Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. Политическое деление 5 страница
Станции " СП" организуются с помощью самолётов обычно в апреле - мае с помощью ледоколов - в октябре - ноябре. Средняя продолжительность работы станций " СП" - 26-27 мес (минимальная - 9 мес, максимальная - 48 мес). С 1937 до 1974 на 22 станциях " СП" проработали 54 годичные смены персонала, при общей численности ок. 1400 чел. Персонал станций " СП" обычно состоит из 2-5 океанологов и гляциологов, 2-6 аэрологов, метеорологов и актинометристов, 3-5 геофизиков, а также врача, 1-2 механиков, 1-2 радистов, повара. Кроме этого, для выполнения кратковременных наблюдений (на несколько месяцев), обычно весной, на " СП" прибывает временный науч. персонал (до 10-20 чел.). Иногда станции " СП" используются как базы для развёртывания работ подвижных научных отрядов экспедиций " Север", которые своими полётами на небольших самолётах и кратковременными наблюдениями охватывают пространство в радиусе до 300-500 км от станции. Лагери " СП" состоят из комплекса портативных жилых домиков и науч. помещений (в домиках и спец. полусферич. палатках), кают-компании, электро- и радиостанций, метеорадиолокатора, основных и аварийных складов. На ровном участке льда оборудуется взлётно-посадочная полоса. Работа коллективов на станциях " СП" проходит в суровых условиях: длительная (до 5 мес) полярная ночь, при сильных (до -50 °С) морозах и частых метелях зимой, когда скорость ветра превышает 15-20 м/сек, преобладание туманной и влажной погоды летом. Особенно опасны разломы ледяных полей, их торошения и разрежения. Вес средней по размерам льдины (пл. 1 км2, толщина 2-3 м) составляет ок. 2-3 млн. т, при неравномерном дрейфе или его поворотах в ледяном покрове возникают огромные напряжения, вызывающие при столкновении льдин их разломы и торошения. С 1937 по 1973 льдины станций " СП" более 500 раз подвергались разломам. В янв. 1970 ледяной остров станции " СП-19" толщиной св. 30 м был раздроблен, коллектив станции и её оборудование оказались на небольших обломках. С помощью авиации станция " СП-19" была восстановлена на уцелевшей части острова. В результате многолетней работы станций " СП" был сделан ряд важных физико-географических открытий, получены ценные выводы о закономерностях н взаимосвязи процессов в водной оболочке и атмосфере Земли, в её полярной области. К наиболее важным относятся открытие глубоководного хр. Ломоносова, пересекающего Сев. Ледовитый ок., и др. поднятий и впадин дна океана, открытие двух основных систем дрейфа льдов (выносной и круговой), установление факта активного проникновения циклонов в центр. Арктику. Большое значение имеют оперативные данные о циркуляции атмосферы в высоких широтах Арктики, влияющей на формирование погоды в более юж. широтах. С развитием исследований в Арктике и особенно с применением станций " СП" связаны значит. достижения сов. науки в познании природы одного из самых суровых и труднодоступных р-нов Земли (см. табл.). Лагерь станции " Северный полюс-22". Характеристика дрейфа научно-и сследовательских станций в Арктическом бассейне
Лит.: 3 у б о в Н. Н., В центре Арктики, М.- Л., 1948; Визе В. Ю., Моря Советской Арктики, М.- Л., 1948; Лактионов А. Ф., Северный полюс, М., 1960; Гордиенко П. А., Раскрытие тайн Центральной Арктики, Л., 1964; его же, Советские исследования в высоких широтах Арктики, М., 1974. П. А. Гордиенко. СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС ГАЛАКТИКИ, одна из двух точек пересечения небесной сферы перпендикуляром к плоскости галактического экватора, проходящим через центр сферы; находится в Сев. полушарии неба, в созвездии Волос Вероники. Приближённые экваториальные координаты С. п. Г.: прямое восхождение а = 12 ч 49 м, склонение б(дельта) = +27, 4°. СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС МИРА, одна из двух точек пересечения небесной сферы осью мира, т. е. прямой, параллельной оси вращения Земли и проходящей через центр сферы. В 20 в. на расстоянии ок. 1° от С. п. м., перемещающегося вследствие прецессии, расположена Полярная звезда. СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС ЭКЛИПТИКИ, одна из двух точек пересечения небесной сферы перпендикуляром к плоскости эклиптики (т. е. к большому кругу небесной сферы, по к-рому происходит видимое годичное движение центра Солнца), проходящим через центр сферы. Расположен в Сев. полушарии неба. С. п. э. находится в созвездии Дракона и имеет экваториальные координаты: прямое восхождение а = 18 ч 00 м, склонение б(дельта) = + 66° 33'. СЕВЕРНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ РЯД, совокупность 96 звёзд в области Северного полюса мира с точно измеренными фотография, и фотовизуальными звёздными величинами. В 1922 Международный астрономич. союз принял С. п. р. в качестве осн. стандарта при астрофотометрии. С сер. 50-х гг., в связи с развитием фотоэлектрич. фотометрии и обнаружением ряда недостатков С, п. р., его прежнее значение утрачено. СЕВЕРНЫЙ ПОХОД 1926-27, поход Нац.-революц. армии Китая (НРА) из пров. Гуандун на С. против бэйянских милитаристов; составная часть Революции 1925-27 в Китае. Гл. силы НРА вышли из Гуандуна на С. 9 июля 1926, но ещё в мае в пров. Хунань вступил полк под команд. коммуниста Е Тина. В авг. 1926 войска НРА закончили освобождение Хунани, в сент.- окт. была освобождена пров. Хубэй. Остатки войск милитариста англо-амер. ориентации У Пэй-фу отступили на С. В сент. 1926 НРА начала воен. действия в Вост. Китае против др. милитариста англо-амер. ориентации Сунь Чуань-фана. В нояб.-дек. 1926 были освобождены пров. Цзян-си и Фуцзянь, а в февр.- марте 1927 -пров. Чжэцзян и часть пров. Аньхой. Успехи С. п. объяснялись поддержкой нар. масс; важным фактором была мо-рально-политич. и материальная поддержка сов. народа. Наступление НРА сопровождалось усилением рабоче-крест. движения в стране. 21 марта шанхайские рабочие под рук. компартии Китая подняли восстание и освободили Шанхай от милитаристской власти. 22 марта в Шанхай вступили войска НРА. 24 марта был освобождён Нанкин. Однако победы революц. сил не были прочными. Главкомом НРА был правый гоминьдановец Чан Кай-ши. Многие милитаристы перешли на сторону НРА, что ухудшало её качеств. состав. Установив контакт с империалистами, правые го-миньдановцы во главе с Чан Кай-ши совершили в апр. 1927 контрреволюц. перевороты в Шанхае, Нанкине, Гуанчжоу и др. городах Вост. и Юж. Китая. Войска НРА, сохранившие верность нац. пр-ву, находившемуся в Ухане, продолжали в мае - нач. июня С. п. и, одержав победу над войсками прояпон-ского милитариста Чжан Цзо-линя, освободили пров. Хэнань. Но 15 июля 1927 в Ухане также произошёл контрреволюц. переворот. Кит. революция потерпела временное поражение. Лит.: Черепанов А. И., Северный поход Национально-революционной армии Китая (Записки военного советника), М., 1968; К о н ч и ц Н. И., Китайские дневники 1925 - 1926 гг., М., 1969; Картунова А. И., В. К. Блюхер в Китае 1924-1927 гг., М., 1970. См. также лит. к ст. Революция 1925-27 в Китае. М. Ф. Юрьев. СЕВЕРНЫЙ ПРОЛИВ (North Channel), пролив между о. Великобритания и сев.-вост. берегом о. Ирландия, соединяет Ирландское м. с Атлантич. ок. Дл. 170 км, шир. 20-40 км, глуб. до 272 м. Сильные приливные течения, их скорость 7-12 км/час. Крупный порт - Белфаст. СЕВЕРНЫЙ РЕЙН-ВЕСТФАЛИЯ (Nordrhein-Westfalen), земля в составе ФРГ, в басс. Рейна. Пл. 34 тыс. км2. Нас. 17, 1 млн. чел. (1972). Адм. ц.- г. Дюссельдорф. В пределах земли находится столица ФРГ - г. Бонн. Земля расположена в пределах Северо-Германской низм. (на С. и 3.) и Рейнских Сланцевых гор (на Ю. и В.). С.Р.-В.- самая населённая (св. 500 чел. на 1 км2) и урбанизированная из земель ФРГ, более 90% населения живёт в городах (1973). 24 города насчитывают св. 100 тыс. чел.; из них Кёльн, Эссен, Дюссельдорф, Дортмунд, Дуйсбург, Вупперталь образуют крупнейшую в стране Рейнско-Рурскую агломерацию с нас. 10 млн. чел. Значение района в экономике ФРГ (30% валового нац. продукта и продукции обрабатывающей промышленности) и формирование на территории земли индустриального комплекса Рура обусловлено наличием Рурского кам.-уг. бассейна и положением на одной из главных европейских речных магистралей -на Рейне. В Рурском и Ахенском бассейнах добывается св. 88 млн. т кам. угля (85% добычи в ФРГ), в Нижнерейнском (Кёльнском) бассейне - св. 101 млн. от бурого угля (90% добычи в ФРГ). На электростанциях производится ок. 1/3 всей электроэнергии в стране (151 млрд. квт х ч в 1973), часть её передаётся в др. районы. По двум нефтепроводам (от Вильгельмсхафена и Роттердама) к Кёльну поступает импортная нефть. На нефте-перераб. заводы (в Кёльне, Гельзенкирхене и др.) приходится 40% всей нефтепереработки ФРГ. В Руре и его окружении сосредоточено 70% чёрной металлургии страны (Дуйсбург, Дортмунд, Дюссельдорф и др.), значительна цветная металлургия. Развиты тяжёлое машиностроение (85% оборудования для горнодобывающей пром-сти, 90% доменного и прокатного оборудования, более 1/2 вагонов, ок. 1/2 станков, речные суда, автомобили). Развиты энергомашиностроение и электроника. С нефтепереработкой и коксовым произ-вом связана крупная хим. пром-сть (произ-во пластмасс, син-тетич. волокон, каучука и осн. химия). В Мюнстерланде и по левобережью Рейна - текст/ пром-сть (хл.-бум., шёлковая), пищевая промышленность - особенно пивоварение. Крупнейшее в стране производство цемента и стекла. Преобладание старых отраслей в общем объёме производства и кризис угледобычи обусловливают относительно низкие темпы развития промышленности в целом. С. х-во играет самостоятельную роль лишь на периферии Рейнско-Рурской агломерации, его доля в валовом нац. продукте земли всего 2, 5%. Овощеводство, молочное животноводство; в Кёльнской " бухте" - произ-во зерна, сахарной свёклы. В С. Р.-В.- густая сеть жел. дорог, автострад, водных путей, связывающих её с морем (Рейн и канал Дортмунд - Эмс), нефте-, газо- и продукто-проводов, линий электропередач. Аэропорт Кёльн - Бонн (второй в ФРГ, после Франкфурта-на-Майне). С. Б. Лавров. СЕВЕРНЫЙ СОВЕТ (Nordisk Rad), орган парламентов стран Северной Европы - Дании, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, - в работе которого принимают участие (с совещательным голосом) и представители правительств. Круг вопросов, рассматриваемых С. с., не ограничен, однако в своей практической деятельности страны - участницы С. с. йоздерживаются от обсуждения военно-политических проблем. Учреждён в 1952. В 1955 в С. с. вступила Финляндия. Линия сотрудничества стран - участниц С. с. в основном определена ''Конвенцией Хельсинки" (подписана в 1962, пересмотрена в 1971). Состоит из депутатов парламентов стран-участниц, принимает рекомендации для правительств. С. с. разрешал вопросы, связанные с унификацией социальных и правовых норм сев. стран, способствовал созданию общесеверного " рынка рабочей силы", расширению экономич. и культурного сотрудничества. Нек-рые вопросы - создание безатомной зоны на С. Европы, определение рыболовной зоны для Исландии, просившей у С. с. защиты от посягательств Великобритании, - С. с. отклоняет как не входящие в его компетенцию. В 1971 в рамках С. с. создан координационный Совет Министров сев. стран, в 1972- Постоянный секретариат. Печатный орган С. с.- ежемесячник " Нордиск контакт" (" Nordisk Kontakt", изд. в Стокгольме с 1955). " СЕВЕРНЫЙ COЮЗ РСДРП", " Северный рабочий союз", областное объединение с.-д. орг-ций Владимирской, Костромской, Ярославской (с февр. по авг. 1903 и Тверской) губерний. " С. с. РСДРП" возник в 1900-01 в Воронеже по инициативе высланных сюда из Ярославля и Иваново-Вознесен-ска О. А. Баренцевой, В. А. Носкова и др. социал-демократов. " Союз" руководил рабочим движением в крупнейшем текст. районе России (ок. 300 тыс.). Его деятельность значительно оживилась после состоявшегося в Кинешме (Костромская губ.) в авг. 1901 совещания представителей с.-д. к-тов и групп Иваново-Возне-сенска, Ярославля, Костромы и Владимира. На съезде " Союза" в Воронеже 1-5 (14-18) янв. 1902 было завершено его оформление: избран ЦК (М. А. Багаев, Баренцева, Н. Н. Панин и др.) и принята программа, к-рую В. И. Ленин подверг критике в письме " Северному союзу" за сохранение в ней следов оппортунистич. течения " экономизма''. С первых дней существования " Союз" был связан с " Искрой" и разделял её политич. линию и организац. план. В открытом письме, напечатанном в № 34 " Искры" (фезр. 1903), " Союз", заявив о полной солидарности с программой " Искры" и " Зари" и книгой Ленина " Что делать? ", признал " Искру" и " Зарю" руководящими органами РСДРП. Его представители (Носков, Ф. И. Щеколдин, А. М. Стопани, А. И. Любимов) участвовали в подготовке 2-го съезда РСДРП (1903). Делегаты " Союза" на съезде партии примкнули к ленинскому большинству (Л. М. Книпо-вич, Стопани). После 2-го съезда РСДРП " Союз" был преобразован в Сев. к-т РСДРП, а местные к-ты - в группы Сев. к-та. В июле 1905 на конференции сев. орг-ций РСДРП в Костроме Сев. к-т РСДРП был ликвидирован и образованы самостоят. к-ты -Иваново-Вознесенский, Ярославский и Костромской. " Союз" и Сев. к-т РСДРП сыграли большую роль в распространении идей революц. марксизма среди рабочих текст. района, воспитали десятки пропагандистов, агитаторов, руководителей рабочего движения. Лит.: Ленин В. И., Письмо " Северному союзу РСДРП", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; Второй съезд РСДРП. Протоколы, М., 1959; Баренцева О А., " Северный рабочий союз" и Северный комитет РСДРП, 3 изд., [Иваново], 1948; Очерки истории Ярославской организации КПСС, Ярославль, 1967; Переписка В. И. Ленина и редакции газеты " Искра" с социал-демократическими организациями в России. 1900 -1903, т. 1 - 3, М., 1969 - 70. А. И. Середа. " СЕВЕРНЫЙ СОЮЗ РУССКИХ РАБОЧИХ", одна из первых революц. рабочих организаций России. Осн. в Петербурге рабочими-революционерами С. Н. Халтуриным и В. П. Обнорским из существовавших зимой 1876-77 рабочих кружков. Организационно оформился в кон. 1878. Насчитывал ок. 200 чел. и примерно столько же сочувствующих. Действовал подпольно. В чл. " Союза" принимались только рабочие. Имел отделения в рабочих р-нах Петербурга; во главе каждого из них стоял местный к-т, представитель к-рого входил в состав центр. кружка, руководившего всей деятельностью " Союза". Центр. кружок ведал библиотекой и кассой. Активными чл. " Союза" были: Л. И. Абраменков, И. А. Бачин, С. И. Виноградов, А. Е. Городничий, К. А. Иванайнен, П. А. Мои-сеенко, С. К. Волков, Д. Н. Смирнов, А. Н. Петерсон и др. На учредит. собрании 23 и 30 дек. 1878 " Союз" принял программу под заголовком " К русским рабочим! " (опубликована 12 янв. 1879 в листовке). Ряд положений её перекликался с требованиями Эйзенахской программы герм. с.-д-тии 1869 и идеями 1-го Интернационала. В программе впервые был поставлен вопрос о создании общерусской организации рабочих. Только от рабочих, считали авторы программы, зависит успех социальной революции. Они утверждали, что именно в рабочих " заключается сила и значение страны", что на них " лежит великое дело - дело обновления себя и своих братьев...", "...лежит обязанность обновления мира...". Ряд положений программы отличался от взглядов народнич. интеллигенции (см. Народничество), рассматривавшей предстоящую революцию как крестьянскую социалистич. революцию. Программа провозглашала братскую солидарность пролетариата всех стран. Гл. целью " Союз" считал ниспровержение существующего политич. и экономич. строя. Новым в ней было утверждение связи между требованиями политич. свободы и жизненными интересами пролетариата. Однако она содержала и утопич., народнич. требования учреждения свободной нар. федерации общин; в ней отсутствовали понятие " капитализм" и характеристика классовой природы пролетариата. Члены " Союза" вели революц. пропаганду на предприятиях Петербурга, участвовали в стачках и руководили ими, поддерживали стачечников денежными средствами, выпускали прокламации. Его руководители установили связи с рабочими Москвы, Коломны, Сормова, Ростова-на-Дону. В 1879 в рабочих кружках Варшавы и Кракова изучалась программа " Союза". В февр. 1880 в Петербурге " Союз" издал первую нелегальную рабочую газ. " Рабочая заря". После выхода 1-го номера типография была разгромлена в марте того же года. Вскоре из-за ареста виднейших членов " Союза" он прекратил деятельность. Лит.: Ленин В. И., Попятное направление в русской социал-демократии, Полн, собр. соч., 5 изд., т. 4; его же, Протест российских социал-демократов, там же; Плеханов Г. В., Русский рабочий в революционном движении (По личным воспоминаниям), Соч., 3 изд., т. 3, М.- Л., 1928; Корольчук Э. А., " Северный союз русских рабочих" и рабочее движение 70-х гг. XIX в. в Петербурге, М., 1971. СЕВЕРНЫЙ УРАЛ, часть Урала от широтного участка р. Шугор на С. до г. Ос-лянка на Ю. Дл. ок. 550 км, шир. 150-200 км, вые. 800-1200л (макс. 1617 м -г. Тельпосиз). Осевая наиболее высокая часть сложена кристаллич. сланцами, кварцитами, кварцевыми песчаниками с интрузиями габбро и перидотитов, на зап. склоне преобладают осадочные породы, на восточном - осадочные и вулкано-генные. Многие хребты имеют уплощенные вершины (со скалистыми останцами). На склонах леса из ели, пихты, лиственницы, реже - из сосны, кедра; выше 700-800 м - горные тундры, каменные россыпи. См. также Урал. СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, составная часть Военно-Морского Флота СССР; создан в 1933 для обороны Сов. Заполярья. В России во время 1-й мировой войны 1914-18 в связи с необходимостью защищать морские перевозки, осуществлявшиеся на Баренцевом м. рус. и англ, судами, от нападения нем. надводных сил и подводных лодок 19 июня 1916 была основана флотилия Сев. Ледовитого ок. (см. Северного Ледовитого океана флотилия). В марте 1920 в Архангельске была сформирована Беломорская воен. флотилия, в апр. 1920 переименованная в Морские силы Северного м. (расформированы в янв. 1923). Для формирования С. ф. с Балтики был переведён на С. отряд кораблей (2 эсминца, 2 сторожевых корабля, 2 подводные лодки), к-рый 18 мая 1933 вышел из Кронштадта и 5 авг. прибыл в Мурманск, где 1 июня была сформирована Северная воен. флотилия (командующие: 3. А. Закупнев, с марта 1935 -К. И. Душенов). В сент. 1933 в Сороку (Белое м.) пришёл 2-й отряд кораблей (1 эсминец, 1 сторожевой корабль, 1 подводная лодка, 2 тральщика). В 1935 гл. базой флотилии стало Полярное. В сент. 1935 в Мурманск прибыл первый отряд самолётов для флота. 11 мая 1937 Северная воен. флотилия была переименована в С. ф. К этому времени были укомплектованы первоочередные батареи береговой и противовозд. обороны, построены аэродромы, для пополнения флота прибыли новые корабли. Во время сов.-финл. войны 1939-40 корабли С. ф. блокировали фин. базу Петсамо. К июню 1941 в состав С. ф. входили: 8 эсминцев, 15 подводных лодок, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика и 116 самолётов. Для обороны побережья, баз, портов и выполнения др. задач в авг. 1940 была сформирована Беломорская воен.-мор. база, переформированная в авг. 1941 в Беломорскую воен. флотилию (командующие с авг. 1941 - контр-адм. М. М. Долинин, с окт. 1941 - вице-адм. Г. А. Степанов, в дальнейшем командующими были контр-адм. С. Г. Кучеров и вице-адм. Ю. А. Пантелеев). Во время Великой Отечеств. войны 1941 -1945 С. ф. оборонял побережье, п-ова Средний и Рыбачий, обеспечивал внутренние и внешние мор. перевозки, действовал на мор. коммуникациях противника, оказывал поддержку приморскому флангу 14-й армии, высаживал тактич. десанты, участвовал в Петсамо-Киркенесской операции 1944', часть личного состава (до 10 тыс. чел.) участвовала в боях на сухопутном фронте. В ходе войны С. ф. пополнился авиацией и кораблями с Тихого ок. и Каспийского м., а также за счёт англ. кораблей, временно переданных СССР взамен кораблей фаш. Италии, захваченных во время войны и подлежавших разделу между союзниками. Беломорская воен. флотилия 15 апр. 1945 была реорганизована в Беломорский морской оборонительный район. За время войны С. ф. обеспечил проход 1463 судам в составе внешних и 2568 судам внутренних конвоев. Подводные лодки, торпедные катера и авиация флота потопили 192 транспорта общим тоннажем 530 569 т и 70 боевых кораблей противника. Кроме того, 118 транспортов, боевых кораблей и вспомогат. судов были повреждены. За умелые боевые действия 2 авиац. полка, дивизион охотников за подводными лодками, 8 подводных лодок и эсминец " Гремящий" получили звания гвардейских. Многие соединения, части и корабли награждены орденами. 85 североморцев были удостоены звания Героя Сов. Союза, из них Б. Ф. Сафонов, В. Н. Леонов и А. О. Шабалин - дважды. Св. 48 тыс. чел. награждены орденами и медалями. После войны С. ф. получил новые совр. боевые корабли различных классов, в т. ч. атомные подводные лодки, вооружённые стратегич. ракетами, надводные корабли с ракетным оружием и др. Авиация флота оснащена новыми типами самолётов дальнего действия с мощным ракетным и противолодочным оружием. 7 мая 1965 С. ф. был награждён орденом Красного Знамени. Командующими С. ф. были: с мая 1937 - флагман 1-го ранга К. И. Душе-нов, с мая 1938 - флагман 2-го ранга В. П. Дрозд, с сент. 1940 - адм. А. Г. Головко, с авг. 1946 - адм. В. И. Платонов, с апр. 1952 - адм. А. Т. Чабаненко, с февр. 1962 - адм. В. А. Касатонов, с 1964 - адм. С. М. Лобов. С марта 1972 С. ф. командует адм. флота Г. М. Егоров.
|