Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 23 страница






Австронезийская (малайско-полинезийская) семья (191 млн. чел.), на языках к-рой говорит большинство народов Индонезии, Филиппин, Малайзии и стран Океании (кроме народов Новой Гвинеи), подразделялась на 4 группы: индонезийскую, полинезийскую, микронезийскую, меланезийскую. Существуют новые классификации, однако ни одна из них не является общепринятой. Нек-рые лингвисты вслед за В. Шмидтом сближают австроазиатскую и австронезийскую семьи и конструируют австрическую надсемью, объединяющую большинство языков Юго-Вост. Азии и Океании.

Одну семью языков составляет большинство языков аборигенов Австралии (св. 100 тыс. чел.). С этой же австрал. семьёй сближаются нек-рые папуасские языки. Значит, часть папуасских языков (3, 1 млн. чел.) объединена Гринбергом в индо-тихо-океанскую семью вместе с вымирающими андаманскими языками. Из языков Индии совершенно отличен от др. языков этой семьи язык бурушаски (50 тыс. чел.). Изолированно стоит среди др. языков Вост. Азии айнский яз. (в Сев. Японии; 20 тыс. чел.). Особое место занимают также и разнородные, не связанные друг с другом языки Сев.-Вост. Азии, условно наз. палеоазиатскими (точнее, палеосибирскими, т. е. древнесибирскими), в т. ч. нивхский (гиляцкий), а также эскимосский (близкородств. алеутскому, или унанганскому). Эскимосский и алеутский языки часто выделяют в особую эскимосско-алеутскую семью. Палеосибирские языки, как и айнский, имеют черты, общие с нек-рыми индейскими языками Сев. Америки. Зап.-палеосибирскими языками иногда наз. языки енисейской, или кетской, группы: кетский (енисейско-остяцкий), на к-ром говорят жители неск. селений в басе. Енисея, и неск. родств. ему мёртвых языков Зап. Сибири (коттский, асанский и др.). Енисейские (кетские) языки, по мнению ряда учёных, родственны тибето-бирманским.

В Америке существует значит, число семей языков индейцев (33 млн. чел.). В соответствии с классификациями амер. учёных Гринберга, Э. Сепира и Мак-Куауна, все они объединяются в 10 больших групп, или надсемей. Языки группы на-дене (атапаскские языки, среди к-рых наиболее распространены навахский, тлинкит, хайда и др.), носители к-рых, по предположению нек-рых учёных, пришли в Америку позднее носителей языков др. групп, сопоставлялись Сепиром и др. исследователями с китайско-тибет. языками и др. языками Евразии. Др. семьи языков С. Америки объединяются в след. осн. группы: алгонкино-мосанскую (ал-гонкинские яз., селишские яз. и др.), хока-сиу (языки хока, ирокезские, муского-натчезские и др.), тараски (в Мексике), ацтеко-таноанскую (или тано-ютоацтекскую) группу, к к-рой относится язык нахуа (в Мексике; язык древнего гос-ва ацтеков), и группу пенути. По гипотезе амер. учёного Б. Уорфа, две последние группы находятся в отдалённом родстве и связаны с центр, амер. группой майя-соке, в к-рую входит язык майя на п-ове Юкатан. По классификации Гринберга, языки майя-соке включены в группу пенути.

Из индейских языков стран Центр, и Юж. Америки важнейшим является язык кечуа (в Перу, Экуадоре, Боливии и прилегающих обл. Аргентины, Чили и Колумбии) - осн. язык др.-перуансксто гос-ва инков, отличавшегося высокой самобытной культурой. Язык кечуа объединяется с языками аймара, арауканскими, аравакскими, тупи-гуарани и нек-рыми другими в андо-экваториальную группу; яз. гуарани, входящий в эту группу, является осн. языком Парагвая и используется рядом индейских групп Бразилии, Боливии, Аргентины. Др. языковые семьи в Центр, и Юж. Америке объединяются в группы макро-отоманге (семьи отомимиштекосапотекская и чинантекская), макро-чибча (семьи чибча и мискито-матагальпская, народы ленка, пайя, шинка и др.), же-пано-карибскую (семьи карибская, же, пано, уитото, матако-матагуайо, гуайкуру и маскойя, народы мосетене, намбиквара, бороро, каража, ботокудо и др.).

По гипотезе амер. учёного Э. Мэтсон, все индейские языки Америки - америндейские (за возможным исключением карибских на Ю. и на-дене на С.) родственны между собой. Выдвигая гипотезу о родстве всех индейских языков Америки, М. Свадеш предположил, что все совр. Я. м. восходят к диалектам одной языковой семьи, существовавшей в Старом Свете неск. десятков тысячелетий назад (согласно Свадешу, в то время существовали и другие семьи, исчезнувшие бесследно). Однако методы определения времени распада языковой семьи, введённые Свадешом и широко используемые в совр. лингвистике (глоттохронология, или лексикостатистика), не дают достоверных результатов применительно к периодам, превышающим 4- 5 тысячелетий, и поэтому выводы Свадеша (а до него А. Тромбетти) о моногенезе (едином происхождении) всех языков Америки и Старого Света не являются надёжными. Можно предполагать, что значит, число языковых семей исчезло бесследно; сохранившиеся памятники нек-рых древнейших языков (в частности, иероглифич. языки Крита) остаются нерасшифрованными. Мн. древнейшие культурные языки человечества ещё не нашли своего места в генеалогич. классификации языков.

Мёртвые переднеазиатские языки иногда объединяются термином " азианические", но в действительности они принадлежали к разным языковым семьям. Хурритский яз. (памятники 3-2-го тыс. до н. э. в Месопотамии и Сирии) близкородствен урартскому яз. (в древнем Урарту у оз. Ван). Особое место занимает сопоставляемый с языками Центр, и Вост. Азии шумерский яз., обладающий чрезвычайно древними письм. памятниками (с кон. 4-го тыс. до н. э.). Хаттский яз., являющийся мёртвым языком М. Азии уже во 2-м тыс. до н. э., и хуррито-урартская семья (а также и шумерский яз.) иногда сопоставляются с кавк. языками, но эти сопоставления ещё не общепризнаны. Неясны генетич. связи этрусского языка.

Классификация языков Америки, Африки и Юго-Вост. Азии во многом ещё детально не разработана. Поэтому картина языковой истории человечества, рисуемая совр. наукой, является приблизительной. (Карту см. на вклейке к стр. 480.)

Лит.: Шор Р. О., Чемоданов Н. С., Введение в языковедение, М., 1945; Иванов В. В., Генеалогическая классификация языков и понятие языкового родства, М., 1954; Реформатский А. А., Введение в языкознание, М., 1960; Атлас народов мира, М., 1964; И лл и ч - С в и т ы ч В. М., Опыт сравнения ностратических языков, т. 1 - 2, М., 1971 - 76; Брук С. И., Этнодемографическая ситуация в послевоенном мире, " Советская этнография", 1976, № 3; Finck F. N., Die Sprachstamme des Erdkreises, 3 Auf!., Lpz., 1923; Schmidt W., Die Sprachfamilien und Sprachenkreise der Erde, Hdlb., 1926; Kieckers E., Die Sprachstamme der Erde, Hdlb., 1931; Gray L. H., Foundations of language, N. Y., 1939; M i 1 e w s k i Т., Zarys jezykoznawstwa ogolnego, cz. 2 - Rozmieszczenie je.zykow, zesz. 1 - 2, Lublin - Krakow, 1948; P e i M. A., The -world's chief languages, 3 ed., L., [1949]; H о m b u rgerL., Le langage et les langues, P., 1951; Greenberg J. H., Historical linguistics and unwritten languages, в кн.: Anthropology -pday, Chi., 1953; его же, Studies in African linguistic classification, New Haven, 1955; его же, General classification of Central and South American languages, в кн.: Men and cultures. Selected papers of the Fifth International congress of anthropological and ethnological sciences, Phil., 1960, p. 791-92, его же, The languages of Africa, 2 ed., The Hague, 1966; S w a d e s h M., Mapas de clasiflcacion linguistica de Mexico у las Americas, Мех., 1959 (Cuadernos del Instituto de historia, Serie Antropologica, № 8); его же, Tras la huella linguistica de la prehistoria, Мех., 1960 (" Suplementos del seminario de problemas cientificos у filosoficos ", 2 serie, №26); Les langues du monde... sous la direction de A. Meillet et M. Cohen, [nouv. ed.], t. 1-2, P., 1964; Voegelin C. F. and Voegelin F. M., Languages of the world, " Anthropological Linguistics", 1965, № 6-7; Haas M. R., Historical linguistics and the genetic relationship of languages, The Hague, 1966; Comparative studies in Amerindian languages, The Hague - P., 1972; Ohly R., Jgzyki Afryki, Warsz., 1974. С. И. Брук, Вяч. Be. Иванов.

ЯЗЫКОВ Николай Михайлович [4(16).3. 1803, Симбирск, ныне Ульяновск, -26. 12.1846(7.1.1847), Москва], русский поэт. Брат П. М. Языкова. Род. в помещичьей семье. Учился на филос. ф-те Дерптского (Тартуского) ун-та (1822-29). В 1826 гостил в Тригорском у А. С. Пушкина, не раз восторженно отзывавшемся о стихах Я. В 1831 вместе с П. В. Киреевским начинает собирать материалы по рус. нар. поэзии. Сближается со славянофилами (семьёй Аксаковых, А. С. Хомяковым и ДР.). После пребывания за границей (с 1838) в 1843 вернулся в Москву. Недолгое знакомство Я. с П. Я. Чаадаевым, А. И. Герценом, Т. Н. Грановским заканчивается разрывом в 1844 и резкой полемикой с ними.

Начал печататься в 1819. В дерптский период творчества (20-е гг.) Я. создаёт самобытный, яркий и праздничный мир молодого раздолья и вольнолюбия. Чувство удали и живого восторга передано самим темпом стиха, лёгкого и стремительного, " влетающего как луч в душу" (Н. В. Гоголь). Я. дерптского периода - " поэт радости и хмеля", певец любви, " разгула и свободы" - сб. " Стихотворения Н. Языкова" (1833). Но уже с кон. 20-х гг. в Я. происходит душевный перелом, к-рый сам поэт определил как " путь из кабака в церковь". Стихает " буйство молодое", поэтич. чувство становится сосредоточеннее и глубже; могучий порыв, " восторг, никуды не обращенный" (В. А. Жуковский), обретает духовный смысл и высшею цель (" Святых восторгов просит лира"). Программные стих, этих переломных лет -" Подражание псалму XIV", " Ayl" и " Поэту". Творчество Я. второго периода (с нач. 30-х гг.) отличается крайней неоднородностью. Угнетённое состояние, вызванное тяжёлой болезнью, разрушало талант, светлый и праздничный по своей природе. Я. пишет много вялых, унылых, бледных стихов. Но в минуты подъёма поэт создаёт лучшие свои стихотворения.

Торжественно звучат гимны нар. подвигу в Отечеств, войне 1812 (Второе послание " Д. В. Давыдову"), спасительной силе веры (" Землетрясенье"), животворящей мощи природы (" Морское купанье", " Весна"), Я. создал новый торжественный дифирамбич. стиль " лёгкой поэзии".

Соч.: Новые стихотворения, М., 1845; Поли. собр. стихотворений, М.- Л., 1934; Стихотворения и поэмы, Л., 1958.

Лит.: Вяземский П. А., Языков и Гоголь, Поли. собр. соч., т. 2, СПБ, 1879; Ш е н р о к В., Н. М. Языков. Биография, очерк, " Вести. Европы", 1897, кн. 11, 12; К иреевский И. В., О стихотворениях г. Языкова, Поли. собр. соч., т. 2, [М., 1911]; Г ог о л ь Н. В., В чем же наконец существо рус. поэзии и в чем ее особенность, Поли, собр. соч., т. 8, [Л.], 1952; Белинский В. Г., Рус. лит-pa в 1844 г., Поли, собр. соч., т. 8, М., 1955; Сахаров В с., Стихов гармония и сила, " Наш современник", 1978. № 3. Д. П. Муравьёв.

ЯЗЫКОВ Пётр Михайлович [26.6(7.7). 1798, Симбирск, ныне Ульяновск, -17 (29).6.1851, с. Ундоры, ныне Ульяновской обл.], русский геолог. Брат Н. М. Языкова. Окончил Горный кадетский корпус в Петербурге (1820). Проводил геол. изыскания в вост. и центр, р-нах Европ. России. Одним из первых среди русских геологов стал применять палеонтологич. метод в стратиграфии; разработал схему расчленения меловых отложений Поволжья. Собрал уникальную коллекцию окаменел остей, переданную впоследствии музею Горного ин-та. Известен также как собиратель древних рукописей, песен и сказок.

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА, совокупность мер, принимаемых государством, классом, партией, этносом для изменения или сохранения существующего функционального распределения языковых образований, для введения новых и консервации употребляемых языковых норм. Характер и способы разрешения языковых (выбор языка) и лингвистич. (выбор языковой нормы) проблем, составляющих содержание Я. п., определяются интересами определ. классов, этнич. общностей, политич. и идеологич. целями в области культуры. В соответствии с этим Я. п. может быть перспективной (такую политику в сов. науч. лит-ре называют языковым строительством, а в зап.-европ.- языковым планированием) и ретроспективной (культура языка или речи). Эффективность Я. п. зависит от социально-политич., идеологич., психологич., эстетич. факторов.

Лит.: А в р о р и н В. А., Проблемы изучения функциональной стороны языка, Л., 1975; Никольский Л. Б., Синхронная социолингвистика, М., 1976; Швейцер А. Д., Современная социолингвистика, М., 1976; Языковая политика в афро-азиатских странах, М., 1977. Л. Б. Никольский.

ЯЗЫКОВО, посёлок гор. типа в Карсунском р-не Ульяновской обл. РСФСР. Расположен на р. Урень (басе. Суры), в 34 км к С. от ж.-д. станции Чуфарово (на линии Рузаевка - Ульяновск) и в 70 км к 3. от Ульяновска. Текстильношвейный комбинат. Свиноводч. совхоз.

ЯЗЫКОВЫЕ КОНТАКТЫ, взаимодействие и взаимовлияние языков, возникающие в результате контактирования коллективов, говорящих на этих языках. Я. к. происходят обычно в определ. геогр. ареалах и обусловлены этнич., историч. и социальными факторами. Результатом Я. к. на уровне идиолекта является интерференция, на уровне языков в целом - конвергенция. При интенсивных и длительных Я. к. конвергентное развитие может привести к образованию языковых союзов. В условиях Я. к. складываются также различные койне и языки-посредники.

Лит.: Новое в лингвистике, в. 6, М., 1972.

ЯЗЫКОВЫЕ СОЮЗЫ, тип ареально-лингвистич. общности. Включает неск. контактирующих языков и характеризуется общими структурно-типологич. признаками, возникшими в результате взаимодействия языков. Примером может служить балканский Я. с., в состав к-рого входят языки различных групп: болг., макед., отчасти сербохорв., рум., алб. и новогреческий. В этих языках развился ряд сходных черт (т. н. " балканизмов") в фонетике, морфологии и синтаксисе. Языки, входящие в Я. с., обладают значит. общЕостъю в лексике и фразеологии. Помимо Я. с. в собств. смысле слова - интенсивных, выделяются т. н. экстенсивные Я. с. на основании учёта общих явлений одного (фонологич.) уровня (т. н. евразийский, центральноазиатский и др.).

Лит.: Георгиев В., К вопросу г балканском языковом союзе, в сб.: Новое в лингвистике, в. 6, М., 1972; Якобсон Р., К характеристике евразайского языкового союза, в кн.: Selected writings, v. 1, 's-Cr., 1962, с. 144-201; Trubetzkoy N. S., Phonologie und Sprachgeographie, " Travaux du Cercle linguistique de Prague", 1931, № 4. В. П. Нерознак.

ЯЗЫКОГЛОТОЧНЫЙ НЕРВ (nervus glossopharyngeus), девятая пара черепных (черепно-мозговых) нервов. Состоит из чувствит., двигат. и секреторных волокон. Ядра Я. н. располагаются в продолговатом мозге; общий ствол нерва выходит из полости черепа через яремное отверстие вместе с блуждающим и добавочным нервами и внутр. яремной веной. Я. н. снабжает чувствит. волокнами слизистую оболочку корня языка, глотки, мягкого нёба, евстахиевой трубы, барабанной полости; вкусовые волокна, ин-нервирующие заднюю треть языка, входят в периферич. отдел вкусового анализатора. Двигат. волокна иннервируют нек-рые мышцы глотки, а секреторные - околоушную железу. Кроме того, одна из чувствит. ветвей Я. н. несёт импульсы от каротидного синуса, участвуя т. о. в регуляции кровообращения. При поражении Я. н. наблюдаются расстройства глотания и вкуса. В нек-рых случаях сдавление нерва приводит к невралгии, к-рая проявляется гл. обр. приступами боли в зонах, иннервируемых Я. н.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ, лингвистика, языковедение, наука о языке. Объектом Я. является строение, функционирование и ист. развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. Однако в качестве непосредственного предмета Я. в разные эпохи выдвигались различные стороны объекта. С классич. древности до кон. 18 в. Я. ещё не отделилось от логики и предметом его (как части тогдашней логики и философии) считались единые общечеловеческие способы выражения мысли. В 19 в. Я. вполне обособляется, вырабатывается эволюционный взгляд на язык; предметом Я. становятся различные языки в их истории. В 20 в. Я. изучает язык как универсальную, неотъемлемую принадлежность человека, homo sapiens, и я з ы к и в их многообразных конкретно-историч. формах. Двоякий предмет Я. объясняется двойственностью его объекта - самого языка.

Система языковедческих дисциплин. Соответственно особенности объекта совр. Я. разделяется на две области - общее Я., имеющее предметом человеческий язык как таковой, и частные отрасли Я., изучающие отд. языки и их группы, напр. рус. Я., или русистика, романское Я., или романистика, и т. д. Нередко оба аспекта соединяются в одном и том же исследовании. О б щ е е Я. исследует универсальные свойства языка - прежде всего наиболее общие закономерности его структурно-системной и знаковой организации (см. Структура, Знак языковой), семантики и синтаксиса естеств. и машинного языков, а в естеств. языке (в отличие от машинного) также фонетики. Универсальность структурно-системных и знаковых свойств языка определяется тем, что язык - знаковая система особого рода. Универсальность семантики обусловлена единством объективного мира, его отражения в сознании и преобразования в общественной практике людей; универсальность синтаксиса - назначением языка служить целям общения, что определяет общие черты в построении высказывания на любом языке. Универсальность фонетики обусловлена гл. обр. одинаковым устройством и функционированием, речевого аппарата людей (антропофоникой). Общие закономерности знаковой организации, структуры, семантики, синтаксиса и фонетики исследуются преимущественно различными разновидностями гипотетико-дедуктивного метода (логич., психологич., моделированием) и обычно становятся объектами особых дисциплин: теоретич. (или общей) семантики, теоретич. (или общего) синтаксиса, теоретич. (или общей) фонетики, теории языковых систем и структур, теории порождающих грамматик и т. д. Частные, или специальные, отрасли Я. исследуют конкретные языки и их речевые проявления. Нац. и ист. различия языков связаны гл. обр. с частными закономерностями фонетики, семантики и синтаксиса и с различной " техникой" оформления общих закономерностей последних, т. е. с фонологией, морфологией, лексикой и стилистикой в каждом отд. языке или группе родств. языков. Фонология, морфология, лексика и стилистика подчиняются также более частным, конкретно-историч. закономерностям (в сравнении с универсальными закономерностями семантики, синтаксиса и фонетики) и прежде всего составляют предмет спец. Я.

В совр. Я. сохраняется традиционно сложившееся разделение дисциплин. 1) Дисциплины о внутр. устройстве языка, или " внутренняя лингвистика": фонетика и фонология (с выделением просодии)', грамматика с подразделением на морфологию и синтаксис (иногда с выделением морфонологии); лексикология (с выделением фразеологии); семантика (иногда с выделением семасиологии); стилистика; типология. 2) Дисциплины об ист. развитии языка: история языка; ист. грамматика (иногда как синоним истории языка в широком значении); сравнительно-историч. грамматика; история лит. языков; этимология. 3) Дисциплины о функционировании языка в обществе, или " внешняя лингвистик а": диалектология, лингвистическая география; ареальная лингвистика; социолингвистика. 4) Дисциплины, занимающиеся комплексными проблемами и возникающие на стыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика; инж. лингвистика (понимается иногда как прикладная дисциплина); прикладные собственно лингвистич. дисциплины: экспериментальная фонетика; лексикография; лингвоста-тистика; палеография; история письменностей (см. Письмо); лингвистич. дешифровка неизвестных письменностей и др. (см. Прикладная лингвистика).

Соответственно объекту изучения (язык как универсальная принадлежность человека и языки в их многообразных конкретно-историч. формах) Я. 2-й пол. 20 в. располагает двумя типами методов. Во-первых, это методы дедуктивно-логич. типа, используемые при изучении любых систем, и в частности систем, служащих передаче информации, в т. ч. языка вообще: различные структурные методы; генеративный, или конструктивный; методы логич. исчисления; алгоритмич. методы; моделирование и др. Во-вторых, это ист. методы и методы наблюдения и эксперимента: сравнительно-историч.; полевое наблюдение; опрос информантов и т. д., применяемые при изучении конкретно-историч. языков. Оба типа методов закономерно соотносятся, соответствуя эмпирич. и теоретич. уровням познания. Промежуточное место занимают психолингвистич. методы, к-рые используются при изучении свойств языка вообще, а также конкретно-историч. языков, Часть методов Я. заимствует у др. наук (напр., логич. исчисления, психологич. эксперимента), часть заимствуется у Я. др. науками, напр, структурные методы - дистрибутивный, оппозитивный - используются в этнографии, литературоведении, на основе их обобщения создаются нек-рые спец. разделы математики (см. Семиотика). Благодаря особенностям своего объекта и метода, гл. обр. их универсальным чертам, Я. оказывает влияние на литературоведение, этнографию, психологию, математику, кибернетику, философию.

Особенности общенаучных понятийвЯ. Специфика объекта Я. и его методов, перекрещивание в Я. черт общественных, дедуктивных и естеств. наук, создают большое своеобразие в нём таких понятий, как закон, закономерность, тип, эволюция, детерминизм, доказательство и др. Различаются два рода понятий закона (закономерности) в зависимости от того, формулируются ли они применительно к языку вообще или к различным языкам (см. Лингвистический закон). В первом случае они констатируют общие, панхронические принципы знаковых систем, общие принципы семантики, синтаксиса, фонетики, называемые обычно универсалиями (см. Универсалии лингвистические). Они используются как исходные данные, аксиомы, при построении различных теорий и моделей, в частности формализованных, с помощью к-рых изучается язык. Закон, т. о., - какая-либо универсалия, чаще всего динамич., историческая (напр., законы становления фонем и преобразования фонологич. систем, передвижения ударения, преобразований смыслов и т. д.). Общие законы (в т. ч. изложенные в формализов. виде) допускают проверку и опровержение опытными данными наблюдений над конкретными языками. Однако для доказательства общего положения недостаточно эмпирич. подбора примеров, а необходима соответствующая хорошо построенная теория.

Во втором случае законы относятся к тем или иным конкретным языкам. Поскольку каждый язык изменяется во времени, эти законы формулируются как исторические, действующие на определ. терр. в определ. эпоху (напр., условия исчезновения носовых звуков в слав, языках и появления их во франц. языке; правила глагольного или предложного управления в рус. языке и т. п.). Индуктивное обобщение этих закономерностей приводит не к законам первого рода, а к вероятностным формулировкам. Каждый язык характеризуется нек-рой совокупностью своих ист. законов. На основании сходства последних языки могут быть сгруппированы в типы, независимые от генетич. родства, напр, " активный" тип (нек-рые языки амер. индейцев; см. Активная конструкция), эргативный тип (нек-рые др. языки амер. индейцев, аохазско-адыгские и др.; см. Эргативная конструкция), номинативный тип (индоевропейские языки; см. Номинативная конструкция) и более частные группировки (напр., языки с тенденцией к открытым слогам). Вместе с тем в совр. Я. ист. закон иногда формулируется как частный случай панхронич. закона. В связи с существованием законов двух типов в Я. своеобразно выявляется принцип д етерминизма: к.-л. общая закономерность языка детерминирует закономерность конкретного языка, но не однозначно; в другом конкретном языке в зависимости от его частной системы та же общая закономерность может вызвать иное следствие.

Указанное разделение законов стало возможным после осознания двойственности предмета Я. (язык вообще и конкретные языки). До этого в истории Я. законы понимались различно и противоречиво, напр, представители младограм-матизма первоначально определили звуковые законы как ист., всеобщие (для данного диалекта) и императивные, т. е. подобные законам природы. Затем, признав единств, реальностью лишь язык индивида, они стали рассматривать как звуковой закон только закон изменения отд. слов в индивидуальной речи, а распространение законов на весь данный язык - как распространение привычек, норм.

Исторический очерк.

Древний этап Я. (Др. Греция и Индия) характеризуется господством логического направления. Анализ языка - лишь подсобное средство логики; язык рассматривается как средство формирования и выражения мысли. Диалог Платона (5-4 вв. дон. э.)" Кратил" - первое спец. сочинение по Я. в европ. науке, содержащее нек-рую систему представлений (" модель") о преобразовании идеи в текст. Платон утверждал, что сущности вещей (" объективные идеи") отражаются в субъективном человеческом сознании различными сторонами и соответственно различными именами. В высказывании каждое имя ещё более уточняется и становится доступно сообщению др. человеку. Значение Платона для Я., однако, заключается не столько в его спец. рассуждениях, сколько в т. н. конструктивном способе построения его филос. системы, связанном с лингвистич. моделированием (диалоги " Софист" и " Парменид").

Аристотель (4 в. до н. э.), как и Платон, считал исследование языка лишь вспомогат. частью логики, однако придавал ему большее значение. В работах " Категории", " Об истолковании", " Топика" изложена цельная логико-языковая концепция. Исходной точкой этой концепции является система понятий-слов, " логосов", разбитых на категории, а конечной - анализ разнообразных типов высказываний-суждений и их связей. В филос. систему Аристотель ввёл 10 категорий (сущность, количество, качество, отношение и др.), представляющих собой, по его мнению, высшие роды объективного бытия. Эти категории - построенный в строгой иерархии список всех форм сказуемого (от именных форм к глагольным и от более независимых к более зависимым), к-рые могут встретиться в простом предложении др.-греч. языка. Аристотель первый из античных мыслителей подошёл к проблеме грамматич. формы, развивал учение о частях речи как грамматически различающихся классах слов. Осн. типом суждения он считал высказывание: " Существительное-субъект - существительное-предикат" (напр., " Лошадь - животное"); др. типы суждений-высказываний он рассматривал как преобразования (трансформации) основного типа. Концепция Аристотеля развивалась в европ. логике и грамматике средневековья (см. Реализм; Номинализм; Концептуализм). Его логич. грамматика не потеряла значения до 20 в., особенно в школьной практике. Нек-рые грамматич. термины в рус. грамматике - кальки введённых Аристотелем терминов.

Др.-инд. грамматик Панины (5-4 вв. до н. э.), в отличие от Платона и Аристотеля, построивших общефилос. системы взглядов, рассматривает язык в самом себе и для себя, притом гл. обр. в формальном отношении, без системы семантики. Его нормативная грамматика " Аштадхьяи" (" Восьмикнижие") исчерпывающе описывает фонетику, морфологию, " словообразование и элементы синтаксиса др.-инд. языка. Паниии впервые и лингвистически вполне точно ввёл понятия корня, аффикса, основы слова и понятие порождения словоформ; он первым стал пользоваться условным символич. языком описания. Будучи образцом системного описания языка, грамматика Панини превосходит античные грамматики, напр, александрийской школы, к-рые ещё не содержат идеи разложения слов, и находится во многом на уровне языковедч. работ 20 в., предвосхищая, как и система Платона, конструктивный подход к языку (см. ниже). Система Панини возникла в русле традиций предшествующих школ - Айндры, Шакатаяны, Апишали и мн. др., от к-рых до наших дней дошли лишь немногие сочинения, напр. " Нирукта" грамматиста Яски. В свою очередь влияние Панини в Индии было огромно, и инд. грамматич. традиция после Панини достигла огромного развития: Чандрагомин, Нагеша Бхатта, Каунда Бхатта, Катьяяна, Патанджали, Бхартрихари и др. В традиции Панини была выработана теория " спхота" - идеальных прообразов конкретных языковых форм-и создано представление о языке как системе возможностей более богатой, чем совокупность осуществившихся реализаций.

Одной из наиболее законченных логико-лингвистич. концепций за пределами европ. культуры является инд. школа н авья-ньяя (с 13 в.). Она близка к концепции Аристотеля (" подход от категорий"). Однако, в отличие от Аристотеля, учёные этой школы считали исходными категориями не роды и виды, а свойства; сущностям языка, смыслам имён они приписывали реальное, объективное существование. Помимо чисто лингвистич. анализа, проводился анализ отношений между самими вещами, поэтому высказывания почти не рассматривались. Учёные оперировали " знаниями", " джнанани", к-рые, в случае если они истинны, представляли, с их точки зрения, как бы предметные факты. Как и система Аристотеля, филос. система навья-ньяя обнаруживает прямую зависимость от языка (санскрита).

Стоики (начиная с Др. Стой 3-2 вв. до н. э.- Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.) последовательно осуществляли " подход от высказывания". Они впервые открыли, что у высказывания два предмета - во-первых, вещь, объект реального мира (" тело"; в терминологии логики и Я. 20 в.- " предмет обозначения", " денотат", " значение", " экстенсионал"); во-вторых, некая специфич., мыслительная сущность (" лектон"; в терминологии логики и Я. 20 в.- " смысл", " сигнификат", " интенсионал") (см. Сигнификат, Семантика). В отличие от Платона и Аристотеля, стоики начали последовательно рассматривать содержание высказывания не как сочетание абстрактных понятий, родовых и видовых сущностей, а как нечто единое, как слияние понятий, чувственных представлений и эмоций человека. " Лектон" - особая форма знания, более общая, чем отрицание и утверждение, до нек-рой степени аналог др.-инд. " знания", " джнанани". Стоики, т. о., являются основоположниками учения о семантич. синтаксисе. Они завершили классификацию частей речи. Грамматич. учение стоиков было продолжено, хотя и не полностью, в александрийской школе (см. Эллинистическая культура). На скрещении греч. и инд. традиций развивалось древнее араб. Я., достигшее расцвета в 7-12 вв. - грамматика араб, языка Сибавейхи " Аль-Китаб" (" Книга"), словари аль-Фирузабади и др. Высокого уровня достигла лексикография, а также разработка нек-рых особенностей араб, и др. семитских языков. Были определены трёхсогласные корни, специфичные для араб, и др. семитских языков, исследованы способы образования звуков, впервые в араб. Я. стали различать буквы и звуки. Определения корней и аффиксов, предложенные араб, учёными, оказали влияние на учёных 19 в., в частности на Ф. Боппа. В отличие от греч. и инд. учёных, араб, языковеды исследовали не только родной язык, но и турецкий, монгольский, персидский.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал