Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ф. называют также применение физиотерапевтич. процедур. 5 страница
Учащиеся, проявляющие повышенный интерес к изучению физики, посещают факультативные занятия, физич. кружки в школе и детские внешкольные учреждения, вечерние физико-математич. школы при нек-рых ун-тах и технич. вузах. В СССР существуют также ср. школы и отд. классы с углублённым изучением физики и радиоэлектроники. В ряде технич. ср. спец. уч. заведений даётся, в зависимости от профиля подготовки специалистов, больший (по сравнению со ср. общеобразоват. школой) объём знаний по отд. разделам и темам курса физики. В зарубежных социалистич. странах общее Ф. о. развивается на единых с СССР научно-методологич. и организационно-пед. основах. В капиталистич. странах в различных ср. уч. заведениях Ф. о. даётся в разных объёмах, внутри одного и того же заведения сильно варьируется в зависимости от принятой в нём фуркации и деления учащихся в школах мн. стран на сильную, среднюю и слабую параллели. Так, в грамматических школах Великобритании курс физики изучается обстоятельно в классах естеств.-матем. направления, в значительно меньшем объёме в гуманитарных, а в т. н. средней современной школе (самой массовой) нек-рые сведения из физики лишь включены в курс общего естествознания. В США преподавание физики в ср. школе поставлено полней в классах академич. профиля, ориентированного на подготовку учащихся для ун-тов, а на др. профилях (общем и особенно на практических) даётся весьма ограниченно. В лицеях Франции основы физики наиболее основательно представлены лишь на естеств.-матем. (в последних двух классах - физико-матем.) секциях. В ФРГ, в отличие от старших классов народной школы, где начальные сведения по физике даются в общем курсе естествознания, физика как самостоят. предмет изучается в естеств.-матем. гимназиях. В Японии её преподавание в большем объёме ведётся на естеств.-матем. цикле академич. потока общеобразоват. отделения в старших ср. школах. Специальное физическое образование. Упрочение системы спец. Ф. о. связано с возникновением и развитием ун-тов, где оно вначале являлось частью филос. образования. В ряде зап.-европ. ун-тов с 18 в. стали создаваться при филос. ф-тах физико-матем. отделения, на базе к-рых с 19 в. основывались самостоят. физ. ф-ты. В России начало спец. Ф. о. положено в Академическом университете введением в нач. 2-й четв. 18 в. курса экспериментальной физики. Положит. влияние на постановку в ун-те Ф. о. оказали Л. Эйлер, Г. В. Рихман, Г. В. Крафт и особенно (с 1742) М. В. Ломоносов, читавший лекции по экспериментальной физике, физич. химии и с 1758 руководивший-ун-том и его гимназией. Студенты пользовались физ. кабинетом, астрономич. обсерваторией, лабораториями и мастерскими Петерб. АН. В открытом по инициативе Ломоносова Моск. ун-те читался 3-годичный курс физики на филос. ф-те. Учительская семинария этого ун-та (или бакалаврский ф-т, 1779-82; с 1782 Филологическая) готовила преподавателей механики и физики для самого ун-та и для его гимназий в Москве и Казани, а также для пансионов и др. закрытых уч. заведений. Петерб. главное нар. уч-ще (1783-86) и созданная при этом училище петерб. Учительская семинария вели подготовку преподавателей механики и физики для главных нар. уч-щ. В 30-е гг. 19 в. на филос. ф-тах ун-тов России создаются отделения физ. и матем. наук. Содержание спец. Ф. о. в ун-тах включало теоретич. и экспериментальную физику, чистую и прикладную математику, астрономию, химию, минералогию и др. Подготовка преподавателей физики в 1-й пол. 19 в. велась в открывавшихся с 1804 3-годичных пед. ин-тах при ун-тах (Московском, Казанском, Харьковском и др.); Петерб. пед. ин-те (1804-16); на физико-матем. отделении Главного педагогического института в Петербурге; на пед. курсах при уч. округах (до 1863), на к-рые принимались лица, окончившие ун-ты. Со 2-й пол. 19 в. в Московском, Петербургском, Казанском, Харьковском, Киевском, Дерптском (ныне Тартуский), Новороссийском (ныне Одесский), Виленском (ныне Вильнюсский), Томском ун-тах открыты самостоят. физико-матем. ф-ты. Содержание спец. Ф. о. расширилось, приобрело ясно выраженную проф. направленность на подготовку исследователей в области физики и смежных с ней наук, инженеров, преподавателей физики высших и ср. уч. заведений. На физико-матем. ф-тах ун-тов углубляется Ф. о. по механике и др. отраслям физики, а также геодезии, астрономии, химии, геологии, минералогии и т. д. К 1917 физико-матем. ф-ты имели все 11 ун-тов страны. Наиболее крупными центрами Ф. о. были ун-ты Московский, Петербургский (в 1914-24 Петроградский, ныне Ленинградский), Киевский, Казанский. Ф. о. со 2-й пол. 19 в. всё больше становилось частью подготовки инженерных кадров в высших технич. уч. заведениях - ин-тах поли-технич. (Петербург, Киев и др.), технич. (Петербург, Харьков, Томск), инженеров путей сообщения (Петербург, Москва), гражданских инженеров (Петербург), электротехнич. (Петербург), горных (Петербург и др.), в Моск. технич. уч-ще (ныне Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана) и т. д. Выдающиеся учёные-физики Н. А. Умов, А. С. Попов, А. Г. Столетов, П. Н. Лебедев и др. явились основоположниками новых отраслей и направлений физики, способствовали развитию Ф. о. Учителями и преподавателями физики в ср. и высш. уч. заведениях со 2-й пол. 19 в., как правило, назначались окончившие физ.-матем. ф-ты ун-тов. Учителя физики для двухклассных нач., городских и высших нач. уч-щ готовились в учительских ин-тах, на физико-матем. отделениях высших женских курсов, на физико-матем. отделении Женского педагогического института в Петербурге (с 1903). Окончившие различные высш. уч. заведения получали знания по педагогике, психологии и методикам преподавания (в т. ч. физики) в Педагогической академии в Петербурге и Педагогическом институте имени П. Г. Шелапутина в Москве. Моск. гор. народный ун-т им. А. Л. Шанявского (см. Шанявского университет) с приходом туда в 1911 П. Н. Лебедева становится одним из центров Ф. о. В 1892-1915 вышли в свет 4 тома " Курса физики" О. Д. Хвольсона (тт. 5-6 в 1920-26). Этот " Курс" стал осн. пособием для студентов высшей школы и использовался также в 1920-е- 1930-е гг. После Окт. социалистич. революции 1917 развитие социалистич. произ-ва потребовало расширения сферы практич. приложения физич. науки, повышения роли спец. Ф. о. и поднятия уровня подготовки как исследователей и преподавателей, так и инженеров-физиков. С нач. 1930-х гг. спец. Ф. о. усиливается во всех высш. технич. уч. заведениях, в большинстве сов. ун-тов создаются самостоят. физ. ф-ты, открываются новые кафедры по отд. отраслям физики, организация уч. процесса подчиняется новым задачам развития науки и производства. В содержание спец. Ф. о. включаются обширные курсы как экспериментальной физики по разделам механики, теплоты и молекулярной физики, электричества и оптики, так и теоретич. физики по разделам теоретич. механики, термодинамики, статистич. физики, электродинамики, квантовой механики и основам теории атома. В состав Ф. о. вошла матем. подготовка на уровне матем. ф-тов, обеспечивающая специалистам по физике свободное владение аппаратом и методами матем. анализа, высшей алгебры, ана-литич. и дифференциальной геометрии, теории дифференциальных уравнений, матем. физики. Система общих и спец. курсов по физике, практикумов, семинаров, дипломные работы (как правило, самостоятельного теоретич. и экспериментального характера) поднимали уровень подготовки специалистов. Глубокое изучение философско-методологич. дисциплин, введённых в высш. уч. заведениях, создало фундамент для материали-стич. подхода в понимании физ. картины мира, истолковании новых достижений науки. Ф. о. дифференцируется, общая физ. и матем. подготовка дополняется более специальной. Дифференциация спец. Ф. о. шла как по методам физич. исследования (теоретич. и экспериментальная физика), так и по отраслям физики (физика твёрдого тела, молекулярная, оптика, магнетизм, радиофизика, атомная физика и т. д.). Развивающаяся научно-технич. революция потребовала включения в содержание спец. Ф. о. знаний новых разделов физики и математики (теории ядра и элементарных частиц, нелинейной оптики, магнитогидродинамики, счётно-вычислит. техники и т. д.), усиления дифференциации и создания новых его видов, относящихся к пограничным с физикой областям науки (хим. физика, биофизика, геофизика, физика океана, атмосферы, астрофизика и т. д.). В 1976 самостоят. физ. ф-ты имелись в 46 ун-тах из 65, в 16 работали физико-математич. ф-ты. В ун-тах Горьковском, Ереванском, Киевском, Харьковском, кроме физ. ф-тов, работают радиофизич., в Днепропетровском - физико-технический, Томском - оба таких ф-та, Мордовском - ф-ты электроники и автоматики, светотехники и источников света. В Тартуском ун-те работает физико-химич. ф-т. Ведущие центры спец. Ф. о., кроме ун-тов, - Московский инженерно-физический институт и Московский физико-технический институт. Ф. о. стало основой подготовки специалистов во всех технич. вузах - политехнич., индустриальных, энергетич., электротехнич., радиотехнич., машиностроит., приборо-строит., кораблестроит., авиац., геоло-гич., горных, нефтяных, металлургич., химико-технологич., инженерно-строит., геодезич., транспорта и связи, гидрометеорологич. и др. (см. Высшее образование, Техническое образование), во мн. высших военно-учебных заведениях. Подготовка специалистов по физике продолжается в аспирантуре. Разработка структуры спец. Ф. о., создание новых курсов физики связано с научной и пед. деятельностью крупнейших сов. учёных - Л. А. Арцимовича, Н. Н. Боголюбова, Д. И. Блохинцева, Б. А. Введенского, С. И. Вавилова, А. Ф. Иоффе, Л. Д. Ландау, М. А. Леонтовича, Л. И. Мандельштама, Д. В. Скобельцына, И. Е. Тамма, И. М. Франка, С. Э. Фриша и др. Новые достижения физики освещаются в спец. физических журналах, помогающих в совершенствовании науч. уровня её курсов в высш. школе. Подготовка учителей и преподавателей физики для ср. общеобразоват. школы и ср. спец. уч. заведений ведётся на физико-математич. ф-тах пед. ин-тов (в 1976 их было 188), где студенты, кроме обще-науч. и спец. физико-математич. дисциплин, изучают педагогику, психологию и методику преподавания физики и математики. Для учителей физики издаётся журн. " Физика в школе". Физ. и физико-математич. ф-ты университетов и педа-гогич. ин-тов регулярно оказывают помощь учителям и преподавателям физики ср. уч. заведений в совершенствовании содержания и методики обучения этого уч. предмета, организуя для них курсы повышения квалификации и участвуя в работе ин-тов усовершенствования учителей. Сов. учёные активно участвуют в Комиссии по Ф. о. при ЮНЕСКО. В Университете дружбы, народов им. Патриса Лумумбы на ф-те физико-математич. и естеств. наук ведётся подготовка специалистов по физике для развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Америки. Ф. о. здесь широко представлено также на инженерном ф-те. Крупными центрами спец. Ф. о. в социалистич. странах являются ун-ты: Софийский (НРБ); Будапештский (ВНР); Берлинский, Ростокский (ГДР); Варшавский, Вроцлавский, Лодзинский, Люблинский, Познанский (ПНР); Бухарестский, Клуж-ский (СРР); Пражский (ЧССР); Загреб-ский, Люблянский (СФРЮ); технич. ун-ты в Будапеште (ВНР), Дрездене (ГДР), Гданьске, Кракове (ПНР), Бухаресте, Клуже (СРР), Брно, Праге, Кошице (ЧССР) и др. Спец. Ф. о. в капита-листич. странах удовлетворяет запросы пром. концернов в подготовке науч. и командных кадров. Крупными его центрами в этих странах являются ун-ты: Гарвардский, Калифорнийский, Колумбийский, Корнеллский (США); Кембриджский, Оксфордский, Стратклайд-ский (Великобритания); Болонский, Неаполитанский, Римский (Италия); Парижский, Лионский 1-й (Франция); Мюнхенский, Штутгартский (ФРГ); Токийский, Киотский, Нагой, Осаки (Япония); высш. технич. уч. заведения - Массачусетсский технологич. ин-т (США), политехнич. ин-ты в Турине, Милане (Италия); высш. технич. школы в Ахене, Дармштад-те, Карлсруэ; технич. ун-ты в Ганновере, Мюнхене (ФРГ) и др. Лит.: Кононков А. Ф., История физики в Московском университете с его основания до 60-х гг. XIX столетия. 1755-1859, М., 1955; Кудрявцев П. С., История физики, t. 1 - 3, М., 1956 - 71; Резников Л. И., Методика преподавания физики в средней школе, т. 1 - 4, М., 1958 - 63; Ременников Б. М., Ушаков Г. И., Университетское образование в СССР, М., 1960; Зиновьев С. И., Ременнцков Б. М., Высшие учебные заведения в СССР, [М.], 1962; Спасский Б. И., История физики, т. 1 - 2, М., 1963-64; Шпольский Э. В., Очерки по истории развития советской физики. 1917 - 1967, М., 1969; Развитие физики в России, [под ред. А. С. Предводителева и Б. И. Спасского], т. 1 - 2, М., 1970; Иванов Н. П., Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, М., 1971; Турченко В. Н., Научно-техническая революция и революция в образовании, М., 1973; Прогнозирование физического образования в средней школе. [Сб. науч. трудов], в. 1-2, М., 1973- 1974; Малькова 3. А., Вульфсон Б.Л., Современная школа и педагогика в капиталистических странах, М.р 1975. В. Г. Зубов. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, процесс изменения, а также совокупность морфо-логич. и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и качественных изменений в организме и др.) и социальными (материальный и культурный уровень жизни, распределение и использование материальных и духовных благ, воспитание, трудовая деятельность, быт и т. д.). Как совокупность признаков, характеризующих состояние организма на разных возрастных этапах, уровень Ф. р. (наряду с рождаемостью, заболеваемостью, смертностью) является одним из важнейших показателей социального здоровья населения. Осн. средством направленного воздействия на Ф. р. являются физические упражнения. В социалистич. обществе всестороннее Ф. р. всех групп населения, достижение физического совершенства - социальная цель физического воспитания, программной и нормативной основой к-poro являются общегос. Физкультурные комплексы (в СССР - ф изкулътурный комплекс Г ТО). И. Н. Пресс. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО, высшая степень гармонического физического развития и всесторонней физич. подготовленности человека, оптимально соответствующая требованиям трудовой и др. сфер жизнедеятельности. Достижение Ф. с. в масштабах всего общества возможно в условиях социализма, при к-ром заботу о всестороннем физич. развитии, охране и улучшении здоровья всего населения берёт на себя гос-во, создающее наиболее благоприятную природную и социальную среду для нравственного и физич. совершенствования человека. В социалистич. обществе физическое воспитание является органической частью общегос. системы коммунистич. воспитания, направленного на формирование "...нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство" (Программа КПСС, 1976, с. 120-121). ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНСТИТУТ Государственный центральный (Москва), один из крупнейших в СССР физкультурно-спортивных пед. вузов. Ведёт историю с 1918. В организации ин-та активно участвовали В. М. Бонч-Бруевич, А. В. Луначарский, Н. А. Семашко, Н. И. Подвойский. Становление науч. школ в ин-те связано с деятельностью профессоров В. В. Горинев-ского, М. Ф. Иваницкого, И. М. Сарки-зова-Серазини, А. Д. Новикова, П. А. Ру-дика и др. В составе ин-та (1977): ф-ты массовых видов спорта, спорт. игр, зимних и технич. видов спорта, спорт. единоборств, заочный, повышения квалификации; высшая школа тренеров, школа высшего спорт. мастерства, аспирантура, 33 кафедры, 2 проблемные лаборатории, центр. лаборатория технич. средств обучения; в б-ке ок. 300 тыс. тт. Ин-т имеет уч.-консультац. пункты в Саратове и Ростове-на-Дону. В 70-е гг. построен новый комплекс зданий Ф. к. и. Имеется легкоатлетич. манеж и 16 спортзалов. В 1976/77 уч. г. было ок. 5 тыс. студентов, ок. 400 преподавателей, в т. ч. 27 профессоров и докторов наук, св. 200 доцентов и кандидатов наук, 57 засл. мастеров спорта и засл. тренеров СССР и союзных республик, св. 100 мастеров спорта. Среди профессоров - К. В. Градополов, Д. Д. Донской, В. М. Зациорский, В. Л. Карпман, Л. П. Матвеев, Н. Г. Озолин, П. А. Рудик и др. Ф. к. и. предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. За годы существования ин-т подготовил св. 23 тыс. специалистов. В вузе учились засл. мастера спорта и засл. тренеры СССР: И. Я. Аниканов, К. И. Бесков, В. М. Дьячков, А. 3. Ка-тулин, К. К. Кудрявцев, Д. П. Марков, 3. Г. Романова, А. В. Тарасов, А. А. Тер-Ованесян, чемпионы Олимпийских игр Е. Р. Гришин, А. Г. Зайцев, В. П. Куц, Б. Н. Лагутин, К. Б. Локтев, Н. П. Симо-нян, Г. Н. Урбанович, И. К. Роднина и др. Награждён орденом Ленина (1934). В. И. Маслов. ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНСТИТУТЫ научно-исследовательские, науч. учреждения в системе Комитета по физич. культуре и спорту при Сов. Мин. СССР. Осуществляют фундаментальные и прикладные исследования в области социологич., пед., медико-биологич. и организационных проблем физич. воспитания, массового физкультурного движения, спорта; подготовку и повышение квалификации научно-пед. и тренерских кадров. Ф. к. и. участвуют во внедрении результатов науч. исследований в практику, в создании учебников, уч. и методич. пособий; оказывают научно-методич. помощь физ-культурно-спортивным орг-циям и др. В 1976 в СССР было 3 НИИ физич. культуры: Всесоюзный - ВНИИФК (осн. в 1933 в Москве как Центральный, с 1966 - Всесоюзный) Спорткомитета СССР, ок. 700 сотрудников, в т. ч. 12 докторов и 170 кандидатов наук; Ленинградский (осн. в 1933 в составе Ин-та физич. культуры им. П. Ф. Лесгафта, с 1947 -самостоятельный) Спорткомитета РСФСР, ок. 150 сотрудников, в т. ч. 3 доктора и ок. 40 кандидатов наук; Грузинский (осн. в 1931 в Тбилиси) Спорткомитета Груз. ССР, ок. 50 сотрудников, в т. ч. 3 доктора и 8 кандидатов наук. НИИ работают в контакте с вузами физической культуры и н.-и. учреждениями АН СССР, АМН СССР и АПН СССР. Н.-и. ин-ты в области физич. культуры и спорта существуют и в др. социалистич. странах; в капиталистич. гос-вах они входят, как правило, в состав ун-тов. Л. Г. Санадзе. ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНСТИТУТЫ учебные, готовят преподавателей физич. воспитания и преподавателей-тренеров по видам спорта для работы в уч. заведениях всех типов, в спорт. об-вах, орг-циях и др. В СССР (1977) 22 Ф. к. и.: Азербайджанский им. С. М. Кирова (осн. в 1930, Баку), Армянский (1945, Ереван), Белорусский (1937, Минск), Волгоградский (1955), Гос. им. П. Ф. Лесгафта (1919, Ленинград), Гос. центр. (1918, Москва), Грузинский (1938, Тбилиси), Казахский (1945, Алма-Ата), Киевский (1930), Киргизский (1955, Фрунзе), Краснодарский (1969), Латвийский (1946, Рига), Литовский (1945, Каунас), Львовский (1946), Московский областной (1976, Малаховка, Моск. обл.), Омский (1950), Смоленский (1950), Таджикский им. М. И. Калинина (1971, Душанбе), Узбекский (1955, Ташкент), Хабаровский (1967), Челябинский (1975), а также Военный дважды Краснознамённый (ведёт свою историю с 1918, совр. наименование с 1974, Ленинград). В большинстве Ф. к. и. есть пед. и спортивные ф-ты, а также ф-ты заочного обучения, в нек-рых - подготовит. отделения. Для спортивного совершенствования студентов во всех Ф. к. и. организованы спортклубы. Срок обучения 4 года. В Гос. центральном, Гос. им. П. Ф. Лесгафта, Киевском, Грузинском и Белорусском Ф. к. и. имеется аспирантура. Ин-там в Москве, Ленинграде и Киеве предоставлено право принимать к защите кандидатские диссертации, московскому - и докторские. Специалистов с высшим физкультурным образованием готовят также 89 ф-тов физич. воспитания пед. ин-тов, 10 ф-тов ун-тов и Карагандинский ин-т физич. воспитания. А. А. Дубов. ФИЗКУЛЬТУРА, см. Физическая культура и спорт. " ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ", издаельство в системе Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Осн. в 1923. Находится в Москве. Выпускает спортивную лит-ру, рассчитанную на массового читателя и на специалистов по физич. культуре и спорту. Издаются книги и брошюры, пропагандирующие спорт, сборники очерков о выдающихся спортсменах (серии " Сердца, отданные спорту", " Звёзды мирового спорта" и др.), популярно-методич. лит-pa (руководства для самостоят. занятий физкультурой, по подготовке и сдаче норм ГТО), книги, посвящённые туризму, рыболовству, охоте, шахматам (серии " По родным просторам", " Начинающему рыболову", " Молодому охотнику", " Выдающиеся шахматисты мира"), альманахи " Рыболов-спортсмен", " Охотничьи просторы" и др., учебную лит-ру, методич. ежегодники по 10 видам спорта и др. В изд-ве выходят 6 журналов, в т. ч. " Физкультура и спорт", " Лёгкая атлетика", " Шахматы в СССР" и др. В 1975 книжная продукция составляла 113 названий тиражом 6, 2 млн. экз., объёмом 54, 1 млн. печатных листов-оттисков. Издательство награждено орденом " Знак Почёта" (1973). В. С. Каюров. " ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ", популярный иллюстрированный журнал Комитета по физич. культуре и спорту при Сов. Мин. СССР. Осн. в 1922. Выходит ежемесячно в Москве. Освещает физкуль-турно-спортивную жизнь в СССР и за рубежом, публикует науч.-популярные, публицистич. статьи, очерки, рассказы по проблемам физич. культуры и спорта, методич. материалы по организации занятий физкультурой на произ-ве, дома и т. п. Тираж (1977) 425 тыс. экз. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки преподавателей физического воспитания и преподавателей-тренеров (по видам спорта) для уч. заведений всех типов, физкультурно-спортивных орг-ций, учреждений и др., отрасль педагогического образования. Зародилась в 1-й пол. 19 в., когда в ряде стран Зап. Европы (Дания, Швеция, Франция, Германия и др.) появились первые уч. заведения для подготовки учителей гимнастики (как системы фи-зич. упражнений, методич. приёмов, используемых для укрепления здоровья и всестороннего физич. развития), в России - в сер. 19 в. в военных уч. заведениях, напр. в Стрелковой офицерской школе, фехтовально-гимнастич. кадрах (курсах) в Петербурге. В 1896 П. Ф. Лесгафт организовал в Петербурге спец. курсы воспитательниц и руководительниц физич. образования, явившиеся прообразом совр. вузов физич. культуры. В 1909 открылась петерб. Главная офицерская фехтовально-гимнастич. школа, по образцу к-рой стали создаваться школы в военных округах. Подготовка инструкторов по гимнастике и спорту велась также на курсах при спортивных об-вах, союзах, клубах. Как самостоятельная отрасль высшего и ср. спец. образования Ф. о. получило развитие в 1-й четв. 20 в. В СССР специализированные физ-культурно-спортивные пед. вузы были созданы уже в первые годы Сов. власти - в 1918 в Москве и в 1919 в Петрограде (см. Физической культуры институт Государственный центральный, Ленинградский институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта). Становление сов. системы Ф. о. связано с именами Н. А. Семашко, Н. И. Подвойского, таких учёных и педагогов, как В. В. Тори-невский, М. Ф. Иваницкий, А. Н. Крестовников, И. М. Саркизов-Серазини, А. Д. Новиков, П. А. Рудик. В 30-40-е гг. ин-ты и техникумы физич. культуры, школы тренеров открылись в Баку, Харькове, Минске, Тбилиси, Ереване, Каунасе, Риге и др. городах, в ряде пед. ин-тов и ун-тов организованы ф-ты физич. воспитания, в пед. уч-щах - отделения; в ин-тах физкультуры созданы пед. и спортивные ф-ты, спец. кафедры по видам спорта, для высшего Ф. о. установлен 4-годичный срок обучения, для среднего - 3-годичный. В 1977 в СССР действовали: 22 физической культуры института, 89 ф-тов физич. воспитания в пед. ин-тах и ун-тах, 26 техникумов физкультуры, 74 отделения физич. воспитания в пед. уч-щах; общее число студентов и уч-ся св. 114 тыс., в т. ч. 42 тыс. чел. в ин-тах и ок. 17 тыс. чел. в техникумах физкультуры. Ежегодный выпуск ок. 30 тыс. специалистов с высш. и ср. Ф. о. Уч. планы вузов и техникумов включают общенаучные (в техникумах - общеобразовательные), общественно-поли-тич., медико-биологич., пед., спортивно-пед., спец. спортивные дисциплины. Тео-ретич. обучение органически сочетается с практич. занятиями по специальности (в т. ч. с пед. и организационно-тренерской практикой) и совершенствованием личного спортивного мастерства. В процессе обучения студенты (уч-ся) должны выполнить или подтвердить установленные спортивные разряды (напр., на спортивном ф-те - 1-й разряд по специализации и два 3-х по др. видам спорта). Научно-пед. кадры по физич. культуре и спорту готовятся в системе аспирантуры, организованной в ведущих ин-тах физкультуры, в ряде пед. ин-тов и ун-тов, Всесоюзном и Ленинградском НИИ физкультуры, НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. В ин-тах физкультуры в Москве и Ленинграде, в Киевском и Казахском (Алма-Ата) ин-тах действуют ф-ты повышения квалификации специалистов. В 1977 в системе Ф. о. работало св. 16 тыс. преподавателей и науч. сотрудников, из них ок. 1, 5 тыс. чел. с учёными званиями и степенями (в т. ч. 120 докторов наук). Среди преподавателей учёные и спортсмены - А. Н. Воробьёв, К. В. Градополов, В. М. Зациорский, Н. В. Зимкин, М. П. Кривоносов, В. Л. Карпман, А. 3. Катулин, Л. П. Матвеев, Н. Г. Озолин, Н. И. Пономарёв, В. В. Петровский, А. Ц. Пуни, Б. М. Рыбалко, В. И. Чукарин, Л. Г. Чхаидзе, Б. А. Шахлин и др. Ф. о. прикладного характера в системе курсовой подготовки и учебно-тренировочных сборов получают инструкторы-общественники по физич. культуре и судьи по спорту, начальное Ф. о.- уч-ся спортивных школ, основы знаний в области физич. культуры и спорта - уч-ся общеобразоват. школ и спец. уч. заведений всех типов в процессе обязательных занятий физич. культурой. В др. социалистич. странах Ф. о. осуществляется по специальностям и уч. планам, близким к принятым в сов. системе Ф. о. Крупнейшие центры Ф. о.: высшие школы физич. культуры в Лейпциге и Гаване, Варшавская академия физич. воспитания, Бухарестский, Венгерский, Софийский, Улан-Баторский ин-ты физич. культуры, ф-ты физич. воспитания в Белградском, Люблянском, За-гребском и Сараевском ун-тах. В большинстве капиталистич. стран гос. систем физич. воспитания населения не существует и Ф. о. имеет в основном спортивную направленность (тренер-преподаватель по виду спорта). Специалистов с Ф. о., как правило, готовят ф-ты и колледжи физич. воспитания ун-тов (напр., в США св. 1, 3 тыс. таких колледжей и ф-тов). Известные центры Ф. р.: Высшая школа физич. культуры в Кёльне, ф-ты физич. воспитания Боннского, Франкфуртского, Мюнхенского, Марбургского ун-тов (ФРГ), спец. ф-ты в Гарвардском, Калифорнийском, Мичиганском ун-тах (США), Нац. ин-т спорта в Париже, ин-ты физич. воспитания в Жуэнвиле и Шатен-Малабри (Франция), Центр. гимнастич. ин-т в Стокгольме (Швеция) и др. А. А. Дубов. ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ПЕЧАТЬ, газеты, журналы, бюллетени и др. периодич. специализированные издания, основной задачей к-рых является пропаганда физической культуры и спорта; Ф.-с. п. является важнейшим средством оперативного распространения массовой информации (хроникально-документального, агитационно-пропагандистского, учебно-методического, научно-теоре-тич. характера) в области физической и смежных с ней отраслей культуры. В дореволюц. России в разные годы издавалось св. 100 спорт. газет и журналов, но большинство из них незначительными тиражами 1-2 года, немногие - до 5 лет. Первое отечеств. издание - " Еженедельник для охотников до лошадей" (М., с 1823). С 1842 в Москве стал выходить журнал " Коневодство и конный спорт", с 1859 в Петербурге - " Шахматный листок". В кон. 19 в. спорт. издания появились и в др. городах - Киеве, Одессе, Риге, Саратове, Туле. Нередко по одному виду спорта выходило неск. изданий. В спорт. газетах и журналах пропагандировались идеи бурж. спорта, политика царского пр-ва в области физич. воспитания. Наиболее значительными изданиями были журналы " Самокат" (СПБ, с 1894), " Русский спорт" (М., с 1909), " Геркулес" (СПБ, с 1912). В СССР Ф.-с. п.- элемент системы коммунистического воспитания, сочетающий популяризацию массового физкультурного движения и спорта с освещением организационно-методич. и на-учно-теоретич. вопросов их развития. Осн. задачи сов. Ф.-с. п. определены Программой КПСС (1961) и постановлением ЦК КПСС " О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта" (1966). Ф.-с. п. призвана всемерно содействовать развитию физич. культуры и спорта, превращению физкультурного движения в общенародное, активно участвовать в "...воспитании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство" (1977, с. 120-21), способствовать развитию массового спорта, повышению мастерства сов. спортсменов. Непосредственное руководство Ф.-с. п. осуществляет Комитет по физической культуре и спорту при Сов. Мин. СССР. В СССР Ф.-с. п. делится на центральную (газеты и журналы, являющиеся органами Комитета по физич. культуре и спорту при Сов. Мин. СССР, В'ЦСПС, ДОСААФ СССР и др. центр. организаций, а также всесоюзных спортивных федераций), республиканскую (органы респ. спорткомитетов, комитетов профсоюзов, ДОСААФ, спорт. федераций) и местную (приложения к областным и городским газетам, спорт. бюллетени, программы спорт. соревнований и т. п.). Большинство изданий рассчитано на широкие круги любителей спорта, нек-рые специализированные ориентированы на спортсменов, тренеров, преподавателей и др. специалистов в области физич. культуры и спорта. Первые сов. периодич. издания по физич. культуре и спорту появились в 20-е гг.: журналы " Спорт" (1918), " Известия физической культуры", " Теория и практика физической культуры", " Физкультура и спорт", " Физкульт-активист" (1927-31) - в Москве, " Всеобуч и спорт" (1922-24), " Спартак" (1924-39) - в Ленинграде, " Вестник физической культуры" (1922-28) - в Харькове, " Красный спорт" (1922-23)- в Киеве, " Сабчота физкултура" (" Советская физкультура", Тбилиси, 1927-32, на груз. яз.), газета " Красный спорт" (ныне " Советский спорт"). В 30-е гг. появились газеты и журналы на Украине, в Грузии, Армении, в ряде городов Сибири и Урала. В 20-30-е гг. насчитывалось около 40 спорт. периодич. и др. изданий.
|