Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ф. называют также применение физиотерапевтич. процедур. 4 страница
В Йене в 1912 вышло 10-томное 1-е издание " Handworterbuch der Naturwis-senschaften" (2 Aufl., Jena, 1931-35). Первым общепризнанным универсальным энциклопедич. изданием по физике был " Handbuch der Physik" (В., 1926-29), состоящий из 24 тт. Материал в нём расположен в систематич. порядке, каждый том посвящён одному разделу физики и снабжён предметным указателем. В 1955 в Зап. Берлине было начато 2-е изд. этой Ф. э., причём все тома были написаны заново, авторы отд. обзоров и монографий - крупнейшие учёные мира присылали свои работы на одном из 3 языков - нем., англ. или франц., материал публиковался на языке оригинала. Вышли (1976, издание продолжается) 63 т. 2-го изд. " Handbuch der Physik", они охватывают все разделы совр. физики и являются уникальным справочным пособием для физиков, а также инженеров, химиков, биологов, работающих в смежных с физикой областях. В Великобритании выпушена Ф. э. в 9тт.: " Encyclopaedic Dictionary of Physics" (Oxf.-[а. о.], 1961-64). Она завоевала признание во всём мире. 9-й том этого издания представляет собой указатель физ. терминов на англ., нем., франц., рус. языках. С 1966 в виде приложений издаются дополнения и изменения к этой Ф. э.: " Encyclopaedic Dictionary of Physics: Supplementary" (v. 1-5, Oxf., 1966- 1975). В 1966 в США вышло 1-е изд. " Encyclopedia of Physics" (N. Y., 1966, 2 ed., N. Y., 1974). Энциклопедические словари по отд. разделам физики стали издаваться в 20-х гг. В Германии вышли: " Handbuch der wissenschaftlichen und angewandten Photographic" (Bd 1-8, В., 1929- 1933); " Handbuch der Astrophysik" (Bd 1-7, В., 1928-36); " Handbuch der Experimental-physik" (Bd 1-26, Lpz., 1926-37). В Великобритании опубликован энциклопедич. словарь по физике " A Dictionary of Applied Physics" (v. 1-5, L., 1922-23). В США вышли: " Scientific American Cyclopedia of Formulas" (N. Y., 1932); " Pocket Encyclopedia of Atomic Energy" (N. Y., 1950); " Enciclopedie Dictionary of Electronic and Nuclear Engineering" (N. Y., 1959); " Enciclopedia of Spectroscopy" (N. Y., 1960); " Enciclopedia of X-Rays and Gamma-Rays" (N. Y.-L., 1963). В ГДР в 60-х гг. начали публиковаться отраслевые энциклопедии ABC. По физике вышли: " Brockhaus ABC der Орtik" (Lpz., 1961); " Brockhaus ABC. Physik" (Bd 1-2, Lpz., 1972-73). В дореволюционной России Ф. э. не было. В 1936-39 в СССР был издан " Физический словарь" в 5 тт., к-рый по существу явился первой сов. Ф. э. В 1960-66 вышла 5-томная Ф. э.- " Физический энциклопедический словарь" (ФЭС), включающий ок. 6 тыс. статей, охватывающих все разделы физики и отд. проблемы смежных с ней наук. ФЭС стал осн. универсальным справочным пособием для физиков и науч. работников смежных специальностей в СССР и за рубежом (переведён и издан в Польше и Японии). В СССР вышли также в серии " Маленькие энциклопедии" однотомные специальные Ф. э.- " Квантовая электроника" (М., 1969) и " Физика космоса" (М., 1976). Лит.: Шмушкис Ю. Е., Советские энциклопедии. Очерки истории. Вопросы методики, М., 1975; Irregular serials and annuals. An international directory, 3 ed., N.Y. - L., 1974; New serial titles. 1950-1970, Wash. - N. Y. - L., 1973; WhitfordR. H., Physics literature, N. Y., 1968. 3. М. Мулъченко. ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС, материальное снашивание средств труда (основных фондов), постепенная утрата ими своей потребит. стоимости и стоимости в процессе их производств. потребления, вследствие воздействия сил природы, а также чрезвычайных обстоятельств (пожаров, наводнений и т. п.). Ф. и. имеет ряд форм: механич. износа, коррозии и усталости металлов, деформаций и разрушений сооружений и пр. Чем больше Ф. и. действующих осн. фондов, тем короче остающийся срок их службы, ниже остаточная стоимость. Одновременно, по мере Ф. и., происходящего в процессе произ-ва, стоимость средств труда по частям переносится на вновь производимый продукт и пропорционально их снашиванию принимает форму амортизационных отчислений (см. Амортизация), к-рые используются для полного или частичного восстановления средств труда (см. Реновация), модернизации и обновления осн. фондов (осн. капитала). Важное условие снижения Ф. и.- своевременный ремонт средств труда. Особое значение имеет капитальный ремонт, в результате к-рого износившиеся части машин и др. объектов заменяются новыми, что предупреждает чрезмерное нарастание Ф. и. Такого рода Ф. и. наз. устранимым, в отличие от материального износа, преодоление к-рого с помощью капитального ремонта экономически невыгодно. ФИЗИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им.П. Н. Лебедева АН СССР (ФИАН). старейшее физ. н.-и. учреждение. Ведёт своё начало от Физ. кабинета, созданного в Петербурге в 1725 и включённого в состав Академии наук. В Физ. кабинете работали: Д. Бернулли, Л. Эйлер, Г. В. Рихман, М. В. Ломоносов, В. В. Петров, Э. X. Ленц, Б. С. Якоби, Б. Б. Голицын. В 1912 Физ. кабинет стал наз. Физ. лабораторией, в 1921-34- Физ. отделом Физико-матем. ин-та, к-рый в 1934 вместе с АН СССР был переведён в Москву. В том же году из состава Физико-матем. ин-та выделился Матем. отдел, а Физ. отдел был преобразован в самостоят. ин-т под рук. акад. С. И. Вавилова, ставшего его первым директором. С 1951 директор ин-та акад. Д. В. Скобельцын, с 1973 - акад. Н. Г. Басов. В ФИАНе работали: академики Н. Н. Андреев, Л. М. Бреховских, Б. А. Введенский, С. Н. Вернов, В. И. Векслер, Г. С. Ландсберг, М. А. Леонтович, Л. И. Мандельштам, А. Л. Минц, Н. Д. Папа-лекси, И. Я. Померанчук, П. А. Ребиндер, И. Е. Тамм, В. А. Фок, И. М. Франк, члены-корреспонденты А. М. Балдин, Д. И. Блохинцев, В. И. Гольданский, Г. Т. Зацепин, В. В. Мигулин, А. В. Ржа-нов, С. М. Рытов, А. Е. Чудаков, Ф. Л. Шапиро; в наст. время (1976) в ин-те работают академики Б. М. Вул, В. Л. Гинзбург, Л. В. Келдыш, М. А. Марков, А. М. Прохоров, А. Д. Сахаров, Д. В. Скобельцын, П. А. Черенков, члены-корреспонденты А. И. Алиханьян, Ф. В. Бункин, Е.Л. Фейнберг, Е. С. Фрадкин. Исследования, ведущиеся в 20 лабораториях и отделах ФИАНа, охватывают практически все наиболее важные разделы физики: физика высоких энергий и космич. лучей, элементарные частицы и их взаимодействие; теория поля; новые методы ускорения частиц; спектроскопия атомов, молекул и кристаллов; нелинейная оптика; фото-, катодо- и электролюминесценция; оптоэлектроника; квантовая радиофизика; взаимодействие излучения с веществом; физика плазмы, термоядерный синтез; физика твёрдого тела; полупроводники, сверхпроводники; физика космоса; радиоастрономия; внеатмосферные исследования (рентгеновская, инфракрасная и субмиллиметровая астрономия); оптич. локация планет и Луны; теоретич. астрофизика; теоретич. биофизика. В ФИАНе был сделан ряд открытий, принёсших славу сов. науке. К ним относятся открытие и объяснение эффекта Черенкова - Вавилова; открытие принципа автофазировки, лежащего в основе всех совр. мощных ускорителей заряженных частиц; открытие принципов генерации и усиления электромагнитного излучения квантовыми системами, приведшее к созданию мазеров и лазеров. К важнейшим достижениям ин-та относятся: открытие сегнетоэлектрич. свойств титаната бария, разработка принципов создания термоядерных устройств, в т. ч. с магнитным и инерциальным удержанием плазмы; открытие сверхкороны Солнца; открытие ядерно-каскадного процесса в ливнях космич. лучей; открытие внешнего радиац. пояса Земли; исследование генерации солнечных космич. лучей и связи интенсивности галактич. космич. лучей с явлениями на Солнце; создание полупроводниковых, фотодиссоционных, газодинамич., химич., электроионизац. и эксимерных квантовых генераторов; открытие светогидравлич. эффекта; открытие явления самофокусировки и многофокусной структуры при распространении мощного лазерного излучения в среде; открытие явления конденсации экси-тонов. ФИАН внёс вклад в физику высоких энергий и в теорию ускорителей; в создание первой полевой теории ядерных сил; теорию происхождения космич. излучения; разработку совр. теории колебаний; разработку методов спектрального анализа и спектроскопии плазмы; разработку лазерного метода стимулирования хим. реакций и разделения изотопов. В ФИАНе выполнены исследования по распространению радиоволн, люминесценции, комбинац. рассеянию света и астрофизике. Здесь впервые в СССР разработаны и созданы электронные и протонные синхротроны, выполнены лабораторные разработки полупроводниковых диодов, транзисторов, солнечных батарей; созданы крупнейшие радиотелескопы для метровых и миллиметровых волн, решена проблема хранения жидкого гелия в условиях космич. полёта. 17 учёных ФИАНа были удостоены Ленинской премии, 48 учёных - Гос. премии, 5 учёных - Нобелевской премии. ФИАН располагает науч. станциями: Тянь-Шаньской и Долгопрудненской (исследования космич. лучей), Крымской (лазерная локация Луны) и Радиоастрономической в г. Пущине. На базе науч. коллективов ФИАНа созданы Акустич. ин-т АН СССР, Лаборатория высоких энергий Объединённого ин-та ядерных исследований (Дубна), Ин-т спектроскопии АН СССР, Ин-т ядерных исследований АН СССР. Ин-т издаёт " Труды ФИАН" и " Краткие сообщения по физике". Награждён орденом Ленина (1967). Лит.: Вул Б. М., Физический институт, " Наука и жизнь", 1935, №5; Вавилов С. И., Физический кабинет - Физическая лаборатория - Физический институт Академии наук СССР за 220 лет, М. - Л., 1945; Скобельцын Д. В., Франк И. М., Физический институт имени П. Н. Лебедева Академии наук СССР, " Успехи физических наук", 1957, т. 63, в. 3; Вул Б. М., ФИАН - обороне Родины, " Вестник АН СССР", 1975, № 4. Н.Г.Басов. ФИЗИЧЕСКИЙ МАЯТНИК, твёрдое тело, совершающее под действием силы тяжести колебания вокруг горизонтальной оси подвеса; подробнее см. Маятник. ФИЗИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ИНСТИТУТ им. С. И. Вавилова АН СССР (ИФП), н.-и. учреждение, в к-ром ведутся работы в области физики и техники низких темп-р, электроники больших мощностей, физики плазмы, ускорит. техники и теоретич. физики. Основан в 1934 в Москве. Основатель и директор (в 1934-46 и с 1955) - акад. П. Л. Капица. В ИФП работают в наст. время (1977) академики А. С. Боровик-Романов и И. М. Лифшиц; члены-корреспонденты Н. Е. Алексеевский, Л. А. Вайнштейн, Е. М. Лифшиц, Л. П. Питаевский, А. И. Шальников, Ю. В. Шарвин; здесь работали академики А. П. Александров, А. Н. Крылов, Л. Д. Ландау, В. А. Фок; члены-корреспонденты А. А. Абрикосов, Л. П. Горьков, И. Е. Дзялошинский, П. Г. Стрелков, И. М. Халатников. В ИФП исследованы эффекты Зеемана и Пашена-Бака в рекордно сильных магнитных полях (до 350 кэ), внесён большой вклад в развитие физики низких темп-р. Открыто и подробно исследовано явление сверхтекучести и построена квантовая теория этого явления, предсказано и обнаружено экспериментально существование второго звука, построена теория ферми-жидкости, предсказана сверхтекучесть жидкого 3Не. Выполнен ряд классич. работ в области сверхпроводимости: открыто и всесторонне изучено промежуточное состояние, развита феноменологич. теория сверхпроводимости и теория сверхпроводников 2-го рода. Проведены обширные исследования электронных спектров металлов: развиты методы экспериментального изучения Ферми поверхностей и обнаружено существование многосвязанных поверхностей Ферми, обнаружены квантовые поверхностные уровни электронов, движущихся в магнитном поле, открыт радиочастотный размерный эффект. ИФП внёс большой вклад в изучение антиферромагнетизма. Была построена теория, объясняющая возникновение неколлинеарных структур в антиферромагнетиках, открыт пьезомагнитный эффект. В ин-те разработан радиальный турбодетандер. На его основе во всём мире построены крупные низкотемпературные установки для получения кислорода из воздуха, работающие только на низком давлении. В ИФП предложена оригинальная конструкция ускорителя электронов - микротрон. Здесь создан СВЧ-генератор нового типа - ниготрон, мощность к-рого составляет 175 квт в непрерывном режиме. С помощью такого генератора получен шнуровой плазменный разряд в газах, находящихся под давлением в неск. am. Показано, что темп-pa электронов плазмы в нём составляет ок. 106К. Это открывает новый путь в решении задачи создания термоядерного реактора. Ин-т награждён орденом Трудового Красного Знамени (1945). Лит.: Капица П. Л., Доклад об организации научной работы Института физических проблем АН СССР, " Вестник АН СССР", 1943, № 6; его же, Эксперимент, теория, практика, М., 1974, с. 59-78. А. С. Боровик-Романов. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, органическая часть общего воспитания; со-циально-пед. процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонич. развитие форм и функций организма человека, его физич. способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производит. деятельности, и в конечном итоге на достижение физич. совершенства. Осн. средства и пути Ф.в.- занятия физич. упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастич., легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровит. сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенич. режима труда и быта, овладение спец. знаниями и навыками в области использования физич. упражнений, средств закаливания, личной и обществ. гигиены в целях физич. развития и совершенствования (т. н. физич. образование). Цели, содержание, организация, методы Ф. в. обусловливаются социально-экономич. строем общества и отражают классовую идеологию. В СССР и др. социалистич. странах Ф. в.- часть коммунистического воспитания, выступающая в единстве с умственным, нравственным, эстетич., трудовым воспитанием и политехнич. образованием. Цель Ф. в.- подготовка физически развитых, здоровых, активных строителей коммунистич. общества, способных к высокопроизводит. труду и защите Родины. В Программе КПСС, принятой 22-м съездом (1961), поставлена задача -"... обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил" (1977, с. 96). Ф. в. свойственно всем обществ. формациям. В первобытном обществе оно существовало в форме физич.упражнения, игр, состязаний и испытаний, имитировавших трудовые процессы, охоту, воен. действия, отражавших различные обряды, и органически связывалось с развитием у подрастающих поколений физич. силы, выносливости, волевых качеств. В рабо-владельч. обществе (страны Др. Востока, Др. Греция, Рим, гос-ва Закавказья и Ср. Азии) Ф. в. приобрело характер гос. системы подготовки юношества господствовавших классов к гражд. и воен. службе и осуществлялось как в семье, так и в гос. уч. заведениях, в армии (см., напр., Спартанское воспитание). В феодальном обществе Ф. в. стало основой систем рыцарского (княжеского) воспитания- верховая езда, фехтование, стрельба из лука, плавание, охота, единоборства и игры военного и спортивного характера. С развитием городов Ф. в. распространилось среди различных слоев городского и окрестного крестьянского населения, чему способствовали возникшие стрелковые, фехтовальные и др. братства; проводившиеся во время праздников состязания горожан в беге, борьбе, гребле, фехтовании, стрельбе из лука, игры с мячом. Значительно возрос интерес к Ф. в. в эпо-'ху Возрождения. Гуманисты делали попытки ввести Ф. в. в школе. В Италии в нач. 15 в. Витторино да Фельтре открыл школу, в к-рой большое внимание уделялось Ф. в., организации умств. и физич. самодеятельности уч-ся. Во Франции Ф. Рабле и М. Монтень проповедовали Ф.в. в единстве с нравств. воспитанием и умств. образованием. Я.А.Коменский рассматривал Ф. в. как важнейшую часть семейного воспитания и пед. процесса в школе (в " Великой дидактике" и " Материнской школе" значительное место занимают вопросы гигиены, питания, здорового режима детей, физич. упражнения, игры). Созвучные с идеями Коменского мысли о Ф. в. детей высказывал учёный монах Епифаний Славинецкий (17 в.), к-рый первым на Руси сделал попытку классифицировать подвижные игры и выделить из них приемлемые для Ф. в. детей. Составной частью всестороннего воспитания подрастающих поколений считали Ф. в. Т. Мор и Т. Кампанелла. Гл. задачу Ф. в. Дж. Локк видел в укреплении здоровья детей, в правильно организованном удовлетворении их естеств. потребности в движении. Ж. Ж. Руссо в пед. трактате " Эмиль, или О воспитании" подчёркивал значение Ф. в. для умств. развития и трудового воспитания детей. Совершенствованию форм и методов Ф. в. способствовали возникшие в 18 в. в Германии (в основном под влиянием идей Руссо) " школы человеколюбия и добрых нравов" - т. н. филантропины (см. Филантропизм), где зародилась нем. нац. система гимнастики, основы к-рой были заложены педагогами-филантропистами Фитом и И. К. Ф.Гутс-Мутсом, а дальнейшее развитие связано с именем Ф. Яна. И. Г. Песталоцци разработал комплекс элементарных физич. (" суставных") упражнений, включил занятия гимнастикой в программу нач. обучения. Нем. педагог А.Шпис ввёл в школьную гимнастику порядковые (по степени сложности) упражнения, т. н. вольные движения и упражнения на гимнастич. снарядах. П. Линг положил начало созданию швед. системы гимнастики (в основе - комплексы упражнений для развития и укрепления отд. частей тела); в Чехии М. Тырш создал нац. систему гимнастики, получившую название " со-кольской" (упражнения на гимнастич. снарядах, вольные, групповые; гимнастич. пирамиды, хороводы и т. д.). В 19 и в нач. 20 вв. складывались нац. системы Ф. в. во Франции (Ф. Аморос, Ж. Демени), Дании (Н. Бук), Великобритании (спортивно-игровой метод) и др. странах. В ряде капиталистич. стран Ф.в. стало тесносвязываться со скаутизмом и использоваться для милитаризации воспитания молодёжи. В России проблемы Ф. в. подрастающего поколения нашли отражение в 18 в. в трудах И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева. О необходимости Ф. в. детей с раннего возраста писал В. Г. Белинский. За гармонич. развитие нравственных, умств. и физич. сил человека выступали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. К. Д. Ушинский связывал Ф. в. с трудом, с умственным и нравственным развитием ребёнка, высказывался за введение Ф. в. в школьную программу. Оригинальную систему Ф. в. создал П. Ф. Лесгафт; определяя его как " физическое образование", методы к-рого должны строиться на общих принципах с умств. образованием, он указывал на огромное значение Ф. в. для развития у детей восприятия и мышления. Значит. вклад в разработку форм и методов Ф.в. внёс ученик Лесгафта В. В. Гориневский. С кон. 19 в. в системах Ф.в. всё большее место (как средство и метод) стал занимать спорт, воспитат. значение к-рого определяется его соревноват. характером, а также необходимостью систематич. физкультурных тренировочных занятий для достижения высоких спортивных результатов (см. Физическая культура и спорт). В СССР гос. система Ф. в. строится на основе марксистских положений о значении его для всестороннего развития человеческой личности. " Под воспитанием мы понимаем, - писал К. Маркс, - три вещи: Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 198). В. И. Ленин отмечал: " Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт - гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, - разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно! " (цит. по кн.: Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1955, с. 49-50). С первых лет Сов. власти гос. и обществ. физкультурно-спортивные орг-ции, учреждения нар. образования при активном участии профсоюзов и комсомола осуществляют намеченную Коммунистич. партией программу массового Ф. в. народа. Осн. направления развития системы Ф. в. на разных этапах строительства социалистич. общества определены постановлениями ЦК Коммунистич. партии " О задачах партии в области физической культуры" (1925), " О физкультурном движении" (1929), " О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов" (1948), " О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта" (1966). Программная и нормативная основа сов. системы Ф. в.- всесоюзный физкультурный комплекс ГТО (см. также " Готов к труду и обороне СССР"). Требования системы Ф. в. к лицам, имеющим или получающим спортивные разряды и звания, определяются Единой Всесоюзной спортивной классификацией. Организованные занятия Ф. в. проводятся в двух формах- обязательной и добровольной. Гос. характер обязательного Ф. в. подрастающих поколений закреплён Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о нар. образовании (1973). Обязат. занятия по единым гос. программам проводятся в дошкольных учреждениях, общеобразоват. школе, во всех типах спец. уч. заведений, а также в армии, милиции и др.; на мн. предприятиях и в учреждениях в режим рабочего дня введены производств. гимнастика и физкультурные паузы. Массовые добровольные занятия физич. культурой, спортом и туризмом всех возрастных групп населения организуют коллективы физкультуры спортивных обществ и ведомств, детско-юношеские спортивные школы, секции и клубы ДОСААФ, советы по туризму, культурно-просветит. и внешкольные учреждения. Внедрению физич. культуры и спорта в повседневный быт народа способствуют регулярные передачи утренней и производств. гимнастики в программах Всесоюзного радио и Центр. телевидения. Успешное решение задач Ф. в. обеспечивается постоянно укрепляющейся материально-технич. базой физкультурного движения (стадионы, спортивные залы, базы, бассейны и др. спортивные сооружения, массовое производство спортивного снаряжения и оборудования), планомерной подготовкой пед. и тренерских кадров в спец. высших и ср. уч. заведениях физич. кулътуры(см.Физкультурное образование), врачебным контролем за физич. развитием и состоянием здоровья лиц, занимающихся физич. культурой и спортом (см. Спортивная медицина). В СССР и др. социалистич. странах (где также существуют гос. системы Ф.в.) Ф. в. занимает всё большее место в жизни общества, в борьбе трудящихся за построение коммунизма, способствует стиранию грани между умственным и физич. трудом, повышению производительности труда, укреплению здоровья народа, развитию физич. культуры и спорта. В капиталистич. гос-вах единых программ Ф. в., как правило, не существует, обязательные занятия в школе имеют в основном узкоспециализированную спорт. направленность, что исключает всесторонность Ф.в. Гос. система программно-оценочных нормативов и требований по Ф. в. типа физкультурного комплекса ГТО в капиталистич. странах отсутствует. Организованные самодеятельные занятия трудящейся молодёжи проводятся крайне ограниченными в средствах физ-культурно-спорт. орг-циями при профсоюзах. Бурж. спорт, клубы и др. объединения вопросами Ф.в. не занимаются, деятельность их сосредоточена на культивировании определённых видов спорта в коммерч. и престижных целях. Лит.: Теория и методика физического воспитания, т. 1, М., 1967; Советская система физического воспитания, под ред. Г. И. Кукушкина, М., 1975; История физической культуры и спорта, М., 1975. См. также лит. при ст. Физическая культура и спорт. Г. И. Кукушкин, В. В. Столбов, И. Н. Решетень. ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО, см. Лицо физическое. ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система овладения в учебных заведениях знаниями по физике, способами применения их к решению инженерно-технич. и исследоват. задач. Подразделяется на общее Ф. о., обеспечивающее овладение знаниями основ физ. науки, и специальное Ф. о., вооружающее знаниями физики, необходимыми специалистам высшей квалификации для производств. деятельности, научно-исследоват. и преподават. работы как в области физики, так и в связанных с ней отраслях науки и техники. Общее Ф. о. даётся в ср. общеобразоват. школе, ср. спец. учебных заведениях, ср. проф.-технич. учебных заведениях. Оно служит задачам формирования у учащихся материалистич. понимания мира, практич. применения знаний физики в жизни, развития творческих способностей, подготовки молодёжи к труду и продолжению образования в высшей школе. Спец. Ф. о. приобретается в различных высших уч. заведениях - ун-тах, ин-тах и др. Его задачи и объём содержания зависят от профиля подготовки в них специалистов (физика, химия, математика, авиация, геология, геодезия, геофизика, радиофизика, машиностроение, строит. техника, энергетика, электротехника, электроника и т. д.). Содержание Ф. о. изменяется в зависимости от развития физики и требований произ-ва. Общее физическое образование. В дореволюц. России общее Ф. о. стало развиваться с нач. 2-й четв. 18 в., когда в Академической гимназии начал изучаться курс экспериментальной физики. В 1746 М. В. Ломоносов опубликовал краткое изложение " Экспериментальной физики" X. Вольфа под назв. " Вольфианская экспериментальная физика". Эта книга стала первым руководством (учебником) по физике. Другое распространённое в это время руководство по физике составлено акад. Г.В. Крафтом, преподававшим в той же гимназии. После открытия Московского университета общее Ф. о. как часть курса философии вводится в созданных при ун-те ср. уч. заведениях - Московской (1755) и Казанской (1758) гимназиях, Благородном университетском пансионе (1779). В кон. 18 в. преподавание основ механики и физики включается в уч. планы главных нар. уч-щ, с нач. 19 в. уездных уч-щ и вновь открывавшихся гимназий, со 2-й пол. 19 в. двухклассных начальных уч-щ и гор. училищ. Новые учебники для общеобразовательных уч. заведений были написаны М. Е. Головиным, последователем М. В. Ломоносова, И. А. Дви-губским, Э. X. Ленцем, К. Д. Краеви-чем и др. Если в 18 в. содержание общего Ф. о. гл. обр. составляли описания отдельных физ. явлений и опытов, изучение действия физ. приборов и устройств, тос 19в. в курсах физики ср. уч. заведений всё большее внимание стало уделяться освещению осн. законов физики, общих физ. принципов и теорий. Со 2-й пол. 19 в. преподавание физики заняло большее место (по сравнению с гимназией) в реальном училище и коммерческом училище, а с кон. этого века в различных ср. технич. училищах (ме-ханич., химич., горнозаводских, строит., железнодорожных, мореходных и др.), что диктовалось требованиями развивавшегося капиталистич. произ-ва. С нач. 20 в. улучшилось преподавание физики и в гимназиях. С 1912 её основы стали изучаться также в открывавшихся высших начальных уч-щах. Пересмотр содержания и методов преподавания физики в ср. уч. заведениях с нач. 20 в. был связан с общественно-пед. деятельностью учёных-физиков Н. А. Улове, О. Д. Хволь-сона, Ф. Н. Шведова и др., возглавивших движение прогрессивных науч. и пед. сил за реформу Ф. о. Вопросы его постановки обсуждались различными комиссиями, совещаниями и съездами учёных и учителей. Мин-ву нар. образования пришлось частично пойти на удовлетворение требований жизни и науч.-пед. общественности. В ср. уч. заведениях улучшаются система и структура курса физики, вводятся лабораторно-практич. работы, создаются новые учебники и методич. руководства. Лучшие из них -" Начальная физика" (ч. 1 - 1910, ч. 2 - 1915) А. В. Цингера и " Физика для средних учебных заведений" (в. 1-3, 1915-18) А. И. Бачинского - использовались сов. школой в нач. 1920-х гг. После Окт. социалистич. революции 1917 общее Ф. о. способствует формированию научного, диалектико-материалис-тич. мировоззрения, оно стало одним из средств политехнического образования и связи обучения с жизнью, потребностями социалистич. произ-ва. В 1930-е гг. уч. программы по физике были составлены с учётом важнейших физич. открытий. В содержание общего Ф. о. вошли новые разделы и темы, раскрывавшие природу и механизмы физич. явлений: молекулярные явления в газах, жидкостях и твёрдых телах, электропроводность жидкостей и газов, электромагнитная природа света, строение атома и др. Научно-технич. революция потребовала изменения содержания и структуры общего Ф.о. Оно осуществлено в 1960-е гг. и направлено на соответствие содержания курса физики новому уровню развития науки, усилению политехнич. направленности общего Ф. о., развитию технич. мышления учащихся. Курс физики в сов. ср. школе ведётся в 6-10(11)-х классах и вооружает учащихся основами знаний о механич., тепловых, электромагнитных явлениях, геометрич. и волновой оптике. Он знакомит их также с осн. положениями и важнейшими следствиями теории относительности и квантовой механики, основами молекулярно-кинетич. теории, теорией строения атома, даёт представление о структуре ядра и элементарных частицах. В содержание курса входит знание принципов действия электро- и радиоустройств, понятия о физ. принципах, лежащих в основе действия важнейших технич. механизмов, умение применять знания к наиболее типичным объектам техники в перспективных её областях (энергетика, транспорт и связь, измерит. техника, машиностроение, строит. техника и т. д.). В ср. уч. заведениях по курсу физики осуществляется система обязат. лабораторно-практич. работ, уч. экспериментов, природоведческих и производственных экскурсий, используется технич. моделирование. В создание сов. школьных учебников и развитие методич. идей по физике большой вклад внесли Г.И. Фалеев, А. В. Пёрышкин, И. И. Соколов, Е. Н. Горячкин, П. А. Знаменский, Г. С. Ландсберг, Л. Д. Ландау, Я. Б. Зельдович, И. К. Кикоин и др.
|