Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Многоканальные С. п. с селективной модуляцией 35 страница
Лит.: Ж еч е в Т., Э. Станев, в кн.: Эстетика и литература, M., 1966; Марков Д., Болгарская литература наших дней, M., 1969; Зарев П., Емилиян Станев, София, 1973. В. И. Злыднев. СТАНИMAKA, старое название города Асеновград (Болгария). СТАНИНА, основная, как правило, неподвижная часть машины, на к-рой размещаются и по к-рой перемещаются остальные её узлы. Для перемещения узлов на С. имеются направляющие. С. воспринимает усилия от узлов и деталей машины. Обычно закрепляется на фундаменте. С. отливают из чугуна или сваривают (реже) из низкоуглеродистых сталей. Она имеет сложную, иногда коробчатую форму, с перегородками, рёбрами и окнами; крупные С. делают составными. Наиболее типичными являются С. металлорежущих станков и прессов. При обработке особо тяжёлых изделий С. станка перемещается по направляющим, а изделие неподвижно. Основные требования к С.: высокие жёсткость, виброустойчивость, точность и износоустойчивость направляющих и пр. СТАНИСЛАВ, до 1962 название города Ивано-Франковска. СТАНИСЛАВ АВГУСТ (Stanisiaw August) (17.1.1732 - 12.2.1798), польский король в 1764-95; см. Понятовский С. А. СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фам, - Алексеев) Константин Сергеевич [5(17). 1.1863, Москва, -7.8.1938, там же], советский актёр, режиссёр, педагог, теоретик театра, нар. арт. СССР (1936). С. заложил фундамент совр. науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценич. реализма (см. Станиславского система). Родители С. принадлежали к прогрессивным торг.-пром. кругам, из к-рых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие деятели рус. культуры - П. M. Третьяков, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов и др. В 1877 С. впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался " Алексеевский кружок", ставивший переводные водевили, оперетты. С. сыграл здесь много ролей с пением и танцами. В 1888 основал (совм. с реж. А. Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф. П. Koмиссаржевским) Общество искусства и литературы. Исполнил здесь роли Барона (" Скупой рыцарь" Пушкина), Анания Яковлева (" Горькая судьбина" Писемского), Фердинанда (" Коварство и любовь" Шиллера) и др. Одарённый большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, С. приобрёл славу выдающегося актёра своего времени. В первых же режиссёрских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене (" Плоды просвещения" Л. H. Толстого, 1891; " Потонувший колокол" Гауптмана, 1898, и др.). В 1898 С. вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Моск. Художеств, театр (MXT, см. Московский Художественный академический театр), в труппу к-рого вошли актёры Общества искусства и лит-ры и ученики Немировича-Данченко по Муз.-драматич. уч-щу Моск. филармонич. об-ва. Первый спектакль -" Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого (1898, пост. С. и А. А. Санина). K. С. Станиславский. Подлинное рождение MXT и вместе с ним нового направления в мировом сценич. иск-ве связано с пост. " Чайки" Чехова (1898, реж. С. и Немирович-Данченко). Затем были поставлены " Дядя Ваня" (1899), " Той сестры" (1901), " Вишнёвый сад" ^904) Чехова. Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, С. и Немирович-Данченко нашли особую манеру ее исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира совр. человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художеств, образ. В 1902 С. поставил пьесы M. Горького " Мещане" и " На дне" (совм. с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших ре-волюц. событий. С драматургией Горького (по определению С.) связана обществ.-политич. линия в репертуаре MXT: в спектакле " Мещане" впервые вышел на сцену новый герой-рабочий, призывающий бороться за преобразование общества. Новаторскими по режиссуре были поставленные С. и Немировичем-Данченко произв. рус. классики: " Горе от ума" Грибоедова (1906), " Где тонко, там и рвётся" Тургенева (1912), " Село Степанчиково" по Достоевскому (1917), а также " Месяц в деревне" Тургенева (1909, пост. С. и И. M. Москвина), " Синяя птица" Метерлинка (1908, совм. с Л. А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений С. поставил в условно-символистском плане " Драму жизни" Гамсуна и " Жизнь человека" Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на иск-во актёра нарочитой, искусственной стилизации. Актёрский талант С. проявился в разноплановых сценич. образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистич. интересами бурж. общества был проникнут образ доктора Штокмана [" Доктор Штокман" (" Враг народа") Ибсена, пост. С. и В. В. Лужского]. С подлинно горьковским романтизмом, размахом сыгран Сатин (" На дне"). Лирич. обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои С.: Астров (" Дядя Ваня"), Вершинин (" Три сестры"). Сатирич. дарование С. проявилось в ролях Фамусова (" Горе от ума" Грибоедова), Крутицкого (" На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Аргана (" Мнимый больной" Мольера). С 1900-х гг. С. активно разрабатывал учение о творчестве актёра - актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при MXT 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему. Победа Окт. революции 1917 определила новый этап деятельности С. как режиссёра, педагога и теоретика сценич. иск-ва. Спектакли, созданные им в сов. время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссёрского замысла, совершенством сценич. воплощения, но и социальной заострённостью: " Горячее сердце" Островского (1926), " Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1927). Важной вехой в развитии сов. театра и утверждении в нём метода социалистич. реализма стал поставленный под рук. С. (реж. И. Я. Судаков) спектакль" Бронепоезд 14-69" Bc. Иванова (1927). С. руководил постановкой спектаклей " Унтиловск" Леонова (1928), " Мёртвые души" по Гоголю (1932), " Таланты и поклонники" Островского (1933) и др. С. стремтся осуществить реформу сценич. иск-ва и в области муз. театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем - в Оперный театр им. К. С. Станиславского (пост. " Евгений Онегин" Чайковского, 1922, " Царская невеста" Римского-Корсакова, 1926; впоследствии Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматич. студию. С. никогда не прекращал поисков более совершенных путей сценич. творчества. К нач. 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий, вновь приступив к студийной и экспериментальной работе. Деятельность С., наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценич. реализма, оказала огромное влияние на советскую режиссёрскую и актёрскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь совр. театр использует наследие С. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени. В Москве в доме, где жил К. С. Станиславский, в 1948 организован музей. Илл. см. на вклейке, табл. XXX (стр. 384-385). Соч.: Собр. соч., т. 1 - 8, M., 1954-61. Лит.: Эфрос H. E., К. С. Станиславский, П., 1918; Г у р е в и ч Л., Девять ролей К. С. Станиславского, " Театр", 1938, № 9; О Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863- 1938, M., 1948; Прокофьев В., На последних репетициях К. С. Станиславского, " Театр", 1948, № 1; его же, К. С. Станиславский о творческом процессе актера, там же, 1948, № 3; Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, M., 1952; Наследие Станиславского и практика советского театра. Сб. статей, M., 1953; К р ыжидкий Г., Великий реформатор сцены, M., 1962; Марков П., О Станиславском, " Театр", 1962, № 1; Станиславский. Писатели, артисты, режиссёры о великом деятеле русского театра, M., 1963; Луначарский А. В, Собр соч., т. 3, M., 1964; Полякова E., Станиславский - актёр, M., 1972; Виноградская И., Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись в 4-х томах. 1863-1938, т. 1-3, M., 1971-1973; Строева M. H., Режиссёрские искания Станиславского. 1898-1917, M., 1973; Сибиряков H. H., Мировое значение Станиславского, M-, 1974. В. H. Прокофьев. СТАНИСЛАВСКИЙ (Stanisfawski) Ян Гжегож [12(24).6.1860, с. Олыпана, ныне Черкасской обл. УССР, -6.1.1907, Краков], польский живописец-пейзажист, близкий к эстетич. программе " Молодой Польши" ·. Учился в Варшаве у В. Герсона, в Школе изящных иск-в в Кракове (1883-85) у В. Лущкевича и в Париже (1885-88), где жил до 1895. С 1897 проф. AX в Кракове. Часто бывал на Украине. Картины С. сочетают принципы импрессионизма с традициями польской живописи 19 в.; они просты по мотивам, полны простора, света, воздуха, сияния чистых красок (" Гумно на Украине", после 1900, " Ветряные мельницы", ок. 1904, обе - в Нац. музее, Краков). Лит.: Juszcz ak W., Jan Stanislawski, Warsz., 1972. Я. Г. Станиславский. " Тополя". 1900. Национальный музей. Краков. СТАНИСЛАВСКОГО СИСТЕМА, условное наименование теории и методологии сценич. творчества, разработанных К. С. Станиславским. Задуманная как практич. руководство для актёра и режиссёра, С. с. приобрела значение эстетической и профессиональной основы иск-ва сценического реализма. В противоположность ранее существовавшим театр, системам, С. с. строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. В ней впервые решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, исследуется путь органнч. перевоплощения актёра в образ. С. с. возникла как обобщение творческого и педагогич. опыта Станиславского, его театр, предшественников и современников, выдающихся деятепей мирового сценич. иск-ва. Он опирался на традиции А. С. Пушкина, H. В. Гоголя, A. H. Островского, M. С. Щепкина. Особое влияние на формирование эстетич. взглядов Станиславского оказала драматургия А. П. Чехова и M. Горького. Развитие С. с. неотделимо от деятельности Моск. Художеств, театра (см. Московский Художественный академический театр) и его студий, где она прошла длит, путь экспериментальной разработки и проверки практикой. В сов. время С. с. под воздействием опыта строительства социалистич. культуры оформилась в стройную научную теорию сценич. творчества. С. с. является теоретич. выражением того реалистич. направления в сценич. иск-ве, к-рое Станиславский назвал и скусством переживания, требующим не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене, создания заново на каждом спектакле живого процесса по заранее продуманной логике жизни образа. Раскрыв самостоятельно или при помощи режиссёра осн. мотив (" зерно") произв, исполнитель ставит перед собой идейно-творческую цель, назв. Станиславским сверхзадачей. Действенное стремление к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актёра и роли. Учение о сверхзадаче и сквозном действии - основа С. с. Оно выдвигает на первый план роль мировоззрения художника, устанавливает неразрывную связь эстетич. и этич. начал в иск-ве. Целенаправленное, органич. действие актёра в предлагаемых автором обстоятельствах пьесы - основа актёрского иск-ва. Сценич. действие представляет собой психофизический процесс, в к-ром участвуют ум, воля, чувство актёра, его внеш. и внутр. артистич. данные, назв. Станиславским элементами творчества. К ним относятся воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т. д. Постоянное совершенствование этих элементов, вызывающих у исполнителя подлинное творческое самочувствие на сцене, составляет содержание работы актёра над собой. Другой раздел С. с. посвящён работе актёра над ролью, завершающейся органическим слиянием актёра с ролью, перевоплощением в образ. В 30-е гг., опираясь на материалистическое мировоззрение, на учение о высшей нервной деятельности И. M. Сеченова, И. П. Павлова, Станиславский пришёл к признанию ведущего значения физич. природы действия в овладении внутр. смыслом роли. Метод работы, сложившийся в последние годы жизни Станиславского, получил условное наименование метода физических действий. Особое внимание уделял режиссёр проблеме словесного действия актёра в роли и овладения текстом автора. Чтобы сделать слово подлинным орудием действия, он предлагал переходить к словесному действию лишь после укрепления логики физич. действий, предшествующих произнесению слов. Прежде чем заучивать и произносить слова автора, надо возбудить потребность в их произнесении, понять причины, их порождающие, и усвоить логику мыслей действующего лица. Крупнейшее теоретич. достижение сов. театра, С. с. способствовала утверждению метода социалистич. реализма в сценич. иск-ве. Обогащённая и углублённая принципами коммунистич. партийности, народности, С. с. составляет основу воспитания актёра и художеств, практики театров Советского Союза. Не считая свою систему завершённой, Станиславский призывал учеников и последователей продолжать и развивать начатую им работу по исследованию закономерностей сценич. творчества, указал путь его развития. Театр, идеи Станиславского, его эстетика и методология получили огромное распространение во всём мире. Лит.: Станиславский К. _С., Работа актёра над собой. Работа актёра над ролью, Собр. соч., т. 2 - 4, M., 1954-57; Топорков В., К. С. Станиславский на репетиции, M.- Л., 1949; Горчаков H., Режиссёрские уроки К. С. Станиславского, 3 изд., M., 1952; Абалкин H., Система Станиславского и советский театр, 2 изд., M., 1954; К небе ль M., О действенном анализе пьесы и роли, M., 1961; Блок В., Система Станиславского и проблемы драматургии, M., 1963; Кристи Г., Воспитание актёра школы Станиславского, M., 1968; ПрокофьевВ. H., В спорах о Станиславском, 2 изд., M., 1976. См. также лит. при ст. Станиславский К. С. В. H. Прокофьев. СТАНИЦА, 1) в СССР наименование населённого пункта сельского типа, сохранившееся на терр. быв. казачьих областей. Представительный орган гос. власти - станичный Совет депутатов трудящихся. 2) В России 17-18 вв. казачье поселение, с 19 в. адм.-терр. единица (и её центр) в казачьих областях. В С. входили хутора и посёлки. Казачье население С. составляло станичное общество, органом к-рого был станичный сбор (сход) из домохозяев-казаков (с 1891 только выборных), на к-ром избирались станичное правление (станичный атаман, его помощник и казначей) и станичный суд. Сбор распределял казачьи земли и повинности, заведовал обществ, хлебным магазином и школой. Станичный суд рассматривал мелкие уголовные и гражд. дела. 3) В 15-17 вв. небольшой конный отряд (60-100 чел.) из служилых людей и казаков, высылавшийся в степь для охраны границ и наблюдения за осн. путями движения Крым, татар, совершавших набеги на юж. и юго-вост. области России. В отличие от сторожи, С. выдвигалась далеко в степь и объезжала отдельные её участки, ведя разведку, захватывала пленных и уничтожала небольшие отряды татар. 4) В 16-18 вв. " посольство" от казачьих войск к царю, посылавшееся в Москву и Петербург. Ежегодно зимой посылалась т. н. зимовал С. (до 20 чел., иногда во главе с войсковым атаманом) с наиболее важными бумагами и подарками и за получением жалования, а в течение года- 3-4 лёгких С. (из 3-5 чел.). Число С. в 18 в. постепенно уменьшалось, а в кон. 18 в. они были отменены, кроме ежегодной зимовой С. от Уральского казачьего войска, с к-рой царю посылались красная рыба и икра. СТАНИЦЫН (наст, фам.- Гёзе) Виктор Яковлевич [р. 20.4(2.5). 1897, Екатеринослав, ныне Днепропетровск], русский советский актёр и режиссёр, нар. арт. СССР (1948). Чл. КПСС с 1954. Учился во 2-й Студии MXT. С 1924 артист MXATa. Мягкий лирич. актёр, вносящий в исполнение юмор, обаяние, бытовую достоверность. Лучшие роли: Андрей Прозоров (" Три сестры" Чехова), Курослепов (" Горячее сердце" Островского), Репетилов (" Горе от ума" Грибоедова), губернатор (" Мёртвые души" по Гоголю), Стива Облонский (" Анна Каренина" по Л. H. Толстому), Звездинцев (" Плоды просвещения" Л. H. Толстого), инспектор Мич (" Соло для часов с боем" Заградника) и др. С 1934 выступает и как режиссёр. Пост.: " Пикквикский клуб" по Диккенсу (1934), " Идеальный муж" Уайльда (1946), " Мария Стюарт" Шиллера (1957) и др. Преподаёт в школе-студии им. Немировича-Данченко (с 1948 проф.). Снимается в кино. Гос. пр. СССР (1947, 1949, 1951, 1952), Гос. пр. РСФСР им. К. С. Станиславского (1974). Награждён 3 орденам и, а также медалями. СТАНИЧНО-ЛУГАНСКОЕ, посёлок гор. типа, центр Станично-Луганского р-на Ворошиловградской обл. УССР. Расположен на р. Северский Донец, в 18 км к С.-В. от Ворошиловграда. Ж.-д. узел Кондрашевская-Новая (линии на Валуйки, Несветай, Миллерово, Дебальцево). 15, 3 тыс. жит. (1975). Предприятия ж.-д. транспорта. Отделение овоще-молочного совхоза " Луганский". В, Я. Станицын. H. В. Станкевич. 1917 перешёл на сторону Сов. власти. В 1919 командовал 42-й и 55-й стрелк. дивизиями 13-й армии Юж. фронта. Во время Орловско-Кромской операции 1919· в результате измены нач. штаба 55-й дивизии быв. ген. Лаурица С. с группой комсостава был взят в плен белогвардейцами. Оставаясь верным Сов. власти, отказался перейти на сторону белогвардейцев и был ими повешен. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Награждён орденом Красного Знамени (посмертно). СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович [27.9(9.10).1813, с. Удеревка Острожского уезда Воронежской губ., -25.6(7.7). 1840, Нови-Лигуре, Италия], русский общественный деятель, философ, поэт. Окончил Моск. ун-т (1834), в ун-те находился под влиянием проф. M. T. Каченовского, разделяя взгляды т. н. скептической школы в 'историографии (статья " О причинах возвышения Москвы в 14- 15 вв."). С конца 1831 вокруг С. в Моск. ун-те сложился лит.-филос. кружок (см. Станкевича [ris][ris][ris]/жок). В 1837 больной туберкулёзом С. уехал на лечение за границу. Изучал философию Ф. Шеллинга, И. Канта и И. Фихте; позднее Г. Гегеля и Л. Фейербаха. В философии С. видел средство познания истины и совершенствования жизни - единств, дела, достойного нравств. человека. С 1833 С. находился под полицейским надзором за связь с антиправительств, группой студентов Моск. ун-та во главе с Я. И. Костенецким. Гл. силу историч. прогресса С. видел в просвещении, осн. задачей русской интеллигенции считал пропаганду просветительских идей, гуманизма. Лит. и эстетич. взгляды С. формировались в значит, степени под, воздействием H. И. Надеждина. С. отстаивал принцип подлинной народности, выступал против фальши и пошлости в лит-ре и иск-ве, их назначение видел в служении народу. Поэтич. наследие С. невелико. В стихах он выразил мысли и чувства, характерные для передовой, рус. интеллигенции, искавшей в обстановке политич. реакции пути к познанию и преобразованию жизни. Письма С.- неоценимый источник изучения духовной жизни 30-х гг. С. был человек удивительной цельности, принципиальности и широты взглядов, разносторонне образованный и обладавший даром " открывать чужие таланты". Ему русская лит-pa обязана открытием таланта поэта А. В. Кольцова; он оказал огромное влияние на В. Г. Белинского, T. H. Грановского и И. С. Тургенева. О душевных качествах С. высоко отзывались. H. Г. Чернышевский и H. А. Добролюбов. Соч.: Стихотворения. Трагедия. Проза, M., 1890; Переписка H. В. Станкевича. (1830-1840), M., 1914. Лит. Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, M., 1956, с. 16-18, 39-45; Белинский В. Г., Поли. собр. соч., т. 13, M., 1959 (см. именной указатель); Чернышевский H. Г., Поли. собр. соч., т. 3, M., 1947, с. 197-98, 210-23; Д о б р о л юбов H. A., H. В. Станкевич, Собр. соч., T. 2, М.- Л., 1962; Манн Ю. В., Русская философская эстетика (1820-1830 гг.), M., 1969. Л. И. Насонкина. СТАНКЕВИЧА КРУЖОК, лит.-филос. объединение, существовавшее в Москве с конца 1831. Возникло по инициативе H. В. Станкевича. В первый, университетский период (до 1834) в него входили студенты Моск. ун-та: Я. M. Неверов - будущий деятель нар. просвещения, С. M. Строев - впоследствии историк, поэты В. И. Красов, И. П. Клюшников и А. А. Беер; был близок к кружку О. M. Бодянский. В 1832 в него вошёл К. С. Аксаков. Второй, послеуниверситетский период - наиболее активный в деятельности кружка. В нём участвовали В. Г. Белинский, M. А. Бакунин, П. Я. Петров - будущий учёный-востоковед, В. П. Боткин и M. H. Катков. Близко к кружку стоял историк T. H. Грановский. Участников кружка объединяли интерес к философии, истории и лит-ре, отвращение к крепостничеству и личное обаяние Станкевича. Изучая гл. обр. немецкую идеалистич. философию, сначала Ф. Шеллинга, затем Г. Гегеля, члены С. к. не ставили себе, в отличие от кружка Герцена - Огарёва, конкретных политич. задач, но идейно они были близки к этому кружку; по словам Герцена, их.роднило "...глубокое чувство отчуждения от официальной России, от среды, их окружавшей..." (Собр. соч., т. 9, 1956, с. 36). С отъездом за границу Станкевича кружок постепенно распался и к 1839 перестал существовать. Деятельность кружка способствовала распространению в России идей классической нем. философии, в частности диалектики Гегеля, а также пропаганде просветительских идей, гуманистич. идеалов. С. к. повлиял на развитие русской журналистики 1830-х гг. (" Телескоп", " Московский наблюдатель"). Лит.: Поэты кружка H. В. Станкевича. [Вступ. ст. С. И. Машинского], М.- Л., 1964; Насонкина Л. И., Московский университет после восстания декабристов, M., 1972. Л. И. Насонкина. СТАНКЕ-ДИМИТРОВ, город на Ю.-З. Болгарии, у подножия гор Рила, на берегах р. Джерман, в Кюстендилском округе. 45 тыс. жит. (1975). Центр обработки табака; фармацевтич., приборостроит., плодоконсервная, швейная пром-сть. Поблизости - добыча угля и ТЭС " Бо-бов-Дол". " СТАНКИ И ИНСТРУМЕНТ", ежемесячный науч.-тсхнич. и производств, журнал, орган Мин-ва станкостроительной и инструментальной пром-сти СССР и Центр, правления научно-технич. общества маш.-строит, пром-сти. Издаётся в Москве с 1930. Освещает вопросы теории, проектирования, производства и эксплуатации металлорежущих станков и автоматич. линий, оснастки станков, режущего и измерит, инструмента, модернизации и ремонта оборудования, автоматизации производств, процессов, а также технологии маш.-строит, и инструментального производства. Тираж (1975) ок. 25 тыс. экз. Переводится на англ. яз. и издаётся в Великобритании под назв. " Machines and Tooling" (Melton Mowbray, с 1959), СТАНКОВИЧ (Станковип) Борисав (22.3.1876, Вране, - 22.10.1927, Белград), сербский писатель. Окончил юридич. ф-т Белградского ун-та (1902). Вошёл в лит-ру в кон. 90-х гг. как представитель реалистич. направления. Центр, проблема творчества С.- взаимоотношения личности и общества, к-рую он решает на материале хорошо знакомого ему патриархального мира (сб-ки рассказов " Из старого евангелия", 1899, " Божьи люди", " Былые времена", драма " Коштана", все - 1902). Художник психологич. склада, С. тяготел к раскрытию характеров в трудной внутр. борьбе, в сочетании противоречивых начал. Роман " Дурная кровь" (1910, рус. пер. 1961) - наиболее значительное достижение серб, социально-психологич. романа до 1918. Автор мемуаров " Под оккупацией" (1929). Соч. в рус. пер.: Избранное, M., 1973. Лит.: Кравцов H. И., Творчество Бо-рисава Станковича, в кн.: Зарубежные славянские литературы. XX век, M., 1970; Bogdanovic M., Borisav Stankovic, в его кн.: Stari i novi, t. I, Beograd, 1961; ГлигориЬ В., Бора Станковнй, в его кн.: Српски реалиста, 4 изд., Београд, 1965; FilipovicV., Svet detinjstva u delu Bore Stankovica, Pristina, 1968; ЗовичиЬ В., Уметност Борисава СтанковиЬа, Београд, 1972 (лит. с. 265-70). Р.Ф.Доронина. СТАНКОВИЧ (Stankovic) Синиша (26.3. 1892, Заечар, -24.2.1974, Белград), югославский биолог, биогеограф, педагог и обществ.-политич. деятель, чл. Югославской академии наук и искусств. С 1924 проф. зоологии Белградского ун-та. В годы фаш. оккупации Югославии - активный участник нар.-освободит, борьбы. В нояб. 1944-53 С.- пред. Президиума Нар. скупщины Сербии (до авг. 1945 - Антифаш. вече нар. освобождения Сербии). Первый пред. Академич. совета СФРЮ. Основатель (1947) и директор Ин-та экологии и биогеографии в Белграде. Чл. Сербской академии наук и искусств, Словенской академии наук и искусств. Работы по экологии и географии обитателей внутр. водоёмов. Детально изучил жизнь Охридского озера. В 1959 перевёл работу В. И. Ленина " Материализм и эмпириокритицизм". Иностр. чл. АН СССР (1966). Соч.: Okvir zivota, Beograd, 1933; 2ivi svet Ohridskog jezera, Beograd, 1955; Ekologija zivotinja, Beograd, 1962. СТАНКОВОЕ ИСКУССТВО, термин, к-рым обозначаются произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоят, характер и (в отличие, напр., от произведений монументального искусства или книжной иллюстрации) не предназначенные непосредственно для к.-л. сооружения, издания и т. д. Идейно-художеств. выразительность произведений С. и. не изменяется в зависимости от места, где они находятся. Термин " С. и." произошёл от " станка", на к-ром создаются произведения С. и.; в живописи, напр., им является мольберт. Широкое развитие С. и. получило с эпохи Возрождения и особенно в 19 в. СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЁТ, автоматич. огнестрельное оружие, установленное на треножном или колёсном станке; см. Пулемет. СТАНКОСТРОЕНИЕ, ведущая отрасль машиностроения, создающая для всех отраслей нар. х-ва металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматич. и полуавтоматич. линии, комплексно-автоматич. производства для изготовления машин, оборудования и изделий из металла и др. конструкционных материалов, кузнечно-прессовое, литейное и деревообр. оборудование. Появление металлорежущих станков связано с развитием крупного капиталистич. производства, с организацией первых пром. предприятий заводского типа. Широкое распространение машин-орудий, а затем и паровых машин требовало повышения точности обработки деталей. Эта задача могла быть решена только с изобретением машин для производства машин и в первую очередь металлорежущих станков с механич. суппортом. Создание механич. суппорта относится к нач. 18 в. Рус. механик А. К. Нартов в 1738 построил первый в мире станок с механич. суппортом и набором сменных зубчатых колёс. Нартов и др. рус. мастера (M. Сидоров-Красильников, С. Шелашников, Я. Батищев) сконструировали в 18 в. ряд металлорежущих станков (станки для сверления стволов пушек, различные агрегатные станки). Однако изобретения рус. мастеров не могли получить широкого применения н известности, т. к. потребность феод.-крепостнич. России в небольшом количестве машин (гл. обр. для изготовления вооружения) обеспечивалась отд. небольшими заводами. В Великобритании в кон. 18 в. сложились благоприятные условия для развития машинного производства машин. К 1790-м гг. относятся работы англ, механика Г. Модели по созданию станка с механич. суппортом. Механич. суппорт, перенесённый с токарного на др. металлорежущие станки, положил начало станкам с развитым исполнительным механизмом. В дальнейшем осн. типы металлорежущих станков были сконструированы в Германии, Франции и других странах; над их созданием работали многие изобретатели. Так, напр., в 1820-30-х гг. американец Э. Уитни разработал для оружейных заводов Кольта несколько конструкций фрезерных станков, в 1829 патент на фрезерный станок был выдан на имя Дж. Несмита, владельца крупных англ. маш.-строит, з-дов, в 1861 - патент на усовершенствованный фрезерный станок на имя амер. фирмы " Браун и Шарп". Ко 2-й пол. 19 в. были в основном разработаны модели фрезерных, револьверных, строгальных, долбёжных и др. станков, гл. обр. для удовлетворения нужд начавшегося ж.-д. строительства и океанского пароходства. Станки получили известность под маркой выпускавших их крупнейших маш.-строит, фирм " Витворт", " Несмит", " Селлерс", " Пратт" и др. В 1-й пол. 19 в. ведущую роль в мировом С. играла Великобритания; во 2-й пол. 19 в. её опередили США. В этот же период С. начало развиваться в Германии.
|