Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Государственный строй 7 страница
На т. н. Майнском театре - в Ганновере, Гессене и на Франкфуртском направлении прусские силы быстро добились успехов, после чего пруссаки форсировали наступат. действия в Богемии. Стратегич. развёртывание против Саксонии и Австрии было осуществлено по дуге протяжением св. 250 км тремя армиями: 2-я армия (команд, кронпринц Фридрих Вильгельм ) в Силезии - между г. Бреславль (Вроцлав ) и р. Нейсе (Ни-са ), 1-я армия (команд, принц Фридрих Карл ) в р-не Гер лица и Эльбская армия (ген. Херварт фон Биттенфельд ) в р-не Торгау. В дальнейшем Эльбская армия перешла в подчинение Фридриху Карлу. Гл. силы австр. Сев. армии, евсредо-точенные сначала в укреплённом р-не Ольмюц (Оломоуц ), двинулись 18^ i-юня в Богемию, в район крепостей Йозеф-штадт (Яромерж ) и Кёниггрец (Градец-Кралове ). Прусское гл. командввание дало 22 июня директиву о концентрич. вторжении в Богемию с задачей соединения в р-не Гичина (Йичин ). Медленность продвижения австр. сил дала возможность пруссакам преодолеть горные проходы. В ряде боёв, гл. обр. встречных (см. схему ), прусские вейскаиимелж успех. Австр. армия отошла к Йозефштадту, а затем к Кёниггрецу. 3 июля произошло решающее сражение в р-не Садова - Кёниггрец (см. Садова), в к-ром участвовало 221 тыс. пруссаков и 215 тыс. австрийцев. Пруссаки вынудили австрийцев к беспорядочному отступлению. Потери австрийцев убитыми, ранеными и пленными составили 44 тыс. чел.- почти в 5 раз больше, чем у пруссаков. Однако прусское командование позволило австро-саксонским войскам оторваться от противника. Бенедек отвёл оставшиеся войска к Ольмюцу, выделив для Венского направления лишь слабое прикрытие. Пруссаки возобновили продвижение: 2-й армией - на Ольмюц, 1-й и Эльб-ской армиями - на Вену. В создавшемся для Австрии критич. положении началась переброска австр. войск из Италии, -где ими был одержан ряд побед, на север. Бенедек 13 июля был заменён эрцгерцогом Альбрехтом. У Австрии ещё были возможности для организации отпора противнику на подступах к Вене и Пресбургу (Братиславе ), однако внутр. положение в империи, в особенности угроза отпадения Венгрии, заставили пр-во Франца Иосифа пойти на мирные переговоры. Этого добивался и Бисмарк (вопреки сопротивлению Вильгельма I и Мольтке), т. к. он видел в Австрии возможного союзника в будущем, а на данном этапе готов был ограничиться исключением её из Герм, союза. Франц. пр-во, опасаясь чрезмерного ослабления Австрии, также было заинтересовано в прекращении войны. 26 июля в Никольсбур-ге был подписан прелиминарный мир, а 23 авг. в Праге - мирный договор (см. Пражский мир 1866). Главным политич. результатом войны явилось образование Северо-Германского союза под главенством милитаристской Пруссии. Пруссия значительно расширила свою территорию за счёт мелких герм, гос-в и заключила секретные воен. соглашения с южногерм. гос-вами. Австрия осталась вне союза, Венецианская обл. отошла к Италии. Лит.: Энгельс Ф., Заметки о войне в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16; История войны 1866 г. в Германии, пер. с нем., СПБ, 1870; Борьба Австрии против Пруссии и Италии в 1866 г., в кн.: Военная библиотека, т. 9 - 11, ч. 1-5, СПБ, 1872-73; Ротштейн Ф. А., Из истории прусско-германской империи, М. - Л., 1948; Нарочницкая Л. И., Россия и войны Пруссии в 60-х гг. XIX в. за объединение Германии " сверху", М., 1960; Lettow-Vorbeсk О. von, Geschichte des Krieges von 1866 in Deutschland, Bd 1 - 3, В., 1896 - 1902. М.Э.Струве. АВСТРОСЛАВИЗМ, программа переустройства Австрийской империи (с 1867 - Австро-Венгрии) в федеративное государство под властью Габсбургов, выдвинутая чешской буржуазией. Как политическая концепция либерально-буржуазных кругов славянских народов Габсбургской монархии, А. получил распространение с 40-х гг. 19 в. и просуществовал, принимая различные формы, до 1-й мировой войны. Само появление А. было своего рода реакцией на немецкий национализм, на попытки включить славянские земли в Германский союз. Впервые основной принцип А. был высказан К. Гавличеком-Боровским в 1846. В период революции 1848-49 с развёрнутой программой А. выступил Ф. Палацкий. А. в известной степени отвечал национальным интересам молодой буржуазии славянских народов (особенно чешской), заинтересованной в использовании обширных рынков Австро-Венгрии. Широкая пропаганда А., особенно в 1848-49 и затем в 60-х гг., отвлекала народные массы от классовой борьбы, от революционной борьбы за национальную независимость. Н. Д. Ратнер. АВСТРО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ 16-18вв. С 20-х гг. 16 в. усилилась борьба между австр. Габсбургами и Османской империей за гегемонию в Юго-Вост. и Центр. Европе. В результате тур.нашествий на Венгрию тур. войска взяли Белград (1521). Вслед затем они разгромили венгеро-чешские войска в Мохачской битве 1526, а в сентябре - октябре 1529 безуспешно осаждали Вену. После неудачных австро-тур. переговоров о мире (1530) началась А. -т.в. 1532 - 33. В ходе её войска имп. Карла V приостановили наступление тур. войск и по мирному договору (23 июля 1533, Стамбул) земли на 3. и С.-З. Венг. королевства отошли к Австрии, обязавшейся за это платить ежегодно дань султану. Во время А.-т. в. 1540 - 47 тур. войска взяли Буду (1541) и Эстергом (1543). По Ад-рианопольскому договору 1547 зап. часть Венг. королевства оставалась под властью Габсбургов, центральная - под управлением наместников султана; правители вост. части считались тур. вассалами. Войны 1551-62 и 1566 - 68, ведшиеся из-за Трансильвании, не вызвали существенных изменений. Война 1592 - 1606 привела (по Житвато-рокскому договору 11 нояб. 1606) к освобождению Австрии от уплаты ежегодной дани султану. Война 1660 - 64 началась наступлением тур. войск. Однако в битве при Сентготхарде (1 авг. 1664) тур. армия великого везира Фазы-ла Ахмета Кёпрюлю была разгромлена войском австр. фельдмаршала Монтекук-коли. По Вашварскому миру (10 авг. 1664) тур. войска выводились из Трансильвании, к-рая, однако, осталась под верховной властью султана. Война 1683 - 99 началась вторжением тур. войск в Австрию и осадой Вены (с 14 июля 1683). Тур. войска были наголову разбиты 12 сент. 1683 войском союзника Австрии Яна Собеского. Это поражение положило начало постепенному отступлению турок из Центр. Европы. После создания антитур.; Священной лиги; (1684) австр. войска заняли Буду, в 1687-88 овладели вост. Венгрией, Славонией, Банатом, заняли Белград. Вступление России в; Священную лигу; (1686) и её выступление против Турции (Азовские походы 1695-96) облегчили борьбу Австрии против Турции. 11 сент. 1697 австр. войска под команд. Евгения Са-войского разбили тур. армию у Зенты. В результате войны к Австрии отошли б. ч. Венгрии, Трансильвания, Хорватия и почти вся Славония (см. Карловицкий конгресс 1698-99). В войне 171 6- 1 8 Австрия выступила против Турции в соответствии с австро-венецианским союзным договором 1716. В результате побед австр. войска Евгения Савойского (15 окт. 1716 взяли Темешвар, 16 авг. 1717 разбили тур. войска под Белградом) Австрия получила Сев. Сербию с Белградом, часть Валахии, Сев. Боснию и др. территории (см. Пожаревацкие мирные договоры 1718). А. - т. в. 1737-39 началась выступлением Австрии против Турции на стороне России в рус.-тур. войне 1735-39. Австрия потерпела поражение и возвратила Турции земли в Сербии и Валахии (Белградский мир 1 сент. 1739). Война 1788-90 также началась выступлением Австрии (в соответствии с рус.-австр. договором 1781). Первоначально воен. действия протекали неудачно для Австрии, но победы рус. армии в рус.-тур. войне 1787-91 позволили австр. войскам занять Бухарест, Белград, Коайову. Однако под влиянием Англии и Пруссии, заинтересованных в ослаблении России, с одной стороны, и в привлечении Австрии к участию в антифранц. коалиции, с другой, Австрия вышла из войны. По сепаратному Систовскому договору 4 авг. 1791 Австрия возвратила Турции все занятые ею в этой войне территории за исключением крепости Хотин с округом (они были возвращены Турции после окончания рус.-тур. войны). Лит.: Бутковский Я. Н., Сто лет австрийской политики в восточном вопросе, т. 1, СПБ, 1888; Новичев А. Д., История Турции (XI -XVIII вв.), Л., 1963; Нammеr J.. Geschichte des Osmanischen Reiches, Bd 3, 4, 6, 7, 8, Pest, 1828 - 32; Feldziige des Prinzen Eugen yon Savoyen (Geschichte der Kampfe Osterreichs), 2 Ser., Bd 7 (16), Bd 8 (17), W., 1891; Uzuncarsi1i I. H., Osmanli tarihi, cilt 2-4, Ankara, 1949 - 56. Ю. А. Петросян. АВСТРО-ФРАНЦУЗСКАЯ ВОЙНА 1809, война между Австрией и наполеоновской Францией, вызванная стремлением австр. пр-ва ликвидировать тяжёлые последствия Пресбургского мира 1805 и угрозу потери Австрией самостоятельности в связи с распространением наполеоновского господства в 1806-08 почти на всю Европу. Готовясь к войне, Австрия вступила в союз с Англией (т. н. 5-я антифранц. коалиция). Весной 1809 Австрия после реорганизации армии выставила 280 тыс. чел. при 790 орудиях; её гл. силы (ок. 200 тыс. чел.) под команд. эрцгерцога Карла были сосредоточены наПридунайском театре, где Наполеон к началу воен. действий сумел сосредоточить (вместе с союзными войсками) около 200 тыс. чел. и 428 орудий. Стремясь использовать незавершённость развёртывания франц. армии, австр. командование решило разгромить противника по частям. 10 апр. гл. силы австр. армии перешли р. Инн и вторглись в Баварию, нанося удар по группировке франц. войск в р-не Регенсбурга, но, действуя медленно и нерешительно, австр. командование не сумело осуществить свой замысел. Искусным манёвром Наполеон быстро перебросил в р-н боевых действий крупные силы. В пятидневных боях 19-23 апр. при Тейгене, Абенсберге, Ландсхуте, Экмюле и Регенсбурге австр. войска понесли значит, потери (до 45 тыс. чел.) и были вынуждены отойти к Вене. Преследуя их, французы 13 мая заняли Вену. Австр. войска заняли оборону по лев. берегу Дуная против Вены. Попытка Наполеона в кровопролитном сражении у Асперна и Эслинга 21-22 мая добиться полной победы над австрийцами окончилась поражением французов. Летом после тщательной подготовки франц. войска возобновили наступление. 5-6 июля при Погроме произошло решающее сражение, к-рое завершилось победой французов. Действия на второстепенных театрах: в Италии, Далмации и Тироле (где вспыхнуло антифранц. восстание во главе с А. Гофером), развивались не в пользу австрийцев. Попытки майора Шилля в Пруссии и полковника Дерн-бурга в Гессене поднять восстания против Франции также окончились неудачей. Австрия признала себя побеждённой и 14 окт. 1809 подписала с Францией Шёнбруннский мир. Потеряв значит, часть территории, Австрия превратилась в зависимое от наполеоновской Франции гос-во. Лит.: Левицкий Н. А., Полковод-ческое искусство Наполеона, М., 1938; Тарле Е. В., Наполеон, М., 1957; Сухотин Н. Н., Наполеон. Австро-французская война 1809 г., СПБ, 1885. И. И. Ростунов. АВСЮК Григорий Александрович [р. 16(29).12.1906, Петербург], советский физико-географ, специалист в области гляциологии, чл.-корр. АН СССР (1960). Чл. КПСС с 1947. Зам. академика-секретаря Отделения океанологии, физики атмосферы и географии Секции наук о Земле, зам. председателя Секции наук о Земле. Инициатор стационарных наблюдений на горных ледниках; с 1956 возглавляет подготовку и проведение сов. гляциология, исследований по программе Междунар. геофизич. года и др. междунар. проектам. Труды А. посвящены изучению совр. оледенения Тянь-Шаня, исследованию температурного режима ледников, общим вопросам гляциологии. Осн. работы:; Горы юго-восточного Казахстана; (1945, соавтор);; Температура льда в ледниках; (1956,; Труды Ин-та географии, АН СССР;, вып. 67). АВТАРКИЯ (греч. autarkeia, от autos - сам и arkeo - нахожусь в достатке), самодостаточность, самоудовлетворённость, в экономич. отношении - создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках отдельной капиталистич. страны, ведущее к разрыву традиц. экономич. междунар. связей. В чистом виде А. существовала только в докапиталистич. формациях в условиях натурального х-ва. Политика А. идёт вразрез с требованиями междунар. разделения труда. В эпоху империализма, когда все страны тесно связаны системой междунар. экономич. отношений, имеются лишь автаркич. тенденции, возникающие в результате обострения противоречий капитализма. Эти тенденции с наибольшей силой действовали в 30-х гг. 20 в., когда в результате мирового экономич. кризиса 1929-33 произошёл разрыв ранее существовавших внешнеторг. и других экономич. отношений и гос-ва проводили политику; разорения соседа;. В наиболее агрессивных империалистич. гос-вах политика А. стала служить целям создания относительно замкнутого х-ва, способного производить всё необходимое для ведения войны в условиях экономич. блокады. А. была официальной экономич. теорией фашизма. После 2-й мировой войны автаркич. тенденции (высокие заградительные пошлины) в какой-то мере присущи нек-рым замкнутым торгово-экономич. блокам (; Европейское экономическое сообщество;,; Европейская ассоциация свободной торговли;). В. В. Мотылёв. АВТЕНТИЧЕСКИЕ ЛАДЫ (от греч. authentikos - основной, подлинный), разновидность диатонических натуральных ладов средневековой музыки. См. Средневековые лады. АВТО... (от греч. autos - сам), составная часть сложных слов, соответствующая по смыслу: 1) словам; само...;,; собственноручный; (напр., автобиография, автопортрет); 2) слову; автоматический; (напр., автоблокировка); 3) словам; автомобиль;,; автомобильный; (напр., автогараж, автопоезд). АВТОБИОГРАФИЯ (от авто... и биография), описание своей жизни; литературный жанр, близкий мемуарам, но отличающийся большей сосредоточенностью на личности и внутр. мире автора. Напр.:; Исповедь; (397-398) Августина,; История моих бедствий; (1132-36) П. Абеляра,; Жизнь Бенвенуто...; (1558-66) Б. Челлини. Первая рус. А.-; Житие протопопа Аввакума; (написано в 1672-75). В лит-ре нового времени Ж. Ж. Руссо и А. И. Герцен - создатели художеств. А.-исповеди. Автобиографичность характерна для нек-рых произв. Л. Н. Толстого, М. Горького, К. Г. Паустовского, М. Пруста и др. На мн. языки переведены А. революц. деятелей - Дж. Гарибальди, П. А. Кропоткина, А. Бебеля. А. называют также краткое хроникально-справочное изложение осн. событий собственной жизни. АВТОБЛОКИРОВКА, автоматическая блокировка, автоматич. изменение режима работы объекта для предотвращения аварии; совокупность автоматич. устройств, исключающих возможность ошибочных действий при управлении работой машин, аппаратов и приборов. Напр., А. автоматич. станочной линии останавливает её при разладке или нарушении режима работы одного из станков. В электрич. реле под А. понимают включение части контактов данного реле, обеспечивающее автоматич. поддержание его нового состояния. См. также Автоблокировка железнодорожная. АВТОБЛОКИРОВКА железнодорожная, система регулирования движения поездов на перегонах и ограждения последних путевыми светофорами, показания к-рых изменяются автоматически под воздействием самих движущихся поездов. При А. межстанционные перегоны делят проходными, автоматически действующими светофорами на отдельные блок-участки длиной 1 -3 км и организуют попутное движение поездов с минимальными по условиям безопасности интервалами между ними. Для автоматич. действия проходных светофоров в пределах каждого блок-участка устраивают электрич. рельсовые цепи, к-рые между собой разделяются изолирующими стыками. В каждую рельсовую цепь с одного конца включают источник питания, с другого - путевое реле, к-рое управляет контактной системой включения светофоров. При свободном блок-участке ток от путевой батареи по рельсам замыкается через обмотку путевого реле, включая цепи разрешающего (зелёного) огня на светофоре. При вступлении первых колёс поезда на рельсовую цепь путевое реле переключает на светофоре разрешающий огонь на запрещающий (красный). С помощью рельсовых цепей контролируют также целость рельсов: в случае лопнувшего или изъятого рельса путевое реле выключается и на светофоре появляется красный огонь. На ж. д. СССР внедряют: провод-н у ю А. постоянного тока - на участках с тепловозной тягой, и беспроводную, кодовую А. переменного тока - на участках с электрической тягой. В проводной системе связь между перегонными светофорами осуществляют по двухпроводным линейным цепям и включением в них линейных реле. В кодовой А. перегонные светофоры связывают через рельсовые цепи, кодируемые сигнальными кодами (3 - зелёного огня; Ж - жёлтого огня; КЖ - красного огня с жёлтым). Сами по себе устройства А. не устраняют возможности проезда запрещающих сигналов при плохой видимости огней светофоров или потере бдительности машинистом. Поэтому А. дополняют ав-торегулирующими средствами в виде автоматич. локомотивной сигнализации непрерывного типа и автостопов. Совокупность этих устройств составляет единую авторегулирующую систему, к-рой оборудуют все крупные магистральные линии ж. д. СССР. Такая система повышает безопасность движения поездов и увеличивает пропускную способность перегонов по сравнению со старыми системами (жезловой системой, телеграфным способом и полуавтоматич. блокировкой): однопутных на 20-30%, двух-путных в 2-3 раза. На ж.-д. транспорте А. применяется с 1910 (США), в СССР - с 1930. См. также ст. Железнодорожная автоматика и телемеханика. Лит.: Казаков А. А., Автоблокировка, автоматическая локомотивная сигнализация и автостопы, М., 1964: Путевая блокировка и авторегулировка, М., 1966; Казаков А. А. и Давыдовский В. М., Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте, М., 1967. А. А. Казаков. АВТОБРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА, см. Танковые войска, АВТОБУС [от автомобиль и омнибус], автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Первые А. появились в начале 20 в. Сравнительно широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. В Москве регулярные линии автобусных перевозок были организованы в 1924. По назначению А. подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и общего назначения. Городские А. имеют пассажирское помещение с несколькими дверями для входа и выхода, с ограниченным числом мест для сидения, с широким центральным проходом, с просторными " накопительными" площадками около дверей. Городские А. характеризуются способностью к интенсивному разгону, что обеспечивает относительно высокую среднюю скорость при частых остановках. Пригородные А. имеют пассажирское помещение с уменьшенными центральным проходом и " накопительными" площадками, а за счёт этого большее число сидений. У междугородных (туристских) А. в пассажирском помещении устанавливаются жёсткие или мягкие (спальные) сиденья. А. оборудуются отоплением и вентиляцией, а некоторые и гардеробом, холодильным шкафом, туалетом. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Конструкция таких А. должна обеспечивать движение с большой скоростью. А. местного сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным маршрутам, преимущественно в сельских местностях. У таких А. предусматриваются повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет, а иногда и привод на 2 или 3 оси. Вместимость А. зависит в основном от его габаритных размеров (главным образом длины). В СССР принят следующий типовой ряд габаритных длин А.: 5 м - особо малые; 7, 5 м - малые; 8, 5 м и 9, 5 м - средние; 11 м - большие; 12 м - особо большие и 16, 5 м - сочленённые. При проектировании допускается изменение соответствующей длины в пределах ± 0, 5 м. Сочленённый А. состоит из двух связанных гибким сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение. В городском транспорте за рубежом получили некоторое распространение также полутора- и двухэтажные А. Вместимость городских А. длиной 7, 5 м колеблется от 35 до 40 человек, А. длиной 12 м - от 110 до 120 человек. Сочленённые А. вмещают до 160 человек. В зависимости от типа А. регламентируется нижний предел максимальной скорости, которую могут развивать А.: городские - 70 км/ч, пригородные и местного сообщения - 80 км/ч, междугородные - 100 км/ч. Технико-эксплуатационными требованиями также предусмотрено, что время разгона А. с места до указанной максимальной скорости не должно превышать (в зависимости от типа и длины А.): 40-55 сек для городских, 50-65 сек для пригородных и 70-90 сек для междугородных А.
Кузова А. изготовляются капотного и вагонного типа (последние более распространены). Кузов вагонного типа обычно является несущей конструкцией; к его основанию непосредственно крепятся двигатель, коробка передач, передние и задние оси. Двигатель может быть расположен в передней, средней (под полом пассажирского помещения) или в задней части А. Привод осуществляется главным образом на заднюю ось; у некоторых особо малых А. повышенной проходимости ведущими являются как задние, так и передние колёса. В городских и пригородных А. всё более применяются автоматические трансмиссии. При расположении двигателя в задней или средней части и при механической трансмиссии применяется дистанционное управление сцеплением и коробкой перемены передач. В подвеске А. начали использовать резино-тканевые баллоны, заполненные сжатым воздухом. Помимо повышения плавности хода, это позволяет сохранять постоянную высоту уровня пола и подножек А. независимо от нагрузки. Рулевое управление средних и больших А. имеет усилитель, в несколько раз уменьшающий силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного) тормоза к тормозным механизмам колёс передней и задней осей на средних и больших А. - пневматический или пневмогидравлический, как правило, раздельный. На особо малых А. - гидравлический, а на малых А. - гидравлический с вакуумным усилителем или пневматический. На некоторых А., особенно междугородных, применяется тормоз-замедлитель. Лит.: Плеханов И. П., Технико-эксплуатационные требования к автобусам, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, М., 1968. АВТОВОКЗАЛ (от авто... и вокзал), комплекс сооружений для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений в больших городах на конечных пунктах автобусных линий. А. состоит из пассажирского здания, внутренней транспортной территории и привокзальной площади (рис. 1). Рис. 1. Генплан типового автовокзала вместимостью 900 чел.: 1 - подъезд городского транспорта; 2 - пассажирское здание; 3 - перрон отправления; 4 - перрон прибытия; 5 - стоянка автобусов; 6 - осмотровая эстакада; 7 - место для мойки автобусов. В здании А. размещаются: пассажирский зал с билетными кассами, помещение для пассажиров с детьми, камера хранения ручной клади, кафетерий, санузлы, служебные помещения (диспетчерская, шофёрская, комнаты администрации). На внутр. транспортной территории А. располагаются: перроны посадки и высадки пассажиров, площадка для стоянки автобусов между рейсами и, при необходимости, устройства для осмотра и мойки кузова автобусов. Перроны А. могут быть прямолинейными или уступообразными; последние имеют относительно меньшую длину и применяются при большом числе отправлений и прибытий автобусов. Расчётными показателями А. являются суточное отправление пассажиров и часовое отправление автобусов. Низший предел вместимости А.- 100 чел. Управление движением автобусов на территории А. осуществляется с пульта диспетчера световой сигнализацией; автоматич. устройствами, регистрирующими подачу автобуса к перрону под посадку и отход от перрона; в больших А. диспетчерская служба оснащается телевизионной системой для наблюдения за посадкой и высадкой пассажиров. Пассажиры информируются о прибытии и отправлении автобусов по радио, с помощью световых табло и указателей. Для удобства пассажиров, пользующихся смешанными видами сообщений, строятся объединённые вокзалы: желез-нодорожно-автобусные, автобусно-речные и др. Рациональной планировкой выделяются А. в Киеве (1958-61, арх. А. М. Милецкий и др.; проект переработан для Одессы в 1964, см. рис. 2) с просторными интерьерами, украшенными мозаичными панно из майолики (художники А. А. Рыбачук и В. В. Мельниченко), А. в Риге (1962-64, арх. Г. Минц), в Алма-Ате (1967, арх. В. А. Бабенко, А. А. Смирнов, С. И. Судакова) и др. За рубежом строят многоэтажные А. с перронами посадки и высадки пассажиров внутри здания в наземных и подземных этажах (.Нью-Йорк-Центральный, Чикаго, Брюссель, Лос-Анджелес). Ю. А. Гольденберг. АВТОГАМИЯ (от авто... и греч. gamos - брак), 1) самоопыление и самооплодотворение у высших растений (из культурных злаков - пшеница, овёс, ячмень и др., из бобовых - горох, фасоль и др.; мн. сорные растения с мелкими невзрачными цветками из сем. крестоцветных, гвоздичных и др.); 2) самооплодотворение у одноклеточных организмов, заключающееся в слиянии двух ядер (диатомовые водоросли, споровики, нек-рые амёбы). При этом ядро клетки делится на два, дочерние клетки расходятся и после созревания сливаются. Лит.: Жебрак А. Р., Курс ботаники, М., 1959; Жуковский П. М., Ботаника, 4 изд., М., 1964. АВТОГЕНЕЗ (от авто... и греческого genesis - возникновение), идеалистическое учение, стремящееся объяснить эволюцию организмов действием только внутренних факторов. Элементы А. имелись в теории Ж. Б. Ламарка (см. Ламаркизм); более последовательно идею А. развивали зоологи К. Бэр, А. Кёлликер и Л. С. Берг, ботаники К. Негели и С. И. Коржинский, палеонтолог Э. Коп, генетики Х. де Фриз и Ю. А. Филипченко. Предполагаемый внутренний фактор развития называется то " принципом совершенствования" (Негели), то " силой роста", или " батмизмом" (Коп). А. противопоставлялся материалистической теории эволюции на основе естественного отбора (см. Дарвинизм). А. обоснованно критиковали Ч. Дарвин, А. Вейсман, К. А. Тимирязев, А. Н. Северцов и другие биологи-дарвинисты. Лит.: История эволюционных учений в биологии, М. - Л., 1966. Л. Я. Бляхер. АВТОГЕНЕРАТОР, генератор с самовозбуждением, см. в ст. Генерирование электрических колебаний. АВТОГЕННАЯ РЕЗКА, то же, что кислородная резка. АВТОГЕННАЯ СВАРКА, то же, что газовая сварка. АВТОГРАВЮРА (от авто... и гравюра), гравюра, в к-рой печатную форму на дереве, линолеуме или металле (медь, цинк, сталь) выполняет сам художник - автор композиции. АВТОГРАФ (от авто... и... граф), собственноручная надпись или подпись. 2) Собственноручный авторский руко-лисный текст. А.- важный источник установления канонич. (признанного правильным) текста произведения, ценный материал для изучения творческого процесса писателя, учёного, историч. деятеля. Собирание и хранение А. является одной из функций архивов, библиотек и музеев. В СССР рукописи К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и ряда руководящих деятелей КПСС хранятся в Центральном партийном архиве Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Богатые коллекции А. писателей находятся в Гос. библиотеке СССР им. В. И. Ленина и Гос. лит. музее в Москве, в Гос. публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и Ип-те рус. лит-ры АН СССР (Пушкинский дом) в Ленинграде, а также во мн. мемориальных музеях. АВТОГРЕЙДЕР (от авто... и грейдер), самоходная колёсная машина для профилирования земляных насыпей, псремещсния и разравнивания грунтов и дорожно-строит. материалов при сооружении и ремонте грунтовых и усовершенствованных дорог, аэродромных покрытий, оросит, каналов и др. Осн. рабочий орган А.- полноповоротпый отвал криволинейного лрофиля с механич. или гидравлич. управлением, приводимым в действие от двигателя. Вспомогательный орган - кирковщик, состоящий из 7-11 зубьев, предназначенных для разрушения дорожных одежд и покрытий при ремонте дорог. А. оснащается также сменным оборудованием бульдозера, погрузчика, снегоочистителя и др. машин.
|