Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Государственный строй 17 страница
Произ-во в А. п.- массово-поточное. Уровень механизации и автоматизации высок, развивается специализация. Авто-моб. з-ды получают по кооперации электрооборудование, шариковые и роликовые подшипники, изделия из резины, пластмасс, стекла, широкий ассортимент профилей, спец. узлы и агрегаты (карбюраторы, амортизаторы), краски, лаки, ткани и т. п. Созданные в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 и после войны Уральский, Минский, Ульяновский, Кременчугский, Белорусский, Запорожский автомоб. з-ды получают с других заводов двигатели, коробки перемены передач, карданные валы, рессоры, колёса, радиаторы, отд. з-ды получают также полуфабрикаты (отливки из чёрных и цветных металлов). Специализация распространилась также на ЗИЛ и ГАЗ, к-рые раньше были комплексными предприятиями. С Моск. автозавода выведено на специализированные з-ды произ-во компрессоров для пневмотормозов, карданных валов, радиаторов, передних, средних и задних ведущих мостов и раздаточных коробок для трёхосных автомобилей. ГАЗ для вновь осваиваемых автомобилей получает двигатели со специализированного моторного з-да. Ярославский з-д в 1959 прекратил произ-во автомобилей (оно перенесено в Кременчуг) и превратился в моторный з-д. В Горьковской обл. построен з-д по произ-ву карбюраторных двигателей для легковых и грузовых автомобилей и с 1960 начал их выпускать. Созданы специализированные предприятия: в Мелитополе - з-д силовых агрегатов для микролитражных автомобилей (выпуск с 1960), в Паневежисе (Литов. ССР) - автомоб. компрессоров (с 1959), в Ярославле - топливной аппаратуры (с 1960), в Полтаве (УССР) - тормозной аппаратуры (с 1959), в Херсоне (УССР, с 1959) и в Гродно (БССР, 1959) - карданных валов, во Фрунзе (Кирг, ССР, 1959) и Лихославле (Калининская обл., 1959) - з-ды радиаторов. Построен кузнечный з-д в Токмаке (УССР, 1965 ), строится (1968 ) литейный з-д для выпуска чугунных и стальных автомоб. отливок в Саранске (Морд. АССР ). Специализированные з-ды применяют высокопроиз-водит. оборудование и совершенную технологию произ-ва. В зарубежных социалистич. странах А. п. также получает всё большее развитие (см. табл. 4 ).
Из капиталистич. стран наиболее развитую А. п. имеют США (см. табл. 5).
Во всех капиталистич. странах подавляющая часть автомоб. произ-ва приходится на долю небольшого числа крупных монополий (см. Автомобильные монополии). Лит.: Селифонов В. Я., Автомобильная промышленность СССР в 1959 - 1965 гг., М., 1959; ДинерштейнМ.А., Кацура П. М., Задачи и перспективы развития автомобильной промышленности СССР в 1966 - 1970 гг., М., 1967; Полвека труда и строительства. История Ярославского ордена Ленина моторного (автомобильного) завода 1916 - 1966, Ярославль, 1966; Горьковский автомобильный. Очерк истории завода, [М., 1964]; История Московского автозавода им. И. А. Лихачева, М., 1965; Абрамович А. Д., Краткий очерк развития автомобильной промышленности и автомоб. транспорта в СССР, М., 1958; Колесников Ф. А., Автомобилестроение в капиталистич. странах, М., 1966. В. Я. Селифонов. Илл. см. на вклейке, табл. XIV. " АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ", ежемесячный научно-технич. журнал, орган Мин-ва автомоб. пром-сти СССР. Издаётся в Москве с 1946 (с 1930 выходил под назв. " Автотракторное дело", в 1941 -1945 не издавался ). Тираж (1969 ) 11 тыс. экз. Освещает достижения в области конструирования новых типов автомобилей, двигателей, вопросы организации и технологии автомобильного производства. АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ, Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ ), в ведении Мин-ва автомоб. транспорта и шоссейных дорог РСФСР. Создан в 1939 в Москве под назв. Центр. НИИ автомоб. транспорта (ЦНИИАТ ), в 1953-56 - Всесоюзный НИИ автомоб. транспорта (ВНИИАТ ), с 1956- НИИАТ. Имеет филиал в Ленинграде. В тематике НИИАТ: вопросы повышения производительности труда на автотранспорте, организации перевозок и снижения себестоимости; улучшения эксплуатации качеств подвижного состава; орг-ции и технологии тех-нич. обслуживания и ремонта автомобилей и шин; орг-ции и обеспечения безопасности движения автомобилей; улучшения эксплуатац. качеств автомоб. топлива и смазочных материалов. Ин-т имеет аспирантуру. АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЕ ИНСТИТУТЫ, готовят инженеров по проектированию, стр-ву и эксплуатации автомоб. дорог, мостов, тоннелей; по эксплуатации автомоб. транспорта и дорожных машин; по экономике и организации автомоб. транспорта. Нек-рые А.-д. и., кроме того, выпускают специалистов по стр-ву аэродромов, по автоматизации и комплексной автоматизации стр-ва, пром. и гражд. стр-ву, по гидропневмоавтоматике и гидроприводу. В СССР в 1969 имелось 4 А.-д. и.: Московский автомобильно-дорожный институт (осн. 1930 ), Сибирский им. В. В. Куйбышева (в Омске, осн. 1930 ), Харьковский (осн. 1930 ), Киевский (осн. 1944 ). Во всех А.-д. и. есть дневные и вечерние ф-ты; в Сибирском имеется заочный, в Харьковском (в г. Каменец-Подольске Хмельницкой обл. ) - общетех-нич. ф-т. Срок обучения в А.-д.и.- 5- 6 лет (в зависимости от формы обучения ). Защитившим дипломный проект (работу ) присваивается квалификация инженера путей сообщения, инженера-механика и т. д. В А.-д. и. ведётся также подготовка науч. и науч.-пед. кадров через аспирантуру. Московский А.-д.и. имеет право приёма к защите докт. и канд. диссертаций, Киевский и Харьковский - кандидатских. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВОЙСКА, спец. войска, предназначенные для подвоза боеприпасов, горючего, продовольствия и др. материальных средств, необходимых для ведения боевых действий, а также для эвакуации раненых, больных и т.д..А. Состоят из автомобильных (авто-транспортных) подразделений и частей, организационно входящих в состав общевойсковых частей и соединений, а также частей и соединений родов войск или же составляют отд. автомоб. части. В некоторых армиях А. в. наз. транспортными войсками. " АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ", ежемесячный производственно-технич. журнал, орган Мин-ва транспортного строительства СССР. Издаётся в Москве с 1954. Тираж (1969) 17 тыс. экз. Освещает вопросы проектирования, строительства, ремонта и содержания автомоб. дорог, а также достижения науки и техники в этой области. АВТОМОБИЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ капиталистических стран. Подавляющая часть произ-ва и сбыта автомобилей сконцентрирована в руках небольшого числа монополий США, ФРГ, Франции, Италии и Англии. В 1966 почти 4/5 мирового капиталистич. произ-ва автомобилей приходилось на долю 3 амер. и 7 западноевроп. автомоб. монополий, в т. ч. ок. 60% - на долю монополий США. С конца 50-х гг. в число ведущих А. м. выдвинулись также компании Японии. В каждой стране выпуск автомобилей сосредоточен на предприятиях нескольких компаний. В 1966 в США на долю " большой тройки" [" Дженерал моторе" (General Motors), " Форд мотор" (Ford Motor) и " Крайслер" (Chrysler)] приходилось св. 90% всего произ-ва автомобилей; 4 фирмы в ФРГ [" Фольксвагенверк" (Volkswagenwerk), " А. Опель" (A. Opel), " Форд-верке" (Ford-Werke) и " Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)], 5 компаний в Англии [" Бритиш мотор холдинге" (British Motor Holdings), " Форд мотор", " Воксхолл моторе" (Vauxhall Motors), " Руте моторе" (Rootes Motors) и " Лей-ленд мотор" (Leyland Motor)], 4 фирмы во Франции [" Рено" (Renault), " Пежо отомобиль" (Peugeot Automobiles), " Сит-роен" (Citroen) и " СИМКА отомобиль" (SIMCA Automobiles)] практически монополизировали выпуск автомобилей в своих странах. В Италии " ФИАТ" (" Фабрика итальяна аутрмобили Тори-но" - FIAT, Fabbrica Italiana Automobili Torino) контролирует 90% произ-ва автомобилей. В Японии св. 2/3 выпуска автомобилей сосредоточено на предприятиях 4 фирм: " Тоёта мотор" (Toyota Motor), " Ниссан мотор" (Nissan Motor), " Toe когё" (Toyo Kogyo) и " Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy Industries). (См. табл. 1.) А. м. относятся к пром. гигантам капиталистич. мира. 7 А. м. входят в число крупнейших капиталистич. монополий, обороты по продаже к-рых превышают 1, 5 млрд. долл. " Дженерал моторе" и " Форд мотор" по объёму продаж занимают 1-е и 2-е места среди пром. компаний капиталистич. мира, а по размеру активов уступают лишь крупнейшему нефт. тресту " Стандард ойл К0 (Нью-Джерси ) " [Standard Oil (New Jersey ) ]. " Фольксвагенверк" занимает по объёму продаж 1-е место среди компаний ФРГ и 4-е - в мире. " ФИАТ" - самая крупная монополия Италии. А. м. США значительно превосходят западноевроц, и япон. компании. В 1966 число занятых на предприятиях " большой тройки" было почти в 2 раза больше, чем на заводах восьми крупнейших А. м. автомооилеи, чем крупнейшая л. м. оаи. Европы " Фольксвагенверк". Иностр. филиалы амер. монополий входят в число ведущих автомоб. компаний других стран. В Канаде на долю трёх филиалов " большой тройки" США приходится 90% произ-ва автомобилей. В Англии св. 50% автомобилестроения находится под контролем филиалов " большой тройки" США: " Воксхолл моторе" - филиал " Дженерал моторе", " Форд мотор" -
филиал амер. монополии " Форд мотор", " Руте моторе" контролируется " Крайсле-ром". Св. 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ производится филиалами " Дженерал моторе" (" А. Опель" ) и " Форд мотор" (" Форд-верке" ). Активность амер. монополий в Зап. Европе особенно возросла в связи с образованием экономич. группировок - Европ. экономич. сообщества (ЕЭС ) и Европ. ассоциации свободной торговли (ЕАСТ ). За период с 1958 по 1965 доля фирм, находящихся под контролем амер. монополий, в произ-ве автомобилей в странах ЕЭС увеличилась с 16% до 25%. Под влиянием конкуренции амер. А. м., а также в связи с образованием экономич. группировок в автомоб. пром-сти стран Зап. Европы и Японии усилился процесс концентрации произ-ва, возросло число слияний, поглощений, различных соглашений, предусматривающих разнообразные формы сотрудничества между компаниями. В Англии в 1966 " Бритиш мотор" поглотила независимую фирму " Джегуар каре" (Jaguar Cars ), образовав " Бритиш моторе холдинг", к-рая в нач. 1968 объединилась с " Лейленд мотор" в " Бритиш Лейленд мотор корпорейшен". Имеются соглашения о специализации и кооперировании между " Бритищ Лейленд мотор корпорейшен" -(Англия ) и " Инноченти" (Innocenti, Италия ), " Рено" (Франция ) и " Альфа Ромео" (Alfa Romeo, Италия ) и др. Западногерм. фирма " НСУ моторенверке" и франц. " Ситроен" в 1965 договорились о совместном произ-ве автомобилей, для к-рых двигатели будут выпускаться в ФРГ, а кузова - во Франции. Укрепляя свои позиции на нац. рынках, А. м. Зап. Европы и Японии одновременно энергично проникают в США, форсируя экспорт туда автомобилей. Доля импортных легковых автомашин в общей продаже легковых автомобилей в США выросла с менее чем 1% в 1955 до 6% в 1965. Обострение конкурентной борьбы, рост концентрации и монополизации произ-ва способствуют усилению господства в автомоб. пром-сти мощных монополий за счёт поглощения ими или банкротства более мелких фирм. Только в течение десятилетия 1957-66 в странах Зап. Европы св. 10 компаний прекратили своё существование или были поглощены более крупными фирмами. В 1966 среди 20 крупнейших неамер. пром. монополий насчитывалось 6 автомоб. компаний против двух в 1956. За это десятилетие " Фольксвагенверк" переместилась в списке крупнейших неамер. компании с 25-го на 4-е место, япон. " Ниссан мотор" только за 1966 передвинулась с 73-го на 42-е место. А. м. США для завоевания новых рынков и вообще для усиления своих позиций за границей широко используют экспорт капитала. В 1966 по размеру новых заграничных капиталовложений (967 млн. долл. ) они занимали 3-е место в стране после компаний нефтяной (2500 млн. долл. ) и химич. (1063 млн. долл. ) пром-сти. У " Форд мотор" и " Крайслер" соответственно V3 и 1/4 производств, мощностей по выпуску автомобилей расположены за границей. " Дженерал моторе" имеет за пределами США предприятия в 24 странах. Осн. средством внешнеэкономич. экспансии А. м. западноевроп. стран служит экспорт автомобилей. Самый крупный экспортёр автомобилей в мире " Фольксвагенверк" вывозит св. 60% производимых им автомашин, итал. А. м. " ФИАТ" - почти 30%. Япон. фирмы быстрыми темпами расширяют экспорт грузовых автомобилей, их доля в мировом экспорте выросла почти с нулевого у-ровня в 1957 до 18% в 1965. " Тоёта мотор" с 1962 по 1966 в 3 раза увеличила свой экспорт при росте произ-ва в 2 раза. Ведущие А. м. представляют собой мощные машиностроит. концерны, в производственной программе к-рых видное место занимает также продукция др. отраслей машиностроения. А. м. играют важную роль в произ-ве с.-х. машин, энергосилового и авиационного оборудования, воен. и ракетно-космич. техники. В годы 2-й мировой войны " Дженерал моторе" и " Форд мотор" по сумме правительственных воен. заказов (13, 8 млрд. долл. и 5, 3 млрд. долл. ) занимали 1-еи 3-е места, доля воен. продукции в их проиЗ-ве составляла почти 90%. Несмотря на то, что с появлением новых видов вооружения роль А. м. в произ-ве воен. техники снизилась, стоимость воен. продукции, ежегодно выпускаемой такими компаниями, как " Дженерал моторе" и " Форд мотор", в сер. 60-х гг. достигала 0, 5 млрд. долл. Западногерм. А. м. производят более 50 типов воен. машин, а также выступают осн. поставщиками танков для бундесвера. А. м. являются ведущими экспортёрами продукции воен. назначения: среди поставщиков вооружения за пределы США чКрайслер" занимает 5-е место по сумме заграничных воен. заказов (1966 - 154, 2 млн. долл.). Амер. А. м. осуществляют крупные поставки автомобилей для армий стран, входящих в агрессивные блоки, возглавляемые США. В 1965 доля этой продукции в амер. экспорте автомобилей достигала 10%. А. м. выступают ген. подрядчиками и субподрядчиками при осуществлении крупных проектов в области произ-ва ракетно-космич. техники и космич. исследований. В автомоб. пром-сти сильны гос.-моно-полистич. тенденции. За счёт гос. средств финансируются н.-и. работы А. м. в области воен. и ракетно-космич. техники. В ряде стран гос-во непосредственно участвует в автомоб. пром-сти, являясь собственником или крупнейшим акционером автомоб. компаний (" Рено" во Франции, " Альфа Ромео" в Италии, " Фолькс-вагенверк" в ФРГ). В западноевроп. странах гос-во активно способствует реорганизации нац. компаний, стимулируя их к объединению и сотрудничеству. В годы 2-й мировой войны А. м. США и Англии существенно увеличили свои производств, мощности за счёт гос. строительства (напр., " Крайслер" - почти в 4 раза). Крупнейшие А. м. (см. табл. 2). Продажи самой крупной А. м. " Дженерал моторе", контролируемой Дюпонами, составили в 1966 св. 6, 7 млн. автомобилей, из к-рых 1, 5 млн. было произведено за границей. Она имеет только в США ок. 130 з-дов и расходует на капиталовложения ежегодно до 1, 5-2 млрд. долл.; входит также в число крупнейших производителей в США локомотивов, холодильного оборудования, авиац. двигателей, систем управления, деталей и узлов для ракет. Ею, в частности, осуществлялась разработка подъёмно-трансп. оборудования для системы оружия " Минитмен". Общий объём продаж в 20 млрд. долл., чистая прибыль в 1, 8 млрд. долл. и число занятых 750 тыс. чел. делают " Дженерал моторе" крупнейшей пром. монополией капиталистич. мира. Вторая в мире А. м. " Форд мотор" продала в 1966 4, 5 млн. автомобилей, из них почти 1, 2 млн. выпущены её заграничными з-дами. На её долю приходится также 15% амер. произ-ва тракторов. Она имеет дочернюю компанию, занимающуюся проектированием и выпуском управляемых снарядов, электронных систем и счётно-решающих устройств воен. назначения и т. д.
Находящаяся в сфере влияния Морганов А. м. " Крайслер" особенно энергично развивает свою деятельность в Зап. Европе, скупая ведущие европ. автомоб. компании. Так, в 1965 она увеличила свою долю во франц. автомоб. компании " СИМКА" до 77% акц. капитала (23% акций компании " СИМКА" принадлежит А. м. " ФИАТ" ). Из 2, 1 млн. автомобилей, реализованных ею в 1966, почти 0, 6 млн. выпущено за границей." Крайслер" играет важную роль в произ-ве танков и управляемых снарядов, являлся ген. подрядчиком по стр-ву первой ступени ракеты-носителя " Сатурн 1 Б". На долю " Фольксвагеиверк", 40% акц. капитала к-рой принадлежит федеральному пр-ву и пр-ву земли Нижняя Саксония, приходится св. 50% выпуска и св. 60% экспорта автомобилей ФРГ. Из 978 тыс. автомобилей, вывезенных ею в 1966, более 55% было экспортировано в США, где монополия прочно удерживает 1-е место среди иностр. поставщиков автомобилей. Это обусловлено выпуском более доступных широкому потребителю малолитражных автомобилей известной марки " Фольксваген-1200". Англ. А. м. " Бритиш Лейленд мотор корпорейшен", возникшая в нач. 1968 в результате серии слияний и поглощений, имевших место в 60-х гг. среди нац. англ, автомоб. компаний, является одним из крупнейших производителей автомобилей в капиталистич. мире. По объёму выпуска продукции она занимает 1-е место в Англии и 7-е место в мире. Её предприятия выпускают разнообразные типы автомобилей, более 35% из них экспортируется. На долю легковых автомобилей приходится почти 3/4 оборота итал. А. м. " ФИАТ", к-рая входит в сферу влияния семьи Аньелли-Нази, крупнейших представителей финанс. олигархии Италии. Монополия производит также тракторы, самолёты, ж.-д. подвижной состав, судовые двигатели, холодильники, станки, сталь и т. д. Соглашение 1966 о сотрудничестве между франц. гос. компанией " Рено" и частной фирмой " Пежо" положило начало созданию во Франции мощного автомоб. объединения, под контролем к-poro будет находиться св. 60% произ-ва и 65% экспорта автомобилей Франции. На долю " Ситроен" в результате присоединения ею в 1967 фирмы " Отомобиль М. Берлье" (Automobiles M. Berliet ) приходится половина франц. произ-ва грузовых автомобилей грузоподъёмностью более 6 т. " Ситроен" занимает 2-е место во Франции также по произ-ву легковых автомобилей (после " Рено" ). Самая крупная А. м. Японии " Тоёта мотор" по темпам роста значительно обгоняет своих конкурентов; в 1967 она выпустила более 800 тыс. автомашин. И. М. Резникова. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Для автомобилей могут быть применены тепловые (внутр. сгорания и паровые ) и электрич. двигатели. Подавляющее большинство А. д. являются поршневыми двигателями внутр. сгорания (ПДВС ). По рабочему процессу автомоб. ПДВС делятся на четырёх- и двухтактные, а по способу воспламенения горючего - на двигатели с искровым воспламенением (наз. также карбюраторными или бензиновыми ) и с самовоспламенением в воздухе высокой темп-ры, сжимаемом в цилиндрах двигателя (дизели ). В цилиндры карбюраторных ПДВС поступает горючая смесь, состоящая из паров бензина и воздуха, приготовляемая в карбюраторе. Существуют также ПДВС, к-рые не имеют карбюратора и снабжены устройством для непосредственного впрыскивания топлива во впускной трубопровод или в цилиндр двигателя. По характеру протекания рабочего цикла эти двигатели не отличаются от карбюраторных. У дизелей топливо с воздухом смешивается внутри цилиндров, в к-рые дизельное топливо впрыскивается в распылённом виде через форсунки насосом высокого давления. А. д. различаются по числу и расположению цилиндров (рядные, V-образные и др. ), расположению клапанов (верхнее и нижнее ), рабочему объёму (литражу ) цилиндров, типу охлаждения (жидкостное и воздушное ), по назначению и т. п. Для совр. легковых, а также малых и ср. грузовых автомобилей применяются преим. четырёхтактные верхнеклапанные карбюраторные ПДВС с жидкостным охлаждением. Дизели, работающие на более дешёвом, чем бензин, топливе и превосходящие карбюраторные двигатели по топливной экономичности и долговечности (но уступающие им по простоте конструкции и первонач. стоимости, литровой мощности, пусковым качествам, бездымности работы), используются преим. для тяжёлых грузовых автомобилей и многоместных автобусов. Однако по таким важным параметрам, как уд. масса (кг/квт иликг/л, с.), компактность, бесшумность, совр. быстроходные дизели вплотную приблизились к карбюраторным двигателям. В связи с этим благодаря повышению литровой мощности, дизели в последнем десятилетии стали применяться также на лёгких грузовых автомобилях и даже на легковых автомобилях.
|