Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СКУДО(итал. scudo), старинная итал. золотая и серебряная монета. В совр. Италии монета в 5 лир иногда наз. С. 11 страница
Валовая продукция с. х-ва в 1973 возросла в 2 раза по сравнению с 1936, товарная продукция - почти в 4 раза. Социалистич. сектору принадлежит 90% пахотных угодий. Животноводство даёт 52%, а растениеводство 48% стоимости с.-х. продукции (в 1937 - 41% и 59%). В с. х-ве широко распространено зерновое х-во (посевы пшеницы, ячменя, кукурузы); возделывают нек-рые технич. культуры - масличные, сах. свёклу, табак и др.; развиты садоводство и виноградарство. В юж. р-нах разводят гл. обр. свиней, молочный скот, птицу, в горных областях - овец и мясной скот. В годы социалистич. строительства коренным образом реконструирован транспорт. Электрифицирована ж.-д. магистраль Чиерна - Жилина - Острава. Судоходство по Дунаю, порты - Братислава и Комарно. Л. А. Авдеичев. Культурное строительство и здравоохранение. В 1973/74 уч. г. в детских садах воспитывалось св. 133 тыс. детей, в обязательных 9-летних основных школах обучалось ок. 717 тыс. уч-ся, в полных ср. общеобразоват. школах (гимназиях) с 4-летним сроком обучения - ок. 53 тыс. уч-ся, в 1-3-летних проф. уч. заведениях - около 121, 5 тыс. уч-ся, в 4-летних ср. проф. школах - свыше 104 тыс. уч-ся, в 13 вузах - 55, 6 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: Братиславский университет им. Я. А. Коменского (осн. в 1919), Словацкая высшая технич. школа, Высшая экономич. школа, консерватория, Высшая школа изобразит. иск-в - в Братиславе, Ун-т им. П. Шафарика, Высшая технич. школа, Высшая вет. школа, консерватория -в Кошице, Высшая транспортная школа в Жилине и др. Высшее науч. учреждение - Словацкая академия наук, к-рая вместе с гос. органами планирует науч. работу и руководит исследованиями в республике. В Братиславе находятся Ин-т вирусологии Чехословацкой АН, н.-и. учреждения различных ведомств, в т. ч. НИИ сварки, педагогический и др.; в Жилине - н.-и. гидрологич. центр, геологич. служба и др.; в Прешове - филиал НИИ почвоведения и растениеводства. Ряд н.-и. учреждений функционирует при вузах, в т. ч. при Словацкой высшей технич. школе -НИИ химич. физики, гидравлич. машин и др.; при Высшей транспортной школе -Ин-т проблем транспорта. Всего насчитывается св. 80 НИИ и 13 вузов, ведущих науч. исследования. Работают Матица словацкая, др. науч. и научно-просветит. об-ва. Крупнейшие библиотеки: б-ка Матицы словацкой в Мартине (осн. в 1863; 1850 тыс. тт.), университетская б-ка в Братиславе (осн. в 1919; 1200 тыс. тт.), гос. науч. б-ки в Кошице, Зволене и др. Гл. музеи: Словацкие нац. музеи в Братиславе (осн. в 1924) и Мартине (1893), Словацкая нац. галерея в Братиславе, Восточнословацкий музей в Кошице (1872), Среднесловацкий музей и Музей Словацкого нац. восстания в Банска-Бистрице и др. В 1975 издавалось 11 ежедневных газет, 30 неежедневных и ряд др. периодич. изданий. Важнейшие газеты (издаются в Братиславе): " Правда" (" Pravda", с 1920), ежедневная, орган ЦК Коммунистич. партии С., тираж 270 тыс. экз. (1975); " Праца" (" Рrаса", с 1946), ежедневная, орган Словацкого революц. профсоюзного движения, тираж 189 тыс. экз.; " Слобода" (" Sloboda", с 1946), еженедельная, центр. орган Словацкой партии свободы, тираж 5, 5 тыс. экз.; " Люд" (" L'ud", с 1948), ежедневная, орган Партии словацкого возрождения, тираж 23 тыс. экз.; " Смена" (" Smena", с 1948), ежедневная молодёжная газета, издаётся ЦК Союза словацкой молодёжи, тираж 128 тыс. экз. Словацкое радио - нац. орг-ция Чехословацкого радио; осн. программы радиовещания - " Братислава" и " Девин". Словацкое телевидение - нац. орг-ция Чехословацкого телевидения. Осн. телецентр в Братиславе. В 1971 в больницах и др. леч. учреждениях было 46, 1 тыс. коек (101 койка на 10 тыс. жит.); в 1973 работали 10, 5 тыс. врачей, т. е. 1 врач на 442 жит. Бальнеологич. курорты Пьештяни, Сльяч, горноклиматич. Штрбске-Плесо и др. Литература. Истоки письменности связаны с деятельностью братьев Кирилла и Мефодия (2-я пол. 9 в.). После включения словацких земель в состав Венг. королевства устанавливается господство ср.-век. латыни. Проникновение идей гуситского движения (1-я пол. 15 в.) и Реформации (1-я пол. 16в.) способствовало вытеснению латыни чеш. письм. языком, вбиравшим черты словацкой нар. речи. Борьба с тур. нашествием вызвала к жизни жанр героико-эпич. песни (" Песнь о Сигетском замке", 1566, и др.). Феод.-католич. реакция (17-IS вв.) сдерживала развитие светской лит-ры; на фоне религ.-дидактич. соч. демократич. направленностью выделялась поэзия П. Беницкого (1603-64), Ш. Пиларика (1615-93), Г. Гавловича (1712-87). Антифеод, протест находил выражение в нар. творчестве (сказки, баллады, цикл песен о нар. мстителе Яношике). С 80-х гг. 18 в., в период нац. возрождения, начинается процесс демократизации культуры. Делаются попытки утвердить в качестве лит. языка нар. зап.-словацкий диалект (И. И. Байза, 1755-1836). Филолог А. Бернолак в 1787 обосновал нормативы словацкого лит. языка (т. н. бернолачина), на к-ром написана преим. просветит. научно-дидактич. проза (Ю. Фандли, 1750-1811). Параллельно развивалась лит-pa на чеш. яз., гл. обр. в протестантских кругах (Ю. Палькович, 1769-1850, А. Долежал, 1737-1802, и др.). Вершина просветит. поэзии -творчество Б. Таблица (1769-1832) и П. И. Шафарика (1795-1861). В 20-30-е гг. 19 в. на передний план выступает идея слав. единства (поэма " Дочь Славы", 1824, Я. Коллара, 1793-1852). Тенденции классицизма преломились в эпич. поэзии Я. Голлого (1785-1849), писавшего на бернолачине. Патриотич. проблематика отразилась в комедиях первого словацкого драматурга Я. Халупки (1791-1871). В 40-70-е гг. 19 в. в лит-ре господствовал т. н. штуровский романтизм - по имени Л. Штура (1815-56), создателя концепции нац. иск-ва, инициатора окончат. оформления словацкого лит. языка на основе среднесловацких диалектов. Для творчества поэтов-романтиков С. Халупки (1812-83), А. Сладковича (1820-72), Я. Ботто (1829-81) характерна революц.-патриотич. проблематика. В поэзии Я. Краля (1822-76) патриотич. тема сливается с идеей нар. революции. Прозу представляют историч. и романтич. повести И. Гурбана (1817-88), Я. Калинчака (1822-71). Тенденции просветит. реализма развивались в драматургии и сатирич. прозе И. Заборского (1812-76). Утверждение реализма начинается в 80-е гг. 19 в. Важную роль в этом процессе сыграли крепнущие связи с рус. лит-рой. В многожанровом творчестве П. Гвездослава (1849-1921) поэзия освобождается от романтич. патетики и аллегоризма, не утрачивая гражд. звучания. В прозе, ещё отмеченной чертами романтизма, ставились нац.-освободит. и морально-нравств. проблемы (С. Ваянский, 1847-1916, и др.). Жизни крестьянства посвящены рассказы и повести М. Кукучина (1860-1928). Утверждению реализма сопутствовало развитие лит. критики (Ваянский, И. Шкультеты, 1853-1947, Ф. Вотруба, 1880-1953), литературоведения (Я. Влчек, 1860-1930). С 90-х гг. в творчестве писателей-реалистов Б. Тимравы (1867-1951), Я. Есенского (1874-1945), И. Тайовского (1874-1940) и др. усиливается социально-аналитич. анализ действительности. В нач. 20 в. возникает т. н. словацкая модерна (И. Краско, 1876-1958, И. Галл, 1885-1955, В. Рой, 1885-1936) - сложный синтез реалистич., импрессионистских и символистских тенденций. После образования Чехословацкой республики (1918) происходит бурный процесс идейно-эстетич. и проблемно-тематич. обновления лит-ры С. Вокруг марксистского журн. " Дав" (" Dav", 1924-37) складывается группа литераторов, ориентирующихся на революц. чеш. и сов. лит-ры - поэты Я. Поничан (р. 1902) и Л. Новомеский (р. 1904), прозаик П. Илемницкий (1901-49), критик Э. Урке (1903-42). Обострение социальных противоречий и нарастание фаш. угрозы в 30-е гг. сплотили в широкий фронт прогрессивную интеллигенцию. Развивается жанр социальнО; аналитического (М. Урбан, р. 1904, И. Цигер-Гронский, 1896-1962, М. Разус, 1888-1937, Г. Вамош, 1901-56, и др.) и социально-революц. романа, реалистич. сатиры (поэзия и проза Я. Есенского, драматургия И. Стодолы, р. 1888), усиливаются гражданские мотивы в лирике (Э. Б. Лукач, р. 1900, Ф. Краль, 1903-1955, Я. Смрек, р. 1898, М. Галямова, р. 1908). Вершиной поэзии стал сб. Новомеского " Святой за околицей" (1939). Важнейшим явлением социалистич. реализма в прозе были романы П. Илемницкого " Поле невспаханное" (1932) и " Компас в нас" (1937). Одновременно возникают неоромантич. тенденции в прозе (т. н. лиризованная проза), сюрреалистич. течения в поэзии (" надреализм"). В период существования марионеточного Словацкого гос-ва (1939-45) в лит-ре наряду с нелегальными антифашистскими произв. (стихи Есенского, Смрека, Краля) как средство выражения нар. сопротивления бытует " зашифрованная" лит-ра аналогий и аллегорий (Поничан, Л. Ондрейов, 1901-62, Д. Хробак, 1907-51, Ф. Швантнер, 1912-50). Прозрачный антивоен. смысл обретает и поэзия " надреалистов" Р. Фабры (р. 1915), В. Рейсела (р. 1910), П. Бунчака (р. 1915) и др. Тра-гич. мотивами пронизана лирика П. Го-рова (р. 1914), В. Беньяка (1894-1973). С установлением народно-демократич. строя, в ходе социалистич. строительства словацкая лит-pa, преодолевая трудности роста, стремилась к более полному и активному отображению жизни. Тема антифашистской борьбы углубляется анализом пройденного пути, осмыслением качеств. перемен в сознании народа - трилогии В. Минача (р. 1922) " Поколение" (1958-61), Р. Яшика (1919-60,) " Мёртвые не поют" (1961), романы И. Горака (1907-74), Ф. Гечко (1905-60), А. Беднара (р. 1914). Завоевания социалистич. поэзии связаны с именами Новомеского, А. Плавки (р. 1907), Я. Костры (р. 1910), Ш. Жары (р. 1918), В. Мигалика (р. 1926), М. Валека (р. 1927) и др. В 60-е гг. выдвигаются М. Ковач (р. 1934), И. Мигалкович (р. 1935), прозаики И. Кот (р. 1936), В. Шикула (р. 1936), П. Ярош (р. 1940). Творческий подъём переживает драматургия [Я. Буковчан (1921-75), Я. Солович (р. 1934), О. Заградник (р. 1932) и др.], критика и литературоведение. Осн. исследовательский центр - Ин-т литературоведения Словацкой АН в Братиславе (осн. 1953). И. Л. Богданова, Ю. В. Богданов. Архитектура и изобразительное искусство. На терр. С. сохранились памятники первобытного иск-ва: палеолитич. женские фигурки, линейно-ленточная керамика неолита, укреплённое поселение на холме в Мадьаровце бронз. века, предметы лужицкой и гальштатской культур, изделия фракийцев, скифов, кельтов, германцев, древних славян и др. племён. В 1-2 вв. у Девина и Ижи возникли др.-рим. крепости. К 4 в. относятся богатые погребения с бронз. утварью, золотыми и серебряными изделиями. Первые памятники словацкой архитектуры - церкви и замки романского стиля, развивавшегося в С. в 11 -13 вв. (базилика св. Эмерама в Нитре, 1200, в апсиде остатки древнейшей словацкой церкви, 833; двухъярусная капелла-ротонда в Скалице и прямоугольная од-нонефная капелла в Дражовце - обе 12 в.; трёхнефная базилика с 2-башенным фасадом в Дьяковце, 1228). Величеств. замки в Тренчине, Нитре, Ораве и братиславский Град позже сильно перестроены. Дошли немногие романские памятники архит. резьбы (портал церкви св. Ильи под Ситном, 1254) и росписи (фреска " Христос в славе", после 1228, в церкви в Дьяковце). Готика началась в С. с запозданием и приходится на 14-16 вв. В это время росли города с укреплениями, замком и ратушной площадью, с элементами регулярного плана (Бардеёв, Тренчин); в 14 в. возникли регулярные кварталы и прямоугольная площадь в Левоче. Замки превращались в развитые комплексы, имевшие жилые покои, дворы с галереями, капеллы (Стречно, 14-15 вв., Зволен, 1361). Для словацкой готики характерны скромные зальные храмы - трёхнефные (собор св. Якуба в Левоче, 14-15 вв.), также двухнефные и однонефные, -вытеснившие традиционные базилики. Среди лучших памятников готики собор св. Елизаветы в Кошице (1382-1499), собор св. Мартина в Братиславе (14-15 вв.), капелла Запольских в Спишска-Капитуле (1488-93), Старая ратуша в Братиславе (13-15 вв.). Живопись, свидетельствующая о связях с итал., чеш., венг., нем. культурой, представлена фресками (" Роберт Анжуйский со свитой", 1317, в церкви св. Мартина в Спишска-Капитуле; " Жизнь св. Доротеи", ок. 1420, в соборе св. Якуба в Левоче) и многочисл. алтарями (в церкви св. Елизаветы в Кошице, 1477, и др.). Особенно богата С. резными деревянными алтарями, среди к-рых выделяется алтарь Павла Левочского (1508-15, собор св. Якуба в Левоче), реализм и гармоничность образов к-рого говорят о переходе к Возрождению. Памятники его в С.- жилые дома 16-17 вв. с аттиками, порталами, дворовыми галереями, росписями сграффито в Прешове, Левоче, Банска-Бистрице, ратуши (в Бардеёве, 1508-09, Левоче, 1550-1615), гор. звонницы (в Кежмароке, 1525-86), живопись мастера " MS", надгробная и декоративная скульптура, изделия из металла. В 17 в. начало распространяться барокко, во многом связанное с австр. иск-вом (Университетская церковь в Трнаве, 1637-1700, арх. П. Спеццо; церковь св. Альжбеты в Братиславе, 1739-42, арх. А. Пильграм; портреты Я. Купецкого, росписи Ф. А. Маульберча, Я. Л. Краккера, П. Трогера, скульптура Г. Р. Доннера); нарядны дворцы и обществ. здания в стилях барокко и раннего классицизма (дворец примаса в Братиславе, 1778-81, арх. М. Хефеле; ратуша в Кошице, 1756). В 19 в. начался интенсивный рост городов. Классицизм надолго укореняется в усадебном, гор. и сел. стр-ве. В середине века распространилось подражание ист. стилям (дом Матицы словацкой в Мартине, 1864, арх. Я. Бобула), на рубеже 19-20 вв. к традициям нар. зодчества обращался Д. Юркович. В 1-й пол. 19 в. с усилением борьбы за нац. культуру появились словацкие живописцы, изображавшие людей родной страны (портретисты И. Чаусиг, Я. Ромбауэр), её природу (пейзажист К. Л. Либай). В сер. 19 в. живописцы И. Б. Клеменс и П. Богунь создали образы борцов за свободу, деятелей культуры С. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. сложились развитый бытовой жанр, посвящённый нар. жизни (В. Климкович, Д. Скутецкий, И. Ганула), нац.-романтич. пейзаж (Л. Чордак, К. М. Леготский), реалистическая скульптура (Я. Коньярек, Ф. Упрка). В 20 в. частично реконструируются города, наряду со стилем " модерн" и неоклассикой с сер. 1920-х гг. в архитектуре утверждаются прогрессивные рационалистич. методы (Э. Беллуш). Новаторское своеобразное иск-во живописцев 20 в. М. Бенки, Г. Маллого, Л. Фуллы, М. Базовского, Я. Алекси, скульпторов Ф. Гибалы, И. Костки, Ф. Штефунко опиралось на глубокое знание нар. жизни и природы словацкого края, на нац. фольклор. Интерес к нар. жизни определил осн. направленность живописи и графики М. Галанды и Ц. Майерника, связанных с чеш. авангардизмом. Идеи рабочего движения отразила социальная графика К. Сокола. В ССР развернулось пром. и гор. стр-во, изменившее облик страны. Построены новые города, пром. комплексы, посёлки, гор. р-ны, где разнообразно применены смешанная застройка, контрасты высоты и протяжённости зданий, свободная компоновка групп домов, комплексное благоустройство территорий (ул. Февральской победы, 1957-64, арх. Ш. Светко и др.; Подгради, 1965-66, арх. А. Даржичек; Ружинов, с 1959, арх. Д. Кедро и др.- все в Братиславе). Среди построек - студенч. общежитие в Нит-ре (1962, арх. М. Шавлик, Ф. Сеяк), новый корпус Высшего технич. уч-ща (1964, арх. М. Куси), зимний стадион (1963, арх. И. Хованец, И. Поштулка), мост через Дунай (1972) в Братиславе, памятник Словацкому нац. восстанию в Банска-Бистрице (1970, арх. Д. Кузма и др.). Быт и история словацкого народа, его борьба с фаш. захватчиками и трудовые успехи получили отражение в картинах М. Бенки, Л. Фуллы, Л. Гудерны, Я. Мудроха, М. Медвецки, в монументальной и станковой скульптуре И. Костки, Р. Прибиша, Т. Бартфая, Я. Кулиха, А. Тризуляка. Ряд произведений посвящён дружбе народов, окрепшей в революц. и антифашистской борьбе. Среди мастеров станковой и книжной графики -О. Дубай, В. Гложник, А. Бруновский, В. Бомбова, А. Климо, Ю. Сабо, Р. Дубравец; в декоративном иск-ве выделяются ковры по эскизам Л. Фуллы, Я. Алекси. Развивается монументальная живопись (Ф. Гайдош, М. Шимурда, Л. Гандль). Нар. зодчество С.-срубные или кам. дома, деревянные церкви (в Трнове, 15-16 вв., в Бодружале, начата в 1658) - имеет общие черты с чеш., венг. и зап.-украинским. Развиты нар. ремёсла - резьба по дереву, роспись крест. домов (иногда на фасадах - с. Чичмани), керамика (т. н. габанская школа в 17 в., мастер Ф. Костка в 20 в.), вышивка и др. Илл. см. на вклейке, табл. XXIX, XXX (стр. 544-545). Музыка. Муз. фольклор богат песенными жанрами - баллады, лирич., эпич., бытовые, обрядовые песни, отличающиеся развитой мелодикой (особенно т. н. травницы), ритмическим разнообразием; они преим. одноголосны, диатоничны (см. Диатоника), в основе - разные тетрахорды; возникшие позднее пастушеские песни основаны на пентахордах (чаще мажорных). Музыка различных р-нов отличается ладовыми особенностями. С 13 в. известны разбойничьи песни (" разбойниками" наз. борцов за права народа; любимый герой - Яношик), с 14 в.- духовные (распространились в 15 в. под влиянием гуситов - см. Гуситские песни). В 16 в. возникли историч. песни, отразившие события тур. войн и габсбургского владычества, в 18 в. - песни куруцев, в 19 в.- т. н. нововенг. песня, в создании к-рой участвовали и музыканты С. Среди танцев - фришкий (быстрый, 2-дольный, типа краковяка) и одземок (пастушеский, мужской сольный, сходный с казачком и коломыйкой); в числе инструментов - фуяра, пастушеские дудки, гайда (волынка). Первые публикации текстов нар. песен (20-е гг. 19 в.) принадлежат филологу и историку П. И. Шафарику и поэту Я. Коллару. Собиратели муз. фольклора - Л. Ванса, Я. Кадавы и др., а также Б. Барток. Известно собрание " Словацкие песни" (составители и редакторы Я. Кадавы, К. Руппельдт, Я. Меличко и М. Руппельдт, 1880-1906; 2-е изд. ред. Л. Галько, 1972-73). В 15 в. в С. проникает многоголосная культовая музыка, к-рая стимулирует развитие отечеств. творчества (Т. Линтнер, Ю. Бановский). В 17 в. в проф. музыке проявляются элементы итал. и нем. муз. барокко (С. Каприкорнус-Боксхорн, Я. Куссер, И. Шимбрацкий и др.). В нач. 18 в. развиваются барочные духовные и светские вокальные жанры (кантаты и арии Я. Францисци, А. Шкултетого, Ф. Будинского), во 2-й пол. 18 в.-францисканская пастораль, связанная с нар. песней (П. Баян, Э. Пасха). Центры муз. жизни - Братислава, Кошице, Банска-Бистрица, города Спишского края (Левоча, Кежмарок, Бардеёв). Первые оперные спектакли (влияние австр. и чеш. классицизма) ставились в Братиславе при королевском дворе (с 1648) и в театре (с 1776); в аристократич. салонах выступали крупнейшие иностр. мастера. Развитие нац. муз. иск-ва тормозилось многовековым двойным гнётом -австрийским и венгерским. Нац. муз. возрождение началось с 30-х гг. 19 в. Основоположник нац. школы - Я. Л. Белла (опера " Кузнец Виланд", кантата " Свадьба Яношика", симф., камерные соч., песни и др.); его современники - Я. Кадавы, Б. Булла, А. Г. Крчмеры, М. Лацьяк, в хоровых и фп. соч. воплощавшие идеи " будителей". Создатели нац. романтич. песни, камерных и симф. произв.- В. Фигуш-Бистри (опера " Детван"), М. Мойзес, М. Шнайдер-Трнавский, Ф. Кафенда. Развитию хоровой музыки во 2-й пол. 19 в. способствовали хоровые общества в Братиславе - певческое об-во (1857), Хоровой кружок (1872), а также рабочие хоровые кружки -" Типографский союз" (1872), " Свободная песня" (1893) и др. После образования Чехословацкой республики (1918) возникли мн. муз. организации, коллективы, уч. заведения. В Братиславе созданы смешанный хор " Зора" (1919), оперная труппа Словацкого нац. театра (1920), Академич. хоровое об-во и Хор словацких учителей (оба - 1921), инструм. ансамбль Радио (1928; на его основе позднее организован симф. оркестр), Муз. школа (1919), преобразованная в Музыкальную и драматич. академию (1928), позднее - в консерваторию (1941). Нек-рые композиторы в 1939-45 участвовали в Движении Сопротивления, среди них Я. Циккер, И. Кресанек, Т. Андрашован. После образования нар.-демократич. республики, в результате демократизации муз. культуры, созданы мн. муз. учреждения: Восточнословацкий нац. театр в Кошице (1945), Словацкая филармония с симф. оркестром и смешанным хором (1949), Братиславский (позднее Словацкий) квартет (1945) и др. хоры и ансамбли, в т. ч. ансамбль нар. песни и танца " Лучница" (1948), СЛУК (1949), Армейский художеств. ансамбль (1951), Смешанный хор Чехосл. радио (с 1957 филармонич.), Словацкий камерный оркестр (1960) - в Братиславе, оперная труппа в театре им. И. Тайовского - в Банска-Бистрице (1959). В Братиславе организованы Высшая школа изящных иск-в (1949), кафедра музыковедения на филос. ф-те ун-та им. Я. А. Коменского, Ин-т музыковедения при Словацкой АН (1951, позднее Ин-т иск-в), Союз словацких композиторов (1955). Издаются: журн. " Slovenska hudba" (1957-71), газ. " Hudobny zi-vot" (с 1966). Среди совр. музыкантов: композиторы - Э. Сухонь, Я. Циккер, А. Мойзес (выдвинулись с 1930-х гг.), Д. Кардош, А. Оченаш, Я. Циммер, М. Новак, 3. Микула, И. Зельенка, М. Базлик, Т. Сальва и др.; дирижёры -Л. Словак, Л. Райтер, Б. Режуха, О. Ле-нард; пианисты- М. Карин, К. Гавлико-ва, Р. и С. Мацудзиньские, П. Топерцер; скрипачи - А. Можи, Т. Гашпарек, П. Михалица, Е. Шпиткова; певцы и певицы - М. Чесанёва, Я. Благо, ТТТ Гоза, О. Малаховский, П. Дворский, Л. Ба-рицова, Э. Китнарова, Г. Бенячкова; музыковеды - Э. Заварский, И. Шамко, И. Кресанек, 3. Новачек, Л. Мокры, Л. Бурлас и др. В. Н. Егорова. Театр. Первое упоминание о театральных представлениях относится к 1439, когда в Братиславе школьниками было разыграно пасхальное действо. В 17-18 вв. получил распространение нар. театр: пасхальные и рождественские игры (" Игра о св. Дороте" и др.). В 1830 силами любительского кружка в Липтовски-Микулаше было дано первое публичное представление на словацком яз. комедии " Коцурково, или Как бы нам в дураках не остаться" Я. Халупки. Это послужило началом возникновения любительских кружков в небольших городах. Их деятельность способствовала становлению проф. театр. иск-ва С., развитию нац. драматургии. Репертуар состоял из комедий Халупки -" Всё наоборот", " Трясогузка", " Старик Плеснивец" и др.; Я. Паларика - " Инкогнито", " Жестянщик", " Смирение, или Приключение при дожинках", чеш. пьес и переводов мировой классич. драматургии. В 1890 в Мартине на средства народа был выстроен Нац. дом, на сцене к-рого под рук. А. Галаши регулярно устраивались любительские спектакли. Новый этап развития словацкого театра начался после образования Чехословацкой республики (1918). В 1920 в Братиславе был создан первый проф. театр -Словацкий нац. театр. Его основателями были Я. Бородач, А. Багар, Г. Келло, О. Орсагова, Г. Меличкова. До 1932 спектакли шли на чеш. яз., и только с 1932 параллельно с чешской организовалась словацкая труппа. Лучшие спектакли 1932-39-х гг.: " Женский закон" и " Кутерьма" И. Тайовского, " Приключение при дожинках" Паларика, " Подкидыш" В. Заборского, " Ирод и Иродиада" П. Гвездослава. Ведущими режиссёрами были Бородач, Багар, Я. Ямницкий. Интерес к сов. театру проявился в постановках Бородачом пьес сов. драматургов: " Фабрика молодости" А. Н. Толстого (1931), " Страх" (1933) и " Портрет" (1935) А. Н. Афиногенова, " На дне" (1932), " Егор Булычев" (1934) М. Горького, " Дорога цветов" В. П. Катаева (1936). В период существования созданного гитлеровцами фаш. Словацкого " государства" (1939-45) деятели словацкого театра в постановках " Вильгельма Теля" Ф. Шиллера, " Танца над плачем" П. Звона стремились выразить активный протест народа против фаш. режима. В 1944 в Мартине открылся Камерный театр, к-рый с первых дней Словацкого нац. восстания (авг.- окт. 1944) был фронтовым, а после освобождения страны (1945) получил назв. Театра им. Словацкого нац. восстания. В социалистич. Чехословакии словацкий театр всесторонне развивается. Ведущим коллективом остаётся Словацкий нац. театр в Братиславе. Он имеет три труппы с единым руководством - драматическую, оперную, балетную и три театр. здания (Национальный театр, Театр им. Гвездослава и Малая сцена). Лучшие спектакли драматич. труппы: " Семья" И. Ф. Попова (1951), " Кровавый суд, или Кутногорские рудокопы" И. К. Тыла (1957), " Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского (1957), " Инкогнито" Паларика (1959), " Иванов" А. П. Чехова (1961), " Иркутская история" А. Н. Арбузова (1960), " Спокойной ночи, лисицы" И. Русняка (1964), " Подкидыш" И. Заборского (1966), " Васса Железнова" М. Горького (1967), " Наши удальцы" Л. Строупежницкого (1970), " Разлука в июле" А. В. Вампилова (1972), " Соло для часов с боем" О. Заградника (1972), " Меридиан" Соловича (1974). Ведущие режиссёры театра - И. Будский, П. Гаспра, П. Микулик, Т. Раковский, К. Захар, гл. художник - Л. Виходил. Ведущие актёры -О. Бородачева, М. Преховская, М. Краловичева, 3. Груберова, В. Стрнискова, В. Турзонова, Е. Вашариова, М. Губа, В. Заборский, Ю. Пантик, Л. Худик, Ф. Дибарбора, М. Грегор, Ю. Пашка, Е. Романчик, И. Кронер, Ш. Мистрик, Л. Хаверл и др. ВС. 16 театральных коллективов, среди них: Новая сцена (Братислава), театры им. Тайовского (Банска-Бистрица и Зволин), Гос. театр (Кошице), Театр им. Заборского (Прешов). Имеются также Украинский нац. театр в Прешове, Венг. областной театр в Ко-марно. Подготовку кадров осуществляет Высшая театральная школа в Братиславе. Театральные деятели входят в состав Союза творческих работников театра, кино и телевидения С. Статьи о театре и сценич. иск-ве публикуются в журн. " Словенске дивадло" (издаётся с 1952). Л. П. Солнцева. Лит.: История Чехословакии, т. 1 - 3, М., 1956-60; Dejiny Slovenska, dl 1-2, Brat., 1961 - 68; Slovaci a ich narodny vyvin, Brat., 1966; Slovensko. Dejiny, Brat., 1971; Slovensko. L'ud, Brat., 1974; Чешско-русгкие и словацко-русские литературные отношения, М., 1968; История словацкой литературы, М., 1970; Dejiny slovenskej literatury, d. 1 - 3, Brat., 1958-65; Chrobak p., С e p a n O., Rukovat, dejin slovenskej literatury, 3 vyd., Brat., 1949; Т о m с i k M., Slovenska literatiira 20 storocia, Praha, 1966; R i z n e r L., Bihliografia pisomnictva slovenskeho na sposob slovnika od najstarasich cias do konca r. 1900, d. 1-6, Turc. sv. Martin, 1929 - 34; S m a t 1 a k S., 150 rokov slovenskej lyriky, Brat., 1971; Slovenska a ruska literatura. Vzt'ahy a suvislosti, Brat., 1973; Чехословацкое изобразительное искусство XIX и XX веков, Прага, 1953; Маца И. Л., Архитектура Чехословакии. Исторический очерк, М., 1959; Wagner V., Vyvin vytvarneho umenia na Slovensku, Brat., 1948; P a v e 1 J., Dejiny naseho umeni, 2 vyd., Praha, 1947; Nova tvar Slovenska, Brat., 1970; Kusy M., Architektura na Slovensku, 1918-1945, Brat., 1971; Bokesova Z., Stovenska hudba. Brat., 1947; H u d e с К., Vyvin hudobnej kultury na slovensku, Brat., 1949; N о v а с e k Z., Dejiny slovenskej hudby, Brat., 1957; Mokry L., Dejiny slovenskej hudby, Brat., 1957; Ceskoslovenska vlastiveda, dil 9, Umeni, sv. 3, Hudba, Praha, 1971; Солнцева Л., По театрам Чехословакии. М., 1958, с. 92-116; е ё ж е, Чехословацкий театр сегодня, М., 1962, с. 21-49; её же, Чешский и словацкий театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, М., 1974; Pamatnica slovenskeho narodneho divadla, Brat., 1960; С h m e 1 k о А., Divadlo na Vychodnom Slovensku, Kosice, 1971; Slovenske divadla v sezone 1971-1972, Brat., 1972. СЛОВАРИ БИОГРАФИЧЕСКИЕ, содержат сведения о жизни и деятельности различных лиц, расположенные, как правило, в алфавите имён (но могут иметь расположение систематич., хронологич. и др.). С. б. чрезвычайно разнообразны. По содержанию они подразделяются на общие (универсальные) и специальные (отраслевые, тематические), включающие сведения о деятелях одной профессии, к.-л. отрасли науки, одной нации, партии, об участниках к.-л. крупного ист. события и т. д. По охватываемой терр. С. б. подразделяются на всемирные, региональные, деятелей одной страны, города, к.-л. учреждения и т. п. Они могут включать сведения только о лицах умерших или живущих (или тех и других). По времени охвата подразделяются на ретроспективные и текущие (имеющие регулярность в издании и дающие сведения о современниках, напр. С. б. типа " Кто есть кто"). Источниками биографич. сведений являются также некрополи, собрания некрологов, родословные книги, словари псевдонимов, мн. библиографич. указатели (см. в ст. Библиография) и т. п. История С. б. уходит в глубокую древность. Сведения биографич. характера содержатся у мн. античных авторов (напр., уже у Исократа - биография царя Кипра), а Варрон в своём (не сохранившемся) соч. " Изображения" дал уже биографии 700 римлян и греков с их портретами. Наиболее известны из античной биографич. лит-ры " Сравнительные жизнеописания" Плутарха (одним из источников послужила более ранняя кн. " О жизни и трудах знаменитых мужей" Гигина). Собрание биографий кит. древних и ср.-век. деятелей содержит раздел " лечжуань" " Ист. записок" Сыма Цяня и др. кит. дтастийных историй. С. 6. араб. литераторов и учёных 7 -12 вв. составил в нач. 13 в. ибн Якут. Своеобразным собранием биографий духовных и светских лиц, канонизированных христ. церковью, стали жития святых. Одним из ранних соч. биографо-библиографич. характера, содержащих сведения преим. о христ. писателях и церк. деятелях, была " Книга о знаменитых мужах" Иеронима Стридонского (4 в.). Большую роль в развитии С. б. сыграла " Всеобщая библиотека" (" Bibliotheca universalis", 1545-1555) и др. библиографич. труды швейц. учёного К. Геснера.
|