Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XV. Музыка.
В развитии муз. иск-ва Ф. осн. значение имели традиции нар. музыки. Древнейшие образцы нар. песенной культуры - руны. В 12 в. возникли нар. песни ёйку (бытуют и в совр. нац. муз. фольклоре)- насыщенные альтерациями короткие свободные импровизации речитативного склада с многочисл. повторами (пастушьи напевы, причеты, заклинания), т. н. ёдли и плачи речитативно-мелодич. характера. Среди др. сохранившихся песен - трудовые, обрядовые, шуточные, игровые, танцевальные. Др. нар. мелодии осн. на пентатонике, что связано со строем старинного 5-струнного кантеле. Более позднего происхождения - лирич. нар. песни, отличающиеся мелодич. и ритмич. разнообразием; в них отразилось влияние клас-сич. музыки. В числе нар. инструментов - кантеле с разл. количеством струн (до 36), смычковый инструмент йоухик-ко (хиукантеле, 2-струнный), духовой - туохиторви (род пастушьего рожка из бересты). В 19 в. получили распространение кларнет и скрипка, в нач. 20 в. - гармонь. Интерес к нар. муз. творчеству возник во 2-й пол. 18 в.; карело-фин. руны записал сел. лекарь Э. Лёнрот, опубликовавший " Калевалу" (1835 и 1849) и антологию нар. лирич. песен " Канте-летар" (1840); среди др. муз. фольклористов 19 в.- К. Коллан, Ф. Шанц, И. Крон (издал в 1893 совм. с учениками А. Лаунисом и А. О. Вяйсяненом сборник, содержащий 15000 фин. нар. мелодий). Проф. муз. иск-во начало формироваться в ср. века, когда в Ф. проникла культовая xoр. музыка и игра на органе; григорианский хорал стал вторым (после нар. музыки) источником развития фин. нац. муз. культуры. Имеются записи церк. песнопений 12-16 вв. Обучение пению в ср.-век. Ф. входило в школьные программы; уч-ся и студенты ун-та в Турку пели в церк. хорах. В 16 в. печатались спец. сборники духовных песен с лат. текстами - т. н. канционалы. В нек-рых песнях, привезённых в Ф. фин. студентами, учившимися в др. зап.-европ. странах (гл. обр. в Германии и Швеции), ощутимы иностр. влияния, однако известны и духовные песни, сочинённые в Ф. С распространением в Ф. идей Реформации получил развитие протестантский хорал, появились и нар. духовные мелодии. Ср.-век. церковные фрески с изображением музыкальных инструментов свидетельствуют о существовании в Ф. уже в то время инструм. музыки. В сер. 16 в. в Турку существовал придворный инструм. ансамбль, в 17 в. в городе работали проф. музыканты. Муз. жизнь стала интенсивно развиваться к кон. 18 в., когда Турку стал крупным культурным центром, - возникли муз. об-ва, проводились публич. концерты, установились традиции муж. хорового пения. На рубеже 18-19 вв. выдвинулись первые фин. композиторы - Э. Тулиндберг и Б. X. Круселль (жил в Швеции). Первую фин. оперу " Охота короля Карла" написал в 1852 Ф. Пасиус (по происхождению немец), автор нац. гимна (на патриотич. текст фин. поэта Ю. Рунеберга) и 2 др. опер -" Киприотская принцесса" и " Ло-релея". Первые оперные спектакли ставились любителями с благотворительными целями. Первая оперная труппа входила в 1873-79 в Фин. театр (рук. К. Бергбум). Первую финскую симфонию написал в 1847 А. Г. Ингелиус; в 1860 Ф. Шанц впервые в финской музыке использовал национальные мотивы " Калевалы" (программная симф. увертюра " Куллер-во"). Ценный вклад в развитие фин. музыки в кон. 19 - нач. 20 вв. внесли основатели нац. композиторской школы (в то же время последователи нем. муз. романтизма) М. Вегелиус - композитор, хормейстер, педагог, основатель первого в Ф. муз. уч. заведения - Муз. ин-та (1882; с 1939 - Академия музыки им. Я. Сибе-лиуса в Хельсинки), и сторонник ориентации на нац. муз. фольклор Р. Каянус, композитор, дирижёр, основатель первого в Ф. проф. симф. оркестра, широко использовавший нар. фин. мелодии, а также сюжеты из фин. нац. эпоса (в программных произв.). Вегелиус и Каянус сыграли важную роль в развитии музыкальной жизни (в их концертах звучала новейшая финская и зарубежная музыка). Вокруг них группировались молодые фин. музыканты во главе с Я. Сибелиусом, в творчестве к-рого своеобразие музыки Ф. проявилось наиболее полно. Развив нац. традиции фин. музыки и претворив в своих соч. лучшие достижения зап.-европ. композиторов кон. 19 в. и рус. классиков, Сибелиус поднял музыку Ф. на уровень лучших художеств. достижений совр. европ. иск-ва. Его симфонии, симф. поэмы, в т. ч. легенда " Туонельский лебедь" (1893) и др. оркестровые соч., концерт для скрипки с оркестром, отличающиеся ярким нац. колоритом, завоевали мировую известность. Творчество Сибелиуса оказало определяющее влияние на последующее развитие фин. композиторской школы с её патриотич. устремлениями, опорой на нац. фольклор (поэтич. и муз.), красочностью и повышенной романтич. эмоциональностью. Вслед за Сибелиусом песни " Калевалы" и фольклор р-нов сев.-зап. побережья использовали комп. О. Мериканто, А. Ярнефельт, Э. Мелар-тин, С. Палмгрен, Т. Куула, Л. Мадетоя (фин. нац. опера " Похьялайсия", 1923; 3 симфонии) и И. Кильпинен (романтич. песни). Одновременно с чертами позднего романтизма (оркестровая красочность и др.; сюита У. Клями " Калевала", 1932) в соч. композиторов 20- 30-х гг. наметилась тенденция к использованию приёмов атональной музыки (опера А. Мериканто " Юха", 1922, пост. 1958, и др. соч.). После 1945 мн. композиторы Ф. наряду с приёмами различных течений авангардизма искали средства выражения, отвечавшие их индивидуальности (оставаясь, однако, в рамках нац. иск-ва). Среди совр. композиторов Ф.- Э. Энглунд (4 симфонии, 4-я - памяти Д. Д. Шостаковича, 1976; инструм. концерты с оркестром, балеты и др. соч., отличающиеся экспрессивностью, динамичностью), Э. Бергман, сочетающий оркестровую красочность с техникой серийной музыки и др. новейшими приёмами (" Утренняя серенада" для оркестра и хор " Лебедь", оба соч. 1958; " Ночь" для солиста, хора, духовых и ударных, 1970), И. Кокконен (ведущий проф. Академии музыки им. Я. Сибелиуса, чл. АН Ф.), совмещающий фольклорную основу и клас-сич. традиции с использованием серийной техники (в рамках тональной системы; 4 симфонии, опера " Последние искушения", 1975), Э. Раутавара (" Реквием нашего времени" для духовых и ударных, 1954; опера " Шахта", 1963), А. Саллинен (опера " Всадник", 1974; оркестровые и др. сочинения), Г. Марти-нен, А. Соннинен (балет " Песси и иллюзия"), У. Мериляйнен, П. Хейнинен. Композиторы 1970-х гг.- Э. Салмен-хара, X. О. Доннер, Ю. Линьяма, И. Кусисто, Р. Юркияйнен, П. X. Норд-грен, Л. Сегерстам, К. Кидениус - наряду с традиц. жанрами - оперой, балетом, инструм. соч. крупной формы, хорами и музыкой к драм. спектаклям, теле- и радиопередачам, пишут джазовую и электронную музыку, мьюзиклы, политич. песни. Крупнейший муз. центр Ф.- Хельсинки; здесь работают оперный театр (с 1911; с 1956 наз. Фин. Нац. опера), гор. симф., камерный оркестры, Симф. оркестр фин. радио, камерные ансамбли, хоры, Академия музыки им. Я. Сибелиуса, Нар. консерватория, кафедра музыковедения в ун-тах в Хельсинки, Турку (также в " Абоакадеми"), Ассоциация фин. композиторов (с 1945), Союз музыкантов Ф. (с 1917). Гор. симф. оркестры, оперные товарищества, хоры и муз. уч-ща имеются в Турку, Тампере и др. городах; муз. ин-ты в Лахти, Тампере, Ювяскюля, Куопио. Широкое развитие получила хоровая самодеятельность, к-рой руководят Союз муз. исполнителей и Фин. рабочий муз. союз. Среди исполнителей-дирижёры: Г. Шнефойгт, А. Ярнефельт, Т. Хан-никайнен, Ю. Ялас, М. Симиля, Т. Хапа-нен, Н. Э. Фугстед, Й. Панула, П. Берглунд, Л. Сегерстам; хоровые дирижёры - X. Клеметти, Э. Похьоля, Э. Бергман, X. Андерсон; пианисты - К. Экман, Э. Линко, И. Ханникайнен, Э. Та-вастшерна; скрипачка А. Игнатиус; виолончелисты - О. Фустрём, Э. Валета, А. Норас; певицы - А. Фустрём, И. Экман, А. Акте, X. Гранфельт, М. Ярнефельт, А. Раутавара; певцы - X. Линд-оерг, К. Борг, В. Тюрвяйнен, М. Лех-тинен, М. Талвела. В Ф. ежегодно (с 1951) проводятся муз. фестиваль " Неделя Сибелиуса" и др. фестивали, конкурсы, певческие праздники. Лит.: Липаев И., Финская музыка, [СПБ], 1906; Мякинен Т. и Нумми С., Финская музыка, Хельсинки, 1965; Мартынов И., Очерки о зарубежной музыке первой половины XX в., М., 1970; Наарапеп Т., Suomen saveltaide, Hels., 1940; Composers of Finland, ed. by T. Kari-la, Porvoo, 1961. М. А. Салъберг-Вачнадзе.
|