Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX. Кино 21 страница






Лит.: Воvini G., Assisi..., Mil., 1957; Chierichetti I., Assisi, Mil., 1957.

АССИЗЫ (позднелат. assisae - заседания), 1) в ср.-век. Англии: а) заседания королевского совета, а также общие постановления и распоряжения короля. К наиболее известным королевским А. относятся изданные Генрихом II (1133- 1189): Великая А., вводившая расследование с помощью присяжных дело " свободном земельном держании"; Кларендонская А. о создании т. н. " большого жюри" (обвинительных присяжных) при рассмотрении дел об уголовных преступлениях; А. " о вооружении"; б) особые виды судебных исков, напр. " о новом захвате" (недавнем насильственном отобрании фригольда); " о смерти предшественника" (возбуждались при возникновении препятствий, чинимых при наследовании лена), сформулированные в специфич. англ. системе судебных приказов (writ), выдававшихся истцу чиновником короны; в) выездные сессии судов; г) суд присяжных. 2) В ср.-век. Франции А.- по преимуществу распоряжения владетельных сеньоров. Наиболее известны А. Бретани и Шампани о наследовании феодов (12-14 вв.). 3) Термин " А." существовал и в других странах. Напр., Иерусалимские А.- свод законов, служивший для руководства в судах созданного крестоносцами Иерусалимского королевства (1099); известны А. Антиохийские в армянской редакции 13 в. и А. Романии, к-рые действовали в Латинской империи (1204-61), и др. 4) В совр. Англии А.- выездные сессии Суда королевской скамьи. В том же значении, т. е. как выездной суд, рассматривающий дела с участием присяжных, термин " А." употребляется и в совр. Франции. 3. М. Черниловский.

АССИМИЛЯТОРЫ (от лат. assimilo - уподобляю) в ботанике, 1) ассимиляционный аппарат мн. мхов-печёночников в виде коротких рядов хлорофиллоносных клеток; 2) пластинчатые выросты ассимиляционной ткани, идущие вдоль листа нек-рых мхов (напр., кукушкина льна); 3) клетки, располагающиеся на осевой нити таллома нек-рых красных водорослей (напр., ботрахоспермума) и играющие основную роль в процессе ассимиляции (биол.).

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio), уподобление, слияние, усвоение.

АССИМИЛЯЦИЯ (этнографич.), слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, нац. самосознания. Во многих странах в условиях нац. и религ. гнёта имела место насильств. А.: так было в Австрийской империи, позже - в Австро-Венгрии, в царской России. Аналогичные процессы продолжаются и теперь в нек-рых капиталистич. странах (Испания, Греция). В ряде стран, где есть нац. меньшинства, происходит естеств. А. В СССР и др. социалистич. странах, в условиях полного равноправия всех народов, нек-рые малые народы, преодолев вековую экрномич. и культурную обособленность, сливаются с более крупными этническими общностями. Об А. см. также в статьях Нация, Национальный вопрос.

АССИМИЛЯЦИЯ, или анаболизм (биол.), присущий всему живому процесс, одна из сторон обмена веществ; А.- образование сложных веществ, составляющих организм, из более простых (в конечном счёте - из элементов внешней среды). А.- одно из характернейших свойств живого. Процесс А. обеспечивает рост, развитие, обновление организма и накопление запасов, используемых в качестве источника энергии. Организмы с точки зрения термодинамики представляют собой открытые системы, т. е. могут существовать только при непрерывном притоке энергии извне. Первичным источником энергии для всей живой природы является солнечное излучение. Всё многообразие организмов, обитающих на Земле, можно разделить на две осн. группы, отличающиеся использованием различных источников энергии, - автотрофные организмы и гетеротрофные организмы. Только первые - это прежде всего зелёные растения - способны непосредственно использовать лучистую энергию Солнца в процессе фотосинтеза, создавая органич. соединения (углеводы, аминокислоты, белки и др.) из неорганических. Остальные живые организмы (за исключением нек-рых микроорганизмов, способных добывать энергию за счёт хим. реакций, см. Хемосинтез) ассимилируют уже готовые органич. вещества, используя их как источник энергии или пластич. материала для построения своего тела. Так, при А. белков пищи гетеротрофами (к к-рым относятся животные) происходит сначала распад белков до аминокислот, т. е. потеря ими биол. индивидуальности, а затем - снова синтез белков, присущих только данному организму. В живых организмах непрерывно происходит процесс обновления его составных частей благодаря разрушению (диссимиляции) и созиданию органич. веществ, т. е. А. Так, напр., полное обновление белков тела взрослого человека происходит приблизительно за 21/2 года. Интенсивность А. и её соотношение с обратным процессом - диссимиляцией, или катаболизмом, - значительно варьируют как у различных организмов, так и в течение жизни одной особи. Наиболее интенсивно А. происходит в периоды роста: у животных - в молодом возрасте, у растений - в течение вегетационного периода.

Лит. см. при ст. Обмен веществ.

С. Е. Северин, Е. В. Петушкова.

АССИМИЛЯЦИЯ в петрографии, процесс взаимодействия магмы с вмещающими породами. В результате А. магма полностью или частично растворяет вещество вмещающих пород и изменяет свой состав. Согласно ассимиляционной гипотезе, вплавление больших посторонних масс в жидкую магму обусловливает разнообразие магматич. пород, а также состав послемагматических рудоносных растворов. А. может быть причиной, вызывающей дальнейшую дифференциацию магмы. Благоприятными условиями для А. являются контрастный состав магмы и вмещающих пород, перегрев магмы и обилие в ней летучих компонентов. Широкое развитие А. с образованием габбро и диоритов известно в краевых частях гранитных интрузивов, залегающих в толщах известняков и основных эффузивных пород. См. также Магма.

В. П. Петров.

АССИМИЛЯЦИЯ в языкознании, уподобление звуков - фонетич. изменение, состоящее в переходе звука под влиянием соседнего в другой звук, у к-рого совпали значения всех (полная А.) или части (частичная А.) дифференциальных признаков, ранее отличавшихся от значений соответствующих дифференциальных признаков соседнего звука. Если уподобляющиеся звуки находятся в непосредственном соседстве, то говорят о контактной А., в противном случае - о дистантной. При прогрессивной А. последующий звук уподобляется предшествующему, при ре грессивной - предшествующий последующему. Напр., " свадьба" из более раннего " сватьба" (ср. " сват") или польск. sfora-" свора" из более раннего swora (в первом случае, регрессивная, во втором - прогрессивная А. по звонкости (глухости).

А. К. Поливанова.

АССИНИБОЙН (Assiniboine), река в Канаде, в бассейне р. Нельсон. Дл. ок. 750 км, пл. басс. 100 тыс. км2. Берёт начало на Центр. равнинах, к 3. от оз. Виннипег. Питание снеговое и дождевое, весеннее половодье; ср. расход 47 м3/сек; замерзает с ноября по март. Доступна для мелких судов на 450 км. В устье - г. Виннипег.

АССИНТСКАЯ СКЛАДЧАТОСТЬ [по Ассинтскому округу (Assynt) в Сев. Шотландии], термин, применённый первоначально в 1944 нем. геологом X. Штилле для обозначения тектонич. движений, приведших к несогласному залеганию отложений нижнего кембрия на торридонских песчаниках и льюисских гнейсах верхнего докембрия Шотландии. В 1955 Штилле предложил называть термином " А. с." эпоху складчатости, охватывающую отрезок времени (по совр. радиометрич. данным) от 1600 до 570 млн. лет назад. В этом смысле термин " А. с." является синонимом байкальской складчатости [в первоначальном толковании (1937) Н. С. Шатского]. А. А. Богданов.

АССИРИЙСКИЙ (НОВОСИРИЙСКИЙ) ЯЗЫК, общее название совр. вост.-арамейских диалектов (урмийский, садамасский, джилу, тиари, мосульский и др.), принадлежащих к семье семито-хамитских языков. На А. я. говорят ассирийцы (сирийцы) в Иране, Турции, Ираке и Сирии, а также переселенцы из названных стран в СССР и США. Урмийское наречие легло в основу лит. А. я., сформировавшегося в 40-х гг. 19 в. На нём создана пресса, художеств., церковная и учебная лит-pa. А. я. по своей структуре сильно отличается от об-щесемитич. типа. Значит. изменения под влиянием окружающих языков произошли на всех уровнях: фонологич., морфологич., синтаксическом. Исчезли нек-рые исконно семитич. фонемы, появились новые. Распространилась гармония гласных. Изменилась система спряжения глагола: видовое спряжение заменено временным. В качестве личных глагольных форм выступают отглагольные имена (причастия, инфинитивы). Синтетич. формы часто заменяются аналитическими. В лексике большое место занимают иноязычные заимствования (тюркские, иранские, арабские).

Лит.: Юшманов Н. В., Ассирийский язык и его письмо, в кн.: Письменность и революция, сб. 1, М.- Л., 1933; Церетели К. Г., Современный ассирийский язык, М., 1964; его же, Материалы по арамейской диалектологии, т. 1- Урмийский диалект, Тб., 1965; Калашев А., Русско-айсорский и айсорско-русский словарь, Тифлис, 1894; Friеdriсh J., Neusyrisches in Lateinschrift aus der Sowjetunion, " Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Geselschaft", 1959, Bd 109, H. 1; Maclean A. J., A. dictionary of the dialects of vernacular Syriac, Oxf., 1901.

К. Г. Церетели.

АССИРИЙЦЫ, айсоры (самоназвание - атураи), народ; живут в Иране, Ираке, Турции, Сирии, Иордании, Ливане, США, в СССР и нек-рых др. странах Европы. Общая числ. А.- более 1 млн. чел. (в СССР на 1959 - 22 тыс. чел.). Совр. ассирийский (новосирийский) язык относится к семито-хамитской семье языков. Верующие А.- христиане (в основном несторианского толка). Большинство А. занято в сел. х-ве. В ряде стран Востока А. сохраняют пережитки родо-племенной структуры. В СССР большинство А.- городские жители. А. считают себя потомками древних ассирийцев, значит, их часть сохраняет многие древние обычаи, традиции и элементы культуры.

Лит.: Матвеев К. П. (Бар-Маттай), Мар-Юханна И. И., Ассирийский вопрос во время и после первой мировой войны (1914 - 1933), М., 1968; Wigram W. A., The Assyrians and their neighbours, L., 1929. К.П.Матвеев.

АССИРИОЛОГИЯ, наука о языках, письменности, культуре и истории Вавилонии и Ассирии; в широком смысле - весь комплекс наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинообразной письменностью (клинописью); в этом смысле А. охватывает и шумерологию, а также урартологию, хеттологию, хурритологию и эламитологию. К А. теперь обычно не относят угаритоведе-ние, а также историко-филологич. изучение Др. Ирана (хотя угаритская и др.-персидская цивилизации тоже пользовались особыми разновидностями клинообразных письм. знаков, однако, по-видимому, они генетически прямо не связаны с вавилоно-ассир. клинописью).

Базу А. заложили в сер. 19 в. археол. исследования О. Г. Лейарда (Англия) и П. Э. Ботта (Франция), обнаруживших на городищах Куюнджик, Нимруд и Хор-сабад в Ираке многочисл. ассирийские письменные и художеств. памятники 9-7 вв. до н. э., а также открытие Г. Роулинсоном (Англия) в Иране трёхъязычной (древнеперсидско-эламско-вави-лонской) Бехистунской (Бисутунской) наскальной клинописной надписи перс. царя Дария I (ок. 521 до н. э.). Нередко основание А. ошибочно приписывают нем. филологу Г. Ф. Гротефенду, который в 1802 произвёл частичную расшифровку др.-перс. текста начальных строк двух трёхъязычных надписей Дария I и его сына Ксеркса (определив правильно 9 знаков). Но работа Гротефен-да прошла почти незамеченной, и др, -перс. клинопись была, в основном, независимо от Гротефенда, успешно дешифрована в 20-30-х гг. 19 в. усилиями Р. Раска (Дания), Э. Бюрнуфа (Франция), К. Лассена (Германия) и Г. Роулинсона (Англия); дешифровка же вавилоно-ассир. клинописи удалась благодаря исследованиям, начатым в 40-х гг. П. Э. Ботта и др. во Франции и далеко продвинутым Э. Хинксом, а также Г. Роулинсоном и др. в Великобритании. Первое признание новая наука получила в 1857, когда был дешифрован текст ещё неизвестной ассир. надписи: прорисовки этой надписи брит. королевское Азиатское об-во вручило одновременно в запечатанных пакетах франц. учёному Ж. Опперту, англ. учёным Г. Роулинсону и У. Г. Фоке-Толботу и ирл. учёному Э. Хинксу, переводы, сделанные этими учёными независимо друг от друга, совпали во всех главнейших моментах. Дальнейшие успехи А. в 19 в. (ещё вызывавшие ожесточённые споры) связаны с именами Дж. Смита (Англия), Ф. Ленормана и Ж. Менана (Франция), А. Г. Сейса (Англия), П. Хаупта (США), Т. Пинчеса (Англия) и Э. Шрадера (Германия).

Ещё Э. Хинксом было обнаружено, что вавилоно-ассир. клинописью записывались тексты на двух разных языках, из к-рых один (собственно вавилоно-ассирийский - в совр. терминологии аккадский) принадлежал к семитской семье, а другой (ранее ошибочно называвшийся в науке аккадским - в совр. терминологии шумерский) являлся языком неизвестного происхождения. На науч. основу изучение аккадского (вавилоно-ассир.) яз. было поставлено нем. учёным Ф. Деличем (грамматика 1889, словарь 1896). Первые работы по изучению шумерского яз. принадлежали П. Хаупту (США) и Ж. Опперту (Франция), однако долгое время само существование такого языка подвергалось сомнению. Ж. Галеви (Франция) и др. утверждали, что шумерские тексты - лишь особая тайнопись жрецов на том же вавилоно-ассир. яз. Находка многочисл. подлинных шумерских надписей и хозяйств. документов 3-го тыс. до н. э. Э. де Сарзеком (Франция) на городище Телло (древний Лагаш) и блестящее прочтение их в 1884-1905 франц. исследователями А. Амьо и гениальным ассириологом-универсалом Ф. Тюро-Данженом положили основание шумерологии как отд. отрасли А.; было доказано шумерское происхождение вавилоно-ассир. клинописи и всей культуры Вавилонии. Первая строго науч. грамматика шумерского яз. была опубл. А. Пёбелем (Германия) в 1923. Дальнейшие успехи А. в её узком смысле связаны в особенности с работами нем. учёных Г. Циммерна, Б. Мейснера, А. Унгнада, Б. Ландсбергера, В. фон Зодена, шумерологии - с именами нем. учёных А. Деймеля (сводный словарь шумерских идеограмм, применяемых в клинописи), А. Фалькенгатейна, дат. учёного Т. Якобсена, амер. учёного С. Н. Крамера и др.

В России первые ассириологические публикации принадлежали египтологам В. С. Голенищеву и Б. А. Тураеву (90-е гг. 19 в.). Первым рус. ассириологом и шумерологом-профессионалом был М. В. Никольский, образцово издавший шумерские документы, собранные выдающимся палеографом Н. П. Лихачёвым. Преподавание аккадского яз. было начато в Петерб. ун-те П. К. Коковцовым. К числу рус. и сов. ассириологов, шумерологов и хеттологов мирового масштаба принадлежал В. К. Шилейко, занимавшийся особенно проблемами клинописной лит-ры.

Находки в течение 19-1-й пол. 20 вв. урартских надписей на Армянском нагорье и в Закавказье, эламских надписей и документов на Ю.-З. Ирана, клинописного дипломатич. архива фараонов в Амарне в Египте (см. Тель-эль-Амарнский архив) и многоязычного архива Хеттского царства на городище Богазкёй в Турции (см. Богазкёйский архив) включили в число языков, изучаемых А., урартский [крупнейшие урартологи А. Г. Сейс (Англия), И. Фридрих (Германия), А. Гётце (Германия, США), И. И. Мещанинов, Г. А. Меликищвили (СССР), Ф. В. Кёниг (Австрия)], хеттский [Б. Грозный (Чехословакия), Э. Форрер (Швейцария), Ф. Зоммер (Германия), Э. Стёртевант (США), А. Гётце (Германия, США), X. Эелольф, И. Фридрих, А. Камменхубер (Германия) и др.], хурритский [Э. А. Спайзер (США) и др.], лувийский [Э. Ларош (Франция) и др.], палайский, хаттский и эламский.

В 19 в. А. развивалась гл. обр. как подсобная отрасль в научно-критич. изучении Библии. В нач. 20 в., особенно в Германии, получил распространение панвавилонизм, безмерно преувеличивавший мировое значение вавилонской культуры и объявлявший Вавилонию местом происхождения едва ли не всех культурных достижений человечества (нем. историк Г. Винклер, литературовед П. Йензен и др.). Повышенный интерес к А. в кайзеровской Германии был связан с попытками герм. империализма проникнуть в Ирак. С 20 в. А. становится одной из важнейших востоковедных дисциплин, в комплексе изучающей языки, культуру и историю древнего Бл. Востока. Значение А. обусловливается тем, что её задача - исследование первой в мире (наряду с Египтом) области классовой цивилизации и возникновения цивилизации вообще. Однако ввиду исключит. сложности письменных источников и большого их жанрового разнообразия (хоз. и юридич. документы, письма, эпос, религ. лирика, басни, пословицы, царские надписи, хроники, учебные и науч. тексты, ритуалы, гадания и мн. др.), а также ввиду значит. изменений, к-рые в течение 4-1-го тыс. до н. э. претерпевали языки Бл. Востока и самые знаки клинописи, до недавнего времени за рубежом развивались преим. текстологич., лексикологич. и т. п. аспекты А. при большой дробной специализации внутри этой науки.

В СССР А. " П. Рифтин, ученик В. К. Шилейко, в 1933 возобновил преподавание А. в Ленинграде и явился основателем самостоятельной школы сов. ассириологов-филологов. Позже традиция преподавания клинописи была введена в Тбилиси Г. В. Церетели, учеником П. К. Коковцова. Историю материальной культуры Бл. Востока преподавала в Ленинграде Н. Д. Флиттнер.

В нач. 1930-х гг., в ходе дискуссий о марксистской периодизации мирового ист. процесса, выдвинулся своими работами В. В. Струве, на ассириологич. и шумерологич. материале приведший аргументы в пользу преобладания рабовладельч. способа производства на Др. Востоке и положивший начало сов. направлению социально-экономич. исследований в А. Полемизируя с В. В. Струве, значит. вклад в социально-экономич. историю Шумера внёс А. И. Тюменев. Ныне советская школа историков занимает ведущее место в мировой А. Советские шумерологи и собственно ас-сириологи разрабатывают социально-экономические и правовые проблемы (М. А. Дандамаев, И. М. Дьяконов, Г. X. Саркисян, В. А.Якобсон, Н. Б. Янковская и др.), а также проблемы языков (И. М. Дьяконов, И. Т. Канева, Л. А. Липин), литературы, искусства и фольклора (И. X. Левин, В. К. Афанасьева). Большое значение имеет работа А. А. Ваймана по дешифровке архаич. шумерских текстов кон. 4 - нач. 3-го тыс. до н. э. Успешно развивается сов. хеттология (лингвисты Т. В. Гам-крелидзе, И. М. Дунаевская, В. В. Иванов, историки Г. Г. Гиоргадзе, Г. И. Довгяло, Э. А. Менабде и др.) и эламитоло-гия (Ю. Б. Юсифов). Ведущее место в мировой науке занимают сов. урартологи. Большое значение имела публикация урартских памятников Закавказья ещё до Великой Октябрьской социалистич. революции М. В. Никольским; впервые преподавание урартологии было начато в Баку, а потом в Ленинграде И. И. Мещаниновым; выдающихся достижений достигли сов. урартологи как в области археологии (Б. Б. Пиотровский и др.), так и в области истории и филологии (Г. А. Меликишвили и др.).

Центрами преподавания ассириологич. дисциплин в СССР являются университеты в Ленинграде, Тбилиси и Ереване; небольшие, но очень интересные клинописные коллекции, собранные Н. П. Лихачевым и В. С. Голенищевым, имеются в Ленинграде (Эрмитаж) и Москве (Гос. музей изобразит. искусств им. А. С. Пушкина); важны урартологич. коллекции Еревана (Музей Армении) и Тбилиси (Музей Грузии). Исследования по А. в широком смысле ведутся в Ленинграде, Тбилиси, Ереване, Москве, Баку, Минске и Вильнюсе. Статьи по А. помещаются в журнале " Вестник древней истории" (с 1937), в непериодич. изданиях " Переднеазиатский сборник" (М., с 1961) и " Кавказско-ближневосточный сборник" (т. 1 вышел под назв. " Восточный сборник", Тб., с 1960) и в других различных сборниках и учёных записках.

Осн. центрами А. за рубежом являются: Чикаго (Восточный ин-т), Багдад (Багдадский музей), Париж (Лувр), Лондон (Британский музей), Филадельфия (Пенсильванский музей), Рим (Папский библейский ин-т), Стамбул (Стамбульский музей), а также Прага, Берлин, Гейдельберг, Мюнхен, Лейден, Анкара, ряд университетских городов США и др. За последние годы в А. всё более видное место начинают занимать учёные Ирака, для к-рых изучение Вавилонии и Ассирии - это изучение великого прошлого их страны. Спец. журналы, посвящённые исключительно или преим. A.: " Journal of Cuneiform Studies" (New Haven, с 1947), " Zeitschrift fur Assyriologie..."

(В., с 1886), " Revue d'assyriologie..."

(P., с 1884), " Revue hittite et asianique"

(P., с 1930), " Archiv fur Orientforschung" (В., с 1923), " Orientalia" (Roma, с 1920), " Iraq" (L., с 1934), " Sumer" (Baghdad, с 1945), большое место уделяется А. в ряде общевостоковедч. журналов различных стран.

Лит.: Бузескул В. П., Открытия XIX и начала XX века в области истории древнего мира, ч. 1- Восток, СПБ, 1923; его же, Открытия и научные достижения за последние годы в области изучения древнего Востока, К., 1927; Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961; Постовская Н. М., Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917-1959 гг.), М., 1961; Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, М., 1967; Pall is S. A., The antiquity of Iraq, Copenhagen, 1956.

И. М. Дьяконов.

АССИРИЯ, древнее государство на терр. совр. Ирака. Ядром А. явился Ашшур. Этнич. состав его первичного населения неизвестен, к 2000 до н. э. осн. массу жителей составляли семиты-аккадцы. В то время Ашшур играл роль посредника в транзитной торговле между юж. Двуречьем и М. Азией, где имелись торг. станы ашшурских купцов (важнейший - Канес, ныне городище Кюль-Тепе). В нач. 18 в. до н. э. Ашшур стал центром крупной державы аморея Шамшиадада I. В 18 в. Ашшур и смежные города подчинялись вавилонскому царю Хаммурапи, а в 16-15 вв.-царям Митанни. Правителю Ашшура Ашшурубаллиту I [кон. 15-нач. 14 вв.] удалось создать сильную державу и подчинить своему влиянию Вавилонию. Его потомки приняли титул " царей Ассирии". В 14-13 вв. им удалось покорить Сев. Месопотамию и захватить пути подвоза в Вавилонию. Для древнейшей А. характерна самоуправляющаяся сел. и гор. община (алу), имевшая в собственности периодически переделяемый земельный фонд, к-рым непосредственно владели домашние общины (биту). Знать, входившая в торг. компании, наживалась на караванной торговле. С нач. 2-го тыс. до н. э. началась интенсификация и специализация с. х-ва и в связи с этим стал развиваться ростов-щич. кредит. Это привело к созданию крупных частных зем. владений торг.-ростовщич. знати и к закабалению и разорению значит. части рядовых общинников. Потребности крупных имений в рабочей силе недостаточно удовлетворялись за счёт долговой кабалы; с 13 в. до н. э. в результате воен. походов усилился приток рабов-военнопленных.

Между 16 и 13 вв. был составлен дошедший до нас сборник ассир. законов. Ассир. право характеризовалось исключит. жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины.

После врем. ослабления (12 в. до н. э.) начался новый подъём могущества А. при Тиглатпаласаре I [кон. 12 - нач. 11 вв.]. Он вёл войны в Вавилонии, Сев. Сирии и Финикии и совершал набеги на Армянское нагорье. Во 2-й пол. правления Тиглатпаласара I началось движение арамейских племён из сирийской степи в Сев. Сирию и Сев. Месопотамию. Ассир. держава оказалась ослабленной и расчленённой. В результате борьбы внутри господствующего класса резиденция царей А. из г. Ашшура была перенесена в др. города - сначала в Кальху (совр. городище НимрудХ а в 8 -7 вв.- в Дур-Шаррукин (совр. Хорсабад) и Ниневию (совр. Куюнджик).

Новый подъём завоеваг. политики А. был вызван стремлением ассир. господствующего класса захватить богатые сырьём районы, к-рые с 10 в. до н. э., в результате развития своего собств. ремесла, перестали нуждаться в широком междунар. обмене.

В кон. 10-9 вв. ассир. царям удалось восстановить свою власть в Сев. Месопотамии и в горах к В. от А. Ассир. войска неоднократно вторгались на Ю.- в Вавилонию, на С.- в Урарту, на В.- в Мидию, на 3.- в Сирию. Однако А. встретилась здесь с ожесточённым сопротивлением сирийского союза государств во главе с Дамаском, и ассир. господство в Сирии оказалось непрочным. С кон. 9 в. в А. начался кризис, связанный с опустошением с.-х. р-нов во время войн, а также гражд. войнами между партией жречества и привилегированной торг. и служилой знати и воен. партией. В результате 3-й гражд. войны царём стал Тиглатпаласар III [745-727]. В период его правления политика истребления покорённых народов была заменена политикой массового переселения их из одних районов в другие; наместничества разукрупнены, и права наместников ограничены; создана постоянная армия, к-рая содержалась за счёт гос-ва; А. вновь перешла к завоеват. политике. В течение 100 лет были завоёваны вся Передняя Азия (кроме Урарту и нек-рых окраинных областей) и Египет. Тиглатпаласар III и его сын Салманасар V [727-722], а позже Синахериб [705 - 680] были сторонниками воен. партии и ограничивали права знати, отменяя привилегии самоуправляющихся торг. городов как в самой А., так и в Вавилонии (Синахериб даже полностью разрушил Вавилон). Напротив, Саргон II [722 - 705] и особенно Асархаддон [680-669] блокировались с жреч. партией и вавилонскими привилегированными городами. Ещё с кон. 8 в. до н. э. противники А. пытались противопоставить ей коалиции ряда roc-в и племён. При царе Ашшурбанипале [669 - ок. 633] война А. с коалицией, возглавлявшейся его братом, вавилонским царём Шамашшумукином, окончат. подорвала силы А. Положение свободных земледельцев (численно сильно уменьшившихся) ухудшилось. Они были обложены тяжкими натур. налогами и повинностями и связаны общинной круговой порукой. В большинстве своём они пользовались землёй, являвшейся соб-ственностью царя по праву завоевания, или землёй, подаренной царём вельможам. Земли царя и знати обрабатывались гл. обр. посаженными на землю пленными и переселёнными.
[ris]
Хищнические войны разоряли население покорённых стран и истощали А. Моральное состояние армии ухудшалось. Военно-технич. достижения А. перестали быть её монополией. В кон. 7 в. коалиция Вавилонии и Мидии разгромила А., разрушила её осн. города и уничтожила (626-605) ассир. гос-во. Ассир. знать была вырезана во время войны, остальное население смешалось с арамеями Месопотамии.

Лит.: Дьяконов И. М., Развитие земельных отношений в Ассирии, Л., 1949; его же, Проблемы экономики. О структуре общества Ближнего Востока до середины II тысячелетия до н. э., " Вестник древней истории", 1968, № 3-4; Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства, пер. и комм. И. М. Дьяконова [и Я. М. Магазинера], " Вестник древней истории", 1952, № 3; The Assyrian laws, transl. by G. R. Driver and Г. C. Miles, Oxf., 1935; О1mstead А. Т. Е., History of Assyria, N. Y., [1923]; Smith S., Early history of Assyria, L., 1928.

И. М. Дьяконов. АССИРО-ВАВИЛОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. в ст. Вавилоно-ассирийская культура.

АССИРО-ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ, см. в ст. Вавилоно-ассирийская культура.

АССИСТЕНТ (от лат. assistens - помогающий), 1) помощник специалиста: в вузах - помощник профессора (доцента) на лекциях, лабораторных или практич. занятиях; в средней школе - помощник экзаменатора; в больницах и клиниках - помощник врача, наблюдающий за ходом болезни, помогающий (ассистирующий) хирургу при операциях; в кино, театре, на телевидении, на радио - помощник режиссёра, оператора и т. д.

2) В вузах СССР: а) штатная должность на кафедре, замещаемая по конкурсу лицами, имеющими соответствующее высшее образование и достаточную квалификацию для преподавательской или научной работы; б) первое учёное звание, к-рое присваивается преподавателям высшей школы постановлением совета вуза (факультета) и утверждается ректором.

3) (Воен.) почётная охрана знамени из двух человек при знаменосце.

АССОНАНС (франц. assonance, от лат. assono-откликаюсь), 1) повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков. 2) Неточная рифма, созвучие окончаний двух или неск. стихотворных строк, в к-рых совпадают гласные при большой свободе согласных, напр.: красивая - неугасимая, кляузе - маузер. В ср.-век., особенно романской, поэзии А.- один из важнейших элементов стиха. У рус. поэтов 19 в. А. очень редок. Возрождён символистами и получил распространение в совр. сов. поэзии.

АССОРТИМЕНТ (франц. assortiment), 1) А. продукции - состав и соотношение отдельных видов изделий в выпуске продукции предприятия, отрасли произ-ва или в к.-л. группе товаров. А. продукции характеризует её и со стороны качества и сортности. Социалистич. предприятия, ведомства и мин-ва обязаны выполнять план произ-ва продукции не только по её общему объёму, но и по ассортименту. 2) В торг. предприятии - подбор различных видов и сортов товаров (напр., тканей).

АССОЦИАНИЗМ, ассоциативная психология, направления в психологии, в к-рых понятие ассоциации выступало как главный объяснительный принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физич. миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое англ. философом Т. Гоббсом, было развито голл. философом Б. Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: " Если человеческое тело подвергалось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других" (" Этика", в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). Термин " ассоциация" употребил впервые англ. философ Дж. Локк (в 1698), к-рый, однако, обозначил им "...неверные и неестественные сочетания идей..." (" Опыт о человеческом разуме", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М, I960, с. 400), противопоставив их связям на основе разума. В сер. 18 в. англ. философ Д. Гартли, опираясь на механику И. Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психич. жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации - универсальному н неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно распространялось не только на психологию, но и этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому естественнонаучному направлению возник идеалистич. А. англ. философов Дж. Беркли, Д. Юма, утверждавших, что связь между психич. элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к прямолинейной механистич. концепции англ. философа Дж. Милля, согласно к-рой всё здание психич. жизни составлено из " кирпичей" - ощущений и связывающего их " цемента" - ассоциаций. Стремясь смягчить крайность этой концепции, англ. философы Дж. С. Милль и А. Бэн модернизировали её, признав. что из ощущений могут возникать качественно новые психич. единицы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал