Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIII. Архитектура и изобразительное искусство. К позднему неолиту (2-1-е тыс






К позднему неолиту (2-1-е тыс. до н. э.) относятся древнейшие памятники искусства на Ф.- орнаментированная керамика (в т. ч. урны с лепной " ладьёй мёртвых"). Разнообразно нар. иск-во: резьба по дереву и бамбуку аборигенов аэта; резьба и ткачество горных малайских народов со стилизованными изображениями божеств и сил природы; искусная обработка дерева и металла, роспись и ткани мусульман-моро с мифологич. мотивами, растит. и геом. узорами; вышивка, плетение, резьба, ювелирное дело, изготовление масок и костюмов для мистерий, лубков, фигур святых и т. д. у христианизированных равнинных народов. Традиц. жилище Ф.- свайный дом, крытый пальмовыми листьями. В колон. период появились города, укрепления, церкви, монастыри, дворцы в стилях барокко и классицизма. Типичные для исп. зодчества архит. формы сочетаются с нац. мотивами декора (церковь Миаг-ао в Илоило, о. Панай). Во 2-й пол. 19 - 1-й пол. 20 вв. Манила застраивалась в духе зап.-европ. и амер. архитектуры; появились патриотич. живопись X. де Луны, Ф. Идальго, скульптура Г. Толентино. С 1930-х гг. выдвинулись архитекторы-филиппинцы (П. Антонио, С. Консьо, Л. В. Локсин, А. Накпиль), соединяющие методы совр. архитектуры с декорат. элементами нац. стиля (Культурный центр Ф. в Маниле, 1969, арх. Л. В. Локсин), в 1950-х гг. начали строиться фешенебельные кварталы Манилы, Макати, Кесон-Сити, контрастирующие с обширными трущобными р-нами городов. В живописи Ф. Аморсоло возглавил школу, основывающуюся на реалистич. традициях иск-ва 19 в. В совр. иск-ве Ф. влияние амер. модернизма встречает сопротивление художников, стремящихся развивать и обновлять нац. традиции. Крупный живописец-монументалист К. Франсиско, живописцы В. Эдадес, А. Магсайсай-Хо, Г. Окампо, В. Манансала, скульпторы Н. Абуэва, Э. Каст-рильо создали яркие, эмоциональные произв., посвящённые трудовому народу Ф., истории, быту и природе страны. Илл. см. на вклейке, табл. XX (стр. 336-337).

Лит.: Concepcion L., Architecture in the Philippines, [Manila], 1967; Du1du1ао М. D., Contemporary Philippine art, Manila, 1972.

XIV. Музыка Муз. культура Ф. неоднородна. В песенно-танц. иск-ве народов различных островов отразились этнич. н религ. различия. В наибольшей чистоте сохранились песни и танцы горных и мусульм. народностей. Существуют древние ритуальные (воен., свадебные и др.), трудоФилиппинское традиционное народное жилище из бамбука и пальмовых листьев.

1. Фигура символической птицы " сари-манок" (искусство мусульман-моро). Дерево. 2. Керамический сосуд из пещеры Манунггуль (о. Палаван). 9-8 вв. до н. э. Оба - Национальный музей. Манила.

вые и др. нар. песни и танцы. У жителей гор - танцы быстрые, с прихотливыми, переменными ритмами, распространены также пантомимы-импровизации. У народов, принявших христианство (16 - нач. 18 вв.) и подвергшихся исп. влиянию, - трансформированные исп. танцы: хота, хабанера и др., а также испано-филиппинский панданго са илау (фанданго, к-рый танцор исполняет со свечой в стакане на голове), сохранились также древние ритуальные (воен., свадебные и др.) танцы. Нац. муз. инструменты - бамбуковые и деревянные носовые флейты и др. духовые, металлические гонги, в т. ч. кулинтанг (8 расположенных горизонтально в ряд гонгов), кудьяпи (вид гитары), скрипки гит-гит и бандуррьи, нац. разновидность мандолы (инструмент конструкции проф. X. Силосса, филиппинского музыканта-исполнителя, педагога и музыковеда). Популярен струнный нац. оркестр, т. н. рондалья.

До 16 в. музыка Ф. развивалась гл. обр. под малайским и инд. влиянием. С приходом исп. колонизаторов распространилась исп. культовая католич. музыка, а также светская, в т. ч. танцевальная. В числе композиторов 17-18 вв.- М. де Сан-Агустин, X. де Альфаро. С 19 в. стала развиваться проф. музыка. Церк. музыку писал М. Адонай. До нач. 20 в. филиппинские музыканты получали образование в странах Зап. Европы, позднее в США. В 1916 открылась консерватория при Ун-те Ф., позднее - муз. колледжи и школы в др. городах. В Маниле и Кесон-Сити возникли муз. учреждения и коллективы. С нач. 20 в. наряду с зап.-европ. стало проникать амер. влияние. Филиппинские композиторы сер. 20 в. в поисках путей развития нац. музыки обратились к древней, неиспа-низированной муз. культуре, занимаются обработкой мелодий танцев различных народов, создают вокальные соч. на стихи нац. поэтов. Наиболее значит. композиторы пишут музыку и крупных форм, среди них X. Силос, X. Эстелья, А. Молина (муз. драмы, оркестровые и камерно-инструментальные соч.), Ф. Буэнка-мина (концерт для фп. с оркестром " Майон", фп. пьесы, песни), Ф. де Леон (опера " Не прикасайся ко мне" по роману X. Рисаля), X. Маседа (" Угма-Угма", " Музыка" и др. экспериментальные соч., в к-рых он сочетает совр. технику письма с элементами традиц. нац. музыки народов Юго-Вост. Азии); в 70-е гг. выдвинулся комп. Дж. А. Дадап. Центр муз. жизни Ф.- Манила, её гл. муз. орг-ция- Нац. филармонии. об-во (руководитель - дирижёр Р. Ромеро, неоднократно гастролировавший в СССР), к-рое ведёт работу по возрождению нац. муз. традиций и приобщению филиппинцев к зарубежной муз. культуре, в т. ч. русской (знакомит с классич. и сов. музыкой). В нек-рых др. городах имеются также муз. об-ва, муз. театры, симф., камерные и нац. оркестры, исполняющие классич. и совр. европ. и амер. музыку, а также соч. местных композиторов. Наиболее популярны песенно-танц. ансамбли " Баянихан" (с 1956; в 1968, 1971 и 1977 гастролировал в СССР), " Филиппинескас" (с 1958; рук. Л. О. Гоквингко, также гастролировал в СССР) и камерный хор Ун-та Ф. " Мадригал". В Маниле работают Ма-нильский симф. оркестр (рук. X. Ре-далядо), Оркестр культурного центра Ф. (рук. Л. Валенсия), Концертный (филармонич.) оркестр (рук. Э. Просперо), включающие в программы рус. и сов. произв. С 60-х гг. получила распространение лёгкая музыка (под влиянием муз. иск-ва США), рокмузыка. Функционируют Нац. муз. совет, Об-во композиторов, авторов и издателей, Комиссия по народным песням и танцам, Об-во муз. педагогов (его видные деятели - С. Бримо и Э. Дисон, Л. Касилаг). Кроме консерватории, работают колледжи музыки и изящных иск-в Женского ун-та Филиппин, муз. ф-ты Силлиманского, Дальневосточного ун-тов и ун-та Санто-Томас в Маниле, ун-тов Кесон-Сити и др. городов.

Лит.: Banas у Castillo R., The music and theatre of the Filipino people, Manila, 1924; Santiago F., The development of music in the Philippine islands, Quezon City, 1957; Мо1ina A. J., Music of the Philippines, Manila, 1967. Дж. К. Михайлов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал