Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экстранормальная фонетика 26 страница
Ротор почти полностью освобождён от транспортирования грунта, что позволяет увеличить скорость копания до 3- 4, 4 м/сек вместо 0, 4-1, 2 м/сек у цепных машин. Модели малой мощности, с ковшами ёмкостью 25-150 л, могут работать в карьерах нерудных строительных материалов; ср. мощности, с ковшами ёмкостью 200-450 л, - на крупных строит, работах; большой мощности, с ковшами 500-4500 л, - на крупных карьерах. Роторные Э. применяются также для складирования, отгрузки материалов при больших объёмах, с производительностью до 12 500 м3/ч и более. Масса Э. на 1 л ёмкости ковша 0, 9-1, 5 т. Cp. производительность 1, 8-2, 5 м3/ч на 1 л ёмкости ковша. В зависимости от направления движения ковшей относительно перемещения Э. различают многоковшовые Э. поперечного и продольного копания и поворотные. К Э. поперечногокопан и я (см. рис. 2) относятся в основном цепные Э., к-рые во время работы движутся в направлении, перпендикулярном плоскости движения ковшей. Машины могут работать с верхним и нижним копанием и устанавливаются на рельсовом или гусеничном ходу. К Э. продольного копания относятся цепные и роторные Э., к-рые во время работы движутся в направлении, параллельном или совпадающем с плоскостью движения ковшей, - траншеекопатели, канавокопатели. Обычно - это машины малой мощности (масса до 75 га), на гусеничном или пневмоколёсном ходу. Предназначены они для рытья траншей шириной от 0, 35 до 2, реже 3 м при глубине от 1, 2 до 2 м для роторных Э. и до 8 м - для цепных. Эти Э. выполняются также в виде навесного оборудования на тракторах, Рис. 2. Схемы многоковшовых экскаваторов: а - неповоротный цепной на железнодорожном ходу с боковой разгрузкой; б - то же однопортальный; в - поворотный цепной на гусеничном ходу; г - роторный; д - цепной, траншейный; е - цепной отвальный. колёсных тягачах и автомобилях. К поворотным многоковшовым Э. относятся цепные Э., имеющие ковшовую раму, установленную на поворотной платформе, вращающейся на опорном круге; обычно оборудуются гусеничным ходом (рис. 2, е). Полноповоротность увеличивает массу Э. на 30-40%. Ёмкость ковшей достигает 3600 л. Применяют для отработки тупиковых забоев и разработки с одного уступа попеременно верх, и ниж. забоем двух уступов. Многоковшовые Э. наиболее производительны в условиях сосредоточенных объёмов открытых горных и земляных работ в мягких, средних и однородных крепких грунтах, особенно при постоянных или мало изменяющихся поперечных профилях забоев или сооружений с правильными откосами. Э. малой мощности, с ковшами ёмкостью до 150 л, могут работать с любым видом транспорта, а машины ср. и большой мощности - с ж.-д. и конвейерным транспортом. Помимо вскрышных работ на карьерах многоковшовые Э. применяют в мелиорации и для отвальных работ. Э. для мелиоративных работ обычно относятся к цепным машинам поперечного копания; отличаются небольшим удельным давлением на грунт (ок. 3-104 Па) и предназначены для рытья траншей с откосами и небольших каналов (рис. 2, д). Глубина копания до 2, 5 м, ширина канала до 12 м. Ёмкость ковша 25-75 л, масса Э. 12-20 m. Удельная мощность ок. 1 квт на 1 л ёмкости ковша, производительность 1, 5-3 м3/ч на 1 то массы (большее значение - для малых моделей). Реже применяются Э. продольного копания со спец. рабочим оборудованием. Отвальные Э., или абзетцеры (рис. 2, е), с роторным или цепным рабочим органом и консольными отвальными конвейерами применяются для выполнения больших объёмов отвальных работ при выемке вскрышных пород в карьерах многоковшовыми Э. Абзетцеры укладывают рыхлые породы вскрыши в верхний отвал высотой до 25 м или в нижний - высотой до 50 м. Историческая справка. Идея создания землеройных машин принадлежит Леонардо да Винчи, к-рый в нач. 16 в. предложил схемы Э.-драглайнов. Первая паровая землечерпалка была построена на Ижорском з-де под руководством А. А. Бетанкура во втором десятилетии 19 в. Одноковшовый неполноповоротный Э. на рельсовом ходу был запатентован в 1834 В. Отисом (США); широкое применение одноковшовых Э. началось с конца 19 в. в связи с развитием строительства жел. дорог. В 1910 появились первые электрич. Э., в 1912 - полноповоротные Э. на гусеничном ходу с двигателями внутреннего сгорания, в 1916 - с дизелем, в 20-е гг. - первые полноповоротные Э. средней мощности с большими рабочими размерами на рельсовом ходу для открытых горных работ. Произ-во одноковшовых Э. в России было начато в 1901 на Путиловском (ныне ленинградский Кировский) з-де. В СССР произ-во Э. было организовано в 1931. С 1947 Уральский з-д тяжёлого машиностроения (УЗТМ) впервые в мире организовал серийный выпуск карьерных Э. с ковшами ёмкостью 3-5 м3. В 1958 на УЗТМ был изготовлен шагающий Э.-драглайн с ковшом 25 мъ и стрелой 100 м, а на Новокраматорском маш.-строит, з-де (НКМЗ) в 1965 - Э.-лопата с ковшом 35 м3 для крепких грунтов. В 1975 УЗТМ закончил изготовление шагающего драглайна с ковшом ёмкостью 100 м3 и стрелой 100 м. УЗТМ осваивает наиболее мощную карьерную лопату, с ковшом 20 м3, для крепких грунтов (1976). За рубежом произ-во Э. сосредоточено в США (фирмы " Марион", " Бюсайрус", " Харнитфегер" и др.), Великобритании, ФРГ, ГДР, Франции, Японии, ПНР, ЧССР и др. странах. В США в 1968 фирма " Бюсайрус" изготовила шагающий Э.-драглайн с ковшом ёмкостью 168 м3 для мягких грунтов, а фирма " Марион" Э.-лопату с ковшом ёмкостью 153 м3. Сухопутный многоковшовый Э., изобретённый во Франции M. Кувре в 1860, был применён на стр-ве Суэцкого канала. В конце 19 в. многоковшовые Э. получили широкое применение в Германии на открытых горных работах по добыче бурого угля. В России произ-во многоковшовых Э. было начато на Путиловском з-де (1901). В 1921 в Германии появились Э. с ковшами ёмкостью 525 л, в 1933-1200 л, в 1939-1500 л, в 1941- 2000 л. В 1958 в ФРГ был введён в действие роторный Э. с ковшами ёмкостью 3600 л. В СССР в 1967 НКМЗ начал выпуск мощных роторных Э. производительностью 3000 м3/ч, а в 1973 -5000 м3/ч. Перспективы развития. Осн. направление развития экскаваторостроения - увеличение производительности Э. за счёт применения машин всё большей единичной мощности. Изменение структуры парка Э. произойдёт и в связи с внедрением гидравлич. Э. Доля легированных сталей в конструкции Э. малой мощности возрастёт до 35-40%, средней мощности - до 40-50%, большой мощности - до 70-80% массы Э. Увеличение скорости рабочих движений Э. вызовет уменьшение продолжительности его рабочего цикла. Создаются роторные Э. для разработки пород с удельным сопротивлением копанию до 16 · 106 Па, траншеекопатели производительностью 2500-3000 м3/ч для работы в мёрзлых породах с удельным сопротивлением копанию 0, 8 · 107 - 107 Па (ширина траншеи 2-2, 5 м и глубина до 3 м) со скоростью 400-500 м/ч, т. е. в 10-20 раз быстрее и в 5-6 раз экономичнее, чем существующие Э. этого класса. Широкое применение получат т. н. Э.-малютки массой не более 300- 800 кг. Для Э. непрерывного действия разрабатывается автоматич. управление с регулированием всех параметров, определяющих протекание рабочего процесса. На этой основе проектируются системы с самооптимизацией алгоритмов отработки подуступов и забоя в целом. Создаются автоматич. системы управления всеми машинами комплекса непрерывного действия - отвалообразователями, перегружателями, мостами. Лит.: Панкратове. А., Динамика машин для открытых горных и земляных работ, M., 1967; Домбровский H. Г., Экскаваторы, M., 1969; его же, Многоковшовые экскаваторы, M., 1972; Ветров Ю. А., Резание грунтов землеройными машинами, M., 1971; Современные карьерные экскаваторы, 2 изд., M., 1971; Теория и практика открытых разработок, - под ред. H. В. Мельникова, M., 1973; В а r n е s W., Excavating machinery, L., 1928; Williamson H. F., Myers K. H., Designed for digging, Evanston (111.), 1955; Kuhn G., Interessante Baggereinsatze, Wiesbaden, 1955; Pajer G., Pfeifer M., Kurth F., Tagebaugropgerate und Universalbagger, B., 1971. H. Г. Домбровский. ЭКСКАВАЦИЯ, процесс отделения горной породы (грунта) от массива (развала или разрыхлённого слоя) под воздействием рабочего органа экскаватора, бульдозера, скрепера и др. В практике земляных работ под Э. понимается также весь рабочий цикл, т. е. копание, перемещение и разгрузка грунта с применением экскаватора. Э. мягких, сыпучих и плотных пород обычно производится непосредственно из массива (целика) последовательным отделением " стружек" (слоев) грунта; Э. разрушенных (предварительно взорванных) пород - из развала или разрыхлённого слоя. По взаимному расположению забоя и горизонта установки машины различают Э. верхним (забой расположен выше горизонта установки машины), нижним и смешанным (нижним и верхним) копанием. Вследствие того что осн. составляющей процесса Э. является копание, процесс Э. принято характеризовать удельным сопротивлением копанию, на величину к-рого влияют физ.-механич. характеристики горных пород (грунтов), тип применяемой землеройной машины, конструкция и параметры рабочего органа и порядок отработки забоя. Лит.: Домбровский H. Г., Экскаваторы, M., 1969; Ржевский В. В., Процессы открытых горных работ, 2 изд., M., 1974; Беляков Ю. И., Владимиров В. M., Совершенствование экскаваторных работ на карьерах, M., 1974. Ю. Д. Буянов. ЭКСКОРИАЦИЯ (позднелат. excoriatio - ссадина, от лат. excorio - сдираю кожу), нарушение целостности поверхностных слоев кожи при механическом её повреждении, напр. в результате расчёсов при кожном зуде. Имеет линейную или округлую форму, нередко покрыта кровянистой корочкой. ЭКСКРЕМЕНТЫ (от лат. excrementum- отход, выделение), твёрдые и жидкие испражнения животных и человека. ЭКСКРЕЦИЯ (позднелат. excretio), то же, что выделение. ЭКСКУЗОВИЧ Иван Васильевич [26. 1 (7. 2). 1882, Елизаветград, ныне Кировоград, - 11. 6. 1942, Ленинград], сов. театр, деятель. Окончил Ин-т гражд. инженеров в Петербурге (1909). С 1918 руководил деятельностью гос. академич. театров Петрограда, в 1923-28 управляющий гос. академич. театрами РСФСР; одновременно зав. подотделом гос. театров Наркомпроса, худ. отделом Главнауки. С 1928 - на организац. работе. С о ч.: Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, предисл. А. В. Луначарского, Л., 1930. ЭКСКУРС (от лат. excursus, букв. - выбегание), отступление от главной темы изложения для освещения побочного или дополнит, вопроса. ЭКСКУРСИЯ (от лат. excursio - поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Э. различаются: по целям - учебные (в т. ч. учебно-производственные, для проф. ориентации, обмена опытом), культ.-просвет., научные; по тематике - в соответствии с содержанием объектов; по месту расположения объектов - натурные, музейные; по составу участников - для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов, уч-ся и т. п. Э. возникли в кон. 18 - нач. 19 вв.; как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоят, работы у уч-ся, они внедрялись в уч. процесс прогрессивными педагогами Зап. Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение 19 в. Э. постепенно становятся органич. частью уч. процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центр, экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов; в том же году вышла книга об осн. принципах экскурсионной методики " Школьные экскурсии, их значение и организация" (под ред. Б. E. Райкова и Г. H. Боча). Параллельно с учебными с кон. 19 - нач. 20 вв. стали проводиться Э. культ.-просвет, направления, появились спец. экскурсионные орг-ции. В 19.07 при Росс, об-ве туристов (РОТ) осн. орг-ция " Экскурсии по России", в 1914-16 издавался журнал " Экскурсионный вестник" (Москва), в 1914-17 - " Русский экскурсант" (Ярославль). В первых декретах Советской власти о школе Э. рассматривались как обязательный элемент уч. процесса. В 1918 в Москве осн. Центр, бюро школьных экскурсий. В кон. 20 - нач. 30-х гг. Э. культ.-просвет, характера стали составной частью туризма. В 1928 создано акц. об-во " Советский- турист", преобразованное в 1930 во Всесоюзное добровольное об-во пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В 30-е гг. в некоторых городах открылись экскурсионно-туристские станции Наркомпроса (в том числе в 1932 - Центр, станция в Москве). В 1936 ЦИК СССР возложил руководство развитием туризма и экскурсий на ВЦСПС и его орг-ции. После Великой Отечественной войны 1941-45 деятельность туристско-экскурсионных учреждений и орг-ции ВЦСПС активизировалась во всех союзных и авт. республиках, краях и областях; в крупных городах были созданы советы по туризму, в к-рые вошли представители гос. и обществ, орг-ции, соучаствующих в туристско-экскурсионном обслуживании трудящихся. Широкий размах экскурсионное дело приобрело после пост. ЦК КПСС, Сов. Мин. СССР и ВЦСПС " О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране" (1969). Кол-во экскурсантов возросло с 35 млн. в 1970 до 152 млн. в 1977, в 600 городах открылись экскурсионные орг-ции, предлагающие св. 15, 5 тыс. различных тем Э.: производственных, история., природоведческих, архит., искусствоведческих, лит. и др. В системе экскурсионного обслуживания профсоюзов занято ок. 35 тыс. экскурсоводов (в среднегодовом исчислении, 1977). Большую научно-просветит. и культурно-образоват. экскурсионную работу проводят музеи, картинные галереи, различные выставки (всего 1, 2 тыс. в 1977), к-рые ежегодно посещают ок. 120 млн. чел. Наибольшей популярностью пользуются Центральный музей В'. И. Ленина в Москве и его филиалы (ежегодно св. 6 млн. посетителей). СССР входит в число стран, имеющих высокий показатель т. н. экскурсионной плотности - кол-во посещений экскурсионных объектов в расчёте на душу населения (в 1975 на каждые 1000 чел. св. 1200 посещений). Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляют детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС) Мин-ва просвещения СССР; в 1977 было св. 200 ДЭТС, в Э. участвовало ок. 8 млн. школьников. Сов. школа широко использует Э. в учебно-воспитат. процессе: предметные (по уч. программе), производственные (в к-рых В. И. Ленин видел одну из форм решения задач общего и политехнич. образования), комплексные (как форма межпредметных связей), а также культурно-образовательные. Экскурсионный метод эффективно применяется в работе по проф. ориентации молодёжи, в системах повышения квалификации кадров и обмена передовым производств, опытом; при создании уч. кинофильмов, телепередач и т. д. В развитых странах Э. стали составной частью путешествия, одной из его целей, что привело к появлению т. н. познавательного (экскурсионного) туризма. Э. как рекреационная деятельность обладает высокой социальной эффективностью, поскольку выполняет одновременно неск. восстановит, функций - познания, общения, оздоровления. Массовое обслуживание экскурсантов привело к появлению специализированных учреждений (напр., экскурсионных бюро), кадров (экскурсоводов, методистов), видов транспорта (спец. модификации автобусов, речных судов и т. п.) и др. Лит.: Круп екая H. К., Задачи школы I ступени. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах программ, принятых съездом соцвосов, Пед. соч., т. 3, M., 1959; P а и к о в Б. E., Методика и техника экскурсий, 4 изд., М.- Л.. 1930; Методы и практика экскурсионного дела. Сб. статей, предисл. H. А. Гейнике, M., 1925; Шолохов В., Организация и проведение экскурсий, [M.], 1965; Пасечный П., Емельянов Б., Экскурсия, M., 1972; Вопросы экскурсионной работы, M., 1973; Музей и современность, в. 2, [под ред. А. Тим-рота], M., 1976; Емельянов Б., В помощь экскурсоводу, M., 1976. П. С. Пасечный, В. M. Кривошеее. ЭКСКУССИЯ (греч. exkusseia), податная привилегия в Византии 10-15 вв., заключавшаяся преим. в освобождении зем. владений экскуссата (лица, получившего Э.) и населявших их крестьян от гос. налогов (обычно экстраординарных), в исключении этих земель из сферы действия гос. чиновников (сборщиков налогов, фемных судей, воен. должностных лиц). В Византии, где податной гнёт был важнейшей формой эксплуатации сел. населения, Э. создавала особый тип привилегированного землевладения. Однако гос-во сохраняло за собой высш. юрисдикцию и могло ограничивать и отнимать Э. В 13-15 вв. экскуссаты получили право на сбор суд. пошлин. Существовали и иные виды Э.: освобождение экскуссатов от налогов на условии несения спец. повинностей (такого рода Э. получали ими. оружейники, лица, обслуживавшие гос. почту), освобождение кораблей от уплаты торг, пошлины. Многие византинисты считают Э. тождественной зап.-европ. иммунитету (рус. исследователи К. H. Успенский, П. А. Яковенко, югосл. историк Г. А. Острогорский и др.). Безусловно то, что оба института выполняли одинаковую социальную функцию - оформление-привилегированного землевладения. Лит.: Острогорский Г. А., К истории иммунитета в Византии, в сб.: Византийский временник, т. 13, M.. 1958. ЭКС-ЛЕ-БЕН (Aix-les-Bains), город на В. Франции, в Савойских Альпах, на берегу оз. Бурже, в деп. Савойя. 21 тыс. жит. (1968). Электротехнич. пром-сть. Бальнео-климатич. курорт. Климат тёплый, сухой; ср. темп-pa летних месяцев 21 0C. Лея. средства: климатотерапия; минеральные сульфидные термальные (t 43, 5-47 °С) и бикарбонатно-кальциево-железистые (t 15 и 8 0C) источники, воду к-рых используют для ванн, ингаляций, орошений и т. п. Лечение заболеваний органов движения и опоры, нервной системы, гинекологических, кожи и др. Ванные здания, водолечебница, отели, пансионаты и др. Зимние виды спорта. ЭКСЛИБРИС (от лат. ex libris- из книг), книжный знак, ярлык, наклеиваемый на внутр. сторону книжного переплёта или обложки, указывающий владельца книги. Э. широко распространились с началом книгопечатания (в России - с нач. 18 в.). До 19 в. наряду с Э. постоянно использовались т. н. суперэкслибрисы, оттиснутые на переплёте или корешке книги; изготовление таких Э. стоило дорого, поэтому с демократизацией книжного дела предпочтительнее стал бумажный книжный знак. Простейшие Э. - ярлыки, содержащие лишь имя владельца (иногда в сочетании с девизом). Типы художеств. Э. - гербовые Э. (характерны гл. обр. для 16-18 вв.), воспроизводящие герб владельца; вензелевые Э. - его орнаментально разработанные инициалы; сюжетные Э., наиболее популярные в 20 в. (представляют собой изображения пейзажей, архит. мотивов, различные эмблемы, символически повествующие о вкусах и профессии вла-дельнев, и т. п.). Художеств. Э. гравируются на меди, дереве или линолеуме, реже выполняются цинкографским или литографским способом. В 16-18 вв. Э. исполняли мн. выдающиеся мастера (А. Дюрер, X. Хольбейн Младший и др.). Миниатюрные композиции для Э., позволяющие выявить художеств, эффекты различных графич. техник, шрифтов и т. д., характерны и для творчества мн. сов. графиков (А. И. Кравченко, Д. И. Митрохин, П. Я. Павлинов, В. А. Фаворский и др.). Лит.: Минаев Е., Фортинский С., Экслибрис, М., 1970; Ивенский С. Г., Мастера русского экслибриса, Л., 1973. " ЭКСОН КОРПОРЕЙШЕН" (Exxon Corporation), до 1973 наз. " Стандард ойл компани (Нью-Джерси)" [Standard Oil Company (New Jersey)], см. в ст. Нефтяные монополии. ЭКСПАНСИВНЫЙ (от франц. ехраnsif), порывистый, несдержанный, резко, бурно проявляющий свои чувства. ЭКСПАНСИЯ (от лат. expansio - расширение, распространение) экономическая, расширение сфер влияния частнокапиталистич. фирм, монополи-стич. объединений и групп, а также капиталистич. гос-в в области экономики. Э. свойственна природе капитализма как способ извлечения большей прибавочной стоимости. Преимущества крупномасштабного специализированного производства способствовали завоеванию товарами, произведёнными на капиталистич. предприятиях, рынков экономически отсталых стран. Усиление Э. в условиях империализма - закономерное следствие концентрации производства и капитала, обострения внутр. противоречий капиталистич. экономики, действия неравномерности экономического и политического развития капитализма закона. Э. происходит путём борьбы за наиболее выгодные сферы приложения капитала, источники сырья и рынки сбыта произведённой продукции. Одна из форм Э.- вывоз капитала. Неоколониалистская Э. монополий и империалистических государств в развивающиеся страны усиливает диспропорциональность их экономич. и социального развития, сопровождается усилением их технич. и технологич- зависимости от б. метрополий и др. развитых капиталистич. стран. Объектом Э. являются не только развивающиеся, но и развитые капиталистич. страны, располагающие мощной производств, и научно-технич. базой, квалифицированной рабочей силой. Она проявляется в форме взаимопроникновения капиталов империалистич. гос-в. Важную роль в Э. на внеш. рынки товаров и капиталов играют многонац. корпорации. Используя своё превосходство в области технологии, организации труда и произ-ва, обладая колоссальными материальными и финанс. ресурсами, многонац. корпорации искусно приспосабливаются к условиям совр. конкурентной борьбы, создают сеть своих филиалов в др. странах, извлекая баснословные прибыли. С развитием гос.-монополистич. капитализма всё более активную роль в проведении и стимулировании Э. играет бурж. гос-во, к-рое использует такие инструменты, как инвестиции гос. капитала за границей, " помощь" развивающимся странам, страхование экспорта частного капитала от коммерч. и политич. риска, предоставление экспортных кредитов, вывозные премии, товарный и валютный демпинг, изменение паритетов валют и др. Экономич. Э. нередко связана с военно-политич. Э. капиталистич. гос-в в менее развитые страны путём дипломатия, давления, воен. интервенции и т. п. Термин " Э." используется также в экономич. лит-ре для характеристики мероприятий бурж. гос-ва, направленных на повышение деловой активности и на создание условий для выхода из экономич. кризисов (дефицитное финансирование, льготное кредитование, снижение ставок учётного процента и налогообложения, политика ускоренной амортизации и предоставления финанс. льгот). Неизбежным следствием такой политики являются инфляция и рост стоимости жизни. Лит. см. при ст. Империализм, Вывоз капитала, Монополии международные. А. А. Хандруев. ЭКСПАТРИАЦИЯ (от экс... и лат. patria - родина), термин, означающий оставление родины (эмиграция), высылку за границу, добровольный выход из гражданства, лишение гражданства. Условия и последствия этих актов определяются нац. законами отдельных гос-в (о гражданстве и др.) и междунар. договорами. Термин " Э." не имеет чёткого юридич. содержания и употребляется всё реже. В сов. законодательстве в наст, время он не употребляется. См. Гражданство, Иностранцы, Оптация, Эмигранты. ЭКСПЕДИТОР, 1) сторона договора экспедиции. В СССР - социалистич. орг-ции: транспортно-экспедиц. агентства и конторы автомоб., ж.-д., внутр. водного транспорта, мор. порты, экспедиц. орг-ции исполкомов местных Советов, системы потребительской кооперации и нек-рые др. орг-ции, в уставах (положениях) к-рых предусмотрено совершение транспортно-экспедиц. операций. 2) Работник предприятия, орг-ции, осуществляющий в соответствии с трудовым договором получение грузов, их сопровождение при перевозке, сдачу, оформление товаро-распорядит. документов. ЭКСПЕДИЦИИ НАУЧНЫЕ, одна из организац. форм полевых науч. исследований (географич., геол., гидрологич., почвенных, ботанич. и др.). Э. н. обычно связаны с маршрутными передвижениями по исследуемой терр., хотя в практике многолетних экспедиций всё чаще используются стационары. Э. н. составляется из группы учёных-специалистов и вспо-могат. персонала, организованных в отряд или партию, оснащённую необходимыми технич. средствами. В зависимости от целей исследования экспедиции могут быть комплексными и отраслевыми. Совр. экспедиц. исследование является сложным производств, процессом, включающим подготовку личного состава, технич. снаряжения (науч. приборы и оборудование, трансп. средства, материальную базу, обеспечивающую питание, отдых, средства безопасности участников), доставку всех необходимых материалов к месту работ, рекогносцировку, фиксацию результатов наблюдения, обработку полученных материалов предварительно в полевых условиях и окончательно - в камеральных условиях. Особенно широким размахом исследований отличаются экспедиции, в к-рых принимает участие неск. стран (напр., проводимые в период Междунар. геофизич. года, когда исследования велись. одновременно в различных районах земного шара). ЭКСПЕДИЦИЯ (от лат. expeditio - приведение в порядок), в гражд. праве договор, по к-рому одна сторона (экспедитор) обязуется за счёт другой и от её имени (клиента) или от своего имени отправлять или принимать принадлежащие клиенту грузы, выполнять иные связанные с этим действия, а клиент - сдавать для отправки, принимать грузы и оплачивать услуги экспедитора. В основе Э. - перевозка грузов автотранспортом. Она дополняется совершением экспедитором действий фактического (упаковка, погрузка, разгрузка, маркировка, хранение грузов, такелажные работы и др.) и юридич. характера (оформление трансп. и приёмо-сдаточных документов, производство расчётов за перевозку с другими трансп. предприятиями, информация клиентов о прибытии или отправке их грузов, таможенные операции и др.). Экспедиц. услуги оказываются также органами связи (доставка почтовых отправлений). В СССР договор Э. регулируется общими нормами Основ гражданского законодательства и ГК союзных республик об обязательствах, спец. главами ГК Казахской ССР, Узбекской ССР, Молдавской ССР, Азербайджанской ССР, а также трансп. кодексами, уставами (в т. ч. Уставом связи СССР), правилами и др. правовыми актами. Услуги экспедитора оплачиваются по установленным тарифам, а при их отсутствии - по соглашению сторон. В зарубежных социалистич. странах договор Э. регулируется аналогично (ПНР) или как разновидность договора комиссии (НРБ, ЧССР). По законодательству капиталистич. гос-в отношения по Э. регулируются как разновидность договоров комиссии (Франция), поручения (Италия), перевозки (Испания, большинство стран Лат. Америки), как самостоят, договор Э. (ФРГ), агентский договор (страны англо-саксонской правовой системы). В. А. Язев. ЭКСПЕДИЦИЯ МАЛОРОССИЙСКИХ ДЕЛ, Малороссийская экспедиция, гос. учреждение в России 18 в., орган надзора и высш. управления Левобережной Украиной. Образована в янв. 1756 при Сенате в связи с передачей дел по управлению Украиной из Коллегии иностр. дел в Сенат. Являясь высш. адм. инстанцией, Э. м. д. ограничивала власть укр. гетмана К. Г. Разумовского. По указу от 2 окт. 1756 ей поручалось рассмотрение челобитных на решения гетмана. Упразднена в февр. 1764, апелляционные дела были переданы во 2-й департамент Сената, дела по управлению Украиной - в восстановленную в нояб. 1764 Малороссийскую коллегию. ЭКСПЕДИЦИЯ РУССКОГО ФЛОТА В АМЕРИКУ 1863-64, воен. демонстрация России, оказавшая поддержку федеральному пр-ву Севера в ходе Гражданской войны в США 1861-65. В то время как англ, и франц. пр-ва поддерживали мятежников-южан, Россия заняла дружеств. позицию в отношении северян. Обострение рус.-франц. и рус.-англ. отношений во время Польского восстания 1863-64 способствовало рус.-амер. сближению. Учитывая возможность войны с Великобританией и Францией, рус. пр-во направило в терр. воды США 2 эскадры: контр-адм. С. С. Лесовского (3 фрегата, 2 корвета, 3 клипера) и контр-адм. А. А. Попова (5 корветов, 4 клипера), к-рые в сент. 1863 прибыли в Нью-Йорк и Сан-Франциско. В случае войны с Великобританией и Францией эскадры должны были нанести удар по коммуникациям и колониям противника. Появление у берегов США рус. кораблей, восторженно встреченных американцами, явилось значит, моральной и политич. поддержкой пр-ва А. Линкольна. Когда выяснилось, что Великобритания и Франция не начнут войну в поддержку восставшей Польши, рус. эскадры, соединившиеся в апр. 1864 в Нью-Йорке, были отозваны и в июле 1864 покинули берега США. ЭКСПЕДИЦИЯ РУССКОГО ФЛОТА В БОСФОР 1833, воен. демонстрация России во время обострения Египетского кризиса 1831-33 (см. Египетские кризисы). Победы правителя Египта Мухаммеда Али в войне, к-рую он вёл при поддержке Франции против султана Махмуда II, и быстрое продвижение егип. войск к Стамбулу вызвали беспокойство рус. пр-ва. Стремясь усилить своё влияние на Бл. Востоке, оно решило оказать помощь Турции. По просьбе последней в февр.-апр. 1833 в Босфор вошли 3 рус. эскадры (10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 2 корвета и др. суда) под командой контр-адмиралов М. П. Лазарева, М. Н. Кумани, И. О. Стожевского. 23 апр. туда прибыл чрезвычайный посол и главнокоманд. силами экспедиции ген.-адъютант А. Ф. Орлов. После высадки 11-тыс. рус. десанта Мухаммед Али отказался от похода на Стамбул и 9 мая 1833 заключил с султаном компромиссное соглашение. Накануне эвакуации Орлов получил от султана согласие на подписание выгодного для России Ункяр-Искелесийского договора 1833. В кон. июня рус. флот покинул Босфор.
|