Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Искусство коренного индейского населения А
Искусство коренного индейского населения А. до её колонизации (16 в.) представлено тканями с геометрич. узором, украшениями из перьев, расписной и фигурной керамикой, культовой скульптурой из камня, дерева и глины. В колон. период строились города (Буэнос-Айрес, Кордова, Санта-Фе) с прямоугольной сеткой улиц и площадью (с собором, ратушей и дворцами) в центре или на берегу океана. Одноэтажные дома (из адобы или глинобитные) имели дворик-патио, портал с фронтоном и окна с решётками, а строгие по формам базиликальные церкви - деревянные наборные потолки, купол над средокрестием и портик, арку или навес на зап. фасаде. Крупные церкви в стиле барокко (а во 2-й пол. 18 в. - в стиле классицизма) построены приезжавшими из Европы архитекторами Ф. Лемером, X. Краусом, А. Бланки, X. Б. Примоли. Классицизм и традиции колон. времени удерживались в архитектуре А. до 70-х гг. 19 в. Резьба на деревян. ретабло, кафедрах, дверях часто выполнялась индейцами гуарани. После провозглашения независимости (1816) развивается изобразит. иск-во: романтич. жанровые картины Р. Монвуа-зена, панорамные пейзажи П. Пуэйре-дона с бытовыми сценами, скульптура Л. Корреа Моралеса на нац. темы, реа-листич. живопись Э. Сивори. С кон. 19 в. в Буэнос-Айресе строятся пром. и портовые сооружения, многоэтажные дома с мансардами, особняки в стиле " модерн". С кон. 1920-х гг. в А. развивается совр. архитектура: воздвигаются железобетонные общественные, пром. и жилые здания (арх. А. Вирасоро, А. Вильяме, X. Дельпини), многоквартирные дома с солнцезащитными устройствами, ведётся частичная перепланировка городов; среди крупных архит. работ - ул. Авенида 9 июля с подземным гаражом, Муниципальный театр, банк в Буэнос-Айресе, гор. центр в Санта-Фе, отели в Мардель-Плата. Но гл. проблемы градостроительства и жилищного стр-ва остаются неразрешёнными. Стихийно выросшие трущобные р-ны с лачугами и бараками (" конвентильо") занимают до половины гор. территорий. В нач. 20 в. искусство А. испытывает сильное воздействие импрессионизма (пейзажист Ф. Фадер, скульптор Р.Ируртия). В 1920-30-х гг. появляются модернистич. течения (примитивизм - Р. Сольди, кубизм - Э. Петторути, сюрреализм - Р. Форнер); возникает и нац. школа " нового реализма", к-рая обращается к острым социальным проблемам, к нар. жизни (тяготеющая к крупным обобщённым формам монументальная и станковая живопись X. К. Кастаньино, Л. Э. Спилимберго, А. Берни, Б. Кин-куэлы Мартина; экспрессивная, ярко эмоциональная графика А. Р. Виго, А. Гидо, А. Бриес). Для реалистич. скульптуры А. (А. Бигатти, X. Фиораванти, Э. Сото Авенданьо) характерно стремление к монументальным нац. образам. В 1960-х гг. в А. получили развитие новейшие авангардистские течения - " поп-арт", абстрактные формы " кинетич. иск-ва" и др. (X. Ле Парк, А. Берни). Лит.: Выставка современной графики Аргентины. Каталог, Л., 1958; Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967 (библ.); Рaganо J. Lеоn, Historia del arte argentine, В. Aires, 1944; Kronfuss J., Arquitectura colonial en la Argentina, Cordoba, [s. a.]; Schiaffino E., La pintura у escultura en la Argentina, B. Aires, 1933; La pintura у la escultura argentinas de este siglo, B. Aires, 1953; San Martin M. L., Pintura argentina contem-poranea, B. Aires, 1961; Вu11riсh F., Arquitectura argentina contemporanea, B. Aires, [1963]. Илл. см. на вклейке, табл. XVI. XV. Музыка Музыка занимала большое место в жизни и быту индейских племён, населявших территорию совр. А. Особенно развитой и своеобразной муз. культурой обладали народы Анд-кечуа и др.; их лирич. песни яравй, танц. мелодии уайно, муз. инструменты (флейта кена, различные ударно-шумовые) сохранились до наших дней. Нар. музыка А. восходит своими истоками к исп. народной и отчасти проф. музыке. В дальнейшем значительную роль в развитии креольской музыки А. сыграло искусство и других европ. стран (аргент. танцы сьелито и перикон ведут начало от англ. контрданса, танец куандо - от франц. менуэта, чамаме - от чеш. польки, ранчера - от польской мазурки и т. п.). Огромное значение имело проникновение в А. европ. муз. инструментов, в первую очередь 6-струнной гитары и её разновидностей, а также более древних - лауда и виуэлы, арфы искрипки. Характерные стилистич. черты нар. музыки А. обнаруживают преемственную связь с исп. музыкой, но обладают нек-рыми специфич. местными особенностями, прежде всего в сфере ритмики и в ладовом строе. Нац. муз. школа А. начала складываться с кон. 19 в. Одним из её основоположников был А. Вильяме - основатель консерватории в Буэнос-Айресе, композитор преим. европейской ориентации, автор оркестровых и камерных сочинений. Крупным аргент. композитором был А. Берутти, создавший оперу " Пампа" (пост. 1897) - произв., отразившее своеобразие аргентинской народной музыки. Были поставлены оперы Э. Пани-сы, К. Гайто, А. Рогатиса, Ф. Боэро, А. Счиумы, X. Хиларди, X. X. Кастро и др. Представители креольского направления - композиторы Ф. Угарте, О. Сиккарди, Я. Фишер. К ним примыкают К. Гуаставино и Р. Арисага. Один из ведущих совр. композиторов А .- А. Хи-настера, автор балетов, опер, оркестровой икамерной музыки. В творчестве X. X. Кастро и X. К. Паса сильно влияние зап.-европ. модернизма. В области музыковедения и музыкальной фольклористики выдающееся место занимают фундаментальные исследования К.Веги. В Буэнос-Айресе имеются оперный театр " Колон" (осн. в 1908), 2 консерватории, симфонический оркестр. Консерватории функционируют в Кордове и Ла-Плате. Лит.: Vega С., La musica popular argentina, v. 1 - 2, В. Aires, 1941; его же, Danzas у canciones argentinas, В. Aires, 1936; Sсhiuma O., Musicos argentinos contemporaneos, B. Aires, 1948; Gesualdo V., Historia de la musica en la Argentina, t. 1 - 3, B. Aires, 1961.
|