Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка торфяных месторождений. 6 страница






Рис. 1. Параболическая траектория.

[ris]

Т. точки, движущейся в центральном поле тяготения, в зависимости от величины начальной скорости может быть эллипс, парабола или гипербола (в частных случаях - прямая линия или окружность ).

[ris]

Рис. 2. Виды траекторий в поле тяготения Земли.

Так, в поле тяготения Земли, если считать его центральным и пренебречь сопротивлением среды, Т. точки, получившей вблизи поверхности Земли начальную скорость v0, направленную горизонтально (рис. 2 ), будет: окружность, когда v0=(gR)1/2=7, 9 км/сек (первая космич. скорость ); эллипс, когда (2 gR)1/2 > v0> (gR)1/2; парабола, когда v0= (2 gR)1/2 a 11, 2 км/сек (вторая космич. скорость ) и гипербола, когда v0> (2 gR)1/2 Здесь R - радиус Земли, g - ускорение силы тяготения вблизи земной поверхности, а движение рассматривается по отношению к осям, перемещающимся вместе с центром Земли поступательно относительно звёзд; для тела (напр., спутника ) всё сказанное относится к Т. его центра тяжести. Если же направление v0 не будет ни горизонтальным, ни вертикальным, то при v0< (2 gR)1/2 Т. точки будет представлять собой дугу эллипса, пересекающую поверхность Земли; таковы Т. центра тяжести баллистич. ракет.

Пример несвободной точки - небольшой груз, подвешенный на нити (см. Маятник). Если нить отклонить от вертикали и отпустить без начальной скорости, то Т. груза будет дугой окружности, а если при этом грузу сообщить начальную скорость, не лежащую в плоскости отклонения нити, то Т. груза могут быть кривые довольно сложного вида, лежащие на поверхности сферы (сферический маятник ), но в частном случае это может быть окружность, лежащая в горизонтальной плоскости (конический маятник).

Т. точек твёрдого тела зависят от закона движения тела. При поступательном движении тела Т. всех его точек одинаковы, а во всех других случаях движения эти Т. будут вообще разными для разных точек тела. Напр., у колеса автомобиля на прямолинейном участке пути Т. точки обода колеса по отношению к шоссе будет циклоида, а Т. центра колеса - прямая линия. По отношению же к кузову автомобиля Т. точки обода будет окружность, а центр колеса - неподвижен.

Определение Т. имеет важное значение как при теоретич. исследованиях, так и при решении многих практических задач. С. М. Торг.

ТРАЕКТОРИЯ в математике, см. Изогональные траектории.

ТРАЕКТОРИЯ во внешней баллистике, линия движения в пространстве центра массы снаряда (ракеты) с момента вылета из канала ствола огнестрельного оружия (направляющей или ствола пусковой установки) и потери с ним механич. связи. Форма Т. определяется притяжением и вращением Земли, аэродинамич. и реактивными силами, действующими на снаряд (ракету) в полёте. Снаряды движутся по баллистич. Т. (рис. 1 ). Т. с малыми углами падения (до 20°) наз. отлогими, а стрельба - настильной; Т. с углами падения св. 20° наз. крутыми, а стрельба - навесной. При стрельбе по возд. целям Т. снарядов зенитных орудий, в отличие от Т. снарядов наземной артиллерии, имеет только восходящую ветвь; у Т. реактивных и активно-реактивных снарядов (мин) - один или неск. т. н. активных участков, на к-рых работают реактивные двигатели, и неск. пассивных участков. Когда общая протяжённость активных участков по сравнению со всей Т. невелика, то Т. незначительно отличается от баллистической; если управление полётом применяется на всём протяжении Т. или на значительной её части, то она существенно отличается от баллистической.

[ris]

Рис. 1. Элементы траектории.

Т. баллистических ракет имеет активный и пассивный участки (рис. 2).
[ris]

Рис. 2. Траектория баллистической ракеты: ОЛ - стартовый участок; АВ - участок выведения; ВК - участок наведения; KD - внеатмосферный участок; DC - атмосферный участок.

На активном участке Т. баллистич. ракете придаются заданные скорость и угол наклона к горизонту, к-рые она должна иметь в конце этого участка. Пассивный участок полёта баллистич. ракеты состоит из 2 отрезков - внеатмосферного, на к-ром ракета (её головная часть ) движется как свободно брошенное тело, и атмосферного, на к-ром она стабилизируется и подходит к цели головной частью вперёд.

Лит.: Дмитриевский А. А., Внешняя баллистика, М., 1972; его же, Физические основы полета ракет, М., 1962 (совм. с Кошевым В. Н.) А. А. Латухин.

ТРАЕКТОРНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ, определение параметров траектории (орбиты ), по к-рой движется космический летательный аппарат. Обычно производятся земными радиосредствами.

ТРАЗИМЕНСКОЕ ОЗЕРО (Trasimeno ), озеро в Италии, самое крупное на Апеннинском п-ове, в его центр. части. Расположено на выс. 259 м. Пл. 128, 6 км2, глуб. 6, 6 м (по др. данным, 8 м). Т. о.- остаток крупного постплиоценового бассейна. Берега б. ч. низкие, заболоченные. Сток в басс. р. Тибр.

Около Т. о. (лат. Trasimenus ) во время Пунических войн в апр. 217 до н. э. произошло сражение между карфагенскими войсками Ганнибала (ок. 40 тыс. чел. ) и рим. армией консула Г. Фламиния (31 тыс чел. ). Войска Ганнибала внезапно атаковали из засады рим. армию, двигавшуюся по узкому дефиле между берегом озера и горами, и разгромили её. Потери римлян - св. 15 тыс. убитых и утонувших и св. 15.тыс. пленных; карфагенян - 1500 чел.

ТРАЗ- УЖ- МОНТИШ И АЛТУ- ДОРУ (Tras os Montes e Alto Douro ), историческая провинция в Сев. Португалии, в басс. р. Дору. В пределах провинции - округа Вила-Реал и Браган-са, частью округа Визеу и Гуарда. Пл. св. 10 тыс. к м 2. Нас. ок. 600 тыс. чел. (1970 ). Гл. город Вила-Реал. Преобладает с. х-во (посевы зерновых, виноградарство, животноводство ).

ТРАЙБАЛИЗМ (англ. tribalism, от tribe - племя ), трибализм (от лат. tribus - племя ), в совр. литературе и политич. жизни имеет широкое содержание: сохраняющиеся архаичные институты и организации, связанные с родо-племенным строем; архаичность социального развития; низкий уровень этнич. процессов; враждебное отношение одной этнич. группы к другой; этношовинистич. политика, направленная на предоставление льгот и привилегий этнич. группе в целом или отдельным её представителям; использование этнич. фактора в политич. целях. Т. широко использовался и используется колонизаторами с целью ослабления нац.-освободит. движений и местными реакц. политич. силами в борьбе за власть. Прогрессивные афр. деятели связывают с понятием " Т" всё реакционное, наносящее ущерб нац. единству, противопоставляют его понятию " нация", " национальный" и решительно борются со всеми проявлениями Т.

ТРАЙДЕН, Трайдянис (г. рожд. неизв.- ум. 1282 ), великий князь литовский (ок. 1270-82 ). Активно боролся с агрессией Тевтонского ордена, поддерживал восставших против Ордена пруссов, зап. литовцев, земгалов. В 1278 разбил ливонских рыцарей. Воевал в Вост. Польше. В 1279 заключил мир с плоцким князем Болеславом. Т. завоевал почти всю Чёрную Русь, земли которой заселил пруссами и зап. литовцами, бежавшими от тевтонских рыцарей. Время княжения Т.- начало укрепления и расширения Вел. княжества Литовского.

Лит.: Пашуто В. Т., Образование Литовского государства, М., 1959.

ТРАЙКОВ Георги (8.4.1898, с. Вырбени Леринской околии, на территории совр. Греции, - 14.1.1975, София ), болгарский гос. и политич. деятель, Герой НРБ(1968 ), Герой Социалистич. Труда НРБ (1963 ). Чл. Болг. земледельч. нар. союза (БЗНС ) с 1918. В сент. 1923 возглавлял борьбу крестьян в с. Гебедже (совр. Белослав) против установленной в стране в июне 1923 военно-фаш. диктатуры. Активно участвовал в нелегальной работе Отечественного фронта (ОФ). За антифаш. деятельность неоднократно подвергался арестам и тюремному заключению. После освобождения Болгарии от власти фашизма Т. был пред. областного к-та ОФ в Варне, затем мин. земледелия (1946-49). В 1947-74 секретарь, а с 1974 пред. БЗНС. С 1947 зам., а в 1949-64 1-й зам. пред. Сов. Мин. В 1964-71 пред. Президиума Нар. собрания. В 1971-72 пред. Нар. собрания НРБ. С апр. 1972 1-й зам. пред. Гос. совета и пред. (с 1974 почётный пред.) Нац. совета ОФ. Междунар. Ленинская премия " За укрепление мира между народами" (1963 ). Награждён орденами Георгия Димитрова(1958, 1963, 1973 ), Ленина (1968 ), Октябрьской Революции (1973 ).
ТРАЙНИН Арон Наумович [26.6(8.7 ). 1883, Витебск, -7.2.1957, Москва], советский юрист-криминалист, чл.-корр. АН СССР (1946 ). Окончил Моск. ун-т в 1908. С 1918 проф. МГУ, вице-президент Междунар. ассоциации юристов-демократов (1947-48 ). Осн. труды: " Учение о соучастии" (1941 ), " Состав преступления по советскому уголовному праву" (1951 ). Награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени.

ТРАЙНИН Илья Павлович [26.12.1886 (7.1.1887 ), Рига, -27.6.1949, Москва], советский юрист и обществ. деятель, академик АН СССР (1939 ). Чл. КПСС с 1904. С 1931 работал в Ин-те права АН СССР (в 1942-47 директор ), в 1946-49 акад.-секретарь отделения экономики и права и чл. Президиума АН СССР. Осн. труды: " Государство и коммунизм" (1940 ), " Вопросы территории в государственном праве" (1947 ). Почётный доктор Пражского ун-та (1948 ).

ТРАК (англ, track ), элемент гусеничного хода, образующий в шарнирном сочленении с др. Т. замкнутую гусеницу.

ТРАКАЙ, город, центр Тракайского р-на Литов. ССР. Расположен среди Тракайских озёр (Гальве, Тоторишкю, Лука и др. ), в 9 к м от ж.-д. узла Лентварис и в 28 к м к 3. от Вильнюса, с к-рым связан ж.-д. и автобусным сообщением. Т. известен с 1341. В 14-15 вв. значит. политич. центр Великого княжества Литовского и резиденция его вел. князей, в частности Витовта. С 1569 в составе Речи Посполитой, с 1795 - в Росс. империи, уездный центр в Виленской губ. В нач. 1919 в Т. была установлена Сов. власть. В 1920-39 был оккупирован бурж. Польшей. С 1939 - в Литве. С 1940 районный центр Литов. ССР. Частично сохранился крупный оборонит. комплекс [остатки замка на полуострове (сер. 14 в. ), замок на острове оз. Гальве (2-я пол. 14 - нач. 15 вв., реставрирован в 1960; илл. см. т. 14, табл. XXXVI, стр. 544-545 ) ], костёл Витауто (1409; перестроен в 18 в. в стиле барокко ), кинесса (храм караимов; дерево, 1-я пол. 19 в. ). В сов. время сооружена гостиница-ресторан для туристов (I960-63, арх. А. Китра ), ведётся жил. стр-во. Историч. музей. В Т. ежегодно проходят международные водноспортивные соревнования. Туризм.

Лит.: Арувас М., Тракай, 2 изд., Вильнюс, 1973.

ТРАКЕНЕНСКАЯ ПОРОДА лошадей, порода верховых лошадей. Выведена в 18 в. в Тракененском конном заводе (ныне Калининградской обл. ) скрещиванием английской чистокровной, арабской и др. верховых пород и их помесей с литовской местной лошадью. Лошади крупные, гармонично сложенные, подвижные. Масть преим. рыжая, гнедая, караковая и вороная. Ср. промеры жеребцов в конных заводах СССР (в см ): высота в холке 166, косая длина туловища 168, обхват груди 196. Жеребцы весят в среднем ок. 600 кг, кобылы - 560кг. Сочетает большую силу с лёгкими производит. движениями на шагу, рыси, галопе, энергичный темперамент и хорошую способность к выездке. Высоко ценится в конном спорте. Абсолютные рекорды в гладких скачках в СССР: на 1200 м - 1 ми н 16 сек, на 2000 м - 2 ми и 11 сек, на 2400 м - 2 мин 34 сек, на 3000 м -3 мин 19 сек, на 4000 м - 5 мин 1 сек. Разводят породу в СССР, ГДР, ФРГ, ПНР и др. странах Европы, а также в странах Азии и Латинской Америки. Спортивные и плем. тракененские лошади пользуются большим спросом на международном рынке.

Лит.: Коннозаводство и конный спорт, под ред. Ю. Н. Барминцева, [М.], 1972.

ТРАКТ (нем. Trakt, от лат. tractus, букв. - волочение, течение ), 1 ) в России улучшенная грунтовая дорога, соединяющая важные населённые пункты. Имела станции (постоялые дворы ) и верстовые столбы. По Т. шли регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты (почтовые Т. с почтовыми станциями ). 2 ) Желудочно-кишечный Т.- пищеварит. система.

ТРАКТ, посёлок гор. типа в Княжпо-гостском р-не Коми АССР. Ж.-д. станция на линии Котлас - Воркута. Леспромхоз.

ТРАКТ СВЯЗИ, тракт передачи, комплекс технич. оборудования и линий связи, предназначенный для формирования специализированных каналов передачи информации. Т. с. характеризуется определёнными стандартными показателями: полосой частот, скоростью передачи информации и т. п. Понятие " Т. с." широко используется при описании систем многоканальной связи (см. также Линии связи уплотнение). Напр., в многоканальных системах с частотным уплотнением стандартные (нормализованные ) каналы тональной частоты с помощью каналообразующей аппаратуры объединяются в стандартные 12-канальные группы, занимающие нормализованную полосу частот 60-108 кгц (тракт первичной группы каналов ). Нормализованная вторичная группа каналов занимает полосу частот 312-552 кгц (тракт вторичной группы каналов ) и формируется посредством объединения пяти нормализованных первичных групп. Аналогично формируются третичные, четверичные и т. д. группы каналов. Совокупность всех групп каналов многоканальной системы образует групповой, или многоканальный, Т. с., характеризующийся общей полосой частот такой системы.

В системах передачи данных нормализованным показателем служит скорость передачи информации. Различают тракты передачи данных низкоскоростные (от 50 до 200-300 бит в сек), среднескоростные (от 600 до 10 000 бит в сек) и высокоскоростные (48 000 бит в сек и выше ). В состав тракта передачи данных входят неск. нормализованных каналов, аппаратура передачи данных (в т. ч. аппаратура преобразования сигналов - модуляторы и демодуляторы, или модемы ), аппаратура контроля за состоянием каналов, аппаратура защиты от ошибок и т. п. Наряду с трактами многоканальной связи и передачи данных в технике связи используются тракты: нормализованные телевизионные, звукового вещания, широкополосные, ви-деотелеф. связи и др.

Иногда понятие " Т. с." используется в более узком смысле (напр., антенноволноводный тракт линии радиорелейной связи, групповой тракт аппаратуры импульсно-кодовой модуляции, линейный тракт системы уплотнения и т. п. ).

Лит.: Многоканальная связь, под ред. И. А. Аболица, М., 1971; Шварцман В. О., Михалёв Д. Г., Расчёт надёжностных характеристик трактов передачи данных, М., 1975. М. В. Назаров.

ТРАКТОР (новолат. tractor, от лат. traho - тащу, тяну ), самодвижущаяся (гусеничная или колёсная ) машина, выполняющая с.-х., дорожно-строительные, землеройные, транспортные и др. работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями ). См. Машинно-тракторный агрегат.

Историческая справка. Первые колёсные Т. с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции в 1830 и применялись на транспорте и в военном деле; с 1850 паровые Т. используются в с. х-ве этих стран, а с 1890 - в с. х-ве США. Ценные изобретения по гусеничному ходу были сделаны в России Д. А. Загряжским (1837) и А. П. Костиковым-Алмазовым (ок. 1889). В 1888 рус. механик Ф. А. Блинов построил и испытал гусеничный Т. с двумя паровыми машинами. В 1893-95 рус. изобретатель-самоучка Я. В. Мамин создал самоходную колёсную тележку с двигателем внутреннего сгорания. С 1901 фирма " Харт-Парр" (Hart-Parr) в США выпустила первые колёсные Т. с двигателями внутр. сгорания. Начиная с 1912 в США фирмой " Холт" (Holt), а позднее в Германии фирмой " Вандерер-Дорнер" (Wanderer-Dorner) и в др. странах производятся Т. на гусеничном ходу. Первые Т. в СССР выпущены в 1923 (" Фордзон-Путиловец"). С 1930 в СССР налажено массовое произ-во Т., что дало возможность в 1932 отказаться от их импорта (см. Тракторостроение).

