Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Государственный строй 27 страница






На затяжной характер А. к. влияют не только рентные отношения, но и такие особенности с.-х. произ-ва, как воздействие на него естественных условий; высокая доля фиксированных платежей, не зависящих от объёма производства; наличие крупных с.-х. предприятий с низкими издержками произ-ва, к-рые могут и при значит, понижении цен продавать свою продукцию с прибылью; наличие массы мелких фермеров, к-рые не могут искать выхода в сокращении производства. В силу этих причин объём с.-х. продукции в связи с кризисным падением цен сокращается медленнее, чем в пром-сти, а в ряде случаев совсем не сокращается. Ещё более обостряют А. к. и затрудняют выход из него усиливающиеся в эпоху империализма многообразные формы эксплуатации с.-х. производителей крупным капиталом города и буржуазным гос-вом через цены, кредит, торгово-посредническую сеть, налоговую систему.

С развитием государственно-монополистического капитализма одним из проявлений А. к. становятся антикризисные мероприятия бурж. гос-ва, направленные на ограничение с.-х. произ-ва и на поддержание определённого уровня с.-х. цен при их тенденции к падению. Напр., с возникновением в 1948 нового длительного А. к. в США было возобновлено агр. законодательство, направленное на сокращение посевных площадей, поддержание с.-х. цен на прежнем уровне и на субсидирование экспорта по демпинговым ценам, что обострило противоречия между капиталистич. странами-экспортёрами. Политика поддержания сложившегося ранее уровня с. -х. цен сдерживала сокращение с.-х. произ-ва и противоречила мероприятиям по его ограничению. Крупные х-ва, получившие подавляющую долю правительственных средств, использовали их для интенсификации с. х-ва. При сокращении посевных площадей в 1965 по сравнению с 1950 на 11% урожайность с 1 г а возросла на 46%. Накопление товарных излишков продолжалось. Напр., переходящие запасы пшеницы у 4 главных экспортёров (США, Канада, Австралия и Аргентина ) гигантски выросли с 5, 9 Млн. т в 1947 до 29, 9 млн. т в 1953 и 56, 4 млн. т в 1961 и только к 1966 в связи с нек-рым смягчением А. к. они снизились до 30, 9 млн. т, оставаясь на высоком кризисном уровне.

При огромном росте прибылей монополий, перерабатывающих с.-х. продукты и поставляющих с. х-ву средства произ-ва, чистый доход фермеров в США упал с 17, 8 млрд. долл. в 1947 до 14, 2 млрд. долл. в 1965, а фермерская ипотечная задолженность более чем удвоилась. Экспроприация фермерской собственности и сгон мелких фермеров и арендаторов с земли приняли грандиозные масштабы. Только за период 1954-59, по данным с.-х. переписей, число ферм в СТА сократилось на 1072 тыс. С 1959 по 1964 исчезло ещё 554 тыс. ферм, т. е. 15% всех х-в. Государственно-монополистическое регулирование сельского хозяйства способствует процессу концентрации крупно-капиталистич. с. х-ва за счёт разорения и пролетаризации трудящихся масс фермерства и крестьянства.

В условиях гос.-монополистич. регулирования с. х-ва послевоенный А. к. проявляется не столько в падении абсолютного уровня с.-х. цен, сколько в ухудшении их соотношения с ценами на пром. товары (с 1947 по 1965 индекс фермерских цен по отношению к 1910-14 = = 100 снизился с 276 до 246, а индекс цен, уплачиваемых фермерами за пром. товары, за тот же период повысился с 240 до 320), в росте нереализуемых запасов с.-х. товаров и в падении чистого дохода фермерства и крестьянства. Происходящий в развитых капиталистич. странах технич. переворот в с.-х. произ-ве, связанный с крутой ломкой старой технич. базы и переходом к стадии машинного произ-ва, порождает при низкой покупательной способности масс тенденцию к длительному относительному перепроизводству в с. х-ве. При этом от кризиса перепроизводства, охватывающего мировой рынок, в наибольшей степени страдают слаборазвитые страны с односторонне развитой экономикой, поскольку они часто зависят от экспорта какой-либо одной с.-х. культуры и вынуждены осуществлять его при резком падении экспортных цен. Напр., цены на кофе упали с 1075 долл. за 1 т в 1951 до 734 долл. в 1966; какао соответственно - с 711 долл. до 440 долл.; хлопок -с 1169 долл. до 601 долл. и т. д. В то же время во многих развивающихся странах наблюдается большой дефицит осн. продуктов питания и очень остро стоит продовольственный вопрос. В рамках капитализма это противоречие неразрешимо.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., [Письма], Соч., 2 изд., т. 29, с. 187 - 89, т. 34, с. 367 - 69; Ленин В. И., Капитализм в сельском хозяйстве, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 4, гл. X; его же, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905 -1907 годов, там же, т. 16, с. 282 - 85; Варга Е., Очерки по проблемам политэкономии капитализма, М., 1964, с. 259 - 307; Любошиц Л., Вопросы марксистско-ленинской теории аграрных кризисов, М., 1949; Мартынов В. А., Послевоенный аграрный кризис, в кн.: Современные циклы и кризисы, М., 1967, с. 366-421.

Л. И. Любошиц.

АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, производственные отношения в с. х-ве. Т. к. земля - главное средство произ-ва в с. х-ве, то основу А. о. составляет форма земельной собственности. Характер А. о. определяется характером землевладения и землепользования. С. изменением условий землевладения и землепользования изменяются и А. о. См. Аграрный вопрос.

АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ, преобразования системы землевладения и землепользования. В ряде стран Зап. Европы А. р. были проведены в период бурж. революций 17-19 вв. Они нанесли серьёзный удар по феод. отношениям, в нек-рых странах (Англия, Франция ) феод, пережитки были полностью ликвидированы и тем самым был расчищен путь капиталистич. развитию с. х-ва. Но в ряде стран эти революции не полностью ликвидировали феод, пережитки, что вызывало необходимость проведения А. р. в процессе капиталистич. развития. Во многих странах Вост. и Центр. Европы они осуществлялись " сверху", в интересах господствующих классов, напр, реформа в 1807-11 в Пруссии, Крестьянская реформа 1861 и Столыпинская аграрная реформа (1906-16 ) в России, реформа 1864 в Румынии.

Необходимость проведения А. р. диктуется потребностями экономич. и поли-тич. развития страны, мощным крестьянским движением за землю. Степень радикальности их определяется совокупностью социально-экономич. условий в той или иной стране, соотношением классовых сил, характером гос. власти.

В. И. Ленин подчёркивал непосредств. связь агр. революции с борьбой за поли-тич. власть: " Аграрная революция есть пустая фраза, если ее победа не предполагает завоевания власти революционным народом. Без этого последнего условия это будет не аграрная революция, а крестьянский бунт или кадетские аграрные реформы" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 366 ).

А. р., проведённые в царской России под натиском революц. выступлений крестьян, а после 1-й мировой войны - в странах Центр, и Юго-Вост. Европы (в Румынии - в 1919-21, в Чехословакии - в 1919, в Югославии-в 1919, в Венгрии - в 1922-24 после падения Советской республики, в Польше - в 1920, в Болгарии - в 1921 ), носили половинчатый характер и не привели к существ, изменениям в агр. строе этих гос-в. Они лишь несколько ограничили помещичье землевладение, а отчуждённая за высокий выкуп земля сосредоточивалась в кулацких х-вах. Осн. масса крестьян не могла приобрести землю из-за высоких цен на неё.

Столыпинская агр. реформа в России способствовала развитию земледельческого капитализма (см. Аграрный вопрос). Принятые в этот период законодательные акты были направлены на ликвидацию общинного крест, землевладения и укрепление кулацких х-в в качестве социальной опоры самодержавия при сохранении помещичьих латифундий. Великая Окт. социалистич. революция в России наиболее полно и последовательно разрешила агр. вопрос. Декретом о земле, принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 окт. (8 нояб. ) 1917, была ликвидирована без всякого выкупа помещичья собственность на землю, земля провозглашена всенародным достоянием. Система землепользования была установлена декретом ВЦИК от 9 февр. 1918 " О социализации земли".

Победа народно-демократич. революций в ряде стран Европы и Азии после 2-й мировой войны явилась важнейшей предпосылкой осуществления агр. преобразований в интересах трудящихся крестьян. А. р. в социалистич. странах осуществлены в период народно-демократич. революций и имели значение аграрной революции. Они отвечали коренным интересам трудящихся крестьян и заложили прочную экономич. основу союза рабочего класса и крестьянства. Определяющим условием решения агр. вопроса в странах, составляющих ныне мировую систему социализма, было установление власти народа во главе с рабочим классом.

Подавляющее большинство зарубежных социалистич. стран в Вост. Европе были в прошлом аграрными или аграрно-индустриальными с преобладанием крест, населения. Вопрос о том, за кем пойдёт крестьянство, по существу решал судьбы революц. движения. В Венгрии, Румынии, Польше, Чехословакии, Вост. Германии господствовала крупная зем. собственность феод, и бурж.-помещичьего типа. Лишь в Болгарии агр. отношения характеризовались преобладанием крест, землевладения. На Кубе и в странах Азии - Корее, ДРВ, был высок уд. вес колониальной зем. собственности. В последних двух странах господств, уклад составляло феод.-помещичье землевладение. В КНР осн. часть земли находилась в руках феод, помещиков и крест, верхушки, также широко использовавшей феод, и торгово-ростовщич. методы эксплуатации крестьянства.

А. р. в зарубежных социалистич. странах осуществлялись разными методами, проводились в различные сроки, что определялось объективными условиями - социально-экономич. и ист. особенностями каждой страны. Осн. содержанием их было уничтожение крупного помещичьего землевладения и передача помещичьей земли тем, кто её обрабатывает. А. р. привели к принципиальному изменению классовой и социально-экономич. структуры деревни. Было ликвидировано помещичье землевладение и тем самым уничтожены экономич. условия существования помещиков как класса. Увеличилась доля середняцких х-в, возрос размер среднего зем. надела бедняцких и маломощных х-в. В то же время А. р. не затрагивали основной массы кулацких х-в. В Китае своеобразие методов проведения А. р. заключалось в том, что классовая принадлежность (помещики, кулаки, середняки, бедняки ) определялась не только размерами землевладения, но непосредственно в ходе реформы - решением общего собрания жителей каждой деревни. ВВенгрии до 2-й мировой войны крест, х-вам размером до 20 хольдов (1 хольд = 0, 57 г а), составлявшим 94, 4% всех х-в, принадлежало 40, 5% пахотной земли. В 1947 после проведения А. р. (декрет в марте 1945 ) при незначит. увеличении их доли в общем числе х-в - до 95, 9% им принадлежало уже 70, 7% всей пахотной площади страны. В результате проведения А. р. в Польше (декрет в сент. 1944, на воссоединённых землях - в сент. 1946 ) осн. фигурой в деревне стал середняк. В 1931 крест, х-ва с зем. участками от 5 до 10 га составляли 18, 9% от общего числа х-в, а в 1950 - 26, 8%. В Чехословакии (законодат. акты от июня 1945, июня 1947, марта 1948 ) выросло число х-в с зем. наделом от 5 до 20 га и сократилось число х-в с наделом до 5 га.

Осуществление А. р. в КНР (декрет в июне 1950 ) улучшило экономич. положение примерно 300 млн. крестьян (60-70% сел. населения страны ). В странах Европы конфискации в первую очередь подлежали земли (независимо от размеров зем. собственности ) с постройками, оборудованием, живым и мёртвым инвентарём, принадлежавшие нем. подданным, воен. преступникам, врагам народа, лицам, сотрудничавшим с нем.-фаш. оккупантами, и пр. В социалистич. странах Азии (ДРВ, КНДР) первоочередной мерой в проведении А. р. была конфискация зем. собственности, принадлежавшей франц. и япон. колонизаторам. Другую категорию землевладения, подлежащую отчуждению (в нек-рых странах за выкуп), представляли х-ва, превышающие установленный законом об А. р. зем. максимум. Он составлял: в Болгарии 20 г а для всей страны и 30 г а для Южной Добруджи; в Венгрии 57 га, в ГДР и Польше 100 га; в Румынии и Чехословакии 50 г а; в Югославии 25-35 га (с 1953-10 га), на Кубе 67 га (13, 5 кабальерий).

А. р. в социалистич. странах (кроме МНР) не предусматривали национализации всей земли. В собственность гос-ва, как правило, переходила незначит. часть обрабатываемой земли, на к-рой организовывались с. х-ва и фермы; преобладающая часть лесов, недра, воды, а также земли, на к-рых расположены пром. и другие предприятия, города и различные населённые пункты, трансп. магистрали и т. д. Лишь на Кубе в результате проведённой А. р. гос. сектор охватывает примерно 70% обрабатываемой площади страны.

Подавляющая часть с.-х. земли в большинстве социалистич. стран поступала в фонд раздела между крестьянами и передавалась им на правах частной собственности, т. к. в этих странах значительно дальше, чем в России, зашло развитие частной крестьянской зем. собственности, что определяло и степень привязанности крестьян к земле. Это отразилось и на условиях наделения крестьян землёй. В законах об А. р. в большинстве социалистич. стран предусматривалась выплата за полученную землю. Этот выкуп был незначителен по своим размерам (обычно он равнялся стоимости 1 или 2 урожаев с полученного участка земли). Подавляющая масса наделённых землёй крестьян была освобождена от платы за землю. С крестьян также списывались различные формы долговой зависимости, и они получали земли, свободные от долгов и др. финансовых обязательств прежних владельцев. Фактически наделение крестьян землёй происходило безвозмездно. А. р. предусматривали установление определённого минимума зем. надела, к-рый был исходным при наделении крестьян землёй. Напр., в Болгарии средний тип частного трудового земле-владельч. х-ва был определён для всей страны в 5 га, для районов Юж. Добруджи 8 га; в ГДР 5 га (при плохом качестве земли 10 га); в Польше 5 га, для садово-огородных х-в 2 г а; в Венгрии 8, 5 га и 1, 7 га для садов и виноградников.

Осуществление А. р. в социалистич. странах происходило в обстановке ожесточённой классовой борьбы. Выступая за революционное решение агр. вопроса, рабочий класс призывал крестьянство к решит, захвату и разделу помещичьих земель. Непосредств. участие, активность и самодеятельность крест, масс - характерная черта осуществления революц. А. р. в социалистич. странах. В развёртывании агр. революции рабочий класс опирался на беднейшие слои деревни. Середняк, как правило, был союзником рабочего класса. Кулацкие х-ва (за исключением сотрудничавших с иностр. оккупантами ) не подвергались экспроприации.

В результате перераспределения зем. собственности во всех социалистич. странах возникли новые крест, х-ва и определённая часть дворов увеличила свои зем. наделы. В Болгарии 128 тыс. безземельных и малоземельных крестьян получили 140 тыс. га земли; в Венгрии 1, 9 млн. га пахотной земли было распределено между 642, 3 тыс. с.-х. рабочих, безземельных и малоземельных крестьян; в Польше в руки батраков и бедняков перешло ок. 7, 3 млн. га земли; в Чехословакии св. 1700 тыс. га земель поступило в распределение между 400 тыс. безземельных крест, семей; в Румынии крестьяне получили 1600 тыс. га земли, было создано 400 тыс. новых х-в, а св. 500 тыс. х-в увеличило свои зем. наделы; в Югославии 316, 4 тыс. крест, семей получили землю; в КНР среди беднейших слоев деревни было распределено ок. 47 млн. га земли; в КНДР св. 1 млн. чонбо (1 чонбо -= 0, 992 га) пахотных земель получили 17 тыс. батрацких, 443 тыс. безземельных, 270, 5 тыс. малоземельных и 4 тыс. других х-в. Вновь созданные и бедняцкие х-ва, кроме земли, получили с.-х. инвентарь и рабочий скот, к-рые подлежали конфискации у помещиков вместе с землёй. В период проведения А. р. и в последующее время в социалистич. странах проводились и др. мероприятия в защиту интересов трудящихся крестьян (в области кредитной и налоговой политики, ценообразования и т. д. ) и поощрялось кооперативное движение в деревне. Преобразование отношений зем. собственности на основе А. р., будучи по своей сущности преобразованием общедемократич. характера, открыло путь для дальнейшего прогрессивного развития этих стран по пути к социализму. Следующим шагом в революц. решении агр. вопроса было строительство социалистич. производств, отношений в деревне на основе создания гос. земледельческих х-в и производств, кооперирования крестьянства. См. Социалистическое преобразование сельского хозяйства.

А. р. в развитых капиталистических странах. После 2-й мировой войны А. р. были проведены в ряде экономически развитых капитали-стич. стран и в большинстве стран, добившихся нац. независимости. Особенно велико значение А. р. в развивающихся странах, где они неразрывно связаны с нац.-освободит, движением. А. р. являются необходимым условием преодоления экономич. отсталости и обеспечения их политич. и экономич. независимости.

Наиболее радикальный характер имела А. р. в послевоенные годы в Японии, где помещичий класс занимал важное место в социально-политич. структуре общества; ему принадлежали командные посты в армии. Военно-политич. поражение япон. милитаризма во время 2-й мировой войны в значит, степени предопределило и радикальный характер А. р. Этому способствовал мощный подъём крест, движения за землю, политич. зрелость и боеспособность рабочего класса и др. прогрессивных сил. Необходимость проведения А. р. диктовалась отсталостью с. х-ва, стремлением монополистич. капитала расширить внутренний рынок. Амер. империалисты, оккупировавшие страну, рассматривали реформу как средство укрепления капиталистич. режима. Закон об А. р. был принят в 1946. В основном она была завершена в марте 1949. Осуществлялась на основе выкупа земли у помещиков с последующей продажей её малоземельным крестьянам (предоставлялась рассрочка на 30 лет из расчёта 3, 2% годовых ). А. р. предусматривала полную ликвидацию системы помещичьего землевладения. Ликвидировав феодальные отношения в деревне, А.р. расчистила путь развитию капитализма в с. х-ве, где происходит процесс концентрации пронз-ва и зем. собственности на капиталистич. основе. А. р. не избавила япон. крестьянство от разорения и усиливающегося гнёта капиталистич. монополий.

В Италии в 1950 были приняты законы об А. р. (1-й - " Закон - сила" в мае и 2-й -" Закон - отрывок" в октябре ). В декабре принят закон об А. р. в Сицилии. Для проведения этих законов были созданы комитеты, на юге страны - гос.-монополистич. орг-ция " Касса Юга". А. р. осуществлялась на основе выкупа (пр-во выплачивало помещикам стоимость отчуждаемых у них земель и перепродавало их крестьянам в рассрочку на 30 лет ). Она нанесла серьёзный удар по латифундистской крупной зем. собственности, но сохранила крупную капиталистич. зем. собственность. За 1950-62 всего 113 тыс. крест, семей получили ок. 1200 тыс. г а земли. Проблема наделения итал. крестьян землёй, однако, не была решена полностью. А. р. проводилась в основном в интересах гос.-монополистич. и крупного агр. капитала.

После 2-й мировой войны в нек-рых странах Зап. Европы предпринимались попытки ограничения крупного землевладения в пользу крестьянства. В Зап. Германии (ФРГ ) А. р., предусмотренная Потсдамскими соглашениями, была практически сорвана. Правящие круги ФРГ проводят А. р., направленную на сокращение числа мелких фермерских х-в с последующим переходом их земли к крупным аграриям.

На осуществление А. р. были вынуждены пойти и правящие круги Греции. Закон об А. р. был издан в 1952. Но она имела ограниченный характер. Экспроприации на основе выкупа подлежали владения размером пашни более 50 га. В других странах Зап. Европы, в США А. р. не проводились. Но правящие круги Испании, Франции, Швеции, Голландии, Дании и др. европ. капиталистич. стран проводят отдельные мероприятия, направленные гл. обр. на " модернизацию аграрной структуры", путём концентрации землевладения, создания рентабельных х-в. Поскольку в странах Зап. Европы феод, пережитки занимают в целом незначительное место в агр. структуре, цель этих мероприятий - ускорение развития земледельч. капитализма за счёт крестьянского, мелкотоварного сектора. А. р. в развивающихся странах. К моменту завоевания независимости в этих странах имелись 3 осн. формы собственности в с. х-ве, сохранение к-рых препятствовало развитию земледельческого капитализма: 1 ) феодальные отношения; 2 ) патриархально-родовые отношения; 3 ) колониальная зем. собственность (гос., плантаторов, фермеров-капиталистов ). Эти уклады играли различную роль в экономике разных стран. Феодальные и полуфеодальные отношения получили наибольшее распространение в Азии и Лат. Америке, а патриархально-родовые отношения характерны для стран Тропич. Африки. Различное соотношение этих форм х-ва в агр. структуре отд. стран влияет на формы и методы проведения А. р. Но, несмотря на нек-рые различия, они преследуют в конечном счете одну и ту же цель - расчистить путь для создания бурж. строя в с. х-ве.

Под нажимом крест, движения за землю, постоянного социального и политического брожения, правящие круги ряда стран Лат. Америки (Мексики, Венесуэлы, Гватемалы, Боливии, Колумбии ) вынуждены были пойти на проведение А. р. Все они носят бурж.-помещичий характер, направленный на ослабление тяжёлых последствий латифундизма и смягчение острых социальных противоречий в деревне. Стали осуществляться в 50-60-е гг., за исключением Мексики, где А. р. имеет длительную историю.

Закон об А. р. в Мексике был издан в 1915, когда в стране сложилась революц. ситуация. По этому закону латифундии ликвидировались, а их земля подлежала распределению между безземельными и малоземельными крестьянами. Экспроприированная у помещиков земля передавалась крест, общинам (эхидос ). Постепенно А. р. проводилась всё больше в интересах крупных зем. собственников. Уже декретом 1921 предусматривалось увеличение размеров землевладений. А. р. осуществлялась медленно, поэтапно. Наиболее результативным был период 1935-40, когда число крупных х-в размером в 1 тыс. га и более сократилось с 15, 5 тыс. до 9, 7 тыс., а их зем. площадь с 108, 9 млн. га до 79, 9 млн. га. А. р. не ликвидировала крупное землевладение. Позиции его по-прежнему сильны. Крупные зем. собственники (размер владений более 1 тыс. г а) концентрируют в своих руках примерно 75% всей земли.

В Боливии декрет об А. р. издан в авг. 1953, осуществление началось в 1955. А. р. имела цель ликвидировать латифундии и наиболее отсталые формы в сфере арендных отношений (отработки и т. п. ). К июлю 1964 среди 158 тыс. крест, семей было распределено (на основе выкупа ) 5, 6 млн. га земли. В руках помещиков осталась большая и лучшая часть земель (28, 5 млн. га).

В Колумбии закон об А. р. был принят в дек. 1961. Осуществляется в условиях свободного захвата земли крестьянами, виоленсии (произвола ). Правящие классы - латифундисты и нац. буржуазия вынуждены признать право крестьян владеть занятыми ими землями.

В Гватемале закон об А. р. был принят в июне 1952 в условиях подъёма нац.-освободит, и демократич. движения и носил относительно радикальный характер. Военная интервенция США (июнь 1954 ) и последовавший за ней гос. переворот прервали проведение этой А. р. и вызвали " контрреформу" (агр. декрет в февр. 1956 ).

А. р. вЧилии нек-рых др. странах Лат. Америки (50-60-е гг. ) закрепляли " колонизацию" земель, т. е. распределение среди безземельных и малоземельных крестьян пустующих и необрабатываемых земель гос. фонда, т. н. ничейных земель. Это по преимуществу худшие земли.

В Венесуэле закон об А. р. был принят в марте 1960 и имел сравнительно демократич. характер. В нём предусматривалось наделение крестьян землёй без компенсации, запрещение феод, форм аренды. Реакц. силам удалось направить его также по пути колонизации земель, а не на ликвидацию латифундистской крупной зем. собственности. Крупные землевладельцы добились высоких компенсационных платежей за отчуждённые у них малоплодородные земли. А. р. в странах Лат. Америки лишь несколько ограничили феод, пережитки и не устранили высокой степени концентрации земли в руках латифундистов.

А. р. в развивающихся странах Азии и Сев. Африки имели относительно более радикальный характер. В этих странах, за исключением Турции и Филиппин, произошло значит, ограничение феод.-поме-щичьего землевладения. В результате перераспределения земли мелкотоварный уклад, базирующийся на крест, собственности, занял осн. место в агр. структуре. Феодальные и патриархально-родовые отношения уже не занимают в этих странах господств, положения. В тех странах Востока, где А. р. по существу не проводились (кроме частичных мероприятий ), докапиталистич. и переходные отношения по-прежнему преобладают в агр. структуре (Ливия, Саудовская Аравия, Йемен, Афганистан, Непал, Лаос, Камбоджа, " внешние провинции" Индонезии, автономные гос-ва Бирмы ). В Марокко, на Цейлоне и в Малайзии, где не было проведено изменение системы землевладения, сложился сектор крупного капи-талистич. земледелия (плантации иностр. и нац. капитала ), играющий ведущую роль в с. х-ве этих стран. Сходный характер имеет и многоукладная агр. экономика Судана и Ливана. Несмотря на различия, обусловленные экономич. и социально-политич. факторами, А. р. во всех этих странах направлены на постепенное превращение феод. агр. строя в буржуазный. Их сущность заключается в медленной трансформации полуфеод, помещиков и крест, верхушки в капита-листич. предпринимателей в с. х-ве при постепенной пролетаризации большинства крестьянства. Особенность этого типа агр. эволюции в развивающихся странах Азии и Сев. Африки заключается в том, что при сохранении помещиков как класса, большая часть быв. помещичьей земли отчуждается обычно за выкуп, а масса бывших феод.-зависимых арендаторов превращается в мелких зем. собственников. Происходит формирование мелкотоварного уклада, что составляет исходный пункт изменений, происходящих в деревне стран Востока.

В результате проведённых А. р. феод, аренда перестала быть гл. формой крест, землепользования в большинстве стран Востока. Окрепли бурж. элементы в с. х-ве этих стран.

В ОАР А. р. имеют демокра-тич. характер. 1-й закон об А. р. был принят в 1952, 2-й закон - в 1961. В том же году был издан декрет о ликвидации иностр. землевладения. В марте 1964 принят новый закон о безвозмездной экспроприации помещичьих земель и сокращении на 3/4 выкупных платежей за землю, розданную крестьянам на основе закона об А. р. 1952 и об освобождении крестьян от уплаты процентов. Аграрная политика правительства ОАР направлена на полную ликвидацию феод, землевладения. Большое внимание уделяется кооперированию крестьянства.

В Индии законы об А. р. были изданы в 1950-51. Осуществление их относится к 1952-61 (в 1952-58 - А. р.

в области землепользования и аренды, в 1959-61 - по ограничению помещичье-феод. землевладения путём установления " максимальных размеров" отдельных владений ). Наиболее важной частью А. р. в Индии явилось законодательство по ликвидации системы заминдари, предоставлявшей особые права помещикам-за-миндарам. В результате А. р., земли, принадлежавшие заминдарам и отданные ими в аренду, перешли гос-ву за выкуп. Материальный ущерб был нанесён при этом лишь верхушке заминдаров. Ещё более ограниченный характер имела А. р. в области арендных отношений. Т. о., А. р. в Индии также не разрешила агр. вопроса, нанесла удар только крупным заминдарам, а мелкие и средние укрепили свои позиции. Она упрочила капита-листич. сектор в с. х-ве.

В Пакистане А. р. была проведена раздельно в Вост. и Зап. Пакистане. В Вост. Пакистане (1950-58 ) закон 1950 установил максимум зем. владений (не более 100 бигхов земли на одну семью, или 13, 5 га). За отчуждаемые земли была назначена огромная компенсация. В апр. 1956 правительство вынуждено было принять дополнительно постановление об ускорении сроков проведения А. р. В Зап. Пакистане закон об А. р. был принят в янв. 1959. Земля отчуждалась на основе выкупа. А. р. затронула только верхушку помещичьего класса - крупных абсентеистов.

На Филиппинах 1-й закон об А. р. издан в сент. 1955. У помещиков выкупались " излишки" земли сверх установленного максимума (300 га - для индивидуальных владений и 600 га - для корпораций ). В авг. 1963 правительство издало более радикальный закон об А. р. Осуществление его рассчитано на 30-40 лет. Максимум землевладения значительно снижен (до 75 га). Предусмотрено наделение землёй около 1 млн. крестьян. Выкуп земли будет осуществляться поэтапно.

Закону об А. р. в Индонезии предшествовал ряд законов, направленных на увеличение с.-х. произ-ва в стране и решение зем. проблемы путём переселения семей из густонаселённых р-нов (о. Ява ) в малонаселённые. В сент. 1960 принят " Основной аграрный закон", к-рый признавал 2 формы зем. собственности: гос. и частную. Право частной собственности было объявлено основным ин-том зем. права. Спец. постановлением в 1960 был ликвидирован заклад (залог ) земли (по истечении 7-го срока залога земли она возвращается земледельцу без выкупа ). В янв. 1961 были определены размеры землевладений (15 г а поливных рисовых полей и 20 г а неорошаемых земель ). Намечалось закончить проведение А. р к 1966. После гос. переворота 30 сент. 1965 её осуществление приостановлено.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал