Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстранормальная фонетика 18 страница






Методы. Э. г. применяет как собственные, так и общенаучные методы исследования, используется метод анализа статистич. материалов, характеризующих размещение произ-ва, экономич. связи и др. особенности изучаемых территорий; метод непосредств. изучения населённых мест, предприятий, микрорайонов и т. п. (экспедиц. выборочное изучение " ключей"), к-рое сочетается с анализом сплошного статистич. материала плановых, проектных, землеустроит. и.др. учреждений. Исследования ведутся как в отраслевом, так и в районно-комплексном аспекте; для последнего особую роль приобретает экономико-географич. синтез материалов, позволяющий выявить терр. целостность, единство элементов данной хоз. структуры. Большое значение имеет сравнительно-географич. метод, вскрывающий особенность экономич. развития отд. стран и районов, а также картографич. метод, позволяющий представить своеобразную пространственную образно-знаковую модельэкономич. территории.

При решении конструктивных задач обоснования размещения производств. объектов, сравнения вариантов перспективного размещения производительных сил применяются различные экономич. расчёты (балансовые, технико-экономич. и др.), математич. методы количеств, анализа (корреляц. анализ, математич. моделирование, методы линейного и нелинейного программирования, теории множеств, теории графов и т. д.); они особенно необходимы при изучении массовых экономико-географич. явлений, обусловленных сложным комплексом причин и воздействий. Экономико-математич. моделирование используется гл. обр. в практике предплановых экономико-географич. исследований, при решении задач оптимизации размещения произ-ва; среди экономико-математич. моделей наиболее существенные - отраслевые модели, модели развития районных комплексов и межотраслевые, межрайонные модели размещения х-ва страны. Оптимальное размещение производства окончательно определяется при использовании глобальной модели (локальные модели для неё - лишь первый этап разработки).

Критерием оптимального размещения произ-ва в условиях социалистич. х-ва служит эффективность произ-ва. В экономико-географич. расчётах учитываются разные экономич. показатели, в частности терр. различия величины приведённых затрат на единицу продукции, зависящие от размеров, качества и размещения природных ресурсов, география, положения, трансп. условий, степени концентрации произ-ва, его технич. уровня, специализации, кооперирования и комбинирования, степени освоенности района и развития в нём инфраструктуры. При формализации этих показателей нельзя не учитывать специфику социально-экономич. строя тех или иных стран и закономерности, свойственные в одном случае социалистич. обществу, в другом - капиталистическому.

Качеств, содержание экономико-географич. явлений и процессов раскрывают гл. обр. " традиционные" методы анализа, обогащаемые системно-структурными подходами.

Для совр. развития Э. г. характерно развитие исследований на стыках осн. предмета Э. г. с др. науками; с экологич. аспектами производств. деятельности, расселения и потребления; с социологич. и демографич. сторонами процесса обществ, воспроизводства (в их пространств, выражении); с условиями обитания населения (это направление развития создаёт у Э. г. общие интересы с мед. географией и гра достроит, дисциплинами); с оценкой ресурсных предпосылок хоз. деятельности и т. п. Повышается значение программно-целевых подходов. Всё это, раздвигая рамки экономико-географич. исследований, усиливает как комплексность самой Э. г., так и комплексирование её с др. географич. и обществ. науками.

При разработке науч. основ оптимизации размещения социалистич. произ-ва выявилась плодотворность идеи комплексного развития стран и районов, что позволяет вскрывать " узкие места" отд. районов, нерациональные перевозки, неиспользованные возможности х-ва тех или иных территорий.

Научные исследования по Э. г. в СССР ведут Ин-т географии АН СССР, Ин-т географии Сибири и Дальнего Востока, Ин-т экономики и организации пром. произ-ва Сиб. отделения АН СССР, экономико-географич. подразделения в филиалах АН СССР, ин-ты, отделы и секторы географии республиканских академии наук. Вопросы размещения производит, сил разрабатываются Советом по изучению производит, сил при Госплане СССР, в ряде экономич. ин-тов, а также в местных науч. учреждениях (напр., в экономич. ин-тах Госпланов союзных республик). Велик объём исследований по Э. г. в ун-тах (особенно Московском, Ленинградском, Латвийском, Казанском, Тартуском) и др. вузах. Обществ, форумом для Э. г. является Географическое общество Союза CCP.

Осн. центрами экономико-географич. исследований в др. социалистич. странах являются экономич. и географич. ин-ты АН (Ин-т географии и территориальной организации Польской АН, Ин-т географии АН ЧССР, ун-ты в Праге и Братиславе и др.), н.-и. учреждения плановых органов, кафедры экономич. географии в ун-тах и др. вузах.

Значит, развитие получает междунар. сотрудничество в области Э. г. Экономико-географы СССР и др. социалистич. стран участвуют в междунар. географич. конгрессах и в др. междунар. географич. форумах, в работе Междунар. географич. союза и его комиссий. На 23-м Междунар. географич. конгрессе в Москве (1976) ок. 1/2докладов было посвящено вопросам Э. г.

В капиталистич. странах Э. г. - по преимуществу университетская наука развита также деятельность географич. обществ и различных ассоциаций, в к-рых тематика Э. г. занимает видное место. Работы по Э. г. часто финансируются различными фондами или капиталистич. монополиями. Экономико-географы работают в воен., статистич. и др. учреждениях, а также местных органах власти и частных фирмах.

В развивающихся странах возникает необходимость в экономико-географич. исследованиях - анализе местных природных ресурсов, выявлении наилучших путей развития экономики (особенно гос. сектора), рациональном размещении произ-ва, обеспечении благоприятных условий участия в междунар. разделении труда.

См. также Географические институты, Географические журналы.

Лит.: Маркс К., Капитал, кн. 1, 3, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, гл. 12, 13, 23, 24; т. 25, ч. 1-2, гл. 14, 15; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. 3, гл. 3, там же, т. 20; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полы. собр. соч., т. 3; е г о же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, г. 27; его же, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 27; его же, Набросок плана научно-технических работ, там же, т. 36; План электрификации РСФСР. Доклад VIII съезду Советов Гос. комиссии по электрофикации России, 2 изд., M., 1955; Экономическое районирование России. Доклад Госплана III сессии ВЦИК, M., 1922; ' Программа КПСС, M., 1976.

Агафонов Н.Т., Лавров С. Б., Главные теоретические проблемы географии населения, в кн.: Доклады к XXII Международному географическому конгрессу, Л., 1972; Алаев Э. Б., Эффективность комплексного развития эконойического района, M., 1965; его же, Экономико-географическая.терминология, М., 19-77; А л а м риев П.M., Экономическое районирование СССР, кн. 1 - 2, M.,.1959-63; Альбрут M. И., Марксистско-ленинские теоретические основы экономической географии, кн. 1-2 Челябинск, 1971-73; Б а р ас к ий Н. H., Экономическая география Советского Союза. Обзор по областям Госплана, M.- Л., 1926; его же, Экономическая география, Экономическая картография, 2 изд., M., 1960; Витвер И: А., Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира, 2 изд., M., 1963; Гвелесиапи Г. Г., Об основах социалистического размещения производства, Тб., 1961; Географические проблемы экономической интеграции социалистических стран, M., 1976; География отраслей и районов СССР и зарубежных стран, M., 1974; Колосовский H. H., Основы экономического районирования, M., 1958; его же, Теория экономического районирования, M., 1969; К о л отиевский A. M., Вопросы теории и методики экономического районирования, Рига, 1967; Комар И. В., Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы, M., 1975; Международная география, 76 (XXIII Международный географический конгресс), секция 6, 7, 8, 10, 11, M., 1976; Минц А. А., Экономическая оценка естественных ресурсов, M., 1972; Модели размещения производства, M., 1975; Моделирование формирования территориально-производственных комплексов, Новосиб., 1976; Научные проблемы географии населения, M., 1967; Николаев С. А., Межрайонный и внутрирайонный анализ размещения производительных сил, M., 1971; Покшишевский В. В., Минц А. А., Константинов О. А., О новых направлениях в развитии советской экономической географии. Материалы V съезда Географического общества СССР, Л., 1970; Пробст A. E., Вопросы размещения социалистической промышленности, M., 1971; Ракитников A. H., География сельского хозяйства, M., 1970; Ресурсы, среда, расселение, M., 1974; Современная география мирового хозяйства, под ред. M. С. Розина, M., 1977; С а у ш к и н Ю. Г., Введение в экономическую географию, 2 изд., M., 1970; его же, Экономическая география: история, теория, методы, практика, M., 1973; С е м е вс кий Б. H., Вопросы теории экономической географии, Л., 1964; его же, Введение в экономическую географию, 2 изд., Л., 1976; Степанов П. H., География тяжелой промышленности СССР, M., 1961; Теоретические аспекты экономической географии, Л., 1975; Теоретические вопросы экономического районирования, M., 1962; Теоретические проблемы экономической географии, M., 1974; Территориальная структура народного хозяйства в социалистических странах, M., 1976; Территориальные системы производительных сил, M., 1971; Ф е й г и н Я. Г., Размещение производства при капитализме и социализме, 2 изд., M., 1958; его же, Ленин и социалистическое размещение производительных сил, M., 1969; Хрущев А. Т., Промышленные районы и узлы СССР, M., 1972; Четыркин В. M., Проблемные вопросы экономического районирования, Таш., 1967; Экономическая география в СССР, История и современное развитие, M., 1965. П. M. Алампиев, В. В. Покшишевский.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ООН ДЛЯ АЗИИ И ТИХОГО ОКЕАНА (ЭСКАТО), региональный орган; создан в 1947 Экономическим и социальным советом ООН. Призвана содействовать экономич. развитию региона в Азии, поддержанию и укреплению экономич. сотрудничества азиат, стран между собой и с гос-вами других континентов. Членами ЭСКАТО являются 28 гос-в Азии и р-на Тихого ок. (Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, МНР, КНР, СССР, Япония и др.), а также Великобритания, Нидерланды, США и Франция. Комиссия проводит исследования, собирает, обобщает и распространяет информацию и статистич. материалы, оказывает консультативную помощь и даёт рекомендации пр-вам гос-в- членов ЭСКАТО по всем вопросам, входящим в её компетенцию.

Высший орган ЭСКАТО - пленарная сессия (созывается 1 раз в год). В период между сессиями практич. работу ведут постоянные комитеты - по пром-сти и природным ресурсам, по торговле, по транспорту и связи, по тайфунам и др. Проводятся конференции по проблемам индустриализации, планирования, по статистике, по социальным вопросам и др.

Исполнит, орган ЭСКАТО - Секретариат с пребыванием в Бангкоке (Таиланд). В рамках ЭСКАТО функционируют Совет министров стран Азии по экономич. сотрудничеству, Азиатский совет по пром. развитию, Азиатский ин-т экономич. развития и планирования, Азиатский статистич. ин-т.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, информация об экономич. отношениях и процессах обществ, воспроиз-ва. Используется в системе управления нар. х-вом наряду с др. видами информации (напр., технич., отражающей взаимосвязи между веществ, элементами произ-ва). Знания, сведения, входящие в Э. и., с точки зрения воспринимающих их субъектов содержат информацию лишь в той мере, в какой они новы и полезны для решения к.-л. задач.

В зависимости от содержания Э. и. может классифицироваться: а) по фазам и процессам воспроиз-ва - информация о произ-ве, распределении, обмене, потреблении; б) по элементам (факторам) воспроиз-ва - информация о населении и трудовых ресурсах, природных ресурсах, продукции и услугах, ден. средствах и т. д.; в) по отображаемым структурным единицам - отраслям нар. х-ва, экономич. районам, предприятиям и организациям и т. п. Важное значение имеет деление Э. и. по принадлежности той или иной функции управления: различают плановую Э. и., вырабатываемую в процессе планирования; учётно-статистическую, к-рая порождается функциями учёта и анализа; нормативную; контрольную, прогнозную и т. п.

По характеру воздействия на потребителей различают Э. и. осведомляющую и управляющую: первая содержит сведения, используемые для обоснования решений, вторая - результаты принятия решений, доводимые до исполнителей и подлежащие реализации. Управляющая информация может доводиться либо в форме прямых заданий, либо в форме экономич. и иных стимулов, мотивирующих поведение управляемых объектов.

Направленная и ненаправленная Э. и. различается в зависимости от способа её доведения до потребителей. В первом случае Э. и. доводится до одного или неск. конкретных адресатов, обычно в унифицированных по форме документах и регламентированном временном режиме. Во втором - Э. и. имеет универсальное применение и предполагает, как правило, активный поиск её со стороны потребителей в момент возникновения информац. потребности.

Э. и. передаётся и обрабатывается в форме знаков, фиксируемых на различных материальных носителях. Знаковые системы, используемые для представления Э. и., образуют языки Э. и. Общей их основой является естеств. язык, однако в практике управления экономикой выработались специфич. для языков Э. и. словарь и стандартизованные формы выражения, гл. обр. в связи с распространённостью в потоках Э. и. унифицированных табличных документов. Применение вычислит, техники для обработки Э. и. способствует широкому распространению различных типов искусственных языков - классификац. (классификаторы), информац. языков дескрипторного типа и др. Разрабатывается и внедряется Единая система классификации и кодирования технико-экономич. информации (ECKK ТЭИ), назначение к-рой - обеспечить единое в масштабах страны, однозначное и формализованное представление элементов Э. и. К 1977 в составе ECKK было создано и утверждено 20 общесоюзных классификаторов и систем обозначений, включая классификаторы отраслей нар. х-ва, пром., с.-х. и строит, продукции, полезных ископаемых, работ и услуг в разных отраслях, предприятий и организаций, единиц измерения и т. д. С сер. 70-х гг. разрабатывается общесоюзный классификатор технико-экономич. показателей (ОКТЭП), к-рый займёт центр, место в ECKK и создаст предпосылки её развития в направлении формирования совместимых информац. языков для описания Э. и. в условиях широкого применения ЭВМ. Наряду с ECKK создаётся комплекс унифицированных систем документации (УСД), в т. ч. учётной, отчётной, плановой, проектно-конструкторской, технологич. и др.

Типичной для Э. и. формой выражения количеств, данных является показатель. Последний понимается либо как переменная величина, характеризующая одно из свойств отображаемого экономич. объекта, либо как конкретное количеств, значение этой переменной величины. Качественно показатель определяется набором содержательных признаков, количественно - методикой измерения (расчёта). Показатели Э. и. посредством фиксации разнообразных взаимосвязей между ними объединяются в систему показателей, к-рая образует методологич. основу всей системы сбора и обработки Э. и., обеспечивает сводимость и сопоставимость всех количеств, данных.

В системе управления нар. х-вом функции, реализуемые разными органами управления, связываются потоками Э. и. Последние, в свою очередь, отображают всю функциональную и организационную структуру управления. Потоки Э. и. характеризуются направлением, составом, интенсивностью, временным режимом. По направлению различаются горизонтальные потоки Э. и. (связывают органы управления одного уровня) и вертикальные (восходящие и нисходящие, связывают органы управления разных уровней). Состав потоков информации определяется содержанием передаваемых в нём сообщений, интенсивность - объёмом данных, передаваемых в единицу времени. Временной режим может быть непериодический (случайный, по отклонениям) и периодический (суточный, месячный, годовой и т. п.).

В обороте Э. и. наибольший удельный вес занимают данные первичного и бухгалтерского учёта (внутри предприятий), трансп. и платёжно-расчётная документация (в обороте между предприятиями), бухгалтерская и статистич. отчётность, плановые и нормативные документы, данные оперативного управления. По данным различных обследований, годовой внутрихоз. оборот фиксированных экономич. сведений в рамках пром. предприятия колеблется от 50 до 2000 тыс. документов (3, 5-100 млн. показателей). Внеш. оборот (объём входных и выходных данных) пром. предприятия составляет примерно 100 тыс. документов и 1000 тыс. показателей в год, в т. ч. трансп. в платёжно-расчётная документация составляет 80-90% по числу документов и 40-50% - по числу показателей. Пром. предприятие представляет статистич. и бухгалтерскую отчётность в ср. объёме 60-80 тыс. показателей за год. Крупнейшим центром переработки Э. и. является сеть учреждении Госбанка СССР, к-рые ведут более 1 млн. счетов для 570 тыс. предприятий и орг-ций, концентрируя при этом сведения обо всех осн. процессах произ-ва, распределения и обращения обществ, продукта. Гл. методич. и организац. центр учётно-статистич. Э. и.- ЦСУ СССР.

Осн. направления развития системы Э. и. определяются задачами совершенствования управления нар. х-вом и формирования его новой технич. базы. Усложнение функций управления требует повышения полноты, своевременности, достоверности Э. и., а внедрение совр. ЭВМ, средств связи и т. п. создаёт предпосылки для удовлетворения этих требований. Качеств, изменения в системе Э. и. связаны с последовательным созданием в соответствии с решениями 24- 25-го съездов КПСС общегос. системы сбора и обработки информации для учёта, планирования и управления (ОГАС). При этом поэтапно осуществляется интеграция системы Э. и. на новой технич. основе, к-рая обеспечит комплексное использование необходимого минимума собираемых данных, макс, возможное извлечение из них полезной информации для решения многообразных задач управления.

Лит.: M а и м и н а с E. 3., Процессы планирования в экономике: информационный аспект, 2 изд., M., 1971; Экономическая информация. Методологические проблемы, M., 1974; Я с и н E. Г., Экономическая информация. Что это такое?, M., 1976. Е.Г.Ясин.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАРТОГРАФИЯ, раздел картографии, связанный с экономич. географией и нар.-хоз. практикой. В задачи Э. к. входит разработка теории, методики и практики создания и использования экономико-географических карт и атласов.

Э. к. в СССР сформировалась в нач. 30-х гг. 20 в. в связи с ростом потребностей в экономич. картах в условиях быстрого развития х-ва республик, экономич. районов и отраслей нар. х-ва, пропаганды достижений сов. экономики и изучения экономич. географии в учебных заведениях. Большой вклад в становление и развитие Э. к. внесли H. H. Баранский, А. И. Преображенский, M. И. Никишов, В. П. Коровицын и др.

Развитие совр. Э. к. определяют активизация теоретич. и методич. исследований в области экономич. географии и картографии, применение достижений научно-технич. революции в связи с решением задач планирования и прогнозирования развития производит, сил, формирование терр.-производств, комплексов, решение долгосрочных экономич. программ, сочетание отраслевого и терр. управления произ-вом, развитие районных планировок и охраны окружающей среды. См. Картография.

Лит.: Баранский H. H., Экономическая картография, в. 1, 3, M., 1939-40; Баранский H. H., Преображенский А. И., Экономическая картография, M., 1962; Новое в тематике, содержании и метода составления экономических карт. Сб. под ред. И. M. Маергойза, M., 1970; то же, 1970-1973, M., 1974. А. А. Лютый.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, теоретическое (абстрактное) выражение реально существующих производственных отношений. Научный анализ Э. к. как способа отражения объективного мира в системе науч. понятий был впервые дан марксизмом. Э. к. в соответствии с методом политической экономии выступают как ступени познания производств, отношений, выражают явления и процессы, свойственные каждому ист. этапу развития обществ, произ-ва.

Э. к. образуют систему, в к-рую входят: общие Э. к., свойственные всем способам производства (разделение труда, необходимый продукт и др.), особенные Э. к., присущие нескольким способам произ-ва (напр., категории товарно-ден. отношений - товар, стоимость, цена), и специфические Э. к., относящиеся только к определённому способу произ-ва (феодальная рента, капитал, прибавочная стоимость, планомерность, осн. фонды и др.). Э. к. различаются также по глубине отражения производств, отношений, т. е. выражают сущность экономич. процессов или явления, расположенные ближе к поверхности хоз. жизни (напр., стоимость и цена, прибавочная стоимость и прибыль, планомерность и планирование, распределение по труду и конкретные формы заработной платы).

Э. к. используются при анализе реальных субъектов обществ, произ-ва, к-рые выступают в политич. экономии олицетворением или персонификацией объективных производств, отношений. В условиях товарного произ-ва, основанного на частной собственности на средства произ-ва, происходит овеществление производств, отношений, выражающееся в товарном фетишизме, при этом Э. к. создают искажённое представление о действительности: отношения между людьми выступают как отношения между вещами.

Производств, отношения во всяком обществе выступают как интересы экономические. Науч. выделение и анализ Э. к. предполагают изучение с их помощью взаимодействия и реализации последних в том или ином обществе.

Э. к. занимают видное место в процессе познания и использования экономических законов, особенно в условиях социализма, где стихийное регулирование произ-ва через конкуренцию сменяется планомерным и сознательным использованием экономич. законов с помощью планового управления нар. х-вом.

Политич. экономия как наука и учебный курс разрабатывает целостную, взаимосогласованную систему Э. к. и законов данного способа произ-ва. Выделение исходной и основной Э. к. имеет принципиальное значение. Применительно к анализу капиталистич. способа произ-ва эта задача была решена К. Марксом, учение к-рого получило дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина, в частности в созданной им теории империализма. Разработкой системы Э. к. социализма занимается коллектив учёных-марксистов социалистич. стран.

Лит.: Маркс К., Нищета философии, Маркс К, иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; е г о же, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27; Румянцев A. M., О категориях и законах политической экономии коммунистической формации, M., 1965; О системе категорий и законов политической экономии, под ред. H. А. Цаголова, M., 1973. Л. И.Абалкин.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН ДЛЯ АФРИКИ (ЭКА), региональный орган; создан в 1958 Экономическим и социальным советом ООН. Членами ЭКА являются независимые афр. гос-ва (кроме ЮАР и Юж. Родезии). Осн. функции комиссии: изучение проблем экономич. и социального развития стран Африки, содействие их экономич. развитию и укреплению экономич. связей друг с другом, а также с другими странами; разработка рекомендаций и консультаций для членов ЭКА по вопросам, входящим в её компетенцию; проведение соответств. исследований, составление обзоров, докладов и др. информац. материалов и др. Высший орган ЭКА - пленарная сессия, созываемая раз в 2 года; в период между сессиями - Технич. комитет экспертов (созывается ежегодно) и Исполнит, комитет (собирается 2 раза в год). Исполнит, орган ЭКА - Секретариат (находится в Аддис-Абебе). Имеются 4 субрегиональных отделения ЭКА: для Сев. Африки - в Танжере (Марокко), Зап. Африки - в Ниамее (Нигер), Вост. Африки - в Лусаке (Замбия), Центр. Африки - в Киншасе (Заир).

В рамках ЭКА функционируют Африканский банк развития, Африканский ин-т экономич. развития и планирования.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН ДЛЯ ЕВРОПЫ (ЭКЕ), региональный орган; создан в 1947 Экономическим и социальным советом ООН. Членами ЭКЕ являются 32 европ. гос-ва (в т. ч. СССР, БССР, УССР), а также США и Канада. Задачи ЭКЕ: содействие торговле (в частности, между гос-вами с разным социальным строем), долгосрочное экономич. прогнозирование и планирование, научно-технич. сотрудничество, проблемы окружающей среды и т. д., дача рекомендаций гос-вам - членам ЭКЕ по вопросам, входящим в её компетенцию.

Высший орган ЭКЕ - пленарная сессия (созывается, как правило, 1 раз в год). В период между сессиями практич. работу ведут вспомогат. органы (комитеты, подкомитеты, совещания экспертов, группы и т. д.) по отд. отраслям экономики: напр., комитеты по электроэнергии, чёрной металлургии, стали, углю, газу, хим. пром-сти, с. х-ву, лесоматериалам, жилищному стр-ву и планированию, развитию торговли, внутр. транспорту, проблемам водных ресурсов, Совещание гл. экономич. советников, Совещание гл. правительств, советников по науке и технике, Совещание гл. советников гос-в - членов ЭКЕ по окружающей среде, Конференция европ. статистиков.

Исполнит. орган ЭКЕ - исполнит. Секретариат с пребыванием в Женеве. Секретариат ежегодно издаёт " Обзор экономического положения Европы", ежеквартальный " Европейский экономический бюллетень", а также различные обзоры, статистич. бюллетени по отд. отраслям экономики.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН ДЛЯ ЗАПАДНОЙ АЗИИ (ЭКЗА), региональный орган; создан в 1973 Экономическим и социальным советом ООН. Членами комиссии являются 12 араб. стран Азии: Бахрейн, Иордания, Ирак, Йеменская Арабская Республика, Катар, Кувейт, Ливан, Народная Демократическая Республика Йемен, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия и Сирия. ЭКЗА призвана изучать проблемы экономич, и со циального развития стран данного региона, подготавливать рекомендации странам-членам, составлять обзоры и исследования и распространять их среди своих членов и др.

Высший орган ЭКЗА - пленарная сессия (созывается, как правило, 1 раз в год). Исполнит, орган ЭКЗА - Исполнит, секретариат.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН ДЛЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (ЭКЛА), региональный орган; создан в 1948 Экономическим и социальным советом ООН. Членами ЭКЛА являются гос-ва Лат. Америки, а также США, Великобритания, Франция, Нидерланды и Канада. ЭКЛА призвана разрабатывать и осуществлять мероприятия, содействующие экономич. развитию гос-в Лат. Америки, укреплению их взаимного экономич. сотрудничества, а также сотрудничества с государствами других континентов. В этих целях ЭКЛА проводит исследования экономич., социальных и технич. проблем, собирает, обобщает и распространяет информацию и статистич. материалы по указанным вопросам, оказывает консультативную помощь и рекомендации гос-вам - членам ЭКЛА по всем вопросам, входящим в её компетенцию.

Высший орган ЭКЛА - пленарная сессия (созывается 1 раз в 2 года); в период между сессиями периодически созывается комитет по рассмотрению хода работы ЭКЛА и подготовке отчёта ЭКЛА для Экономич. и социального совета ООН. Постоянный исполнит, орган - Секретариат с местонахождением в Сантьяго (Чили); имеет отделения в Мехико, Вашингтоне, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Боготе и Порт-оф-Спейне.

В рамках ЭКЛА функционируют вспомогат. органы: Комитет по экономич. сотрудничеству стран Центр. Америки, Комитет по торговле, Межправительств, комитет по оценке положения региона в рамках междунар. развития. Под эгидой ЭКЛА действуют Латиноамер. ин-т экономич. и социального планирования и Латиноамер. демографич. центр.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЛИ, определение сравнительной ценности земли как средства произ-ва в с. х-ве в зависимости от её плодородия (естеств. и искусств.), различных природно-экономич. условий данного р-на и расположения зем. участков. Э. о. з. осуществляется гл. обр. на основе агропроизводств. группировки почв при их бонитировке (см. Бонитировка почвы). Оценка земли в баллах даёт представление о ней и о том, какие требования можно предъявить к х-ву в отношении доходности, урожайности, налогообложения и т. п. В условиях капитализма Э. о. з. оказывает решающее влияние на цену земли и арендную плату. В СССР проведение Э. о. з. предусмотрено " Основами земельного законодательства Союза CCP и союзных республик" (1968). Данные об Э. о. з. фиксируются в земельном кадастре.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, система экономич. мероприятий, осуществляемых гос-вом в интересах господствующего класса в досоциалистич. формациях, в интересах всего общества - при социализме, область экономич. науки. Социальное содержание Э. п., её цели и выбор средств их достижения определяются характером обществ, строя, отношениями собственности на средства произ-ва; как всякая политика она является концентрированным выражением экономики, исторически определённого способа произ-ва. На Э. п., вырабатываемую стоящей у власти политич. партией, оказывают влияние MH. факторы: соотношение классовых сил, степень развития классовой борьбы в стране и на междунар. арене, состояние мира или войны и т. п.

Зарождение Э. п. относится к периоду возникновения классов и образования государства. В классово-антагонистич. обществе она служит выражением интересов эксплуататорских классов, средством их защиты и реализации. При рабовладельч. и феод, строе ограничивалась, как правило, взиманием налогов и регулированием ден. обращения. В период становления капиталистич. способа произ-ва бурж. гос-во осуществляло меры по созданию и развитию мануфактур, вырабатывало законы, закрепляющие господство капитала над наёмным трудом; широкое развитие получили меркантилизм и протекционизм. Рост пром. буржуазии вызвал к жизни политику свободного предпринимательства и фритредерство. Э. п. бурж. гос-ва в этот период отражала ист. условия капитализма свободной конкуренции. В эпоху империализма бурж. гос-во всё более активно вторгается в процесс капиталистич. воспроиз-ва. Гос. монополистич. регулирование представляет сложный механизм социально-экономич. и политич. маневрирования, осуществляется в интересах сохранения капиталистич. х-ва. Оно включает программирование экономики, развитие гос. сектора, систему субсидий, антиинфляц. мероприятия, кредитно-финанс. деятельность, направленную на внешнеэкономич. экспансию (налоговая льгота для монополий-экспортёров, правительств, гарантии экспорта, таможенная политика и т. д.), и др. меры. Монополии капиталистич. стран действуют на междунар. арене в значит, степени через гос. аппарат. После 2-й мировой войны 1939-45 возникли и получили широкое распространение межгос. монополистич. орг-ции, охватывающие целые отрасли (напр., Европейское объединение угля и стали), или более общего характера (см. Европейское экономическое сообщество, Интеграция экономическая).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал