Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
X. Просвещение. В 1870 в В. был принят первый закон по народному образованию, положивший начало гос
В 1870 в В. был принят первый закон по народному образованию, положивший начало гос. школьной системе. В соответствии с ним нач. обучение детей от 5 до 12 лет в элементарной школе объявлялось обязательным. В 1902 был издан закон, обязавший местные органы нар. образования создавать гос. грамматические школы. В 1918 срок обязательного нач. обучения был продлён до 14 лет. В соответствии с законом 1944 срок обя-зат. обучения продлён до 15 лет и неполная ср. школа объявлена обязательной. Этот закон лежит в основе функционирующей в наст, ьремя системы организации нар. образования В. (с незначит. различиями между Англией и Уэльсом; Шотландией; Сев. Ирландией). Совр. система нар. образования состоит из трёх ступеней: начального, среднего и т. н. последующего образования. Дошкольное воспитание осуществляется в школах-яслях и дошкольных классах. В 1968 имелось ок. 600 гос. дошкольных учреждений (26 тыс. детей). Нач. образованием охватываются дети с 5 до 11 лет (в Шотландии - до 12 лет, в Сев. Ирландии - до 13 лет). С 5 лет они посещают 2-летние школы для малышей, с 7 лет - начальные школы. По окончании нач. школы учащихся на основании тестовых испытаний распределяют по трём неравноценным типам ср. школ: ок. 20% уч-ся попадает в грамматич. школу со сроком обучения 5- 7 лет, ок. 70% уч-ся - в современную школу со сроком обучения 4, иногда 5 лет, ок. 5% уч-ся-в техническую со сроком обучения 5, изредка 7 лет. С нач. 50-х гг. создаётся новый тип ср. школы - т. н. единая, объединяющая программы всех 3 типов ср. школ (число учащихся в этих школах не превышает 10%, срок обучения - 4; 5 и 7 лет). Существующие типы школ отличаются друг от друга не только уч. планами и программами, но и правами, предоставляемыми выпускникам. Осн. задача грамматич. школы - подготовка к поступлению в вуз. В старших классах проводится дифференциация уч. курсов; осн. отделения - гуманитарное и естественноматематическое. В ср. технич. школах обще-образоват. подготовка сочетается с общетехнической, а часто и предпрофессиональной. Современная школа в основном тупиковая: лишь небольшая часть учащихся, закончив 5-летний курс обучения, имеет возможность после сдачи особых экзаменов перейти в старшие классы грамматич. школы. В современной школе большое внимание уделяется практич. подготовке. Примерно '12 ср. школ имеет раздельное ооучение для девочек и мальчиков. Наряду с государственными (св. 90% уч-ся) существует большая сеть частных (т. н. " независимых") ср. школ, из к-рых наиболее привилегированные - паблик скулз (Итон, Харроу, Уинчестер и др.). Всего в 1968169 уч. г. в В. работало 38, 1 тыс. гос. школ с 9435 тыс. уч-ся (8158 тыс. в Англии и Уэльсе, 947 тыс. в Шотландии, 330 тыс. в Сев. Ирландии) и 394 тыс. учителей. Подготовка учителей для начальных и современных школ осуществляется в 3-годичных педагогических колледжах. В 1968169 уч. г. в них обучалось 125, 9 тыс. чел. Преподавателей для грамматич. школ готовят в ун-тах на спец. 1-годичных пед. отделениях, куда принимают окончивших основной 3-годичный курс одного из факультетов ун-та. В 1968169 уч. г. на 32 пед. отделениях подготавливалось 6100 студентов. Ступень т. н. последующего образования включает общеобразоват. и проф. уч. заведения с полным и неполным уч. днём, а также различные курсы, предназначенные гл. обр. для работающей молодёжи. Низшее проф. образование осуществляется в системе фабричнозаводского ученичества (срок - 5 лет) и индивидуального обучения. Ср. проф. образование дают младшие отделения спец. колледжей (с 2-годичным курсом обучения): технич., художественные, коммерческие, домовод-ческие, сельскохозяйственные. Возраст уч-ся обычно св. 16 лет. Многие из колледжей имеют 4-5-годичные курсы- обучения и дают образование, приближающееся к высшему. В 1967168 уч. г. системой " последующего" образования было охвачено 3410 тыс. чел.; большая часть молодёжи занималась без отрыва от производства. К системе " последующего" образования относятся н учреждения по обслуживанию молодёжи во время досуга. Высшее образование осуществляется в ун-тах, колледжах и технич. ин-тах (об организации уч. процесса в вузах В. см. в ст. Высшее образование). В 1968169 уч. г. в В. было 44 ун-та (св. 212 тыс. студентов и аспирантов), 8 по-литехнич. ин-тов и 48 колледжей высшего образования (15, 6 тыс. студентов). Крупнейшие ун-ты: Лондонский (осн. в 1836), Кембриджский (осн. в 1209), Оксфордский (осн. в 1167), Эдинбургский (осн. в 1583), ун-т Уэльса в Кардиффе (осн. в 1893), ун-т Белфаста (осн. в 1908). В послевоен. годы создан ряд новых ун-тов: Ноттингемский, Эссексский, Стратклайдский и др. Крупнейшие библиотеки: Библиотека Британского музея в Лондоне (осн. в 1753), бка Оксфордского ун-та (бка Бодли, осн. в 1602; св. 2, 8 млн. тт.), бка Кембриджского ун-та (ок. 3 млн. тт., св. 12 тыс. рукописей), Нац. бка Уэльса в Кардиффе (осн. в 1907; св. 2 млн. тт.), Публичная бка Ланкашира (осн. в 1924; 3, 3 млн. тт.), Нац. бка Шотландии в Эдинбурге (осн. в 1682; св. 3 млн. тт.), бка Эдинбургского ун-та (св. 1 млн. тт.), бка Лондонского ун-та (осн. в 1838; св. 850 тыс. тт.) и др. Гл. музеи: Британский музей (основан в 1753), Британский музей естеств. истории, Науч. музей (1857; содержит уникальную коллекцию машин), Лондонский музей (1912), Национальная галерея (1824), Музей Виктории и Альберта (1852), галерея Тейт (1897), Нац. портретная галерея (1857) - все в Лондоне; Нац. музей Уэльса в Кардиффе (1907), мемориальный музей Шекспира в г. Стратфорд-он-Эйвон; Шотландский королевский музей (1854), Нац. музей шотландских редкостей (1780), Нац. галерея Шотландии (1859) - все в Эдинбурге. В. П. Лапчинская.
|