Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVII. Кино 22 страница. Наряду с системой звуковых единиц существует система знаковых (двусторонних) единиц, образуемая в большинстве языков морфемой
Наряду с системой звуковых единиц существует система знаковых (двусторонних) единиц, образуемая в большинстве языков морфемой, словом, словосочетанием и предложением. Благодаря наличию в Я. значимых единиц, различные комбинации к-рых создают высказывания, а также вследствие теоретич. неограниченности объёма предложения из конечного набора исходных элементов (словаря) может быть создано бесконечное количество сообщений. Членение (сегментация) речи на звуковые элементы не совпадает с её членением на двусторонние (знаковые) единицы (т. н. принцип двойного членения). Различие в сегментации определяется не только тем, что слог не совпадает в части языков с морфемой, но и разной глубиной деления речи на звуковые (односторонние) и значимые (двусторонние) единицы: пределом сегментации звукового потока является звук (единица артикуляции, фонема), не обладающий собств. значением. Этим обеспечивается возможность создания огромного числа различающихся по звуковому составу значимых единиц (морфем, слов) из очень ограниченного инвентаря звуков (фонем). Знаковый, или семиотический, характер Я. как системы предполагает, что она организована принципом различительное™ образующих её единиц. При минимальности различий звучания или значения единицы Я. образуют оппозиции по определённому признаку (см. Оппозиция в лингвистике). Противопоставленные единицы находятся между собой в парадигматических отношениях, основанных на их способности к различению в одной и той же речевой позиции. Между единицами Я. возникают также отношения по смежности, определяющиеся их способностью к сочетаемости (см. Синтагматические отношения). Парадигматич. и синтагматич. отношения соответствуют двум осн. принципам построения речи: выбору элементов для выражения нек-рого содержания и их комбинации. Передачу информации языком можно рассматривать не только с точки зрения организации его внутр. структуры, но и под углом зрения организации его внеш. системы, т. к. жизнь Я. проявляется в общественно-типизированных формах его использования. Социальная сущность Я. обеспечивает его адекватность обществ, устройству. Функции Я. социально обусловлены. Все виды варьирования Я., возникающие под действием внеш. факторов (временных, пространственных, социальных) и имеющие ту или иную функцию в социуме, составляют внеш. систему данного Я. в данный период времени. Общей основой и источником организации внеш. системы являются языковое состояние и языковая ситуация. Компоненты, характеризующие состояние Я., слагаются из форм существования Я. и форм их реализации (устная, письменная). К осн. формам существования Я. относят диалект (терр. и социальный) и литературный язык. Между этими крайними позициями располагаются различные типы обиходно-разг. койне и просторечие. Терр. диалект является территориально-огранич. формой существования Я. Его коммуникативная сфера замыкается бытовым общением, функционально-стилевые возможности минимальны. В донациональный период обществ, развития диалекты были осн. формой существования Я. Функционально-стилистич. дифференциация в этот период может вообще отсутствовать, но чаще всего из диалектов, оказавшихся в единой ситуации, выдвигаются какой-то диалект или диалекты на роль тех или иных функциональных стилей (см. Стиль языковой, Стилистика). Такой способ формирования функционально-стилистич. систем паз. экстенсивным. Появление наддиалектных форм, имеющих характер функционально-стилистич. образований (обиходно-разг. речь, формы речи, связанные со сферами поэзии, религ, культов, сакрально-правовых и социально-правовых отношений и т. д.), знаменует собой новый этап в развитии языковых состояний и функциональных систем. Наддиалектное состояние носит экстенсивно-интенсивный характер, поскольку оно определяется не просто набором отд. диалектов-стилей, но своеобразным сводом обобщённых форм речи (на базе диалектов), используемых в функциональных целях. В период существования нации и нац. языка диалекты оказываются в единой ситуации с лит. языком и противостоят ему как низшие формы речи высшей. Термином " социальные диалекты" обозначают варианты речи (лексич. подсистемы), к-рые сложились в нек-рых социальных группах общества: проф. лексич. системы (язык рыболовов, охотников и т. д.), групповые, или корпоративные, жаргоны (учащихся, спортсменов, коллекционеров, солдат и т. д.), жаргоны деклассированных элементов (воровские жаргоны), условные, или тайные, языки (ремесленников, торговцев, нищих и т. д.). Социальные диалекты имеют терр. различия. Их употребление сходно с использованием функциональных стилей, однако в функциональной системе языка они занимают периферийное, а не центр, положение. Обиходно-разг. койне складываются из концентрации диалектов и выступают в качестве устной формы общения на территории, где сосуществуют неск. диалектов, или в городах (городские койне). Просторечие относится к средствам регионально-неограниченного устного общения. В нём используются нелитературные пласты лексики и нерегламентированные синтаксич. построения. В отличие от устной формы лит. языка, к просторечию прибегают только при неофиц. общении. Лит. язык имеет ряд признаков, к-рые принципиально отличают его от др. форм существования языка: обработанность, нормироаанность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, развитость функционально-стилистич. системы. Полнота проявления этих признаков достигается в период формирования нации, когда лит. яз. сам становится важным фактором нац. консолидации. Он является высшей формой нац. языка и противостоит в этом смысле всем др.формам существования языка, одновременно взаимодействуя с ними. Я. возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. "...Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 489). Биологич. предпосылками человеческого Я. явились сложные двигат. и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных, прежде всего антропоидных обезьян, сравнительно высокое развитие их мозга, периферич. голосового аппарата и стадный образ жизни со сложными внутристадными отношениями. В процессе перехода от животных предков к человеку, длившегося миллионы лет, на стадии питекантропов и синантропов, когда возник труд в собственном смысле слова, связанный с изготовлением орудий, начинает формироваться вторая, речевая, сигнальная система; звуки из средств выражения эмоций и инстинктов поведения постепенно становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции преднамеренного сообщения; складывается относительно устойчивая связь между представлением о предмете и ощущениями речедвигат. аппарата со слуховым образом звука. От элементарных, нечленораздельных звуковых комплексов первобытные люди - по мере усложнения процесса материального производства, общественных отношений и сознания - постепенно переходили ко всё более сложным обобщённым звуковым комплексам. Как показывают археологич. материалы, формирование членораздельной речи с её специфич. чертами происходило на стадии кроманьонца (поздний палеолит), о чём свидетельствует, в частности, строение его периферич. органов речи. Это было связано с возникновением homo sapiens и родового общества. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Через Я. реализуется преемственность различных поколений и ист. эпох. История каждого Я. неотделима от истории народа, владеющего им. Первоначально родо-племенные Я. по мере слияния племён и образования народностей трансформировались в Я. народностей, в дальнейшем, с образованием наций в период становления бурж. отношений, возникли единые нац. языки. Будучи связан с мышлением и психологией человека, его жизнью и общественным сознанием, историей народов и их обычаями, отражая нац. специфику и культуру народов, являясь формой выражения для лит-ры и фольклора как видов искусства, будучи осн. источником знаний о внутр. мире людей, обладая определённой чувственно воспринимаемой формой, Я. является источником получения косв. данных для гуманитарных и естеств. наук: философии, логики, истории, этнографии, социологии, юриспруденции, психологии и психиатрии, литературоведения, информатики, семиотики, теории массовой коммуникации, физиологии мозга, акустики и др. Я. во всей совокупности образующих его аспектов является непосредств. объектом изучения языкознания. Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Э нг е л ь с Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; П о т е бн я А. А., Мысль и язык, 3 изд., Хар., 1913; его же, Из записок по русской грамматике, т. 1-2, М., 1958; Сепир Э., Язык, пер. с англ., М. - Л., 1934; Вандриес Ж., Язык, пер. с франц., М., 1937; Б а л л и Ш., Общая лингвистика и вопросы французского языка, пер. с франц., М., 1955; Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958; Ельмслев Л., Пролегомены к теории языка, пер. с англ., в сб.: Новое в лингвистике, в. 1, М., 1960; Б о д уэн де Куртенэ И. А., Избранные труды по общему языкознанию, т. 2, М., 1963; Карцевский С., Об асимметричном дуализме лингвистического знака, пер. с франц., в кн.: 3вегинцев В. А., История языкознания XIX - XX вв. в очерках и извлечениях, 3 изд., ч. 2, М., 1965; Виноградов В. В., Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития, М., 1967; Будагов Р. А., Литературные языки и языковые стили, М., 1967; его же, Человек и его язык, 2 изд., М., 1976; Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968; Общее языкознание, т. 1 - Формы существования, функции, история языка, М., 1970; Панфилов В. 3., Взаимоотношение языка и мышления, М., 1971; Общее языкознание, т. 2- Внутренняя структура языка, М., 1972; Б е н в ен и с т Э., Общая лингвистика, пер. с франц., М., 1974; СоссюрФ. де, Труды по языкознанию, пер. с франц., М., 1977; Н u info о 1 d t W. von, Gesammelte Schriften, Bd 1 - Werke, В., 1903; В и h 1 е г К., Sprachtheorie, Jena, 1934; Gramsci A., Opere, v. 2 - П materialismo storico e la filosofia di Benedetto Groce, 4 ed., Torino, 1952; H a vT a n e k В., On comparative structural studies of Slavic standard languages, t. 1, Prague, 1966. H. Д. Арутюнова, Б. Л. Серебренников (язык и мышление), Г. В. Степанов (формы существования языка), А. Г. Спиркин (происхождение языка). ЯЗЫК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, см. Государственный язык. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ, формальная знаковая система, используемая для связи человека с ЦВМ; предназначена для описания данных (информации) и алгоритмов (программ) их обработки на вычислительной машине. Примеры Я. п.- алгол, кобол, фортран, а также машинные языки. Я. п. занимают промежуточное положение между языками естественными и формализованными. С первыми Я. п. роднит схожесть грамматич. строя (употребление слов естественного языка, фразовая структура и т. п.). Со вторыми Я. п. сближает использование математич. символов и понятий, а главное - наличие строгих, точно описанных правил построения текстов в Я. п. и выражения их смысла. Осн. назначение Я. п.- быть средством программирования: формулирования программ и их реализации на ЦВМ. Лит. см. при ст. Программирование. ЯЗЫК СУДОПРОИЗВОДСТВА, язык, на к-ром ведётся предварит, расследование и суд. рассмотрение дела. В соответствии со ст. 159 Конституции СССР, ст. 11 Основ уголовного судопроизводства, ст. 10 Основ гражд. судопроизводства в СССР производство по делу ведётся на языке союзной или авт. республики, авт. области, авт. округа или на языке большинства населения данной местности, с обеспечением лицам, не владеющим этим языком, полного ознакомления с делом и участия в суд. действиях через переводчика (см. Переводчик судебный), а также права заявлять ходатайства, давать показания и объяснения и выступать в суде на родном языке. Такое решение вопроса о Я. с. обеспечивает равенство граждан перед судом независимо от их нац. принадлежности, контроль общественности за деятельностью суд. органов, выполнение судами их воспитат. задач. На тех же принципиальных основах решается вопрос о Я. с. и в зарубежных социалистич. странах. В судопроизводстве большинства бурж. гос-в действует принцип единого гос. Я. с. Правила об участии переводчика не предусматривают его участия во всех необходимых случаях. Инициатива приглашения переводчика возлагается на участников процесса, к-рые должны доказать необходимость этого, а также оплатить услуги переводчика. ЯЗЫКИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ, специализированные искусственные языки, используемые в различных системах обработки информации. От Я. и. следует отличать язык программирования и машинный язык, служащие для связи человека с ЦВМ, описания данных и программ их обработки, а также формализованные языки науки, предназначенные для символич. записи фактов и теорий математики, логики, химии. Различают информационный язык для информационно-логической системы (информационно-логич. язык) и информационный язык для информационно-поисковой системы (информационно-поисковый язык), однако между ними нет принципиальной разницы, т. к. мн. Я. и. могут использоваться как в одной, так и в др. системе. Любые Я. и. должны обеспечивать однозначную запись информации и её последующее распознавание с определённой полнотой и точностью, а информационно-логич. язык, помимо этого - формализацию логич. вывода. Наиболее разработаны Я. и. для описания осн. содержания, главного предмета или темы текста или информационного запроса для осуществления информационного поиска (см. Индексирование), напр, язык библиографического описания служит средством идентификации текстов. В его составе - библиографич. элементы (фамилии авторов, заглавия, назв. учреждений, периодич. изданий и т. п.); осн. сфера применения - алфавитные каталоги, картотеки и библиографич. указатели. В разных классификациях этот язык имеет свои особенности (см. Классификации библиотечно-библиографические). В д ескрипторных языках (см. Дескриптор, Дескрипция) осн. содержание текста выражается перечнем полно-значных слов, выбираемых либо из спец. словаря (тезауруса), либо из самого текста, т. е. как бы указанием его координат, отчего подобное индексирование называется координатным. В семантических кодах смысловые отношения между словами выражаются не при помощи помет в тезаурусе, спец. таблиц или графич. схем, как в дескрипторных языках, а самими структурами их слов, напр. Семантический код Перри-Кента (США), язык кодов Ин-та кибернетики АН УССР. В синтагматических языках смысловые отношения между словами выражаются, как и в дескрипторных, а грамматич. отношения - не путём указателей связи и роли, а при помощи развитой системы средств, например СИНТОЛ (Франция). Лит.: Информационно-поисковая система " БИТ", К., 1968; Ланкастер Ф. У., Информационно-поисковые системы, пер. с англ., М., 1972; Ч е р н ы и А. И., Введение а теорию информационного поиска, М., 1975. Р. С. Гиляревский. ЯЗЫКИ МИРА, языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число Я. м.- от 2500 до 5000 (точную цифру установить невозможно ввиду условности различия между разными языками и диалектами одного языка). К наиболее распространённым Я. м. принадлежат (число говорящих в млн. чел., 1975): кит. (800), англ. (350), рус. (240), исп. (210), хинди и близкий ему урду (200), индонез. (130), араб. (127), бенг. (125), португ. (115), япон. (111), нем. (100), франц. (90), итал. (65), панджаби (60), телугу (52), кор. (52), маратхи (48), тамильский (47), украинский (45). Все Я. м. делятся по родств. связям на языковые семьи (см. Семья языков), каждая из к-рых включает группы близких друг другу языков, бывших в древности диалектами одного языка или входивших в один языковой союз (см. Языковые союзы). Наиболее изученной является индоевропейская семья языков (1860 млн. чел.), происходящая из группы близко родственных диалектов, носители к-рых в 3-м тыс. до н. э. начали распространяться в Передней Азии к Ю. от Сев. Причерноморья и Прикаспийской обл. По письм. памятникам 2-го тыс. до н. э. известны исчезнувшие позднее индоевропейские языки М. Азии - клинописный хеттский и др. анатолийские языки (палайский и лувийский), продолжением к-рых в 1-м тыс. до н. э. были иероглифический лувийский, ликийский и лидийский языки. По письм. текстам (со 2-го тыс. до н. э.) известен также один из диалектов др.-греч. яз., на к-ром были составлены крито-микенские тексты линейного письма Б. Не поддаются лингвистич. исследованию надписи карийского яз. (древнейшая - 7 в. до н. э.). Носители близких к греческому арийских (индоиранских) индоевропейских диалектов во 2-м тыс. до н. э. вторглись на Бл. Восток, о чём свидетельствуют месопотамские арийские слова и имена в переднеазиат. письм. памятниках. К древним диалектам арийских племён восхо дят совр. нуристанские (кафирские) языки в Афганистане, занимающие промежуточное положение между двумя осн. группами арийских языков: индийской и иранской, составляющими вместе с греч. и арм. языками вост. группу индоевроп. языков (внутри неё и греч., и арм., ещё до 2-го тыс. до н. э. отделившиеся от индоиранского, представляют каждый особую подгруппу). Ранние тексты на др.-инд. яз. были написаны к 1-му тыс. до н. э. Из др.-инд. яз. развились среднеинд. языки (пракриты), а из этих последних - новоиндийские: хинди, урду, бенгали, маратхи, панджаби, раджастхани, гуджаратский, ория и т. д. К др.-инд. языку очень близки др.-иран. языки 1-го тыс. дон. э.-др.-перс. и язык " Авесты>, с к-рыми исторически связаны среднеиран. языки (восточные-согдийский, являвшийся языком общения народов Ср. Азии, сакский, хорезмийский; западные, к к-рым относятся среднеперс. и парфянский языки) и новоиран. языки (западные - новоперсидский, или фарси, тадж., курдский, белуджский, татский, талышский и др.; восточные - пушту, осетинский, исторически связанный с вост.-иран. языком скифов, памирские, ягнобский, являющийся продолжением согдийского). С 1-го тыс. до н. э. известны памятники письменности нек-рых индоевроп. языков, составляющих зап. группу, в т. ч. италийских, к к-рым относились бесследно исчезнувшие оскско-умбрские языки и лат. язык принадлежавший вместе с фалискским яз. к латино-фалискской группе (к последней был близок и венетский яз.). После распада Рим. империи из диалектов лат. языка развились романские языки: исп., португ. и близкий к нему галисийский, каталанский, франц., прованс., ретороманские яз., итал., сардский (сардинский), вымерший в кон. 19 в. далматинский, рум., а также другие близкие к нему балкано-романские языки и диалекты. К италийским языкам близки кельтские, включающие галльскую подгруппу (мёртвый галльский яз.), гаэльскую подгруппу (ирл., шотл., мэнский - на о. Мэн - языки) и брит, подгруппу (бретонский яз., уэльсский, или валлийский, вымерший корнуэльский). В 70-х гг. 20 в. прочитаны древние надписи на иберийско-кельтском (кельтиберском) языке в Испании. В зап. группу древних индоевроп. языков, помимо италийских и кельтских, входит мёртвый иллирийский яз., от к-рого сохранились надписи мессапского яз. (в Италии) и собств. имена, распространённые на терр. Юж. и Центр. Европы. К той же группе относятся герм, языки, делящиеся на три подгруппы: вост.-германскую (мёртвый готский язык); сев.-германскую, или скандинавскую (швед., дат., норв., фарерский, исл. языки); зап.-германскую (англ. и близкий к нему фризский, нидерл., бурский, или африкаанс, нем., идиш). Между западными индоевроп. языками (кельтскими, италийскими, герм, и иллирийским) и восточными, включающими арийские, греч. и арм. языки, промежуточное положение занимают балто-слав. языки, делящиеся на балтийские - зап.-балтийский (мёртвый прусский язык) и вост.-балтийские (литов., латыш.), и славянские, к к-рым относятся вост.-славянские (рус., укр., белорус.), зап.-славянские (чеш., словацк., польск., лужицкий языки и мёртвый полабский - в басе. р. Эльба - Лаба), юж.-славянские (старославянский и исторически с ним связанные болг. и макед., сербскохорв., словен. языки). К древним индоевропейским языкам, занимавшим некогда промежуточное положение между вест, и зап. языками, принадлежат также мёртвые тохарские яз. (памятники 5-8 вв., найденные в Центр. Азии). Мн. мёртвые индоевроп. языки известны по очень скудным данным, напр, фригийский - по надписям, найденным в М. Азии, куда фригийцы во 2-м тыс. до н. э. переселились с Балканского п-ова. Также мало данных о фракийском яз. на Балканах, связываемом - как и иллирийский - с совр. алб. языком (составляющим особую подгруппу индоевроп. языков), о др.-макед. языке, близком к греческому, о филистимском, сближаемом с индоевропейским догреч. (или пеласгским языком), о языке лепонтских надписей в Сев. Италии, близком к кельт, языкам, о лигурском языке и т. д. К семито-хамитской (афразийской или афро-азиатской) семье языков (191 млн. чел.) относятся семитские, др.-егип. (и коптский), берберские, кушитские (сомали и др.), чадские языки (среди к-рых наиболее распространённый язык - хауса). Семитская группа состоит из двух осн. ветвей: вост. и зап., к-рая, в свою очередь, подразделяется на сев. (или зап., в узком смысле слова) и юж. подгруппы. Вост. семитские яз. представлены мёртвым аккадским яз. Ассирии и Вавилона. Сев. подгруппа зап.-семитских яз. включает ханаанские и арамейские языки. К ханаанским яз. принадлежат мёртвые староханаанский (древнейшие клинописные памятники к-рого, найденные в 1974 на С. Сирии, относятся ко 2-й пол. 3-го тыс. до н. э.), финикийский (яз. Финикии и финикийских поселений в Средиземном м., в т. ч. Карфагена, где употреблялся финикийско-пунический яз.) и моавитский языки, а также др.-евр. яз. и его совр. форма - иврит. К ханаанским яз. был предположительно отнесён и угаритский яз. текстов из Рас-Шамры (древний Угарит). Арамейский яз. в начале н. э.- наиболее распространённый язык Бл. Востока, позднее почти полностью был вытеснен арабским; с восточноарамейскими диалектами исторически связан новоассирийский (айсорский) язык. К юж. подгруппе западносемитских языков принадлежат араб, яз., южноаравийские и близкие к ним эфиопские языки (наиболее распространённый из эфиопских яз.- амхарский - офиц. язык Эфиопии). В картвельскую (южнокавказскую) семью (3, 7 млн. чел.) входят груз, яз., мегрельский, объединяемый вместе с чанским яз. в занскую (мегрелочанскую) подгруппу, и сванский язык. Нек-рые учёные считают, что картвельские яз. родственны северокавказским и образуют вместе с ними кавказскую (или иберийско-кавказскую) семью, но эта гипотеза ещё не доказана. К северокавказским языкам относятся абхазско-адыгские (сев.-зап.-кавказские; 0, 9 млн. чел.) и нах-ско-дагестанские (сев.-вост.-кавказские; 2 млн. чел.). К абхазско-адыгской семье принадлежат абх., абазинский, адыг., кабардино-черкесский и убыхский языки. Нахско-даг. языки делятся на вейнахские, или чечено-ингушские (чеченский, ингушский, бацбийский), и дагестанские (ок. 30 горских яз. Дагестана 1, к-рые включают аварско-андийско-ди-дойскую подгруппу (наиболее распространённый язык - аварский), даргино-лакскую подгруппу (даргинский и лакский языки), лезгино-таоасаранскую подгруппу (лезгинский, табасаранский и др. языки). Существуют и др. классификации этих языков. Кавк. языки иногда объединяются с баскским языком (в Испании и на Ю.-З. Франции) в эускаро-кавк. семью, но родство баскского языка с кавказскими ещё не подтверждено. Финно-угорские (или угро-финские) языки (23 млн. чел.) делятся на две осн. подгруппы: финскую и угорскую. К угорской подгруппе принадлежат обско-угорские языки Зап. Сибири - хантыйский (остяцкий) и мансийский (вогульский), а также венг. яз., носители к-рого уже в кон. 1-го тыс. н. э. переселились далеко на 3. и оказались отделёнными от носителей обско-угорских языков. Фин. подгруппа включает пермские языки - коми-пермяцкий и коми (коми-зырянский) и удмуртский (вотяцкий) язык - и прибалтийско-финноволжские языки, к к-рым принадлежат мордовские (эрзя-мордовский и мокшамордовский), марийский яз., саамский (лопарский в Мурманской обл. СССР и сканд. странах) и прибалтийско-финские: фин., эст. и ряд менее распространённых языков. Финно-угорские языки родственны самодийским яз. Крайнего Севера СССР (ненецкому, энецкому, нганасанскому, селькупскому; 25 тыс. чел.), вместе с к-рыми они часто объединяются в уральскую (финно-угро-самодийскую) семью. С уральскими яз. сближается исчезающий юкагирский (на С. Сибири). По мнению нек-рых учёных, уральская семья, в свою очередь, входит вместе с алтайскими яз. в более обширную урало-алтайскую семью. К алт. семье языков (97 млн. чел.) относят тюрк., монг. и тунгусо-маньчжурские яз.; отд. учёными доказывается принадлежность к алт. семье корейского и япон. языков. Мн. учёные считают, что тюрк., монг. и тунгусо-маньчжурские языки не составляют единой семьи, а образуют языковой союз. Тюркские языки (89 млн. чел.) включают след, группы: 1) булгарскую, к к-рой принадлежит чуваш, яз.; 2) юго-западную, куда входят тур., азерб., туркм. и нек-рые др. языки; 3) северозападную, к к-рой относятся тэт., казах., башк., караимский, кумыкский, ногайский, каракалп. языки, а также кирг. яз., объединяемый вместе с алт. яз. в особую киргизско-кыпчакскую группу; 4) юго-восточную, включающую узб. и совр. уйгурский языки; 5) северо-восточную, к к-рой принадлежат якут. яз. и ряд др. языков Сибири и Алтая, а также мёртвые тюрк, языки с наиболее древними памятниками (др.-уйгурский - др.-тюрк, язык и язык орхоно-енисейских надписей). К совр. монгольским языкам (4, 2 млн. чел.) относятся бурятский, собств. монгольский, калмыцкий, ойратский яз. (в Центр. Азии), близкий к калм. языку, монгольский в Афганистане и ряд др. Ктунгусо-маньчжурским языкам (3, 6 млн. чел.) принадлежит постепенно выходящий из употребления маньчжурский яз., эвенкийский, близкий к нему эвенский и ряд др. языков Вост. Сибири и Д. Востока. Японскому языку близко родствен рюкюский (на о-вах Рюкю). Однако место япон. и рюкюского языков, имеющих общие черты также с австронезийскими языками, среди семей Я. м. остаётся ещё недостаточно ясным. Значит, часть населения Индии (гл. обр. на Ю.) говорит на языках дравидийской семьи (154 млн. чел.), к к-рой принадлежат тамильский яз., близкие к нему малаялам и каннада, а также яз. телугу, языки куй, гонди, брагуи (на С.-З. Индии) и др. В науч. лит-ре высказывалась гипотеза о родстве дравидийских языков с уральскими, а также с мёртвым эламским яз.- одним из древних яз. Передней Азии. Согласно гипотезе, обоснованной В. М. Иллич-Свитычем, индоевропейские, семито-хамитские, картвельские, уральские, алтайские и дравидийские языки вместе образуют одну ностратич. семью. К той же семье (иначе наз. " гиперборейской" или " бореальной") нек-рые учёные относят и сев.-кавк. языки, а также языки чукото-камчатской группы (чукотский, корякский, ительменский и др.). В Африке к Ю. от Сахары осн. часть населения, согласно классификации Дж. X. Гринберга, говорит на языках трёх семей: нигеро-кордофанс к о и (конго-кордофанской), н и л осахарской и койсанской. Нигеро-кордофанская семья (213 млн. чел.) состоит из 2 групп - нигер-конго и кордофанской. В составе нигеро-кордофанской семьи выделяются обширная подгруппа бенуэ-конго, включающая языки банту (важнейшие из них - суахили, руанда, кирунди, киконго, килуба, луганда, лингала, сото, зуду) и ряд других (тив, ибибио и т. д.), а также подгруппы зап.-атлантическая (языки фуль, волоф, киси и др.), манде (языки малинке, бамбара, сонинке, менде и др.), вольтийские (языки моей, или море, груси, лобо и др.) и ква (языки акан, эве, йоруба, ибо и др.). В немногочисл. кордофанскую группу входят языки коалиб, тегали, талоди и др. Нило-сахарская семья (23 млн. чел.) состоит из 6 групп: сонгаи, сахарской, маба, фур, шари-нильской и кома. Крупнейшая из этих групп - шари-нильская- объединяет т. н. нилотские (динка, нуэр, джолуо, нубийский) и ряд др. языков. В сахарскую группу входят языки канури и тубу, а др. группы состоят из одного языка того же наименования или неск. языков, близких между собой. Особое место на Ю. Африки занимают готтентотские яз., часто объединяемые вместе с бушменскими в группу койсанских яз. (250 тыс. чел.), к к-рым присоединяются нек-рые языки Вост. Африки (сандаве, хатса). В состав китайско-тибетской семьи (865 млн. чел.) мн. лингвисты включают лишь 2 группы - китайскую и тибето-бирманскую (нек-рые учёные включали также тайскую, мяо-яоскую и вьетскую группы). В кит. группу входит кит. яз., мн. диалекты к-рого объединяются в 7 осн. групп; с наиболее многочисл. северной группой исторически связан язык хуэй (дунган) в Китае и Ср. Азии. К тибетобирм. группе китайско-тибет. семьи принадлежат тибет. языки, бирманский и языки качинской (цзинпо) подгруппы. Место тайской группы (52 млн. чел.) окончательно не определено: одни исследователи относят её к кит.-тибетской семье, другие - к австроазиатской. Нек-рые лингвисты утверждают, что это самостоят, семья, отдалённо родственная австроазиат. семье языков. Ряд учёных, опираясь на близость мн. языков Юго-Вост. и Юж. Азии, выделяют австроазиатскую семью (65 млн. чел.), включающую группы: вьетскую, мон-кхмерскую, палаун-ва, малаккскую, кхаси, Никобарскую, мунда, мяо-яоскую. Мн. языки этих групп, распространённые некогда во всех странах Индокитая и Индии, сохранились лишь в труднодоступных местах.
|