Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные квантово-химические представления о валентности 27 страница






Лит.: Гельгорн Э., Регуляторные функции автономной нервной системы, пер. с англ., М., 1948; Сперанская Е. Н., Вопросы физиологии вегетативного отдела нервной системы, М. - Л., 1961: Р о-с и н Я. А., физиология вегетативной нервной системы, М., 1965; Гельгорн Э., Луфборроу Дж., Эмоции и эмоциональные расстройства, пер. с англ., М., 1966; Burn J. H., The autonomic nervous system, 2 ed., Oxf., 1965; Т r i g g 1 e D. J., Chemical aspects of the autonomic nervous system, L. - N. Y., 1965; Botar J., The autonomic nervous system, Bdpst, 1966; Ge 11 horn E., Principles of autonomic-somatic integrations, Minneapolis, 1967.

E. Б. Бабский.

ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ, образование нового организма из части материнского. Способы В. р., наблюдаемые в природе, разнообразны. Простейший из них - восстановление организма из одной вегетативной клетки в результате её последоват. деления и дифференциации образующихся клеток.

В. р. свойственно микроорганизмам, низкоорганизованным животным, почти всем растениям. У животных В. р. осуществляется путём почкования (напр., у губок, кишечнополостных, мшанок) или деления (напр., у простейших); у одноклеточных растений (водоросли, грибы и др.) - чаще путём деления, реже почкования, у низших многоклеточных растении распадением тела на отд. участки, способные к регенерации (восстановлению). Высшие растения могут размножаться корневищами, отпрысками, луковицами, клубнями и др. вегетативными органами. У мн. культурных растений В. р. - единственно возможный путь сохранения ценных сортовых признаков и свойств.

У высших растений существует размножение отводками (пихта, рододендроны, дикие формы винограда и т. д.), т. е. частями органов, связь к-рых с материнским растением поддерживается до тех пор, пока они не начинают питаться самостоятельно; плетями или усами (земляника - рис. 1, ежевика, батат, лютик ползучий, будра и др.); корневыми отпрысками (мн. лиственные и хвойные деревья и травы - рябина, роза, ольха, таусагыз, осот полевой и др.). Луковицами, клубнями размножаются мн. овощные и декоративные растения (лук, тюльпан, лилия, картофель, батат и мн. др.), корневищами, как правило, - многолетние растения (ландыш, мята, спаржа, бамбук и мн. сорные растения). В растениеводстве широко распространено размножение черенками (стеблевыми, корневыми и листовыми). Естеств. размножение листьями свойственно бриофиллуму, у к-рого образовавшиеся на листовых пластинках побеги опадают и укореняются в почве.

Рис. 1. Размножение земляники усами.

В плодоводстве применяют корнесоб-ственные способы В. р. (размножение отводками и черенкование) и прививку (см. Прививки в растениеводстве). Отводок - часть наземного стебля с почками, не отделяемая на период укоренения от материнского растения. Стебли, подлежащие укоренению, окучивают. Укоренившиеся стебли отделяют от материнского растения, разрезают на части (имеющие корни) и сразу высаживают на плантации или доращивают в питомнике (1-2 года). Мн. виды с. -х. и декоративных растений (ежевика, плющ, сумах, скумпия, рододендрон и др.) размножаются естеств. отводками (рис. 2). В плодоводстве чаще всего применяют размножение вертикальными и горизонтальными отводками; так размножают мн. сорта крыжовника, нек-рые подвои яблони, в декоративном садоводстве - сирень, калину, жимолость и др. Мн. сорта ежевики и ежевикообразной малины размножают верхушечными отводками.

При черенковании используются части растения (черенки), способные при опре-дел. условиях восстанавливать корни (на стеблях), или почки (на корнях), или почки и корни (на листьях). Различают черенки стеблевые, листовые и корневые. Стеблевые черенки могут быть без листьев (зимние), с листьями (летние, или зелёные), травянистые и деревянистые. Безлистные черенки обычно заготавливают осенью, чаще из однолетних побегов, к-рые разрезают на части длиной 20-30 см, высаживают осенью или весной, сохраняя их прикопанными в подвале, в снегу. Зимними черенками размножают виноград, нек-рые сорта крыжовника, нек-рые типы подвоев, яблони и сливы, айву, инжир, гранат, спирею, жасмин, тополь, иву и др. Для зелёных черенков используют облиственные побеги, разрезая их на части длиной 5-10 см, иногда срезают со стебля часть коры с древесиной и одной почкой (листопоч-ковые черенки). Зелёными черенками размножают крыжовник, вишню, сливу, айву, облепиху, маслину, мн. декоративные кустарники и травянистые цветочные растения - хризантему, герань, гвоздику, георгину, флокс и др. Процесс корнеобразования у зелёных черенков мн. растений стимулируют с помощью ростовых веществ. У вишни, сливы, сирени и др. зелёные черенки легче укореняются в период, когда черенкуемые побеги находятся в фазе интенсивного роста в длину; у яблони, крыжовника и др. - в конце этой фазы, а у чёрной смородины и нек-рых сортов крыжовника - в течение всей фазы роста. Большое значение при размножении зелёными черенками имеют темп-pa (оптимальная 20-25°С), влажность воздуха и субстрата, световой режим. При зелёном черенковании применяют искусств, туман, создаваемый автоматизированными системами над местом укоренения черенков. В атмосфере тумана резко возрастает укореняемость черенков, в 2-3 раза сокращаются затраты труда.

Листовой черенок - это лист или его часть. Лист сажают в среду укоренения (чаще в песок) черешком или укладывают ниж. стороной, слегка надрезая выпуклые жилки листа. Затем слегка присыпают песком, поливают. Листовыми черенками размножают бегонию, седум, узамбарскую (африканскую) фиалку и др.

Корневые черенки - части корня; заготавливают их обычно осенью, длиной 10-15 см, хранят прикопанными в песке и торфе, весной высаживают в плодородную почву. Корневыми черенками размножают малину (красную), ежевику, молодые сеянцы яблони, нек-рые сорта вишни, сливы и др.

Лит.: К р е н к е Н. П., Регенерация растений, М. - Л., 1950; Турецкая Р. X., Физиология корнеобразования у черенков и стимуляторы роста, М., 1961; Гартман X. Т., Кестер Д. Е., Размножение садовых растений, пер. с англ., М., 1963; Жуковский П. М., Ботаника, 4 изд., М., 1964. М. Т. Тарасенко.

ВЕГЕТАТИВНОЕ СБЛИЖЕНИЕ, метод преодоления нескрещиваемости растений при отдалённой гибридизации. В. с. заключается в том, что черенок одного растения (привой) прививают в крону другого (подвой); через неск. лет пыльца, развивающаяся в цветках привоя, приобретает способность прорастать в завязь цветков подвоя. Термин " В. с. " был введён И. В. Мичуриным, к-рый, применяя В. с., получил более ста новых сортов растений.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ у растений, части тела растит, организма, служащие для поддержания его индивидуальной жизни. У низших растений вегетативное тело (таллом, или слоеви-ще) не расчленено на органы, а представлено одной клеткой (одноклеточные водоросли, низшие грибы), нитями из одного ряда клеток (нитчатые водоросли, мицелий грибов) или колониями в форме пластинок, шаров и др.; у высокоорганизованных водорослей намечается расчленение таллома на органы и ткани. У высших растений осн. В. о. - лист, стебель и корень. Лист выполняет функции фотосинтеза, газообмена и тран-спирации; корень служит для прикрепления растений к субстрату и поглощения из почвы воды и минеральных солей; стебель - орган, связывающий между собой корень и листья. Морфологич. и анатомич. строение В. о. приспособлено к выполнению присущих им функций. При изменении характера функции претерпевают соответствующие изменения и В. о. (метаморфоз). В. о. служат также для вегетативного размножения. Ср. Генеративные органы.

ВЕГЕТАТИВНЫЙ (позднелат. vegeta-tivus, от лат. vegeto - оживляю, возбуждаю, в дальнейшем - расту), растительный, биологич. термин, имеющий ряд значений в морфологии и физиологии растений и животных. Напр., В. функции (питание, рост) свойственны не только растениям, но и животным. Соответственно В. органы (органы растит, жизни) выделяют как у растений (корень, стебель, лист, грибница - см. Вегетативные органы), так и у животных (органы пищеварения, выделения и др.).

В яйцах животных В. полюс - область яйца, наиболее богатая питат. веществами (желтком). При откладке яиц в воду В. полюс оплодотворённого яйца, как более тяжёлый, обычно обращён вниз, реже, когда желток содержит много жира (у мн. мор. рыб), В. полюс находится наверху. Для В. области яйца, в отличие от анимальной, характерны меньшее содержание протоплазмы и меньшая интенсивность обмена веществ. В. периоду растений - время от начала развития особи до её половой зрелости.

ВЕГЕТАЦИОННЫЙ ДИМИК (от лат. vegetatio - оживление, возбуждение, в дальнейшем - произрастание), здание (павильон) со стеклянными стенами и крышей, хорошо проветриваемое, в к-ром проводят вегетац. опыты (см. Вегетационный метод). В В. д. на вагонетках установлены сосуды с растениями. Днём в хорошую погоду вагонетки выкатывают на примыкающую к домику с юж. стороны площадку или специально устраиваемый неподалёку от В. д. сетчатый павильон (для защиты растений от птиц). В России первый В. д. был построен по инициативе К. А. Тимирязева в 1872 на терр. Петровской с. -х. академии (ныне Моск. с. -х. академия им. Тимирязева).

Вегетационный домик.

ВЕГЕТАЦИОННЫЙ МЕТОД, лабораторный метод изучения растений, заключающийся в выращивании их в сосудах, помещаемых в вегетационных домиках. При помощи В. м. изучают: физиол.

Рис. 2. Размножение кустарников отводками: 1 - горизонтальными; 2 - вертикальными.

роль питат. веществ и их поступление в растение, значение реакции среды (рН), нормы полива, отношение различных растений к концентрации питат. раствора, к темп-ре (морозостойкость), влаге (засухоустойчивость), свету (фотопериодизм), к химич. средствам защиты растений, гербицидам и т. д. В. м. применяется гл. обр. для сравнит, оценки разных видов вносимых в почву удобрений. Чтобы выяснить значение для растений тех или иных химич. элементов или их солей, вместо почвы сосуды заполняют чистым кварцевым песком либо дистиллированной водой (см. Водные культуры, Гидропоника, Песчаные культуры) и в них вводят подлежащие изучению соединения.

Влияние отдельных элементов на развитие табака в водной культуре: 1 - без N; 2 - без Р; 3 - без К; 4 - без Са; 5 - без Mg; 6 - на полном питательном растворе; 7 - без В; 8- без S; 9 - без Мп; 10 - без Fe.

Выращивание растений в сосудах требует защиты культур от случайных повреждений, от попадания в сосуды атм. осадков, нарушающих создаваемый в сосудах определ. режим, и от др. воздействий. Существ, недостаток В. м. - ограниченность объёма почвы, в к-ром выращивают растения; поэтому корневая система в сосудах располагается более скученно, чем в полевых условиях. Небольшое кол-во почвы в вегетац. сосудах - причина того, что выращиваемые в них растения значительно сильнее отзываются на недостаток того или иного элемента, чем растения, выращиваемые в полевых условиях. Поэтому получаемые В. м. данные о потребности в удобрении нередко оказываются преувеличенными. Другой существенный недостаток В. м. - разрушение почвенной структуры при высушивании и просеивании почвы перед набивкой в сосуды. Поэтому получаемые В. м. результаты следует рассматривать как предварительные и очень осторожно переносить на полевые условия.

Вегетационный опыт с люпином по усвоению фосфорной кислоты в песчаных культурах; 1 - растворимый фосфат, 2 - без фосфора, 3-5 - различные фосфориты.

Наиболее полную разработку В. м. получил в трудах рус. учёных - П. С. Коссовича, Д. Н. Прянишникова, К. К. Гедройца. Горячим пропагандистом В. м. был К. А. Тимирязев, организовавший показ В. м. на Всеросс. выставке в Н. Новгороде (ныне г. Горький) в 1896.

Лит.: Недокучаев Н. К., Вегетационный метод, 4 изд., М. - Л., 1931; С о-колов А. В., Ахромейко А. И., Панфилов В. Н., Вегетационный метод, М., 1938; Прянишников Д. Н., Избр. соч., т. 1, М., 1963; Тимирязев К. А., Избр. соч., т. 2, М., 1948; Методика полевых и вегетационных опытов с удобрениями и гербицидами, М., 1967; Журбицкий 3. И., Теория и практика вегетационного метода, М., 1968.

Н. А. Максимов.

ВЕГЕТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД, вегетация, 1) период года, в к-рый по метеорологич. условиям возможны рост и развитие (вегетация) растений. В условиях умеренного климата В. п. примерно соответствует промежутку времени от последних весенних морозов до первых осенних заморозков (безморозный период); в тропич. и отчасти субтро-пич. климате В. п. длится круглый год. Продолжительность В. п. в значит, мере определяет состав местной дикорастущей и культурной растительности. 2) Время, необходимое для прохождения полного цикла развития растения, в с. -х. практике - период от начала роста до уборки урожая. У одного и того же культурного растения различают сорта с коротким В. п. - скороспелые и с длинным - позднеспелые. Первые возделывают обычно в более сев. областях, с коротким безморозным периодом, или в засушливых областях, чтобы они успели созреть до засухи; вторые - в более южных. Зависимость продолжительности В. п. от условий окружающей среды, особенно от темп-ры и света, довольно сложная. В. п. главнейших растений в условиях центр, и юж. части СССР: рожь озимая 270-360 сит, пшеница озимая 200 - 350, пшеница яровая 62-189, кукуруза 130-150, подсолнечник 101-168, хлопчатник 162-264, свёкла сахарная 150 - 210. В. п. определяется общим кол-вом тепла, полученного растением в течение периода его развития; кол-во тепла характеризуется числом, полученным от умножения числа суток В. п. на среднюю суточную темп-ру.

Лит.: Максимов Н. А., Краткий курс физиологии растений, 9 изд., М., 1958; Чайлахян М. X., Основные закономерности онтогенеза высших растений, М., 1958; Сабинин Д. А., Физиология развития растений, М., 1963; Генкель П. А., Физиология растений с основами микробиологии, 3 изд., М., 1965. Н. А. Максимов.

ВЕГЕТАЦИЯ (от лат. vegetatio - возбуждение, оживление), произрастание, состояние активной жизнедеятельности растит, организмов (в отличие от состояния покоя).

ВЕГЕЦИЙ Флавий Ренат (Flavius Ve-getius Renatus), римский воен. историк и теоретик кон. 4 - нач. 5 вв. В 390 - 410 написал трактат " О военном деле" в 4 кн. (118 глав) - первый дошедший до нас систематич. труд о воен. иск-ве Рима, составленный на основе несохранившихся рим. источников. В нём содержится обзор военного искусства Рима в прошлом, идеализируя которое, В. призывает к реорганизации армии.

В труде излагаются система боевой подготовки, организация, вооружение, боевые порядки и тактич. приёмы, а также правила ведения войны, обороны и осады крепостей и морского боя. Труд В. был широко распространён в ср. века.

Соч.: в рус. пер. - Краткое изложение военного дела, " Вестник древней истории", 1940, № 1.

ВЕДАНТА (санскр., букв. - конец, завершение Вед). В наиболее общем смысле слова В. обозначает довольно неопредел, совокупность религ. -филос. идеалистич. школ и учений в индийской философии, принимающих за основу концепцию атмана-брахмана, изложенную в религ. -филос. ведийских (прежде всего упани-шадах) и отчасти эпических (Рамаяне и Махабхарате, особенно в Бхагавадгите) текстах, а также в сутрах и позднейших комментариях. Понимаемая в этом смысле В. представляет собой наиболее распространённое, стойкое и консервативное идейное течение, существующее с древнейших времён в Индии, и включает в себя наряду с собственно В. пурва-ми-мансу, отчасти санкхъю, нек-рые ср. -век. шиваитские и вишнуитские учения (в частности, шайва-сиддханту), а также ряд неоиндуистских учений нового и новейшего времени (напр., т. н. интегральную В. социальнорелигиозного реформатора Вивекананды). Осн. филос. категориями В. являются: брахман (кос-мич. душа), атман (индивидуальная душа), пуруша (абстрактное духовное начало), пракрита (абстрактное материальное начало, природа), артха (смысл, значение, цель, ценность), джняна (знание), авастха (психическое состояние) и майя (иллюзия). Школы, направления и учения в В. различаются в зависимости от того, какие из этих категорий полагаются основными и в каких отношениях мыслятся друг к другу; однако высшее, единое духовное начало признаётся первичным во всех вариантах В. Общим^для всех течений В. является также йога, принимаемая в качестве осн. практич. средства достижения высших психич. состояний, т. е. освобождения, отрешённости от мира.

Собственно В., или уттара-миманса, называемая ещё брахма-миманса, в своих филос. предпосылках исходит из ч Веданта-сутры" (или " Брахма-сутры"), к-рая приписывается мудрецу Бадараяне (ок. 4-3 вв. до н. э.). Согласно В., высшей реальностью является брахман, а пуруша и пракрити суть его модификации. Брахман не сотворён, вечен, бескачествен, причина всей Вселенной; он же является и первичным материалом для мира. Атман посредством знания брахмана (брахмавидья) приобщается к брахману, но не становится тождественным ему. Согласно учению инд. мудреца 7 в. н. э. Гаудапады, изложенному в " Гау-дападиякарике" (комментарии на " Ман-дукья-упанишаду"), весь мир явлений иллюзорен (подобен майе), а его духовное, атманич. начало не раздвоено. Это учение, получившее назв. а д в а и т а-веданта (" веданта недвойственности"), нашло развитие у крупнейшего мыслителя Индии Шанкары (8-9 вв.) в " концепции нереальности" (майявада), согласно к-рой полагается, что атман и брахман равно реальны, а мир опыта - нереален. Чертами атмана-брахмана являются чистое бытие, сознание и блаженство. В религ. плане атман-брахман тождествен богу Шиве (Ишваре). Майя как другое, симметричное начало Вселенной считалось Шанкарой вечным. Шанкара полагал, что само понятие реальности не имеет смысла в отношении эмпирич. действительности. Индивидуальная душа может находиться в одном из четырёх состояний психики (бодрствование, сон, глубокий сон, запредельное состояние) и, с точки зрения всякого последующего состояния, то, что переживалось в предыдущем, - нереально, иллюзорно. Следующей важнейшей модификацией В. явилась вишиштадвайта, принадлежавшая крупнейшему авторитету В. - Раманудже (11-12 вв.). Согласно этой концепции, через постижение брахмана познаются все вещи. Осн. орудием познания служит не разум, а божеств, интуиция; но уже постигнутая интуицией истина, чтобы войти в состав теории, должна быть организована и апробирована интеллектом. Брахман как конечная реальность недвойствен (адвайта), но можно установить различия (вишишта) в проявлениях как его сущности, так и атрибутов. В отличие от майявады, концепция Рамануджи была основана на том, что и материальные тела, и индивидуальные души имеют своё реальное существование, хотя существование брахмана обладает бесконечно большей реальностью. Так же как индивидуальная душа полагается атманич. сущностью (" Я") тела, так брахман полагается " Я" всего сущего (с к-рым отождествлялся бог Вишну).

Др. крупнейшими представителями ср. -век. В. были Мадхва (9 в.), Бхаскара (10 в.), Ядавапракаша (11 в.), Веданта-дешика (13 в.). Ок. 12 в. южноинд. В. разделяется на два направления: северное (вадакалей) и южное (тенкалей), но это разделение затронуло по преимуществу вишнуитские школы. В. развивалась в постоянной борьбе сначала со школами буддизма, отрицающими необходимость философских учений о бытии (особенно школа Нагарджуны), а затем с логич. школой ньяей и др. направлениями.

В новое и новейшее время к В. в той или иной степени можно отнести концепции Раммохан Рая, Рамакришны, А. Гхоша, С. Радхакришнана и др.

Лит.: Мюллер М., Шесть систем индийской философии, М., 1901; Ч а т т е р-джи С. и Датта Д., Введение в индийскую философию, пер. с англ., М., 1955; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Идеологические течения современной Индии. [Сб. ст. ], М., 1965; Deussen P., Das System der Vedanta..., 2 Auf 1., Lpz., 1906; Badarajana, Brahmasutras, pt 1 - 2, Calc., 1926; Cultural heritage of India, 2 ed., v. 3, Calc., 1954; The Vedanta-Sutras. With the comment, by Sankaracharya. Transl. by G. Thibault, pt 1-3, Delhi-[a. o. ], [1966-681.

A.M. Пятигорский.

ВЕДДЫ, вед да, древнейшие обитатели Цейлона, сыгравшие большую роль в формировании его совр. этнич. состава. Живут гл. обр. в вост. рнах острова. Числ. - ок. 800 чел. Говорят на сингальском языке, часть - на тамильском яз. Сильно ассимилируются сингалами и тамилами. Исповедуют буддизм и индуизм, древние верования исчезают. Большая часть занимается подсечным земледелием и рыболовством, сочетая их с охотой и собирательством. В социальной организации у В. сохранились родовые экзогамные (см. Экзогамия) группы - " вару-ге" и пережитки матриархата.

Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963; Кочнев В. И., Население Цейлона, М., 1965; Seligmann С. G., S е 1 i g-mann В. I,., The Veddas, Camb., 1911.

В.И. Кочнев.

ВЕДЕКИНД (Wedekind) Франк (24. 7. 1864, Ганновер, -9. 3. 1918, Мюнхен), немецкий писатель. По образованию юрист. Вильгельмовскую империю В. осмеял в сатирич. стихах 90-х гг., опубл. в кСимплициссимусеь. В драме " Пробуждение весны" (1891) образы буржуа носят гротескный характер. Влияние Ф. Ницше проявилось в дилогии " Дух земли" (1895) и " Ящик Пандоры" (пост. 1901, изд. 1904), в повести " Мине-Гага" (1903) и драмах " Гидалла" (1904), " Замок Вет-терштейн" (1910). В лучшей из его пьес - " Маркиз Кейт" (1901) В. представляет капиталистич. мир как скопище преступлений. В драмах чСамсон" (1914) и " Геракл" (1917) изображены одинокие гуманисты. По своей стилистике и умонастроениям В. является одним из предшественников экспрессионизма.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-9, Munch., 1924; Prosa. Dramen. Verse, Munch., 1954; врус.пер, - Собр. соч., т. 1 - 8, [СПБ], 1912-19.

Лит.: Голичер А., Жизнь современника, М. - Л., 1929; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968, гл. 35; М a n n H., Erinnerungen an F. Wedekind, в его кн.: Essays, Bd 1, В., 1954. И. В. Волевич.

ВЕДЕЛЬ (Vedel) Жорж (р. 5. 7. 1910, Ош, деп. Жер), французский юрист и общественный деятель, специалист в области гос. и административного права. Окончил ф-т права и лит-ры ун-та в Тулузе (1934). Преподавал на ф-тах права в ун-тах Пуатье (1937-39), Тулузы (1939-48); с 1948 проф. ф-та права Парижского ун-та (в 1962-67 и с 1970- декан этого ф-та).

Соч.: Essai sur la notion de cause en droit administratif francais, P., 1934 (these de doctoral); Manuel elementaire de droit consti-tutionnel, P., 1949; La soumission de 1'admini-stration a la loi, P., 1951; Traite de droit administratif, 4 ed., P., 1958.

ВЕДЕНЕЕВ Борис Евгеньевич [21. 12. 1884 (2. 1. 1885), Тбилиси, -25. 9. 1946, Москва], советский энергетик и гидротехник, акад. АН СССР (1932). В 1909 окончил Петерб. ин-т инженеров путей сообщения. До Великой Окт. социалистич. революции В. принимал участие в проектировании и строительстве мор. портовых сооружений на Д. Востоке и в р-не Мурманска, а также в разработке одного из первых проектов гидростанции на Днепровских порогах. В 1920 участвовал в составлении плана ГОЭЛРО и являлся одним из руководителей сооружения Волховской и Днепровской ГЭС. Занимался вопросами теории экономич. обоснования строительства ГЭС. Им предложен способ определения стоимости сооружения ГЭС по т. н. методу приведённого бетона. Деп. Верх. Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Гос. пр. СССР (1943). Награждён 3 орденами Ленина и 3 др. орденами. Портрет стр. 356.

Лит.: Караулов Н. А., Борис Евгеньевич Веденеев, в кн.: Люди русской науки, М., 1965.

ВЕДЕНИСОВ Борис Николаевич [12 (24). 7. 1869, Москва, -11. 7. 1952, там же], советский учёный в области ж. -д. транспорта, чл. -корр. АН СССР (1943). В 1891 окончил Моск. ун-т, в 1900 Моск. инженерное уч-ще ведомства путей сообщения. С 1921 и до конца жизни преподавал в Моск. ин-те ж. -д. транспорта. В. руководил строительством ряда ж. -д. линий и сооружений; автор многих фундаментальных науч. работ в области ж. -д. строительства. Гос. пр. СССР(1943). Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Образцов В. Н., Шауль-с к и и Ф. И., Борис Николаевич Веденисов. К 80-летию со дня рождения, " Изв. АН СССР. Отделение технических наук", 1949, № 8.

ВЕДЕНЯПИН Аполлон Васильевич [1804, с. Веденяпино, Мордовия, - 2(14). 7. 1872, с. Тройня, там же], декабрист. Подпоручик 9-й арт. бригады, член Об-ва соединённых славян (с мая 1825). Сын мелкопоместного дворянина. Сторонник привлечения к революц. перевороту солдатских и нар. масс, возражал против объединения Об-ва соединённых славян с Юж. об-вом декабристов, стоявшим за " воен. революцию" без участия народа. Приговорён к бессрочной ссылке, к-рую отбывал в Киренске и Иркутске. По амнистии 1856 возвратился в Европ. Россию.

Лит.: Сибирь и декабристы. Статьи, материалы, неизданные письма, [Иркутск], 1925; Восстание декабристов. Материалы, т. 8, Л., 1925; Чернухин А. А., Декабристы братья Веденяпины, в сб.: Литературная Мордовия, № 10, Саранск, 1955; Конкин С., Декабристы братья Веденяпины, Саранск, 1968.

ВЕДЕРНИКОВ Алексей Степанович (парт, псевд. Сибиряк) [27. 1(8. 2). 1880, Омск, -12. 1. 1919, Выкса], революционный деятель, активный участник Окт. вооруж. восстания в Москве. Род. в семье мелкого чиновника. В революц. движении - с сер. 90-х гг. 19 в. Чл. Коммунистич. партии с 1897. В октябре 1905 в Томске организатор политич. стачек, руководитель боевой дружины. Участник Декабрьского вооруж. восстания 1905 в Москве. Чл. МК РСДРП и Воен. -технич. бюро, организатор боевых дружин, сражался на баррикадах в р-не Пресни. В 1906-07 чл. Уральского обл. к-та РСДРП. Делегат 5-го съезда партии (1907). Подвергался репрессиям. С апр. 1917 чл. МК РСДРП(б) и Исполкома Моск. совета. Один из организаторов Красной Гвардии в Москве. Делегат 7-й (Апрельской) Всеросс. конференции РСДРП (б). В окт. 1917 член Моск. ВРК, нач. Центр, штаба Красной Гвардии. Руководил операцией по захвату телеграфа, телефона и почты. В марте 1918 из-за болезни вынужден был уехать в Нижегородскую губ., работал там комиссаром Выксунских и Кулебакских з-дов. Летом 1918 возглавлял отряд рабочих, подавивший контрреволюц. мятеж в Муроме.

Лит.: Партийный организатор, в кн.: Герои Октября, М., 1967; Октябрь в Москве, М, 1967.

ВЕДЖВУД Джозайя, англ, керамист; см. Уэджвуд Дж.

Ведды из Хенетедды и Бингодхи.

ВЕДИ, посёлок гор. типа, центр Араратского рна Арм. ССР, на р. Веди (приток Аракса), в 7 км к В. от ж. -д. ст. Айгаван и в 50 км к Ю. -В. от Еревана. 6, 6 тыс. жит. (1969). Молочный, хлебный и консервный з-ды. Нар. театр.

ВЕДИЙСКИЙ ЯЗЫК, индоарийский язык, дошедший до нас в древнейших памятниках индийской литературы - в Ригведе и Атхарваведе (см. Веды). Ранняя форма В. я. (11-10 вв. до н. э.) засвидетельствована во 2-8-м мандалах (книгах) Ригведы, поздняя (10-8 вв. до н. э.) - в 10 мандале и др. местах Ригведы и Атхарваведы. Различие между ранним и поздним В. я. не только хронологическое, но и диалектное. Ранний В. я., основанный на сев. -зап. диалекте со следами различных диалектных влияний, характеризуется наличием зияний в середине и на стыке слов, нестрогим соблюдением сандхи, наличием в словаре массы слов, связанных с жреческим ритуалом, наличием альтернативных падежных форм, большим разнообразием форм абсолютива и инфинитива, наличием сложных слов, состоящих преимущественно из двух, редко из трёх, компонентов. В период позднего В. я. более строго соблюдается сандхи; старые слова, связанные с ритуальным жертвоприношением, выходят из употребления, проявляется тенденция к устранению альтернативных падежных форм, выходят из употребления многие из старых форм абсолютива и инфинитива.

Лит.: Mac Donnell A. A., A Vedic grammar, Stras., 1910; Grassmann H., Worterbuch zum Rig-Veda, Lpz., 1873-75.

В. М. Бескровный.

ВЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТОРА, см. Веды.

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, религ. верования древних индийцев периода разложения первобытнообщинного строя и складывания классового общества, нашедшие отражение в древнейших инд. лит. памятниках - Ведах. Осн. чертами В. р. было обожествление сил природы, анимизм и первобытная магия. Гл. богами в В. р. были бог неба Варуна, богиня матери-земли Притхиви; боги солнца под именами Сурья, Савитар, Митра, Вишну, Пушан; бог луны Сома; бог бури Рудра; бог-громовержец Индра; бог огня Агни и др. Матерью богов почиталась богиняАди-ти. Боги, по представлению индийцев, находились в постоянной войне со злыми демонами асурами. Боги и демоны, почти без исключения, почитались непосредственно как явления природы. С ростом имуществ. и обществ, неравенства боги стали олицетворять не только природу, но и обществ, силы, напр. Индра стал выступать как царь богов и как бог войны, Варуна - как блюститель порядка. В. р. стала освящать обществ, неравенство людей.

Культ богов заключался в жертвоприношениях, сопровождаемых произнесением гимнов богам и магич. формул, выражавших просьбу к божеству. Жрецы образовали отд. сословие - варну брахманов. Нек-рые положения В. р. (священный характер Вед, избранность высших варн, культ богов Вишну, Рудры-Шивы и др.) сохраняются и в совр. индуизме. Поздне-ведич. религию часто называют брахманизмом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал