., 1968-70. К ст. Рубенс. 1. " Автопортрет с Изабеллой Брант". 1609. Старая пинакотека. Мюнхен. 2. " Водружение креста". Ок. 1610- 1611. Собор Онзе-ливе-Врауэкерк. Антверпен. 3. " Похищение дочерей Левкиппа". Ок. 1619-20. Старая пинакотека. Мюнхен. 4. " Аллегория Мира и Войны". Ок. 1630. Галерея Палатина. Флоренция. Фрагмент. 5. " Крестьянский танец". Ок. 1636- 1640. Прадо. Мадрид. 6. " Шубка" (портрет Елены Фаурмент). Ок. 1638-40. Художественно-исторический музей. Вена. 7. " Статуя Цереры". Ок. 1612-15. 8. " Пейзаж с радугой". Ок. 1632-35. 9. " Старшая дочь Б. Жербье". Мел, сангина. Ок. 1629-30. (7-9- Эрмитаж, Ленинград.)

К ст. Ростов. 1. Центральная часть города. Слева - звонница (конец 17 в.); справа - Успенский собор (ок. 1589). 2. Кремль (митрополичий двор). 17-18 вв. 3. Надвратная церковь Воскресения. 1670. 4. Дворик между Белой палатой и Княжьими теремами. 5. Церковь Иоанна Богослова. 1683. Вид с северо-востока. 6. " Римские воины, разыгрывающие одежды Христа". Фрагмент фрески " Распятие" церкви Воскресения. 1675. Приписывается художникам Д. Григорьеву и Г. Никитину. 7. Церковь Спаса на Сенях. 1675. Интерьер. 8. Красная палата. 1672-80. 9. Церковь Вознесения (Исидора Блаженного). 1566. Архитектор Андрей Малой.

К ст. Румыния. 1. Гребень массива Фэгэраш. 2. Западные Румынские горы. 3. Озеро в Южных Карпатах. 4. В дельте р. Дунай. 5. Сплав леса на р. Бистрица. 6. Долина р. Арджеш. 7. Курорт Мамая на берегу Чёрного моря. 8. Село в Брашовском уезде.

К ст. Румыния. 1. Бухарест. Бульвар Аны Ипэтеску. 2. Панорама т. Георге-Георгиу-Деж. 3. Галац. 4. Сату-Маре. 5. Дева. 6. Сибиу. 7. Яссы. 8. Тимишоара. 9. Брашов. Площадь Воссоединения.

К ст. Румыния. 1. Церковь монастыря Козия. Конец 14 в. 2. Патриаршая церковь в Бухаресте. 1654-58. 3. Церковь " Трёх святителей" в г. Яссы. 1639. 4. Собор в г. Орадя. 1752-70. Архитекторы Д. Б. Рикка и др. 5. Дворец Брукенталя в г. Сибиу. 1780-85. в. Замок в с. Криш. Ок. 1559-1698. 7. Жилой дом в Бухаресте. Начало 1970-х гг. 8. Административный центр в г. Бая-Маре. 1970. Архитекторы М. Алифанти и др. 9. Гостиница " Перла" в г. Мамая. 1962. Архитектор М. Лауриан.

К ст. Румыния. 1. И. Андрееску. " Крестьянка в зелёном платке". 1880-81. 2. Н. Г ри г о р е с к у. " В дороге". Л. А. Чу куренку. " Ана Ипэтеску". 1949. 4. К. Б а б а. " Отдых в поле". 1954. 5. Т. П а л л а д и. " Натюрморт с часами". Частное собрание. Бухарест. 6. Д. П а ч у р я. Портрет Ш. Лукьяна. Бронза. 1916. 7. Д. Г ь я ц э. " Ярмарка". 8. Г. Вида. " Танец в Оаше". Дерево. 1948. (1-4, 6-8 - Музей искусств СРР, Бухарест.)

К ст. Румыния. 1-8. Сцены из спектаклей: 1. " Потерянное письмо" И. Л. Караджале. Национальный театр им. И. Л. Караджале. Бухарест. 1948. 2. " Источник Бландузии" В. Александри. Театр Армии. Бухарест. 1955. 3. " Вишнёвый сад" А. П. Чехова. Театр им. Л. Стурдзы-Буландры. Бухарест. 1957. 4. " Ричард III". У. Шекспира. Театр им. К. Ноттары. 1964. 5. " Медея" Сенеки. Национальный театр им. И. Л. Караджале. Бухарест. 1975. 6. " Закат солнца" Б. Делавранчи. Национальный театр им. И. Л. Караджале. Бухарест. 1974. 7. " Восстание" Г. Думитреску. Театр оперы и балета. Бухарест. 1959. 8. " Пламя" М. Кириака. Театр оперы и балета. Бухарест. 1973. 9-11. Кадры из фильмов: 9. " Лес повешенных". Реж. Л. Чулей. 1962. 10. " Лупень, 29". Реж. М. Дрэган. 1963. 11. " Семь искусств". Реж. И. Попеску-Гопо. 1958.

К ст. Сальвадор. 1. Индейские хижины. 2. Керамический сосуд. Музей американских индейцев. Нью-Йорк. 3. Каменный диск. Национальный музей Д. X. Гусмана. Сан-Сальвадор. 4. Каменная стела из Тасумаля. Национальный музей Д. X. Гусмана. Сан-Сальвадор. 5. Н. Ночес Авенданьо. " Крестьянская девушка из Кускатлеки". Раскрашенное дерево. в. Церковь в Хокоро. 18 в. 7. Зубоврачебная школа Университета Сальвадора в Сан-Сальвадоре. 8. X. Агилар Гусман. " Продавец циновок". Дерево. 9. X. Д и а с. " Этюд". 10. К. М и н е р о. " Дети". Акрилат. 11. С. С е р м е н ь о. " Засуха". Пироксилин. (2-4- древний период; 5, 7-11-20 век.) Епископская церковь в Куртя-де-Арджеш. 1512 - 17.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал