Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об уникальных алмазах СССР СМ. В ст. Алмазный фонд СССР. 25 страница






АМПИР (от франц. empire - империя ), стиль в архитектуре и искусстве (гл. обр. декоративном ) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы антич. иск-ва, А. включил в их круг художеств, наследие архаич. Греции и имп. Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи воинской силы: монументальные формы, массивных портиков (преим. доричесгого и тосканского ордеров ), воен. эмблематику в архит. деталях и декоре (литорские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). А. включили в себя также отд. др.-егип. архит. и пластич. мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивнь геом. объёмы, егип. орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). А. сложился в недрах классицизма, в к-ром поиск изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. Крайним проявлением этой тенденции был проникнутый гражд. пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой франц. революции. Выдвинутые ими новые градостроит. и художеств, идеи стали основой развития А., получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями обществ, и политич. жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов гос-ва служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны ), иногда повторявшая др.-рим. образцы (арка на пл. Каррузель в Париже, 1806, арх. Ш. Персье и П. Фонтен, - повторение арки Септимия Севера в Риме ). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др .), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы егип. рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греч. и рим. декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронз, изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого др.-рим. жилого дома. А. получил самобытные нац. черты в Великобритании, Дании, Италии; в России и в Германии он стал вырази телем идей государств, независимости, к-рую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах. Русский А. дал мирового значения образцы градо-строит. решений (ансамбли Ленинграда, арх. К. И. Росси ), обществ, сооружений (Адмиралтейство, 1806-23, арх. А. Д. Захаров, и Горный ин-т, 1806, арх. А. Н. Во-ронихин, - в Ленинграде ), произв. монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос ) и прикладного иск-ва (" Гурьевский сервиз", 1809-18, Императорский фарфоровый з-д в Петербурге ). Черты интимности и лиризма присущи моек, особнякам в стиле А., построенным арх. А. Г. Григорьевым (дома Селезнёвой, 1814, ныне Музей А. С. Пушкина, и Станицкой, 1817-22, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно располож. и уютными интерьерами.

А. сменился различными эклектич. течениями, знаменовавшими собой кризис художеств, системы классицизма.

Лит.: Некрасов А. И., Русский ампир, М., 1935; Bourgeois E., Le style Empire, ses origines et ses caracteres, P., 1930. И. М. Глозман.

Илл. см. на вклейке, табл. XLVI.

АМПЛИДИН, принятое в иностр. литературе назв. электрич. машины для усиления слабых токов и мощности (Amplifier dynamo или Amplidyne). См. Электромашинный усилитель.

АМПЛИТРОН, электровакуумный прибор магнетронного типа, применяемый для усиления сигналов СВЧ колебаний; то же, что и платинотрон, работающий в режиме усиления.

АМПЛИТУДА колебаний, наибольшее отклонение (от нулевого ) значения величины, совершающей гармонические колебания, напр, отклонение маятника от положения равновесия, значений силы тока и электрич. напряжения в переменном электрическом токе и т. д. Другими словами, А. определяет размах колебаний. Колеблющаяся величина достигает своего амплитудного (т. е. наибольшего ) значения один раз в течение каждого полупериода колебаний. В гармонич. колебаниях А.- величина постоянная. Однако термин " А." часто применяют в более широком смысле - по отношению к величине с колеблющимся значением по закону, более или менее близкому к гармоническому, а иногда и к колебаниям, вовсе далёким от гармонических. См. также Колебания.

АМПЛИТУДА ВЕРОЯТНОСТИ в квантовой механике, то же, что волновая функция состояния системы. Назв. А. в. связано с тем, что вероятность обнаружения системы в данном состоянии равна квадрату абсолютного значения А. в. этого состояния.

АМПЛИТУДА РАССЕЯНИЯ в квантов о й теории столкновений, величина, количественно описывающая столкновение микрочастиц.

Пучок падающих на мишень частиц (с определённым импульсом ) рассеивается; при этом частицы могут отклониться в любом направлении. Относительное число частиц, вылетающих под разными углами к первоначальному направлению пучка, зависит от конкретного закона взаимодействия рассеиваемых частиц с частицами мишени. Вероятность рассеяния частицы под данным углом определяется А. р. (точнее, квадратом модуля А. р. ). См. также Рассеяние микрочастиц.

В. П. Павлов.

АМПЛИТУДНАЯ МОДУЛЯЦИЯ, изменение амплитуды колебаний (электрич., механич. и др. ), происходящее с частотой, намного меньшей, чем частота самих колебаний. А. м. применяют в радиотехнике, напр, в радиовещании. Звуковые колебания преобразуются в электрич. колебания низкой частоты [ris] (модулирующий сигнал ), к-рые периодически изменяют (модулируют ) амплитуду колебаний высокой частоты со {несу-щей частоты), генерируемых радиопередатчиком (рис. ). Амплитудно-мо-дулированные колебания излучаются в виде радиоволн и улавливаются радиоприёмниками, в к-рых происходят выделение низкочастотных модулирующих колебаний (см. Детектирование)
[ris]

Гармоническое колебание высокой частоты со модулировано по амплитуде гармоническим колебанием низкой частоты [ris] - его период), t - время, А - амплитуда высокочастотного колебания, Т - его период.

и обратное преобразование их в звуковой сигнал. Об особенностях А. м. см. Модуляция колебаний.

АМПЛИТУДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, зависимость амплитуды сигнала на выходе устройства (прибора ) от амплитуды сигнала на его входе. По форме А. х. судят о линейности системы (электрич., механич. и др. устройств ) и нелинейных искажениях (при отклонении А. х. от прямой линии ), степени совершенства автоматической регулировки усиления приёмника и т. д.

АМПЛИТУДНО-ЧАСТОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, зависимость амплитуды синусоид, колебания от его частоты на выходе устройства. Измеряется при постоянной амплитуде изменяемого по частоте колебания на входе устройства и линейном режиме его работы. Часто А.-ч. х. упрощённо называют частотной характеристикой. Для наглядности А.-ч. х. строят в виде графика: по оси ординат откладывают амплитуды (часто в д б ) или относит, амплитуды, а по оси абсцисс - частоты (иногда в лога-рифмич. масштабе ). В электротехнике, радиоэлектронике и др. областях техники по А.-ч. х. определяют различные параметры (полосу пропускания частот, избирательность и др. ), по к-рым судят о работе устройств, приборов.

АМПЛИТУДНЫЙ АНАЛИЗАТОР импульсов, устройство для определения закона распределения амплитуд электрич. импульсов. С помощью А. а. обычно анализируют распределение амплитуд случайного импульсного процесса, по зависимости числа появлений импульсов в заданном интервале амплитуд. А. а. широко применяют в эксперимент, физике для анализа распределения энергии частиц различных видов излучения, для исследования непрерывных стационарных случайных процессов при условии выделения дискретных амплитудных значений случайного процесса в виде последовательности импульсов, в радиолокации и радиосвязи при анализе сигналов сложной формы. В состав простейшего одноканального А. а. (рис. ) входят два амплитудных дискриминатора и антисовпадений схема, пропускающая на выход сигналы с амплитудами, значения к-рых укладываются в разность между уровнями дискриминаторов (ширина канала ). Исследование спектра производят последовательными измерениями при постоянной ширине канала, но с разными абс. значениями уровней дискриминации. Существует много различных систем А. а., отличающихся диапазоном и одновременностью измеряемых величин, точностью, наличием регистрации на выходе: многоканальные А. а., с электронным коммутатором, спектрографы с серым клином, с предварительным преобразованием амплитуд сигналов в длительность и др.
[ris]

Блок-схема одноканального амплитудного анализатора.

АМПЛИТУДНЫЙ ДИСКРИМИНАТОР, устройство, автоматически выделяющее электрич. сигналы, амплитуда к-рых превышает определённое (пороговое) значение величины. А. д. широко применяют в телеуправлении и телеметрии, при выделении полезного сигнала из шумов, при исследовании случайных процессов с помощью амплитудных анализаторов. В А. д. используют электронные схемы или приборы, имеющие амплитудную характеристику с резко выраженной нелинейностью (изломом ). Такими характеристиками обладают диоды (особенно электровакуумные ), нек-рые при-ёмно-усилит. лампы и спец. электронные спусковые схемы. Наиболее распространена в А. д. диодная схема с использованием излома характеристики анодного тока. В зависимости от запирающего напряжения, к-рое в такой схеме равно порогу дискриминации, через диод проходят только сигналы с амплитудой, превышающей запирающее напряжение. Точность такого А. д. в основном определяется стабильностью диодной характеристики. Для надёжной работы с сигналами малой амплитуды применяют предварительное усиление, а для исследования наносекундных импульсов производят дополнительное формирование сигналов с помощью спец. схем. Спусковые схемы в качестве А. д. позволяют получить на выходе импульсы, амплитуда и длительность к-рых не зависят от формы входного сигнала.

АМПЛИФИКАЦИЯ (от лат. amplificatio - расширение ), в художеств, лит-ре, в ораторской речи одна из стилистич. фигур; использование однородных элементов речи: определений, синонимов, сравнений, антонимич. противопоставлений для усиления выразительности. Напр.: " Я тайный замысел ласка л, Терпел, томился и страдал" (М. Ю. Лермонтов ); " Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай" (Б. Л. Пастернак ).

АМПЛУА (франц. emploi-употребление, использование; должность ), специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием. Название А. идёт обычно или от гл. функции, выполняемой персонажем в пьесе [напр., любовник (роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, умом, благородством, любящих или являющихся предметом любви ), травести (роли юношей, мальчиков, подростков, исполняемые женщинами ) и др.], или от основной черты его характера [напр., герой, тиран, благородный отец, инженю (т. е. наивная девушка ), грандкокет (кокетка ) и др.]. Возникновению А. содействовали в истории театра два встречных процесса: переход из пьесы в пьесу однородных персонажей и утверждение исполнительской традиции, ограничивающей возможность индивидуальной трактовки роли. В результате приёмы игры канонизировались применительно к изображаемым типам. Реализму, с его сложным пониманием человеческого характера, чужда специализация исполнителей по А. Особенно резко восстал против специализации Московский Художественный академический театр. Советский театр стремится к воспитанию актёра широкого творч. диапазона, и потому деление на А. в нём не принято. Тех же принципов придерживаются мн. передовые деятели театра зарубежных стран. Т. М. Родина.

АМПУЛА (лат. ampulla ), 1 ) у древних римлян глиняный или стеклянный сосуд с узким горлышком для хранения жидкости. 2 ) Запаянный герметически сосуд для сохранения в стерильном состоянии лекарственных препаратов для подкожного, внутримышечного и внутривенного введения, а также сывороток, вакцин, органо- и биопрепаратов и др.

АМПУЛА в анатомии, пузыревид-ное расширение различных трубкообраз-ных органов. Напр., у иглокожих - сократительные пузырьки амбулакральной системы, у позвоночных - расширение слёзного канала, полукружных каналов уха, прямой кишки.

АМПУТАЦИЯ (лат. amputatio - отсечение ), хирургич. операция, состоящая в удалении (отсечении ) периферич. части к.-л органа (конечности, грудной железы, шейки матки и т. д. ). А. конечности с вычленением её в том или ином суставе называется экзартикуляцией; полное удаление органа - экстирпацией. А.- одна из самых старых хирургич. операций. Все этапы её были известны ещё др.-греч. врачу Гиппократу (4 в. до н. э. ), а во 2 в. н. э. обоснованы др.-римскими врачами Цельсом и Архигеном. В последующие 15 веков указания Цельса и Архигена о борьбе с кровотечением были забыты. Операция А. стала возможной лишь в 16 в., когда франц. хирург А. Паре ввёл перевязку пересекаемых при А. сосудов. К А. прибегают лишь при полной нежизнеспособности органа или если жизнь больного можно спасти только удалением этого органа. Оставшаяся после А. часть органа называется культёй.

АМРАТСКАЯ КУЛЬТУРА (назв. по находкам у местечка Эль-Амра в Ср.

Египте ), энеолитич. культура (2-я пол. 5-го - нач. 4-го тыс. до н. э.), распространённая по всему Верх, и Ср. Египту и доходившая до Нубии. Исследованы могильники и поселения. Обществ, строй А. к. характеризуется разложением первобытнообщинных отношений и становлением классового общества. Основой х-ва были мотыжное земледелие, скотоводство, охота. Орудия труда - из камня и кости; встречаются медные предметы. Керамика - красная лощёная, часто с росписью белой краской. А. к. предшествовала бадарийская культура, а продолжением её в Верх. Египте является герэейская культура.

Лит.: Чаилд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956; Реtriе W. М. F., Prehistoric Egypt, L., 1920; Manuel d'archeologie egyptienne, t. 1, P., 1953. Б. Б. Пиотровский.

АМРИ, аль-Амри Хасан(р. 1918, Сана ), гос. и воен. деятель Йеменской Арабской Республики (ЙАР ), дивизионный генерал (1965 ). Нач. образование получил в Йемене, накануне 2-й мировой войны окончил Багдадский воен. колледж в чине лейтенанта. До Сентябрьской революции 1962 в Йемене инспектор радиосвязи королевского мин-ва коммуникаций. После революции до апр. 1963 мин. коммуникаций. В апр.- июне 1963 чл. Президентского совета и пред, к-та по экономич. и финанс. вопросам. В февр. 1964 - янв. 1965 пред. Исполнит, совета ЙАР. В янв.- апр. 1965 воен. ген.-губернатор и премьер-мин. В дек. 1967 - июле 1969 премьер-мин. и главнокоманд. вооруж. силами ЙАР. С нояб. 1967 чл. Республиканского совета ЙАР.

АМРИ, археол. культура эпохи энеолита и ранней бронзы в Синде и Юж. Белуджистане (Пакистан ). Названа по находкам у поселения Амри (Синд ). Исследовалась инд. археологом Н. Маджумда-ром в 1934-35. Характеризуется лощёной расписной керамикой с геометрич. орнаментом. В нек-рых поселениях керамика А. залегает под слоем с хараппской керамикой, что позволяет рассматривать культуру А. как дохараппскую или ранне-хараппскую (4-3-е тыс. до н. э. ). Культура А. обнаруживает сходство с культурами Ирана и Ср. Азии (Анау ) и связь с культурами Сев. Белуджистана (находки в Нале ).

Лит.: Wheeler M., The Indus civilization, Camb., 1953; Piggott S., Prehistoric India to 1000 b. C., Harmondsworth, [1950].

АМРИКЯН Михрдат Ованесович[1(13 ). 5. 1843-5(17 ). 2.1879], армянский актёр, театр, деятель. В 1859 начал выступать на сцене. С 1863 работал в труппе Г. Чмшкяна, выступал в Ереване, Алек-сандрополе, Шуше, Константинополе; прославился исполнением ролей в пьесах Г. Сундукяна: Замбахов (" Хатабала" ), Саркис (" Ещё одна жертва" ), Зимзимов (" Пэпо" ). Среди лучших ролей также: Франц Моор (" Разбойники" Шиллера ), Маломальский (" Не в свои сани не садись" Островского ). А. один из основоположников сценич. реализма в арм. театре. Был театр, критиком, в своих статьях выступал за общественно-значимое театр, иск-во, против нац. ограниченности, мелодраматизма, напыщенности.

Б. Б. Арутюнян.

АМРИТСАР, город на С. Индии, в шт. Пенджаб. 398, 2 тыс. жит. (1965). Ж.-д. узел, торг, и важный текст, центр. Полу-

чило известность мануфактурное произ-во шерст., хл.-бум. и шёлковых тканей ковров, а также изделий из металла, кости, кожи. А. осн. вокруг священного оз. Бессмертия (по-санскритски амрита сарас) в кон. 16 в. Рам Дасом, четвёртым гур сикхов, и стал их священным городом гл. религ. и культурным центром. В А.находится святилище сикхов - " Золотой храм". В 19 в. входил в состав гос-ве Ранджит Сингха. В 1849 в результате 2-й англо-сикхской войны захвачен англ, Ост-Индской компанией. В период подъема нац.-освободит, борьбы (1918-22) А.стал одним из её центров. 13 апр. 1918 здесь состоялся митинг протеста против политики колон, пр-ва. Расстрел этого митинга колон, властями (было убито и ранено св. 1000 чел.), известный под назв. " Амритсарская бойня", вызвал взрыв возмущения в Индии и за её пределами Во время раздела Индии в 1947 А. подвергся значит, разрушению вследствии индусско - мусульманско - сикхских погромов.

АМРУШ (Amrouche) Жан Эль Муху (7.2.1906, с. Игхиль-Али, Кабилия, -16.4.1962, Париж), алжирский писатель Зачинатель алж. лит-ры на франц. языке С детства жил на чужбине - в Тунисе а затем в Париже. Воспитывался в каталич. вере, к-рую в зрелые годы подверга сомнению в духе Р. Декарта. Увлекался франц. поэзией (коллективн. сб. " Мысли П. де Ла Тур дю Пена", 1934), но свое творчество подчинил выстраданной теме разлуки с отчим домом (кн. стихов " Прах" 1934), преодоления своей отчуждениссти от судеб родины (романтич. поэма " Сокровенная звезда", 1937). Собирая и осмысляя фольклорное наследие (" Берберские песни Кабилии", 1939), А. приходит к слиянию нар. творчества и опыта всемирной лит-ры в своём эпич. сказе " Бессмертный Югурта" (1946 ). Гражданств. поэзия А. выразила надежду восставшей отчизны (поэмы " Алжирская битва", " Эскиз воинской песни", 1958 опубл. посмертно, 1962 ).

Соч.; La France comme mytne et comm rea.ite, " Le Monde", 1958, 11 janv.; Rha[ sodie sur le seuil, в кн.: Кгёа Н., L revolution et la poesie..., P., 1960; Anthc logie des ecrivains Maghrebins d'expressio francaise, P., 1965.

Лит.: Hommages a Jean Amrouche, " Pre sence africaine", 1963, № 46; Bibliographi de la litterature nord-africaine d'expressio francaise, par J. Arnaud [e.a.], P.- L Haye, [1965]. В. П. Б а л ашов

АМСТЕРДАМ (Amsterdam, первоначально Amstelredam - плотина на р. Амстел) столица Нидерландов, важный экономич. центр, самый большой по населению город страны и крупный мор. порт 866, 4 тыс. жит. (1967 ); с пригородами св. 1 млн. жит. (в нач. 18 в.- 100 тыс. жит.; в 1920 - 642 тыс. жит.; в 1946 -769 тыс. жит.; в 1958 - 872 тыс. жит.)

Управление городом осуществляет муниципальный совет (избирается населением на 4 г. ), его возглавляют бургомистр, назначаемый королём на 6 лет и 2-7 ольдеоменов (Wethouders ), назначаемых советом из числа его членов. Бургомистр в вопросах поддержания общественного порядка действует, как глава полиции.

А. занимает выгодное транспортно-геогр. положение в дельте р. Амстел у зал. Эйселмер связан 2 каналами с Северным м. Благодаря каналу Нордзе принимает океанские суда. По грузообороту (17, 9 млн. т в 1968) занимает 2-е мес

то в стране после Роттердама. А. связан каналами, ж. д. и шоссе с Гаагой, Роттердамом и др. городами Нидерландов и через Рейн - с ФРГ. В А. междунар. аэропорт Схипхол (обслуживает до 8 млн. пассажиров в год ).

Доля А. в нац. доходе страны составляет 1/10 часть. А. является одним из крупнейших в мире финанс. и торг, центров (здесь происходит до 39% банковских и жироопераций страны; на А. приходится до 15% розничной и оптовой торговли ). В А. находятся Нидерландский банк, фондовая биржа, правления наиболее крупных коммерч. банков: " Алгемене банк Недерланд", " Амстердам - Роттердам банк" и др., правления мн. пром. и судох. компаний, торг, биржа.

В А. и пригородах размещаются предприятия машиностроения и электротех-нич. пром-сти 1/3 занятых в пром-сти города ); особенно развиты авиастроение, произ-во счётно-решающих устройств, машиностроение (включая судостроение ); имеются химич. (кислоты, удобрения, лаки и краски ), деревообраб. (значит, лесопиление ) промышленность; нефтепереработка (з-д мощностью 4 млн. т в год ). В А. широко представлены швейная (с 1968 действует один из крупнейших в мире центров - Дом одежды, сосредоточивающий примерно 1/2 оборота этой отрасли в стране ), пищевая, традиционно связанная с использованием привозного сырья и полуфабрикатов (переработка какао, кофе, табака, кокосового масла, а также местных и привозных сах. свёклы, картофеля, зерна ), пром-сть. А. издавна известен как крупный центр гранения алмазов и торговли ими.

В послевоен. период в А. наблюдается рост числа занятых в сфере обслуживания (до 60% в 1968 ) и сокращение числа занятых в пром-сти (за 1960-68 на 15%).

Старое ядро А.- район плотины на р. Амстел, ныне площадь Дам с королевским дворцом в стиле голл. классицизма (быв. ратуша, 1648-55, арх. Я. ван Кампен). В 1610-62 прорыты полукольцевые и радиальные каналы (всего в А. ок. 50 каналов, ок. 500 мостов ). В старом городе вдоль озеленённых набережных - жилые дома и склады с узкими фасадами, патрицианские дома, госпитали, приюты, здания гильдий и компаний 16- 18 вв.; гор. ворота и башни 15-17 вв.; церкви -готические (Ауде керк и Ньиве керк, 15-16 вв. ) и с чертами классицизма (Зёйдеркерк, Вестеркерк и Нордеркерк, 1-я треть 17 в., арх. X. де Кейсер ). В 19 в. П. И. X. Кёйперс построил в духе нидерл. готики Гос. музей (1877- 85 ) и Центр, вокзал (1881 - 89 ). Здание биржи (1897- 1903, арх. X. П. Берлоге) положило начал о новой застройке А., развивающегося к Ю. (планы 1902-17, арх. Берлаге, застройка в нац.-романтич. духе, арх. М. де Клерк и др. ), 3., С., С.-В. и Ю.-В. (план 1935, арх. К. ван Эстерен, планировка и застройка в духе функционализма). Много крупных построек 20 в. (арх. И. М. ван дер Мей, К. П. К. де Базел, И. Ф. Стал, В. М. Дюдок и др. ). В А. -Гос. музей (см. рейксмюсеум), Гор. музей (искусство 19-20 вв. ), Дом Рембрандта и др. музеи.

А., первоначально рыбачий посёлок, впервые упоминается в 1275. В 1300 (или 1301 ) получил гор. право. Ко времени Нидерл. бурж. революции 16 в. занимал ведущее место среди торг, городов Сев. провинций. Примкнув к революции только в 1578, А., однако, более всего выиграл от неё. В 17 в., в условиях экономич. подъёма в Голландии, стал центром торговли и кредита мирового значения (этому способствовал упадок гл. торг, соперника А.- Антверпена). Вслед за созданием в А. в 16 в. биржи был осн. в 1609 разменный банк. В 1795-1806 А.-столица Батавской республики, затем Нидерл. королевства. Новый экономич. подъём (после врем, упадка в 18 - нач. 19 вв. ), начавшийся со 2-й пол. 19 в., был связан с развитием капиталистич. пром-сти, банковского дела, колониальной торговли. А.- крупнейший центр рабочего движения в стране. Играл ведущую роль во всеобщей стачке 1903, в февральской забастовке 1941 против нем.-фаш. оккупантов (был оккупирован немецко-фа-шистскими войсками с мая 1940 по май 1945 ).

Лит.: Бааш Э., История экономического развития Голландии в XVI - XVIII вв. пер. с нем., М., 1949; Brugmans H. Geschiedenis van Amsterdam, dl 1 - 8 Amst., 1930; D'Aillу А. Е. [ed.], Ze ven eeuwen Amsterdam, dl 1 - 6, Amst. 1942 - 51. Г. И. Ященко

Илл. см. на вклейке, табл. XLVII.

АМСТЕРДАМСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ ПРОФСОЮЗОВ, Международная федерация профсоюзов, междунар. объединение реформистских профсоюзов, образованное в июле 1919 на конгрессе в Амстердаме (Нидерланды ) на основе возрождённого довоен. Международного секретариата профсоюзов. А. и. п. в момент создания объединил профцентры 14 стран, общая численность к-рых составила 17 738 тыс. чел. (в 1937 - профцентры 26 стран, 19 425 568 чел. ). Создание А. и. п. было направлено на то, чтобы укрепить реформистские профсоюзы и помешать переходу рабочих на сторону коммунизма и рево-люц. профсоюзов. Его политич. линия определялась правыми лидерами междунар. профдвижения [У. Эплтон (Великобритания ), Л. Жуо (Франция ), К. Мер-тенс (Бельгия ), У. Ситрин (Великобритания ) и др.]. От участия в А. и. п. были отстранены советские профсоюзы, подавляющее большинство профсоюзов зависимых и колониальных стран Азии, Африки, Лат. Америки, а также многие прогрессивные профсоюзы капиталистич. гос-в. На 2-м конгрессе А. и. п. (нояб. 1920, Лондон ) была принята программа, в известной степени отражавшая интересы трудящихся (введение 8-час. рабочего дня, аннулирование воен. долгов, национализация земли и пром-сти и др. ). Однако руководство А. и. п. тормозило борьбу масс за выполнение этих программных требований. В повестку дня ряда конгрессов А. и. п. включались такие вопросы, как социализация средств произ-ва (Амстердамский конгресс 1919, Лондонский конгресс 1920), о 8-часовом рабочем дне (конгрессы: в Лондоне в 1920, Риме в 1922, Вене в 1924 и в Париже в 1927), об экономич. кризисе (Брюссельский конгресс 1933), о милитаризме, войнах и разоружении (конгрессы в Амстердаме в 1919, Риме в 1922, Вене в 1924, Париже в 1927, Стокгольме в 1930, Брюсселе в 1933, Лондоне в 1936), о фашизме (конгрессы в Брюсселе в 1933 и Цюрихе в 1939) и др. Но осуществление принимавшихся на конгрессах А. и. п. антифаш. и антимилитарист, резолюций так же, как и решений, направленных на защиту политич. и экономич. прав трудящихся, нередко срывалось руководителями А. и. п. Они отклоняли все предложения Профинтерна о единстве действий рабочего движения и исключали из А. и. п. левые профсоюзы.

В 1937 руководство А. и. п., по требованию членов профсоюзов, входящих в А. и. п., начало переговоры с ВЦСПС об условиях вступления сов. профсоюзов в А. и. п. Однако выработанное соглашение не было утверждено руководящими органами А. и. п.

С началом 2-й мировой войны влияние А. и. п. на междунар. рабочее движение резко ослабло, что явилось результатом несостоятельности лидеров А. и. п. перед лицом наступления фашизма и в обстановке развернувшейся освободительной антифаш. борьбы. После капитуляции Франции в 1940 А. и. п. фактически перестал существовать. Создание Всемирной федерации профсоюзов, явившееся результатом роста мирового рабочего движения, заставило руководителей А. и. п. объявить 14 дек. 1945 о роспуске А. и. п.

Лит.: Ленин В. И., Условия приема в Коммунистический Интернационал, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41; его же, [Письмо] Сиднею Хилману, 13 окт. 1921, там же, т. 53; Лозовский А., Москва или Амстердам?, 2 изд., М., 1925; Фостер У. 3., Очерки мирового профсоюзного движения, пер. с англ., [М.], 1956; История профсоюзного движения за рубежом, в. 2 -3, М., 1955 - 58; Lorwin L. L., International labour movement, N. Y., [1963]. В. В. Александров.

АМСТЕРДАМСКИЙ КОНГРЕСС 2-го ИНТЕРНАЦИОНАЛА (1904), см. в ст. Интернационал 2-й.

АМСТЕРДАМСКО - РОТТЕРДАМСКИЙ БАНК (сокращ. назв. А м р о-б а н к ), крупнейший акц. коммерч. банк Нидерландов (Голландии ). Организован в 1964 слиянием Амстердамского (осн. 1871 ) и Роттердамского (осн. 1863 ) банков, поглотивших ранее каждый по нескольку менее крупных кредитных учреждений (в т. ч. Инкассобанк - в 1948 и Нац. торг, банк - в 1961 ). На кон. 1968 осн. капитал А.-Р. б.-200 млн. гульденов, депозиты-св. 8 млрд. гульденов. В 1962-67 банк выплачивал дивиденды в размере 14% на каждую акцию. Имеет две гл. конторы - в Амстердаме и Роттердаме и 550 отделений в стране. А.-Р. б. принадлежит дочерний Амстердамский банк для Бельгии в Антверпене с капиталом в 325 млн. белы, франков и депозитами в 1, 5 млрд. белы, франков. А.-Р. б. принимает участие в ряде пром., трансп. и торг, объединений и отд. предприятий. Особенно тесно связан с алмазной пром-стью Нидерландов и Бельгии, англо-голл. концерном мыловаренно-парфюмер-ной и жировой пром-сти " Юнилевер", с электро-, радиопром. фирмой " Филипс", крупными судоходными компаниями. Банк занимается учредительской деятельностью и посредничеством в эмиссии акций и облигаций. Ок. 25% привлечённых средств помещены в казначейские векселя и в облигации провинциальных и муниципальных органов. А.-Р. б. предоставляет краткосрочные и среднесрочные кредиты всем отраслям х-ва, финансирует внеш. торговлю, ведёт операции по покупке, продаже, обмену валют, осуществляет междунар. расчёты. Состоит в деловых корреспондентских отношениях с банками США, Англии и др. капиталистич. стран. А.-Р. б. является корреспондентом Внешторгбанка СССР и банков др. социа-листич. стран. М. Г. Поляков.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал