Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVII. Драматический театр.
Как и во мн. странах Зап. Европы, театр В. сначала был церковным и входил как составная часть в религ. ритуал. Церковные представления включали эпизоды Священного писания. Сохраняя ре-лиг, сюжеты, горожане вносили в представления бытовые мотивы, комич. эпизоды. В период расцвета ср. -век. гор. культуры представления приобрели характер общенародных торжеств, происходивших в дни больших церк. праздников; ставились коллективные мистерии: каждый гор. цех исполнял пьесу, инсценировавшую один из эпизодов Священного писания. В представлениях, происходивших на передвижных сценах-повозках (педжент), участвовали любители. В 15 в. появились интерлюдии (комич. сценки, близкие франц. фарсам) и моралите (пьесы аллегорич. характера с персонажами, олицетворяющими добродетель и пороки). Возникли труппы бродячих актёров-профессионалов. В эпоху Возрождения любителей окончательно вытеснили проф. актёры. В этот период высокого расцвета достигла драматургия (К. Марло, У. Шекспир, Б. Джонсон и др., см. раздел Литература). Среди актёров той эпохи известность получил Э. Аллейн, выступавший в пьесах Марло, и Р. Бёрбедж, первый исполнитель ролей Ромео, Гамлета и Лира в пьесах Шекспира. Актёрские труппы были товариществами на паях; пайщики - гл. актёры, к-рые нанимали исполнителей для второстепенных ролей (труппы в Лондоне 16-20 чел., бродячие труппы, игравшие в провинц. городах, 5-8 чел.). В 1576 в Лондоне было построено первое театр, здание " Театр". Впоследствии появились " Глобус" (1599), где играла труппа Шекспира, " Фортуна" (1600) и др. Театры не имели крыши над помещением для зрителей. Зрители стояли внутри высокой ограды на земле, вдоль внутр. стороны стен располагались галереи. Сцена глубоко вдавалась в зрительный зал. Над нею был навес, стоявший на двух колоннах и упиравшийся в задник, имевший двери для выхода и ухода актёров; 2-й этаж задника составлял небольшой балкон. Занавеса не было. Скудное декоративное убранство восполняли богатые костюмы актёров и реквизит. Наряду с труппами взрослых актёров имелись труппы мальчиков-певчих (играли в закрытых помещениях для избранной публики). В театре времён Шекспира актрис не было. Женские роли исполняли мальчики. В кон. 16 в. труппа, к к-рой принадлежал Шекспир, одновременно с представлениями в общедоступном театре " Глобус" стала давать спектакли в закрытом помещении бывшего монастыря " Блэкфрайерс". Если в кон. 16 - нач. 17 вв. театр был в осн. нар. зрелищем, то, начиная с 20-х гг. 17 в., он всё больше превращался в аристократич. развлечение. Уже в 16 в. против театра выступали буржуа-пуритане, осуждавшие его за безнравственность. В нач. Англ, революции 17 в. пуритане, придя к власти, запретили театр, представления. Лишь в годы протектората О. Кромвеля при его дворе давались представления типа оперы. В 1660, после восстановления монархии Стюартов, возобновилась деятельность театров, находившихся под покровительством и контролем двора. Была введена театр, монополия; патенты на право представлений получили две вновь созданные труппы-Труппа короля и Труппа герцога (позднее получили назв. " Друри-Лейн" и " Ковент-Гарден"). Театры эти имели закрытые здания, в партере стояли скамьи, на галереях были ложи, на верх, ярусе - раёк для слуг аристократов и буржуа; боковые ложи для царственных особ находились на сцене. В это время появились декорации, к-рые, как правило, не менялись на протяжении всего действия (в пьесах, согласно правилам классицизма, соблюдалось единство места). В кон. 17 в. впервые появились актрисы. Выдающимся актёром был Т. Беттертон, прославившийся в трагич. ролях. После т. н. " Славной революции" (кон. 17 в.), когда буржуазия стала признанной частью господствующего класса, была введена строгая цензура. Расцвет театра 18 в. связан с просветительством и утверждением реализма в иск-ве и лит-ре. Вершина актёрского иск-ва эпохи - творчество величайшего актёра-реалиста Д. Гаррика, возглавившего театр " Друри-Лейн" в 1747-76. Гаррик обладал универсальным даром и выступал с равным блеском в трагич. и комич. ролях. О реалистич. характере его игры с высокой похвалой писал Д. Дидро. В кон. 18 - нач. 19 вв. возникает новый стиль исполнения, величественнострогий и возвышенный. Крупнейшими представителями его были Дж. Кембл и его сестра С. Сиддонс. В 19 в. театр оказывается во всё большей зависимости от бурж. предпринимательства и бурж. публики. Наряду с традиционными театрами строятся здания для грандиозных пантомимных представлений, часто с разл. декоративными эффектами (водные бассейны и др.). В 1843 после отмены монополии " Ковент-Гардена" и " Друри-Лейна" появляются новые театры. В 19 в. утверждается совр. тип театр, помещения, улучшается театр, освещение, появляются рисованные декорации, а в конце века - поворотный круг. История англ, актёрского иск-ва 19 в. изобилует именами выдающихся исполнителей: Э. Кин, его сын Ч. Кин, У. Мак-реди и др. Ч. Кин ввёл историзм в костюмах и декорациях. Во 2-й пол. 19 в. актёр и реж. Г. Ирвинг создал театр " Лицеум" (партнёршей Ирвинга была Э. Терри), где осуществлял монументальные постановки пьес Шекспира, развивая принципы Ч. Кина. В этом же театре ставились сентиментальномещанские пьесы. Театр сторонился новой драматургии, зарождавшейся в то время. Несмотря на высокий уровень актёрской игры и художеств, устремления Ирвинга и Терри, в их постановках острота обществ, проблем приглушалась. Между тем публика требовала злободневной драматургии с острой проблематикой. Отсутствие такого театра пытались восполнить полупрофессиональные и любительские кружки. В 1891 критик Дж. Грейн создал в Лондоне " Независимый театр". Затем возникли " Театр нового века", " Об-во литературного театра"; " Олд Вик", хотя и существовал с 1818, однако его деятельность для англ, театр, культуры была наиболее значительна, начиная с 1898, когда театр возглавила Л. Бей лис, ставившая преим. пьесы Шекспира. Успех этих театров определялся новым репертуаром, в них создавался исполнительский стиль, соответствующий реалистич. и натуралистич. тенденциям новой драмы. Эту же задачу ставил перед собой театр " Корт" (открыт в 1870, с 1871 -" Ройял Корт тиэтр"), возглавлявшийся в 1904-07 драматургом и актёром X. Гренвилл-Баркером. Режиссёрские методы Гренвилл-Баркера способствовали поднятию художеств, уровня англ, театра. Возникают стационарные театры и в крупных промышленных городах: Манчестере (1908), Ливерпуле (1911), Бирмингеме (1913), из к рых два последних продолжают работать. Нач. 20 в. было переломным в сценич. иск-ве В. На протяжении 18-19 вв. здесь господствовала система актёров-" звёзд", успех спектакля определяли выдающиеся исполнители. Начиная с Гренвилл-Бар-кера в англ, театре появляется режиссура, строящая спектакль по принципу ансамбля. Новая драматургия воспитала и новых актёров, способных исполнять социальнобытовую и психологич. драму (Д. Эчерч, П. Кэмпбелл, Дж. Александер, Л. Маккарти, Л. Калверт и др.). Наряду с пышными постановками классики, в частности Шекспира (реж. Г. Бирбо-мом Три), возникает стремление приблизить спектакль к современности, дать психологич. раскрытие образов, что особенно характерно для шекспировских постановок реж. Гренвилл-Баркера. Театр В. перед 1-й мировой войной имел преим. реалистич., иногда натуралистич. направленность. Поиски форм символистского театра, предпринятые Э. Г. Крэгом, носили чаще теоретич. характер, т. к. антрепренёры не рисковали осуществлять его оригинальные проекты. После 1-й мировой войны англ, режиссура обогатилась опытом рус. иск-ва. Большое значение имела деятельность рус. реж. Ф. Ф. Комиссаржевского, поселившегося в В. и перенёсшего сюда богатый опыт рус. театра, включая систему К. С. Станиславского, творческие поиски Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда. 20-30-е гг. отмечены появлением на сцене драматургии разных направлений. Пьесы Б. Шоу, Дж. Голсуорси, С. Моэма, Ф. Лонсдейла, Дж. М. Барри, А. А. Милна, Н. Коуарда ставились столичными, провинциальными и гастрольными труппами, разъезжавшими по стране. Театр " Эвримен", расположенный в пригороде Лондона Хэмпстеде, ставил пьесы А. Стриндберга, Б. Шоу, Ю. О'Нила. Театр " Гейети" познакомил англ, публику с драматургией нем. экспрессионизма, театр " Барнес" - с пьесами Чехова, театр " Мер-кьюри" специализировался на совр. по-этич. драме и ставил пьесы Т. С. Элиота, У. X. Одена и К. Ишервуда. В Оксфорде в студенческом театре реж. Дж. Б. Фей-ган оригинально интерпретировал. европ. классиков. В 1926-33 Фестивальный театр в Кембридже создал ряд интересных спектаклей экспериментального характера в новаторском декоративном оформлении. Реж. Б. Джэксон организовал в Малверне ежегодные фестивали (1929-37) пьес Б. Шоу. Значит, для англ. театра этих лет было появление таких драматургов, как Ш. О'Кейси, Дж. Б. Пристли, Дж. Брайди, смело экспериментировавших с драматургич. формой. На 20-е гг. падает расцвет мастерства выдающихся актрис С. Торндайк и Э. Эванс. В 30-е гг. на англ, сцене появляется новое поколение мастеров театра: Дж. Гилгуд, Л. Оливье, А. Гиннесс, Р. Ричардсон, А. Клуне, Ч. Лотоп, В. Ли, Б. Лемап, Ф. Робсон, П. Эшкрофт, многие из к-рых продолжают деятельность и в 60-е гг. Психологич. правдивость, пластичность создаваемых ими образов, музыкальность речи, полное вживание в характеры персонажей способствовали популярности этих актёров за пределами В. Во время 2-й мировой войны мп. театры прекратили деятельность, но вместе с тем возникли труппы, обслуживавшие войсковые части и тыловые учреждения. Впервые в истории В. правительство стало субсидировать театры. В 40 - нач. 50-х гг. продолжалась деятельность драматургов Брайди, Пристли, О'Кейси; приобрели известность драматурги П. Устинов, К. Фрай, Р. Мак-Дугалл, Ю. Мак-Кол. Возникли новые театры с более или менее постоянным актёрским составом, в 1945- театр-студия " Уоркшоп", к-рой руководила прогрессивный реж. Дж. Литлвуд. В 1956 Дж. Девин организовал " Ипглиш стейдж ком-пани" - труппу, к-рая играет в помещении " Ройял Корт тиэтр". Этот коллектив, как и созданный Б. Майлсом театр " Мер-мейд" (" Русалка", 1959), экспериментирует не только в области театр, техники, но смело ставит совр. передовую драматургию В. и др. стран. Новое поколение актёров, появившееся после 2-й мировой войны, включает такие имена, как П. Скофилд, Р. Бёртон, К. Блум, П. Дейнмен, Б. Джеффорд, Дж. Невилл, П. Роджерс, П. О'Тул, Д. Тьютин, А. Финни, Т. Кортни, А. Бейтс, Н. Уильямсон и др. Послевоен. период отмечен развитием смелой творческой режиссуры, представленной Дж. Литлвуд, Б. Майлсом, П. Бруком, П. Холлом, Дж. Бартоном, К. Уильямсом, Т. Нанном и др. Появление в 1956 пьесы актёра Дж. Осборна -" Оглянись во гневе" положило начало новому подъёму англ, театра. Появилась драматургия " рассерженных молодых людей", а за нею новая социальнобытовая драма (А. Уэскер, Ш. Дилэни, Б. Копе, Д. Мерсер, Р. Болт, Б. Биэи и др.). Англ. театр не остался в стороне от возникших на континенте в 50-60 е гг. " экспериментальных" направлений, в частности т. н. " театра абсурда". В В. это направление представлено Н. Ф. Симпсоном, Э. Джеллико, Т. Стоппардом, отчасти X. Пинтером, к-рый пишет также и пси-хологич. драмы. В совр. В. театр, коллективов с постоянной труппой и собственным зданием мало. Театр, здания находятся во владении предпринимателей, сдающих их в аренду труппам, к-рые обычно формируются для постановки одной пьесы, идущей на сцене до тех пор, пока она делает сборы. Затем труппа распускается и актёры ищут новую работу. Передовые деятели театра В. с давних пор борются за создание нац. театра. Первым шагом к этому было возникновение Шекспировского мемориального театра в Стратфорде-он-Эйвоп во 2-й пол. 19 в. В 1925 этому театру была дана королевская лицензия, утвердившая его существование. В 1961 театр был переименован в Королевский шекспировский театр (филиал в Лондоне в помещении театра " Олдуич"). Начавшееся в 20 в. движение за создание репертуарных театров вызвало появление трупп с более или менее постоянным составом в Бирмингеме, Манчестере, Бристоле и др. Лишь немногие театры существуют на гос. субсидию, остальные - на частные пожертвования и на сборы со спектаклей. С 1964 ежегодно в помещении театра " Олдуич" в летние месяцы проходят междунар. театр, смотры, на к-рых труппы разных стран выступают с лучшими спектаклями прошедшего сезона. Среди стационарных театров с более или менее постоянной труппой, в т. ч. в Лондоне, где работает ок. 50 театров: " Олд Вик" (с 1963 здесь играет труппа Национального театра под рук. Л. Оливье), " Ройял Корт тиэтр" (с 1956 здесь выступает труппа " Инглиш стейдж ком-пани"), " Мермейд тиэтр", рабочий театр " Юнити" (с 1936), театр " Уоркшоп" (с 1953 работал в помещении театра " Тиэтр Ройял") и др. В большинстве крупных городов имеются репертуарные театры (ок. 40), в т. ч. Бристольский " Олд Вик" (с 1946, в помещении театров " Ройял" и " Литл"), " Белгрейд тиэтр" (с 1958, Ковентри), " Данди репертори тиэтр" (с 1939), " Эдинбург сивик тиэтр" (с 1965, в помещении " Ройял Лицеум"), " Ситизенс тиэтр" (с 1943, Глазго), " Лайбрери тиэтр" (с 1947, Манчестер), " Мэдоу плейере" (с 1956, Оксфорд, в помещении " Плей-хаус"), Репертуарный театр в Ливерпуле (с 1911 в помещении " Плейхаус") и др. В кон. 60-х гг. в Лондоне возникают небольшие театры (на 100-200 мест), связанные с авангардистской драматургией: " Пустое пространство", " Театр наверху", " Новая художеств, лаборатория" и др. По вопросам театра издаются журн. " Drama" (с 1919), " Place and Players" (с 1954). Среди ведущих театр, критиков: М. Бирбом, Дж. Эйгет, Э. Дьюкс, К. Тайней, А. Браун, Э. Бентли, Д. Р. Тейлор и др. Крупнейшие театр, учебные заведения В.: Королевская академия драматич. иск-ва (с 1904), Центральная школа дикции и драматического иск-ва (" Драма сентр Лондон лимитед"; трёхгодичный курс обучения актёрскому мастерству), " Гилд-холл-скул" (отделения музыки и театра), " Веббер - Дуглас-скул" (отделения вокального и драматич. иск-ва), учебное отделение при Британской драматич. лиге (все в Лондоне), Бирмингемская школа дикции и драматич. иск-ва, Театр, школа Бристольского " Олд Вик", театр, ф-т при Бристольском ун-те. Илл. см. на вклейке, табл. XXXVIII (стр. 432-433). Лит.: История западноевропейского театра, т. 1 - 4, М., 1956 - 64; Минц Н., Эдмунд Кин, М., 1957; Современный английский театр, [Сб. сост. Ф. Крымко], М. Д1963]; Зннгерман Б., Английские перемены, в его кн.: Жан Вилар и другие, М., 1964; Ступников И., Дэвид Гаррик, Л., 1969; А н и к с т А., Театр эпохи Шекспира, [М., 1965]; N i с о 1 1 A., A history of English drama, 1660-1900, v. 1 - 6, Camb., 1952 - 59; M a n d e r R. and Mitchenson J., A picture history of the British theatre, L., 1957; The Oxford companion to the theatre, ed. by Ph. Harthole, 3 ed., L. [a. o. ], 1967. А. А. Аникст. Цирк. Зачатки циркового искусства в Англии существовали в 16 в. С кон. 17 в. приобретают большую популярность наездники, конные акробаты. Первым цирковым предприятием в В. была Школа верховой езды Ф. Астлея (1772, Лондон). Построенный Астлеем амфитеатр у Вестминстерского моста (1780) положил начало стационарному цирку в В. Здесь демонстрировался конный цирк, позже и др. жанры - конноакробатич. упражнения с гимнастикой, эквилибристика и пр. С сер. 19 в. видное место стала занимать дрессировка животных. Получил развитие жанр пантомимы со множеством зрелищных, муз., шумовых и др. эффектов. Среди преемников Астлея были Э. Дю-коро и Дж. Санджер. Дж. Санджер (по арене " Лорд Санджер"), создавший ряд передвижных цирков, стал инициатором и организатором т. н. зоологич. пантомим, в к-рых участвовали большие группы разл. животных, и рождественских пантомим для детей. С 1913 пантомимы демонстрировались в лондонском зале " Олимпия", после 1-й мировой войны - под рук. цирковых деятелей Бертрама, У. Милса, бр. Смарт. Другие цирковые стационары В. - Ярмутский и Блэкпулский цирки работают, как и " Олимпия", только в зимние месяцы. Цирки не имеют постоянных трупп. В летние месяцы действуют передвижные цирки. Лит.. 'КузнецовЕ., Цирк, Л. - М., 1931; Drake H. D. Т., The English circus and fair ground, L., 1946; Thetard H., La merveilleuse histoire du cirque, v. 1 - 3, [P. ], 1947; Sanders R. M., The English circus, L., 1952. А.Я.Шнеер.
|