Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные квантово-химические представления о валентности 25 страница
С о ч.: Поли. собр. соч., т. 1-7, Л., 1951- 1963. Лит.: Аршавский И. А., Н. Е. Введенский. 1852 - 1922, М., 1950; У ф-лянд Ю. М., Основные этапы развития учения Н. Е. Введенского, М., 1952; Жуков Е. К., Эволюционный метод в школе Введенского - Ухтомского, " Уч. зап. ЛГУ. Серия биологических наук". 1944, в. 12, № 77. Н. А. Григорян. ВВОД ДАННЫХ в вычислительную машину, комплекс мероприятий, к-рые обеспечивают размещение исходной и вспомогат. информации в устройствах ЭВМ для последующей обработки. Осуществляется автоматически и полуавтоматически с помощью устройств ввода (в цифровых, реже в аналоговых ЭВМ) и вручную. В. д. в аналоговую вычислительную машину (АВМ) предусматривает коммутацию операционных блоков, задание начальных условий, установку коэффициентов передачи усилителей и потенциометров, настройку блоков задания функ-цион. зависимостей и перем. коэффициентов. В наиболее совершенных АВМ процесс В. д. автоматизируется, напр., с помощью перфорационной ленты, управляющей изменением коэффициентов передачи потенциометров и настройкой преобразователей функциональных. В цифровую вычислительную машину (ЦВМ) данные вводят в два этапа: предварительная обработка исходных данных, представление их в цифровой форме и перевод с естественного на машинный язык конкретной ЦВМ с записью (или без записи) на промежуточный носитель информации; введение (размещение) преобразованной информации непосредственно в устройства машины. Эти операции в зависимости от назначения машины, её производительности и технич. оснащённости, от схемы и принципа действия устройств ввода выполняются раздельно во времени (при ручном и частично автоматизированном вводе) либо одновременно (при полной автоматизации ввода). Процесс В. д. тесно связан с методами и способами программирования, с организацией системы внешних связей ЦВМ, техническими характеристиками каналов связи, по которым поступает информация и т. д. От выбора технич. средств, обеспечивающих В. д., во многом зависит эффективность использования машинного времени, стоимость всего вычислит, комплекса и целесообразность его использования. Выполняя промежуточные операции в процессе обработки информации и обладая значительно меньшей скоростью, чем процессор, устройства ввода определяют интенсивность В. д. Для того чтобы получить оптимальную загрузку ЦВМ, организуют одновременную работу неск. устройств ввода, часто разнотипных. Обычно для В. д. применяются электро-механич. и фотоэлектрич. устройства считывания с перфорационных карт и лент, устройства считывания с магнитной ленты, а также устройства сопряжения ЦВМ с каналами связи, обеспечивающие автоматич. В. д. непосредственно от реальных объектов или др. ЦВМ. Иногда, напр, при автономной наладке или при проверке отд. устройств, информация вводится с клавиатуры на пультах этих устройств или с центр, пульта управления ЦВМ. Развиваются перспективные методы, такие, как В. д. с голоса и машинное чтение рукописного и печатного текста, В. д., представленных в графич. виде, и др. Лит. см. при ст. Цифровая вычислительная машина, Аналоговая вычислительная машина. В. М. Сташевский. ВВОДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ, прилитие крови, метод разведения с. -х. животных, используемый для улучшения или исправления нек-рых качеств ценной породы без коренного изменения её осн. свойств. Сущность метода состоит в умелом выборе улучшающей породы и однократном использовании её производителей в спаривании с матками улучшаемой породы. Лучших производителей из помесей первого поколения в дальнейшем спаривают с матками улучшаемой породы, а помесных маток - с лучшими производителями улучшаемой породы. Потомство от этого скрещивания разводят " в себе" или вновь скрещивают с животными улучшаемой породы и только следующее поколение разводят " в себе", применяя строгий отбор животных. Прилитием крови мясных пород были улучшены мясные качества нек-рых молочных пород скота в СССР и за рубежом. Многие породы легкоупряжных лошадей улучшались прилитием крови вост. лошадей, чистокровной верховой и др. В. с. применялось и для повышения плодовитости овец. В свиноводстве и птицеводстве почти не применяется. См. Скрещивание в животноводстве. О. Л. Иванова. ВВОДНЫЕ СЛОВА, слова, синтаксически не связанные с предложением и выражающие отношение говорящего к сообщению, общую оценку сообщения, указание на источник сообщения или на его связь с контекстом речи. В качестве В. с. могут употребляться как слова, изолировавшиеся от той или иной части речи и используемые только как В. с. (" конечно", " например", " по-видимому"), так и слова, к-рые сохранили живые связи с различными частями речи и могут быть членами предложения (" возможно", " говорят", " кажется"). В. с. могут содержать эмоциональную оценку сообщения (" к счастью", " к сожалению") или призыв к вниманию (" знаете", " представьте"), указывать на степень достоверности (" правда", " видимо"), источник (" говорят", " известно"), стиль (" попросту") или на отношение между частями сообщения (" кстати", " наконец"). В. В. Раскин. ВВОДНЫЙ ТОН (муз.), звук, отстоящий на секунду вниз или вверх от I ступени лада и тяготеющий к ней. Звук VII ступени, как прилегающий к I ступени снизу, называется ниж. В. т., звук II ступени - соответственно верхним. В. т. обладает наиболее интенсивным мелодич. тяготением к I ступени как осн. тону лада, особенно ниж. В. т., отстоящий от I ступени на полутон. Такой В. т. встречается в натуральном мажоре, мелодич. и гармонич. миноре и в нек-рых др. ладах. Обычно под В. т. подразумевают именно этот его тип. Ниж. В. т. является терцией аккорда V ступени и имеет доминантовую функцию (см. Функции ладовые). При отклонении и модуляции В. т. может стать любая ступень лада, как диатоническая, так и хроматическая. Под " вводнотонностью" часто понимают всякое направленное вверх острое полутоновое, малосекундовое тяготение. В эпоху романтизма происходит обогащение дала внутритональной вводнотонностью, связанной с альтерацией. Ю. Н. Холопов. ВВОЗНЫЕ ПОШЛИНЫ, см. Пошлины таможенные. ВГИК, Всесоюзный государственный институт кинематографии, см. Кинематографии институт. ВДНХ, см. Выставка достижений народного хозяйства СССР. ВДОВЕМКО Виктор Михайлович [р. 5(18). 1. 1907, Киев], советский радиохимик, чл. -корр. АН СССР (1958). Чл. КПСС с 1928. Окончил Киевский технологический ин-т (1930) и аспирантуру Ленинградского физикотехнич. ин-та (1935). С 1935 преподаёт в ЛГУ. С 1953 возглавляет Радиевый ин-т им. В. Г. Хло-пина. Проф. (1958). Основные работы в области радиохимии, неорганической и физич. химии: распределение радиоактивных элементов между несмешивающимися растворителями, определение растворимости соединений радиоактивных элементов в неводных растворителях, исследования соединений радия, химия трансурановых элементов. Награждён 2 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями. Соч.: Химия урана и трансурановых элементов, М. - Л., 1960; Современная радиохимия, М., 1969. Г. С. Синицина. ВДОВУШКИ (Viduinae), подсемейство птиц сем. вьюрковых ткачиков отр. воробьиных. 9 видов. Наиболее известна райская вдовушка (Steganura paradisaea), распространённая в афр. саваннах (к Ю. от Сахары). Держатся стайками. Полигамы, гнездовые паразиты (самка откладывает яйца - по • одному - в гнёзда ткачиковых птиц). Зерноядные. Самки и самцы вне периода размножения, а также молодые птицы окрашены неярко, напоминают воробьев; в брачный период у самцов развиваются длинные рулевые перья и преобладает блестящая чёрная окраска (отсюда назв.). Близки к В. ткачики родов Vidua, Hypochera и др.; у нек-рых видов самцы в брачном наряде также имеют длинный хвост и чёрную преобладающую окраску; их иногда неправильно наз. В. ВДОХНОВЕНИЕ, психич. состояние, для к-рого характерно резкое возрастание внутр. активности личности, высокий эмоциональный подъём, напряжение духовных и физич. сил человека. В. является одной из гл. предпосылок процесса творчества и связано с наличием огромной сосредоточенности внимания, с мобилизацией памяти и воображения и интенсивной работой мышления. Всё это сопровождается обычно резким ограничением направленности личности, отключением её от того, что не имеет непосредств. отношения к решаемой творч. задаче. См. также Творчество, Интуиция. Лит.: Вудвортс Р., Экспериментальная психология, пер. с англ., М., 1950. гл. 25; Петровский А. В., Роль фантазии в развитии личности, М., 1961. А. В. Петровский. ВЕББ, Уэбб (Webb) Сидней и Беатриса (супруги с 1892), английские экономисты и обществ, деятели, реформистские историки англ, рабочего движения, теоретики тред-юнионизма и т. н. фабианского социализма. В. И. Ленин характеризовал их как "... основательных ученых (и „основательных оппортунистов")... " (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 61). Сидней В. (13. 7. 1859, Лондон, - 13. 10. 1947, Липхук), лорд с 1929. Род. в семье клерка. По образованию юрист. В 1878-91 работал в различных мин-вах по экономич. и правовым вопросам. Был одним из организаторов и руководителей " Фабианского общества". В 1892-1910 чл. совета Лондонского графства. В 1912- 1927 проф. Лондонской экономич. школы. В 1915-25 входил в состав Нац. исполкома Лейбористской партии, представляя в нём " Фабианское об-вок В 1924 мин. торговли, в 1929-30 мин. доминионов, в 1929-31 мин. колоний. Беатриса В. (до замужества Поттер, Potter) (22. 1. 1858, Глостер, - 30. 4. 1943, Липхук). Род. в семье крупного промышленника. Изучала условия труда рабочих на лондонских предприятиях. Была членом ряда правительств, комиссий по вопросам безработицы и положения женщин. Произведения Сиднея и Беатрисы В. (большинство из к-рых написано совместно), проникнутые идеей фабианства и либерального реформизма, затушёвывали классовые противоречия капиталистич. общества. Отрицая идею классовой борьбы, В. отстаивали теорию возможности решения рабочего вопроса при капитализме и считали осуществимым переход к социализму путём постепенного роста кооп. и муницип. собственности, активизации проф. движения и развития местного самоуправления. Реформистские взгляды привели В. к недооценке ист. значения чартизма, к-рый они считали "... не заслуживающим серьезного внимания, случайным и ненормальным уклонением... " (там же, т. 16, с. 25). В то же время труды В. отличались обилием фактического материала по истории английского рабочего движения, что обусловило широкий интерес к ним со стороны марксистов. Одна из осн. работ В. - " Промышленная демократия" (1897; в рус. пер. " Теория и практика английского тред-юнионизма", т. 1-2, 1900-01; В. И. Ленин перевёл на рус. яз. 1-й том этой работы, а перевод 2-го тома отредактировал). В 1932 В. посетили СССР и в 1935 издали книгу " Советский коммунизм - новая цивилизация? " (т. 1-2, рус. пер. 1937), написанную в объективных и дружественных тонах. Героизму сов. людей посвящена книга С. Вебба " Правда о Советской России" (1942). Соч. (кроме указ, в статье) в рус. пер.: Вебб С. и Б., История рабочего движения в Англии, СПБ, 1899; История тред-юнионизма, т. 1 - 5. М., 1922-25; Закат капитализма, М., 1925; Вебб Б., Кооперативное движение в Великобритании, 2 изд., М., 1918; Вебб С., Истинный и ложный социализм, в сб.: Социализм в Англии, 2 изд., П., 1918; Положение труда в Англии за последние 60 лет, СПБ, 1899. Лит.: Звавич И. С., История английского рабочего движения в трудах Веббов и их школы, " Вопросы истории", 1947, № 11; Tawney R. H., Webbs in perspective, L., 1953. H. В. Матковский. ВЕБЕР (Weber) Альфред (30. 7. 1868, Эрфурт, - 2. 5. 1958, Гейдельберг), немецкий бурж. экономист и социолог. Брат М. Веоера. Проф. экономики и социологии Пражского (1904-07) и Гейдельберг-ского (1907-58, с перерывами в годы фашизма) ун-тов. В 1909 выдвинул теорию размещения пром-сти (" штандорт"), согласно к-рой пром. предприятие стремится занять наиболее выгодное место по отношению к источникам сырья и рынку рабочей силы, обеспечивающее наименьшие издержки для предпринимателей. Эта теория не утратила влияния в бурж. политич. экономии, однако подверглась критике за то, что игнорировала наличие различных экономич. районов, взаимосвязь отраслей пром-сти, борьбу монополий. " Социология истории и культуры" В. сформировалась под влиянием М. Вебера и В. Дильтея.Историю, по В., можно расчленить на социальный (формирование социальных институтов и структуры), цивилиза-ционный (постулат, развитие техники и естествознания, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество - искусство, религия и философия) процессы. Они связаны, но протекают по различным законам. Специфичность ист. и социальных изменений определ. эпохи В. связывал с иррациональным характером культурного процесса, творцом к-рого является интеллектуальная элита. Т. о., историю, по В., направляет игра духовных сил, что означало отрицание объективных закономерностей в истории и её познаваемости. Соч.: Ideen zur Staats- und Kultursoziolo-gie, Karlsruhe, 1927; Kulturgeschichte als Kultursoziologie, 2 Aufl., Munch., 1950; Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie, Munch., 1951; Der dritte oder der vierte Mensch, Munch., 1953; Einfuhrung in die Soziologie, Munch., 1955 (соавтор); врус.пер. - Теория размещения промышленности" М. -Л., 1926. Лит.: Лёш А., Географическое размещение хозяйства, пер. с англ., М., 1959; К е-peszczuk J-, A. Weber, Schriften und Aufsatze. 1897 - 1955. Bibliographic, Munch., 1956. ВЕБЕР Валериан Николаевич [14(26). 9. 1871, Петербург, -20. 1. 1940, Ленинград], советский геолог и палеонтолог, доктор геолого-минералогич. наук (1937), засл. деят. науки и техники РСФСР (1939). Окончил горный ин-т в Петербурге в 1897. С 1920 проф. Ленингр. горного ин-та. В 1900-40 работал в Геол. к-те (позднее Всесоюзный н. -и. геологоразведочный ин-т). Осн. работы посвящены изучению геол. строения и полезных ископаемых Средней Азии. В. открыл месторождения угля, нефти, свинца, мышьяка и др. В 1925 вместе с учениками составил геол. карту горного Туркестана. Большое значение имеет монография В., посвящённая о-ву Челекен. Автор крупных работ по палеонтологии трилобитов. В. известен также своими работами по сейсмологии; им изучены Ахалка-лакское, Шемахинское и Андижанское землетрясения. В. впервые в СССР опубликовал курс " Полевой геологии" (1923). Соч.: Методы геологической съемки. (Полевая геология), 3 изд., Л. - М., 1937. Лит.: Марковский А., Валериан Николаевич Вебер, " Записки Всероссийского минералогического общества. Вторая серия", 1940, т. 69, в. 1. ВЕБЕР (Weber) Вильгельм Эдуард (24. 10. 1804, Виттенберг, - 23. 6. 1891, Гёт-тинген), немецкий физик. В 1826 окончил ун-т в Галле. С 1827 преподавал там же (с 1828 проф.). В 1831-37 проф. Гёттин-генского ун-та, в 1843-49 проф. Лейпцигского ун-та, с 1849 вновь Гёттингенского ун-та. Осн. науч. работы В. - в области физики электричества и магнитных явлений. В. разработал абс. систему электрич. и магнитных единиц. Теоретически вывел закон взаимодействия движущихся зарядов, впервые введя зависимость не только от величины и знака зарядов, но и от относительной скорости их перемещения, однако теория, на к-рую он опирался, допускала существование сил, мгновенно действующих на расстоянии, и игнорировала роль среды в передаче взаимодействия. В. был одним из авторов гипотезы о прерывности электрич. заряда и электрич. строения вещества. В 1856 совм. с Ф. Кольрау-шем В. определил отношение заряда конденсатора в электростатических и магнитных единицах и впервые обнаружил, что оно численно равно скорости света. Совместно с К. Ф. Гауссом участвовал в разработке методов и аппаратуры для геомагнитных измерений, а также построил первый в Германии телеграф (1833). Соч.: Werke, Bd 1 - 6, В., 1892-94. ВЕБЕР (Weber) Карл Мария фон (18 или 19. 11. 1786, Эйтин, -5. 6. 1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, муз. писатель. Создатель нем. романтич. оперы. Род. в семье музыканта и театр, антрепренёра. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца. В. не получил ни общего, ни муз. систематич. образования. Уроки музыки, к-рые В. брал у Г. Фоглера, М. Гайдна и др., способствовали развитию его исполнительского и творч. дарования. В 17 лет В. концертировал как пианист, был автором трёх опер (" Сила любви и вина", " Немая лесная девушка", " Петер Шмоль и его соседи"). С 1804 В. работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Карлсруэ, Штутгарт, Ман-гейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин). В 1813-17 возглавлял оперный театр в Праге. С 1817 до конца жизни руководил нем. муз. театром в Дрездене. Деятельность В. проходила в условиях нац. общественного подъёма, начавшегося в Германии после Тильзитского мира (1807). Это определило мировоззрение, направленность творчества В., сформировало его передовые эстетич. взгляды. В операх, созданных В. в эти годы (" Рю-бецаль", 1805; " Сильвана", 1810; " Абу Гасан", 1811), определяются новые черты стиля композитора: интерес к нар. -бытовым и сказочным сюжетам, связь с муз. фольклором, вост. муз. колорит и т. д. Значит, вехой в творч. развитии В. был 1814, когда в дни празднования победы над Наполеоном в Германии, в атмосфере подъёма нац. чувств появились песни В., проникнутые идеей освободит, борьбы (на стихи Т. Кернера). Сборник " Лира и меч", а также героикопатриотич. кантата " Битва и победа" (1815) на текст Вольбрука принесли В. известность в Германии. Вдовушки: 1 - Steganura paradisaea! 2 - Prosteganura haagneri. Вершиной творчества В. и самым популярным его произведением является опера " Вольный стрелок" (" Фрейшюц"), поставленная в Берлине в 1821 под упр. автора. С этого времени начинается интенсивное развитие романтич. оперы с типичным для неё слиянием быта и фантастики. В опере нашли отражение нар. сюжет, яркие картины крестьянского и охотничьего быта, поэтич. образы природы. В этом произв. В. опирался на нар. муз. творчество, широко использовал бытовые жанры (вальс, марш, различные нар. -песенные формы). Оперу отличают также общий романтический колорит, новизна муз. -гармонич. средств и тембровых красок, действенная роль лейтмотивов, усиление значения оркестра. В. не только обобщил искания композиторов раннего периода развития муз. романтизма (Э. Т. А. Гофман, Л. Шпор), но и подготовил своим творчеством появление принципов муз. драматургии Р. Вагнера. Опера В. " Эврианта" (пост. 1823, Вена, под упр. автора) утвердила новый тип многоплановой историколегендарной рыцарской оперы. Последняя опера В. " Оберон" (пост. 1826, Лондон, под упр. автора) открыла жанр сказочной романтич. оперы со светлым миром народнофантастич. Образов - В. также принадлежат неоконченная опера " Три Пинто" (1821, завершена Г. Малером в 1888), музыка к семи дра-матич. пьесам, в т. ч. " Турандот" Шиллера, " Прецио-за" Вольфа (1820) и большое количество хоровых, сольных и ансамблевых вокальных произв. Л. Ф. де Вега Карпьа. в области инструментальной музыки В. наиболее известны концерты для духовых инструментов с оркестром (3 для кларнета; для фагота, валторны). Фп. пьеса " Приглашение к танцу" (1819), переложенная Г. Берлиозом для оркестра (1841), и " Концертштюк" для фп. с оркестром (1821) сыграли значит, роль в развитии программной инструментальной музыки и новых концертных жанров, основанных на бытовой танцевальной музыке (вальс). В. - автор муз. -критич. и лит. работ, в т. ч. неоконченного романа " Жизнь музыканта". Лит.: Фермам В., Оперный театр, М., 1961; Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962; Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. -Л., 1965; Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966; Moser H. J.. С. М. von Weber. Le-ben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955. C. Н. Питина. ВЕБЕР (Weber) Макс (21. 4. 1864, Эр-фурт, - 14. 6. 1920, Мюнхен), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Проф. в Берлине, Фрейбурге, Гейдель-берге, Мюнхене. Диапазон науч. деятельности В. очень широк: агр. история древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца 19 в., социология религии и методология обществ, наук. В целом для творчества В. характерна эволюция от историкоэкономич. проблематики к вопросам общей социологии. В. испытал значит, влияние позитивизма, неокантианства, философии жизни. Филос. позиция В. представляет собой попытку синтеза позитивных, с точки зрения В., положений этих теорий, гл. обр. кантианства с нек-рыми элементами, заимствованными из марксизма. В отличие от психологизирующей методологии истории В. Дилыпея и идиогра-физма Г. Риккерта, в теории социологич. познания В. придавал большое значение единству принципа причинности и теории " понимания". Задача социологии, по В., дать " понимание", интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. Эта интерпретация должна быть проверена эмпирически и сама является частью причинного объяснения индивидуального события. В. даёт типологию индивидуальных социальных действий по степени их осмысленности. В методологии социальных наук В. выдвинул теорию идеальных типов как средство объяснения и обобщающего изучения индивидуальных ист. явлений. Идеальные типы являются абстрактными конструкциями, мысленными построениями возможного протекания процесса, создаваемыми учёным в качестве исследовательского средства. В теории идеальных типов В. ставит важные вопросы соотношения эмпирич. и теоретич. уровней познания, пытается дать анализ процесса образования науч. абстракций. В свете логики науки процесс конструирования идеального типа сходен с процессом создания идеализированной абстракции, а идеальный тип в целом - с идеальной моделью. Однако в гносеологич. аспекте идеальный тип В. является идеалистич. интерпретацией модели и процесса её создания. Свои методологич. принципы В. применил в теории происхождения " современного зап. -европ. капитализма". На основе сравнит, анализа в ряде работ (" Протестантская этика и дух капитализма", 1904, и др.) " хозяйств, этики" различных религий (протестантизма, конфуцианства, буддизма и др.) В. утверждал, что капитализм мог возникнуть впервые только на Западе вследствие распространения здесь протестантизма и в особенности кальвинизма, " хозяйственная этика" к-рого, по В., наиболее соответствовала " духу капитализма". Решая вопрос о взаимодействии религ. идеологии и со-циальноэкономич. структуры общества, В. пытался " преодолеть" марксистскую теорию базиса и надстройки и представлял религию самостоят, активной силой, определяющей возникновение капитализма. В своей теории социальной структуры В. наряду с классами выделял статусные группы, связанные с обладанием социальным престижем, с особым стилем жизни, и группы власти, наиболее чётким выражением к-рых он считал политич. партии. По В., статусные группы полностью автономны по отношению к классовому делению общества. В. принадлежит также теория бюрократии, авторитета и власти. В. оказал значит, влияние на развитие совр. бурж. социологии. Будущее капитализма В. рассматривал пессимистически. Марксистские идеи о социалистич. преобразовании общества он считал реальной угрозой существованию зап. капитализма. С позиций националлиберализма В. критиковал внеш. и внутр. политику кайзеровской Германии, считая необходимым проведение ряда реформ и замену кайзеровского режима бурж. парламентарной республикой. Соч.: Gesammelte Aufsatze zur Religions-soziologie, Bd 1 - 3, Tubingen, 1920 - 21; Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre, Tubingen, 1922; Wirtschaft und Gesellschaft, Tubingen, 1956; Gesammelte politische Schrif-ten, Tubingen, 1958; врус.пер. - Город, П., 1923; История хозяйства, П., 1923; Аграрная история древнего мира, М.. [1925]. Лит.: Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца 19 - начала 20 вв., М., 1958, с. 96 - 105; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 5; В е n d i x R. t Max Weber. An intellectual portrait, N. Y., 1960. P. П. Девяткова. ВЕБЕР (Weber) Христиан Фридрих, ганноверский резидент в России в 1714- 1719, автор соч. " Преобразованная Россия" (т. 1-3, 1721-40), опубл. в Германии. Соч. В. содержит обширный материал о внутр. и внеш. политике России, гл. обр. о преобразованиях в экономике, культуре и гос. строе. Наибольший интерес представляет 1-й том, составленный на основе личных наблюдений. 2-й и 3-й тома были составлены в основном по широко известным рус. источникам. ВЕБЕР (Weber) Эрнст Генрих (24. 6. 1795, Виттенберг, - 26. 1. 1878, Лейпциг), немецкий анатом и психофизиолог. С 1818 проф. анатомии, а затем физиологии в Лейпцигском ун-те. Осн. работы В. посвящены изучению чувствительности (гл. обр. кожной и мышечной). Создав ряд методик и приборов для опытного изучения органов чувств (нек-рые из них применяются и в наст, время, напр, циркуль В. для определения порога кожной чувствительности), В. открыл наличие закономерных соотношений между силой воздействия внеш. физич. раздражителей и вызываемыми ими субъективными реакциями - ощущениями (см. Вебера - Фехнера закон). Показав подчинённость психич. явлений числу и мере, эти работы В. положили начало психофизике и экспериментальной психологии. В 1845 совместно со своим братом Эдуардом В. открыл тормозящее влияние блуждающего нерва на деятельность сердца, что положило начало представлениям о торможении как особом физиологич. явлении. В. принадлежит также ряд важных работ по определению абс. силы мышц, по изучению механизмов ходьбы и др. проявлений двигат. активности. Будучи сторонником естеств. науч. объяснения психич. актов, В. подверг критике принцип " специфич. энергии органов чувств", отрицающий зависимость психич. актов от внеш. раздражителей. Соч.: De Pulsu, Resorptione, Auditu et Tactu, Lipsiae, 1834; Tastsinn und Gemeinge-fuhl, Lpz., 1905. Лит.: Фpeсс П., Пиаже Ж. (сост.), Экспериментальная психология, пер. с франц., в. 1, М., 1966, гл. 1; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966. гл. 7 и 9; Вогing E. G., A history of experimental psychology. 2 ed., N. Y., 1950. М. Г. Ярошевский. ВЕБЕР, единица магнитного потока, входит в Международную систему единиц. Названа по имени нем. физика В. Вебера; русское обозначение во, международное Wb. В.- магнитный поток, при убывании к-рого до нуля в сцепленном с ним контуре сопротивлением 1 ом проходит количество электричества 1 кулон. Иначе можно определить В. как магнитный поток, равномерное изменение к-рого до нуля за промежуток времени 1 сек вызывает в пронизываемом им замкнутом контуре эдс, равную 1 вольту. Следовательно, 1 вб = (1 ом)*(1 к)или 1 вб = (1 в)*(1 сек). 1 мкс (максвелл - единица магнитного потока в системе СГС)= 10-8 вб. В Международной системе единиц (СИ) вебер определяется как магнитный поток, создаваемый однородным магнитным полем с индукцией 1 тесла через площадку в 1 м2, нормальную к направлению поля: 1 вб = (1тл)*(1м2). ВЕБЕРА - ФЕХНЕРА ЗАКОН, основной психофизический закон, определяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на к.-л. орган чувств. Основан на наблюдении нем. физиолога Э. Вебера, к-рый установил (1830-34), что воспринимается не абсолютный, а относит, прирост силы раздражителя (света, звука, груза, давящего на кожу, и т. п.): [ris] Напр., при исходной массе груза, давящего на кожу, 75 г человек ощущает увеличение его на 2, 7 г, при исходной массе 150 г - прирост в 5, 4 г. Нем. физик Г. Фехнер (1858) математически обработал результаты исследований и вывел формулу: [ris] (где S - интенсивность ощущения; I - сила раздражителя; а, b - постоянные). В.- Ф. з. сохраняется только при средних интенсивностях раздражителя, сильно искажаясь при пороговых или очень больших интенсивностях его. ВЕБЕРМЕТР, флюксметр, прибор для измерения потока магнитной индукции; см. Флюксметр. ВЕБЕРН (Webern) Антон (3. 12. 1883, Вена, - 15. 9. 1945, Миттерзилль, близ Зальцбурга), австрийский композитор и дирижёр. Изучал музыковедение в Венском ун-те под рук. Г. Адлера (1902-06), композицией занимался у А. Шёнберга (1904-08). С 1908 работал как оперный И симфонич. дирижёр в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим об-вом. В 1928-38 дирижёр австр. радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии. В. принадлежит ряд оркестровых и камерноинструментальных произведений, песен, кантат и хоров. Примыкая к атональной школе Шёнберга, В. довёл её принципы до крайних форм выражения. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке В. с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления. Творчество В. определило формалистич. течения послевоен. муз. авангардизма на Западе. Посмертно издан цикл бесед " Путь к новой музыке" (1960).
|