Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 2 страница. Лит.: Немировский Е. Л., Начало славянского книгопечатания, М., 1971; Heintsch К., Ze studiow nad Szwajpol-tem Fiolem






Лит.: Немировский Е. Л., Начало славянского книгопечатания, М., 1971; Heintsch К., Ze studiow nad Szwajpol-tem Fiolem, " Rocznik Zakladu narodowego im. Ossotiiiskich", Wroclaw, 1957, t. 5.

E. Л. Немировский.

ФИОРЕЛЛИ (Fiorelli) Джузеппе (8.6. 1823, Неаполь, -28.1.1896, там же), итальянский археолог и обществ. деятель, участник борьбы за воссоединение Италии. Директор Нац. музея в Неаполе и инспектор раскопок (с 1863), генеральный директор музеев и раскопок Италии (с 1875). Изучал антич. нумизматику, руководил раскопками в Помпеях (с 1845), поставив их на строго науч. основу. Ф.- основоположник итальянской археол. школы.

Соч.: Guide de Pompei, Napoli, 1889.

ФИОРИТУРА (итал. fioritura, букв.- цветение) (муз.), общее обозначение мелодич. украшений (см. Орнаментика). Термин " Ф." применяется гл. обр. к вокальной музыке.

ФИРВАЛЬДШТЕТСКОЕ ОЗЕРО, Люцерн (нем. Vierwaldstattersee, франц. Lucerne), озеро у подножий Альп в Швейцарии. Расположено на выс. 434 м, в межгорной тектонич. впадине, днище к-рой выположено древним ледником. Состоит из 4 бассейнов, соединённых между собой узкими (до 1 км) проливами. Дл. системы 38 км, общая пл. 113, 8 км2, наибольшая глуб. 214 м. Через Ф. о. протекает р. Рейс (приток р. Ааре, басс. Рейна). Подъём уровня летом (в ср. на 0, 8-1, 0 м), когда в Ф. о. поступают талые воды альп. ледников. Судоходство, в центр. части Ф. о. - автомоб. паром. Лов форели. По берегам - многочисл. курорты, в т. ч. г. Люцерн. Туризм.

ФИРДОУСИ Абулькасим (ок. 940, г. Тус, - 1020 или 1030, там же), персидский и таджикский поэт. Род. в семье разорившегося аристократа-землевладельца. В 976 стал работать над продолжением поэмы " Шахнаме", начатой поэтом Дакики. Первую ред. завершил в 994, вторую - в 1010. " Шахнаме" была преподнесена султану Махмуду Газне-виду (998-1030), который отнёсся к поэме резко отрицательно, ибо её содержание противоречило деспотической захватнической политике султана. Эта истинная причина неприятия им труда Ф. была установлена сов. учёными Е. Э. Бер-тельсом, Б. Г. Гафуровым, С. П. Толстовым и др. За свой 35-летний труд Ф. не только не получил никакого вознаграждения, но подвергся преследованию и долгие годы провёл в изгнании. Существует предание о составлении Ф. сатиры на султана Махмуда.

" Шахнаме", нац. эпос персов и таджиков, памятник мирового значения, огромная, состоящая из 55 тыс. бейтов поэма, пользовалась необычайной популярностью с момента своего появления. При многократной переписке текст подвергался многочисл. искажениям, засорялся посторонними вставками.

Первое науч. изд. " Шахнаме" осуществлено в Индии англ. учёным Т. Мака-ном на основе 17 рукописных списков (1829). Позднее вышло в Париже изд. франц. учёного Ж. Моля на основе 30 списков (1838-78); оба они были подготовлены по текстам поздних (после 15 в.) рукописей, к-рые, к тому же, издателями не были описаны. Нем. учёный И. А. Вуллерс издал текст, составленный путём сличения изданий Макана и Моля (опубл. 3 тома из 9, 1877-84). Это нео-конч. издание было завершено в Тегеране к тысячелетнему юбилею Фирдоуси в 1934-36 иран. учёными С. Нафиси, Икбалем и М. Минови. Впервые науч. изд. текста " Шахнаме" на основе совр. методов текстологии, разработанных Е. Э. Бертельсом, и с привлечением древнейших рукописных списков (13 и 14 вв.) было осуществлено Ин-том востоковедения АН СССР (т. 1-9, 1960-71). С 1971 этот текст под новой редакцией переиздаётся в Тегеране. Из спец. словарей к поэме заслуживают упоминания " Лугат-и-Шахнаме" Абдалкадира Багдади (начат в 1656) и " Словарь-конкорданс Шахнаме" нем. учёного Ф. Вольфа (1935).

Ф. приписывают также лирич. стихотворения и поэму на библейско-коранич. сюжет " Юсуф и Зулейха", однако их принадлежность Ф. маловероятна.

" Шахнаме" Ф. композиционно делится на 50 т. н. царствований (" падишахи") неравного объёма (от неск. десятков до неск. тысяч бейтов). Внутри отд. царствований имеются большие сказания (да-станы). Самые значит. дастаны эпопеи - " Заль и Рудабе", " Семь подвигов Руста-ма", " Рустам и Сухраб", " Сиявуш", " Семь подвигов Исфандияра", " Рустам и Исфандияр", " Бижан и Маниже" и др. Условно принято делить " Шахнаме" на три части: мифология., героич., историч. (с появления Искандара - Александра Македонского). В мифологич. часть вошли в переработанном виде древние иран. мифы и космогонич. представления, отчасти отражённые задолго до н. э. в " Аве- сгае". В героич. части " Шахнаме" произошла контаминация собственно иран. эпич. сказаний с систанским (сакско-скифским) богатырским циклом, причём систанский элемент в " Шахнаме" стал преобладающим и потому не к.-л. шах, а Рустам -гл. герой всей героич. части. Каждое царствование построено по определённой схеме: зачин, тронная речь, повествование, предсмертное завещание, концовка. " Шахнаме" в значит. мере сохраняет черты героич. эпоса с разработанными " клише" для описания поединков, перебранок героев и др. Вместе с тем сильна и традиция письм. лит-ры, к-рая сказывается в филос. словопрениях, назиданиях. Ист. часть эпопеи испытала по форме сильное влияние жанра версифицированной придворной хроники.

Стиль Ф. отличается чрезвычайным лаконизмом и предельной экспрессией, эпические штампы сосуществуют рядом с индивидуально-авторскими речевыми характеристиками. Для творч. манеры поэта свойствен приём гиперболизации, распространяемый, в отличие от стиля героич. эпоса с его избират. гиперболизмом, на описание и внешности, и душевных переживаний, и подвигов героев. В поэтич. речи Ф. много эпитетов и сравнений и относительно мало собственно метафор. Поэту чужды абстрактные образы и представления, основанные на категориях ислама и ср.-век. философии, а также реминисценции из араб. лит-ры, арабизмы в лексике; в то же время в поэме заметно пристрастие Ф. к иран. архаизмам.

" Шахнаме" пронизывает идея борьбы Добра и Зла, к-рая часто выступает в виде оппозиции справедливость - несправедливость, представленной в художеств. картинах непрерывной борьбы Ирана (источника Добра) и Турана (носителя Зла) и в образах, воплотивших

мысли Ф. об идеальном правителе: в " Шахнаме" нарисована целая галерея справедливых государей. Другая осн. идея творения Ф.- любовь к родной стране, Ирану. В " Шахнаме" богатыри и шахи считают своим священным долгом защиту отчизны от посягательств на её независимость иноземных захватчиков.

В эпоху неогранич. влияния ислама Ф. воспел разум как высший дар, залог победы и бессмертия человека: " И тот, в ком светоч разума горит, дурных деяний в мире не свершит".

Вся эпопея пронизана сочувствием к людям труда, прежде всего - крестьянам. Ф. призывает правителей заботиться о них, не облагать податями при стихийных бедствиях, защищать от произвола чиновников. Симпатии к простому народу Ф. выражает не только всем образным строем поэмы, но и в лирич. отступлениях, особенно в изображении нар. восстаний - легендарного, под водительством кузнеца Каве, и исторического (5 в.) - Маздака. В этом и состоит народная основа эпопеи Ф., вопреки явно выраженному легитимистскому мировоззрению автора: престол, по мнению Ф., может занимать лишь представитель законной династии - именно он является обладателем фарра (божеств. благодати). Однако, если венценосец становится на стезю несправедливости, фарр покидает его. Ф. поэтому признаёт за подданными право на насильств. свержение тирана.

" Шахнаме" переводилась неоднократно на мн. европ. языки. На рус. яз. одну из частей поэмы с нем. перевёл в 19 в. В. А. Жуковский, в 20 в.- С. Соколов. Значительную часть эпопеи перевели сов. переводчики М. Лозинский, С. Лип-кин, В. Державин, Ц. Бану, М. Дьяконов, И. Сельвинский.

Значение " Шахнаме" для всей последующей перс. и тадж. лит-ры, а также лит-р др. народов Востока огромно, она вызвала целый ряд подражаний и т. н. циклич. поэм.

Тексты в рус. пер.: Книга царей Шахнаме, пер. М. Лозинского, под ред., с комментариями и статьёй Ф. А. Розенберга, М.- Л., 1934; Шахнаме, [пер. Ц. Б. Бану и А. Лахути, ст. и коммент. А. А. Старикова, под ред. А. Лахути и А. Н. Болдырева], т. 1-4, М., 1957-69; Шахнаме, т. 1-2, пер. В. Державина и С. Липкина. [Вступ. ст. И. С. Брагинского, подгот. текста и прим. М.-Н. О. Османова, М., 1964].

Лит.: Бертельс Е. Э., Абу-л-Касим Фирдоуси и его творчество, М.- Л., 1935; Дьяконов М., Фердоуси, Жизнь и творчество, М.- Л., 1940; Османов М.-Н. О., Фирдоуси. Жизнь и творчество, М., 1959; Nо1dekе Т h., Das iranische Nationalepos, 2 Aufl., В.- L., 1920; Masse H., Firdousi et l'eрорeе nationale, P., 1935; Ирадж Афшар, Кетабшена-сие Фердоуси, Тегеран, 1968.

М.-Н. О. Османов.

ФИРЕНЦУОЛА (Firenzuola) Аньоло (18.9.1493, Флоренция, - 17 или 27.6. 1543, Прато), итальянский писатель. В 1518-26 был монахом. В кн. новелл " Беседы о любви" (1523-24, изд. 1548) Ф. взял за образец " Декамерон" Дж. Боккаччо. В " Беседах..." изображены рассказчики из аристократич. общества, исповедующие идеалы неоплатонич. любви и красоты, к-рые совпадают с эсте-тич. идеалами самого Ф. Фабулы рассказов традиционны. В них описаны радости чувств. любви, лицемерие монахов. Ф. превосходно владел классич. итал. лит. языком. Наиболее значительны в художеств. отношении новеллистич. книги " Золотой осёл" (изд. 1550) и " Беседы животных" (1541) - " переложения на современные нравы" Апулея и сказок " Панчатантры". В диалогах Ф. " Рассуждения о красоте женщин" (1540) сформулированы эстетич. идеалы, характерные для лит-ры и иск-ва Высокого Возрождения. Ф. принадлежат комедии: " Трижды жена" и " Двое Лучиди" (переделка " Менехмов" Плавта).

Соч.: Ореrе, а сurа di A. Seroni, Firenze, 1958; в рус. пер.- Соч., вступ. ст. А. К. Дживелегова, [М.- Л.], 1934.

Лит.: Fatini G., A. Firenzuola, в кн.: Autori vari. I minori, v. 2, Mil., 1961.

P. И. Хлодовский.

ФИРЛИНГЕР (Fierlinger) Зденек (11.7. 1891, Оломоуц, -2.5.1976, Прага), чехословацкий гос. и политич. деятель, дипломат. По образованию инженер-экономист. В 1919-45 на дипломатич. работе (в 1928-32 представитель Чехословакии в Лиге Наций); в 1937-45 (с перерывом) посланник, затем посол в СССР. 12 дек. 1943 по поручению Чехосл. эмигрантского пр-ва подписал сов.-чехосл. Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоен. сотрудничестве. В 1945-46 пред. 1-го пр-ва Нац. фронта чехов и словаков, сформированного в г. Кошице на освобождённой от фаш. оккупантов терр.; в 1946-53 зам. пред. пр-ва. В 1945-71 деп. Нац. собрания Чехословакии, в 1953-64 пред., в 1964-68 чл. его Президиума. С 1948 чл. компартии Чехословакии (КПЧ). В 1949-71 чл. ЦК, в 1948-66 чл. Президиума ЦК КПЧ.

ФИРМА (от итал. firma - подпись), фирменное наименование, в бурж. гражд. и торг. праве наименование коммерсанта, его " торговое имя". Первоначально понятие Ф. применялось к индивидуальному коммерсанту или полному товариществу. В период моно-полистич. и государственно-монополи-стич. капитализма Ф. пользуются в основном акционерные общества и др. виды товариществ. Положения о Ф. закреплены в торговых кодексах (ФРГ, Япония), законодательстве о компаниях (Великобритания, США), законах о купле-продаже, залоге, недобросовестной конкуренции и т. п. Ряд правило пользовании Ф., её передаче, охране сложился в суд. и адм. практике.

В нек-рых гос-вах (Франция, Швейцария, ФРГ) по общему правилу требуется соблюдение принципа истинности Ф., т. е. её соответствия действит. имени коммерсанта. Если это полное товарищество, указываются фамилии всех его членов или одного из них с добавлением, указывающим на существование полного товарищества (напр., " Дюран и Ко"). На практике этот принцип действует лишь при создании новых предприятий. Англоамер. и япон. право провозглашают свободу Ф., но при этом устанавливают обязат. правила, касающиеся фирменного наименования (напр., если Ф. принадлежит товариществу, следует указывать его вид).

Ф. подлежит регистрации в торговом реестре либо в ином установл. законом порядке. Она указывается на вывеске, печати, бланках, ден. документах, в деловой переписке и т. д. Право на Ф. является исключительным. Ф. не может передаваться или быть предметом залога отдельно от предприятия. Нарушением права на Ф. признаётся пользование чужой Ф., применение сходного наименования или изображения, расположения букв, шрифта и т. п., к-рое может создать впечатление, что обозначается Ф., не принадлежащая данному владельцу. Наиболее распространённый способ защиты права на Ф.- гражданско-правовой: суд издаёт запрещение нарушителю пользоваться Ф. и присуждает возмещение убытков. Незаконное пользование Ф. преследуется и в адм. порядке (ФРГ) путём наложения штрафа судьёй, регистрирующим Ф. В нек-рых случаях нарушение права на Ф. влечёт уголовную ответственность (Франция, ФРГ).

В соответствии с междунар. Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 пользование чужой Ф. признаётся недобросовестной конкуренцией. Фирменное наименование охраняется во всех странах - участницах конвенции.

В социалистич. странах [в СССР - до издания Положения 1974 о производственных объединениях (комбинатах)] Ф. именуются объединения производств. предприятий во главе с ведущим, т. н. головным предприятием. Эти Ф. не следует смешивать с фирменным наименованием юридич. лиц - хозяйственных орг-ций.

ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ, в СССР наименование юридич. лица, осуществляющего хоз. деятельность, присваивается в целях его индивидуализации. Содержит назв. юридич. лица, указание на предмет его деятельности, орган, к-рому оно подчинено, и вносится в устав юридич. лица. Ф. н. может включать спец. или сокращённое назв. (напр., " Весна", " Детский мир", " ЗИЛ"). Орг-ция вправе пользоваться Ф. н. при заключении сделок, указывать его на вывесках, в объявлениях, на бланках, счетах, упаковке и т. д. См. также ст. Фирма.

ФИРН (нем. Firn, от древневерхненем. firm - прошлогодний, старый), крупнозернистый уплотнённый снег, состоящий из связанных между собой ледяных зёрен. Являясь переходной стадией между снегом и льдом, Ф. образуется в горных областях, расположенных выше снеговой границы, и в полярных странах, где атмосферные осадки выпадают преим. в виде снега и за лето не успевают растаять. Снег превращается в Ф. под воздействием солнечной радиации, оттепелей, в результате перекристаллизации и сублимации водяного пара. Плотность Ф. колеблется от 0, 45 до 0, 8 г/см3. Различают инфильтрационный Ф., возникающий при повторном замерзании воды в снеге, и рекристаллизационный Ф., образующийся в результате метаморфизма снега без участия жидкой воды. Первый обычно встречается в фирновых бассейнах горных ледников (толщиной до 20-30 м), второй - в верхних горизонтах ледниковых покровов (в Антарктиде толщина Ф. достигает 100 м).

Лит.: Калесник С. В., Очерки гляциологии, М., 1963; Шумский П. А., Основы структурного ледоведения, М., 1955; Lliboutry L., Traite de glaciologie, v. 1-2, P., 1964-66. В. М. Котляков.

ФИРОВО, посёлок гор. типа, центр Фи-ровского р-на Калининской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Бологое - Соб-лаго. Пищекомбинат, молокозавод, леспромхоз.

ФИРОЗ-ШАХ ТУГЛАК, правитель в Делийском султанате в 1351-88. Пошёл на уступки феод. знати - признал наследственность условных зем. пожалований, уменьшил сборы с земель мукта (крупных феодалов) в пользу центр. казны и пр. В то же время Ф.-ш. Т. упразднил ряд феод. повинностей и поборов с гор. населения, снизил ставку гос. позем. налога; это создало благоприятные условия для развития х-ва. Историки описывали правление Ф.-ш. Т. как время процветания.

ФИРСОВ Анатолий Васильевич (р. 1.2. 1941, Москва), советский спортсмен, хоккеист, засл. мастер спорта (1964). Тренер. Офицер Сов. Армии. Чл. КПСС с 1968. Многократный чемпион СССР (9 раз в 1963-73, в составе команды ЦСКА), Европы (7 раз в 1964-70), мира (8 раз в 1964-71), Олимпийских игр (1964, 1968, 1972) по хоккею с шайбой. На чемпионатах мира 1967, 1971 и на олимпийском турнире 1968 признан лучшим нападающим. Награждён 3 орденами, а также медалями.

Соч.: Зажечь победы свет, М., 1973.

ФИРСОВ Иван [ок. 1733, Москва, - после 1785 (?), Петербург], русский живописец. В 1747-56 учился и работал в " Канцелярии от строений". С кон. 1750-х гг.- придворный художник. Выполнял декоративные росписи в петерб. дворцах и церквах, оформлял празднества, писал иконы и театр. декорации. Автор одного из первых произв. рус. жанровой живописи - картины " Юный живописец" (2-я пол. 1760-х гг., Третьяковская гал.), отличающейся непринуждённой естественностью образов и тонко сгармонированным цветовым решением.

ФИРСОВ Николай Николаевич [18(30).9.1864, Казань, - 7.4.1934, Москва], русский историк. Окончил Казанский ун-т (1888). С 1891 преподавал в этом ун-те, с 1903 проф. кафедры рус. истории. В работах, посвящённых рус. торговле 18 в., рассматривал зарождение крупных торгово-пром. компаний и активизацию внеш. торговли как следствие политики пр-ва. В сов. время изучал историю и этнографию нерус. народов Ср. Поволжья, исследовал экономич. историю России и крест. движений 17- 19 вв., русского революционного движения 19 в. Соч.: Исторические характеристики и эскизы [1890-1920], т. 1-3 (кн. 1-2), Каз., 1921 - 30.

ФИРТЕЛЬ (Viertel) Бертольд (28.6. 1885, Вена, - 24.9.1953, там же), австрийский писатель, театр. и кинорежиссёр. Начал со стихов, близких экспрессионизму. В 1923 осн. в Берлине театр совр. репертуара (ставил собств. драмы, пьесы Ф. Вольфа, Г. Кайзера, Ю. О'Нила и др.). В 1934 эмигрировал в Англию, с 1938 жил в США, где ставил антифаш. фильмы и пьесы. В 1949 вернулся на родину и занялся преим. театр. деятельностью. Из прозаич. соч. Ф. выделяются биографич. кн. " Карл Краус, характер и время" (1921), роман из театр. жизни " Милостыня" (1927), многочисл. авто-биографич. очерки.

Соч.: Dichtungen und Dokumente, Munch., 1956.

ФИРУЗАБАД, село в Иране, в остане Фарс к Ю. от Шираза. В эпоху Сасанидов - важный культурно-политич. центр. В Ф. и его окрестностях сохранились руины круглого в плане г. Гур, центром к-рого являлась квадратная кам. башня, где горел " священный" огонь; остатки кам. дворца Ардашира (224; симметричного в плане, с 3 купольными залами и внутр. двором за фасадным айва-ном) и кам. замка Калейе-Дохтер (3 в.), а также 2 скальных рельефа 3 в.

ФИРЦ-ДАВИД (Fierz-David) Ханс Эдуард (5.1.1882, Цюрих, - 25.8.1953, там же), швейцарский химик-органик. Проф. Высшей технич. школы в Цюрихе (с 1917). Усовершенствовал методы получения синтетич. красителей (преим. азо-красителей) и промежуточных продуктов бензольного, нафталинового и антраценового рядов, исследовал сульфирование нафталина.

Соч.: Производство органических красок. Основные химико-технические процессы, пер. с нем., 2 изд., М.- Л., 1933.

ФИРЮЗА, посёлок гор. типа в Ашхабадской обл. Туркм. ССР, подчинён Ашхабадскому горсовету. Расположен в ущелье р. Фирюзинка на сев.-вост. склонах Ко-петдага, на выс. 600 м, в 37 км от Ашхабада. Климатич. курорт. Лето жаркое (ср. темп-pa июля 26 °С), зима мягкая (ср. температура янв. 0, 6 °С); осадков ок. 300 мм в год. Детский санаторий, 2 дома отдыха.

ФИСГАРМОНИЯ, гармониум (нем. Fisharmonium, от греч. physa - мехи, дутьё и harmonia - гармония), духовой клавишный инструмент. Изобретён в 10-е гг. 19 в. Предшественник Ф.- т. н. орган-экспрессив, изготовленный французом Г. Ж. Гренье (1810). По конструкции к Ф. приближается и инструмент, созданный мастером А. Хёк-келем (1818). Совр. Ф. по форме напоминает пианино (меньшего размера), имеет фп. клавиатуру, 6-20 регистров, включаемых выдвижными рычажками. Клавиатура делится на левую (C11) и правую (f1 - с4) половины. Звучащая основа Ф.- латунные планки со стальными проскакивающими язычками, к-рые приводятся в колебание воздухом, направленным по соответствующим каналам. Воздух нагнетается мехами, управляемыми ножными педалями. Звучание Ф. напоминает органное.

ФИСЕНКО Анатолий Степанович [р. 6(19).7.1902, Москва], советский архитектор, засл. архитектор РСФСР (1971). Чл. КПСС с 1957. В 1919-25 учился в Моск. высшем технич. уч-ще (МВТУ) у А. В. Кузнецова и В. А. Веснина. Преподавал в МВТУ им. Баумана (1925-32), Военно-инж. академии им. В. В. Куйбышева (1932-36), Моск. архит. ин-те (с 1939; проф. с 1946). Один из зачинателей сов. архитектуры пром. зданий и сооружений. Работы (с соавторами): лаборатории и опытный з-д Центр. аэрогидродинамич. ин-та и лаборатории Всесоюзного электротехнич. ин-та в Москве (все 1925-27), Челябинский тракторный з-д (1930-33), стр-во и реконструкция Горьковского автозавода (с 1934). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Архитектурное проектирование промышленных предприятий, 2 изд., М., 1973.

ФИСК (лат. fiscus, букв.- корзина), в Др. Риме Ф.- воен. касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. Со времени Августа (кон. 1 в. до н. э.- нач. 1 в. н. э.) Ф. сталаназ. частная касса императора, находившаяся в ведении чиновников и пополняемая доходами с имп. провинций и др. средствами, в противовес Эрарию (лат. aerarium) - сенатской казне. Ф. наз. также и всё имп. управление. С 4 в. Ф.- единый общегос. финанс. центр Римской империи, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сбора налогов, производились выплаты и пр. (отсюда обозначение термином чф." гос. казны).

ФИСКАЛЫ (лат. fiscalis - относящийся к казне, от fiscus - гос. казна), гос. чиновники в России первой трети 18 в. в системе органов адм.-финанс. и суд. надзора над всеми учреждениями страны. Должность Ф. создана в 1711 в связи с ростом бюрократии и необходимостью борьбы со злоупотреблениями. Во главе их стоял обер-Ф., назначавшийся царём и ему подчинявшийся. С 1722, с учреждением должности генерал-прокурора, Ф. были подчинены ему, с 1723 - генерал-Ф. По мере развития органов прокуратуры должность Ф. постепенно (сер. 20-нач. 30-х гг. 18 в.) была упразднена. Ф. помогли раскрыть ряд крупных хищений, хотя многие из них сами были замешаны в злоупотреблениях. Слово " Ф." стало синонимом слова " доносчик".

ФИСКАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ, в широком смысле совокупность доходов гос. казны, в узком смысле доходы эксплуататорского гос-ва, получение к-рых связано исключительно с целями обогащения казны: напр., доходы от казённых фискальных монополий (винной, табачной и др.) и гос. предприятий, от порчи монет, от взимания фискальных пошлин и т. п.

ФИСКЕ (Fiske) Джон (30.3.1842, Хартфорд, шт. Коннектикут, - 4.7.1901, Глостер, шт. Массачусетс), американский историк и философ. Испытал значит. влияние Г. Спенсера. В историч. исследованиях пользовался методом чсравнит. политики", к-рый рассматривал политич. институты, игнорируя социально-экон. условия, вызвавшие их к жизни, и объясняя сходные черты политич. устройства у гос-в, существовавших в различные историч. эпохи, в конечном счёте, расовой общностью. Проповедовал расовое превосходство арийцев и неизбежность распространения англо-саксонских политич. ин-тов во всём мире. Сводил развитие бурж. политич. системы США к росту чтевтонских идей", развитию федерации и местного самоуправления. В работах, посвящённых колон. периоду амер. истории и Войне за независимость в Сев. Америке 1775-83, объяснял причины войны политической близорукостью англ. пр-ва.

Соч.: Outlines of Cosmic philosophy, v. 1 - 4, Boston, 1903; The beginnings of New England, Boston - N. Y., 1930; American political ideas..., Boston - N. Y., [1917]; War of independence, Boston, 1917; The critical period of American history, 1783-1789. Boston - N. Y., 1898.

Лит.: Дементьев И. П., Исторические взгляды Дж. Фиске, в сб.: История и историки. 1971, М., 1973. И.П.Дементьев.

ФИСТАШКА (Pistacia), род орехоплодных кустарниковых и древесных растений сем. сумаховых (анакардиевых). Листья чаще опадающие, реже - вечнозелёные, тройчатые или перистые, цветки однополые, двудомные, в пазушных метёлках, плод - костянка. Ок. 20 видов, в Сирии и Малой Азии; в СССР 2 дикорастущих вида (Узб. ССР, Тадж. ССР и Азерб. ССР): Ф. настоящая (P. vera) и Ф. тупо-листная (Ф. дикая), или кевовое дерево (P. mutica), и интродуцированные: мастиковое дерево (P. lentiscus), Ф. терпентинная (P. terebinthus), Ф. атлантическая (P. atlantica) и Ф. китайская (Р. chinensis). Культура Ф. развита в Италии, Испании, Греции, США и др.; в СССР - в Ср. Азии, Закавказье, Крыму. Наиболее распространена Ф. настоящая. Обычно многоствольное листопадное дерево выс. 5-10 м, иногда кустарник с густой кроной. Листья непарноперистые, кожистые. Цветёт в апреле. Плоды односемянные (фисташковые орехи), дл. 1-2 см, шир. 0, 5-1 см, ядро составляет 47-49%, содержит 54- 60% жира, 18-25% белка и до 16, 7% безазотистых экстрактивных веществ. Ядро ореха используют в пищу в сыром и жареном виде, в кондитерской пром-сти, для извлечения растит. масла. Древесина ценится в столярном произ-ве. При подсочке получают ценные смолы. Галлы на листьях Ф. содержат танниды (30-40%) и красящие вещества. Ф. настоящая - засухоустойчивое и холодостойкое растение, выдерживает темп-ру до -25 °С. Размножается семенами, отводками, порослью и прививкой. В пору плодоношения привитые растения вступают на 4-5-й, семенные - на 9- 10-й год. Урожайность 8-10-летнего привитого дерева - 30-45 кг. Имеются сорта: Кишлинская, Вахшская, Экстра и др. Ф. туполистная - дерево выс. 10-20 м. Распространена в Малой Азии, на Балканском п-ове, в СССР - в Крыму и на Кавказе. Плоды мелкие, несъедобные, содержат до 60% жира, из к-рого получают технич. масло; жмых идёт на корм скоту. Смола применяется для приготовления скипидара и в лакокрасочной пром-сти.

Лит.: Качалов А. А., Деревья и кустарники, М., 1970. В. А. Колесников.

ФИСТАШКОВЫЕ, семейство двудольных растений; то же, что сумаховые.

ФИСТУЛА (от лат. fistula - трубка, канал, дудка) - 1) древнее назв. одноствольных, а затем многоствольных флейт. 2) Органный регистр. 3) То же, что фальцет.

ФИСТУЛА в экспериментальной физиологии, отверстие (канал или ход), при помощи к-рого полый орган сообщается с внешней средой или с др. органом; отсутствует при нормальном анатомич. строении. Накладывается в результате спец. операции. Искусств. Ф. предназначены для изучения в длит. опытах на животных деятельности органов пищеварения, мочеотделения, скорости кровотока, состава крови. С этой целью пользуются закреплёнными на поверхности тела металлич. или пластмассовыми трубками, к-рые вводятся в полости органов либо подшиваются к стенкам сосудов. В физиол. эксперименте широко применяются также методы выведения наружу мочеточников, протоков слюнных желез, отрезков желудка (напр., при мнимом кормлении животного) и кишок. С помощью Ф. удаётся получать в чистом виде пищеварит. соки, исследовать состояние и движение внутр. органов, динамику мочеотделения, состав крови, оттекающей от органов. См. также Свищ, Фистулография.

Лит.: Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 2, кн. 1, М.- Л., 1951; Физиология человека, под ред. Е. Б. Бабского, 2 изд., М., 1972. Г. Н. Кассиль.

ФИСТУЛОГРАФИЯ (от лат. fistula - трубка, канал, свищ и ...графин), метод рентгенологич. исследования свищевого хода. Через наружное отверстие свища с соблюдением правил асептики вводится рентгеноконтрастное вещество (гл. обр. водные или масляные растворы органич. соединений йода - уротраст, верогра-фин, йодолипол и др.) и производится рентгеновский снимок. С помощью Ф. определяют длину свищевого хода, его форму и направление, отношение к полому органу (желудку, кишке, желчным ходам и др.), а также к инородному телу, воспалит. очагу, поддерживающим свищ, что позволяет правильно решить вопросы леч. тактики.

ФИТА, тридцать четвёртая буква рус. алфавита, упразднённая реформой 1917-18. В кириллице имела цифровое значение 9. В глаголице ей соответствовала буква -0-. Восходит к восьмой букве греч. алфавита О 0 (" тэта"). Вост. славяне рано перестали различать в произношении " ф" и " о". В словах, заимствованных из греческого " тэта" передавалась в языках с лат. алфавитом через th: англ. theatre, франц. theatre; в рус. яз.- через " о": " Оеатр", " Оеория" (позднее изменилось их написание и произношение - " театр", " теория").

ФИТА, в др.-рус. церк. пении знак крюковой нотации в виде слав. буквы О, в сочетании с несколькими др. знаками сокращённо обозначавший целую мелодию мелизматич. склада. В знаменном распеве (см. Знаменный распев) насчитывалось более 100 различных Ф., каждая из к-рых имела своё название. Сб-ки наиболее употребительных Ф., т. е. мелодий, выраженных крюками, наз. фит-никами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал