Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Просвещение. Появление первых школ относится к раннему периоду возникновения колоний (16-17 вв.)· Школы открывались на местные средства или пожертвования частных лиц и






Появление первых школ относится к раннему периоду возникновения колоний (16-17 вв.)· Школы открывались на местные средства или пожертвования частных лиц и строились по образцу школ тех стран, выходцами из к-рых были колонисты. В 1647 в шт. Массачусетс был принят первый закон, положивший начало системе обществ, школ; каждый населённый пункт, насчитывавший 50 домов, должен был иметь школу для обучения детей чтению и письму, а более крупные населённые пункты - грамматич. школы. В 1636 открылось первое высшее уч. заведение - Гарвардский колледж (см. Гарвардский университет). Нац. система образования начала складываться после Войны за независимость 1775-83. Большую роль в этом сыграли амер. просветители Б. Франклин, благодаря к-рому в стране были открыты ср. уч. заведения- " академии", T. Пейн, T. Джеф-ферсон, выдвинувший требование всеобщего бесплатного и обязат. обучения. Пром. переворот, вызвавший рост крупного фаб. произ-ва, обусловил быстрые темпы развития нач. образования в стране. В 1852 шт. Массачусетс принял первый в США закон об обязат. нач. обучении, до 1918 такие законы были приняты во всех штатах. В 60-х гг. 19 в. ок. 60% детей в возрасте 6-13 лет были охвачены школьным обучением, к кон. 19 в.- 72%. Для совершенствования системы обществ, школ многое сделал X. Манн. По его инициативе были созданы департаменты образования в штатах, открыты " нормальные школы" для подготовки учителей, основан первый в стране пед. журнал. Процесс создания обществ, школ почти не коснулся южных штатов, где дети плантаторов учились в частных учебных заведениях, а негры не имели права учиться.

В период после Гражд. войны 1861-65 потребность развивающейся пром-сти в квалифициров. рабочей силе, борьба трудящихся за свои права стимулировали дальнейшее развитие образования. США первыми среди капиталистических стран встали на путь массового ср. образования. В 1910 в ср. школе (9-12-й классы) обучалось 15, 4% молодёжи 14-17 лет, в 1920 - 32, 3%, в 1930 - 51, 4%. Подверглось перестройке и содержание ср. образования. Теоретико-пед. основу школьной реформы составили работы Э. Торндайка и Дж. Дьюи. Обе психолого-пед. школы утверждали идею генетич. детерминированности и неизменности умственных данных человека. Школьные реформаторы установили очень низкий минимум обязат. знаний и расширили программу необязат. предметов. С их помощью осуществлялась дифференциация обучения между " академически способными" и " практически мыслящими". В программу были включены узкоутилитарные курсы, имеющие целью подготовку к профессии, ведению домашнего х-ва и т. п. Задачи овладения основами наук, развития умственных способностей у школьников были отодвинуты на второй план.

В 1862 конгресс принял закон Моррилла, обязывавший федеральное пр-во выделить штатам земли и частично деньги для организации колледжей. Этот закон положил начало существованию гос. колледжей и ун-тов. Характерной чертой " колледжей на дарованных землях" была тесная связь с пром. и особенно с с.-х. производством. Создавая опытно-показательные центры, консультац. пункты, курсы для фермеров, они сыграли большую роль в распространении агрономических знаний и эффективных методов хозяйствования.

Управление совр. образованием и его финансирование децентрализованы. Каждый штат имеет собств. школьное законодательство и органы управления. Департамент здравоохранения, образования и социального обеспечения занимается гл. обр. сбором и обработкой статистич. данных, распределением средств федерального пр-ва на образование, организацией пед. исследований и т. п. Непосредственное руководство школами осуществляют школьные комитеты, избираемые населением школьных округов на 3-4 года. Осн. часть бюджета школ составляют средства, собранные с населения округа в виде налога на собственность (55-57%), ок. 38% - от пр-ва штата, доля федерального пр-ва незначительна. Децентрализация управления и финансирования школ влечёт за собой резко выраженное неравенство в материальном положении школ, в обеспеченности квалифицированными пед. кадрами и, как следствие, - в уровне знаний уч-ся. В особенно тяжёлом положении находятся школы в р-нах, где живёт негритянское население. Несмотря на решение Верх, суда США о незаконности существования сегрегированных школ (1954), десегрегация проходит крайне медленно (см. Сегрегация).

В большинстве штатов обязательным является обучение до 16 лет. В 1974 в школах обучалось 50 млн. уч-ся, ок. 10% детей училось в негос. школах, большинство из к-рых принадлежит религ. орг-циям, ок. 4%- в элитарных частных " независимых" школах с высокой платой за обучение.

Сеть дошкольных учреждений (ясли, стационарные дет. сады) незначительна. При школах имеются приготовит, группы, к-рые посещает 84% детей 5-летнего возраста. Возраст поступления в школу - 6 лет. Нач. школа наз. элементарной, срок обучения - 6 (в ряде округов - 8) лет. Уже в нач. классах обучение осуществляется дифференцированно. На основе данных различных тестов, определяющих способности, дети делятся на потоки, подгруппы, работают по индивидуальным заданиям. Единые требования и программы отсутствуют. Cp. школа разных типов: младшая ср. школа (3 года), старшая ср. школа (3 года), объединённая младшая и старшая ср. школа (6 лет), ср. школа (4 года). При всех вариантах общая продолжительность обучения в ср. школе 12 лет. Младшая ср. школа имеет ориентац. характер. В основе уч. и проф. ориентации уч-ся лежит посылка о врождённой детерминированности способностей человека. Учебное, а фактически социальное, размежевание уч-ся углубляется. Преподавание на разных уровнях (для " способных" и " неспособных") дополняется системой выборных предметов. Старшая ср. школа, называемая всеохватывающей, делится на различные профили 2 осн. категорий: академич. и практические. Для всех уч-ся установлена минимальная программа обязат. предметов: родной язык, обществ, дисциплины, физкультура и (один год) естествознание и математика. Дифференциация по профилям осуществляется с помощью разных наборов необязат. предметов. Выпускники ср. школы (охватывающей 75% молодёжи в возрасте 17 лет) получают неравноценную подготовку. Лишь 22% выпускников изучают в школе физику, 37% - химию, 38% - алгебру, 22% - иностр. языки (1967). Обеднённую общеобразоват. программу получают обучающиеся на практич. профилях, контингент к-рых на 85% составляют дети из низших социальных слоев. Для устранения несоответствия школьного образования требованиям науч.-технич. прогресса в 60-е гг. были предприняты нек-рые меры по его реорганизации: введены в школы совр. курсы физики, химии, биологии, математики, широкое использование получили технич. средства обучения. В 1972 создан финансируемый федеральным пр-вом Нац. ин-т образования, задачей к-рого является организация научных исследований в области образования и координация их финансирования.

Проф. подготовка осуществляется в гос. и частных проф. школах, вечерних классах для взрослых, младших колледжах, в к-рых готовятся квалифициров. рабочие для сложных отраслей произ-ва. Однако осн. путь проф. образования - система ученичества. В США действуют 431 ср. профшкола, 1 тыс. межокружных профшкол, 16 тыс. проф. отделений при школах. Проф. обучением охвачено св. 12 млн. чел. (включая взрослых).

Амер. система высшего образования складывается из уч. заведений, существенно отличающихся друг от друга по своим задачам (см. в ст. Высшее образование, а также в статьях об отраслях образования, напр. Медицинское образование). К вузам амер. статистика относит не только ун-ты и др. ин-ты университетского уровня, но и самые различные уч. заведения, в т. ч. 2-годичные младшие колледжи и 1-2-годичные технич. ин-ты, являющиеся полувысшими уч. заведениями. В нач. 70-х гг. насчитывалось ун-тов 159, специализированных колледжей и колледжей " свободных искусств" 1542 и младших колледжей 964. В 1974/75 уч. г. насчитывалось 3038 ун-тов и колледжей. Большинство ун-тов и колледжей частные, но они охватывают лишь 2 млн. из 9, 2 млн. студентов. Вузы взимают с обучающихся плату за обучение, к-рая особенно велика в частных уч. заведениях - до 5 тыс. долл. в год (1976).

Отбор студентов в вузы производится по результатам экзаменов, к-рые держат школьники выпускного класса, собирающиеся учиться в ун-те. Тесты для экзаменов разрабатывает Совет по вступит, экзаменам в колледжи, в к-рый входят представители ун-тов, видные учёные. Совет производит также аккредитацию ср. школ (проверку квалификации учителей, качества оборудования, уровня преподавания и выдачу сертификата, подтверждающего способность уч. заведения готовить уч-ся к поступлению в колледж).

Распространённая и на вузы система аккредитации позволяет отграничить уч. заведения, соответствующие требованиям, предъявляемым к высшим уч. заведениям, от уч. заведений более низкого уровня и от многочисл. псевдоинститутов. Аккредитация проводится по просьбе самого уч. заведения и за его счёт спец. агентствами и ассоциациями. Регулярно публикуются списки аккредитованных уч. заведений, однако сроки проведения аккредитации не установлены.

Обучение в амер. вузах начинается с программы общего образования (первые 2 года). Специализация, как правило, начинается на 3-м году. 3/4 студентов ограничиваются 4-летней программой, к-рая даёт им степень бакалавра. Ок. 20% студентов продолжают обучение ещё 1-2 года в специализиров. школе (инженерной, псдагогич. и т. п.) ун-та, где после защиты диплома получают степень магистра. Подготовка специалистов высокой квалификации, особенно тех, работа к-рых требует приобретения лицензий (юристы, врачи), занимает 4-5 лет в специализиров. школах. Науч. работники и преподаватели вузов готовятся в исследоват. школах, куда переходит немногим более 2% студентов, достаточно состоятельных, чтобы оплачивать ещё 4-годичный курс обучения. От них требуется написание диссертац. работы на степень доктора философии, доктора наук или доктора технич. наук (все эти степени одинакового науч. уровня и примерно соответствуют степени кандидата наук в СССР). Особое место занимают ун-ты, готовящие кадры гл. обр. на уровнях магистра и доктора. Крупнейшие высшие уч. заведения: Гарвардский ун-т, Принстонский университет, Йельский ун-т в Нью-Хейвене, Колумбийский университет, Калифорнийский университет, Корнеллский университет, Чикагский университет, Массачусетсский технологический институт и др.

Крупнейшие библиотеки: Библиотека конгресса, б-ки ун-тов, публичные б-ки - 3 Нью-Йорке (осн. в 1895; ок. 8, 4 млн. тт.), Чикаго (осн. в 1872; 5070 тыс. тт.), Бостоне (осн. в 1852; св. 3092 тыс. тт.), Лос-Анджелесе (осн. в 1872; 4162тыс. тт.) и др.

Среди музеев наиболее известны: Нац. музей США, Нац. музей воздухоплавания и космонавтики (осн. в 1946), Нац. галерея иск-ва (1937), Нац. коллекция изящных иск-в (1846), Нац. портретная галерея (1962) - в Вашингтоне, Нью-Йоркский музей современного искусства, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Бостонский музей изящных искусств, Музей естеств. истории в Чикаго, Мор. музей в шт. Виргиния (1930) и др.

3. А. Малькова.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал