Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обзор высших таксонов 7 страница
Лит.: Строганов Н. С., С. Н. Скадовский, " Труды Всесоюзного гидробиологического общества АН СССР", 1962, т. 12, с. 420-28. СКАЗ, 1) вид литературно-художеств. повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера к-рого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художеств. эффекта С. Речь рассказчика в С. (реального или подразумеваемого) выходит за пределы письменно-лит. нормы данного времени и может быть ориентирована на просторечие, диалект, проф. речь или представлять сложную комбинацию их с лит. нормой (В. Даль, Н. Лесков, М. Зощенко). Произв. может состоять из С. целиком или С. в нём может сопровождаться авторским введением, послесловием, перебивами. От стилизации С. отличается использованием внелитературных жанровых и речевых форм. Случаи, когда в произв. есть указание на рассказчика, но его слово не противостоит авторскому, не относятся к С. (рассказы И. С. Тургенева). Зарубежное, в частности англо-амер., литературоведение понятием аналогичным С. не пользуется, но по существу рассматривает ту же проблему взаимодействия в одном произв. разных повествоват. позиций(" точек зрения"), подчинённых или противостоящих осн. рассказчику (" централизующему сознанию"). 2) В сов. фольклористике " С." - термин (так же как и " устный народный рассказ"), обозначающий все жанры устной прозы несказочного характера, включая т. н. " мемораты" -рассказы от первого лица и " фабулаты" -повествования, отделившиеся от участника события, о к-ром рассказывается (предания, легенды, былички и др.). Иногда в этом же значении употребляют термин сказание. Лит.: Эйхенбаум Б., Литература, Л.. 1927; Виноградов В., Проблема сказа в стилистике, в кн.: Поэтика, в. 1, Л., 1926; его же, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, М., 1963; Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 2 изд., М., 1963; Чистов К. В., Сказ, в кн.: Литературная энциклопедия, т. 6, М., 1971. А. П. Чудаков, К. В. Чистов (С. в фольклоре). СКАЗАНИЕ, в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений историч. и легендарного характера. Среди С. различают предания, легенды и др. В древних лит-pax С. именуют прозаич. произведения с историч. и вымышленным содержанием (см. Повести древнерусские). В новой лит-ре С. бывают и стихотворными. Лит. С. в той или иной мере включают в себя традиц. образно-стилевые свойства фольклора. Таковы санскритский " Океан сказаний" Сомадевы, древнерус. " Сказание о граде Китеже", известная разным народам " Александрия", а в новой лит-ре " Сказание о гордом Аггее" В. М. Гаршина, " Дедовы сказанья" Б. В. Шергина и др. Лит.: Комароввч В. Л., Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд, М.- Л., 1936; Ш а м б и н а г о С., Повести о Мамаевом побоище, СПБ, 1906; Сперанский М. Н., " Сказание об Индейском царстве", " Известия по русскому языку и словесности АН СССР", 1930, т. 3, кн. 2; Прозаические жанры фольклора народов СССР, Минск, 1974; Н е i I f u г t h G., Greverus I. M., Bergbau und Bergmann in der deutschsprachigen Sagenuberlieferung Mitteleuropas, Bd 1, Marburg, 1467. В. П. Аникин. " СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ", лит.-публицистич. памятник 16 в., использовавшийся в политич. борьбе за укрепление авторитета велико-княж., а затем царской власти. В основе " Сказания" лежит легенда о происхождении рус. вел. князей от рим. имп. Августа через легендарного Пруса, к-рый, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, а с другой - якобы был родственником Рюрика. Вторая легенда, входящая в " С. о к. в.", повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от визант. имп. Константина Мономаха. Время появления обеих этих легенд не установлено. В нач. 16 в. (не позднее 1523) легенды были соединены в " Послании" тверского церк. писателя-публициста Спиридона-Саввы, претендовавшего на престол митрополита всея Руси. На основе " Послания" была составлена 1-я ред. " Сказания". Идеи " Сказания" в дипломатич. спорах использовались при Василии III и Иване IV. Легенда о происхождении рус. вел. князей от Августа была помещена как вступит. статья к Государеву родословцу 1555 и включена в Степенную книгу. 2-я ред. " Сказания" была написана как вступит. статья к " Чину венчания" Ивана IV на царство в 1547. Лит.: Дмитриева Р. П., Сказание о князьях владимирских, М.- Л., 1955; Зимин А. А., Античные мотивы в русской публицистике конца XV в., в кн.: Феодальная Россия во всемирно-историч. процессе, М.,, 1972, с. 128-38. Р.П.Дмитриева. Лит.: Астахова А. М., Былины. Итоги и проблемы изучения, М.- Л., 1966. Ю. И. Юдин. СКАЗКА, один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преим. прозаическое художеств. произв. волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. С. называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От др. видов художеств. эпики С. отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтич. вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает С. связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Во мн. С. нашли отражение первобытные обществ. отношения и представления, тотемизм, анимизм и др. Для С., сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, царевич, рыцарь, король. В эпоху капитализма увеличивается интерес сказочников к теме денег, торговли; в С. изображается контраст богатства и бедности, всё сильнее звучат мотивы классового антагонизма. В наст. время одни С. продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из нар. быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В С. народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историч. условиями их жизни. Вместе с тем С. обладают нац. особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими С. свои индивидуальные черты, поэтому большинство С. известно во мн. вариантах. Можно выделить наиболее характерные группы С., каждая из к-рыхимеет особую морфологич. структуру. С. о животных занимают видное место в фольклоре народов Севера СССР, Сев. Америки и особенно Африки. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе и была связана с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологич. и магич. характер, приближаясь к нравоучит. басне. Нек-рые из волшебных С. также первоначально были связаны с мифами и имели магич. значение. Мировое распространение получили волшебные С. о змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов и др. Волшебные С. всех народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т. д. Авантюрные С. излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих С. проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К ним примыкают и С. об историч. деятелях. Бытовые С. часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказки-небылицы, т. н. докучные С. и др. Нар. сказкам посв. большая исследовательская лит-pa. Представители мифологич. теории в фольклористике изучали С. как " осколок древнего мифа". Компаративисты (см. Компаративизм) интересовались гл. обр. совпадением сюжетных схем или отд. мотивов в С. разных народов и пытались установить пути распространения С. Сторонники антропологич. школы создали теорию о единой бытовой и психология, основе самозарождения сказочных сюжетов. Сов. фольклористика, изучая С., опирается на теорию марксизма-ленинизма, на работы революц. демократов, М. Горького о нар. творчестве. Сов. учёными многое сделано в изучении взаимоотношения индивидуального и коллективного начала в С. Лучшие сб-ки С. разных народов вошли в сокровищницу мировой лит-ры. Таковы сб-ки вост. С. " Тысяча и одна ночь", инд. " Панчатантра", нем. С. братьев В. и Я. Гримм, сб. рус. С., составленный А. Н. Афанасьевым. В сов. время опубл. многочисл. сб-ки С. народов СССР. С. постоянно привлекают внимание писателей, широко использующих сказочные образы, темы и сюжеты, создающих лит. С. Таковы сказки А. С. Пушкина, X. К. Андерсена, В. Хауфа, Ш. Перро, в сов. лит-ре -А. Н. Толстого, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, пьесы-сказки Е. Л. Шварца и др. Примером сатирич. использования возможностей С. являются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. К образам и сюжетам С. обращаются художники и композиторы. Илл. см. на вклейке к стр. 449. Спрасочник и: Андреев Н. П., Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне, Л., 192.9; Motif-index of folkliterature by Stith Thompson, v. 1 - 6, Bloomington (Ind.), [1955 - 58]; Bolte J. und P о 1 i v k a G., Anmerkungen zu den Kinder -und Hausmarchen der Briider Grimm, Bd1 - 5, Lpz., 1913 - 32; The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarne's Verzeichnis der Marchentypen, translated and enlarged by Stith Thompson, 2 ed. rev., Hels., 1961. Лит.: Азадовский М. К., Русская сказка. Избр. мастера, т. 1 - 2, М. -Л., [19321; Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 16, М. -Л., 1938; М е л е т и н с к и й Е. М., Герой волшебной сказки. Происхождение образа, М., 1958; Померанцева Э. В., Судьбы русской сказки, М., 1965; П р о п п В. Я., Морфология сказки, 2 изд., М., 1969; его же, Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946; Новиков Н. В., Образы восточнославянской волшебной сказки, Л., 1974; L п t h i Max, Магchen, 2 Aufl., Stuttg., 1964; Thompson S., The folktale, N. Y., 1946. Э. В. Померанцева. " СКАЗКИ", разновидность делопроизводственных документов в России 17-18 вв.: записи устных показаний несудебного характера в гос. учреждениях (отчёты должностных лиц о выполнении отд. служебных поручений, сообщения купцов о торгах и промыслах и т. д.). В гражд. судопроизводстве существовали ставочные, или строчные, " С." (подписки ответчиков с указанием желаемого срока разбора дела), пересрочные, или полюбовные, " С." (совместные подписки истцов и ответчиков о прекращении дела). В 18 в. появляются ревизские сказки. СКАЗКИН Сергей Данилович [7(19).10. 1890, Новочеркасск, - 14.4.1973, Москва], советский историк, акад. АН СССР (1958), действит. чл. АПН СССР (1947), Герой Социалистич. Труда (1970). В 1915 окончил Моск. ун-т. С 1920 преподавал в МГУ, с 1949 возглавлял кафедру истории ср. веков МГУ и с 1962 -сектор истории ср. веков Ин-та истории АН СССР (с 1968 -Ип-та всеобщей истории АН СССР). Осн. труды гл. обр. по проблемам ср.-век. истории (агр. отношения, история крестьянства в Зап. Европе, особенно во Франции 16-18 вв.; еретические движения; абсолютизм; Возрождение и др.), имеются работы и по новой истории зап.-европ. стран и истории международных отношений. Автор и редактор учебников для вузов по истории ср. веков, автор глав в коллективных трудах " История дипломатии" (т. 1, 1941; 2 изд., т. 1, 1959), " Всемирная история" (т. 3, 1957; т. 4, 1958), " История Франции" (т. 1, 1972). Гос. пр. СССР (1942). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Соч.: Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века, М., 1968; Избр. труды по истории, М., 1973 (список трудов С.); Конец австро-русско-германского союза 1879 - 1885, М., 1974. Лит.: Гутнова Е. В., С. Д. Сказкнн, М., 1967; Гутнова Е. В., Чистозвонов А. Н., Академик С. Д. Сказкин..., в кн.: Европа в средние века..., М., 1972. Е. В. Гутнова. С. Д. Сказкнн. СКАЗОЧНИКИ, рассказчики сказок, владеющие большим или меньшим сказочным репертуаром. Рассказывая традиц. сказку, С. вносят в неё новые черты, меняют её в зависимости от степени одарённости, своих вкусов, запросов аудитории. С. отличаются друг от друга составом репертуара, идейной направленностью творчества, языком сказок, манерой сказывания. Большую роль в формировании сказок у всех народов сыграли профессиональные С. Наиболее известным С. в России 19 в. был самарский сказочник Абрам Новопольцев. Среди сов. С. выделяются А. К. Барышникова (Куприяниха), А. Н. Королькова и др. Лит.: Бродский Н. Л., Следы профессиональных сказочников в русских сказках, " Этнографическое обозрение", 1904, № 2; Азадовский М. К., Русские сказочники, в кн.: Русская сказка, т. 1, М., 1932; Королькова А. Н., Русские народные сказки. [Записи Э. В. Померанцевой и др.], М., 1969. СКАЗУЕМОЕ, один из двух главных членов двусоставного предложения; соотносится с подлежащим. Является центр. элементом группы (состава) С., к-рый объединяет С. и зависимые от него члены предложения - дополнения и обстоятельства. Отношения, связывающие подлежащее и С., наз. предикативными, причём С.- носитель предикативности - осн. свойства предложения, отличающего эту единицу языка от слова и словосочетания: свёртывание предложения к С. не затрагивает функции целого (напр., " Ветер дует" -> " Дует"). С. тем самым составляет функциональный минимум предложения. Поэтому именно в С. выражаются грамматич. категории, характеризующие предложение в целом (время, модальность). Центральность С. обусловлена тем, что оно в общем случае выражает сообщаемое. Будучи коммуникативным ядром предложения, С. в то же время формально зависит от подлежащего, согласуясь с ним в роде, числе и лице (формы зависимости определяются строем конкретных языков). Т. о., отношения между гл. членами предложения имеют противоположную направленность на разных уровнях анализа: на синтагматическом уровне (см. Синтагматика) С. подчинено подлежащему, на парадигматическом (см. Парадигматика) оно доминирует над подлежащим. В семантич. плане С. выражает признаковое (атрибутивное) значение, указывая на существование в объекте нек-рого общего свойства. Между подлежащим и С. имеется не только формальное, но и семантич. согласование: смысловые типы С. определяются смысловыми типами подлежащего. Так, если подлежащее называет конкретный объект, то С. может обозначать его качество, свойство, состояние, функцию, действие, местоположение, отношение к другим объектам, оценку со стороны автора речи и т. п.; если подлежащее называет событие, то С. может обозначать способ его реализации, локальные и темпоральные (временные) характеристики, отношение к действительности и т. п. В зависимости от того, какой частью речи представлено С., различают глагольные и именные С. Первые выражаются глаголом в личной форме (напр., " Мальчик плачет"), а также модальным или фазовым глаголом в сочетании с инфинитивом (напр., " Мальчик перестал плакать"). Вторые выражаются связочным глаголом (или нулевой связкой) и существительным или прилагательным, составляющим именную часть С., или предикатив (напр., " Снег бел", " Погода была солнечная"). Лит.: Шахматов А. А., Синтаксис русского языка, 2 изд., М.-Л., 1941; Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, 7 изд., М., 1956; Стеблин-Каменский М. И., О предикативности, " Вестник ЛГУ''. Серия истории, языка и литературы, 1956, № 20, в. 4; К у р и л о в и ч Е., Очерки по лингвистике, М., 1962; Алисова Т. Б., Опыт семантико-грамматической классификации простых предложений, " Вопросы языкознания", 1970, № 2; Грамматика современного русского литературного языка, М., 1970. И. Д. Арутюнова. СКАЙ (Skye), остров в Атлантич. ок., у сев.-зап. берегов Шотландии в составе Гебридских о-вов. Терр. Великобритании. Пл. ок. 1740 км2. Ок. 10 тыс. жит. (1970). Рельеф - лавовое плато, над к-рым поднимаются горы выс. до 1009 м (г. Куллин-Хилс). В долинах - вечнозелёные луга, в горах - верещатники. Скотоводство, рыболовство (сельдь), возделывание картофеля, овса, турнепса. Родина скайтерьеров. Осн. населённый пункт - Портри. " СКАЙЛЭБ" (англ. Skylab, сокр. от sky laboratory - небесная лаборатория), американская космическая обитаемая орбитальная станция; программа " С.", осуществлявшаяся в 1973-74. Выведена на околоземную орбиту 14 мая 1973. Высота орбиты в перигее 434 км, в апогее 437 км, наклонение 50°. На " С." работали три экспедиции космонавтов, доставлявшиеся космич. кораблями " Аполлон": Ч. Конрад, Дж. Кервин, П. Вейц с 25 мая по 22 июня 1973; А. Бин, О. Гэрриот, Дж. Лусма с 28 июля по 26 сент. 1973; Дж. Карр, У. Поуг, Э. Гибсон с 16 нояб. 1973 по 8 февр. 1974. Осн. задачи всех трёх экспедиций на " С." - медико-биологич. исследования, направленные на изучение процесса адаптации человека к условиям длительного космич. полёта и последующей реадаптации к земному тяготению; наблюдения Солнца; изучение природных ресурсов Земли, технич. эксперименты. Масса " С." на орбите 77 т, после стыковки с космич. кораблём " Аполлон" - ок. 90 т, общая длина 24, 6 м, макс. диаметр 6, 6 м. " С." состоит из осн. блока, приборного отсека, шлюзовой камеры, причальной конструкции, платформы с комплектом астрономич. приборов. Корпус осн. блока " С." создан на базе третьей ступени ракеты-носителя " Сатурн-5", к-рая использовалась при полёте амер. космонавтов на Луну по программе " Аполлон" (см. *Сатурн''). Осн. блок представляет собой цилиндр, разделённый перегородкой на лабораторный и бытовой отсеки. Лабораторный отсек, соединяющийся со шлюзовой камерой, служит для установки науч. оборудования. Бытовой отсек имеет неск. помещений - для сна, тренировки и проведения нек-рых экспериментов, приготовления, приёма пищи и проведения досуга, личной гигиены. Между осн. блоком и шлюзовой камерой находится приборный отсек с аппаратурой для управления ракетой-носителем на участке выведения и управления станцией на орбите при подготовке к стыковке. Шлюзовая камера цилиндрич. формы располагается между этим отсеком и причальной конструкцией. В ней установлено оборудование для шлюзования, нек-рые агрегаты системы жизнеобеспечения, электроснабжения и связи; имеется люк для выхода в открытый космос. Причальная конструкция в форме цилиндра, оканчивающегося усечённым конусом, на к-ром смонтирован осн. стыковочный узел, имеет лаз для стыковки с транспортным космич. кораблём " Аполлон". На боковой поверхности расположен резервный стыковочный узел. Внутри причальной конструкции установлен пульт дистанц. управления комплектом астрономич. приборов (масса 9, 7 т), приборов для исследования природных ресурсов Земли. Лuт.: Г л у ш к о В. П., Долговременные орбитальные станции (к полету " Скайлэба"), " Вопросы ракетной техники", 1974, № 4. См. также лит. при ст. Орбитальная станция. А. А. Еременко. СКАЙТЕРЬЕР (англ, skyterrier), древняя порода декоративных собак из группы шотландских терьеров. Долгое время их разводили для охоты на барсуков и лисиц и борьбы с крысами. Родина С.-о. Скай у сев.-зап. берегов Шотландии. С.- коротконогая собака с длинным туловищем, клинообразной головой и длинным хвостом. Высота в холке 20-30 см. Шерсть прямая, свисает почти до земли, образуя вдоль спины " пробор". Окрас серый разнообразных оттенков. Разводят С. преимущественно в Шотландии. В др. странах малочислен. СКАКУHЫ (Cicindelinae), подсемейство жуков семейства жужелиц. Тело у большинства С. дл. 1-2 см, у нек-рых до 5 см, обычно яркое, с металлич. отливом, на надкрыльях часто есть светлый рисунок. Голова большая, глаза сильно выпуклые, челюсти серповидные. Ок. 1500 видов; распространены широко, особенно многочисленны в тропиках; в СССР -45 видов. Большинство С. обитает на поверхности почвы, нек-рые - на деревьях. С.- активные дневные хищники, питаются б. ч. насекомыми; передвигаются быстро, со скачкообразными перелётами (отсюда назв.). Личинки тоже хищники, обитают в открытых норках. Нек-рые С. полезны, т. к. истребляют вредных насекомых. Илл. см. т. 9, табл. XXV, стр. 240-241 (№ 35). СКАЛА-ПОДОЛЬСКАЯ, посёлок гор. типа в Борщёвском р-не Тернопольской обл. УССР. Расположен на прав. берегу р. Збруч (приток Днестра). Конечная ст. ж.-д. ветки от линии Иване-Пусте -Чертков. 3-ды: холодного асфальтобетона, кирпичный, щебневый, плодоконсервный, соко-винный. СКАЛАТ, город (с 1939) в Подволочисском р-не Тернопольской обл. УССР на р. Збруч (басе. Днестра). Ж.-д. станция. Комбикормовый, асфальтовый з-ды; фабрика бытовой химии и др. предприятия. СКАЛБЕ Арвидс (р. 1.3.1922, Яунлатгале, ныне Пыталово Псковской обл.), латышский советский поэт. В 1941 окончил пед. ин-т в Резекне, учительствовал, с 1953 на журналистской работе. Печатается с 1947. Автор сб-ков стихов " Журавли прилетели" (1956), " Дикая яблоня" (1959), " Стихи" (1963), " Серебристая отцовская тропа" (1972). Сдержанная, лаконичная поэзия С. стилистически близка к латыш, фольклору. С о ч.: Atskalas, Riga, 1967; Skandme, Riga, 1970; в рус. пер.- Горение, М., 1960; Дни, Рига, 1968. Лит.: История латышской литературы, т. 2, Рига, 1971; Latviesu literaturas vesture, sej. 6, Riga, 1962. СКАЛБЕ Карлис (7.11.1879, Вецпиебалгская вол., ныне Цесисский р-н, -14.4. 1945, Стокгольм), латышский писатель. Был батраком, учителем, журналистом. Печатался с 1896. Первые сб-ки стихов " Мечты узника" (1902), " Когда яблони цветут" (1904) проникнуты предчувствием революц. событий. В дальнейшем творчество С. приобретает индивидуалистически-пассивный характер: сб-ки " Сердце и солнце" (1911), " Вечерние огни" (1927) и др. С.- крупнейший мастер лит. сказки в латыш, досоветской лит-ре: сб-ки " Смиренные духом" (1911), " Зимние сказки" (1913), " Легенда матери" (1928). Сказки эти идейно противоречивы. Обществ. позиция С. связана с идеологией бурж. национализма. В 1944 эмигрировал. Соч.: Kopoti raksti, sej. 1 - 10, Riga, 1938 - 39; в рус. пер.- Сказки. [Предисл. Я. Судрабкална], М., 1961. Лит.: История латышской литературы, т. 1, Рига, 1971; Latviesu literatures vesture, sej. 4, Riga, 1957. СКАЛДИН (наст. фам.-Еленев) Фёдор Павлович [17(29).4.1827, Смоленская губ., -10(23).2.1902, Царское Село, ныне г.-Пушкин], русский публицист. Из дворян. Окончил Моск. ун-т. В 1859-61 секретарь Редакционных комиссий по подготовке крестьянской реформы 1861. В 1868-96 чл. Совета по делам печати, одновременно с 1890 чл. Совета Мин-ва внутренних дел. В печати выступил в 1860. Под псевдонимом С. опубликовал основное произведение - " В захолустье и в столице" (" Отечественные записки", 1867-69; отд. изд. 1870), в к-ром с позиций бурж. либерализма защищал интересы крестьян и критиковал пережитки крепостничества, тормозившие экономич. развитие России. Книга привлекла внимание К. Маркса, Ф. Энгельса, А.И. Герцена, Н. П. Огарёва и др. В. И. Ленин использовал материал книги С. в статье " От какого наследства мы отказываемся? " для иллюстрации теоретич. положений о просветительстве. В 1870-х гг. С. эволюционировал к черносотенной реакции. В брошюрах 1880-90-х гг. о студенческих беспорядках, гимназич. обучении, о цензуре, по финляндскому вопросу и др. выступал против материализма, социализма, революц. и демократич. движения. Лит.: История русской экономической мысли, т. 2, ч. 1, М., 1959 (лит.). И. Н. Сабова. СКАЛИГЕР (Scaliger) Жозеф Жюст (Йозефус Юстус) (5.8.1540, Ажен, -21.1. 1609, Лейден), французский гуманист. Итальянец по происхождению. Кальвинист (с 1562), активно участвовал в Религ. войнах во Франции. После Варфоломеевской ночи бежал в Женеву. С 1593 жил в Лейдене, где преподавал в ун-те. Снискал известность комментариями к антич. авторам (Варрон, Вергилий, Катон и др.), исследованиями в области сравнительного языкознания; заложил основы науч. хронологии античности (трактат " Исправление хронологии", 1583), разработал систему унификации летосчисления. Лит.: Bernays J., J. J. Scaliger, В., 1855. СКАЛИГЕР (Scaliger) Юлий Цезарь (Жюль Сезар) (наст. имя и фам.- Джулио Б о р д о н и; Bordoni) (23.4.1484, Падуя, Италия, -21.10.1558, Ажен, Франция), французский филолог, критик, поэт, врач. Изучал теологию, философию, медицину, греч. и лат. авторов. В 1528 поселился в Ажене под именем Ж. С. де Лескаля. Писал на лат. языке. В 1531 С. выступил с письмом-памфлетом против Эразма Роттердамского; рационалист, он был противником ряда гуманистов. Наиболее интересна его " Поэтика" (опубл. 1561), где даны определения стихотворных и драматич. жанров и обоснован закон о трёх единствах драмы, якобы отвечающих логике театр. представления. Франц. классицисты положили теории С. в основу нормативной поэтики. Его " De causis linguae latinae" (1540) - одна из первых в Европе грамматик, в основу к-рой были положены новые идеи и методы, нарушившие многовековую традицию компиляций из Доната и Присциана; эти идеи получили дальнейшее развитие в Пор-Рояля грамматике. Соч.: Poetices libri septem. Faksimile. Neudruck der Ausgabe von Lyon, 1561..., Stuttg.- Bad-Cannstatt, 1964. Лит.: А н и к с т А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; F е r г а г о R. М., Giudizi critic! e criteri estetici nei Poetices libri septem (1561) di J. C. Scaligero, Chapel-Hill, 1971. М. А. Гольдман. СКАЛИГЕРЫ, делла Скала (Scaligeri, della Scala), итальянский феод. род, правивший в Вероне с 60-х гг. 13 в. по 1387. Начало возвышению С. положил М а с т и н о С.- подеста с 1259, капитан народа с 1262; он закрепил эту должность за своим родом, что фактически означало установление в Вероне тирании С. Важнейший представитель С.- Кангранде I, с 1308 правивший совместно со старшим братом Альбои-ном, а в 1311-28 самостоятельно. Подчинил своей власти, помимо Вероны, Падую, Виченцу, Тревизо, Фельтре, Беллуно. В сер. 14 в. С. утратили большую часть своих владений. В 1387 С. потеряли и Верону, захваченную правителями Милана Висконти. СКАЛИСТЫЕ ГОРЫ (Rocky Mountains), горная система на 3. Сев. Америки (терр. Канады и США). Протягивается от 60° до 32° с. ш.; общая дл. ок. 3200 км, шир. до 700 км. Образует осн. часть Вост. пояса Кордильер Сев. Америки. В структурно-орографич. отношении подразделяется на два участка. Северные С. г., к С. от 45° с. ш., отличаются компактностью, значит. протяжённостью хребтов и долин, имеющих сев.-зап.- юго-вост. направление. Мн. вершины поднимаются выше 3500 м (г. Колумбия, 3747 м; г. Робсон, 3954л). Гл. орографич. элемент северных С. г.- Передовой хр. (дл. ок. 2000 км). На 3. ограничен узкой тектонич. депрессией - " Рвом Скалистых гор". Южные С. г. (южнее 45° с. ш.) имеют более мозаичный рельеф; здесь система С. г. достигает макс. ширины. В рельефе чередуются короткие и высокие (до 4000 м и более) хребты, имеющие различное направление, и разделяющие их обширные платообразные бассейны -" парки". Наивысшая вершина южных С. г. и всей системы - г. Элберт, 4399 м. С. г. сформировались в эпоху Ларамийской складчатости (конец мела - палеоген), а затем подверглись интенсивному новейшему поднятию. Сев. часть С. г. возникла в области древнего краевого прогиба, разделявшего кордильерскую геосинклиналь и устойчивую область Сев.-Амер. платформы, южные С.г. создались на основе древних платформенных структур, вовлечённых в подвижную зону орогенеза. Горообразовательные процессы продолжаются и в наст. время (землетрясения, поствулканич. явления, в частности гейзеры в р-не Йеллоустон-ского нац. парка). Для сев. части С. г. характерен комплекс древнеледниковых форм рельефа. К осевым частям хребтов и глыбовым массивам, сложенным преимущественно докембрийскими кристаллич. породами, приурочены месторождения золота, серебра, меди, полиметаллов; с осадочными толщами палеозойского возраста, образующими периферич. части складчатых хребтов, связаны месторождения угля и нефти. С. г. располагаются в умеренном и субтропич. поясах. Климат б. ч. континентальный. На вершинах и зап. склонах гор осадков до 1000 мм в год. Высота снеговой границы 4000 м на Ю., 2500 м на С. В С. г. зарождаются крупные реки Сев. Америки: Миссури, Рио-Гранде, Колумбия, Колорадо и др. Почвенно-растительный покров представлен несколькими спектрами высотных поясов. На С. характерны пояса горнотаёжных лесов (белая ель, альпийская пихта), горнотаёжных редколесий, горной тундры и гольцов. На Ю. прослеживаются пояса степей, парковых, преим. сосновых, лесов (жёлтая, Веймутовая и скрученная сосны), субальпийских темнохвойных лесов (Энгельманова ель, гигантская пихта), альпийских лугов.
|