Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многоканальные С. п. с селективной модуляцией 21 страница






O.K. Леонтьев.

СРЕДИННЫЕ МАССИВЫ, относительно устойчивые участки земной коры внутри геосинклинального пояса (области) б. или м. изометричных очертаний, разделяющие геосинклинальные системы; отличаются от последних меньшей подвижностью и развитием древней, в основном докембрийской континентальной коры, составляющей фундамент С. м. По-видимому, С. м. представляют собой реликтовые

обломки древнего континентального основания, на к-ром закладывались межконтинентальные геосинклинальные пояса фанерозойского зона. Накоплению мощных геосинклинальных толщ (формаций) в смежных геосинклинальных системах на С. м. отвечает образование менее мощного осадочного чехла, сложенного мелководно-морскими и континентальными осадками и вулканич. породами; в отд. случаях в тело С. м. могут вклиниваться по разломам узкие геосинклинальные прогибы, отличающиеся кратковременностью развития. Осадочно-вулканогенный чехол С. м., как правило, подвергается менее интенсивным деформациям, чем толщи геосинклинальных систем; эти деформации, как и разломы, распределены неравномерно п нередко обладают изменчивыми простираниями. Магматизм С. м. проявляется гл. обр. по их периферии (вулкано-плутонпческие пояса), а продукты его обычно отличаются от геосинклинальных магматич. пород повышенным содержанием кремнезёма и (или) щелочей. На орогенных этапах развития геосинклинальных поясов С. м. вовлекаются либо в опускание межгорных прогибов с накоплением моласс, либо в поднятие смежных складчатых горных сооружений. Поднятые С. м. часто подвергаются интенсивной гранитизации, мощность их коры значительно увеличивается; такие С. м. нередко надвигаются на смежные геосинклинальные системы, тектонически перекрывая их внутр. зоны. Напротив, периферич. части опущенных С. м. часто перекрываются надвинутыми на них складчатыми толщами смежных горных сооружений. В конце отд. тектонич. этапов нек-рые С. м. расширяются за счёт соседних геосинклинальных систем благодаря складчатости, метаморфизму и гранитизации. Примеры С. м.- Родопский массив на Балканском п-ове, Кокчетавско-Муюнкумский массив в палеозойской области Центр. Казахстана - Сев. Тянь-Шаня, Индосинийский массив в палеозойско-мезозойской складчатой геосинклинальной области Юго-Вост. Азии. В. E. Хаин.

СРЕДИННЫЙ ХРЕБЕТ, Западный хребет, главный водораздельный хребет Камчатки, протягивающийся вдоль всего п-ова. Вые. до 3621 м (Ичинская Сопка - активный вулкан). Дл. 1200 км, шир. до 120 км. Сложен кристаллич. сланцами и гнейсами палеозоя, песчаниками, сланцами и вулканич. породами мезо-кайнозоя. Много потухших вулканов. Древнеледниковые формы (кары, троги). Современное оледенение (пл. 866 км2). На нижних частях склонов леса из кам. берёзы, заросли кедрового и ольхового стланика, выше - горная тундра. В долинах высокотравные луга.

СРЕДНА-ГОРА, Анти-Балканы, горы в Болгарии, между Забалканскимп котловинами на С. и Верхнсфракийской низм. на Ю. Дл. 285 км, вые. до 1604 м (г. Богдан). Сложены кристаллич. породами, песчаниками и известняками. Плоские вершины, относительно пологие южные и крутые сев. склоны. Месторождения медных руд (Панагюриште); минеральные источники (бальнеологич. курорты Хисаря, Павел-Баня, Стара-Загора и др.). На склонах - дубовые и буковые леса.

СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, объединяет сеть жел. дорог Узб. CCP, Туркм. CCP, Тадж. CCP, частично Кирг. CCP и Казах. CCP. Эксплуатац. дл. 6199 км, или 4, 4% протяженности всей сети жел. дорог СССР (1975). Управление в Ташкенте. Имеет 9 отделении: Ташкентское, Хавастское, Ферганское, Бухарское, Душанбинское, Чарджоуское, Марыйское, Ашхабадское и Каракалпакское.

С. ж. д. граничит с Казах, ж. д. по станциям Ченгельды и Бейнеу. Железно-дорожно-морская паромная переправа Красноводск - Баку обеспечила кратчайшую бесперевалочную связь дороги с Азерб. ж. д.

Стр-во С. ж. д. было начато в 1880 от Узун-Ада (в Михайловском заливе Каспийского м.) в направлении на Кизил-Арват - Ашхабад - Мары - Чарджоу - Бухару - Самарканд и далее на Хаваст, Ташкент и в Ферганскую долину и продолжалось более трёх десятилетий (впоследствии начало дороги было перенесено из Узун-Ада в Красноводск).

В 1905 после постройки Оренбургско-Ташкентской ж. д. (ныне часть Южно-Уральской, Казахской и С. ж. д.) С. ж. д. соединилась со всей сетью жел. дорог России. За годы Советской власти построено много новых ж.-д. линий, в частности: Амударьинская - Душанбе (441 км), Ташкент - Ангрен (118 км), Чарджоу - Кунград (627 км), Навои - Учкудук (290 км), Джизак - Мехнат (133 км), а также ряд ответвлений от осн. магистрали. В 1972 завершено стр-во новой линии Кунград - Бейнеу (408 км), открывшей второй выход в центральные р-ны страны. С 1970 эксплуатируется ж.-д. линия Самарканд - Карши (157 км), с 1974 - Термез - Курган-Тюбе (218 км), с 1975 - Тахиаташ - Нукус (12 км).

В отправлении грузов преобладают минерально-строит. материалы, нефтегрузы, кам. уголь, удобрения, цемент, при этом больше 1/2 отправления приходится на местное сообщение. Значит, место в грузовых перевозках занимают также хлопок, овощи, фрукты и др. с.-х. продукты, цветные металлы, сера, суль фаты и др. В 1974 грузооборот дороги составил ок. 77 млрд. т*км (2, 5% от сетевого), пассажирооборот - ок. 5 млрд. пасс.-гои (менее 2%); грузонапряжённость-ок. 13 млн. т*км/км. В связи с наличием ряда крупных пром. центров и ж.-д. узлов (Ташкент, Самарканд, Хаваст, Коканд, Андижан, Бухара, Душанбе, Чарджоу, Ашхабад, Красноводск и др.) развито пригородное движение, на долю к-рого приходится более '/2 всего отправления и прибытия пассажиров. Пригородное движение в Ташкентском узле переводится на электрич. тягу (2, 4% от всей эксплуатац. длины дороги). В дальнем сообщении наибольший пассажирообмен осуществляется с Казахской ж. д., а также с Московской, Октябрьской, Куйбышевской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской. С. ж. д. взаимодействует со всеми видами транспорта. Наиболее крупные пристани и пункты перевалки грузов на Амударье - Термез, Чарджоу и Тахиаташ, на Каспийском м.- Красноводский порт.

За годы Сов. власти С. ж. д. технически полностью перевооружена. На ней впервые в СССР (1931) на ряде участков, проходящих по пустынным р-нам, паровозная тяга была заменена тепловозной. Все грузовые перевозки выполняются тепловозами, пассажирские - тепловозами и электропоездами. Широко внедряется диспетчерская централизация. Усилено верхнее строение пути, технически оснащены MH. станции, особенно сортировочные. Повышается удельный вес механизированных работ на грузовых станциях, в путевом х-ве, при ремонте подвижного состава и на др. предприятиях дороги. Используется совр. электронная вычислит, техника и АСУ для повышения эффективности работы.

E. Д. Хану ков.

СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ПОРТЫ речные и озерные, воднотранспортные узлы, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров по р. Амударье и Аральскому м. Сформировались за годы Сов. власти в результате развития экономики среднеазиатских республик. Обслуживают районы Казах. CCP, Узб. CCP, Тадж. CCP и Туркм. CCP. С 1956 находятся в ведении Среднеазиатского пароходства Мин-ва морского флота.

Из С. п. наиболее важное значение имеет Термезский речной порт

в верховье р. Амударьи (Узб. CCP), к-рый специализируется на обслуживании экспортно-импортных перевозок во взаимосвязи с афг. портом Шерхан и пристанями Келиф и Хайратон. Осн. грузы экспорта: пром. изделия, металлогрузы, цемент, минеральные удобрения, продукты нефтепереработки; импорта - хлопок, плодоовощи и др. сырьевые продукты.

Экономия, значение портов А р а л ь с к (на терр. Казах. CCP) и У ш с а и (на терр. Каракалпакской АССР Узб. CCP) существенно уменьшилось в связи с обмелением Аральского м. и проведением ж.-д. линии Кунград - Макат. Одновременно возрастает грузооборот пристаней в низовьях р. Амударьи, особенно Ш а р л а у к, через к-рую направляется часть потока перевалочных грузов, следовавших ранее через порт Аральск. Кроме того, в систему С. п. входят и др. пристани, находящиеся на самостоятельном балансе, - X о д ж е и л и (в Каракалпакской АССР Узб. CCP), Чарджоу и Керки (в Туркм. CCP), а также 12 приписных пристаней, не имеющих самостоятельного баланса.

Средствами портов и пристаней Среднеазиат. пароходства обеспечивались (1975) погрузка и выгрузка почти 80% сухогрузов и 60% нефтегрузов, перевозимых в бассейне; парк перегрузочных машин насчитывал 11 береговых и 12 плавучих кранов и ок. 80 перегрузочных машин др. типов. Кроме того, порты и пристани бассейна организуют паромные перевозки грузов и пассажиров. Удельный вес грузооборота паромных переправ составляет более 50% общего грузооборота. Все порты и пристани (кроме порта Ушсай) связаны с сетью жел дорог СССР.

С. П Арсенъев.

СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Среднеазиатский гос. ун-т (САГУ), назв. Ташкентского университета им. В. И. Ленина в 1923- 1960.

СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН, Средняя Азия, один из крупных экономич. районов СССР. Включает Узбекскую CCP, Киргизскую CCP, Таджикскую CCP и Туркменскую CCP. Пл. 1, 3 млн. км2 (5, 7% территории СССР) Нас. 22, 9 млн. чел. в 1975 (9% населения СССР). О природе С. э. р. см. в ст. Средняя Азия.

Для С. э. р. характерен многонациональный состав населения. По темпам естеств. прироста и общего увеличения населения- 1-е место среди экономич. р-нсв СССР. Большие трудовые ресурсы способствуют развитию трудоемких отраслей пром-сти. Гор население по сравнению с 1913 выросло в 6, 5 раза, в 1975 на него приходилось 39% общего кол ва жителей. Почти '/2 гор. населения проживает в небольших городах и поселках гор. типа; 5 городов с населением св. 250 тыс. чел. (Ташкент, Фрунзе, Душанбе, Самарканд, Ашхабад).

За годы социалистич. строительства произошли коренные изменения в нар. х-ве района: из отсталой колон, окраины с примитивным поливным земледелием и кочевым скотоводством он превратился в один из быстроразвивающихся индустриально-аграрных р-нов страны. Пром-сть даёт ок. 55% валового общественного продукта и более 40% нац. дохода. В 1974 по сравнению с 1913 ее продукция выросла в 70 раз.

В общесоюзном разделении труда С. э. р. выделяется прежде всего как хлопковая база страны; основное ядро экономики района составляет хлопковый межотраслевой комплекс, в состав к-рого входят хлопководство, отрасли, перерабатывающие его продукцию и создающие материально-технич. средства для его развития. На этот комплекс приходится св. 30% пром. продукции. Район даёт 90% хлопкового волокна, 17% растит, масла, 100% машин для хлопководства и ровничных машин, св. 90% хлопкоочистит. оборудования, 28% прядильных машин, более 8% азотных и фосфатных удобрений, большое кол-во оборудования для ирригационных и земляных работ. По произ-ву хл.-бум. тканей-на 2-м месте в СССР (после Центрального р-на), однако достигнутый уровень их произ-ва ещё не полностью обеспечивает потребности района.

На базе использования богатых ресурсов газа, нефти и гидроэнергии быстро развивается другой межотраслевой комплекс - энергетический. По добыче газа (77, 2 млрд. м3 в 1974) район занимает 1-е место в СССР (почти 30% общесоюзной добычи); крупнейшие газовые промыслы в Узб. CCP и Туркм. CCP. Наряду с тепловыми электростанциями работают и строятся крупные ГЭС, имеющие комплексное ирригационно-энергетич. значение (Нурекская, Токтогульская). Растут энергоёмкие произ-ва цветной металлургии и органич. синтеза.

В цветной металлургии развиты произ-во сурьмы, ртути (1-е и 2-е места в стране - Кирг. CCP, Тадж. CCP), золота, меди, цинка, вольфрама, свинцовых концентратов. Развивается алюм. пром-сть (Тадж. CCP). На базе ископаемого сырья (иод и бром, сера, сульфат натрия и т. доработают горно-хим. предприятия (Туркм. CCP).

В машиностроении, помимо продукции, обеспечивающей хлопковый комплекс, район производит электротехнич. оборудование и кабельные изделия, металлорежущие станки, хим. оборудование, мостовые краны, сеноуборочные машины. Большинство маш.-строит, предприятий размещается в гг. Ташкенте и Фрунзе.

Из отраслей лёгкой пром-сти выделяются шёлковая (2-е место в СССР, после Центрального р-на), ковровая, кожевенная, быстро растут швейная, обувная; в пищевой пром-сти, кроме маслобойно-жировой, - плодоовощная и винодельческая.

Основная тенденция в структуре пром-сти - увеличение доли тяжёлой пром-сти при уменьшении роли лёгкой и пищевой отраслей, хотя по абс. показателям валовой продукции последние стоят впереди (56% против 44%).

В с. х-ве (включая личное подсобное X-BO) в 1974 было 40% всего занятого населения. Валовая продукция с. х-ва увеличилась в 1973 против 1913 в 3, 5 раза, 2/з её даёт земледелие. С.-х. угодья составляют 70 млн. га (1974), из них на пашню приходится ок. 10%. По площади орошаемых земель район стоит на 1-м месте в стране; орошается 5, 3 млн. га (вдвое больше, чем в дореволюц. период). Дополнительно по характеру рельефа и почвенного покрова может быть орошено до 12 млн. га (собственными водными ресурсами можно обеспечить только 8-8, 5 млн. га) при условии резкого улучшения использования воды.

Дальнейшее развитие орошаемого земледелия потребует переброски части стока рек Сибири.

Ок. 2/5 посевных площадей - под технич. культурами; главная из них - хлопчатник, занимает ок. 60% орошаемых посевов и даёт 45% продукции с. х-ва. По сравнению с дореволюц. периодом урожайность хлопчатника выросла в 2, 5 раза, достигнув 29, 5 ц/га. Валовые сборы хлопка-сырца увеличились более чем в 11 раз (7, 5 млн. m в 1974, из них 5, 3 млн. т в Узбекистане). Зерновые культуры (кроме риса и кукурузы) возделывают гл. обр. на богарных землях. На район приходится 90% общесоюзного произ-ва хлопка-сырца, 17% риса, 22% табака. Во многих крупных долинах издавна занимаются виноградарством, садоводством, бахчеводством, овощеводством.

Ок. 9/10 с.-х. угодий составляют пастбища. На их основе исторически сложилось второе (после хлопководства) направление специализации с. х-ва - овцеводческое. По поголовью овец (24, 3 млн. на 1 янв. 1975) район занимает 2-е место в СССР (после Казахстана). В долинных районах разводят кр. рог. скот, с древнейших времён занимаются шелководством. С.э. р. даёт почти 55% общесоюзного произ-ва каракуля, 16% шерсти, 77% шелковичных коконов.

В 1974 имелось 6 тыс. км жел. дорог; все экономически развитые и густонаселённые части района соединены между собой единой ж.-д. сетью, к-рая обеспечивает ок. 80% межрайонных и межреспубликанских связей. Развивается новый вид транспорта - трубопроводный (газопроводы на Урал, в Юж. Казахстан и Центр). Межрайонный обмен имеет меньшее значение в перевозках, чем по стране в целом. Наибольшее количество грузов (ок. 30%) идёт из Казахстана (уголь, чёрные металлы, зерно, фосфориты и фосфатные удобрения, цемент). Вост. Сибирь - гл. поставщик лесоматериалов, занимающих по весу 1-е место среди всех прибывающих грузов. В значит, количествах грузы поступают также из Зап. Сибири, с Урала (нефтепродукты, уголь, прокат чёрных металлов) и из Закавказья. Гл. грузы, вывозимые из района, - нефть, нек-рые нефтепродукты и хлопковое волокно. Вывозятся также цветные и редкие металлы, хлопковое масло, шерсть, сульфат натрия, отдельные виды машин. Почти 1/3 вывоза идёт по Каспийскому м. (нефтеналивным флотом и паромной переправой Красноводск - Баку), св. 2/з - по жел. дороге. Район имеет отрицательный трансп. баланс: ввоз, вследствие преобладания тяжёлых, массовых грузов, превышает вывоз в 1, 7-1, 8 раза. Развитие в каждой союзной республике Cp. Азии специфич. отраслей х-ва создаёт основу для активных внутрирайонных связей. Доля их в ж.-д. перевозках составляет почти 2/з по прибытию и 3/4 по отправлению.

Во внутриреспубликанских связях, особенно в горных р-нах, гл. роль играет автомоб. транспорт. Протяжённость автомоб. дорог с твёрдым покрытием 55, 7 тыс. км (1975).

Внутренние различия. В пределах С. э. р. выделяются 3 части: долинно-предгорная зона, где сконцентрирована осн. часть населения, все крупные города, интенсивное с. X-BO и обрабатывающая пром-сть; горная - животноводство и горно-рудная пром-сть; пустынная - каракулеводство, газовая и нефт. пром-сть. Лит.: Средняя Азия. Экономико-географическая характеристика и проблемы развития хозяйства, M., 1969; Среднеазиатский экономический район, M., 1972. В. Ф. Павленко.

СРЕДНЕАЗИАТСКОЕ БЮРО ЦК ВКП(б), полномочное представительство ЦК партии в Cp. Азии (19 мая 1922 - 2 окт. 1934). Преобразовано из Туркестанского бюро ЦК РКД(б); действовало на основании Положения об обл. бюро, утверждённого ЦК РКП(б) в 1921. Бюро оказывало практич. помощь в идейно-организац. укреплении парт, орг-ций, в налаживании нар. х-ва среднеазиатских республик, в их политич. и экономич. сближении; проделало подготовит, работу для проведения национально-государственного размежевания Советских республик Средней Азии и реорганизации компартий республик. Руководство компартиями Узбекистана и Туркменистана и Кара-Киргизской и Таджикской областными парт, орг-циями объединило силы в деле окончат, разгрома басмачества и укрепления органов Сов. власти в Cp. Азии. Под руководством бюро проводились земельно-водная реформа (практически осуществившая национализацию земли и воды), индустриализация, коллективизация и культурная революция в Cp. Азии. Важное место в его деятельности занимали вопросы раскрепощения женщин, воспитания и вовлечения их в обществ, жизнь. Большую роль сыграло бюро в создании среднеазиатских вузов, в организации подготовки местных парт, кадров, интеллигенции, в ликвидации неграмотности, развитии периодич. печати, радиовещания. В 1933 был создан Средазпартиздат, действовавший под непосредств. руководством бюро; его центр, органами были газ. " Правда Востока" (1924-34) и журн. " За партию" (1927- 1930), " Партработник" (1929-34). В разное время в бюро входили К. С. Атабаев, Ю. Ахунбабаев, К. Я. Бауман, И. M. Варейкис, H. Ф'. Гикало, С. И. Гусев, П. E. Дыбенко, И. А. Зеленский, А. И. Икрамов, И. И. Межлаук, А. Р. Рахимбаев, Я. Э. Рудзутак, T. P. Рыскулов, Д. Саадаев, X. M. Сахатмурадов, Б. А. Семёнов, H. T. Тюрякулов, Ф. Ходжаев, Ш. Шотемор и др. После выполнения задач гос. и экономического укрепления среднеазиатских республик, их компартий и дружбы между народами бюро было упразднено.

Лит.: Андерсон M. Ф., Из истории партийного строительства в Средней Азии, Душ., 1966; Назаров С. А., Руководство ЦК РКП(б) партийным строительством в Средней Азии, Таш., 1972; Хасанов К, ЦК ВКП(б) в борьбе за построение социализма в Средней Азии. (1924-1937 гг.), Таш., 1968; Турсунов X., Национальная политика Коммунистической партии в Туркестане. (1917-1924 гг.), Таш., 1971; P о сл я к о в А. А., Средазбюро ЦК ВКП(б). (Вопросы стратегии и тактики), Аш., 1975.

СРЕДНЕАЗИАТСКОЕ ВОССТАНИЕ 1916, выступление угнетённых народов Cp. Азии и Казахстана в период 1-й мировой войны 1914-18 против колон, политики царского пр-ва России. Было подготовлено всем ходом социально-экономич. и политич. развития края. Война привела к усилению нац. и колон, гнёта (рост налогов, податей, введение воен. реквизиций и различных сборов на нужды фронта). Поводом к восстанию послужил царский указ, объявленный 25 июня 1916, о принудит, привлечении на тыловые работы в прифронтовых районах мужского " инородческого" населения, согласно к-рому призывались из Туркестанского края 250тыс. чел., из Степного края 230 тыс. чел. Местные власти переложили осн. тяжесть новой повинности на гор. и сел. бедноту.

Восстание началось 4 июля 1916 с выступлений в Ходженте (ныне г. Ленинабад Тадж. CCP). Вскоре оно охватило Самаркандскую, Сырдарьинскую, Ферганскую, Закаспийскую, Акмолинскую, Семипалатинскую, Семиреченскую, Тургайскую, Уральскую области с более чем 10-миллионным многонац. населением. 17 июля 1916 Туркестанский воен. округ был объявлен на воен. положении. Восстание развёртывалось стихийно, неорганизованно. Нар. движение принимало различные формы: от массовых возмущений, ухода рабочих с предприятий, батраков - из байских и кулацких X-B, откочёвок в глубь степей, в горы, бегства за границу, уничтожения списков призывников, нападений на царских администраторов до открытых массовых вооруж. восстаний. Наибольший размах восстание получило в казах, степи, особенно в Тургайской обл. Его вождями стали нац. герои казах, народа Амангелъды Иманов и А. Джангилъдин. По офиц. данным, в июле в Самаркандской обл. произошло 25 выступлений, в Сырдарьинской - 20 и в Фергане - 86. Во 2-й пол. ноября 1916 численность повстанцев достигла 50 тыс.

Восстание было направлено против царских властей, империалистич. войны, а также против местной административной верхушки, помогавшей рус. чиновникам в их грабежах и насилиях. Начавшись как антиколон., антивоен., восстание постепенно перерастало в антифеодальное. Лишь в нек-рых незначит. по масштабу районах феодально-клерикальным элементам удалось спровоцировать реакц. выступления националистич. характера. Осн. движущими силами восстания были дехкане и скотоводы, а также трудящиеся массы города - рабочие и ремесленники. Повстанцы применяли партиз. методы борьбы. В Ташкенте вожаками движения выступили рабочие Ю. Ибрагимов, P. Икрамов и др.

Бурж. националисты - джадиды и алаш-ордынцы - призывали к поддержке царизма и помогали проведению мобилизации. Вследствие упорного сопротивления нар. масс царскому пр-ву удалось к 1 марта 1917 отправить из Туркестана на тыловые работы лишь 123 тыс. чел. Восстание было жестоко подавлено царскими войсками. Однако в Закаспийской обл. оно продолжалось до конца янв. 1917. Как часть общедемократич. движения в стране было одним из ярких проявлении назревавшего в годы 1-й мировой войны революц. кризиса, одним из предвестников бурж.-демократич революции в России. \

Лит.: Йрсстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане. Сб. документов, M., 1960; Ту рс у н OB X. Т., Восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане, Таш., 1962; Усенбаев К., Восстание 1916 года в Киргизии, ФР., 1967; Амангельды Иманов, Статьи, документы, материалы, [А.-А., 1974]. X. T. Турсунов.

СРЕДНЕАМУРСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, Амуро - Сунгарийская равнина, низменность в юж. части Хабаровского края СССР и на С.-В. Китая, где она наз. Санъцзянской равниной. Дл. 670 км, шир. 100-200 км. Занимает впадину между хр. Сихотэ-

Алинь на В., Хингано-Буреинскими горами на С.-З. и Восточно-Маньчжурскими на Ю. Дренируется ср. течением р. Амур и низовьями pp. Сунгари и Уссури. Поверхность плоская, заболоченная, местами поднимаются островные низкогорные кряжи (Хехцир, вые. до 949 м, и др.). Муссонный климат с тёплым дождливым летом и суровой малоснежной зимой. Летние муссонные и осенние тайфунные дожди вызывают обширные наводнения. Разрежённая тайга из даурской лиственницы чередуется с болотами (марями); на Ю.- хвойно-широколиственные леса маньчжурского типа. В центре С. н.- г. Хабаровск.

СРЕДНЕАФГАНСКИЕ ГОРЫ, Xазараджат, горы в вост. части Иранского нагорья в Афганистане, гл. обр. в басе, pp. Герируд и Фарахруд. Представляют собой систему опустыненных, преим. средневысотных хребтов. Дл. ок. 600 км, шир. до 300 км, вые. до 4182 м (в хр. Кайсар). Хребты, сложенные гл. обр. известняками и сланцами, веерообразно расходятся от зап. оконечности Гиндукуша, постепенно понижаясь к 3. и Ю.-З. До вые. 2400 л господствует полынно-эфемеровая полупустыня, местами - фисташковые редколесья; выше - фригана с рощами арчи (можжевельника), на выровненных участках - сухие степи. У подножий - оазисы.

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО, историко-художественный термин, применяемый обычно для определения ранних и зрелых этапов истории искусств феодальной эпохи (для стран Зап. Европы - 5-14 вв., до эпохи Возрождения; для России - 10-17 вв.). Искусство в этот период находилось в тесной связи со всей системой религ. мировоззрения и обладало известной условностью образов. Применительно к искусству стран Востока термин " С. и." распространяется на всю эпоху феодализма.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ, церковные лады, наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения - двенадцати) ладов, лежащих в основе проф. (гл. обр. церк.) музыки зап.-европ. средневековья. С. л. использовались и в многоголосной музыке Возрождения. Для обозначения С. л. первоначально служил порядковый номер пары С. л., объединявшей главный автентический лад и производный плагальный, затем порядковый номер каждого из С. л.; использовались лишь названия др.-греч. ладов, однако отнесённые уже к другим звукорядам:

Осн. категории С. л.- финалис (конечный тон), амбитус (объём звукоряда) и (в мелодиях, связанных с псалмодированием) реперкусса (тон повторения, псалмодирования, в нотных примерах обозначен белой нотой в середине звукоряда). Каждый из С. л. обладал своими характерными мелодич. формулами-попевками. Пример мелодии в одном из С. л.:

Антифон Vespere autem. Тон VIII.

В светской и нар. музыке средневековья (и Возрождения), по-видимому, существовали и др. лады, однако они игнорировались муз. теорией, находившейся в руках церкви. Лишь в сер. 16 в. в систему С. л. были включены ещё четыре лада:

Каждому из С. л. приписывался свой характер выразительности. Ю. H. Холопов.

СРЕДНЕГЕРМАНСКИЙ КАНАЛ, Миттельланд-каналь (Mittellandkanal), судоходный канал на терр. ФРГ и ГДР, связывает реки Эмс, Везер и Эльбу. С. к. соединён на 3. с каналом Дортмунд - Эмс (г. Бевергерн) и через Липпе-Зейтен канал - ср. Рейн; на В.- с каналом Эльба - Хафель (г. Ротензе) и через каналы Одер - Хафель и Одер - Шпре - с р. Одер. Дл. С. к. 325 км (в т. ч. 258, 7 км в ФРГ). Минимальная глуб. 3 м; 3 шлюза; судоподъёмники; пропускает суда грузоподъёмностью до 1000 т; по акведуку канал пересекает р. Везер. Открыт в 1938. На долю канала приходится ок. 4-5% грузооборота водного транспорта ФРГ; в 1973 перевезено 12, 2 млн. m грузов (в основном встречные перевозки угля и руды между Руром и пром. р-ном Ниж. Саксонии). Канал имеет ответвления на Ocнабрюк (14 км), Мисбург (2 км), Линден (11 км), Хильдесхейм (15 км) и Зальцгиттер (18 км). Осн. порты: Ганновер (грузооборот 1, 6 млн. m в 1973), Зальцгиттер-Беддинген (1, 6 млн. т), Мисбург (1, 2 млн. т), Хильдесхейм (1, 0 млн. т), а также Пейне (0, 7 млн. т), Брауншвейг (0, 8 млн. т), Оснабрюк (0, 7 млн. т). С 1965 производится модернизация канала и стр-во Эльбского обводного канала (канал Север - Юг) от г. Вольфсбург на С. к г. Гестахт в низовьях Эльбы.

И. А. Басова,

СРЕДНЕГОРНЫЙ ТИП РЕЛЬЕФА, средневысотные горы, тип рельефа, характеризующийся сглаженными вершинами горных хребтов, нередко с реликтами поверхностей выравнивания, широким распространением элювия и коры выветривания. Средневысотные горы обычно не поднимаются выше древней или совр. снеговой границы и, следовательно, лишены горноледниковых форм рельефа. Примеры С. т. р.- Юж. Урал, Крымские горы.

СРЕДНЕДНЕПРОВСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура племён бронз, века, обитавших в Cp. и Верх. Поднепровье во 2-й пол. 3-го - 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. Выделена В. А. Городцовым в 1927. На поселениях С. к. открыты остатки наземных деревянных жилищ столбовой конструкции с очагами внутри.

Образцы керамики и другого инвентаря из погребений среднеднепровской культуры.

Исследованы захоронения в курганных и грунтовых могильниках (трупоположения и трупосожжения). Племена С. к. изготовляли кремнёвые, каменные, бронзовые орудия труда и оружие, украшения из металла (кавказского и прикарпатского происхождения), разнообразную глиняную посуду. Вели обмен с племенами Прибалтики, Волыни и Причерноморья. Обществ, строй - патриархально-родовой с признаками имуществ. неравенства.

Лит.: Артеменко И. И., Племена Верхнего и Среднего Поднепровья в эпоху бронзы, M., 1967 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 148).

СРЕДНЕДУНАЙСКАЯ РАВНИНА, равнина в басе. ср. течения р. Дунай, в пределах Венгрии (большая часть), Чехословакии, Румынии, Югославии и Австрии; на С.-В. заходит на терр. Закарпатской обл. УССР. Пл. ок. 200 тыс. км2. Представляет собой межгорное тектонич. понижение, окружённое Альпами, Карпатами, Дикарским нагорьем и горами Вост. Сербии. Сложена известняками, песчаниками и глинами неогена, перекрытыми в плейстоцене лёссами и лёссовидными суглинками, эоловыми песками и аллювиальными отложениями. Вые. 100-200 м. Поверхность плоская - в Альфельде (к В. от Дуная) или слабовсхолмлённая - в Дунантуле (к 3. от Дуная) с отд. изолированными средневысотными горами (т. н. Задунайское среднегорье, вые. до 757 м). На С.-З. - Кишальфёльд, 6. ч. к-рого представляет конус выноса Прадуная. В состав С. р. входят также Загребский басе, (на Ю.-З.) и долины pp. Драва и Сава на Ю. На С. р.- оз. Балатон. Месторождения бокситов (Гант, Искасентдьёрдь в Венгрии), нефти и горючего газа, бурого угля. Климат умеренный, континентальный, на В. засушливый. Cp. темп-pa янв. -1, -2 °С, июля 20-22 0C. Осадков 500- 600 мм, в горах до 900 мм в год. Преобладают чернозёмы и аллювиальные почвы, на В. местами засоленные. 70- 80% терр. С. р. распахано (посевы пшеницы, кукурузы, сады, виноградники). Незначит. участки лесостепей (гл. обр. в горах и предгорьях). С. р. густо населена; наиболее значительные города - Будапешт (Венгрия), Загреб (Югославия), Братислава (Чехословакия), Тимишоара (Румыния).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал