Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные квантово-химические представления о валентности 32 страница
[ris](2) При этом требования 1) -4), очевидно, выполняются. В евклидовых пространствах вводится понятие ортогональных (перпендикулярных) векторов. Именно векторы х и у наз. ортогональными, если их скалярное произведение равно нулю: (х, у) = 0. В рассмотренном пространстве Еn условие ортогональности векторов [ris] и [ris] как это следует из соотношения (2), имеет вид: [ris](3) Применение В. п. Понятие В. п. (и различные обобщения) широко применяется в математике и её приложениях к естествознанию. Пусть, напр., R - множество всех решений линейного однородного дифференциального ур-ния [ris]Ясно, что сумма двух решений и произведение решения на число являются решениями этого ур-ния. Т. о., R удовлетворяет условиям А. Доказывается, что для R выполнено обобщённое условие В. Следовательно, R является В. п. Любой базис в рассмотренном В. п. наз. фундаментальной системой решений, знание к-рой позволяет найти все решения рассматриваемого ур-ния. Понятие евклидова пространства позволяет полностью геометризовать теорию систем однородных линейных ур-ний: [ris](4) Рассмотрим в евклидовом пространствеЕn векторы[ris]2,..., n и вектор-решение[ris] Пользуясь формулой (2) для скалярного произведения векторов Еn, придадим системе (4) след, вид: [ris](5) Из соотношений (5) и формулы (3) следует, что вектор-решение u ортогонален всем векторам ai. Иными словами, этот вектор ортогонален линейной оболочке векторов at, т.е. решение и есть любой вектор из ортогонального дополнения линейной оболочки векторов ai. Важную роль в математике и физике играют и бесконечномерные линейные пространства. Примером такого пространства может служить пространство С непрерывных функций на отрезке с обычной операцией сложения и умножения на действит. числа. Упомянутое выше пространство всех многочленов является подпространством пространства С. Лит.: Александров П. С., Лекции по аналитической геометрии, М., 1968; Гельфанд И. М., Лекции по линейной алгебре, М.- Л., 1948. Э. Г. Позняк. ВЕКТОР-ПОТЕНЦИАЛ, см. Потенциалы электромагнитного поля. ВЕКТОР-ФУНКЦИЯ, векторная функция, функция, значения к-рой являются векторами; см. Векторное исчисление. ВЕКУА Илья Несторович [р. 23. 4(6. 5). 1907, с. Шешелеты, Грузия], советский математик и механик, академик АН СССР (1958; чл. -корр. 1946) и АН Груз. ССР (1946), Герой Социалистич. Труда (1969). Чл. КПСС с 1943. Окончил Тбилисский ун-т (1930), работал в АН СССР, АН Груз. ССР и в высших уч. заведениях. В 1959-64 ректор Новосибирского ун-та, с 1965 ректор Тбилисского ун-та. Осн. труды относятся к новым науч. направлениям в совр. ма-тем. физике. Работы в области дифференциальных ур-ний с частными производными в основном посвящены созданию аналитич. теории обширного класса ур-ний эллиптич. типа. В. внёс крупный вклад в теорию одномерных сингулярных интегральных ур-ний, открыл и исследовал новый класс нефредгольмовых эллиптич. краевых задач. В области механики В. предложил новый вариант матем. теории упругих оболочек. Им решены трудные проблемы малых изгибаний поверхностей и тесно с ними связанные задачи безмоментной теории оболочек. Деп. Верх. Совета СССР 7-го и 8-го созывов. Гос. пр. СССР (1950). Ленинская пр. (1963). Награждён 3 орденами Ленина, орденом " Знак Почёта" и медалями. Соч.: Новые методы решения эллиптических уравнений, М. - Л., 1948; Обобщенные аналитические функции, М., 1959; Теория тонких пологих оболочек переменной толщины, Тб., 1965. Лит.: Бицадзе А. В., Илья Несторович Векуа, Тб., 1967. А. В. Бицадзе. ВЕКША, старорусское название белки. ВЕКША, белка, веверица, самая мелкая ден. единица Др. Руси (9 - 13 вв.). Впервые упоминается в " Повести временных лет" в записи под 853-58, встречается в Русской правде - памятнике рус. раннефеод. права. Равнялась Ve куны. Серебряная В. весила ок. '1з г. ВЕКШЁ (Vaxjo), город в Юж. Швеции. Адм. центр лена Крунуберг. 34, 3 тыс. жит. (1969). Трансп. узел. Машиностроение, трикотажная и швейная пром-сть. Возник в 1342. Вблизи - руины замка Крунуберг (16 в.). ВЕКШИНСКИЙ Сергей Аркадьевич [р. 15(27). 10. 1896, Псков], советский учёный, специалист в области электровакуумной техники, акад. АН СССР (1953; чл. -корр. 1946), Герой Социалистич. Труда (1956). Чл. КПСС с 1940. В 1922-28 работал гл. инженером электровакуумного завода в Ленинграде. В 1928-36 зав. вакуумной лабораторией, в 1936-39 главный инженер, в 1939-41 консультант завода " Светлана" в Ленинграде. С 1947 директор н. -и. института. В 1941-44 разработал новый метод получения и исследования сплавов (Гос. пр. СССР, 1946). Создал ряд электронных приборов. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Соч.: Новый метод металлографического исследования сплавов, М. - Л., 1944. Лит.: Гу рви ч Е. Б., С. А. Векшинский, " Радиотехника и электроника", 1956, т. 1, № 12. ВЕКШНЯЙ, посёлок гор. типа в Акмянском р-не Литов. ССР. Расположен на р. Вянта. Ж. -д. ст. на линии Шяуляй- Лиепая. 3 тыс. жит. (1969). Произ-во кафеля и керамич. изделий. ВЕЛАСКЕС, Веласкес де К у э л ь я р (Velazquez de Cuellar) Диего (1464-1524), испанский конкистадор. Род. в г. Куэльяр (пров. Сеговия) в знатной богатой семье. Во время 2-й экспедиции X. Колумба прибыл вместе с ним на Гаити (1493). В 1511 начал завоевание Кубы и был назначен губернатором острова (оставался им до конца жизни). В 1512 основал гг. Асунсьон-де-Баракоа и Сантьяго-де-Куба, в 1513 - Сан-Сальвадор-де-Баямо, в 1514 - Пуэрто-Прин-сипе, Санкти-Спиритус и Ремедьос, в 1515 - Гавану. Снарядил ряд завоеват. экспедиций на Юкатан, во Флориду и Мексику. Умер от лихорадки; похоронен в Сантьяго-де-Куба. ВЕЛАСКЕС, собств. Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, -6. 8. 1660, Мадрид), испанский живописец. Сын небогатого дворянина. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610-16). В 1617 получил звание мастера. До 1623 работал в Севилье, писал " бодегонес" (исп. bodegon - харчевня) - сцены из нар. быта (" Завтрак", ок. 1617, Эрмитаж, Ленинград; " Водонос", ок. 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Живопись плотным слоем непросвечивающих красок, контрастное освещение фигур, придвинутых к переднему плану композиции, интерес к точной фиксации внешних особенностей натуры сближают эти работы с традициями М. Караваджо. Порой В. вводит в бытовую сцену религ. сюжет как самостоят, мотив (" Христос в доме Марфы и Марии", ок. 1622, Нац. гал., Лондон). Уже в этих ранних произв. В., обратившись к кругу явлений, новых для исп. живописи, создал меткие характеристики нар. типов. В сер. 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (кон. 1628 - нач. 1629) и поездка по Италии (кон. 1629 - нач. 1631). Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным. Художник смело порывал с присущими искусству его времени условностями, постигая жизнь с её реальными связями. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В картине " Вакх" (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Между образами огрублённых жизнью бродяг и антич. божества нет непреодолимой дистанции. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. " Кузница Вулкана" (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре, и естественности поведения её несколько простодушных героев. Картиной " Сдача Бреды" (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европ. историч. живописи на тему совр. действительности. Реальный эпизод испанонидерл. войны даёт повод В. показать воюющие стороны во всей сложности их взаимоотношений. Ритмич. строй композиции, группировка фигур, лес копий над йен. войском указывают соотношение сил, решившее исход битвы. Высокая мера объективности, с к-рой охарактеризованы участники события, позволяет остро ощутить контраст между изысканными испанцами и грубоватыми голландцами - представителями молодой страны и новых социальных сил. Сцена передачи ключей от г. Бреды - смысловой узел картины, утверждающей за побеждённым право на уважение, а за победителем - на великодушие. И. Н. Векуа. С. А. Векшинский. Д. Веласкес. Автопортрет. Фрагмент картины " Лас Ме-нинас" (1656. Прадо. Мадрид). Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей исп. общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса, инфанта Бальтасара Карлоса; оба - 1634-35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, ок. 1632, Карт, галерея, Дрезден; герцога Оливареса, ок. 1638, Эрмитаж; дамы с веером, ок. 1648, собр. Уоллес, Лондон; Хуана Парехи, 1650, собр. Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественноист. музей, Вена; Прадо; Лувр, Париж). Жизнь при дворе научила В. проникать в глубины человеч. характера, скрытые под маской высокомерия и холодной любезности, улавливать затаённые движения души. Он скуп в выборе изобразит, средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Художник накапливает и синтезирует в портрете свои наблюдения, ничего не утрируя, словно предоставляя другим судить об изображённом. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. Чаще всего нейтральный фон, приобретающий особую глубину и воздушность благодаря соотношению валёров, тёмные тона одежд направляют осн. внимание зрителя на ровно освещённые лица. Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. Поэтому портреты В. так же не однозначны и так же не похожи друг на друга, как и живые люди. При общей сдержанности цветовой гаммы В, для каждого портрета находит неповторимые изысканные сочетания тончайших оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого, придающих образам индивидуальный эмоциональный строй. В ряду портретных образов В. привлекают особое внимание изображения придворных шутов и карликов (портреты т. н. Хуана Австрийского, Эль Бобо из Корин, Эль Примо, мальчика из Вальескаса, Себастьяна Мора и др.; все - 1631-48, Прадо). Мудрая непредвзятость в подходе к жизни позволяет ему в этих людях, часто обиженных природой, обнаружить присущие им человеческие качества. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим)- эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости к-рого устрашился сам папа. Этот портрет был написан В. вовремя его второй поездки в Италию (кон. 1648 - сер. 1651). Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил " Венеру с зеркалом" (1651, Нац. гал., Лондон). Необычный композиц. приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела - гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба - * Вилла Медичи", 1650-51, Прадо), в к-рых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: " Лае Менинас" (" Фрейлины", 1656) и " Пряхи" (первонач. назв. - " Миф об Арахне", 1657) - обе в Прадо. В " Лас Менинас" художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом - себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение к-рой видно в зеркале в глубине зала. В. смело раздвинул пространство композиции: король и королева воспринимаются как бы находящимися перед картиной, в среде её зрителей, к-рые становятся, в свою очередь, участниками изображённой сцены. Частный эпизод придворного быта предстаёт здесь как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в общем серо-жемчужном колорите картины с нанесёнными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, тёмносерыми, коричневатыми прозрачными мазками. В ином, более мажорном живописном ключе написаны " Пряхи" - сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане. Придворные дамы в глубине ярко освещённой комнаты любуются ковром, изображающим миф об Арахне - ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину. Окутанные золотистой пылью фигуры прях воспринимаются по контрасту со светлым фоном особенно рельефно, в частности - фигура молодой пряхи справа, полная живой подвижности и энергии. Красота народа, его созидат. сила - лейтмотив картины. В поздних произв. В. с наибольшей полнотой сказались особенности его творч. метода: глубочайшее постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность её образнопла-стич. воплощения, при к-ром все элементы художеств, формы выступают в нерасторжимом единстве. В. писал без предварит, набросков, прямо на холсте, сливая воедино непосредств. впечатления от натуры, строгую продуманность композиции, свободу кисти и органичность всей живописной системы, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество В. - вершина исп. живописи 17 в. и одно из ярчайших явлений мирового реалистич. иск-ва. Илл. ем. на вклейке к стр. 368-369. Лит.: Малицкая К. М., Веласкес (1599 - 1660), М. - Л., 1939; Каптерева Т. П., Веласкес, М., 1961 (библ.); К е-менон В. С., Картины Веласкеса, М.. 1969: Lopez-Rey. J., Velasquez. A catalogue raisonne of his oeuvre, L., 1963; Camon Aznar J., Velazquez, Madrid, 1964. Т. П. Каптерева. ВЕЛАСКО ИБАРРА (Velasco Ibarra) Хосе Мария (р. 19. 3. 1893, Кито), государственный и политич. деятель Экуадо-ра. По образованию юрист, окончил ун-ты в Кито и Париже. Занимал ряд гос. постов (гос. советник, прокурор г. Кито). Был президентом Экуадора в 1934-35, 1944-47 и 1960-61; неоднократно отстранялся от власти в результате гос. переворотов, связанных с его попытками установить личную диктатуру. Более 20 лет В. И. провёл в эмиграции. В 1952 сторонники В. И. из различных слоев населения объединились в " Нац. федерацию веласкистов" (с 1968 оформлена в партию). В. И. неоднократно выступал с антиимпериалистич. заявлениями, обещаниями провести социальноэкономич. реформы, установить и нормализовать отношения со всеми странами, включая социалистические. Это обеспечило ему популярность и, в частности, победу на выборах 1968, в результате к-рых он в 5-й раз стал президентом Экуадора. В июне 1970 при поддержке армии отменил конституцию, распустил конгресс и установил диктаторский режим. ВЕЛАУСКИЙ ДОГОВОР 1657, между Польшей и Бранденбургом в ходе польскошведской войны 1655-60. Заключён в форме двух отд. актов 19 сент. в Ве-ляве (нем. Велау) и 6 нояб. в Быдгоще; см. Велявско-Быдгащский трактат 1657. ВЕЛД (от голл. veld - поле), название засушливых плато, покрытых ксерофит-ными злаками и кустарниками, в Юж. Африке, к 3. от Драконовых гор. В. образуют серию ступеней, понижающихся к впадине Калахари и долине р. Лимпопо. Высокий В., между р. Оранжевой и р. Вааль, опускается с вые. 2000 м на С. -В. до 1200 м на Ю. -З., сложен горизонтально залегающими песчаниками и сланцами системы Карру. Поверхность покрыта сплошным злаковым покровом вые. ок. 1 л. В хр. Витва-терсранд на С. Высокого В. - важнейшие в ЮАР месторождения золота и урана. Между р. Вааль и верховьями р. Олифантс находится Средний В. (вые. 1500-1000 м), имеющий сходное с Высоким В. геол. строение. Покрыт на 3. ксерофитными кустарниками, на В. - злаками. В р-не Кимберли - месторождения и добыча алмазов. К С. от г. Претории лежит Кустарниковый В. (Бушвелд) (вые. ок. 900 м), сложенный вулканич. породами и покрытый зарослями колючих кустарников (виды акаций). От Кустарникового В. к р. Лимпопо простирается Низкий В. (вые. 800-300 м)- выровненная поверхность докембрийского кристаллич. фундамента. Покрыт саванной с баобабом и деревом " мопане". ВЕЛДЕ (van de Velde) Хенри (Анри) Клеменс ван де (3. 4. 1863, Антверпен, - 25. 10. 1957, Цюрих), бельгийский архитектор и мастер декоративного иск-ва. Учился в АХ в Антверпене (1881-83), занимался живописью и графикой. Один из основателей Немецкого Веркбунда (1907). В проектах мебели (с 1894), оформлении интерьера (Фолькванг-музей в Хагене, Германия, 1901-02) и постройках (дом Блуменверф в Брюсселе, 1895) раннего периода выступал как инициатор стиля " модерн", используя криволинейные формы и декор. Позже как архитектор (Художеств, школа в Веймаре, 1904; театр Веркбунда в Кёльне, 1914) и теоретик стал одним из основоположников и лидеров рационализма. В 1902-14 руководил художеств. -пром. школой в Веймаре, с 1926 - Нац. высшей школой декоративных иск-в в Брюсселе. В поздних работах (бка в Генте, 1935-40; Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Нидерланды, 1938-54) использовал принципы функционализма. Илл. см. т. 3, вклейка к стр. 185. Соч.: Der neue Stil, Weimar, 1906. Лит.: Teirlinck H., Henry van de Velde, Brux., 1959; Huter K. -H., Henry van de Velde, В., 1967 (библ., с. 270 - 273). ВЕЛДE (van de Velde), семья голландских живописцев 17 в. Наиболее известны: Э с а и а с ван де В. (ок. 1590-91, Амстердам, - похоронен 18. 11. 1630, Гаага). Работал с 1610 в Харлеме, с 1618 в Гааге. Один из создателей нац. голл. пейзажа (" Пейзаж с всадниками", 1623, Эрмитаж, Ленинград; " Дюнный пейзаж", 1629, Гос. музей, Амстердам), добившийся со временем простоты и естественности образов, целостного эмоц. ощущения жизни природы, связанной с жизнью простых людей, тонального единства, обогащённого контрастами света и тени; острота жизненных наблюдений отличает и его жанровые (" Общество на террасе", 1622, Эрмитаж) и батальные (" Нападение на фургон", 1626, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва) картины. Биллем ван де В. (крещён 18. 12. 1633, Лейден, -6. 4. 1707, Лондон). Работал в Амстердаме и с 1673 в Лондоне. Автор звучных по цвету мор. пейзажей. Изображая спокойное или слегка волнующееся море с крупными силуэтами кораблей, высокое небо с клубящимися оолаками, придавал своим картинам оттенок торжеств, героики (" Штиль", 1657, Нац. гал., Лондон; " Залп салюта", 1666, Карт, гал., Берлин-Далем). Адриан ван де В. (крещён 30. 11. 1636, Амстердам, -похоронен 21. 1. 1672, там же). Брат Виллема. Работал почти во всех жанрах голл. живописи и графики (портреты, религ., мифоло-гич., аллегорич. картины), но прославился пейзажами с фигурами людей и животных (" Берег в Схевенингене", 1658, Карт, гал., Кассель; " Ферма", 1666, Карт, гал., Берлин-Далем). Пейзажи Адриана ван де В. привлекают светлой праздничностью восприятия природы, прозрачной свежестью и чистотой нежных оттенков цвета; вместе с тем демократич. традиции постепенно уступают в них место созерцательности, изысканной нарядности, идилличности образов, а затем и увлечению итал. мотивами и пасторальными сценами. Лит.: Zoege von Manteuf-fel K., Die Kunstlerfamilie van de Velde, Bielefeld - Lpz., 1927. ВЕЛЕБИТ, горный хребет в Динарском нагорье, в Югославии. Протягивается вдоль берега Адриатич. м. прибл. на 150 км. Вые. до 1758 м (г. Ваганьски-Врх). Сложен гл. обр. известняками. Карст. Зап. отвесные склоны безлесны, пологие восточные склоны до вые. 1300 м покрыты широколиста. лесами, выше - хвойными. ВЕЛЕДА (УеЫа, Velleda)(l в. н. э.), одна из пророчиц древних германцев. Согласно рим. историку Тациту, происходила из племени бруктеров, жила затворницей в высокой башне, окружённая почтением и тайной. Через особых посредников В. посылала свои пророчества и ответы на заданные ей вопросы. Играла видную роль в восстании Цивилиса, призывая герм. племена к войне против Рима и обещая победу. Умерла в рим. плену. ВЕЛЕНЕ (Velenje), город в Югославии, в Словении, в предгорьях Альп. 7, 5 тыс. жит. (1967). Первый социалистич. шахтёрский город страны (строящийся с 1948). В районе - залежи лигнита (добыча ок. 3, 5 млн. т, 1965, оценка); на его базе работает ТЭС Шоштань (135 тыс. кет). ВЕЛЕПОЛЬСКИЙ (Wielopolski) Александр (13. 3. 1803, дер. Сендзеёвице, Буский повят, - 30. 12. 1877, Дрезден), маркиз, польский гос. деятель. В 1861-63 занимал руководящие должности в администрации Королевства Польского. Участвовал в подготовке и проведении частичных реформ 1861-62 [замена барщины оброком, обязат. очиншевание(см. Уннш)]. Безуспешно пытался репрессиями подавить нац. -освободит, движение. Объявленный по инициативе В. в янв. 1863 рекрутский набор, имевший целью ликвидировать кадры повстанч. орг-ции, ускорил начало Польского восстания 1863-64. Крах политики В. привёл к его отставке (12 сент. 1863) с занимаемых постов. ВЁЛЕР (Wohler) Фридрих (31.7.1800, Эшерсхейм, -23.9.1882, Гёттинген), немецкий химик, по образованию врач. Изучал химию у Л. Гмелина в Гейдельберге и И. Берцелиуса в Стокгольме. С 1831 проф. технич. школы в Касселе; с 1836 до конца жизни проф. ун-та в Гёттингене; с 1853 иностр. чл.-корр. Петерб. АН. В 1822 В. открыл циановую к-ту HOCN. ВЕЛЕС, Волос, др. -слав, языческое божество, считавшееся покровителем скота (" скотий бог".) Культ В. был известен в 10 в. в Киеве, Новгороде, позже - в Ростовской земле. В чеш. памятниках 15-16 вв. упоминается в ином значении - в смысле нечистой силы. После принятия христианства офиц. культ В. был уничтожен, но в крест, быту роль покровителя скота была перенесена на св. Власия, день празднования которого совпадал с временем зимнего отёла(нач. февраля), а также из-за сходства имён. X. ван де Вел-де. Театр Веркбунда в Кёльне, 1914. А. ванде Велде. " Ферма". 1666. Картинная галерея. Берлин-Далем. ВЕЛЕС ДЕ ГЕВАРА (Velez de Guevara) Луис (26. 8. 1578, Эсиха, -10. 11. 1645, Мадрид), испанский писатель. Последователь Лопе Ф. де Вега Карпьо. Создал ок. 400 драм, из к-рых сохранилось ок. 80, в т. ч. пьесы на исторические (" Служение королю дороже уз крови", " Тамерлан" и др.) и библейские темы. В пьесе " Крестьянка из Вера" осуждается насилие феодалов над народом. Плутовской роман " Хромой бес" (1641, рус. пер. 1964), сатирически изображающий исп. действительность, оказал влияние на А. Р. Лесажа. С о ч.: [Пьесы], в серии: Biblioteca de auto-res espanoles, t. 65, Madrid, 1858; El diablo cojuelo, 2-a ed., Madrid, 1960; в рус. пер. - Хромой бес, [предисловие Л. Пинского, М., 1964]. Лит.: Рёгеzу GоnzalezF., ElDiabloCojuelo. Notas y comentarios, Madrid, 1903; Spencer F. E. and Sche-v i 1 1 R., The dramatic works of L. Velez de Guevara, Berkeley. 1937. В. Х. Ясный. ВЕЛЗЕН, В елеен (Velsen), город в Нидерландах, в пров. Сев. Голландия. 68 тыс. жит. (1968). С 1967 входит в городскую агломерацию с г. Бевервейк (Beverwijk); общее нас. 136 тыс. чел. (1968). Порт на канале Нордзе. Металлообр., цем., хим., бум., пищ. пром-сть. ВЕЛИГЕР (от лат. velum - парус и gero - несу), подобная трохофоре личинка многих мор. моллюсков (из пресноводных - только дрейссены). В. имеет " ногу" (1), кишечник, глаза (2), органы равновесия (статоцисты - 3), а также эмбриональную раковину (протоконх - 4), в к-рую в случае опасности втягивается передняя часть тела, и велум - одну, две или несколько сложнорассечённых лопастей (5), покрытых ресничками и служащих для движения и захвата пищи. Нек-рые В. долго удерживаются в толще воды и за неск. недель преодолевают с течением Атлантич. океан. После оседания В. на дно происходит превращение его во взрослого моллюска. В.А. Свешников. ВЕЛИЕВ Али Кара оглы (р. 1901, с. Агули, ныне Сисианский р-н Арм. ССР), азербайджанский советский писатель. Чл. КПСС с 1925. Был батраком, затем рабкором, парт, работником. Печатается с 1924. Автор романов, посвящённых темам строительства социализма, - " Гахраман" (1941, рус. пер. - " Пройденные годы", 1958), " В нашем Чичекли" (1951, рус. пер. 1956), " Сердечные друзья" (1956, рус. пер. - " Костры", 1959), " Дорога в Тураджлы" (1958-59)- и повестей " Гюлыпен" (1949), " Воспоминания Будага" (кн. 1-2, 1963-64). В. уделяет внимание дет. тематике: рассказы " Подарок детям" (1962), " Дорогим внукам" (1964), " Звёздочка" (1967). Соч. В. содержат много этнографич. сведений. С о ч.: Сечилмиш эсэрлэри, ч. 1- 2, Бакы, 1957-60; Анагыз, Бакы, 1965; Эсэрлэри, 6 чилддэ, ч. 1 - 4-, Бакы, 1968-70. Лит.: Писатели Советского Азербайджана. (Биографический справочник), Б., 1959. ВЕЛИЖ, город, центр Велижского рна Смоленской обл. РСФСР. Пристань на Зап. Двине, в 70 км к С. от ж. -д. ст. Руд-ня (на линии Витебск - Смоленск). 9 тыс. жит. (1968). Мебельная фка, леспромхоз, льнообрабат. и сыродельный з-ды. Возник в 1536 как укреплённый пункт. ВЕЛИЖСКОЕ ДЕЛО, антисемитское дело по обвинению группы евреев из г. Ве-лижа Витебской губ. (ныне - Смоленская обл.) в убийстве мальчика Ф. Иванова; возникло в 1823. Первая судебная инстанция признала обвиняемых невиновными, но дело было возобновлено и ему придали антисемитский и " ритуальный" характер (1825). Было арестовано неск. десятков человек, к-рые до 1835 находились в тюрьме. Несмотря на жестокие и беззаконные методы следствия и давление реакц. кругов, собрать материал для обвинения не удалось. Обвиняемые были оправданы, а лжесвидетели сосланы в Сибирь. Решающую роль в разоблачении навета сыграл Н. С. Мордвинов - пред, департамента гражд. и духовных дел Гос. совета. В. д. привлекло к себе широкое обществ, внимание. Юношеская трагедия М. Ю. Лермонтова " Испанцы" написана под впечатлением В. д. Лит.: Г е с с е н Ю. И., Велижская драма, СПБ, 1904. ВЕЛИ3АРИЙ, византийский полководец; см. Велисарий. ВЕЛИКА-КИКИНДА, город в Югославии, в сев. -вост. части Воеводины; см. Кикинда. ВЕЛИКАНОВ Дмитрий Петрович [р. 12(25). 10. 1908, Одесса], советский учёный в области автомоб. техники и транспорта, чл. -корр. АН СССР (1968), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968), профессор (1958). Чл. КПСС с 1945. В 1931 окончил Ленингр. политехнич. ин-т. Работал в ряде н. -и. ин-тов автомоб. транспорта, с 1956 в Ин-те комплексных трансп. проблем. Осн. работы В. относятся к изучению эксплуа-тац. качеств автомобиля, к разработке теоретич. и экспериментальных методов их определения (и оценки), к исследованию проблем автомоб. перевозок в единой трансп. системе. Руководитель государственных испытаний ряда автомобилей серийного произ-ва.
|