Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. Политическое деление 7 страница
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПОЛУОСТРОВ, наиболее крупный п-ов Исландии в её сев.-зап. части. Ограничен зал. Брейдифьорд и Хунафлоуи и Датским прол. Дл. св. 100 км. Расчленён многочисл. фьордами. В рельефе преобладают базальтовые плато и низкогорья (выс. до 998 м) с карами, трогами, моренными грядами, снежниками и ледниковой шапкой Драунгайёкудль (пл. ок. 200 км2). Скудная тундровая растительность. Узкие полосы прибрежных низменностей с редкими населёнными пунктами. Рыболовство. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПОХОД 1934-1936, перебазирование осн. сил китайской Красной армии (ККА) из сов. р-нов, находившихся в Центр, и Юж. Китае, на С.-З. страны, в пров. Шэньси и Ганьсу. В сент. 1934 в связи с окружением гоминьдановскими войсками Центр. сов. р-на, расположенного на стыке провинций Цзянси и Фуцзянь, ЦК КПК решил прорвать кольцо окружения главными силами ККА 1-го фронта и продолжать борьбу под лозунгом Советов. С.-з. п. начался 16 окт. 1934. Преследуемые гоминьдановскими войсками части ККА 1-го фронта (вместе с ЦК КПК) в нояб.- дек. 1934 прошли пров. Цзянси, Гуандун, Хунань, Гуанси и вступили в пров. Гуйчжоу. Здесь в январе 1935 в г. Цзуньи состоялось совещание части членов Политбюро и членов ЦК. к-рое привело к усилению позиций МаоЦзэ-дуна и его сторонников в руководстве КПК. Из Гуйчжоу войска 1-го фронта вынуждены были двинуться в пров. Юньнань. Переправившись 8 мая 1935 через р. Цзиньшацзян, они вошли в пров. Сикан, а в нач. июня 1935 вступили в зап. часть пров. Сычуань, где объединились с войсками ККА 4-го фронта, к-рыми командовали Сюй Сян-цянь и Чжан Го-тао. В нач. авг. 1935 на совещании Политбюро ЦК КПК в Мао-эргай было решено продолжать поход объединёнными силами двух колонн (восточной и западной) на С., поближе к р-нам, граничащим с СССР. Однако обострившаяся борьба в руководстве партией между Мао Цзэ-дуном, стремившимся к захвату руководства партией и армией, и Чжан Го-тао и его сторонниками привела к расколу партии и её вооруж. сил. 1-й и 3-й корпуса 1-го фронта (входившие в состав восточной колонны ККА), при к-рых находилась часть членов ЦК КПК и Политбюро ЦК, в т. ч. Мао Цзэ-дун, в окт. 1935 достигли возглавляемого Гао Ганом и Лю Чжи-данем сов. р-на на стыке пров. Шэньси и Ганьсу. Соединения ККА во главе с Чжу Дэ и Чжан Го-тао (зап. колонна ККА), в течение года действовавшие в Сычуань-Сиканском пограничном р-не, прибыли в пограничный р-н Шэньси - Ганьсу в октябре - ноябре 1936 вместе со 2-м и 6-м корпусами (2-м фронтом) ККА, действовавшими до этого на стыке пров. Хунань - Сычуань - Гуйчжоу. С.-з. п. закончился. Несмотря на огромные потери, к-рые понесли ККА и КПК в результате пройденного с боями изнурительного огромного пути, и трудности, созданные для партии фракционной борьбой Мао Цзэ-дуна и др., С.-з. п. завершился укреплением революц. базы в Пограничном районе Шэньси - Ганьсу, ставшей местопребыванием ЦК КПК до лета 1947. Кит. народ вписал яркую страницу в историю своей героической освободительной борьбы. Лит.: Новейшая история Китая, М., 1972, с. 156 - 70; Браун О., Китайские записки. 1932-1939, [пер. с нем.], М., 1974. А. С. Титов. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРОХОД, морской путь между Атлантич. и Тихим океанами, проходящий через моря и проливы Канадского Арктич. архипелага. Поиски С.-З. п. как кратчайшего пути из Зап. Европы в Вост. Азию начали англ., португ. и франц. экспедиции 1497-1542, открывшие вост. побережье Сев. Америки. В 1576-1631 англ. арктич. экспедиции открыли пролив Дейвиса и море Баффина, Гудзонов прол., Гудзонов зал. и бассейн Фокс. Тяжёлые ледовые условия длительное время не давали проникнуть дальше на С. и С.-З.; в 1819-20 У. Парри открыл у 74° с. ш. проливы Ланкастер, Барроу и Вайкаунт-Мелвилл, в 1821-24 - проливы Фьюри-энд-Хекла и Принс-Риджент. Возможность судоходства была установлена в зал. Коронейшен (в 1821) Дж. Франклином, в юж. и юго-вост. частях моря Бофорта (в 1826) Дж. Франклином и Д. Ричардсоном, при этом были открыты зал. Амундсена и прол. Долфин-энд-Юнион. В 1837-39 П. Дис и Т. Симпсон, следуя на лодках на В. от зал. Коронейшен, открыли прол. Дис, зал. Куин-Мод и прол. Симпсон. В 1845-1846 экспедиция Дж. Франклина прошла на двух судах от прол. Барроу через проливы Пил и Франклин к о. Кинг-Уильям. В 1850-52, следуя на В. от Берингова пролива, Р. Мак-Клур открыл пролив Принца Уэльского и пролив Мак-Клур, чем было доказано существование С.-З. п. В 1852 У. Кеннеди открыл пролив Белло. Впервые С.-З. п. прошёл с В. на 3. с тремя зимовками Р. Амундсен в 1903-06 на судне " Йоа", а с 3. на В.- Г. Ларсен в 1940-42 на судне " Сент-Рок" с двумя зимовками. В 1944 С.-З. п. был пройден с В. на 3. в одну навигацию Г. Ларсеном на том же судне. Лит.: Арктические походы Джона Франклина, Л., 1937; Магидович И. П., История открытия и исследования Северной Америки, М., 1962; Dodge E. S.. Northwest by sea, N. Y., 1961. И. П. Магидович. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ШТАТ (North-Western State), штат на С.-З. Нигерии. Пл. 168, 7 тыс. км2. Нас. 8, 5 млн. чел. (1973), гл. обр. народности хауса, нупе, фульбе. Адм. центр - г. Сокото. Большую часть территории занимает плато (выс. 200-500 м). На 3. и Ю.- равнины, дренируемые pp. Сокото и Кадуна (притоки р. Нигер). Климат экватори-ально-муссонный. Ср. месячные темп-ры от 24 °С (декабрь - январь) до 32 °С (апрель). Сухой сезон длится от 6 мес на Ю. до 8 мес на С. Осадков от 600-1000 мм в год на С. до 1000-1400 мм на Ю. Саванная растительность. Потребительское земледелие (просо, сорго, бобовые, корнеплоды). Мелкотоварные х-ва дают гл. обр. арахис, хлопок, рис, сах. тростник, а также табак, соевые бобы, орехи дерева ши, пальмовые ядра. Экстенсивное скотоводство. Текст. ф-ка (Гусау), цем. з-д (Сокото). Развиты кустарное ткачество, крашение. Добыча известняка. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН, один из крупных экономич. районов СССР. Занимает всю сев. часть Европ. территории Советского Союза. Берега С.-З. э. р. на С. омываются Баренцевым, Белым и Карским морями, на Ю.-З.- Финским зал. Балтийского моря. В состав его входят Ленинградская, Новгородская, Псковская, Вологодская, Архангельская, Мурманская обл., Карельская АССР и Коми АССР. Пл. 1662, 8 тыс. км2 (7, 4% территории СССР); нас. 12, 7 млн. чел. в 1975 (5% населения СССР). Плотность населения 7, 7 чел. на 1 км2. Наиболее значительна плотность населения в Ленинградской (включая Ленинград; 67, 6 чел. на 1 км2), Новгородской и Псковской областях (13-16 чел. на 1 км2). Повсеместно живут русские. В северных районах расселены карелы, коми, ненцы, саами. Гор. население 77, 4% (1975). Насчитывается 115 городов и 235 посёлков гор. типа; среди них выделяется второй по величине и значению город Сов. Союза - Ленинград (4, 3 млн. чел., включая городские поселения, подчинённые Ленинградскому горсовету); 9 городов имеют численность населения от 150 до 400 тыс. чел. (Архангельск, Мурманск, Череповец, Вологда, Петрозаводск, Северодвинск, Новгород, Псков, Сыктывкар). СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН Поверхность района в основном равнинная, на крайнем В.- хребты Северного и Полярного Урала, на Ю.-З.- Валдайская возв., в вост. части - Тиманский кряж, Сев. Увалы, на С.-З.- возвышенности Кольского п-ова (наибольшие-Хибины, Ловозерские Тундры). Климат умеренно континентальный, с тёплым увлажнённым летом и суровой многоснежной зимой. Континентальность климата нарастает в сев.-вост. направлении. В зап. части р-на расположены крупные озёра - Ладожское, Онежское, Белое, Ильмень и др., соединённые между собой реками (Нева, Свирь, Волхов, Вуокса и др.). Эти водные пути связывают центр. р-ны Европ. части СССР не только между собой, но и со странами Зап. Европы. За сов. время они подверглись коренной реконструкции, были построены новые шлюзы и каналы, соединившие их с Белым м. (Беломорско-Балтийский канал) и р. Волгой (Волга-Балтийский водный путь). В вост. части района протекают крупные судоходные pp. Печора, Сев. Двина, Мезень, Онега. Большая часть территории располагается в лесной зоне, крайний С.-в тундровой зоне. Из разнообразных ресурсов р-на общесоюзное значение имеют лесные (1/10 общесоюзных запасов древесины и 60% запасов лесов Европ. части СССР), месторождения апатитовых руд и фосфоритов (ок. 40% балансовых запасов фосфатного сырья), кам. угля, нефти и природного газа, никелево-медных и жел. руд, слюды. Преимущества экономико-географич. положения - выход С.-З. э. р. к трём морям Атлантического ок., соседство с Центральным, Волго-Вятским и Уральским экономич. р-нами. Наличие мор. портов (Ленинград, Мурманск, Архангельск, Выборг, Беломорски др.) способствовало развитию х-ва района, активному освоению ресурсов, особенно идущих на экспорт, формированию центров обрабат. пром-сти на привозном сырье. В общесоюзном территориальном разделении труда С.-З. э. р. специализируется на высококвалифицированном, сложном и точном машиностроении, судостроении, лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей пром-сти, цветной металлургии, химич. пром-сти, некоторых отраслях лёгкой, рыбной пром-сти, молочном животноводстве и льноводстве; новой отраслью специализации С.-З. э. р. становится нефтегазодобывающая пром-сть. С.-З. э. р. выделяется как важный район научно-технич. прогресса, подготовки высококвалифицированных кадров. Быстро развивается туристско-экскурсионное х-во, имеющее общесоюзное и междунар. значение (Ленинград, Новгород, Псков, Соловецкие о-ва и др.). В структуре пром-сти С.-З. э. р. высокий удельный вес занимают машиностроение и металлообработка (30, 1%); значителен также удельный вес лесной, целлюлозно-бум. и деревообр. пром-сти (13%), лёгкой (13, 2%) и пищ. (18%) пром-сти; важна роль химич., цветной и чёрной металлургии, топливодобывающей пром-сти и электроэнергетики. Терр. С.-З. э. р. освоена неравномерно. Выделяется юго-зап. часть (Ленинградская, Псковская, Новгородская обл.) - 62% пром. и 61% с.-х. произ-ва, ок. 60% населения р-на. До Окт. революции 1917 здесь исторически сформировался столичный - Петроградский пром., науч. и культурный центр. В сов. время на базе использования местной квалифицированной рабочей силы и научно-технич. кадров сложилась вторая (после Центр. р-на) индустриальная база обра-бат. пром-сти; на неё приходится 8% продукции машиностроения Сов. Союза и ок. 90% С.-З. э. р. Осн. отрасли: судостроение (атомные ледоколы, пасс. теплоходы, танкеры, рефрижераторы, лесовозы, рыболовные и речные суда), энер-гетич. и электротехнич. машиностроение (почти 1/2 паровых и гидравлич. турбин и генераторов, от 10 до 20% различных типов электродвигателей), приборостроение (св. 10% общесоюзного произ-ва), станкостроение, тракторостроение, вагоностроение, произ-во разнообразного технологич. оборудования. Маш.-строит. производств. объединения Ленинграда широко осуществляют кооперацию с предприятиями, размещёнными во многих др. городах (Гатчина, Ломоносов, Выборг, Тихвин, Кировск, Псков, Великие Луки, Новгород, Чудово и др.). Большая потребность в металле ленинградских предприятий удовлетворяется завозом из др. р-нов и малой металлургией крупных маш.-строит. з-дов. В пос-левоен. период построен крупный Череповецкий металлургический завод. С.-З. э. р.- крупнейшая лесная база страны: заготовляется 1/4 всей древесины (ок. 100 млн. м3), вырабатывается 16% пиломатериалов, 47% целлюлозы, 35% бумаги, 24% картона, производимых в СССР. Крупнейшие лесоперерабатывающие центры: Архангельск, Котлас, Сыктывкар, Кондопога, Сегежа, Беломорск, Кемь, Сортавала, Сокол, Свето-горск. В Петрозаводске, Архангельске, Вологде размещены з-ды по произ-ву машин и оборудования для лесозаготовит. и деревообр. пром-сти. По химич. пром-сти С.-З. э. р. занимает 2-е место (после Центрального р-на). Ленингр. предприятия специализированы на произ-ве резины и изделий из неё, пластич. масс, синтетич. материалов, лаков и красок, фармацевтич. изделий. Горно-химич. пром-сть Мурманской обл. производит св. 13 млн. т апатитового концентрата, к-рый вывозится на большинство суперфосфатных з-дов страны и на экспорт (св. 6 млн. т). Центры произ-ва минеральных удобрений: Ленинград, Новгород, Волхов, Кингисепп, Череповец. Цветная металлургия представлена предприятиями, производящими алюм. сырьё (Североонежский бокситовый рудник, Пикалёвский, Бокситогорский глинозёмные з-ды), алюм. з-дами (Волховским, Надвоицким, Кандалакшским), добычей медно-никелевых руд, произ-вом концентратов и выплавкой никеля (Никель, Заполярный, Мончегорск) и др. Энергетика р-на развивается как на местных ресурсах - торф, сланцы (часть Прибалтийского сланцевого бассейна), нефть и газ (Тимано-Печорский нефте-гаэоносный бассейн), кам. уголь (Печорский угольный бассейн), гидроресурсы, так и на привозном топливе. В зап. части р-на в связи с недостатком топливно-энергетич. ресурсов построены две атомные электростанции (Мурманская и Ленинградская). В 1974 в р-не было выработано 47, 4 млрд. квт х ч электроэнергии, добыто 11, 4 млн. m нефти (включая газовый конденсат), св. 18 млрд. т3 газа, 23, 4 млн. т каменного угля, 1, 8 млн. т торфа. С. х-во С.-З. э. р. специализируется на молочном и молочно-мясном животноводстве, овощеводстве, картофелеводстве и льноводстве. С.-х. угодья составляют 7, 8 млн. га (4, 7% территории С.-З. э. р.), в т. ч. пашня - 3, 3 млн. га, сенокосы - 2, 6 млн. га, пастбища -1, 8 млн. га. Производство мяса, молока, яиц, овощей осуществляется на пром. основе (крупные животноводческие откормочные комплексы, птицефабрики). В сев. районах С.-З. э. р. (Архангельская и Мурманская обл., Коми АССР) важную роль играет оленеводство. Высокодоходная отрасль - клеточное звероводство. Протяжённость жел. дорог составляет (1974) 11, 8 тыс. км (в т. ч. электрифицированных 1, 7 тыс. км), эксплуатируемых водных путей - 21 тыс. км, автомобильных дорог с твёрдым покрытием -32, 9 тыс. км, магистральных газопроводов - 3, 2 тыс. км, в т. ч. газопровод ''Сияние Севера" (Ухта - Ярославль -Торжок); построен нефтепровод Усинск -Ухта - Ярославль - Москва. Осуществляется большое строительство новых путей сообщения (жел. дороги Архангельск - Карпогоры, Ертом - Кослан-Микунь, Сыня - Усинск, Сосногорск -Троицко-Печорск; автомобильные дороги: Мурманск - Ленинград, Архангельск -Вологда, Вологда - Новая Ладога и др.). Вывозятся из С.-З. э. р. машины, различные виды оборудования, приборы, древесина и изделия из древесины, апатитовый концентрат, химич. изделия, природный газ, нек-рые изделия лёгкой пром-сти, рыбная продукция. Ввозятся в район каменный уголь, нефть, металлы, а также зерно и др. продовольственные грузы. Лит.: Российская Федерация. Общий обзор и Европейский Север, М., 1972 (серия " Советский Союз"); Северо-Запад РСФСР. Экономико-географическая характеристика, М., 1964; Альтман Л. П., Экономические районы Северо-Запада СССР и основные проблемы их развития, в сб.: Северо-Запад Европейской части СССР, [Л.], 1963; Развитие и размещение производительных сил СССР. Северо-Западный экономический район, М., 1967. Л. П. Альтман, Н. Н. Казанский. СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, объединяет участки дорог в пределах Краснодарского и Ставропольского краёв, Дагестанской АССР, Чечено-Ингушской АССР, Кабардино-Балкарской АССР, Северо-Осетинской АССР, Ростовской обл. и небольшие участки в пределах Калмыцкой АССР, Астраханской и Волгоградской обл. С.-К. ж. д. связывает Сев. Кавказ и республики Закавказья со всей сетью жел. дорог СССР. Эксплуатац. длина (1974) 5438 км, или 4% протяжённости всей сети ж. д. СССР. Управление дороги - в Ростове-на-Дону. Граничит: с Приволжской ж. д.- станции Трусово (в р-не Астрахани) и Котельниково; с Азербайджанской ж. д.- ст. Самур; с Закавказской ж. д.-ст. Весёлое; с Донецкой ж. д.- станции Марцево, Несветай и Зверево; с Юго-Восточной ж. д.- станции Зверево и Цимлянская. В 1875-76 была построена линия Ростов-на-Дону - Владикавказ (Орджоникидзе), связавшая Северный Кавказ с р. Дон, а затем с Донбассом и дорогами Центра. В 1893 после прокладки дороги через Грозный на Гудермес - Петровск (Махачкала) - Дербент и далее на Баку (Баладжары) Сев. Кавказ получил связь с дорогами Закавказья. От гл. линии С.-К. ж. д. Ростов-на-Дону - Дербент были построены ответвления: на Краснодар (1887), Новороссийск (1888), Ставрополь (1897), Сальск (1889) и далее на Куберле - Котельниково, что обеспечило прямую связь с Царицыном (Волгоградом), а следовательно, и с Волгой; а также ветки на Кисловодск, Кизляр, Нальчик. За годы Сов. власти построены линии: Черноморская дорога (от Туапсе на Сухуми - 219 км), к-рая сократила путь от Тбилиси в Центр на 659 км, а от Сухуми - почти на 1500 км в сравнении с кружным путём на Баку (Баладжары). Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 линия Кизляр - Астрахань (1942) сыграла важную роль в историч. битве на Волге. Сооружается (1976) спрямляющая линия от Краснодара на Туапсе через отроги Кавказского хребта. В составе дороги 9 отделений: Ростовское, Кавказское, Минераловодское, Ставропольское, Грозненское, Махачкалинское, Краснодарское, Сальское и Туапсинское. Обслуживает с.-х. р-ны (Краснодарский, Ставропольский края и др.), р-ны нефтяной, газовой, кам.-уг. (в вост. Донбассе), машиностроит., цементной (з-ды Новороссийска) пром-сти, а также курорты союзного значения (Кавказские Минеральные Воды, Сочи и др.). Дорога взаимодействует с водным транспортом: по Чёрному м. (ст. Новороссийск, Туапсе, Сочи); с Волгодонским речным пароходством (ст. Ростов, Азов, Ейск, Усть-Донецкая, Волгодонская); с Азовским пароходством (ст. Таганрог); с Каспийским пароходством (ст. Махачкала 2-й порт), Керченская паромная переправа связывает С.-К. ж. д. (ст. Кавказ) с Крымом. Наиболее крупные ж.-д. узлы: Ростов (Батайск), Тихорецкая, Кавказская, Армавир, Краснодар, Минеральные Воды, Гудермес. В 1974 общий грузооборот дороги составил 117, 5 млрд. т х км, или 3, 8% общесетевого. Ок. 3/4 всего отправления грузов составляют нефтяные, кам. уголь, минерально-строит. материалы, хлебные грузы, кроме того, машины и оборудование, пищевые продукты. Ср. грузонапряжённость св. 21 млн. т х км/км. Удельный вес транзитных перевозок невелик. Пассажирооборот дороги составил (1974) 14, 3 млрд. пасс. -км. В отправлении преобладают пригородные пассажиры; в дальнем сообщении ежегодно перевозится большое число пассажиров в направлении Минеральные Воды - Сочи. До Окт. революции 1917 С.-К. ж. д. была слабо технически оснащена, линии почти все однопутные с паровозной тягой и малой пропускной способностью. В совр. условиях на всех гл. направлениях дороги имеются вторые пути, широко применяется автоблокировка, диспетчерская централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. С 1936 началась электрификация С.-К. ж. д. К 1975 были переведены на электротягу все осн. направления дороги: Марцево - Ростов - Армавир - Туапсе - Сочи - Весёлое и Лихая - Ростов - Прохладная - Дербент, а также ряд боковых линий (Минеральные Воды - Кисловодск и др.). В 1974 удельный вес тепловозной тяги в грузообороте дороги составил 51, 2%, электрической -48, 4%. Награждена орденом Ленина (1971). Е. Д. Хануков. СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура эпохи бронзы (2-е тыс. до н. э.), распространённая на Сев. Кавказе. Поселения С. к. не изучены; могильники - курганные (в степях и предгорьях) и грунтовые (в горах). Захоронения в грунтовых ямах, кам. ящиках и склепах. Ранние - скорченные костяки с юж. ориентировкой, засыпанные красной краской; с сер. 2-го тыс. до н. э. -вытянутые, с вост. или зап. ориентировкой. Погребальный инвентарь: керамика (сосуды округлых форм с отпечатками верёвочки, штампов и налепами), бронзовые листовидные ножи, тесла, топоры, булавки, украшения, кам. булавы и топоры. С. к. делится на локальные варианты, отражающие особенности родственных племенных групп. Обществ. строй племён С. к.- патриархально-родовой. Основа х-ва - пастушеское скотоводство и земледелие. С. к. сменилась генетически с нею связанными прнкубанской культурой и кобанской культурой. Лит.: Mapковин В. И., Культура племен Северного Кавказа в эпоху бронзы (II тыс. до н. э.), М., 1960. СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ МЯСО-ШЁРСТНАЯ ПОРОДА овец, порода полутонкорунных овец. Выведена в 1943-60 в совхозе " Восток" Ставропольского края скрещиванием маток ставропольской породы с баранами пород линкольн и ромнимарш и последующим разведением помесей первого поколения " в себе". Взрослые бараны весят 90-100 кг, нек-рые до 150 кг, матки 55-60 кг. Руно штапельного и штапельно-косичного строения. Шерсть однородная, уравненная по длине н тонине, извитость крупная, дл. 12-13 см, наибольшая 18 с, ч, тонина 58-50-го качества. Настриг шерсти с баранов 9-13 кг, с маток 5, 8-6, 5 кг. Выход мытой шерсти 55-58%. Шерсть используется в основном для изготовления трикотажа. Плодовитость овец 130-140 ягнят на 100 маток. Разводят на Сев. Кавказе, в Закавказье, центральных областях РСФСР, Бурятской АССР и Казахской ССР. Лит.: Семенов С. И.. Кроссбредное овцеводство на Ставрополье, Ставрополь, 1964; Овцеводство, под ред. Г. Р. Лнтовченко и П. А. Есаулова, т. 2, М., 1972. СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1920, боевые действия войск Кавказского фронта по разгрому деникинских войск на Дону и Сев. Кавказе 14 февр.-7 апр. во время Гражд. войны 1918-20. Белогвард. войска (команд. ген. А. И. Деникин) к нач.. февр. состояли из Добровольческого корпуса, двух армий - Донской и Кубанской и войск Сев. Кавказа (всего св. 53 тыс. штыков, 60 тыс. сабель, ок. 2 тыс. пулемётов, св. 450 орудий, 18 бронепоездов, 31 бронемашина, 8 танков, 96 самолётов). Кавказский фронт (команд. М. Н. Тухачевский, чл. РВС Г. К. Орджоникидзе) в составе 8-й, 9-й, 10-й, 11-й общевойсковых армий, 1-й Конной армии и Сводного конного корпуса (всего 48, 5 тыс. штыков, 20, 6 тыс. сабель, 2400 пулемётов, 512 орудий, 10 бронепоездов, 10 самолётов) имел задачу окружить осн. силы деникинской армии в р-не Батайск, Кущевская, Весёлый и уничтожить их. В операции участвовали партизаны Кубани и Причерноморья. По плану операции гл. удар наносила группировка в составе 10 стрелк. и 8 кав. дивизий из р-на Великокняжеская (ныне Пролетарская) в направлении на Тихорецкую, Тимошевскую встык Донской и Кубанской армий. В последующем имелось в виду развивать наступление правым крылом войск фронта на Новороссийск, а центром и левым крылом -на Майкоп, Владикавказ, Грозный. Несмотря на значит. превосходство белогвардейцев в численности, командованию Кавказским фронтом удалось путём перегруппировки добиться значит. перевеса сил на направлении гл. удара. Боевые действия разделяются на два этапа: 1-й (14 февраля - 2 марта), включающий Егорлыкскую операцию 1920, в ходе которой была прорвана оборона противника на реке Маныч и разгромлены осн. кав. соединения Деникина в р-не Егорлыкская. На левом крыле фронта 11-я армия вышла на рубеж Дивное - Кизляр. В тылу врага поднялись на борьбу партизаны, которые 24 февр. овладели г. Туапсе, а 11 марта объединились в партизанскую армию численностью ок. 12 тыс. чел. 2-й этап (10 марта - 7 апр. 1920) - две одновременные операции: Кубано-Новороссийская, проведённая силами правого крыла фронта (8-я и 9-я армии), и Майкопско-Грозненская, проведённая войсками центра и левого крыла фронта (1-я Конная, 10-я и 11-я армии); в операциях участвовали партизаны. В результате С.-К. о. сов. войска почти полностью уничтожили или взяли в плен войска Донской и Кубанской армий. Только Добровольческому корпусу численностью до 40 тыс. чел. удалось 26-27 марта переправиться из Новороссийска в Крым. На большей части территории Сев. Кавказа была окончательно восстановлена Сов. власть. Операция представляет собой пример умелого ведения боевых действий в условиях весенней распутицы, с преодолением мно-гочисл. рек, степных и горных р-нов, сочетания действий регулярных войск с ударами партизан по тылам врага. Выход войск фронта на побережье Чёрного м., расширение береговой зоны Азовского и Каспийского морей, овладение крупными портами способствовали возрождению сов. Черноморского флота, расширению базы для действий Каспийской и Азовской военных флотилий. Антанта была вынуждена снять блокаду Сов. республики. Лит.: Директивы командования фронтов Красной Армии (1917 - 1922 гг.). Сб. документов, т. 2, М., 1972, с. 479 - 506; История Гражданской войны в СССР, т. 4, М., 1959, с. 294 - 300j Агуреев К. В., Разгром белогвардейских войск Деникина, М., 1961. В. Г. Клевцов. СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ПОРОДА свиней, порода свиней мясо-сального направления продуктивности. Выведена в СССР в р-нах Сев. Кавказа скрещиванием местных кубанских, крупных белых, беркширских и короткоухих белых свиней. Утверждена в 1955. Свиньи отличаются крепкой конституцией. Масть черно-пёстрая. Хряки весят 300-350 кг, матки 220-240 кг. Плодовитость маток 10-11 поросят за опорос. Животные скороспелы. При мясном откорме молодняк к 6-7-месячному возрасту весит 100-120 кг; затраты корма - 4-4, 2 кормовой единицы на 1 кг привеса. Убойный выход 70-75%. Выход мяса в туше 56-58%. Хряков С. п. используют для пром. скрещивания с матками крупной белой и других пород. Плем. поголовье С. п. находится в х-вах Ростовской обл., Краснодарского и Ставропольского краёв и Узб. ССР. Лит.: Маркушин А. П., Ладан П. Е., Г о р б е л и к В. И., Животноводство с основами разведения сельскохозяйственных животных, 3 изд., М., 1972; Свиноводство, под ред. Г. Н. Доброхотова, М., 1974. СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, провозглашена 1-м съездом Советов Сев. Кавказа в Екатеринодаре (Краснодар) 7 июля 1918, по докладу Чрезвычайного комиссара Юга России Г. К. Орджоникидзе. Основана для упрочения Сов. власти и сплочения сил трудящихся в годы Гражданской войны и воен. интервенции 1918-20. Объединяла Кубано-Черноморскую советскую республику, Терскую советскую республику, Ставропольскую советскую республику, входила в РСФСР. Съезд Советов Сев. Кавказа принял резолюцию о проведении в жизнь декретов пр-ва РСФСР, создании боеспособной армии, об оказании прод. помощи центр. р-нам страны, усилении борьбы с внутр. контрреволюцией; избрал ЦИК С.-К. с. р. (пред. большевик А. И. Рубин), к-рый создал Реввоенсовет Сев. Кавказа. Наступление белогвард. войск Деникина на Кубань и Ставрополье, кулацкие мятежи на Тереке, сопротивление эсеров и меньшевиков укреплению диктатуры пролетариата ухудшили положение С.-К. с. р. С занятием деникинцами Екатеринодара (17 авг. 1918) ЦИК С.-К. с. р. переехал в Пятигорск. 21 окт. 1918 по приказу авантюриста Сорокина, командовавшего сов. войсками Сев. Кавказа, были расстреляны руководители С.-К. с. р. Рубин, В. Крайний (М. И. Шнейдерман) -пред. Сев.-Кавк. краевого к-та РКП(б) и др. 28 окт. 1918 в станице Невинномысской состоялся 2-й, Чрезвычайный съезд Советов Сев. Кавказа. Он образовал ЦИК С.-К. с. р. С захватом к концу 1918 белогвардейцами значит. части республики С.-К. с. р. прекратила существование. В дек. 1918 Президиум ВЦИК принял постановление об упразднении С.-К. с. р. Лит.: Борьба за Советскую власть на Кубани в 1917 - 1920 гг. (Сб. документов и материалов), Краснодар, 1957; Разгон И., Орджоникидзе и Киров и борьба за власть Советов на Северном Кавказе. 1917 - 1920 гг., М., 1941; Э т е н к о Л. А., Большевистские организации Дона и Северного Кавказа в борьбе за власть Советов, Ростов н/Д., 1972. К. А. Хмелевский. СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ ИНДЕЙКИ, порода индеек, выведенная в колхозах и совхозах Ставропольского края (1946-1956) скрещиванием местных индеек с бронзовыми широкогрудыми. Оперение у С. и. чёрное с бронзовым отливом. Взрослые индюки весят 12-14 кг, индейки 6-7 кг. Яйценоскость 80-100 яиц в год, рекордная - св. 170 яиц. Скрещиванием бронзовых индеек с англ. широкогрудыми индюками и отбором потомства с белым оперением выведены линии белых С. и., отличающиеся высокой мясной скороспелостью. Молодняк, полученный при скрещивании линий белых С. и., в возрасте 120 сут весит 4, 5-5 кг. Разводят породу во мн. р-нах СССР. Лит.: С м е т н е в С. И., Птицеводство, 5 изд., М., 1970. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (СКНЦ) мин-в высшего и среднего спец. образования СССР и РСФСР. Первое в СССР региональное объединение науч. учреждений на базе высшей школы, созданное в 1969 пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР " О развитии научных учреждений в отдельных экономических районах РСФСР". Осн. задачи СКНЦ - орг-ция фундаментальных исследований по ес-теств. и обществ. наукам, разработка науч. проблем, связанных с ускоренным развитием экономики и производит. сил Сев. Кавказа, подготовка науч. кадров, координация науч. исследований вузов и науч. учреждений мин-в и ведомств. Принцип работы СКНЦ - единство науч. исследований, уч. процесса и подготовки специалистов. Гл. направления деятельности - горно-геологич. и хими-ко-биологич. исследования; проблемы физики твёрдого тела, механики сплошной среды, кибернетики; комплексное изучение природных ресурсов; вопросы истории и культуры народов Сев. Кавказа. Руководящий орган - совет ректоров вузов и директоров науч. учреждений. Научно-методич. и научно-органи-зац. работа осуществляется через систему отделений по отраслям наук, проблемных комиссий и науч. советов. СКНЦ объединяет (1975) 6 НИИ, 8 проблемных и 20 отраслевых лабораторий, вычислит. центр, конструкторское бюро, в т. ч. при Ростовском ун-те - НИИ физики (1970), физич. и органич. химии (1970), нейрокибернетики (1971), механики и прикладной математики (1972), биологии (1935), при Таганрогском радиотехнич. ин-те - НИИ однородных микроэлектронных вычислит. структур (1973). Имеются патентно-лицензионные службы, бюро экономич. анализа, опытно-производств. подразделения. СКНЦ координирует (1975) науч. деятельность 44 вузов и 63 н.-и. учреждений Ростовской обл., Краснодарского и Ставропольского краёв, Чеч.-Ингуш. АССР, Сев.-Осет. АССР, Каб.-Балк. АССР и Даг. АССР. Среди научных работников НИИ и вузов 1 академик, 4 чл.-корр. АН СССР, 7 чл. отраслевых академий наук СССР, ок. 780 докторов и ок. 9 тыс. кандидатов наук. СКНЦ работает по координац. планам в контакте с АН СССР и др. науч. учреждениями. В 1974 учёными центра получено 278 авторских свидетельств, 20 патентов, экономич. эффект от внедрения исследований в произ-во составил 59 млн. руб. Науч. кадры готовятся в аспирантурах вузов (2, 8 тыс. чел. в 1975), а также путём стажировки, исследоват. практики в ведущих вузах и НИИ. Практикуется н.-и. работа студентов; на базе Таганрогского радиотехнич. ин-та создан учебно-научно-производств. комплекс (вуз - НИИ - КБ - опытное производство). СКНЦ издаёт (с 1973) " Известия" в трёх сериях (обществ., естеств., технич. наук).
|