Классификация тракторов. По назначению Т. разделяют на с.-х. и промышленные. С.-х. Т. общего назначения в агрегате с соответствующими машинами (орудиями ) осуществляют пахоту, культивацию, посев, уборку и др. работы. Наиболее мощные с.-х. Т. используются при освоении целинных и залежных земель для корчевания пней, удаления и запашки кустарников и др. работ.

[ris]

Рис. 1. Продольный разрез колёсного трактора: 1 - двигатель; 2 - рулевое колесо; 3 - кабина; 4 - топливный бак; 5 - рычаги навесного устройства; 6 - вал отбора мощности; 7 - прицепной крюк; 8 - центральная передача; 9 - ведущее колесо; 10 - коробка передач; 11 - муфта сцепления; 12 - направляющее колесо.

[ris]

Рис. 2. Продольный разрез гусеничного трактора: 1 - двигатель; 2 - кабина; 3 - топливный бак; 4 - рычаги навесного устройства; 5 - вал отбора мощности; 6 - прицепная скоба; 7 - ведущее колесо; 8 - центральная передача; 9 - гусеница; 10 - коробка передач; 11 - опорное колесо; 12 - муфта сцепления; 13 - направляющее колесо.

Пропашные Т. позволяют механизировать междурядную обработку - культивацию, рыхление, окучивание, опылива-ние, уборку пропашных культур (кукурузы, сах. свёклы, хлопчатника и др. ). Особенности пропашных Т.- приспособленность к работе с навесными машинами (орудиями ) и хорошая проходимость в междурядьях пропашных культур, значительный (обычно регулируемый ) размер колеи, большой дорожный просвет, узкие колёса (гусеницы ). Базовые модели пром. Т. характеризуются большими, чем у с.-х. Т., тяговыми усилиями. Они выполняют землеройные, до-рожно-строительные, мелиоративные и др. работы в агрегате с разнообразными навесными (бульдозерная лопата, снегоочиститель, экскаваторный ковш и т. п. ) и прицепными (скрепер, грейдер и т. п. ) машинами (орудиями ). В зависимости от условий работы Т. используются различные модификации базовых моделей (напр., для с.-х. Т.- виноградниковый, болотоходный, крутосклонный, садовый; для пром. Т. - мелиоративный, лесосплавный, трелёвочный ). По типу движителя Т. разделяют на колёсные и гусеничные.

Механизмы и оборудование тракторов. Силовая установка состоит из двигателя и обеспечивающих его работу устройств (см. Тракторный двигатель). В силовую передачу входят сцепление, соединит. муфта, коробка передач, центр. и конечная передачи (см. Силовая передача). Наиболее распространены фрикционные муфты сцепления, иногда применяются гидродинамические и электрические (см. Муфты). Механические ступенчатые коробки передач с.-х. Т. имеют 6, 8, 15 и более передач, а промышленных - 3 - 6. Всё большее распространение получают коробки передач с зубчатыми колёсами постоянного зацепления или с планетарным редуктором (установлены на нек-рых зарубежных и сов. Т., напр. Т-150, Т-150К, К-701 ). Через центр. передачу (обычно конич. редуктор) вращающий момент подводится к ведущим колёсам гусеничных Т.; у колёсных Т. используется дифференциальный механизм. Конечные передачи (обычно цилиндрич. редукторы ) располагаются у ведущих колёс и служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссий и создания необходимого дорожного просвета. В нек-рых экспериментальных образцах Т. применяются гидрообъёмные (гидронасос и гидромоторы ) и гидромеханич. (гидротрансформатор и механич. коротка передач ) трансмиссии (см. Гидродинамическая передача, Гидропередача объёмная). Для получения особо низких скоростей движения Т. трансмиссии оборудуются дополнит.передачами - ходоуменьшителями. Ходовая система колёсных Т. состоит из по д вес к и, осей (мостов ) и колёс (направляющих и ведущих ) с пневматич. шинами низкого давления. Иногда для повышения проходимости применяются полугусеничный ход, уширительные решётчатые колёса и накидные почвозацепы. Ходовая система гусеничных Т. состоит из подвески, гусеничных цепей, ведущих колёс, опорных катков, поддерживающих роликов и направляющих колёс (см. Гусеничный ход). Остов Т. обычно выполняется в виде рам различных конструкций. Механизмы управления Т.

состоят из рулевого управления и т о рм о з ов (ленточных или дисковых ). Изменение направления движения колёсных Т. обычно осуществляется передними (направляющими ) колёсами. Иногда для улучшения манёвренности в конструкциях Т. предусматривается поворот всех 4 колёс, регулирование вращающих моментов на ведущих колёсах, относит. вращение передней и задней частей Т. при схеме с шарнирной рамой. Поворот гусеничных Т. производится изменением частоты вращения ведущих колёс правой или левой гусениц муфтами и тормозами; иногда применяется одноступенчатый планетарный механизм с двумя парами тормозов. Кабины устанавливаются на всех советских и большинстве зарубежных Т. и служат для создания комфортных условий работы тракториста. Электрооборудование Т. состоит из источников электрич. тока (аккумуляторной батареи и установленного на двигателе генератора ), приборов для пуска двигателя, освещения пути и рабочих машин (орудий ), вентиляции кабины, подачи звуковых и световых сигналов. На рис. 1 и 2 изображены продольные разрезы колёсного и гусеничного Т.

Эксплуатационные показатели. Осн.

эксплуатационные показателя Т. подразделяют на технико-экономические, технические и агротехнические. К технико-экономическим показателям относятся производительность в агрегате, тяговые качества, трудоёмкость обслуживания и ухода, металлоёмкость и др.; к техническим - устойчивость Т. (продольная и поперечная ), лёгкость управления, удобство работы персонала (наличие кабины, контрольных приборов; число мест для сидения ); к агротехническим - удельное давление на почву, проходимость в междурядьях (дорожный просвет, абрис, защитные зоны ), манёвренность в агрегате, плавность хода, точность следования по заданному направлению.

Типаж тракторов. Число моделей Т., выпускаемых в СССР, а также их показатели определены типажом - системой машин, построенной по заранее разработанному технич. плану, осн. на рациональном сочетании тяговых показателей разных типов Т. при минимальном числе базовых моделей (см. Типизация). Класс в типаже - совокупность моделей (конкретных конструкций ) Т.,

имеющих одинаковые классификац. параметры. Базовая модель - наиболее распространённый вид Т. в данном классе. Модификация - модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая, но имеющая иную компоновку или оснащённая дополнит. механизмами. За осн. классификационный параметр в СССР и странах-членах СЭВ принято наибольшее тяговое усилие, при огранич. буксовании, развиваемое Т. 1-й типаж был предложен в 1923, а разработан и реализован в 1946. В 1956 был создан 2-й типаж Т. на 1961-65. Предусматривалось увеличение рабочих скоростей до 5-6 км/ч, повышение срока службы двигателей до 2500- 3000 ч, трансмиссий - до 5000-6000 ч. Были подготовлены к выпуску модели Т., соответствующие мировому уровню техники: колёсные - Т-40, МТЗ-50, Т-16, ДТ-14, К-700; гусеничные - Т-74, ДТ-75, ДЭТ-250 и др. 3-й типаж Т. на 1965-70 состоял из 13 базовых моделей с тяговыми усилиями от 6 до 250 к н (0, 6 - 25 т с ) и ряда модификаций.

Для дальнейшего улучшения эксплуа-тац. показателей был разработан 4-й типаж Т. на 1971-80 (рис. 3 ). Выпускаемые по этому типажу базовые модели
[ris]

1. Садово-огородный трактор. 2. МТЗ-80. 3. ДТ-75М. 4. Т-150К. 5. Т-150. 6.К-701 (все - СССР). 7. " Болгар" (НРБ). 8. " Фиат" (Италия). 9. " Зетор" (Франция). 10. " Кейс" (США). 11. " Масси-Фергюсон" (Великобритания, Канада). 12. " Вольво" (Швеция).

Т. сведены в табл. В 4-м типаже повышаются рабочие скорости до 35 км/ч, срок службы до капитального ремонта, снижается трудоёмкость обслуживания. В связи с повышением скоростей движения Т. в подвеску вводятся дополнит. упругие элементы; кабина снабжается рессорами, герметизируется, оснащается вентиляционными и отопительными устройствами, кондиционерами. Внедряется широкая унификация узлов и деталей внутри класса и между различными классами Т. Разрабатываются Т. с электрич. и гидравлич. приводом. Входят в практику устройства для автоматизации тракторных работ (загрузочных режи мов, вождения машинно-тракторного агрегата на рабочем гоне ), защиты от аварийных ситуаций и т. п.


Базовые модели тракторов, выпускаемые в СССР по 4-му типажу (1975)
Класс, тс Модель Класс, тс Модель
0, 2 " Риони" 3 Т-74; ДТ-75 М Т-150; Т-150 К
0, 6 Т-25;   Т-4А
0, 9 Т-16М Т-50   К-701
1, 4 МТЗ-80   Т-130
2 Т-54В 15 ДЭТ-250


Лит.: Конструкция, основы теории и расчет тракторов, М., 1971; Гуревич А. М., Сорокин Е. М., Тракторы и автомобили, 2 изд., М., 1974; Колёсные тракторы, М., 1974. И. Б. Барский.

ТРАКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Для тракторов применяются двигатели внутреннего сгорания. Выпускаемые в СССР тракторы оборудуются четырёхтактными дизелями. Мощность Т. д. определяется тяговым классом трактора (см. Трактор) и может составлять 14, 8 - 368 квт (20- 500 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 800-2500 об/мин. Наиболее распространены четырёх- и шестицилиндровые дизели с водяным охлаждением; применяются также дизели мощностью до 74 квт (100 л. с.) с воздушным охлаждением. Дизели мощностью свыше 147 квт (200 л. с.) могут иметь V-образное расположение цилиндров, а также турбонаддув (см. Наддув). Дизельные Т. д. характеризуются низким удельным расходом топлива - 70 нкг/дж (185 г/л.с.ч), большой надёжностью и долговечностью (более 5000 ч работы до капитального ремонта). За рубежом на тракторах иногда устанавливаются двухтактные дизели и карбюраторные двигатели внутр. сгорания. О. М. Малашкин.

ТРАКТОРНЫЙ ДОЗИРОВЩИК, путевая машина для дозировки балласта в путь, засыпки шпальных ящиков и планировки балластной призмы при строительстве жел. дорог, реже при ремонте эксплуатируемого ж.-д. пути. Оборудование Т. д. монтируется на гусеничном тракторе, приспособленном для передвижения по рельсовому пути и по грунтовым дорогам. Съёмное оборудование Т. д. (рис.) - передний шит и шарнирно прикреплённые к нему 2 боковых крыла. Щит и крылья могут устанавливаться на разной высоте, благодаря чему изменяется толщина разравниваемого слоя. При работе крылья раскрываются под углом к направлению движения и удерживаются телескопич. распорками. Макс. ширина захвата балласта крыльями 6, 1 м. При движении машины балласт с обочины подаётся в путь. Рабочая скорость 2-4 км/ч. В транспортном положении крылья располагаются вдоль рамы трактора. При движении Т. д. может удалять балласт с пути при снятой путевой решётке (при ремонте ж.-д. пути), если крылья соединить между собой впереди машины так, чтобы они образовали двугранный угол. Т. д. оборудован поворотным краном и поворотно-прицепным устройством для крепления к нему троса ползучего путеподъёмника - плиты, к-рая заводится под шпалы и при движении машины поднимает путь. Производительность Т. д. до 4 км в смену. С. Л. Со л омонов.

ТРАКТОРНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ Государственный союзный Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР (НАТИ). Осн. в 1925 в Москве как Тракторный отдел Научно-автомоторного ин-та (НАМИ); с 1946 - самостоятельный ин-т; имеет филиал в Челябинске и 4 испытательные станции. Основная тематика - теория, конструирование, исследование, создание типажей тракторов и их агрегатов; координация разработки тракторов в др. организациях отрасли; проведение экономич. исследований. Имеется аспирантура. Издаёт " Труды " (с 1948).

ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ, отрасль машиностроения, производящая тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним. Как отрасль пром-сти Т. существует с 1917, когда на заводах Форда в США началось массовое произ-во тракторов. В Европе впервые массовое произ-во тракторов началось в 20-х гг. 20 в. в Германии и Италии, затем в Великобритании, Франции и др. странах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал