Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Государственный строй 5 страница
После поражения Революции 1848 и отказа буржуазии от её демократических лозунгов многие литераторы отходят от больших общественных проблем. В творчестве А. Штифтера, автора многих рассказов и романов - " Бабье лето" (1857), " Витико" (1865-67) - неприятие капиталистических отношений выразилось в созерцательной идиллии. В 60-70-е гг. в литературе А. усиливаются реалистические тенденции (новеллы Марии фон Эбнер-Эшенбах и Ф. фон Саара). Вершина критического реализма в литературе А. - драмы Л. Анценгрубера: " Священник из Кирхфельда" (1870), " Крестьянин-лжесвидетель" (1871), " Четвёртая заповедь" (1878), где изображено проникновение капитализма в деревню и бедственное положение сельских тружеников. Быт деревни рисовал прозаик П. Розеггер, более склонный к мирной идиллии. Начало эпохи империализма и кризис буржуазной культуры порождают в начале 20 в. явления декаданса. Теоретиком модернистских течений становится писатель и критик Г. Бар. Неоромантические тенденции и эстетизм характерны для Г. фон Гофмансталя: лирический сборник " Образы", драмы " Смерть Тициана" (1892), " Безумец и смерть" (1893), " Электра" (1903), " Эдип и сфинкс" (1906), " Всякий человек" (1911). Черты импрессионизма присущи творчеству А. Шницлера; в его психологических новеллах и драмах герои, предаваясь чувственным наслаждениям, ощущают присутствие смерти: комедии " Анатоль" (1893), " Флирт" (1896), новеллы " Жена мудреца" (1898), " Лейтенант Густль" (1901). Значительное место не только в литературе А., но и во всей европейской лирике 20 в. занимает творчество Р. М. Рильке с её философской символикой, поэтическим одушевлением вещей. Раздумья о трагическом одиночестве поэта, сетования на горести жизни, мечты о совершенном человеке характерны и для раннего сборника " Часослов" (1905) и для более поздних " Дуинезских элегий" (1923). В 1910-11 гг. Г. Тракль и Ф. Верфель возвещают начало экспрессионистской лирики. Выразителем настроений австрийского рабочего класса стал в предвоенные годы поэт-социалист А. Петцольд, автор сборников " Несмотря ни на что! " (1910), " Странная музыка" (1911). Накануне краха Австро-венгерской империи появляются первые произведения Ф. Кафки. В его новеллах, притчах, романах (" Превращение", 1916, " В исправительной колонии", 1919, " Процесс", 1925) зависимость личности от социальных сил мистифицирована как непреодолимый фатум, абсурд и кара свыше. В литературе А. периода 1918-45 видное место занимает публицист и сатирик К. Краус, издатель оппозиционного журнала " Факел" (" Die Fackel", с 1899), автор монументальной драмы " Последние дни человечества" (1918-19) - гневного обличения зачинщиков империалистической войны. Сборником антивоенных стихотворений " Сердце в оковах" выступил в 1917 рабочий поэт Йосеф Луитпольд; бедствиям эксплуатируемых посвящён его сборник баллад " Возвращение Прометея" (1927). Период между двумя мировыми войнами отмечен в литературе А. высокими достижениями в области художественной прозы. Психологические новеллы С. Цвейга в сборниках " Амок" (1922), " Смятение чувств" (1927) проникнуты гуманистическим оптимизмом. От экспрессионизма к реализму развивается в эти годы творчество Ф. Верфеля (роман " Сорок дней на горе Муса Даг", 1934). Опасность новой мировой войны и надвигающаяся угроза фашизма пробуждают у австрийских писателей интерес к историческим судьбам родины. В романе Й. Рота " Марш Радецкого" (1932) ироническое изображение обветшалой империи Габсбургов соединяется с элегической грустью о патриархальной старине. Монументальный аналитический роман Р. Музиля " Человек без свойств" (1930-43) показывает духовный кризис буржуазного общества в 20 в. После насильственного аншлюсса А. фашистской Германией передовые деятели австрийской культуры покинули родину. В эмиграции пером публициста мужественно боролся с фашизмом Й. Рот, творили Музиль, С. Цвейг, Верфель, Луитпольд, Г. Брох, автор философско-исторической трилогии " Лунатики" (1931-32), где показаны реакционные тенденции в развитии Германии начала 20 в. и переоценка всех моральных ценностей, пишет в эмиграции романы " Смерть Вергилия" (1945) и " Искуситель" (издание 1953). Преследуемый нацистами, эмигрировал драматург Ф.Т. Чокор. В драматической " Европейской трилогии" (1952) он обобщает исторический опыт последних десятилетий 20 в. Книга " На чужих дорогах" (1955) посвящена антифашистскому сопротивлению европейских народов. После 2-й мировой войны в литературе А. появилось много произведений о недавнем прошлом страны. Х. Додерер создал романы " Штрудльхофштиге, или Мельцер и толща лет" (1951) из жизни Вены 20 в. и " Демоны" (1957); революционные тенденции общественного развития изображены здесь, как некая демоническая сила. Реалистическую картину жизни А. в течение полувека дал Ф. Хабек в романе " Скачка на тигре" (1958). Анализу исторических судеб А. после краха империи посвящены романы Г. Фрича " Мох на камнях" (1956) и Х. Цанда " Наследники огня" (1961). О битве рабочего класса А. с фашистской реакцией в 1934 рассказывает роман Г. Зайко " Человек в камышах" (1956). Антифашистская направленность отличает роман Г. Леберта " Волчья шкура" (1960). В 50-60-х гг. выдвинулись талантливые прозаики - Х. Айзенрайх, Ф. Гумлер, Ф. Каин, поэты - И. Бахман, А. Окопенко, Г. К. Артман, В. Шмид. Лит.: Австрийская новелла XIX века, М., 1959; Tschulik W., Die? sterreichische Dichtung..., 3 Aufl., W., 1955; G? rIich E. J., Einf? hrung in die Geschichte der? sterreichischen Literatur, 3 Aufl., W. - Mainz, 1948; Langer N., Dichter aus? sterreich, [Folge 1-3], W.- M? nch., 1956-58; Lux J. A., Ein Jahrtausend? sterreichischer Dichtung, W., 1948; Reimann P., Von Herder bis Kisch. Studien zur Geschichte der deutsch? sterreichischtschechischen Literaturbeziehungen, B., 1961; Schmidt A., Dichtung und Dichter? sterreichs im 19. und 20. Jahrhundert, Bd 1-2, Salzburg - Stuttg., 1964; BIauhut R.,? sterreichische Novellistik des 20. Jahrhunderts, W. - Stuttg., 1966; Strelka J., Br? cke zu vielen Ufern. Wesen und Eigenart der? sterreichischen Literatur, W., 1966. С. E. Шлапоберская. XIV. Архитектура и изобразительное искусство На территории А. найдены многие памятники первобытного искусства: палеолитическая " Венера из Виллендорфа", неолитическая керамика, керамические и бронзовые изделия гальштатской культуры и латенской культуры, сохранились остатки построек, образцы местной скульптуры, живописи, декоративного искусства времени римского господства (1 в. до н. э. - 5 в. н. э.). Многочисленны памятники романского стиля (11-13 вв.: базилики в Гурке и Зеккау, западный фасад собора святого Стефана в Вене, центрические погребальные капеллы - " карнеры"; фрески, рельефы, миниатюры) и готики (13-15 вв.: однонефные капеллы, хоры церквей в Хейлигенкрёйце и Цветле, собор святого Стефана и церковь Санкт-Мария-ам-Гештаде в Вене, каменные замки и городские дома; монументально-декоративная и свободно стоящая скульптура, станковая живопись, витражи, ювелирные изделия). В искусстве 15 в. (алтарные композиции скульптора Я. Кашауэра, живописца Р. Фрюауфа, резные и живописные алтари М. Пахера) наметился переход к гуманистическим принципам Возрождения, сложившегося в А. в 16 в. (городские здания c лоджиями и эркерами в Граце, Инсбруке, Клагенфурте, укреплённые дворцы; живопись и графика В. Хубера). Широкое международное значение искусство А. приобрело в эпоху барокко (17-18 вв.): архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах, Л. Хильдебрандт и Я. Прандтауэр воздвигли в Вене, Зальцбурге, Линце, Мельке великолепные загородные резиденции, монастыри, городские дворцы и церкви, отличающиеся большим размахом, пластическим богатством форм и декора и вместе с тем несколько холодной элегантностью; расцвело искусство декоративной скульптуры (Б. Пермозер, Г. Р. Доннер, Ф. К. Мессершмидт), живописи (Д. Гран, П. Трогер, Ф. А. Маульберч), резьбы, мебели, керамики (венский фарфор, с 1718), сочетающее эмоциональную приподнятость с тяготением к ясности и лёгкому изяществу. Переход к классицизму в последней четверти 18 в. обозначился в живописных портретах И. Б. Лампи, Г. Ф. Фюгера, Й. Грасси, фарфоровой скульптуре А. Грасси. В 1-й половине 19 в. в архитектуре господствовал классицизм, в живописи - лирически окрашенный романтизм (пейзажи Й. А. Коха, картины последователя назарейцев Й. Фюриха, композиции на фольклорные темы М. Швинда), в середине века утвердилось интимное искусство бидермейера (городские особняки, живопись П. Крафта, М. Даффингера, Ф. Амерлинга, Ф. Вальдмюллера, Й. Данхаузера, реалистически точно воспроизводящая атмосферу городского и сельского быта, но не свободная от сентиментальной идилличности). Во 2-й половине 19 в. в архитектуре воцарилась эклектика; города А. застраивались доходными домами и претенциозно-пышными общественными зданиями (архитекторы Г. Земпер, К. Хазенауэр и др.); в живописи театрально-эффектным картинам Х. Макарта противостояли реалистические искания А. Петтенкофена, Ф. Дефреггера, пейзажистов Э. Я. Шиндлера и Э. Еттеля, ранних импрессионистов К. Шуха и К. Молля. Венский Сецессион (1897) стал средоточием крайне вычурного, полного безудержной декоративной фантазии стиля модерн (архитекторы Й. Ольбрих, О. Вагнер, Й. Хофман, живописец Г. Климт, изделия " Венских мастерских", 1903). Однако в начале 20 в. архитектура А. перешла к простоте и чёткой функциональности решений (архитектор А. Лоз), тогда как в живописи и графике утверждались субъективность и фантастика (Э. Шиле, А. Кубин), а затем и экспрессионизм (О. Кокошка, Х. Бёкль). В архитектуре 20-30-х гг. 20 в. велись поиски рациональной планировки жилых массивов, рабочих посёлков, общественных зданий (архитекторы Ф. Шустер, Й. Франк); развилось и национально-романтическое направление (архитектор К. Хольцмейстер). После 1945 создан ряд смелых по замыслу сооружений в современном стиле (городской зал Штадтхалле в Вене, 1955-58, архитектор Р. Райнер). В изобразительном искусстве наряду с абстракционизмом (скульптор Ф. Вотруба) и сюрреализмом (живописец Э. Фукс) сохраняются гуманистические традиции реализма (в ряде пейзажей Кокошки, в портретах Й. Добровски). Лит.: Schaffran E., Kunstgeschichte? sterreichs, W., 1948; Benesch O., Kleine Geschichte der Kunst in? sterreich, W., 1950; Dehio-Handbuch. Die Kunstdenkm? ler? sterreichs, W. - M? nch., 1953-61; Grimschitz В., Ars Austriae, W., 1960. XV. Музыка С 12-13 вв. в А. развивается музыкальная культура при дворах тирольских и штирийских герцогов, в резиденции Бабенсбергов в Вене. Культивируется поэзия миннезингеров (Вальтер фон дер Фогельвейде, Нейдхарт фон Рёйенталь, Тангейзер и др.), опиравшихся в своём творчестве на народные песни. К концу 14 в. относятся первые памятники народного многоголосия, широкую популярность приобретает домашнее музицирование. В 15 в. возникают придворные капеллы в Вене, Инсбруке, Граце, где работали капельмейстеры Ю. Слатконья и Г. Финк, органисты П. Хофхаймер, Х. Грауэндорфер, К. Кралль и др. Тогда же австрийская музыкальная культура испытала воздействие нидерландских полифонистов (Г. Изак и др.), многие из них возглавляли придворные капеллы. После основания Венского университета (1365) студенты совместно со школьниками - певчими церкви святого Стефана объединились в хор, участвовавший в исполнении праздничной светской музыки. В 1498 в Вене была учреждена императорская капелла, включившая группу инструменталистов и вокалистов, способствовавшая концентрации музыкальных сил страны. С середины 16 в. возникли публичные студенческие спектакли с сопровождением хоровой и танцевальной музыки. Для театра иезуитской коллегии в Вене (основан в 1620) музыку писали композиторы И. К. Керль, Ф. Т. Рихтер, Б. Штаудт, М. Цехер и др. Подобного рода театры имелись во всех крупных городах А. Особенно прославились театры в Зальцбурге, где школьная традиция была очень древней и держалась долго (В. А. Моцарт в 11-летнем возрасте написал для этого театра музыку к латинской комедии " Аполлон и Гиацинт"). В 17-18 вв. в Вене жили и работали композиторы итальянской школы (А. Чести, Н. Порпора, А. Сальери и др.), создававшие церковную музыку, ораториальные произведения, оперы. Вена превращается в один из центров оперного искусства. В середине 17 в. здесь был выстроен придворный оперный театр, в 1741 - " Бургтеатр", на сцене которого были поставлены зингшпили И. Умлауфа и К. Диттерсдорфа. Среди выдающихся австрийских композиторов 18 в. - И. Фукс. В середине 18 в. складывается т. н. старая венская школа, представителями которой были Г. К. Вагензейль, М. Монн и др. Они содействовали развитию инструментальной музыки (соната, концерт, симфония). Во 2-й половине 18 в. была создана венская классическая школа; её основоположниками явились Й. Гайдн, В. Моцарт и Л. Бетховен - немецкий композитор, живший в Вене. Родоначальник классической симфонии и струнного квартета, Гайдн утвердил четырёхчастный сонатный цикл и закрепил постоянный состав симфонического оркестра. Моцарт создал новый тип реалистической оперы, придал инструментальной музыке психологическую углублённость. Бетховен сообщил венскому симфонизму монументальную силу, философскую глубину, отразив пламенный дух революционной эпохи. Он углубил и драматизировал все жанры инструментальной музыки. Примыкавший к венским классикам К. В. Глюк воплотил в своих операх на античные сюжеты принципы просветительской драмы, он подчинил музыкальную драматургию сценическим законам, слил воедино в вокальном монологе слово и музыку. В 1-й половине 19 в. родоначальником романтического направления в австрийской музыке стал Ф. Шуберт. Его творчество связано с демократической традицией венской песенной и танцевальной культуры. Большое внимание он уделял жанрам бытовой музыки - песне, вокальным ансамблям и фортепьянным пьесам. 2-я половина 19 в. не выдвинула значительных композиторов универсального плана. В жанре песни выступил представитель позднеромантического направления Х. Вольф, отразивший в своём творчестве утончённо-поэтический и напряжённый строй образов. Единственным крупным австрийским симфонистом был А. Брукнер, придавший венской симфонии черты философского пантеизма. Тогда же в Вене жил Й. Брамс, произведения которого отмечены рационалистической ясностью и логикой. Творчество обоих композиторов оказалось темой ожесточённой дискуссии среди посетителей концертов и музыкантов Вены. А. - родина вальса (19 в.). Основоположниками этого жанра были Й. Ланнер и семья Штраусов. Они выработали для вальса своеобразную циклическую форму. Вальсы Ланнера носили задушевный характер; Иоганн Штраус-отец придал им блеск, элегантность и стремительность; Иоганн Штраус-сын создал на основе вальса поэтические оркестровые поэмы. Опыт бальной музыки в сочетании с традициями народного музыкального театра (зингшпиль) легли в основу венской оперетты, отличающейся мягким юмором, поэтичностью, задушевным лиризмом. Среди её представителей композиторы И. Штраус-сын, Ф. Зуппе, К. Целлер, К. Миллёкер. В конце 19 в. и 1-м десятилетии 20 в. австрийский симфонизм ещё раз поднялся на одну из своих исторических вершин благодаря Г. Малеру, автору 10 симфоний и симфонии-кантаты " Песнь о земле". Симфонии Малера отразили трагический гуманизм композитора и его благородные, хотя и утопически-абстрактные романтические идеалы. Эти новаторские по музыкальному языку произведения составили эпоху в истории современной музыки и оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие мирового симфонизма. Вслед за Малером крупным представителем музыки А. явился Ф. Шрекер, автор опер " Дальний звон" (постановка 1912), " Игрушка и принцесса" (постановка 1913). Его творчеству свойственна некоторая поверхностность и вместе с тем блестящая виртуозность и эмоциональная перенасыщенность. В 20-е гг. Шрекер уехал из Вены и обосновался в Берлине. Он не создал своей школы. Его наиболее одарённые ученики Э. Кшенек (с 1920 жил в Германии, с 1937 в США) и А. Хаба примкнули к др.течениям. В 1900-х гг. в А. возникает т. н. новая венская школа, оказавшая значительное и в общем отрицательное влияние на развитие мирового музыкального искусства в период между двумя мировыми войнами. Её представители А. Шёнберг, А. Веберн, А. Берг - глашатаи экспрессионизма, элементы которого проявились уже в поздних произведениях Малера. В творчестве этих композиторов отражены трагедии человека 20 в. в буржуазном обществе. Порой эти композиторы выступали против милитаризма (опера " Воццек" Берга, постановка 1925), против фашизма (" Ода Наполеону" для чтеца, струнных инструментов и фортепьяно, 1943; " Уцелевший из Варшавы" для чтеца, мужского хора и оркестра, 1947, Шёнберга), обличали социальные пороки (оперы " Моисей и Аарон" Шёнберга, постановка 1954; " Лулу" Берга, постановка 1937), проповедовали нравственно-религиозные идеалы (духовные песни, кантаты Веберна). Музыкальный язык их произведений, основанный на полном, либо частичном отрицании ладового мышления, дал возможность достичь сильных психологических эффектов в воплощении катастрофических ситуаций, перевозбуждённых либо депрессивных состояний. Однако представители новой венской школы впали в крайность и закрыли себе пути для воплощения гуманистических идеалов. Начав со свободного атонального письма, они пришли к сериальной системе, в которой умозрительно применяются приёмы контрапунктического стиля. Отсюда крайний субъективизм, утеря связи с народнопесенными истоками, потеря национального и жанрового облика музыки. Принципы новой венской школы, несмотря на покровительство со стороны организованного в Вене после 1-й мировой войны Международного общества современной музыки и ряда нотных издательств, не нашли достаточно благоприятной почвы в А. В 30-е гг., особенно после насильственного присоединения А. к фашистской Германии (1938), австрийская музыка находилась в глубоком упадке. Музыкальная жизнь А. была восстановлена после освобождения Вены Советской Армией в 1945. Композиторское творчество последних десятилетий, представляющее конгломерат различных течений, не достигло мощи и глубины обобщений 19 в. Снизился интерес к социальным и этическим проблемам современной жизни. Единственный австрийский композитор, создавший свою школу (т. н. романтического реализма), - Й. Маркс. Среди его учеников А. Кауфман, Ф. Вильдганс. Близки этой школе М. Рубин и один из наиболее видных симфонистов старшего поколения А. Уль. Свою 12-тоновую систему разработал и практически применил Й. М. Хауэр. Наиболее активно действующие додекафонисты - Х. Э. Апостель и Х. Елинек. Неоклассицизм в А. представлен П. Ангерером, К. Шиске. Тяготение к неосредневековью характерно для А. Хейлера и Л. М. Вальцеля. Ряд композиторов австрийского происхождения проживает в других государствах (Х. Галь, А. Мелихар, И. Н. Давид, Э. Тох и др.). Среди австрийских музыковедов 18-20 вв.: И. Й. Фукс, И. Г. Альбрехтсбергер, А. В. Амброс, Э. Ганслик, Г. Адлер, Р. Валлашек, Р. Лахман, Б. Паумгартнер, О. Э. Дёйч, В. Фишер, Э. Веллес, Э. Шенк, Р. Хас; дирижёров - Г. Малер, Ф. Шальк, Э. Шух, А. Цемлинский, К. Краус, Э. Клейбер, Й. Крипс, Г. Караян, Ф. Штидри; пианистов - З. Тальберг, Э. Зауэр, Ф. Гульда; скрипачей - Й. Бём, Ф. Крейслер, Й. Майзедер, В. Шнейдерхан, И. Шуппанциг; виолончелистов - Э. Фёйерман; певцов - И. М. Фогль, А. Дермота; певиц - К. Унгер, А. Мильдер-Хауптман, А. Матерна, М. Брандт, А. Бар-Мильденбург, И. Зефрид. Оперные театры имеются в Вене (Венская государственная опера, " Фольксопер", Камерный театр) и Граце. Симфонические оркестры созданы при Концертном обществе, Обществе деятелей венской филармонии и при Австрийском радио - в Вене; существует Нижнеавстрийский оркестр музыкантов. Хоровые коллективы - Венский хор мальчиков и др. Музыкальные общества А.: Общество друзей музыки в Вене (с 1812), Штирийское музыкальное общество в Граце (с 1815), Австрийское музыкальное общество в Вене (с 1964), австрийская секция Международного общества новой музыки и Международная федерация музыкальной молодёжи, Венское моцартовское общество и др. Имеется Австрийский союз композиторов. В Зальцбурге работает (с 1841) международное учреждение - Моцартеум - крупнейший центр моцартоведения. В Вене, Зальцбурге и Граце учреждены академии музыки и драматического искусства. При Венском университете имеется музыкальный институт, при Академии наук - комиссия музыкознания. Проводятся музыкальные фестивали в Вене, Зальцбурге, Брегенце. Лит.: Черная Е., Австрийский музыкальный театр до Моцарта, М., 1965; Musikbuch aus? sterreich..., Bd 1-10, W., 1904-13; Schenk Е., 950 Jahre Musik in? sterreich, W., [1946]; Brauner R. F.,? sterreichs neue Musik, W., 1948; H? gler F., Geschichte der Musik von der Wiener Klassik bis zur Gegenwart, W., 1949; Zoder R., Volkslied, Volkstanz und Volksbrauch in? sterreich, W., 1950. К. К. Розеншильд, Е. С. Чёрная. XVI. Балет В 16 в. при австрийском дворе устраивались представления, в которые входили танцы. В 1660-х гг. появились профессиональные танцовщики, принимавшие участие в интермедиях драматических и оперных спектаклей. На рубеже 17-18 вв. здесь выступали танцовщики: К. Аппельсхофер, С. Делла Мотта, танцовщица М. Сцио и др. В начале 18 в. в Вене создан первый стационарный театр (" Кернтнертортеатр"), имевший балетную труппу. Балетная труппа работала и при " Бургтеатре". Развитие австрийского балета связано с жанрово-бытовыми и комедийными балетами балетмейстера Ф. Хильфердинга. Он ввёл в бытовой и комедийный балеты элементы крестьянского и городского танца, органично сочетал танец с пантомимой. В конце 18 в. в Вене ставили драматические балеты Г. Анджолини (выступал как балетмейстер и танцовщик, развил жанр героического пантомимного балета) и балетмейстер Ж. Ж. Новер (в Вене вышло 2-е издание " Писем о танце" Новера, оказавших прогрессивное влияние на развитие австрийского балета). В начале 19 в. здесь работали иностранные педагоги и балетмейстеры С. Вигано, Г. Джоя, Ж. Омер, Ж. Перро. Начиная с 30-х гг. 19 в. наряду с " Кернтнертортеатром", балетные спектакли ставились также в " Леопольдштадттеатре". В 1-й половине 19 в. в А. развивается романтический балет, представительницей которого была выдающаяся танцовщица Ф. Эльслер. В середине 19 в. ведущее место в австрийском балете занимали танцовщицы Ф. Черрито, Б. Линда, К. Куки, танцовщики Л. Фраппар, К. Годлевский и др. В этот период развиваются традиции придворного балета. Широко используется вальс как хореографическая форма. Развитие венского вальса повлияло на формирование лирико-комедийных балетов, которые ставил на музыку австрийских композиторов балетмейстер И. Хасрейтер (наиболее известен балет " Фея кукол" на музыку Байера, 1888). В начале 20 в. ритмо-пластический танец временно вытеснил из репертуара классический балет. Модернистским направлениям противостояла деятельность режиссёра Э. Тельс (проводила в жизнь реалистические принципы К. С. Станиславского) и Г. Крёллера, ставившего балеты в Венской государственной опере. В 1945-58 балетную труппу Венской государственной оперы возглавляла балетмейстер Э. Ханка; в её балетах классический танец сочетался с ритмопластическим. До 1954 балетные спектакли ставились в двух оперных театрах Вены: Государственной опере и в " Театре ан дер Вин". Среди артистов балета: Ю. Драпаль, Э. Темпль, К. Виммерль, К. Раймунд, К. Музиль и др. В конце 60-х гг. в Венской государственной опере ставили спектакли балетмейстеры Д. Парлич (Югославия), А. Миллош (Венгрия) и др. Балетные труппы имеются также в театре " Фольксопера" в Вене и в театрах гг. Зальцбурга, Линца, Граца и др. Для подготовки танцовщиков при Венской государственной опере создана балетная школа. Е. Я. Суриц. XVII. Драматический театр В 14-15 вв. на территории, в последующем вошедшей в Австрийскую империю, были распространены миракль, мистерия, вначале связанные с церковным богослужением, а позднее перенесённые на городские площади. Театр А. начинает формироваться в 16 в. Первоначально это были бродячие труппы актёров-импровизаторов. Главное действующее лицо их представлений - Гансвурст. В период феодально-католической реакции, господствовавшей в А. в конце 16-17 вв., возникли театры при иезуитских коллегиях. Иезуитская драматургия проповедовала величие церкви, устойчивость феодального строя. Придворный театр и театр иезуитов поражали зрителя обилием внешних эффектов и красочностью зрелища. Центром театральной жизни А. стала Вена. В начале 18 в. большое значение для развития австрийской театральной культуры имела деятельность актёра и драматурга Й. Страницкого, создавшего в Вене первый стационарный австрийский театр (1712). В 1741 в Вене открылся " Королевский театр при дворце", получивший название " Бургтеатра". Искусство его формировалось в напряжённой борьбе между аристократическими и демократическими направлениями. Развитию театра препятствовала цензура, ограничивавшая репертуар, стремившаяся сделать театр средством прославления монархии. Славу " Бургтеатра" и его значение в развитии австрийской театральной культуры определили многие поколения актёров, создавших подлинно реалистические традиции австрийского театрального искусства. Под руководством журналиста и режиссёра Й. Шрейфогеля в театре работали крупнейшие австрийские актёры: С. Шрёдер, М. Корн, Г. Аншюц, и др. Для " Бургтеатра" создавал свои произведения драматург Ф. Грильпарцер. В конце 18 в. в предместьях Вены открывается ряд театров: " Леопольдштадттеатр" (1781), " Йозефштадттеатр" (1788), " Виденертеатр" (1787) и др. В них ставились оперы В. А. Моцарта и Й. Гайдна, зингшпили, комедии с участием Гансвурста и др. В некоторых спектаклях театров предместий, импровизационных выступлениях актёров отражались оппозиционные настроения австрийского населения. Это вызвало запрещение (в 1770) импровизаций. В начале 19 в. театры предместий достигли творческого расцвета. Деятельность их в это время была связана главным образом с крупнейшими драматургами и актёрами Ф. Раймундом и И. Н. Нестроем. Они создали своеобразный жанр национальной комедии, продолжили и развили лучшие традиции демократического театра. После поражения Революции 1848-49 театры предместий теряют свой демократический характер, ставят главным образом развлекательный репертуар. В 1778 при " Бургтеатре" была открыта актёром И. Мюллером первая театральная школа (в 1909 реорганизована в Академию музыки и изобразительного искусства). Руководителю театра в 1849-67 Г. Лаубе удалось утвердить на сцене классику - И. В. Гёте, У. Шекспира, добиться снятия цензурного запрета с пьес Ф. Шиллера, укрепить труппу театра такими актёрами, как А. Зонненталь, Й. Левинский, Ш. Вольтер. В 1870-81 " Бургтеатром" руководил режиссёр Ф. Дингельштедт, поставивший цикл трагедий Шекспира, а также пьесы Л. Анценгрубера, Г. Ибсена и др. В 80-е гг. 19 в. в театрах А. ставились пьесы русских драматургов: Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. В конце 19 в. в театральном искусстве А. усиливаются антидемократические тенденции. В драматургии ведущее место занимали Г. Бар, А. Шницлер, Г. Гофмансталь, творчество которых было далёким от социальной проблематики. Отсутствие художественно-значительного современного репертуара отрицательно сказывалось на деятельности " Бургтеатра", творчество которого становится узко академическим. Наиболее крупным явлением театрального искусства этого периода было творчество актёра Й. Кайнца. В 1918 происходит подъём творческой деятельности " Бургтеатра", руководимого актёром и режиссёром А. Хейне. В театре работали актёры Г. Реймерс, М. Девриент, Р. Аслан, А. Моисии и др. Борьбу за прогрессивное искусство вёл " Йозефштадттеатр" (в 1924-38 руководитель М. Рейнхардт). В период гитлеровской оккупации (1938-45) демократические деятели австрийской культуры подвергались преследованиям. Многие театры были закрыты, здание " Бургтеатра" разрушено. После освобождения А. Советской Армией в 1945 началась борьба демократических сил за развитие национальной культуры. " Бургтеатр" стал ведущим театром А. На его сцене и в его филиале (Академический театр) широко ставятся произведения классической и современной драматургии. В 60-е гг. поставлены трагедии Софокла, исторические хроники Шекспира, комедии Раймунда и др. Ставились также " Вишнёвый сад" и " Иванов" Чехова, " Ревизор" Гоголя, " Жизнь Галилея" Б. Брехта. Прогрессивные традиции театра утверждают режиссёры Л. Линдтберг, Р. Штейнбек. В 1948-56 в Вене функционировал прогрессивный, демократический театр " Скала", из драматических театров работали " Йозефштадттеатр", т. н. келлер-театры (" подвальные театры"), ведущие поиски новых форм театральной выразительности.
|